Разное

Констатирующий этап эксперимента это – 3.Метод эксперимента: констатирующий, формирующий этапы.

констатирующий и формирующий эксперимент, изучение продуктов деятельности

В практике возрастной и педагогической психологии актуальным является использование так называемого психолого-педагогического (или формирующего) эксперимента. Этот метод обеспечивает прослеживания изменений психологических характе эристикой ребенка в процессе активного педагогического воздействия исследователя на личность. Метод позволяет не ограничиваться регистрацией фактов, выявляемых а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, обнаруживая возможности оптимизации данного процесса. Именно поэтому метод широко применяется при изучении условий, пр инципив, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процессесу.

Методика реализации психолого-педагогического эксперимента состоит из трех этапов. Первый этап — констатирующий эксперимент первого порядка, направленный на установление существующих на момент эксперимента характеристик и свойств изучаемого явления. В эксперименте участвуют две группы участников: а) основная группа (или основная выборка) и б) контрольная группа (или контрольная выборка). Основная игру па участвует во всех процедурах эксперимента и проходит цикл формирующих воздействий. Контрольная группа выступает как эталон, образец, по которому по сравнению будет оцениваться развивающий и формирующий эффект экс перименту. Таким образом, исследование будет проходить в параллельном режиме, в отличие от линийногйного.

Второй этап — собственно формирующий эксперимент. Он реализуется с помощью специально построенной исследователем экспериментальной модели развивающих и формирующих воздействий на предмет исследования. Эксперимент т может сочетать в себе процедуры различного характера: учебные, игровые, практические т.д.. Особо важным моментом проведения формирующих воздействий является аналитическая модель»развивающего эффекта»эксперимента — своеобразный»идеальный образ»ожиданий исследователя относительно результатов эксперимента. Данная модель специально конструируется и выстраивается психологом на подготовительном этапе исследования. В исследовании принимает у часть основных групп участниковників.

Третий этап — констатирующий эксперимент второго порядка. На данном этапе организуется»контрольный»исследования, в котором участвуют обе группы участников (основная и контрольная) целью исследования является является «снятие» эмпирических показателей предмета познания после проведенной процедуры формирующих воздействий. Показатели контрольной выборки выступают эталоном сравнения для установления формирующего эффекта, достигну того в работе с основной группой дальнейшем результаты исследования подвергаются соответствующем анализа и используются для установки или обоснования определенных закономерностей развития психологических. Власт ивостей личностейсті.

Изучение продуктов деятельности

Один из самых распространенных методов психологического исследования — изучение продуктов деятельности. Метод представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование пр родуктив деятельности человека. Центральным моментом структуры метода является понятие»продукт деятельности»Методическое определения данного понятия несколько отличается от чисто теоретического его определения. Так во о продуктов деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления активности данной личности относительно явлений объективного и субъективного мира. Познавательные или преобразовательные за содержание ом, они проявляют индивидуальность конкретного человека в каждом из его деяний, направленных на познание или преобразование элементов окружающей реальностиності.

Метод изучения продуктов деятельности человека объединяет в себе несколько дослядницьких и аналитических процедур, дифференциация которых происходит по признаку предмета познания каждой из них. Так, выделяют:

1) анализ личных документов — писем, фотографий, дневников, автобиографий и т.д., качественно-количественный анализ которых дает ценный материал для психодиагностики, исследования жизненного пути личности, ха арактеристик деятельностных актов человека в ситуациях содержательных взаимодействий и др.;

2) анализ официальных материалов декабре повой, коллективной и массовой коммуникации — записи разговоров, дискуссий, совещаний, различные уставы, приказы, объявления, распоряжения, законы, правила, газеты, радио-и и телепередачи, реклама и т.д.; этот тип исследовательских и аналитических процедур применяется, как правило, для изучения социальных процессов, явлений и их проекций на индивидуальное бытие личности

3) анализ продуктов деятельности — система процедур, направленных на исследование и толкование смысловых результатов деятельности человека — творческих, профессиональных, поведенческих, общественных, самоориентованих т тощ.

Если структура и логическая формализация процедур первых двух типов исследования достаточно проста и универсальной (анализ и толкование официальных и неофициальных документов; письменных, вербальных или стат статистических материалов; цифровой, изобразительной и»словесной»информации; их языковых и смысловых компонентов; их структурной и смысловой организации, соотношение в них субъективного и объе руктивных содержания; реальной и индивидуальной их»влияния»на другие явления или»отчуждения»от мира и т.д.), то третий тип исследования является сложным не только с формальной точки зрения, но и с позиции й его содержательной насыщенности. В психологическом взгляде на реальность тех или иных проявлений индивидуального»Я»личности каждый из этих проявлений может считаться»продуктом многомерной и многоуровневой д ияльности»человека, если по своей структуре и содержанию он организуется в целостный акт выявления личностью своего познавательного или преобразовательного отношения к явлениям мира (внешнего, объективного или внутреннего, скрытого, мира своего»Я»). Поэтому в зависимости от сущности предмета исследования и его целей психолог может квалифицировать конкретное проявление действия человека как продукт ее деятельности и уже вых одячы из этого выстраивать свое исследование в рамках процедуры»анализ продуктов деятельностиі».

Тогда содержательными моментами организации исследования станут:

1) на первом этапе — определение сущности предмета исследования как продукта специфической (или универсальной *) деятельности личности и построение теоретической модели этой деятельности по структуре: содержание т и целенаправленность деятельности — ситуативная и смысловая организация пространства деятельности — средству компоненты деятельности (орудия, приемы, средства, техники, технологии — реальные и идеальные) — об сексуальное развертывания деятельности — продукт деятельности в его реальном и идеальном определении;

2) на втором этапе — построение»эталонной модели»продукта деятельности, исследуемой и аналитическое сопоставление эталона с реальным, исследуемым продуктом;

3) на третьем этапе — цикл аналитических и прогностических действий относительно предмета своего исследования и деятельности как целого; статистическое или проективное толкования результатов исследования, привлечение полученных данных в общий эмпирический цикл взаимодействий исследователя с личностью — проекция и прогноз формирующих, развивающих, стабилизирующих т.д. взаимодействующих.

