Коммуникативная компетентность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[1].
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации[2].
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и её специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
- Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
- Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
- Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
- Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
- Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
- Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
- Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
- Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания
- ↑ Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение
- ↑ Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций
- ↑ Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие
ru.wikipedia.org
Коммуникативная компетентность — это… Что такое Коммуникативная компетентность?
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии [1].
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации[2].
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
- Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
- Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
- Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
- Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
- Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
- Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
- Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
- Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания[3].
Примечания
- ↑ Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение
- ↑ Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций
- ↑ Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие
Статья на тему: Что такое коммуникативная компетентность?
Что понимается под коммуникативной компетентностью?
Прежде всего — это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы.
- Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.
- Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения (свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/).
Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
Понятие коммуникативной компетентности предполагает, что человек осознает:
- собственные потребности и ценностные ориентации;
- свои перцептивные умения, то есть способность воспринимать окружающее без субъективных искажений;
- готовность воспринимать новое во внешней среде;
- свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур;
- свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
Составляющие коммуникативной компетентности личности:
- знание норм и правил общения,
- высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и воспроизводить информацию,
- понимание невербального языка общения,
- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик,
- умение убеждать собеседника,
- способность правильно оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера,
- выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от такой оценки,
- способность вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
Коммуникативная компетентность включает общение с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.
Современное общество требует способности грамотно принимать и обрабатывать информацию, а также создавать и оценивать ее, учитывать обратную связь с получателем информации. Все эти умения могут быть реализованы, если обучающиеся овладеют владеют всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом.
Главная черта, характеризующая сущность коммуникативной компетентности – это способность и готовность вступать в различного рода (вербальные, невербальные, письменные, устные) коммуникации с целью решения задач общения (поиска, передачи информации, быть понятым, понимать и т.п.). Это проявляется в стремлении вступать в диалог, обращаться к другому с вопросами, суждениями, высказываниями, в умении представления себя, заполнения анкет, ведения диалога (письменного и устного), дискуссии, способности задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на заданный вопрос, находить вербальные и невербальные средства формирования и формулирования мысли и т.д.
К целям и задачам в области формирования коммуникативных компетентностей у моих учащихся можно отнести:
- учить умению логично и связно построить речевое высказывание;
- учить умению выражаться по сути обсуждаемого вопроса;
- расширять кругозор, пополнять словарный запас;
- учить умению выражать мысль своими словами;
- учить умению слушать своих одноклассников, считаться с мнением других людей;
- учить умению работать в группе;
- воспитывать толерантность;
- учить умению представлять результаты своего труда разными способами, применять на практике умения, навыки, способы деятельности.
Формы речевой коммуникации:
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступление с подготовленной заранее речью | Беседа учителя и ученика |
Выступление с неподготовленной речью | Беседа в парах |
Рассказ | Беседа в группах |
Пересказ | Дискуссия |
Сообщение | Дебаты |
Доклад | Переговоры |
Умение задавать вопросы | Ответы на вопросы |
Умение отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументация | Театрализация |
Ассоциация | Блиц — турнир |
Критика | Учебный ринг |
Доказательство и опровержение | Открытый микрофон |
Защита своего мнения | Защита проекта |
Коммуникативные компетентности формирую:
- через обучение содержанию предмета;
- через развитие прикладных исследовательских умений;
- через развитие социально-коммуникативных умений;
- посредством личностно ориентированного подхода;
- через коррекцию речевых дефектов.
Это может быть выражено в следующей таблице:
Прикладной аспект учебной коммуникации | Исследовательский аспект учебной коммуникации | Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации | Личностно-ориентированный (коррекционный) аспект учебной коммуникации |
1. Прикладные знания по предмету (факты, знания, понятия и их определения, даты и т. д.). 2. Понимание учебного материала (причинно-следственные связи, терминология). 3. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств. 4. Оценка изучаемого материала (темы, основные положения, тезисы). | 1. Умение не только отвечать на вопрос, но и ставить его. Видеть, формулировать проблему. 2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности. 3.Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы. 4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой. 5. Качество оформления изучаемого материала. 6. Умение представлять изучаемый материал. | 1. Развитие умения слушать. 2. Развитие умения участвовать в беседе. 3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать. 4. Развитие умения дискутировать и презентовать вопрос, тему, проблему. 5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения. | 1. Формирование навыков общения. 2. Коррекция психоречевых дефектов. 3. Преодоление неуверенности и неверия в собственные силы. 4. Формирование учебной мотивации. 5. Формирование вовлеченности в общее дело. Умение работать в группе. 6. Формирование доверия к другим и к себе. 7. Развитие творчества. 8. Повышение интереса. 9. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям. |
nsportal.ru
Социально коммуникативная компетентность | PSYERA
Под социальной коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Социально коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.
Социально коммуникативная компетентность — это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и преумножение культурного наследия в целом.
Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Социально коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями играемых человеком социальных ролей.
Она предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.
Одной из задач социально коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для диагностики этой оценки в настоящее время имеется большой блок методик, основанных на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций.
Еще одним методом изучения социальной коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации. В зависимости от целей исследования можно учитывать темп речи, интонации, паузы, невербальные техники, мимику и пантомимику, организацию коммуникативного пространства. Параметром диагностики может являться количество используемых техник или адекватность их применения.
Конечно же, такая система диагностики достаточно трудоемка и для качественного ее проведения требуются большие временные затраты и высокая квалификация наблюдателя. Трудность оценки коммуникативной компетентности состоит еще и в том, что люди в процессе коммуникации ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. И если ситуация взаимодействия может быть проанализирована, то правила, по которым люди вступают в эту ситуацию, не всегда осознаются.
