Разное

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия для дошкольников: КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Учебно-методический материал по физкультуре на тему:

Содержание

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия в детском саду | Картотека по физкультуре (старшая группа):

Упражнения и игры

для профилактики плоскостопия

дошкольников.

В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Однако при кажущейся «безобидности» плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Стопа—это опора, фундамент всего организма. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.

Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников. С того момента когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, воспитывать навык правильной ходьбы (не разводя носков), следует познакомить родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включить игры и упражнения для профилактики плоскостопия в план оздоровительной работы детского сада, объяснять родителям (памятки в группах раннего возраста, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте) и педагогам значение проведения работы по профилактике плоскостопия. Имейте в виду: все упражнения и игры проводятся без обуви.

Плоскостопие — заболевание, выражающееся в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.

Правила профилактики плоскостопия у ребенка

  1. При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, застежка на голеностопе, наличие супинатора, гибкая подошва).
  2. Запрещать ходить без обуви по плоским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.
  3. Запрещать спрыгивать с высоты более 20 см.
  4. Учить прыгать мягко на носках, работая стопой.
  5. Планомерно укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

Задачи по профилактике плоскостопия.

  1. Развивать мышечно-связочный аппарат голени и стопы.
  2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
  3. Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
  4. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  5. Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

  1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
  2. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).
  3. Свободная двигательная деятельность.
  4. Физкультурные мероприятия.
  5. Бодрящая гимнастика.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  •  «Ежик»

И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.

Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)

Он на ежика похож.

Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —

Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.

  • «Лягушата»

И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.

Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.

Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.

Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):

Раз, два, три, четыре, пять!

  • «Корова»

И. п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.

У нашей коровы ножки открыты.

Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,

Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)

  • «Переложи платок!»

И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.

Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),

Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.

  • «Йог»

И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.

Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),

Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.

  • «Мои ножки»

И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.

Эта ножка танцует.  (Носочком правой ноги начертить кружок.)

Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.

  • «Упрямцы»

И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались… Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)

  • «Нарисуй ногами!»

И.п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.

  • «Гармошка»

И.п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.

Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край. )


Игры для профилактики плоскостопия

  • «Дождь»

Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

  • «Подъемный кран

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.

  • «Переправа»

Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

  • «На водопой»

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой. За мамой-слонихой

Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей

Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой

Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей

Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)

  • Игра «Подъемный кран».

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.

  • Игра «Цапли».

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.

Игра «По кочкам».

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы

Игра «Космическая карусель». По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.

  • «Мы походим»

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Мы идем, как ребятишки

И как косолапый мишка.

Для игры можно использовать дорожки.

  • «Цапли»

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие.

Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.

  • «Топталки»

Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!

  • «Ча-ча-ча»

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т.д.)Печет печка калачи! Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

  • «По кочкам»

Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.

Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.

  • «Кузнечик»

Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок

С травинки на цветок.

С цветка на землю вмиг.

И снова скок да прыг.

  • «Канатоходцы»

Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!

  • «Юла»

Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

  • «Трясина»

Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

Осторожненько пойду

И трясину перейду.

  • «Космическая карусель»

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая, взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.

  • «Собери ногами!»

По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

  • «Зоопарк»

Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.

  • «Козлята» (молдавская народная игра).

Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом козлят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.

Если хочешь быть здоров,

Прыгай с нами через ров!

Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.

  • «Сидячий футбол»

Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Содержание

  • Плоскостопие у детей в теории
  • Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия
  • Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

В каждом дошкольном учреждении проводятся занятия по физической подготовке детей: развитие в них выносливости, силы, скорости, реакции. В столь юном возрасте ребенок еще только растет и крепнет, а потому ему очень важно иметь полноценный опорно-двигательный аппарат, за счет которого происходят абсолютно все движения. Большим благородным делом для педагога является профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения по ней проводятся или группами, или индивидуально с малышами, имеющими серьезные проблемы.