Продукты деятельности, подлежащих анализу в психологическом исследовании, различают также по признаку»спонтанности — направленной их организации»Таким образом, тот или другой по содержанию продукт деятельности те личности может быть получен для анализа в условиях»смоделированной деятельности», которая специально организуется исследователем. Конечно, при этом важно получить»чистый»результат, а потому действиям опыт ника в условиях ситуации моделирования деятельности относится ряд общих (в исследовательском плане) специальных (в плане содержания деятельности, моделируемой) услоов.

Изучение продуктов деятельности как метод психологического исследования широко используется как в исследовательской, так и в прикладной сфере действий психолога. В каждом конкретном исследовании метод обеспечивает уеться необходимым набором аналитических и. Тлумацкого процедур относительно сущности предмета исследования и целей самого исследования. При определенных условиях метод может использоваться как основной в исследовании, п роте чаще всего выступает в психологическом познавательном акте как вспомогательныеий.

uchebnikirus.com

Выводы по I главе

Анализ состояния современной педагогической теории и практики экологического воспитания младших школьников показал, что несмотря на активное обращение исследователей к данной проблеме на протяжении последних лет, изучены лишь ее отдельные аспекты. Результаты значительной части исследований требуют переосмысления с учетом формирующегося сегодня философского видения перспектив развития современной цивилизации, и условий предотвращения глобального экологического кризиса. 

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т.к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.

Так как в младшем школьном возрасте в сознании детей происходит формирование наглядно-образной картины мира, то основной формой работы с учащимися в начальной школе является наблюдение. Задача учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы.

Для младших школьников важно понять что же такое бережное отношение к природным объектам? К ним так нужно относиться, потому что они полезны или нужны для человека или уважать их необходимо даже в том случае, когда они к человеку никакого отношения не имеют, безразличны ему? Определиться в этом детям поможет экологическая этика. Этот раздел поможет учащимся узнать, что у природы тоже есть свои права и свободы.

Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у младших школьников бережного отношения к живым природным объектам при изучении комнатных растений и домашних животных

Для проведения экспериментальной работы по формированию бережного отношения мы выбрали 3 класс.

Практическая часть исследования проходила в МБОУ НГПЛ города Новосибирска. Во второй четверти (в ноябре-декабре 2013 года). В проведении эксперимента участвовал 3 «Б» класс. В классе 23 человека, из них 11 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей 9-10 лет.

Цель констатирующего этапа экспериментавыявить уровень бережного отношения к живым природным объектам у детей в классе. На данном этапе нами проведено: методика по выявлению уровня бережного отношения у учащихся к природным объектам, тестирование уровня сформированности личностных результатов.

Цель формирующего этапа эксперимента — повышение уровня бережного отношения у младших школьников.

Контрольный этап эксперимента эксперимент проводился с использованием методов констатирующего эксперимента.

2.1 Констатирующий этап эксперимента

Цель констатирующего этапа – выявить уровень бережного отношения у детей к живым природным объектам.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

  • Определить уровень сформированности интереса к природе;

  • Продиагностировать уровень развития личностных результатов;

  • Провести экспериментальную работу, направленную на выявление уровня бережного отношения к живым природным объектам;

  • Выбрать методику для формирующего эксперимента.

На данном этапе нами использовались такие методы исследования как тестирование, наблюдение.

Для выявления уровня бережного отношения у учащихся 3 класса нами была проведена тестовая работа «Умеешь ли ты охранять природу?», которая состояла из 5 вопросов (см. приложение 1), направленных на выявление уровня знаний о окружающей среде и бережного отношения к природе.

Для определения уровня развития личностных результатов данного класса нами была проведена диагностика метапредметных результатов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Образовательная система «Школа 2100»). Данная диагностика содержит шесть заданий, проверяющих умения: оценивать поступки с позиции нравственных ценностей, объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей, определять важные для себя и окружающих правила поведения, выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам, отделять оценку поступка от оценки самого человека, определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно определить как хороший или плохой). Изучив задания, ребенок должен выбрать и записать буквы соответствующие его оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков (задания1-4, 6) и выбрать правильный ответ (задание 5) (см. приложение 2).

На выполнение всех шести заданий отводится 25 минут. По истечении этого времени работы собираются, и определяется процент успешных решений каждого ученика и класса в целом.

Оценивание проводилось по трём уровням – высокий, средний, низкий, которые указаны в таблице 1.

Таблица 1. Уровни сформированности интереса к природе

Тип тестирования

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Личностные результаты

Набрали от 21 до 31баллов

Набрали от 11 до 20 баллов

Набрали от 0 до 10 баллов

тестовая работа «Умеешь ли ты охранять природу?»

от 5 до 11 баллов

от 12 до 18 баллов

от 19 до 25 баллов

Рассмотрим результаты, показанные детьми на констатирующем этапе эксперимента. Самое большое количество детей показали средний уровень интереса к природе по результатам теста «Умеешь ли ты охранять природу?» (9 человек). На первый вопрос теста (Ты нашёл (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?) положительно ответило15 человек.

Тест «Личностные результаты» не оценивается индивидуально, его результаты представляются в целом по классу. Таким образом в целом по классу результат составляет 53%, что меньше среднего общероссийского уровня.

Результаты тестирования, проверки сформированности личностных результатов мы отразили в таблице 2.

Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента

Тип тестирования

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Личностные результаты

9 человек

8 человек

6 человек

тестовая работа «Умеешь ли ты охранять природу?»

7 человек

9 человек

7 человека

Таким образом, проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель и задачи следующей формирующей фазы.

studfiles.net

Констатирующий и формирующий эксперимент — лекция

Констатирующий  и формирующий эксперимент.

В практике возрастной и педагогической психологии актуальным является использование так называемого психолого-педагогического (или формирующего) эксперимента. Этот метод обеспечивает прослеживания изменений психологических характеристик ребенка в процессе активного педагогического воздействия исследователя на личность. Метод позволяет не ограничиваться регистрацией фактов, выявляемых а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, обнаруживая возможности оптимизации данного процесса. Именно поэтому метод широко применяется при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Методика реализации психолого-педагогического  эксперимента состоит из трех этапов.

 Первый этап — констатирующий эксперимент первого порядка, направленный на установление существующих на момент эксперимента характеристик и свойств изучаемого явления. В эксперименте участвуют две группы участников: а) основная группа (или основная выборка) и б) контрольная группа (или контрольная выборка). Основная группа принимает участие во всех процедурах эксперимента и проходит цикл формирующих воздействий. Контрольная группа выступает как эталон, образец, по которому по сравнению будет оцениваться развивающий и формирующий эффект эксперимента. Таким образом, исследование будет проходить в параллельном режиме, в отличие от линейного.

