«Сегодня для ресторатора работать «грязно» — и не комильфо, и неэффективно» — Реальное время
Общество
00:00, 25.03.2023
Фейковые отзывы, официанты-сплетники и другие методы недобросовестной конкуренции в ресторанной среде
В Казани сегодня работает более тысячи заведений общественного питания, это огромное конкурентное поле. В своей авторской колонке для «Реального времени» председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана, основатель ресторанной группы «МемСол» (семейный ресторан «Сказка», CubaLibre в Казани и SeasLoc в Иннополисе) Михаил Шарипов рассуждает о конкуренции между рестораторами. А еще описывает методы недобросовестной конкуренции, с которыми встречался на протяжении своей карьеры. Он констатирует: времена изменились, и любой ресторатор понимает, что дружественная коммуникация в профессиональной среде работает только в плюс, а «хитрить» и пытаться за чужой счет обзавестись гостями — в долгосрочной перспективе как не работало, так и не работает.
«Любая конкуренция — положительный фактор»
Как вы думаете, сколько ресторанов было в Казани в 1987 году? Восемь на весь город. В Москве — в два раза больше, целых семнадцать. Я говорю не про столовые и не про чебуречные — про настоящие рестораны, где можно было приятно провести вечер за вкусным ужином. Представляете, каким пустым и безжизненным было это поле полного отсутствия конкуренции?
Теперь в одной только Казани больше тысячи заведений общепита. Про Москву и говорить не приходится. Конкуренция на ресторанном рынке растет и будет расти. И до определенного момента, если честно, я ее боялся. Каждый раз, когда неподалеку открывалось новое заведение или где-то в городе появлялся пересекающийся с нами по концепции проект, я испытывал опасения: куда больше-то? В Казани и так слишком много ресторанов!
Но сейчас прекрасно понимаю: любая конкуренция — это положительный фактор. Она и есть главный фактор развития рынка, она и делает в конечном итоге всех его участников лучше. Надо уметь развиваться в условиях высокой конкуренции и с ее помощью.
«Обеспеченные люди очень заняты, у них нет времени на то, чтобы дать вам второй шанс»По оценкам Bloomberg, ресторанный бизнес стоит на третьем месте по рискованности. Так или иначе, рано или поздно ошибаются все рестораторы. Неуспешные проекты бывают даже у самых опытных — это как водить автомобиль в мегаполисе: рано или поздно дорожный инцидент ждет каждого настоящего водителя. При этому в нише премиальных ресторанов цена ошибки очень велика. Самый дорогой ресурс в нашем мире — это время. Таким образом, даже не деньги, а время, потраченное гостем в плохом ресторане, — весомый убыток для него. И чем премиальнее твоя публика, тем меньше у тебя права на ошибку. Как правило, обеспеченные люди очень заняты, у них нет времени на то, чтобы дать вам второй шанс. Если им не понравится у вас, они больше не вернутся — вашим конкурентам всегда есть что им предложить.
Над конкурентоспособностью «туристических мест» тоже надо работать
У ресторанов, которые расположены на проходных туристических улицах, как правило, большая оборачиваемость. А в заведениях, которые работают в спальных районах больше постоянных гостей. Соответственно, и право на ошибку у этих двух категорий до недавних пор было совершенно несопоставимым. Кстати, у нашего ресторана сейчас процент туристов — около 60, а лет десять назад было больше 80%. Мы много делаем для того, чтобы доля постоянных гостей из Казани росла.
Сами мы не рассматриваем «Сказку» как туристическое место. Как минимум потому что у этого словосочетания не всегда релевантная коннотация. Ведь когда мы приезжаем в незнакомый город, ищем «места для местных». Во многом это связано с подспудным желанием туриста прийти в проверенное место, которое стабильно держит марку и которое каждый день «проверяют на прочность» местные жители.
Лично я не знаю рестораторов, которые говорят: «У меня туристическое место, я заработаю в любом случае, недовольные гости уедут, приедут новые». Пришло новое время, цена ошибки кратно выросла. Потому что каждый второй (если не каждый первый) турист, прежде чем зайти в ресторан, сначала посмотрит отзывы на него, оставленные на электронных площадках. А значит, конкурировать с коллегами становится еще интереснее: теперь уже недостаточно просто стоять в самом проходном месте и иметь узнаваемую вывеску. Теперь нужно работать так, чтобы гости оставались вами довольными и создавали позитивные отзывы.