Плоскостопие у детей в теории

Термин «плоскостопие» уже содержит в себе визуальную интерпретацию данного понятия. Человек, у которого наблюдается плоскостопие, имеет нарушения функций стопы, при котором опускается свод: или продольный, или поперечный.

Отсюда и различаются виды этого недуга, которые могут возникать отдельно или в комплексе. Кроме того, типы плоскостопия врачи различают по причине возникновения – от врожденного (диагностируется не раньше 5 лет) до статического.

 

Причинами плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть следующие:

  • Наследственность. В этом случае профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой направлены на недопущение его возникновения, может оказаться недостаточной.
  • Лишний вес. Особенно актуален при продольном плоскостопии: чем больше у ребенка вес, тем выше нагрузка на стопу, и тем явнее проблема.
  • Полученные травмы. Например, перелом лодыжки или кости пятки.
  • Паралич подошвенных мышц. Чаще диагностируется как последствие полиомиелита.
  • Рахит.
  • Слабые мышцы стоп. Такая причина актуальна тогда, когда ребенок получает недостаточно нагрузки на ноги, ведет не активный образ жизни. Излишние нагрузки без отдыха тоже могут спровоцировать плоскостопие.
  • Ношение неудобной обуви.
  • Слишком рано сделанные первые шаги ребенка.

Помимо проведения упражнений для профилактики плоскостопия, в случае начинающейся проблемы у ребенка дошкольного возраста, необходимо дать ряд рекомендаций родителям. В первую очередь, это визит к специальному врачу. Второе – ношение не просто удобной обуви, а ортопедической обуви: от сандалий до зимних ботинок. В наше время во многих магазинах продаются отдельно ортопедические стельки, которыми можно снабдить любую понравившуюся пару обуви.

Важная рекомендация – естественный массаж ног. Массаж сам по себе очень полезен для ребенка, но в случае с нарушением функции стоп он крайне необходим. Можно ходить босиком по камешкам, песку, траве, палкам.

Еще один важный момент касается упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения выделяются традиционные и те, что носят игровой характер. Порекомендуйте родителям уделять занятиям время дома.

При желании можно купить или соорудить своими руками массажный коврик.

Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. Многие из них максимально просты и могут быть интересны ребятам дошкольного возраста.

В положении лежа на спине:

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.

В положении сидя на стуле:

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.

В положении стоя:

  • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
  • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
  • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, канаты, обручи, простынки, полусферы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

Игровые упражнения ради профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычной физкультуре, или во время пробуждающей гимнастики после сна, или во время лечебной физкультуры. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

ИграОписание
«Покажи мячик»Используются крышки пластиковых бутылок и лист картона, на котором изображены мячики. Задача ребенка: брать пальчиками ног эти крышки и класть на нарисованные мячики. Ноги чередуются.
«Растем вместе»Дети поднимаются на носки, считают до 3-х и опускаются.
«Своя фигура»
Берутся крышки от пластиковых бутылок и разные геометрические фигуры из любого материала. Фигуры лежат на полу. Задача детей: брать пальчиками левой и правой ноги крышки и выкладывать фигуры перед собой, как бы «закрашивая» их. Потом можно фигурками поменяться.
«Строим башню»Берутся кубики такого размера, чтобы дети могли их удержать пальцами ног. Ребята берут по одному кубику и стараются аккуратно их складывать друг на друга, выстраивая башню.
«Собираем урожай»На полу разбрасываются пластиковые и мягкие игрушки в форме разных плодов: горох, лук, грибочки, орешки, семечки и прочее. У каждого воспитанника – свое лукошко (это могут быть обычные коробки). Далее ребятам дается команда начинать собирать урожай. Когда на полу не останется ничего, можно подсчитывать результаты и выявлять победителя (если группа уже старшая).
«Рисуем ногами»Каждому ребенку раздается по листочку и по фломастеру. Фломастеры зажимаются между большим и указательным пальчиками, начинается творчество. Можно рисовать геометрические фигуры, бантики, солнышки, цветочки. В этом упражнении будет проходить не только профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой скорее направлены на мышцы стоп, но и творческое развитие.
«Рисунки из карандашей»Детям предлагается поднимать стопами карандаши и выкладывать из них какие-то заданные рисунки или фигуры.
«Эстафета»Ребята делятся на 2 команды. Выбирается два одинаковых предмета, которые будут передаваться ногами от одного дошколенка к другому. Какая команда успеет первой передать предмет (мячик, палочка, кубик или что-то другое) от первого участника к последнему, та и победила.