Второй этап — собственно формирующий эксперимент. Он реализуется с помощью специально построенной исследователем экспериментальной модели развивающих и формирующих воздействий на предмет исследования. Эксперимент может сочетать в себе процедуры различного характера: учебные, игровые, практические т.д.. Особенно важным моментом проведения формирующих воздействий является аналитическая модель «развивающего эффекта» эксперимента — своеобразный «идеальный образ» ожиданий исследователя по результатам эксперимента. Данная модель специально конструируется и выстраивается психологом на подготовительном этапе исследования. В исследовании участвует основная группа участников.

Третий этап —  констатирующий эксперимент второго  порядка. На данном этапе организуется «контрольный» исследования, в котором участвуют обе группы участников (основная и контрольная) целью исследования является «снятие» эмпирических показателей предмета познания после проведенной процедуры формирующих воздействий. Показатели контрольной выборки выступают эталоном сравнения для установления формирующего эффекта, достигнутого в работе с основной группой. В дальнейшем результаты исследования подвергаются соответствующем анализа и используются для установки или обоснования определенных закономерностей развития психологических свойств личности.

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям. 
Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента.В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще называется «формирующий») обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов. 
Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы. 
Констатирующий и формирующий эксперимент 
Эксперимент(от лат. experimentum — опыт, проба), в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создаёт необходимые для возникновения процессов условия. По целям различают   констатирующий и формирующий  эксперименты.Констатирующий  эксперимент — это  эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент  становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.Цель констатирующего  эксперимента — измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего  эксперимента. Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы. Цель  формирующего эксперимента может быть: обучение каким — либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности. Формирующий эксперимент требует от исследователя: Разработанности теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений.Четкости планирования хода эксперимента. Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений. Стратегия формирования психических процессов приобрела, в конце концов, большое распространение в советской психологии.  
Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии:  
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Происхождение высших психических функций связано с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.  
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Генезис осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.  
3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом? Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом — одна из самых серьезных и до сих пор не решенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.  
4. Концепция учебной деятельности — исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни — путем создания экспериментальных школ.  
5. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика психологического эксперимента

Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В  общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Эксперимент как метод психологического исследования соответствует приведенному выше определению, однако имеет некоторую  специфику. Многие авторы, как указывает В.Н. Дружинин в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.

Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать  внутреннее психическое явление  доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление  должно адекватно и однозначно проявляться  во внешнем поведении, что достигается  за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и  протекания. С.Л. Рубинштейн писал:

«Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать  доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности  внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия  протекания внешней деятельности, найти  ситуацию, при которой внешнее  протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом  эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных».

В.В. Никандров указывает, что достижение главной цели эксперимента – предельно  возможной однозначности в понимании  связей между явлениями внутренней психической жизни и их внешними проявлениями – достигается благодаря  следующим основным характеристикам  эксперимента:

1) инициатива экспериментатора в проявлении интересующих его психологических фактов;

2) возможность варьирования условий возникновения и развития психических явлений;

3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;

4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, которая дает возможность выявления закономерностей их существования;

5) возможность повторения условий эксперимента для многократной проверки получаемых научных данных и их накопления;

6) варьирование условий для количественных оценок выявляемых закономерностей.

Таким образом, психологический эксперимент  можно определить как метод, при  котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью  установить причины возникновения  этих явлений и закономерности их развития. Кроме того, получаемые научные  факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность  их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых  можно судить о типичности или  случайности изучаемых явлений.

 

 


yaneuch.ru

Задачи констатирующего эксперимента:  — Студопедия.Нет

отобрать диагностические методики для исследованияопыта здоровьесберегающей деятельности у старших дошкольников;

провести диагностику и выявить уровни сформированности знаний и умений здоровьесберегающей направленности у детей старшего дошкольного возраста;

проанализировать полученные результаты.

Методы констатирующего эксперимента: 

Для решения задач констатирующего эксперимента использовался комплекс диагностических методов В.А. Деркунской [10, c. 43-49]:

•     индивидуальные беседы с ребенком;

•     наблюдение;

•     диагностические игры;

•     проблемные диагностические ситуации.

Рассмотрим подробнее используемые методики.

I. Наблюдение.

Цель: выявить уровень сформированности практических умений здоровьесберегающей направленности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.

Осуществлялось наблюдение за поведением детей в различных режимных моментах, в ситуациях общения с взрослыми и сверстниками. В ходе наблюдения фиксировались у детей следующие проявления в поведении:

· устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни;

· удовольствие в ходе выполнения практических умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;

· бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру;

· мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом;

· свободное оперирование своими знаниями и умениями в решении здоровьесберегающих задач;

· проявление самостоятельности в практической деятельности по здоровьесбережению.

Критерии оценки:

Проявляется всегда– 2 балла;

Проявляется избирательно – 1 балл;

Не проявляется – 0 баллов.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень сформированности практических умений здоровьесберегающей направленности у ребенка:

Превосходный уровень – 12-10 балов;

Высокий уровень – 9-7 баллов;

Средний уровень – 6-4 баллов;

Низкий уровень – 3-0 баллов.

Характеристика уровнейсформированности практических умений здоровьесберегающей направленности(дается описание уровней).

В ходе наблюдения производилась фиксация действий, поступков, высказываний детей. Оформлялись протоколы. Протоколы наблюдений за поведением детей ЭГ в повседневной жизни представлены в таблице 1, детей КГ в таблице 2 (Приложение 1).

Анализ полученных данных в процессе наблюдения за поведением детей в естественных условиях показал, что 50% детей обеих групп имеют высокий уровень; 40% детей ЭГ и 30% детей КГ имеют средний уровень; 10% детей ЭГ и 20% детей КГ имеют низкий уровень сформированности практических умений здоровьесберегающей направленности.