«Теперь уже недостаточно просто стоять в самом проходном месте и иметь узнаваемую вывеску»Явление электронных платформ народу
Платформы, где любой человек может оставить отзыв и оценить заведение, начали работать примерно 20 лет назад. А мы на себе почувствовали их влияние в 2008 году, когда, сами того не зная, вошли в топ-3 ресторанов Казани на одном очень популярном западном ресурсе для путешественников. В те времена это был еще правдивый ресурс, и делать из него инструмент недобросовестной конкуренции мало кому приходило в голову.
Но через некоторое время нам вдруг пришло письмо, в котором говорилось приблизительно следующее: «Вы злоупотребляете отзывами, пишете сами себе панегирики, и поэтому мы сместили вас с пятого места на пятнадцатое, спасибо, что вы с нами!» Мы изучили ситуацию — все отзывы там были совершенно адекватными и появились вполне логичным образом: к тому моменту как раз прошли новогодние праздники, традиционно высокий сезон. Естественно, в такие периоды за короткое время на платформе сразу появляется множество отзывов, и большинство из них оказалось позитивным.
Когда мы подробнее начали интересоваться этой историей, то узнали: рекламу на этом ресурсе давно пора было проплачивать, чтобы оставаться на высоких местах в поисковой выдаче и с хорошим рейтингом. Интересно, что руководство сервиса это всегда отрицало, однако факт оставался фактом: проплачиваешь рекламу — и почему-то растешь в «правдивом рейтинге, составленном по отзывам посетителей».
Потом начали добавляться другие крупные ресурсы: оценку заведений начали включать популярнейшие поисковые системы — как западные, так и отечественные. Мы старались работать с каждым отзывом. Если видели отрицательные оценки, могли полдня убить на то, чтобы отработать ошибку и выяснить, кто же так плохо обслужил пациента. И примерно в это время внешняя команда маркетологов нам сказала: «Ребята, вообще-то, чтобы вам подниматься в поисковиках, лучше посодействовать тому, чтобы оценки ваших конкурентов падали». И только тут мы осознали, что часть отзывов, которые пишутся на ресторан, могут быть и не настоящими. Что частью маркетинговой стратегии для некоторых нечистоплотных игроков рынка стали поддельные отзывы на свой ресторан (положительные) и на ресторан конкурентов (отрицательные). При желании их можно опровергнуть, но разные платформы подходят к этому по-разному. Порой это получается. Самый железобетонный довод — доказать, что автор отрицательного опуса у нас на самом деле и не был вовсе.
«И только тут мы осознали, что часть отзывов, которые пишутся на ресторан, могут быть и не настоящими»Как распознать фейки о ресторане
Приведу примеры. Мы пишем под каждым негативным отзывом что-то подобное: «Мы приносим свои извинения, для нас это недопустимый уровень сервиса. Вот наши контакты, будьте добры, свяжитесь с нами, чтобы уточнить подробности». И никто не связывается. Это первый, но не последний признак того, что отзыв действительно фейковый.
Еще один важный признак — максимально простой текст: «Я зашла в ресторан, обслуживание было ужасное, у официантов угрюмые лица, кухня невкусная». Ни одной детали — автор не раскрывает, в чем заключался «ужас» обслуживания, что именно такое невкусное он съел и что за официант его обслуживал.
Но бывает и так, что фейк изобилует деталями, которые с головой выдают обманщиков. Например: «Я съела буррату, она была совершенно невразумительная». А у нас бурраты и в меню-то нет. Или «В этом заведении делают отвратительный чизкейк» — а чизкейк мы не делаем уже лет пять.
Но технологии развиваются, в том числе и технологии недобросовестных конкурентов. Граждане, промышлявшие подобными фейками, в один прекрасный момент начали понимать, что, скорее всего, отзыв аннулирует площадка. Поэтому сейчас они изучают меню, заранее уточняют детали, и только потом пишут заказные отзывы. В этих случаях правду от фейка отличить действительно сложно. Причем даже если изучить профиль написавшего, он не будет вызывать подозрений: в нем будут и другие отзывы, он не выглядит пустым и только что созданным. Это целая индустрия, «трудящихся в ней» набирают в том числе и по объявлениям формата «Быстрый заработок в интернете». Этот заработок зачастую заключается как раз в том, что человек должен создавать и прокачивать десятки фейковых профилей, а потом строчить несправедливые отзывы о самых разных заведениях — конкурентов заказчиков. Они будут очень похожи на настоящие, и рейтинг у такого профиля будет только укрепляться. Так что маркетинговые технологии развиваются.