Одним из средств развития коммуникативной компетентности является социально-психологический тренинг (СПТ). Это относительно новое научно-практическое направление психологии в настоящее время получает интенсивное развитие в качестве составной и важной части системы психологической службы. При всем разнообразии конкретных форм СПТ всем им присуща объединяющая черта — это средство воздействия, направленное на развитие тех или иных знаний, умений и опыта в области межличностного общения. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее:
- выработка системы навыков и умений общения;
- коррекция имеющейся системы межличностного общения;
- создание личностных предпосылок для успешного общения.
Анализ возможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. И эти сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки. Все это говорит в пользу того, что
Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся Я-концепцию и концепцию «другого».
Овладение глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках СПТ.
Развитие личности состоит не только в построении высших уровней ее структуры, но в ослаблении существующих и неэффективных.
Говоря о коммуникативной компетентности, нельзя не остановиться на очень важном и принципиальном моменте. Очень часто проблемы в общении возникают из-за сознательного или неосознанного желания «выплеснуть» на собеседника своё раздражение и агрессивность.
Что же такое агрессивность? Нужно ли от нее освобождаться? И можно ли от нее избавиться, не принося вреда окружающим людям?
Агрессивность — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Агрессивность требует выхода. Однако выплеснувшись и задев другого человека, возвращается бумерангом конфликта. Лев Толстой очень точно подметил: «То, что начато в гневе, кончается в стыде». Однако не «выпускать пар» агрессивности достаточно трудно и даже небезвредно для здоровья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, колиты, инсульты, ишемия, инфаркты — вот далеко не полный перечень болезней сдержанных эмоций (так называемые психосоматические заболевания). Народная мудрость гласит: «Язва желудка — не от того, что едим мы, а от того, что ест нас».
Накопившаяся отрицательная энергия требует выхода и подобная разрядка просто жизненно необходима человеку. Но… разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка.
Существует три основных способа снятия агрессивности — пассивный, активный и логический.
Пассивный способ заключается в том, чтобы «поплакаться» кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутреннее напряжение.
Активные способы строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин — спутник напряженности — «сгорает» во время физической активности.
Из спортивных занятий сильнее всего снимают агрессивность те виды, которые включают групповое или индивидуальное противоборство: бокс, борьба, восточные единоборства, теннис, футбол, хоккей и т.д. Даже наблюдение за соревнованиями дает выход агрессии. Страстные болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами на ринге (корте, спортивной площадке).
Логический способ приемлем преимущественно для очень рациональных людей, предпочитающих логику и аналитическую работу всему остальному. Таким людям главное -докопаться до сути явления, и им лучше сосредоточиться на анализе причин тех или иных неприятностей, отложив остальные дела до тех пор, пока не будет найден выход из сложившегося положения.
Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость события, поэтому эффективным средством сдержанности является предвидение. Чем большим объемом информации по волнующему вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме.
Информированность должна быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стратегии — это снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех на генеральном направлении решения задачи. Запасные стратегии уменьшают страх получить неблагоприятное решение и тем способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.
Таким образом, можно сказать, что развитие социальной коммуникативной компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса.
В самом широком смысле социально коммуникативную компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.
psyera.ru
Коммуникативная компетентность: сущность, структура, развитие — реферат по украинской литературе — украинская литература
Понятие коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков , обеспечивающих эффективное общение (7). Она предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятным для партнера по общению. Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, а также опосредованной, в том числе по литературе, театру, кино из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенности межличностного взаимодействия и способах их решений . В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Структура коммуникативной компетентности. Если опираться на принятую в социальной психологии структура общения, что включает перцептивный , коммуникативный и интерактивный аспекты (1), то коммуникативную компетентность можно рассматривать как составляющую общения. Тогда коммуникативный процесс понимается как «информационный процесс между людьми как активными субъектами, с учетом отношений между партнерами» [10]. То есть, возникает «узкое» понятие «коммуникация». Однако часто «коммуникацию» понимают как синоним общения, подчеркивая, что «коммуникативное влияние есть … психологическим воздействием одного комуніканта на другого с целью изменения его поведения «[1]. Это означает, что происходит изменение самого типа отношений , который сложился между участниками коммуникаций. Есть и широкое понимание «коммуникации», которое применяется в связи с развитием системы массовых коммуникаций в обществе.
Выделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности:
· ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида [9];
· способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний , межличностных отношений и условий социальной среды [9];
· адекватная ориентация человека в самом себе — собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации [4];
· готовность и умение строить контакт с людьми [4];
· внутренние средства регуляции коммуникативных действий [7];
· знания, умения и навыки конструктивного общения [11];
· внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [13].
Таким образом, коммуникативная компетентность предстает как структурный феномен, включающий как составные ценности, мотивы, установки , социально-психологические стереотипы, знания, умения , навыки .
В.Я. Ляудіс , А.М. Матюшкина , А.Я. Пономарева выделяют два типа деятельности и соответственно два типа заданий : творческие (продуктивные) и рутинные (репродуктивные), отражаются в анализе процесса общения [15]. Ситуация, которая требует выхода за пределы стереотипов, установок , ролей, что сложились, всегда предполагает продуктивное общение. Репродуктивное, или стандартизированное общение предполагает взаимодействие «по стандарту», «по сценарию». Можно говорить также о внешнем, поведенческом , оперативно-техническое и индивидуально-смысловое общение [15]. А.Б. Добрович в своих работах различает конвенциональное , примитивный, манипулятивный , стандартизированный, игровой, деловой и духовный общения [6].
В контексте проблемы эффективности общения целесообразно вспомнить о таком явлении в человеческом взаимодействии, как роль. Роль фиксацией определенного положения , которое занимает тот или иной индивид в системе межличностных отношений [1]. В психологии выделяют формальные, внутригрупповые , межличностные и индивидуальные роли [6]. Формальная роль — это поведение , которое строится в соответствии с усвоенными ожиданий со стороны окружения , связанных с выполнением той или иной социальной функции (продавец, покупатель, ученик, педагог, подчиненный , руководитель и т.д.). Внутрішньогрупова роль — это поведение , что требует учета ожиданий, предложенных участниками группы на основе сложившихся взаимоотношений. Межличностные роли — это поведение , которое предполагает учета ожиданий, предложенных другим человеком на основе сложившихся отношений.