Таким образом, нами было выявлено, что большинство детей могут самостоятельно без напоминания взрослого помыть руки после прогулки и туалета, умыться по мере загрязнения, ополоснуть рот после еды, высморкаться, стараются избегать опасных для здоровья ситуаций. Они осознают необходимость и получают удовольствие от выполнения норм и правил здорового образа жизни. Некоторые дети с большим желанием переносят в игровую деятельность правила здоровьесберегающего поведения

Следует иметь в виду, что анализ полученных результатов исследования предполагает их содержательное сопоставление с данными других специалистов, изложенными в литературном обзоре.Кроме того, в ходе изложения результатов эмпирического исследования важно выходить на уровень их интерпретации, т.е. осуществлять объяснение полученных фактов, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов и собственного понимания изучаемых явлений. Поскольку подобная интерпретация всегда в той или иной мере оказывается предположительной и носит субъективный характер, это должно отражаться на стиле ее изложения: «По нашему мнению, выявленные особенности можно объяснить …», «Мы склонны полагать, что полученные результаты могут служить подтверждением …», «С нашей точки зрения данный факт свидетельствует о …», «Скорее всего, это может быть связано с тем, что …» и т.п.

Формирующий эксперимент предполагает определение, создание и контроль условий, влияющих на позитивное развитие изучаемых явлений, процессов, свойств и состояний. Системный подход в организации формирующего эксперимента позволяет выйти на проектирование условий эффективного развития и, следовательно, дать более обоснованные практико-ориентированные рекомендации.В главе, посвященной формирующему эксперименту, ставятся цель, задачи, дается подробное описание его принципов, этапов и хода реализации.

Приведем пример.

Цель:разработать и апробировать в работе с детьми 6-7 лет комплекс педагогических мероприятий здоровьесберегающей направленности с использованием игровых технологий.

Работа в экспериментальной группе проводилась с учетом реализации следующих задач:

Воспитывать ценностное отношение детей к своему здоровью;

Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровью окружающих людей;

Обогащать представление о гигиенической культуре;

˂….˃

Обогатить предметно-пространственную среду в группе, стимулирующую интерес и готовность детей к самостоятельной здоровьесберегающей деятельности.

В основу разработанного комплекса педагогических мероприятий были положены принципы:

-учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

-педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; ˂…˃

— сотрудничества и сотворчества – взаимодействие педагогов и родителей в процессе приобщения детей к ЗОЖ [26].

На основе результатов диагностического обследования детей подготовительной группы по уровню сформированности опыта здоровьесберегающей деятельности, был разработан перспективный план работы, подобранны картотеки дидактических игр, картотека пальчиковой гимнастики, намечено содержание, формы и методы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни (Приложение 10).

Формируюший этап осуществлялся только с детьми экспериментальной группы (16 человек). Данная работа осуществлялась в II этапа:

Содержание I этапа:формирование представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни.

Особое внимание уделялось дидактическим играм:

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы

˂….˃

Содержание II этапа:формирование практических умений и навыков по здоровьесбережению, создание условий для самостоятельного использования умений и навыков по здоровьесбережению, обогащение или пополнение среды.

На этом этапе были использованы такие формы организации детской деятельности, как игровые обучающие и проблемные ситуации, оздоровительные минутки, а также праздники, досуги и развлечения, проведение выставок, создания плакатов, коллажей, альбомов.

Совместно с родителями был проведен спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», создан коллаж и плакат «Мы за ЗОЖ» (Приложение 15)

Многофункциональная предметно-развивающая среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, повышать двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе.

˂….˃ Использование вышеперечисленных методов способствовало развитию положительного эмоционально-оценочного отношения старших дошкольников к элементам здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности и т.д.).

Формирующий эксперимент проводится после констатирующего, т.е. после выявления исходного уровня развития изучаемых характеристик, а по его завершению – контрольный эксперимент. Такая логика исследования позволяет оценить динамику и соответственно эффективность формирующего эксперимента. При этом на этапе констатирующего и контрольного экспериментов используется один и тот же набор диагностических методик.

Задачи:

•     провести повторную диагностику здоровьесберегающей деятельности у старших дошкольников средствами игровых технологий;

•     сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного экспериментов, определить степень эффективности проделанной работы.

В данном эксперименте был использован тот же комплекс методик В.А. Деркунской, что и в констатирующем эксперименте.

I.     Наблюдение.

Повторное наблюдение за поведением детей в естественных условиях показало, что 40% детей экспериментальной группы повысили свой уровень с высокого до превосходного, т. е. дети в повседневной жизни проявляют устойчивость и направленность действий и деятельности здоровьесберегающей направленности; получают удовольствие от выполнения оздоровительных и гигиенических мероприятий; ˂…˃ присваивают переданный взрослыми опыт, свободно переносят его в самостоятельную деятельность. В контрольной группе детей с превосходным уровнем не выявлено.

Таким образом мы видим, что у детей экспериментальной группы был выявлен превосходный уровень знаний и умений, увеличился показатель детей с высоким уровнем, дети с низким показателем повысили свой уровень до среднего, показатели контрольной группы практически остались прежними.

Результаты оценки сформированности практических умений у детей экспериментальной группы графически представлены на рисунке 6, у детей контрольной группы на рисунке 7.

На рисунке 10 графически представлены результаты оценки уровни сформированности знаний и умений здоровьесберегающей направленности у детей контрольной и экспериментальной групп.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что показатели сформированности опыта здоровьесберегающей деятельности улучшились в обеих группах, однако у детей экспериментальной группы эта динамика более существенная, так на момент констатирующего эксперимента низкий уровень показывали 10% детей, а на этапе контрольного эксперимента детей с низким уровнем не оказалось. ˂…˃

В ходе проведения повторной диагностики мы отметили, что дети экспериментальной группы стали больше проявлять интерес к своему здоровью и здоровью окружающих, они с желанием отвечали на вопросы и старались прокомментировать их. Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, было замечено, что они активнее переносили свои знания и умения о ЗОЖ в сюжетно — ролевые игры и в решение проблемных ситуаций, могли самостоятельно сделать гимнастику после сна, самомассаж, гигиенические процедуры. Решая игровые задачи, дети предлагали адекватные решения.

Полученные данные свидетельствуют о результативности проделанной нами целенаправленной работы по повышению опыта здоровьесберегающей деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Завершаетсяэмпирическое исследование выводами, которые формулируются в соответствии с количественными и качественными данными, полученными по предложенной автором системе методик по каждому фрагменту исследования. Выводы должны содержать результаты, представленные и описанные как полученные автором тенденции и закономерности в логике применения конкретных методик выполненного исследования, а не просто общие рассуждения.