Фото: Максим ПлатоновПару лет назад была у нас еще одна интересная история: мне звонит управляющая и говорит: «Михаил, у нас проблема. У нас отзывы. Одни и те же, по шаблону. И они хорошие! Даже оценка на платформе поднялась, но по отзывам невооруженным глазом видно, что они ненастоящие. Что делать?» Мы начали разбираться. Увидели, что те же самые отзывы появляются в аккаунте CubaLibre, второго нашего заведения. Причем все довольно стандартные и бездушные: «Классное заведение, вкусно готовят — пятерка». Мы на них пожаловались платформе, чтобы сразу дать понять, что это не наша «маркетинговая деятельность». Кстати, хорошие отзывы площадка махом убирает по нашей заявке, тут ничего доказывать не надо.
Начали разбираться в этой теме, и оказалось, что это тоже маркетинговый ход в области недобросовестной конкуренции, причем довольно изощренный — в нем используется природная недоверчивость людей. Если человек видит сплошь хорошие отзывы о ресторане, написанные под копирку, он им не верит и идет искать более «правдоподобное» заведение. При этом на площадке по рейтингу вы идете вверх, но гости к вам почему-то не идут. Психология человека так устроена, что он не доверяет идеальной картинке. Баланс должен быть.
«Неэлектронные» методы недобросовестной конкуренции
Конечно, недобросовестная конкуренция не ограничивается махинациями с отзывами на электронных площадках. Помню один неприятный эпизод — он произошел не в Казани, с нашими коллегами в другом городе и даже регионе России. В одной нише появились два похожих ресторана. Менеджмент одного из них решил, что на войне все средства хороши. Их официанты напрямую говорили посетителям про ресторан конкурентов: «Вы туда не ходите, это же забегаловка какая-то». Потом начали атаковать конкурентов фейковыми жалобами, по факту которых в ресторан регулярно стали приходить самые разнообразные проверки, от пожарной службы до Роспотребнадзора. Потом устроили информационную атаку через СМИ. К чести атакуемых, они сначала упали духом, но потом вырулили: не стали переименовываться, удержали концепцию, терпением и качеством труда доказали, кто они на самом деле. Однако в общей сложности в результате деятельности вот такого «замечательного соседа» просели примерно на год.
Есть и еще один интересный способ, который косвенно работает на конкуренцию, — его и недобросовестностью-то, по факту, не назовешь, но я все же его упомяну. Речь идет об искусственном создании ажиотажа. К нему нередко прибегают популярные рестораны, включая и обладателей звезд Мишлен. Вы звоните в ресторан. На дворе не сезон, день дождливый и унылый. Вам говорят: «Простите, пожалуйста, у нас все столики забронированы, всё битком. Но можете оставить свой номер телефона, если что-то освободится — мы вам обязательно позвоним». Вы грустите, оставляете свой номер телефона, а через пару часов вам звонят, чтобы обрадовать известием: «Нашлось для вас местечко, можем вас записать вот на этот промежуток времени». Понятное дело, ваш столик никто и не думал бронировать до этого — но у вас создается полное впечатление о том, что сегодня вы ухитрились попасть в число избранных!
Фото: Максим ПлатоновПонятие недобросовестной конкуренции — очень тонкое. Есть люди, которые видят только черное и белое. Но между ними — множество граней. Возьмем, например, Швейцарию — то, что там является законным, у нас совершенно очевидно отнесут к недобросовестной конкуренции, да еще и с привлечением органов власти. Например, власти швейцарских муниципалитетов могут не предоставить разрешение на ведение ресторанной деятельности, если вы планируете установить более низкие цены в своем заведении, чем в окрестных. У нас это немедленно назвали бы искусственным влиянием властей на ценообразование. А у них это совершенно законное регулирование — другие рестораторы много лет развивались, вложили деньги в этот район и его благоустройство, их доходы и проходимость надо беречь и нельзя подвергать опасности демпинга. Так что планка цен в швейцарских кантонах держится на уровне муниципалитетов. Когда ты пытаешься открыть там какое-то дело, тебя проверят на то, как твоя деятельность повлияет на бизнес людей, которые уже работают там. У нас такая история немыслима — только сам игрок определяет свою бизнес-модель, и конкуренция покажет, по верному ли пути он идет.
Словом, методов конкуренции множество, и они могут быть самыми разными.
«Российский рынок цивилизуется»
Мы отчетливо видим тенденцию: российский рынок все больше цивилизуется. Если в девяностые и нулевые бизнесмены не гнушались самыми странными методами конкуренции, то сегодня практически все стараются работать в этичном ключе. Мы и в Ассоциации рестораторов и отельеров на всех встречах друг с другом проговариваем: «Мы ценим добросовестную конкуренцию, а методы недобросовестной не используем».