Существуют и другие классификации ролей: активные роли, которые выполняются в данный момент и латентные роли, что не оказываются в данной ситуации; інституціалізовані , связанные с официальными требованиями организации, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями , но все это так или иначе пересекается с вышесказанным [10].
Человек всегда находится в контакте с другим — партнером реальным, воображаемым, выбранным , навязанным и т.п. Инвариантными составляющими общения являются такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача . Вариативность же связана с характеристиками самих составляющих — партнеров по общению, ситуаций, целей общения. Поэтому компетентность в общении предполагает развитие умений адекватной самооценки, ориентации человека в самом себе — собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче (15).
Главной качественной характеристикой всех этих «психологических инструментов» считается » общая направленность» на человека, что в свою очередь является основанием эффективного общения [3]. Ориентация личности прежде всего на положительные качества в другом человеке является важным в эффективном общении, потому что она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. Подчеркивается роль познавательных процессов в структуре коммуникативной компетентности [3], прежде всего мышление — способность анализировать поступки, видеть мотивы, побуждающие к ним. Условием успешного общения человека с другими людьми считают социально-психологическая перцепция, которая включает идентификацию, эмпатию , социальную рефлексию (1).
Таким образом, можно сказать, что коммуникативная компетентность включает не только личностные свойства индивида, но и определенным образом организованы познавательные процессы и эмоциональную сферу.
Одной из составляющих коммуникативной компетентности является умение осознавать и преодолевать коммуникативные барьеры. Такие барьеры могут возникать, например, при отсутствии понимания ситуации общения, что вызывается различиями между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными , которые порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, обусловливающих различное мироощущение, мировоззрение, мировосприятие ). Барьеры в коммуникации могут носить также психологический характер, отражая индивидуальные психологические особенности тех, кто общается, их сложившиеся отношения : от дружбы до неприязни по отношению друг к другу.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно этому можно выделить вербальный и невербальный уровень коммуникативной составляющей компетентности в общении. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь , естественный звуковой язык , т.е. систему фонетических звуков, включающую два принципа: лексический и синтаксический [1].
Совокупность определенных мер , направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи . Другой вид коммуникации включает следующие знаковые системы: оптико-кинетическую — к ней относятся жесты, мимика, пантомимика; пара — и екстралінгвічну . Первая — это система вокализации , т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Вторая — включение в речь пауз, других вкраплений, темп речи ; организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт: частота обмена взглядами, длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.
Понятно, что коммуникативная компетентность предполагает также умение интерпретировать невербальные проявления других людей. Здесь возникает серьезная проблема: если в вербальной коммуникации за каждым словом стоит более-менее определенное содержание , то в невербальной системе коммуникаций не только трудно поставить содержание в соответствие знака, но и вообще выделить знак, то есть единицу анализа в этой системе коммуникации.
В социальной психологии было несколько попыток решить данную проблему.
К. Бердвістл предложил единицу тілорухів человека — кин , или кінему . «Отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении меняется вся структура» [1]. Ему принадлежит идея построения словаря тілорухів , то есть определенном тілоруху приписывалось определенное значение. Но сам Бердвістл пришел к выводу, что построить словарь тілорухів , который бы удовлетворил, пока не удается: само понятие кина оказалось достаточно неопределенным и спорным.
Б. Экманом (25) был предложен вариант анализа невербальной коммуникации, в котором фиксировались эмоции по внешн и х («знаковых») проявлениях лица , что позволяло в определенной степени регистрировать тот или иной характер невербальной коммуникации.
Хоть и удается описать определенный «каталог» жестов в различных национальных культурах, проблема интерпретации невербальной коммуникации все — таки остается нерешенной.
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный процесс существует на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить деятельность дальше, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен сделать в нее свой особый вклад, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, где важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При таком планировании возможна регуляция действий одного индивида «планами, которые сформировались в голове другого «, которая и делает деятельность действительно совместной , когда ее носители будут выступать уже не как отдельный индивид, а как группа. Таким образом, можно сказать, что интерактивная сторона общения представляет собой определенное средство объединения индивидуальных усилий в конкретных формах совместной деятельности. Соответственно этому можно и проинтерпретировать интерактивный компонент коммуникативной компетентности как способность к организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать какую-либо общую для них деятельность.
Таким компонентом коммуникативной компетентности является перцептивная составляющая. Это та сторона компетентности, на основе которой строится совместная деятельность и коммуникативный процесс.
Условно перцептивну составляющую компетентности в общении можно назвать способностью адекватного восприятия одного человека другим , но это лишь условно: само слово «восприятие» не отражает всю сложность этого явления. Перцептивный компонент коммуникативной компетентности выступает в роли регулятора процесса общения [11]. Выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие и оценку партнеров, самого себя и ситуативного контекста в целом.
В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд «эффектов»: первичности, новизны, ореола. Большую роль играют также явления стереотипизации и каузальной атрибуции.
Итак, обобщая выше изложенные точки зрения на явление коммуникативной компетентности, можно сделать вывод , что коммуникативная компетентность выступает как интегральное качество личности, выполняет функцию адаптации и адекватного функционирования личности в социуме, содержит в себе установки , стереотипы, позиции общения, роли, ценности и т.п. личности, «инструмент агрегату «творческий потенциал личности.
Вопрос о развитии коммуникативной компетентности можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, в процессе социализации и воспитания; во-вторых, средством специально организованного социально-психологического тренинга.