Экспериментальная часть научного исследования, направленного на проектирование образовательного пространства, может иметьструктуру иного характера. Темы таких работ связаны с проектированием образовательного пространства, например, вариативных форм дополнительного образования, образовательных организаций семейного типа, разработкой методического сопровождения курсов повышения квалификации педагогов и т.д. В этом случае структура экспериментальной части будет иметь следующие разделы:

1. Аналитическая часть

2. Диагностическая часть

3. Проектная часть

3.1. Дидактико-методическое сопровождение проекта

3.2. Информационное обеспечение проекта

4. Оценочно-результативная часть

Аналитическая часть представляет собой анализ реальной ситуации в практике дошкольного образования, изучение теоретической и нормативно-правовой базы дошкольного образования, опыта функционирования образовательных учреждений. Диагностическая часть направлена исследование социально-педагогических условий функционирования разрабатываемой модели образовательного пространства. Алгоритм выполнения проектной части предполагает характеристику этаповпроектирования изучаемой модели и их апробацию в практике. Дидактико-методическая часть включает характеристику методического сопровождения процедуры разработки проекта, информационное обеспечение – подбор необходимого для решения поставленных задач информационного обеспечения, регламентирующих, справочных, аналитических и других документов.При этом одновременно решается задача уточнения педагогических условий, обеспечивающих эффективность функционирования новой модели. Оценочно-результативная часть – это анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работы, корректировка разработанной модели на основе опыта ее реализации.

В конце каждой главы составляется резюме, делаются краткие выводы, излагается сущность исследуемого вопроса. В этих выводах приводятся аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы, выделяется существенное, главное.

Заключение– последовательное, логически стройное изложение полученных итогов исследования и их соотношение с общей целью и задачами, сформулированными во Введении. Оносодержит обобщающие выводы по всей работе, оценку реализованности поставленных целей и задач, подтверждение или опровержение сформулированной гипотезы. На основе литературного обзора в сжатом виде дается оценка современного состояния исследованной проблемы. Далее обобщаются основные результаты, положения и выводы, полученные в эмпирической части исследования, излагаются практические рекомендации, авторские предложения по совершенствованию подходов по решению практических аспектов проблемы. Намечаются перспективы дальнейших исследований в данной сфере.В Заключении необходимо указать была ли подтверждена или опровергнута выдвинутая в работе гипотеза. Заключениеможет оформляться в виде пронумерованных абзацев, последовательность которых определяется логикой исследования. При этом обязательно указывается его практическая значимость. Заключение обычно занимает не более 2 -3 страниц.

Список литературы. Завершает ВКР список литературы, в который студент(ка) включает только те источники, которые были использованы при написании работы. Их общее количество – 45 и более наименований, причем не менее половины из них должны быть изданы за последние 10 лет. Список литературы рекомендуется составлять по алфавиту в соответствии с точным библиографическим описанием.

Приложения.В эту часть бакалаврской работы выносятся архивные документы, таблицы, графики, схемы, диаграммы, протоколы, образцы документов и опросных листов, описания методик и другие вспомогательные материалы, на которых имеются ссылки в тексте работы. Приложение составляется студентом(кой) только в том случае, если оно дополняет содержание основных проблем работы. Страницы приложения не включаются в общий объем работы.

 

studopedia.net

Формирующий и констатирующий эксперимент: описание и особенности проведения

Эксперимент в психологии — это основной метод научного познания. С его помощью исследуются изменения в поведении человека (либо же группы лиц) в ситуации планомерного управления теми факторами, которые его определяют. Для достижения цели исследователю необходимо создать конкретные для их появления условия.

Существенной чертой эксперимента является четкое и жесткое выделение конкретного изучаемого фактора. Обязательное условие — регистрация появляющихся изменений.

Но в психологии, естественно, невозможно добиться абсолютной изоляции. Именно поэтому выделение фактора осуществляется только подбором, а также сравнением и изучением двух групп респондентов, двух ситуаций и прочего.

Виды экспериментов

Можно выделить несколько параметров, на основе которых выделяются разные виды этого психолого-педагогического метода.

Во-первых, по форме организации выделяется естественный и лабораторный эксперимент. Второй вид проводится обычно в искусственных условиях, которые призваны обеспечить исключительную чистоту полученных результатов.

Естественный же эксперимент проводят, как правило, в обычных, стандартных для испытуемого условиях. Существенным его недостатком является обязательное присутствие неконтролируемых факторов. Но вот влияние их не может быть установлено, а также измерено количественно.

Во-вторых, по целям выделяется формирующий и констатирующий эксперимент. Попытаемся разобраться в основных нюансах их разделения.

Констатирующий эксперимент представляет собой психологический метод, который устанавливает наличие определенного и обязательного явления или факта. Но для достижения этой цели он должен отвечать определенным требованиям. Так, эксперимент сможет стать констатирующим только в том случае, если перед исследователем стоит задача выявления имеющегося состояния, а также уровня сформированности определенного свойства, либо же изучаемого фактора. Следовательно, приоритетным для изучения становится актуальный уровень в развитии выделенного параметра у респондента, либо же группы испытуемых. Именно этим определяются цель и задачи данного метода. Констатирующий эксперимент имеет следующее назначение: измерение имеющегося уровня развития, а также получение начального материала для организации дальнейшего исследования, формирующего эксперимента.

Этот метод называют также обучающий и преобразующий, который ставит целью активное формирование определенных параметров в психическом развитии человека, уровнях деятельности и так далее. Формирующий эксперимент обычно используют при изучении определенных путей развития личности. Это обеспечивается при помощи комплекса наук. Так, например, при воспитании ребенка необходим будет синтез психологических знаний с педагогическими поисками.

Целью формирующего эксперимента является: обучение знаниям и умениям; развитие навыков и определенных качеств личности.

Но чтобы он имел положительный результат, к экспериментатору и самому методу будут предъявляться конкретные требования:

  • Необходима теоретическая разработанность представлений о выделенных в изучении психологических параметрах, которые, собственно, будут формироваться.
  • Должен быть четко спланирован ход и программа эксперимента.
  • В процессе работы необходим полный учет имеющихся факторов в реальном обучении, которые влияют на формировании изучаемых явлений в психике.

Ученый должен уметь правильно выбрать в соответствии с целями исследования тот метод, который ему необходим: констатирующий эксперимент, лабораторный, формирующий, либо же естественный.

fb.ru

Констатирующий эксперимент — Мегаобучалка

 

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявление исходного уровня развития речи у слабослышащих школьников.