Время идет, развивается ресторанная этика. Этика обслуживания потребителей, проведения переговоров, составления речевых модулей. И, конечно, этика конкуренции. Парадигма сильно сдвигается, сегодня для ресторатора работать «грязно» — это уже и не комильфо, и неэффективно.
Повторюсь, ресторанный бизнес сегодня один из самых развитых в России. Уровень сервиса, уровень качества продукции, уровень приготовления блюд — все это на очень достойном уровне в наших ресторанах и кафе. Конечно, есть куда стремиться, у нас множество целей и задач, и проблем тоже хватает.
«Честная конкуренция дошла до того, что в одном заведении тебе могут порекомендовать, куда зайти после них, потому что «там тоже классно».Рынок стал настолько многогранный и настолько профессиональный, что мы друг другу помогаем. Когда кому-то из нас что-то нужно, начиная ото льда летом и заканчивая посудой на тематические вечеринки, всегда идем друг к другу за помощью. Делимся информацией и советами. Процентов 80 игроков рынка понимают: чем больше мы друг друга подтягиваем, тем сильнее рынок.
Радует, что честная конкуренция дошла до того, что в одном заведении тебе могут порекомендовать, куда зайти после них, потому что «там тоже классно». А еще все поняли: чем более образованным становится потребитель, тем сложнее его становится провести.
А как правильно?
Как же тогда конкурировать в современном деловом поле? Ведь в Казани появляется множество заведений, конкурентная среда растет. Ответ на этот вопрос очень прост. Для меня все стало очень понятно, когда я прочитал книгу Кима Чана и Рене Моборна «Стратегия голубого океана». HoReCa — это бурый океан. Но внутри него всегда можно найти голубой.
Потому что как только мы сами понимаем, какую ценность мы создаем и в чем ее уникальность, так сразу у нас появляется своя аудитория, которая передает информацию по сарафанному радио (самому надежному источнику), и благодаря этому мы развиваемся. Если вкратце, то все работает именно таким образом.
То есть да, можно действительно открыть в Казани 20, 30 или даже сотню ресторанов татарской кухни. Чтобы ужиться друг с другом, каждый будет развивать свою уникальную грань. Главное, чтобы ресторатор деятельно мыслил, был не только креативным, но и трудолюбивым, и день за днем создавал концепцию и развивал ее.
А конкуренция — это лучший и естественный драйвер развития!Михаил Шарипов
ОбществоБизнесУслуги ТатарстанОбъясните старому идиоту что такое не камельфо)? Моя попутчица толком ничего объяснить не может ( — Обсуждай
Объясните старому идиоту что такое не камельфо)? Моя попутчица толком ничего объяснить не может ( — ОбсуждайМД
Меняю Дислокацию)))
Объясните старому идиоту что такое не камельфо)? Моя попутчица толком ничего объяснить не может ( идиот попутчица
284
38
1
Ответы
ЕШ
Елена Шумицкая
Данное слово, кстати сказать французское, все чаще и чаще стало употребляться в повседневной жизни россиян, и как правило, люди его употребляют в ситуациях, где предполагается соответствие правилам хорошего тона.
0
Ек
Екатерина
Не комильфо означает «дурной тон». Если кто-либо НЕ СОБЛЮДАЕТ нормы хорошего тона – это «не хорошо» или «не комильфо«, а если СОБЛЮДАЕТ, то это – «хорошо» или «комильфо«
0
Ириша )))))))))))))))))
когда говорят «не комильфо» в зависимости от ситуации хотят сказать. …. что такое поведение или манеры или поступки…….не приняты в приличном обществе
0
Ольга Фатеева
грамотность уважаю
1
ЮС
Юрий Серебряный.
Муррр
1
Ириша )))))))))))))))))
Оля на выходные ушла ;)))))
1
Ольга Фатеева
1
ЮС
Юрий Серебряный.
1
ВЕ
Вера Ерошенко
Комильфо-дословно как надо,как следует. Для меня не комильфо-не комфортно.Другим как -не знаю))Я так ощущаю не комильфо.))
0
Андрон Шрайбикус
Пишется «комильфо». Это прилично. А не комильфо — не прилично. Я тоже на севере, но ты где учился-то, Мишка?