Относительно первого, то человек черпает из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и зрительных форм, как символических, так и образных, что дает ей возможность синтезировать, классифицировать различные эпизоды социального взаимодействия. Понятно, что в ходе стихийного овладения » языком » социально-перцептивной сферы могут образовываться неадекватные познавательные схемы, как причины неадекватных коммуникативных действий, что, в свою очередь, может привести к неэффективности в ситуации общения. Чаще всего это происходит при условии «однобокого» приобщение человека к специфической субкультуры , освоения ею лишь отдельных слоев культурного богатства, и только расширение сферы социальных контактов и включения в новые каналы коммуникации могут скорректировать существующие деформации. «Свою роль может сыграть знакомство с социально-психологической литературой: это обогащает словарь, упорядочит классификационные средства » [7].
По мнению Л.А. Петровской , аналитическое наблюдение коммуникативного взаимодействия, как реальной, так и представленной в художественной форме, дает не только возможность «тренировки» приобретенных познавательных средств , но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения . В частности, процесс наблюдения позволяет выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют свое взаимодействие. Ориентируясь на выход взаимодействия, наблюдатель может понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют успешному протеканию коммуникативных процессов. Это может послужить основой формирования собственной системы «правил эффективной коммуникации». Еще в большей мере аналитическое наблюдение влияет на операциональный состав коммуникативных действий. [15].
Согласно Л.А. Петровской , важным моментом процесса развития коммуникативных умений на определенном этапе становления личности является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью коммуникативного действия, протекает нормально. Такое планирование в воображении, как правило, непосредственно опережает реальное исполнение, но может происходить и заблаговременно, нередко далеко отставая от воплощения в поведении , а другим вместе мысленное проигрывание производится не до, а после завершения коммуникативного акта. И не всегда воображаемое воплощается в реальность, но создаваемые в нем » поведенческие заготовки» могут актуализироваться в других ситуациях. Это приводит , с одной стороны, впечатление непосредственности некоторых глубоко продуманных поступков, а с другой стороны — к действиям, что является достаточно рациональными и такими, которые нельзя объяснить . Способность человека действовать «в уме» может быть целенаправленно использована для совершенствования общения в ситуации социально-психологического тренинга. [15].
К определению стратегических ориентиров по совершенствованию общения в практической работе можно подходить с разных точек зрения. «Одна из них в качестве ориентира выделяет обогащения, полноту, поліформність » [4]. В этом случае основным в развитии компетентного общения является направленность на обретение богатой, многообразной палитры психологических позиций, средств , которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем сторонам их адекватности — перцептивной , коммуникативной, интерактивной. В этом смысле развитие компетентности общения взрослых людей неизбежно предполагает двойной процесс: с одной стороны, это приобретение новых знаний, умений и опыта, а с другой стороны, это коррекция, изменение уже сложившихся форм и средств общения. Рассматривая коммуникативную компетентность, нецелесообразно ограничивать спектр возможных форм социально-психологического воздействия каким-то одним из названных выше типов, поскольку реальное общение является многоплановым .
Другой подход к определению принципиальных ориентиров для практики развития компетентного общения возможен со стороны психологических проблем, которые возникают. Подобные трудности можно определить как базовые трудности общения [4]. Их истоки берут свое начало , с одной стороны, из особенностей психологической природы человека и человеческих отношений , а с другой стороны — могут быть связаны со своеобразием социального контекста. В ряде случаев базовые трудности общения имеют характер дихотомий, мера гармоничного сочетания полюсов которых достигается тем с трудностями . Это, например: автономность — предпочтения , устойчивость — изменчивость , нормативность — импровизация, целостность — мозаичность, рефлексивность — спонтанность и др. [4].
Таким образом, коммуникативная компетентность имеет несколько источников развития в процессе становления личности человека: трансляция коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия с другими людьми, овладение культурным наследием, наблюдения за поведением других людей и анализ актов коммуникации, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Развитие коммуникативной компетентности в процессе социально-психологического тренинга возможен с точки зрения двух подходов: направленность на обретение богатой многообразной палитры общения и преодоления трудностей, которые могут возникать в процессе общения.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы по проблеме коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность — это система внутренних ресурсов эффективного взаимодействия: позиций общения, ролей, стереотипов, установок , знаний, умений , навыков . Эффективное общение всегда предполагает спонтанный и творческий процесс, поэтому эффективное общение — это общение, развивает. Кроме личностных особенностей к коммуникативной компетентности входят особенности познавательных процессов и эмоциональной сферы. В целом коммуникативная компетентность связана с адекватным использованием всей палитры возможностей. Анализ понятия коммуникативной компетентности позволяет выявить проблемы обоснования критериев эффективного общения и адекватного соответствия форм общения и ситуации общения.