В эксперименте принимали участие трое детей с нарушениями слуха обучающиеся в классе компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. Выбрать и описать методы исследования уровня развития речи у слабослышащих школьников.

2. С помощью выбранных диагностических методов исследовать уровень развития речи у слабослышащих школьников.

3. Сделать выводы по окончании констатирующего этапа эксперимента.

Список детей представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Список детей, участвующих в эксперименте

Ф.И. ребенка, возраст на момент обследования Диагноз ребенка
Тимофей   Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени
Светлана Двухсторонняя сенсорная тугоухость III степени
Надежда Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость III ст., серная пробка

 

Наше экспериментальное исследование проводилось с использованием следующих методик:

1. Исследование сенсомоторного уровня речи

— Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление — воспроизведение — предъявление — воспроизведение:

ба — па — па — ба –

са — ша — ша — са –

ша — жа — ша — жа — ша — жа –

ца — са -ца — са — ца — са –

ра- ла — ра — ла — ра — ла —

Вначале предъявляется первая пара (ба – па), затем вторая (па – ба). Оценивается воспроизведение слогов в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все параметры воспроизведения слогов в целом. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

Качество выполнения:

5 баллов — ребенок повторил все слоги правильно. Такое количество баллов соответствует высокому уровню развития фонематического восприятия. Выполнены все параметры.



3-4 балла – 3-4 фрагмента названы правильно.

0-2 балла – 0-2 фрагмента названы правильно.

Выводы об уровне развития фонематического восприятия:

5 баллов – высокий уровень.

3-4 – средний уровень.

0-2 – низкий уровень.

2. Исследование грамматического строя речи

— Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

Птичка свила гнездо.

В саду было много яблок.

Дети делали снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять.

На зеленом лугу паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все параметры воспроизведения предложений в целом. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

Качество выполнения:

5 баллов — ребенок повторил все предложения правильно. Такое количество баллов соответствует высокому уровню сформированности грамматического строя речи.

3-4 балла – 3-4 предложения воспроизведены правильно.

0-2 балла – 0-2 предложения воспроизведены правильно.

Выводы об уровне сформированности грамматического строя речи:

5 баллов – высокий уровень.

3-4 – средний уровень.

0-2 – низкий уровень.

3. Исследование семантической стороны речи.

Методика № 1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком.

1. Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2. Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3. Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4. Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5. Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6. Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7. Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания),

0 баллов (при невыполнении задания).

Более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.

От 7 до 10 баллов — средний уровень понятия речи.

От 0 до 6 баллов – низкий уровень понимания речи.

Методика № 2. «Кто это».

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл – наличие правильного ответа.

0 баллов – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов – высокий уровень объема словаря,

7-9 –баллов – средний уровень,

2-6 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Методика № 3. «Назови, что ты видишь»

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и в конце слова.

Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

13 баллов – все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов – упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении: «р».

5-9 баллов – не произносит звуки «р», щелевые.

0-4 баллов — ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 – баллов – очень высокий уровень

10-12 баллов – высокий уровень.

5-9 баллов – средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

Кроме данных методик в нашем исследовании мы использовали метод наблюдения за поведением и деятельностью детей, беседы с лечащим врачом-сурдологом, воспитателем и с родителями детей.

Итак, после проведения всех вышеперечисленных методов диагностики, были получены определенные результаты, свидетельствующие об уровне развития речи у слабослышащих школьников.

После проведения методов диагностики были получены следующие результаты.

 

Таблица 2

Результаты исследования сенсомоторного уровня речи

Ф.И. ребенка Количество баллов
Тимофей 4 б. – средний уровень
Светлана 3 б. – средний уровень
Надежда 5 б. – высокий уровень

 

Таблица 3

Результаты исследования грамматического строя речи

Ф.И. ребенка Количество баллов
Тимофей 3 б. – средний уровень
Светлана 3 б. – средний уровень
Надежда 4 б. – средний уровень

 

В результате было отмечено, что все трое детей с заданиями на исследование сенсомоторного уровня и грамматического строя речи справились легко и практически без ошибок, соответственно все дети имеют при этом высокий и средний уровень речевого развития.

Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Они сосредоточенно прислушивались, улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь.

Таблица 4

Результаты исследования семантической стороны речи

Ф.И. ребенка Методика №1 Методика №2 Методика №3
Тимофей 7 б. – средний 6 б. – низкий 5 б. — средний
Светлана 2 б. – низкий 1 б–очень низкий 4 б. – низкий
Надежда 5 б. — низкий 3 б. — низкий 3 б. — низкий

 

В результате проведения трех методик на исследование семантической стороны речи («Изучение понимания речи», «Кто это», «Назови, что ты видишь»), мы выявили, что проблемы у детей возникли именно на понимание смысловой стороны речи, т.е. смысла слов. Все трое детей не смогли объяснить значение многих слов. Дети затруднились описать знакомые предметы, был выявлен низкий объем активного словаря. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на картинках действиями, вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.

Отсюда можно сделать вывод, что у данных троих детей имеются недостатки понимания семантической стороны речи.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи детей раннего детского возраста с нарушениями слуха отстает от развития речи слышащих детей только в сфере семантики.

Отсюда следует, что для детей с нарушениями слуха необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая устраняла бы недостатки семантической стороны речи, всесторонне развивала ребенка, и, главным образом, активизировала коммуникативные потребности.

 

megaobuchalka.ru

Описание результатов педагогического эксперимента

§ 4 Результаты проведения педагогического эксперимента

Данный педагогический эксперимент заключается в проведении ориентационного элективного курса по математике в рамках предпрофильной подготовки с целью формирования у учащихся 9-ых классов высокого уровня готовности к выбору направления продолжения образования по физико-математическому профилю.

Эксперимент проводился на базе МКОУ Базарносызганской СОШ № 1 Базарносызганского района Ульяновской области во время прохождения педагогической практики с 23 ноября по 26 декабря 2012 года.

Проводимая экспериментальная работа имела также своей целью решение ряда следующих задач:

  • выявление среди учащихся 9-ых классов способных, склонных и имеющих потребность в изучении физики и математики на профильном уровне;

  • предоставление учащимся возможности реализации своего интереса к выбранным предметам, в частности, к математике;

  • уточнение готовности и способности ученика осваивать математику на повышенном уровне;

  • выявление критериев сформированности готовности к выбору физико-математического профиля;

  • разработка педагогических условий, способствующих формированию готовности учащихся к выбору физико-математического профиля.