0
МД
Меняю Дислокацию)))
Я учился в простой питерской школе — и такие слова у нас не были в обиходе
1
Андрон Шрайбикус
Я вообще в Путятинской учился, это райцентр в Рязанской области. Но слова знаю. Херово ты в своей Северной столице учился, Мишка. И не доучился. А у меня два высших уже. Я, конечно, немолодой, но и не идиот, в чем ты, собственно, сам и признаешься
1
МД
Меняю Дислокацию)))
Дело не в обороте слов))))это чистый выебон на Рязанский манер)))
1
Андрон Шрайбикус
Да я и не спорю
1
О-Ля-Ля
Комильфо. Объяснить не может,а употребляет)хм) приличный)с не соответственно неприличный)
0
Св
Светлана_Светлана
Комильфо, оно и в Африке комильфо. Как де она не знает, а? Не комильфо.
0
ЮГ
Юлия Громоваотсутствие тактичности и вследствие этого чувство неловкости
0
ЕТ
Евгения Трусова
комильфо — хороший тон, принятые в обществе правила поведения
0
Та
Татьяна
Comme il faut — в переводе с французского «как надо, как надлежит».
0
МД
Меняю Дислокацию)))
Спасибо Таня)
1
Андрей Берзенин
Комильфо буевально- как надо . Не комильфо — не так, как надо
0
Елена)
Модное словечко )-ну что то такое растакое неподходяшее)
0
Ол
Ольга
comme il faut — в переводе «как надо» некомильфо- наоборот)
0
СИ
Скорпион Иванович
Потому что, ты с молодости унаследовал идиотизм.
0
МД
Меняю Дислокацию)))
А ты алкоголизм) и?
1
АИ
Анатолий Игнатьев
не так, как надо… не хорошо,другими словами
0
Надежда Шустова
значит-не хорошо. не классно и не приятно….
0
Кука
это значит: не как надо, не как следует.
0
Va
Valentina
0
Та
Татьяна
Добей ее вопрсом. ..что значит » Имхо»
0
Елена Софронова
Не комфортно в какой — то ситуации.
0
Валерий Грицощенко
???
1
Следующая страница
Что означает Comme Il Faut и как его использовать
Французский словарь
Добро пожаловать на разных языках
Пожалуйста, включите JavaScript
Добро пожаловать на разных языках
Comme il faut (произносится как kuh meel fo) — это выражение, которое иногда может быть немного сложно понять иностранцам. Цель этой статьи — демистифицировать ее, чтобы вы могли ее использовать и понимать независимо от ситуации, в которой вы оказались.
Comme il faut , буквально переведенный как «как должно» или «как должно», имеет несколько разных переводов, включая «правильно», «правильно», «прилично», «правильно» и «как следует». Надо».
Одна из трудностей понимания comme il faut заключается в том, что существует так много разных английских фраз, которые можно перевести на французский язык всего лишь comme il faut . Из-за этого трудно уложить в голове его точное значение.
Использование comme il faut для обозначения правильно или правильно ».
Je fais rien comme il faut – Я ничего не могу сделать правильно (правильно)
Vous devez le dire comme il faut – Ты должен сказать это правильно — Это должно быть сделано правильно
Élève tes enfants comme il faut – Воспитайте своих детей правильно также может использоваться для обозначения «как это должно быть» или «как это должно быть». Это часто относится к какому-то объекту, но это не обязательно.
La télévision ne marche pas comme il faut – Телевизор не работает должным образом
Tout fonctionne calculatement comme il faut – Все работает точно так, как должно
использование comme il faut для обозначения правильного или хорошо поднятогоЭто значение может быть немного сложнее понять, но постарайтесь думать о нем как о «приличном», «респектабельном», «надлежащем», «или воспитанном правильно».
Une jeune femme bien comme il faut – Респектабельная молодая женщина
Le président de l’entreprise est un homme comme il faut – Президент компании настоящий джентльмен
Comme il faut используется в английском языке также можно использовать на английском языке. Как и многие французские выражения, которые используются в английском языке, comme il faut иногда может иметь несколько высокомерный или высокомерный смысл. Конечно, когда comme il faut используется во французском языке, это совершенно нормально и не имеет такого оттенка.Он сказал мне, что надевать джинсы на такое официальное мероприятие некомильфо
Он был тихим человеком и очень комильфо
Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, что нужно, чтобы использовать оба и понять французское выражение comme il faut . Для получения дополнительной лексики и выражений взгляните на страницу французского словаря.