В процессе становления личности развитие коммуникативной компетентности имеет несколько источников: идентификация со взрослым, усвоение культурного наследия, наблюдения за поведением других людей, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Современное состояние общественных процессов позволяет констатировать тот факт, что естественное формирование коммуникативной компетентности не соответствует требованиям социальной действительности. Эту проблему позволяет решить целенаправленное формирование коммуникативной компетентности в процессе социально — психологического тренинга. В отечественной социальной психологии существуют два основания для построения такого рода тренингов: направленность на обретение богатой и разнообразной палитры общения и тренинг психологического консультирования трудностей в общении.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология., М, изд. «Аспект прогресс», 2000; 2 . Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия, Санкт-Петербург, «Братство», 1994; 3. Бодалев А.А. Личность и общение, М, 1982; 4. Введение в практическую социальную психологию (под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой), М., «Смысл», 1996; 5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М, «Просвещение», 1990; 6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, М, «Просвещение», 1987; 7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении, М., 1990; 8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя, М., «Просвещение», 1987; 9. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий (под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова), Л., Лениздат, 1987; 10. Краткий психологический словарь (под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского), М., Политиздат, 1985 ; 11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения, Л, 1990 ; 12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М., «Педагогика», 1983 ; 13. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцеву. Изд: «Совершенство», М., 1997 ; 14. Петровская Л.А. «К вопросу о природе конфликтной компетентности». Вестник МГУ «Психология», №4, 1997 15. Петровская Л.А. Компетентність в общении, М., 1989 ; 16. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности, Самара, 1997 ; 17. Психологические исследования общения (под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляева, В.Н. Носуленко, М, «Наука», 1985 ; 18. Психологический словарь (под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) — 2-е издание, М., «Педагогика — пресс», 1996 ; 19. Психология воспитания (под ред. В.А. Петровского), М., «Аспект пресс», 1995 ; 20. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, Изд. дом «Бахрах», 1996 ; 21. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада (В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.), М,»Просвещение», 1993 ; 22. Холл С., Линдсей Теории личности, М., «КСП+», 1997 ; 23. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности, Санкт-Петербург, «Питер», 1997 ; 24. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Языки творческого бессознательного, М., «КСП+», 1996; 25. Экман П. Психология лжи. — Спб, 1999
ukrlitra.com.ua
Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности
Компетентность в общении — важное понятие социальной психологии. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Жуков Ю. М., Растенников П. В.). Она определяет уровень владения человека общением как многоуровневым процессом.
По исследованиям Л. А. Петровской, под коммуникативной компетентность принято понимать совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
С точки зрения Т. Л. Худяковой, главная особенность коммуникативной компетентности не в увеличении объема знаний, а в необходимости для личности сохранять пластичность и быть открытой, незамкнутой системой.
В более широком плане компетентность в общении рассматривается как: сложное образование, в которое входят знания, социальные установки, умения и навыки в области межличностного общения, которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения.
Коммуникативные знания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. Знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций.
Коммуникативные умения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания. Умение воспринимать и производить коммуникативные сигналы: вербальные, невербальные; паралингвистические.
Коммуникативные навыки можно рассматривать как автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуации.
1. Система внутренних средств регуляции коммуникативных действий.
2. Ориентированность в общении, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, а также свободном владении средствами общения.
В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте.
В. Л. Захаров и Ю. Ю. Хрящева выстраивают факторы компетентности в общении следующим образом: знания в области психологии личности, группы, общения; умения и навыки общения; коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения; способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, складывающиеся между людьми; коррекция и развитие системы отношений личности.
Таким образом, в состав коммуникативной компетентности входят когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент связан с познанием другого человека; включает способность предвидеть поведение другого человека.
Близким к этому является понятие «сенситивность», рассматриваемое как способность обеспечивать отражение и понимание, а также запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности. Г. Смит выделяет четыре вида сенситивности:
— Наблюдательская сенситивность — способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. Сюда же относится и самонаблюдение.
— Теоретическая сенситивность — способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей.
— Номотетическая сенситивность — способность понимать типичного способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе.
— Идеографическая сенситивность — способность понимать своеобразие каждого человека. Она позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сенситивности.
Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:
1. Опыт. Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях.
2. Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой.
3. Интеллект. Понимание людей это в значительной степени задача уяснения связей между пошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.
4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях.
5. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.
6. Отстраненность. Эксперименты оказали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия.
7. Эстетические склонности. Уникальность и уравновешенность структуры — вот что интересует эстетическую личность во всех случаях. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения «опыта», «интеллекта», «глубокого понимания себя», «сходства» и «сложности».
8. Социальный интеллект. Это способность спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим.
Сенситивность, на взгляд Ю. Н. Емельянова, способствует формированию социального интеллекта, подразумевая под этим устойчивую способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. В качестве важного познавательного элемента коммуникативной компетентности он считает ориентированность в различных ситуациях общения, их объективное истолкование на основе понимания ее параметров.
В когнитивный компонент компетентности в общении следует включать прежде всего знания человека о себе не с точки зрения выполняемых социальных ролей, а как субъекта общения. Понимание и осознавание себя как постоянно изменяющегося, уникального, выход за рамки привычной «Я-концепции», открытие своих возможностей — в таком направлении может развиваться субъективное самопознание. В той же мере это относиться и к познанию партнера по общению. Взаимопонимание при этом строиться не на рациональном, а на эмоциональном понимании, сопереживании, в чувствовании.
Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров. Развитие эмоционального компонента коммуникативной компетентности предполагает возникновение «важного обстоятельства», как, например, новый эмоциональный опыт на основе сильных переживаний, который бы значительно отличался от предыдущего. Как следствие: чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем более он дифференцирован в зависимости от различных форм общения, тем более адекватно будет и восприятие, и поведение человека в общении.
Другим важным элементом эмоционального компонента является такая характеристика как самоотношение. Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношений личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты человеческого поведения, играют важнейшую роль в установлении межличностных отношений.
Помимо позитивного самоотношения, большое значение имеет такой его компонент, как самопринятие, которое В.Франкл предлагал рассматривать как эквивалент любви к себе. Следует отметить, что «самопринятие» не тождественно «самооценке». По мнению Л. Я. Гозмана, самооценка — это отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств, которое основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие заключается в принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Отсутствие самопринятия, по мнению К. Роджерса, является глубинной причиной нарушения общения индивида, приводящего его к одиночеству: «Одинокий человек уверен, что никто не сможет понять и принять его внутреннее «Я» и полюбить его странную и противоречивую сущность, которую он старательно ото всех скрывает». Основой развития самопринятия является опыт эмоционально позитивного общения, т. е. принятия себя возможно только через принятия себя другими.
Поведенческий компонент, прежде всего, включает в себя свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. К ним относится звуковая речь с использованием многочисленных фонетических и невербальных элементов, письменная речь и собственно невербальные средства (такие как поза, аранжировка пространства т. д.).