Если регулярно выполнять упражнения и играть с детьми в полезные для развития мышц стоп игры, то необходимость в будущем прибегать к консультациям с врачами по поводу плоскостопия, в больше степени отпадет. Другую большую подборку игр и упражнений вы можете скачать тут.

4 лучших упражнения при плоскостопии и впалом своде стопы – Кливлендская клиника

Что касается ваших ног, вы хотите сделать все возможное, чтобы сохранить их здоровыми и в отличной форме. Это особенно важно для людей с плоскостопием — состоянием, при котором одна или обе стопы не имеют свода стопы при стоянии.

Хотя у большинства людей с плоскостопием нет серьезных проблем со здоровьем, это состояние по-прежнему требует особого ухода и внимания, особенно для тех, кто ведет активный образ жизни и много находится на ногах. Будь то укрепление плоскостопия и пораженных мышц и сухожилий или знание того, чего следует избегать, осознание является ключевым.

Чтобы узнать больше об укрепляющих упражнениях при плоскостопии, а также о том, что нельзя делать при плоскостопии, мы поговорили с физиотерапевтом Майклом Богденом, PT, DPT.

В чем разница между впалым сводом стопы и плоскостопием?

Часто можно услышать, что плоскостопие используется как синоним термина «упавший свод стопы». Единственная реальная разница, по словам Богдена, заключается в том, когда возникает состояние. «Плоскостопие — врожденное заболевание, с которым вы рождаетесь, — говорит он, — в то время как упавший свод стопы обычно относится к структурным изменениям в стопе, которые произошли с течением времени».

Поскольку плоскостопие и впалый свод стопы похожи, подход к их лечению и упражнениям часто одинаков.

Полезны ли упражнения при плоскостопии?

Короче говоря, да, упражнения полезны при плоскостопии. Богден отмечает: «Пока у вас нет боли, а прогресс увеличивается в деятельности или в умеренных упражнениях, нет причин ограничивать себя».

Он добавляет, что упражнения — это лучшее, что вы можете сделать при плоскостопии, так как они создают большую мышечную поддержку, чтобы компенсировать структурную нестабильность, которой нет. «Кости и связки не обеспечивают необходимой структурной поддержки», — говорит Богден. «Это то же самое, что укреплять ротаторную манжету плеча при нестабильности плеча».

Люди с плоскостопием нередко опасаются ходить босиком или без какой-либо поддержки. Но важно получить какое-то упражнение. «Если вы постоянно используете поддержку, эти мышцы не будут выполнять необходимую работу, чтобы быть сильными, что приведет к слабости, которая может усугубить нестабильность», — объясняет Богден.

Опять же, пока нет боли и упражнения выполняются умеренно, чтобы оценить, насколько хорошо ваши ноги переносят упражнения, он говорит, что можно быть настолько активным, насколько вам комфортно.

Укрепляющие упражнения при плоскостопии

Несмотря на то, что существует множество отличных укрепляющих упражнений при плоскостопии, перед началом важно проконсультироваться с лечащим врачом, ортопедом или физиотерапевтом. «Поскольку существует широкий спектр условий для плоскостопия, важно понимать, где вы находитесь в этом спектре», — говорит Богден.