Эта запись была размещена в Французский словарь. Добавьте постоянную ссылку в закладки.Хантер Ван Рай
Хантер Ван Рай, владелец сайта Frenchplanations.com, долгое время жил во Франции и Канаде, изучая и изучая французский язык. Он создал Frenchplanations, чтобы помочь другим улучшить свой французский язык с помощью простых для понимания объяснений.
Обзор Comme il Faut
Обзор Endzeitgeist.com
А теперь совсем другое! Ниже приводится обзор дополнения Castle Falkenstein, да, но я искренне рекомендую прочитать следующее, даже если вы не играете в игру.
Ниже я отметил, где в игру вступают аспекты обзора, не относящиеся к замку Фалькенштейн.
Comme if faut — это 130-страничное приложение, с одной страницей обложки, 1 редакционной страницей/оглавлением, 1 страницей внутри передней обложки, 1 страницей задней обложки, в результате чего у нас остается 126 страниц содержания. Этот отзыв поднялся в моей очереди на рецензирование, так как я получил печатную копию книги в мягкой обложке. Хотя мой обзор в первую очередь основан на мягкой обложке, я также ознакомился с последней итерацией pdf-версии — важным отличием будет цветовая схема: в то время как внутренняя часть pdf черно-белая, мягкая обложка на самом деле сине-белая, а не в классическом олдскульном синем, но чуть более темного и насыщенного оттенка. Странно, но этот ярко-синий оттенок, напоминающий красивый цвет чернил, которыми я раньше предпочитал писать, на самом деле сделал мягкую обложку более приятной для чтения, показался мне немного более благородным… но это может быть просто моя собственная идиосинкразическая цепочка. ассоциаций.
Что касается организации, то книгу можно разделить примерно на две части. Первая часть применима практически ко всем сеттингам, в которых используется чувство эдвардианской или викторианской эстетики, и занимает примерно 2/3 всей книги. книга, а вторая часть, около 40 страниц, посвящена правилам и компонентам, характерным для замка Фалькенштейн. Давайте начнем с этой второй части на данный момент. Мы начинаем с 8 новых способностей, включая Мастерство, Азартные игры, Изобретение, Лидерство, Месмеризм, Вождение автомобиля, Естественные науки и Верховую езду. 3 роли (адвокат, священнослужитель и полицейский инспектор) также могут быть найдены, прежде чем мы получим пару предложений альтернативных правил — хотя некоторые из них, такие как предложение Таро-замен, с тех пор были реализованы более подробно и щегольски Джей Грей в своей серии «Вариации великой игры», опубликованной Fat Goblin Games. Краткое и грязное руководство по кроссоверу Cyberpunk / Falkenstein, прежде чем предоставить то, что мне очень понравилось: Одно из критических замечаний, выдвинутых против Castle Falkenstein, будет заключаться в том, что представление механизма заклинаний несколько византийское, и поэтому наличие подробных примеров и примеров заклинаний полезно действительно. Как только вы поймете всю систему, группы, предпочитающие немного более приземленный тон, могут захотеть ограничить силу заклинаний, и поэтому предлагается несколько предложений по ограничению использования заклинаний различными способами. Таблицы с перечнем книг по знаниям и стоимости таумов по книгам, шпаргалка по заклинаниям и FAQ по заклинаниям помогут вам справиться с, возможно, самым сложным компонентом правил Замка Фалькенштейн. (Действительно, в моей книге это единственный компонент, который я считаю пугающим.)
Кроме того, мы познакомимся с понятиями колдовства и оберега. Первые представляют собой повседневную магию, а вторые представляют защитные меры для жилищ волшебников, включая предупреждения и автоматические контрзаклинания. Дополнение также представляет пару различных групп колдовства, не имеющих мировоззрения, а затем переходит к еще одному погружению в суть системы колдовства, исследуя гармоники -. Удобная таблица на странице, по сути, обязательна для организаторов — скопируйте/распечатайте ее, приклейте к экрану. Ты поблагодаришь меня позже.
Большим плюсом также был бы совет, данный хостам, чтобы сделать игру менее привязанной к правилам — руководствуясь здравым смыслом и тем, как использовать ранг игрока по отношению к подвигам для определения успеха. Все способности имеют собственное описание с образцами уровней возможностей для каждого предоставленного ранга, а также описанием соответствующих результатов — этот тип вещей действительно полезен не только для хостов, но и для GM, и является своего рода обучением. которые я хотел бы чаще видеть в играх.