Кроме того, в поведенческом компоненте наиболее важным является такой способ поведения как самораскрытие. При самораскрытии человек идет на риск быть самим собой, без «маски», не стремиться выглядеть лучше или хуже, чем он есть. Открытость должна быть по типу «здесь и теперь», т. е. что человек чувствует или думает в данный момент.
Еще одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.
Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.
Умение точно выражать свои мысли, умение слушать — составляющие коммуникативной компетентности. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Существует два основных метода слушания: нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно, чтобы овладеть нерефлексивным слушанием, надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл высказываний, уловить, что стоит за словами.
Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи с говорящим; позволяет устранить преграды, искажения информации в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказываний. Следует иметь в виду, что многие слова многозначны и могут пониматься разными людьми по-разному. Значение слова зависит от ситуации, от контекста, в котором оно используется. Существует четыре основных приема рефлексивного слушания, которые обычно применяются комплексно:
1) Выяснение. Это прямое обращение к говорящему за уточнениями.
2) Отражение чувств. Здесь основное внимание уделяется не содержанию сообщений, а чувствам, выраженным говорящим, эмоциональной составляющей его высказываний. Необходимо попытаться представить себя на месте говорящего, т. е. использовать такой механизм межличностного восприятия, как эмпатия.
3) Резюмирование высказывания подытоживает мысли и чувства говорящего.
4) Перефразирование — формулирование той же мысли иначе. Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки точности понимания.
Тренируя умения слышать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действия.
В отечественной и зарубежной психологии существует много подходов к определению коммуникативной компетентности. Общим для них является то, что под коммуникативной компетентностью, авторами понимается сложное образование, в которое входят способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, умение управлять своими эмоциями, принятие и поддержка другого человека, знания, социальные установки, умения и навыки в области межличностного общения.
Литература:
1. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: изд-во МГУ, 1984. — 205 с.
2. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
3. Ерина С. И. Конева Е. В. Общение в организациях. — Уч. пособие. — Ярославль, 2001. — 112 с.
4. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. — М.: Гайдарики, 2004. — 233 с.
5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
7. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2002. — 208 с.
8. Филатова Л. Э. Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности студентов-психологов// Практическая психология: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И. Ф. Мягкова (к 85-летию со дня рождения). — Воронеж: ВГПУ,2008. — 388 с.
9. Худякова Т. Л. Особенности становления профессиональной компетентности студентов-психологов / Т. Л. Худякова // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография/ под ред. К. М. Гайдар; Воронежск. гос. ун-т.- Воронеж: Воронеж. гос. Ун-т,2007. — С. 27–36.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, умение, способность, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, общение, знание, нерефлексивное слушание, межличностное общение, глубокое понимание.
moluch.ru
Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста
Библиографическое описание:
Мамедова А. В. Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. С. 29-33. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1881/ (дата обращения: 12.08.2019).
Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений высшего профессионального образования. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Усложняется и квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств[2].
Практическая реализация общей модели оценивания качества учебных достижений студента в высших учебных заведениях осуществляется через систему средств и технологий оценки качества подготовки специалиста, адекватно отражающей результаты образования (компетенции) обучающегося в течение всего периода его обучения и развития.
Мы основываемся в своей системе описания результатов оценивания на таксономию Б. Блума [3], который рекомендует применять для описания результатов обучения шесть категорий обучения — знание, понимание, применение (умение), анализ, синтез и оценивание). Первые две категории характеризуют уровень освоения знаний. Остальные четыре относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности. Знание — в нашем случае это воспроизведение важной информации о коммуникативной деятельности будущего специалиста, компонентах коммуникативности, составляющие характеристики коммуникативной компетентности. Понимание — объяснение важной информации, о роли коммуникативной культуры в профессиональной деятельности специалиста. Коммуникативные умения — умения, необходимые для решения профессиональных проблем на вербальном/невербальном и паралингвистическом уровне. Анализ — решение открытых проблем. Синтез — нахождение эвристических ответов на проблемы. Оценивание — вынесение критических суждений, основанных на фундаменте знаний о коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере.
Так как компетенция формируется в результате осознанной деятельности. Считаем целесообразным рассмотреть специфику общения как коммуникативную деятельность специалиста.
Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая – ее выразительная форма. Профессиональное общение будущего специалиста основывается на языке академическом, научном, публицистическом той сферы деятельности, которой посвящает себя студент бакалавриата, магистратуры – биология, химия, экология, юриспруденция, политология, психология, менеджмент, туризм и т.д. Деловое общение подразумевает «межличностную зону профессиональной коммуникации» [1, c. 14], акт социального взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию производственной, научной, коммерческой деятельности. Деловое общение рассматривается нами во взаимодействии таких регистров, как техника ведения беседы, телефонное общение в деловых целях, деловая корреспонденция, деловая документация и контракты, деловая встреча, презентация, техника ведения переговоров и средства массовой информации, ориентированные на деловой мир профессиональной сферы специалиста.
В рамках названного подхода рассматривается проблема общения и компетенции в общении, в процессе подготовки специалистов в любой сфере деятельности с точки зрения профессионально значимых коммуникативных качеств. Будущий специалист должен не только владеть знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но и уметь продемонстрировать эти знания, показать профессионализм, подтвердить правоту своих взглядов и идей, уметь правильно представлять результаты своей деятельности в письменной и устной речи.
Мы рассматриваем коммуникативную деятельность, как самостоятельный аспект профессиональной деятельности специалиста, через взаимосвязанные ее структуры: перцептивная — проникновение во внутренний мир партнера по профессионально-деловому общению; собственно-коммуникативная – направленная на установление взаимовыгодных целесообразных отношений; коммуникативно-операциональная – активное использование средств техники общения в профессионально-деловой сфере. Для успешного осуществления всех этих компонентов необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях, которые в свою очередь являются знаниями в действиях. Поэтому, считаем целесообразным, рассматривать структуру коммуникативной компетентности, в соответствии с компетенциями, необходимыми для осуществления коммуникации на определенных этапах: перцептивную компетенцию, отражающую процесс восприятия и формирования образа партнера по профессионально-деловому общению и установления взаимодействия; собственно-коммуникативную компетенцию, включающую обмен информацией; интерактивную компетенцию, предусматривающую организацию взаимодействия.