При проведении данного эксперимента выделялись следующие этапы. Сначала с целью выявления учащихся расположенных к выбору физико-математического профиля проводился констатирующий этап эксперимента. В ходе формирующего этапа эксперимента была подтверждена эффективность проведения ориентационного элективного курса для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору физико-математического профиля.

В начале проведения эксперимента был проведен тест с целью исследования профессиональных интересов учащихся 9-ых классов, в результате проверки, которого были выявлены школьники с ярко выраженным интересом к таким предметам как физика и математика. Затем для достоверности и чистоты эксперимента эти учащиеся были разделены на две группы – контрольная и экспериментальная. В контрольной группе занятия по разработанному элективному курсу не проводились, готовность учащихся к выбору физико-математического профиля формировалась стихийно. В экспериментальной группе реализовывалось преподавание ориентационного элективного курса для формирования готовности к выбору физико-математического профиля.

При проведении данного эксперимента использовались разнообразные педагогические методы исследования, такие как анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.

Констатирующий этап эксперимента

На данном этапе эксперимента проводилось тестирование всех учащихся 9-ых классов Базарносызганской СОШ № 1 по следующей методике.

Назначение теста

Исследование профессиональных интересов респондентов.  

Инструкция к тесту

Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится — минус.

Тестовый материал
Фамилия: ____________________________
  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

  3. Выяснять устройство электроприборов.

  4. Читать научно-популярные технические журналы.

  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

  10. Читать книги о войнах и сражениях.

  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

  20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

  21. Проводить опыты по физике.

  22. Ухаживать за животными растениями.

  23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

  25. Коллекционировать камни, минералы.

  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

  30. Участвовать в военных играх, походах.

  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

  32. Замечать и объяснять природные явления.

  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

  40. Смотреть фильмы о войнах и сражениях.

Дата заполнения: « »_________________20 г.   

Ключ и обработка результатов теста

Сфера интересов

Вопросов

Физика и математика

1

11

21

31

Химия и биология

2

12

22

32

Радиотехника и электроника

3

13

23

33

Механика и конструирование

4

14

24

34

География и геология

5

15

25

35

Литература и искусство

6

16

26

36

История и политика

7

17

27

37

Педагогика и медицина

8

18

28

38

Предпринимательство и домоводство

9

19

29

39

Спорт и военное дело

10

20

30

40

Подсчитайте число плюсов в каждой строке. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.

Четыре балла говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

Таблица 1

Распределение учащихся, проходивших тестирование по методике «Профиль» на констатирующем этапе педагогического эксперимента

физика и математика

химия и биология

радиотехника и электроника

механика и конструирование

география и геология

литература и искусство

история и политика

педагогика и медицина

предпринимательство и домоводство

спорт и военное дело

 

24

6

4

2

8

5

5

2

11

9

76

Таким образом, при обработке результатов данного теста получаем, что 24 учащихся имеют ярко выраженный интерес к математике и физике, что составляет 31 % от общего числа всех респондентов. Такие данные свидетельствует о том, что такое количество учащихся может продолжить образование в старшей школе по физико-математическому профилю.

Диаграмма 1

Распределение интересов учащихся по учебным предметам

Но следует отметить, что ярко выраженный интерес к какому-либо учебному предмету является необходимым, но не достаточным условием выбора того или иного профиля. Для того чтобы учеником был выбран определенный профиль обучения у него должна быть сформирована готовность к выбору на достаточно высоком уровне.

Формы организации деятельности по формированию у учащихся 9-ых классов высокого уровня готовности к выбору направления продолжения образования по определенному профилю представлены предметными и ориентационными курсами по выбору, часами ориентационной и информационной работы, родительскими собраниями. Но в рамках данного эксперимента достижение высокого уровня готовности выбора физико-математического профиля будет осуществляться проведением либо предметного, либо ориентационного элективного курса по математике в зависимости от того какой курс по выбору будет предпочтителен для учащихся.

Формирующий этап эксперимента

В результате проведения констатирующего этапа данного педагогического эксперимента были выявлены учащиеся с выраженным интересом к физике и математике. Как уже было сказано выше, эти учащиеся были разделены на контролирующую и экспериментальную группу.

И в начале формирующего этапа эксперимента было проведено анкетирование учащихся по следующей анкете профильной ориентации.

АНКЕТА

профильной ориентации  

Фамилия: ____________________________ Класс:                    

  1. На какой профиль (профили) ты хотел бы пойти в 10-ом классе?

_____________________________________________(основное намерение)

                                                   ____________________ (запасные варианты)

_____ Не знаю _____

 2.     Почему ты выбираешь именно этот профиль?

(отметь варианты ответа, наиболее тебе близкие, или укажи свой ответ)

А. Мне нравятся входящие в этот профиль предметы.                              

Б. Я плохо успеваю по другим предметам   

В. Этот профиль связан с моей будущей профессией.      

Г. Мне посоветовали родители.

Д. Этот профиль выбрал мой друг.   

Е. Не знаю.

Другое _________________________________________________________

3.     Какими предметами (не только в рамках школьной программы) ты бы хотел заниматься на курсах по выбору в 9-ом классе?

                                                                                                                      

                                                                                                                      

4.     Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?

А. подготовиться к экзаменам после 9-го класса

Б. углубиться в предмет

В. уточнить свой выбор профиля

 Другое_________________________________________________________

Дата заполнения: « »_________________20 г.   

Данная анкета имеет своей целью определение уровня готовности ученика к выбору того или иного профиля (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий) на основе следующих критериев сформированности готовности школьника к осуществлению выбора направления продолжения образования по тому или иному профилю:

  • определенность целей в области выбора того или иного профиля;

  • преобладание познавательных мотивов;

  • устойчивый интерес к профильным предметам и положительное отношение к обучению;

  • наличие способностей и высокого уровня учебной подготовки, необходимых для успешного обучения в выбранном профиле.

Таким образом, в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 3

Распределение учащихся контрольной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

1

1

2

6

3

Таблица 4

Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в начале формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

0

1

2

5

3

Диаграмма 2

Исходный уровень готовности к выбору физико-математического профиля обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

Затем экспериментальной группе учащихся была предоставлена возможность выбора элективного курса по математике в следующей форме.