«Подумайте об этом так: существует целый ряд различных доз для любого лекарства, поэтому вам нужно поговорить со своим врачом, чтобы определить, с чего лучше всего начать», — говорит он. «Здесь то же самое. Стоит ли начинать с упражнений без веса или можно добавить к упражнениям весовые и динамические движения?»

Вот некоторые упражнения, которые следует выполнять тем, у кого плоскостопие.

Подъем свода стопы

Подъем свода стопы, также известный как «доминг стопы», заключается в том, чтобы удерживать ступни на полу и максимально поднимать свод стопы, перекатывая вес стопы наружу, удерживая пятку и пальцы на земле. Выполнять упражнение можно как стоя, так и сидя.

Рекламная политика

«Он укрепляет внутренние мышцы стопы, и исследования показывают, что он помогает при других заболеваниях, таких как подошвенный фасциит», — говорит Богден.

Подборка шариков

Еще одно упражнение, которое укрепляет внутренние (глубокие) мышцы ног, включает в себя подъем шариков пальцами ног. Положите от 10 до 20 шариков на пол рядом с миской. Сидя, используйте пальцы ног, чтобы взять каждый шарик и положить его в миску. Богден добавляет, что поднятие полотенца пальцами ног может дать вам аналогичную тренировку.

Подъемы пяток

Простое упражнение. Начните с того, что ступни стоят на полу, и поднимите пятки, перенося вес на подушечки стоп. Задержитесь в этом положении на несколько секунд и медленно опуститесь вниз.

Ходьба на пятках и носках

Ходьба по комнате на пятках с поднятыми вверх пальцами ног может укрепить мышцы лодыжек и стоп. Повторение упражнения на носках с поднятыми пятками в воздухе (по сути, ходьба на цыпочках) может сделать то же самое.

Массаж — не растягиваться — плоскостопие

Как правило, растяжка является частью регулярных упражнений, позволяющих расслабить мышцы. Но в случае плоскостопия Богден говорит, что растяжка — плохая идея. «Поскольку уже есть некоторая нестабильность, растяжка может удлинить мышечную ткань и вызвать дальнейшую нестабильность».

Вместо этого, по его словам, массаж должен быть частью вашего режима, чтобы предотвратить перенапряжение мышц стопы. «Мы хотим лечить эти напряженные участки в мышцах, но не таким образом, чтобы они удлинялись или уменьшались в способности обеспечивать поддержку», — говорит он.

Вот некоторые из этих вариантов:

  • Массируйте область большими пальцами.
  • Аккуратно прокатитесь сводом стопы по мячу для гольфа.
  • Сухое иглопробивание.
  • Вибрационный массаж, например, с помощью массажных пистолетов.

Ключевым моментом, по словам Богдена, является лечение не только стопы, но и голени и даже позвоночника, потому что некоторые мышцы, такие как икроножная и камбаловидная, большие мышцы задней части голени, соедините икру со ступней. Это целостный подход, который сохраняет вашу нижнюю часть тела сильной и без напряжения, чтобы облегчить проблемы, вызванные плоскостопием.

Аэробные упражнения для свода стопы

Определенно можно выполнять аэробные упражнения при плоскостопии, говорит Богден, если вы начинаете легко и постепенно поднимаетесь. «Начните с упражнений, которые уменьшат нагрузку на ноги, таких как езда на велосипеде, плавание или гребля».

По мере того, как вы будете чувствовать себя более комфортно и ваши ноги адаптируются к занятиям, он рекомендует перейти к упражнениям с большей нагрузкой, например к эллиптическому тренажеру.

Когда дело доходит до любой программы ходьбы, Богден говорит, что можно начинать сразу, но сначала с коротких дистанций. «Даже если у вас плоскостопие, вы, вероятно, ходите каждый день, поэтому, если вы не делаете это значительно дольше, чем обычно, с вами все в порядке».