К перцептивным компетенциям мы относим компетенции необходимые на начальном этапе коммуникативной деятельности, при процессе восприятия и понимания другого человека, ценностных ориентаций партнера по общению, то есть его идеалы, потребности, интересы, уровень притязаний; умение видеть главное в другом человеке, противостоять стереотипам восприятия партнера по деловому общению, а также компетенции связанные с умением самовыражаться, «подавать себя», для этого необходимы знания имеющихся у человека представлений о себе, что нравится в самом себе, что он приписывает себе, против чего возражает.
Собственно-коммуникативные компетенции определяют непосредственно сам процесс общения, специалист опирается на свою память, так как должен восстановить предыдущее общение, помнить индивидуальные особенности своих собеседников, уметь идентифицировать себя с предстоящим собеседником, заранее предвидеть возможную атмосферу, ощутить уровень предстоящих взаимоотношений и перспективу развития их, уметь завоевывать инициативу в общении и коммуникативное преимущество, необходимое для управления общением, уметь устанавливать психологический контакт с коллегами, аудиторией, уметь почувствовать общее настроение, создать обстановку коллективной творческой деятельности, уметь органично и последовательно действовать в публичной обстановке; уметь организовывать совместную творческую деятельность; уметь поддерживать общение введением беседы, риторических вопросов и т.д.; уметь распределять и поддерживать внимание; уметь выбирать наиболее подходящий способ поведения и обращения к коллегам, уметь анализировать поступки, поведение подчиненных; обеспечивать атмосферу благополучия. А также уметь, устанавливать обратную связь в процессе общения: по поведению партнеров по общению, коллег, подчиненных, по внешним проявлениям улавливать настрой; чувствовать изменения в их эмоциональных состояниях. Уметь диагностировать и корректировать результаты осуществленного общения, для моделирования в предстоящей деятельности.Собственно коммуникативные компетенции связаны с владением профессиональной речи и включают: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Интерактивные компетенции предусматривают умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность; связаны с умениями контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдением этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Умения организации речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы. А также умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт. В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, социальным ролям, деловая направленность речи. Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации профессионально-делового общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на коллегу, подчиненного, руководителя, умение создать благоприятную для производственного процесса атмосферу общения, умение поддерживать контакты с сотрудниками разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста.
Нами разработаны вопросы, составлены анкеты для определения уровня развития и сформированности перцептивных компетенций (таблица 1) собственно-коммуникативных (таблица 2) и интерактивных компетенций (таблица 3), на которые студенты, преподаватели, сотрудники отвечают, определяя как свои коммуникативные компетенции, так и компетенции других людей, своих коллег, подчиненных, руководителей, сокурсников, своих преподавателей.
Таблица 1
Выявление перцептивных компетенций
Могу ли я/ может ли он/она у партнера по деловому общению определить |
да |
нет |
тип личности и темперамента |
||
внутренний мир по внешнему виду |
||
сходства и различия в поведении |
||
круг интересов, желаний и мотивов |
||
степень конфликтности, агрессивности |
||
Могу ли я/ может ли он/она выразить партнеру по общению |
да |
нет |
свои приоритеты, взгляды на ситуацию |
||
скрыть отрицательные стороны характера |
||
продемонстрировать деловой стиль во внешнем виде |
||
соблюдение делового этикета |
||
деловой подход к решению проблемы |
Таблица 2
Выявление собственно-коммуникативных компетенций
Хорошая ли у меня / него/ нее память |
да |
нет |
сразу запоминаю/ет имя незнакомого человека |
||
помню/итв деталях особенности речи, внешнего вида собеседника |
||
могу/жет восстановить в подробностях ход беседы |
||
легко овладеваю/ет новыми терминами, понятиями, употребляю/ет в речи |
||
Хорошо ли явладею/он/она владеет языком профессионального общения |
да |
нет |
профессиональными терминами |
||
деловым этикетом |
||
научным стилем изложения |
||
Владею ли я/владеет ли он/она умениями обратной связи |
да |
нет |
определить по внешнему виду/поведению партнера его отношение к проблеме |
||
изменить ход беседы в нужное русло |
Таблица 3
Выявление интерактивных компетенций
Владею ли я /владеет ли он/она умениями эмоциональной регуляции |
да |
нет |
контролировать свой гнев/расстройство/недовольство |
||
выражать радость/благодарность/похвалу/конструктивную критику |
||
Могу ли я/может ли он/она оценить |
||
свое эмоциональное состояние |
||
эмоциональное состояние партнера по деловому общению |
||
Могу ли я/может ли он/ она откорректировать |
да |
нет |
назревающую спорную ситуацию |
||
не толерантную атмосферу делового общения |
Для оценки уровня развития коммуникативных качеств нами предложен ряд критериев и показателей, выбор которых продиктован понятием профессиональной коммуникативной компетентности как способности строить эффективное целенаправленное профессиональное взаимодействие, основанное на совокупности знаний, умений и компетенций субъекта в сфере профессионально-делового общения.
Так как процесс формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста рассматривается нами как поэтапное овладение коммуникативными знаниями о специфике профессионально-делового общения, умениями и компетенциями, считаем и систему оценивания выстраивать согласно этим этапам. Этапы формирования представлены следующим образом:
1. Осознание роли коммуникативных компетенций в профессиональной карьере специалиста, механизмов и особенностей профессионально-делового общения: цели, этапы и виды делового взаимодействия; а также развитие компетенций направленных на сотрудничество в процессе деловой коммуникации.