О, и знаете что? В этой книге представлены правила РИЖД для замка Фалькенштейн! Учитывая, что в Welt Gotik Treffen проводится ежегодный пикник викторианской эпохи, мне действительно захотелось, чтобы система была более известна! Но я отвлекся. Последний раздел здесь, по сути, представляет собой руководство для хоста, которое проведет вас через использование тем тайн, научной фантастики, романтики, секретных агентов, ужасов и сказок в вашей игре Castle Falkenstein. Хронология «Кто есть кто» и карты городов Мнхен (Мюнхен), Вены (Вена), Парижа, Лондона и Берлина представляют собой заключительную часть этой книги.
УНИВЕРСАЛЬНО АКТУАЛЬНАЯ часть обзора начинается сейчас! Пожалуйста, потерпите меня на секунду.
Итак, все мы знаем, что история, в некотором смысле, представляет собой условное повествование, поддерживаемое фактами, с которыми мы согласны; благодаря нашему пониманию истории у нас есть множество идей о прошлых эпохах, и эти идеи напрямую влияют на наш игровой опыт. Конечно, если вы когда-нибудь были на ярмарке эпохи Возрождения, вы заметили множество людей, которые явно либо сознательно принимают эстетику, либо просто не знают о ней. Если вы похожи на меня и очень интересуетесь историей и культурой, вы также столкнулись с довольно своеобразным явлением: хотя достаточно легко понять политику данной эпохи, то же самое нельзя сказать о культура.
Самое известное, Средневековье действительно было довольно грязным и по нынешним меркам, вероятно, довольно вонючим, но в то же время гигиеничным, черная смерть и т. д., тем не менее, не были такими ужасными, как мы обычно склонны считать. Точно так же присвоение викторианской и эдвардианской эстетики готической субкультурой и средствами массовой информации, вдохновленными визуальным языком, возникшим из нее, возможно, повлияло на то, как мы можем думать об этих эпохах, но как только мы попытаемся вникнуть в детали, все становится труднее понять. исследовать.
Здесь вступает в действие «Comme il faut», и именно поэтому эта книга имеет привлекательность далеко за пределами системы/сеттинга замка Фалькенштейн. Конечно, следует отметить, что Том Олам еще раз предлагает юмористическую и забавную для чтения точку зрения персонажа, которая делает книгу легкой и интересной для чтения. Если вы читали старую художественную литературу и классику, то знаете, что нравы значительно изменились, и исследовать их не так просто, как можно было бы ожидать. Мы все знаем о классическом представлении о том, что в те времена женщины не носили лодыжек, о том, что стойки фортепиано считались сексуальными, и тому подобные аспекты, которые могут показаться непонятными по сегодняшним гиперсексуализированным стандартам, но как бы все это работать в рамках ролевой игры, не нарушая веселья вовлеченных игроков, среди которых обязательно должны быть женщины?
Откройте для себя эту книгу, исчерпывающее руководство по всем важным вещам и менее известным компонентам культуры, которое значительно расширяет возможности ролевой игры. Видите ли, мы знаем о презренных понятиях, подобных тем, что представлены примером ныне пресловутого «Ангела в доме», но а) они всегда изображали только кажущееся изображаемое, идеал, а не действительность (иначе мир был бы довольно пуст после кажущихся социальных нравов того времени) и б) Новая Европа не является историей — как таковая, обязанная эстетике высокого приключения, эта книга обеспечивает фантастический баланс, балансируя между исторической точностью и требованиями веселья. в контексте ролевой игры — как таковые, женщины-авантюристы и тому подобное подробно освещены, с колебаниями повествования Тома Олама и выдержками из произведений леди Агаты о правильном поведении, обеспечивающими нюансированный и поучительный опыт чтения, который приятно читать.
Видите ли, существует очень четкое стремление поддерживать надлежащий внешний вид, не устраивать сцен, стараться казаться/быть действительно хорошим; в некотором смысле это может быть романтизированным понятием, но оно увеличивает удовольствие, которое мы получаем от игры. Обязательства по объяснению деталей повседневной культуры и социальных протоколов, обычно совершенно скучные, выполняются довольно интригующими способами: мы начинаем с основных идеальных моделей поведения для полов, а для игр РИЖД и того, как добиться надлежащего поведения, дается подробное руководство. одежду, если вы НЕ живете в Новой Европе, 1875 год! Подробно объясняются хорошо одетые джентльмен и дама — знаете ли вы, например, что запоминание узлов, которыми завязывается корсет леди, абсолютно необходимо, если вы планируете романтическое свидание? Они могут быть своего рода контрольным механизмом для проверки на неверность. Такие увлечения кстати. подробно освещены — ведь Castle Falkenstein — это игра высокой романтики! Это, на случай, если вы не знали, задания, и существует множество неписаных правил, определяющих, как и когда их правильно проводить.