«Курсы  по выбору»

Фамилия, имя ____________________________

Выбери один наиболее нужный и понравившийся тебе элективный курс из предлагаемых (поставь «галочку» или знак «плюс» напротив):

Название курса по выбору

Вид курса по выбору

Кол-во часов

Привлекательность курса по выбору

1

«Ах, вернисаж, вернисаж»

Предмет-ный

10

В 10-11 классах при решении заданий с параметром вам очень часто приходится рассматривать и строить графики функций с модулем и свободное владение техникой построения графиков таких функций просто необходимо для успешного изучения математики в старших классах. Также построение графиков функций с модулем часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения.

2

«Процентные расчеты на каждый день»

Межпред-метный

9

В процессе изучения математики вы периодически встречаетесь с задачами на проценты, но их решение у вас вызывает затруднение, поэтому вы можете выбрать данный элективный курс целью устранения пробелов в своих знаниях, умениях и навыках.

«Этот удивительный мир чисел»

Ориента-ционный

12

В процессе изучения данного курса по выбору вы познакомитесь с материалом, который вам придется изучать в программе выбранного профиля, а система диагностики и контролирующих работ поможет «до конца» определиться в выборе профиля.

Причины выбора____________________________________________________

Дата заполнения «_____»________________20 г.

 

Подпись учащегося _________________

В результате на основе привлекательности данных курсов для учащихся ими был выбран ориентационный элективный курс «Этот удивительный мир чисел». Данный курс был выбран 9 учащимися из 12 респондентов, что составляет 75 % от общего числа опрошенных.

Таблица 5

Список учащихся, выбиравших курс по выбору

Ах, вернисаж, вернисаж

Процентные расчеты на каждый день

Это удивительный мир чисел

2

1

9

Диаграмма 3

Распределение выбора учащихся

Выбор данного ориентационного элективного курса большинством респондентов был обоснован тем, что его изучение «до конца» поможет определиться в выборе профиля.

Далее в экспериментальной группе реализовывалось преподавание ориентационного элективного курса для формирования готовности к выбору физико-математического профиля. После чего был проведен опрос по следующей анкете, целью которой явилась рефлексия данного курса по выбору учащимися.

    1. Понравился Вам данный курс?

________________________________________________________

2. Узнали ли Вы что нового и интересного из данного элективного курса? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пригодятся Вам полученные знания в дальнейшем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Будущая профессия будет связана с математикой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 6

Количественная характеристика мнения учащихся о проведенном ориентационном элективном курсе

Вопрос

да

нет

Понравился ли Вам данный элективный курс?

11

1

Узнали ли Вы что нового и интересного из данного элективного курса?

10

2

Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшим?

11

1

Будущая профессия будет связана с математикой?

12

0

Диаграмма 4

Распределение мнений учащихся о проведенном ориентационном элективном курсе

В конце формирующего этапа данного эксперимента учащимся было предложено провести самооценку уровня своей готовности к выбору физико-математического по следующей методике.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

Цель: определение готовности учащихся к выбору профиля.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

Фамилия, имя ____________________________

Утверждение

Да

Нет

1. Вы уже твердо выбрали будущий профиль обучения.

2. Основной мотив выбора – познавательные интересы.

3. В избранной профиля Вас прежде всего привлекает сам процесс обучения.

4. Вы выбираете тот или иной профиль обучения потому, что его выбрали ваши друзья.

5. Вы читаете периодические издания, связанные с будущим профилем обучения.

6. Не важно, что учить, важно, как учить.

7. Вы думаете, что с выбором профиля обучения не надо спешить.

8. Вам известно, каких знаний, важных для будущего профиля обучения, Вам не достает.

9. Вы занимаетесь углублением знаний в соответствии с будущим профилем обучения.

10. Родители одобряют Ваш выбор будущего профиля обучения.

11. Вам удалось осуществить пробу сил в обучении по будущему профилю.

12. Вы консультировались о выборе профиле обучения у школьного психолога.

13. Главное в выборе профиля обучения — возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

14. Вы знаете об условиях поступления в учебные заведения по будущему профилю обучения.

15. Вам известно о возможностях трудоустройства по будущему профилю обучения.

16. Если не удастся поступить в учебное заведение по будущему профилю обучения, то Вы будете пытаться еще раз.

17. Для правильного выбора профиля обучения достаточно Вашего слова «хочу»

 

 

Дата заполнения «_____»________________2009 г.

 Обработка результатов. Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

1 2 подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да» , во

3 4 втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные

5 6 суммы и определите уровень готовности школьников

8 7 к выбору профиля обучения по следующей шкале:

9 10 0 – 2 баллов – низкий уровень готовности;

11 13 3 — 6 – уровень ниже среднего;

12 17 7 — 10 – средний уровень готовности;

14 11 — 14 – уровень выше среднего;

15 15 -17 — высокий уровень готовности.

Таким образом, при обработке результатов данного опросника в контролирующей и экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Таблица 7

Распределение учащихся контрольной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

1

1

2

6

3

Таблица 8

Распределение учащихся экспериментальной группы по уровням готовности к выбору физико-математического профиля обучения в конце формирующего этапа эксперимента

высокий уровень

уровень выше среднего

средний уровень

уровень ниже среднего

низкий уровень

3

5

3

1

0

Диаграмма 5

Итоговый уровень готовности к выбору физико-математического профиля обучения учеников контрольной и экспериментальной групп

На диаграмме 2 приведены результаты исходного уровня готовности к выбору профиля обучения учащихся 9-х классов, на диаграмме 5 – итогового.

Из приведенных данных видно, что в начале эксперимента различия в уровне готовности учеников к выбору физико-математического профиля обучения обеих групп были несущественными. На момент окончания эксперимента ситуация в контрольной группе практически не изменилась, в экспериментальной же группе уровень готовности учеников к выбору физико-математического профиля обучения существенно вырос. Так, число учеников с высоким уровнем готовности к выбору физико-математического профиля обучения увеличилось на 20%; с уровнем выше среднего – на 31%; со средним уровнем – на 7%. Количество учеников с уровнем готовности к выбору физико-математического профиля обучения ниже среднего уменьшилось на 38%, низким – на 20%.

Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность проведения ориентационного элективного курса для формирования высокого уровня готовности школьников к выбору физико-математического профиля.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.