2. Формирование базовых коммуникативных умений профессионально-делового общения.
3. Формирование специальных умений, необходимых для успешного профессионально-делового взаимодействия.
4. Техники общения: оценка ситуации взаимодействия; ориентация в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; влияние и противодействие чужому влиянию; установление контакта; результативная аргументация.
5. Формирование индивидуального стиля общения, создание делового имиджа.
Знания и владение на практике качествами, входящими в данные блоки, оцениваем по следующим критериям: информационно-теоретического характера, практико-методического и личностно-технологического.
Информационно-теоретический критерий развития коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о коммуникативной компетентности как ценностного качества будущего специалиста, о компонентах коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере общения.
Практико-методический критерий развития коммуникативной компетентности у будущих специалистов основывается на компетенциях студента применять на занятиях, в реальных ситуациях полученные знания, умения профессионального общения, на владении студентом технологией делового общения, с использованием всей палитры техники общения.
Личностно-технологический критерий формирования коммуникативной компетентности предусматривает наличие способностей у студентов к коммуникативной деятельности, учета типа темперамента, особенностей характера, уровня общительности, эмоционально-ценностных качеств личности.
На основе поэтапного формирования данной характеристики и критериев оценивания предлагаем диагностировать коммуникативные компетенции на каждом этапе.
На первом этапе диагностируется, что студент знает о профессионально-деловом общении, какие механизмы взаимодействия и воздействия обеспечивают эффективность взаимовыгодной деловой коммуникации– так называемый блок компетенций — информационно-теоретического характера.
На втором этапе выявляем, на сколько легко будущий специалист может устанавливать контакт,вступать в диалог, поддерживать деловую беседу, активно слушать, правильно воспринимать и понимать партнера по профессионально-деловому общению по вербальным, невербальным и паралингвистическим знакам общения, а также подавать и получать информацию; убеждать; понимать состояние партнера по деловому общению и создавать оптимальный климат делового взаимодействия.
На третьем этапе считаем необходимым выявление уровня сформированностикомпетенций- выступать публично на профессиональные темы, демонстрировать компетенции презентации; отстаивать свою точку зрения в групповой дискуссии; конструктивно подавать и принимать критику; эффективно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; преодолевать страх в общении с незнакомыми людьми; вести переговоры со сложными собеседниками.
На следующем четвертом этапе предлагаем диагностировать умения моментальной оценки ситуации взаимодействия; умения ориентироваться в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; компетенции влияния и противодействия чужому влиянию.
Данные компетенции второго, третьего и четвертого этапа предлагаем объединить в так называемый практико-методический блок.
На пятом – определяем стиль профессионально-делового общения специалиста, а также умениясоздания делового имиджа, что определит личностно-технологический блок коммуникативных компетенций.
Система оценивания коммуникативных компетенций, составляющих коммуникативную компетентность будущего специалиста на каждом этапе формирования коммуникативных знаний, умений и компетенций представлена в сводной таблице 4.
Таблица 4
Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности
Уровни развития коммуникативной компетентности |
высокий |
средний |
низкий |
Умеете ли Вы |
довольно легко |
не всегда |
довольно сложно |
вступать в контакт и удерживать его |
|||
воспринимать и производить коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические) |
|||
воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть |
|||
задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций, предложений |
|||
активно слушать (услышать и понять, что имеет ввиду партнер) |
|||
передать партнеру, что его услышали и поняли правильно |
|||
понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей |
|||
говорить доступно и понятно для каждого |
|||
сбалансировать объем речи |
|||
подобрать тему для беседы |
|||
подобрать в соответствии с темой подходящую для нее интонацию и стилистику |
|||
использовать в речи образы, метафоры, сравнения |
|||
вести дискуссию и диалог |
|||
выравнивать эмоциональное напряжение как свое, так и партнера |
|||
убеждать, аргументировано доказывать |
|||
остроумно шутить |
|||
демонстрировать эрудицию |
На основе представленных критериев определяем уровни развития коммуникативной компетентности у студентов: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень – характеризуется наибольшей выраженностью развития коммуникативной компетентности по всем трем критериям. Студент владеет в достаточной мере знаниями о коммуникативной компетентности, как ценностном качестве личности будущего специалиста, детально представляет все компоненты коммуникативной деятельности, осознает роль коммуникативной деятельности в профессиональной деятельности специалиста. Студент владеет технологией педагогического общения, методами коммуникативной деятельности, активно использует на всех уровнях собственно-коммуникативной деятельности, активно использует систему приемов техники делового общения. Демонстрирует собой мобильный тип в общении, являясь коммуникабельным, оптимистически настроенным, обладает положительной нравственной доминантой.
Средний уровень характеризуется определенными знаниями о коммуникативной компетентности, о компонентах коммуникативной деятельности, проявляет умения, необходимые для проведения коммуникативной деятельности, но применяет их в зависимости от собственных интересов, проявляет коммуникативные качества личности, но применяет их избирательно.
Низкий уровень характеризуется наличием у студентов поверхностных знаний о коммуникативной компетентности, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности, проявлением слабовыраженных коммуникативных качеств.
Мы считаем, что компетентностный подход в системе диагностирования помогает оценить, проверить на практике способность специалистов использовать в реальной ситуации, в профессиональной деятельности результаты образования — компетенции, в частности коммуникативные, полученные в ходе учебного процесса.
Литература:
1. Астафурова,Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты)[Текст]: автореф. дис. … д-рапед. наук. – М., 1997. - 41 с.
2. Темняткина, О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода[Текст]: методическоепособие. – Екатеринбург:ИРРО, 2009.
3. Bloom, B.S., Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals [Text]: handbook I, cognitive domain. — New York: Longman(Ed.), 1956.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность, деловое общение, профессионально-деловое общение, умение, компетенция, будущий специалист, профессиональное общение, знание, внешний вид.
moluch.ru