Медленным, но верным шагом преодолевайте большие расстояния. «Это ничем не отличается от программ для бега с дивана на 5 км», — говорит он. «Вы медленно увеличиваете дистанцию ​​в течение недели или двух, сокращаете ее на неделю восстановления, а затем продолжаете снова увеличивать дистанцию».

Рекламная политика

Однако проще всего начать прямо у себя дома. «Вы можете начать ходить по дому босиком, посмотреть, выдержат ли ваши ноги такие короткие расстояния, и начать наращивать силу и выносливость, необходимые для дальнейшего увеличения активности», — советует он.

Каких упражнений следует избегать при плоскостопии?

Что касается того, с чего начать, какие упражнения вам следует избегать, все зависит от того, где вы находитесь в спектре с точки зрения состояния и силы ваших ног. «Ничего не нужно избегать, если вы дошли до этого и у вас не было боли или других нежелательных симптомов, таких как сильная стянутость», — говорит Богден.

Тем не менее, лучше быть осторожным с упражнениями, которые могут стать агрессивными при прыжках и увеличить нагрузку на ноги. «С такими тренировками, как игра в баскетбол или бег на длинные дистанции, нужно быть осторожным», — отмечает Богден. «Дело не в том, что их следует избегать, просто вы должны дать своему телу время адаптироваться к такой большой нагрузке на мышцы».

Например, если ваше тело не готово к тому, чтобы вы пробежали 10 км или выложились на полную в игре в баскетбол, эти мышцы стоп, лодыжек и голеней могут сильно перегрузиться по сравнению с тем, к чему они привыкли. , вызывая стеснение и травмы.

Богден добавляет: «Любое увеличение активности, значительно превышающее обычное, подвергает кого-то риску таких вещей, как чрезмерная болезненность, мышечное напряжение или травма».

Следует ли использовать специальную обувь или вспомогательное оборудование при плоскостопии?

Всегда лучше поговорить со своим лечащим врачом или физиотерапевтом о том, какое оборудование подойдет вам лучше всего, Богден говорит, что есть несколько вещей, которые должны помочь людям с плоскостопием безопасно заниматься спортом.

«Убедитесь, что ваша обувь снабжена подноском, который позволяет вашим пальцам растопыриться или раздвинуться», — рекомендует он. Слишком узкий носок обуви может изменить то, как ваша нога соприкасается с землей и поддерживает ваше тело, что может привести к другим травмам.

Вы также можете попробовать безрецептурные супинаторы, но при их использовании помните о важном вопросе: чувствуете ли вы себя лучше, когда используете их?

«Люди иногда хотят заставить свое тело использовать эти инструменты, но если они поддерживают ваши мышцы и ставят ногу в правильное положение, вы должны чувствовать себя лучше, используя их, а не хуже», — говорит Богден. Если вы почувствуете себя хуже после справедливой оценки от нескольких часов до пары дней, прекратите их использовать и обратитесь к врачу или физиотерапевту.

Важно то, что вы предоставляете своим ногам некоторую форму упражнений и не полностью полагаетесь на эти опоры все время. «Если вы всегда поддерживаете свои мышцы с помощью ортопедических стелек, эти мышцы не получают необходимой нагрузки, поэтому у них будет ограниченная способность быть сильными и помогать обеспечивать столь необходимую поддержку, которая нужна вашей ноге, чтобы компенсировать отсутствие поддержки. обычно обеспечивается костями и связками», — объясняет Богден.

«Будь то аэробные упражнения или даже просто ходьба по дому босиком, как и все мышцы, убедитесь, что ваши ноги получают некоторую нагрузку», — говорит он. «Просто дайте своему телу дополнительное время, чтобы адаптироваться к дополнительной нагрузке, которую испытывают мышцы стопы, и поймите, что некоторая напряженность будет частью этого процесса. И этому можно помочь с помощью различных подходов, помогающих расслабить напряженные мышцы, таких как массаж у терапевта или варианты самомассажа».

Лечение плоскостопия у детей, причины и симптомы