Когда? Да, и книга шаг за шагом проведет вас через день из жизни настоящего джентльмена. Влияние фантастической эпохи пара проявляется в деталях, которые распространяются, например, на обычаи украшения домов и т. д. как обращаться с феей. Действительно, полностью нанесенные на карту загородные дома и то, чего ожидать, надлежащий этикет на балах и в клубах, салонные игры, типовые расписания — приложение переполнено деталями за деталями, рисуя яркую картину общества, которого никогда не было. Благотворительные работы также объясняются их важностью. Предоставляются сплетни и новости, с двумя страницами тем и заголовков, включенных для вдохновения ведущего. Делая еще один шаг вперед, мы получаем отличное пошаговое объяснение ролей разных слуг от дворецкого до горничной — и следует ли давать им чаевые, как выполнять с ними назначения, если подобное должно произойти и т. д. — и кто за что давать взятки, кому и как давать чаевые и т.д. Вы знаете, кого подкупить за вседоступность? А вы знали, как должна одеваться незамужняя женщина на бал? Что ж, после прочтения этой удобной книги вы это сделаете.
Дуэльный этикет, правильное обращение с членами королевской семьи и аристократии, валюта и курсы ее обмена, формальное ухаживание — нет ни одной актуальной темы, которая не была бы затронута в ней. Как вести себя с военными, как себя вести в гонках и регатах — все освещено. Кроме того, правильно объясняются викторианские ценности наряду с искусством звонка: И да, здесь было бы весьма полезно понять иерархию помощи… Искусство путешествовать по морю и воздуху, а также по железной дороге также изображены с удивительной детализацией, с железнодорожными линиями и образцами карт, предоставленными для вашего непосредственного удобства… и да, их можно использовать в качестве раздаточных материалов.
Объяснение того, как ксенофобия века работает в контексте современных чувств, и объяснение духа времени эпохи завершает этот раздел книги. И прежде чем вы спросите: Да, дамы и господа, книга содержит тонну библиографических предложений для дальнейшего чтения, если вы захотите глубже погрузиться в затронутые темы.
Заключение: Редактирование и форматирование хороши на формальном уровне, очень хороши на уровне языка правил — я заметил только несколько опечаток, таких как двойное «ii» и тому подобное. Макет придерживается элегантного, стильного двухколоночного черно-белого (или сине-белого) стандарта, а книга снабжена идеально подходящими, аккуратными иллюстрациями Чарльза Даны Гибсона, который обеспечивает единую и великолепную, особую эстетику. Сканирование pdf имеет две тонкие линии сканирования на большинстве страниц, так что это небольшой недостаток. Положительным моментом является то, что PDF-файл содержит обширные вложенные закладки, обеспечивающие простую и удобную навигацию. Лично я бы отдал предпочтение печатной версии, так как мягкая обложка будет использоваться МНОГО; действительно, это одно из немногих RPG-приложений, к которым я возвращаюсь снова и снова — за подробностями, за вдохновением или просто чтобы насладиться хорошо проработанной прозой.
Майкл Пондсмит, Барри Розен, Хилари Айерс, Гилберт Милнер и Росс «Спайк» Винн — дамы и господа, примите мою огромную благодарность. Почему? Потому что «Comme il faut» — одно из моих самых любимых дополнений к ролевым играм, несмотря на систему и сеттинг. Если у вас есть хотя бы отдаленный интерес к викторианской культуре, то считайте это обязательным предложением, которое будет вдохновлять вас на долгие годы; Нравятся ли вам более продвинутые домены Ravenloft, Cthulhu by gaslight или одна из бесчисленных других игр, действие которых происходит в той или иной эпохе, это дает информацию, которую вы никогда не увидите в дополнениях к ролевым играм, которую вам обычно приходится извлекать из часто болезненно скучные книги, а затем подстраиваются под наши чувства и используются в игре. Здесь вся эта работа была проделана для вас, и не каким-то устаревшим способом, а вневременным способом, который идеально соответствует сегодняшнему дню. Это может быть старое дополнение, но я считаю его одной из очень немногих по-настоящему вечных RPG-книг.
Вкратце: «Comme il faut» — одно из лучших дополнений к ролевым играм, которыми я владею; это вдохновенная покупка практически для любого GM и упражнение в изображении культуры, отличной от нашей современной, которая может дать много вдохновения, например, при разработке ваших собственных культур.