Критика: Антон Долин
рецензии: всеположительныеотрицательныесортировать по: датеисточникуфильмукомментариям
показывать: 10255075100200
1—25 из 1009 Сам режиссер не читает мораль — напротив, тайно поддерживает своего беззащитного героя в этом иррациональном желании.
«Фабельманы» складываются в концептуальный манифест «кинематографа по Спилбергу», в который каждый персонаж добавил что-то необходимое.
Именно Крипс удается создать и поддерживать до финальных титров, на которых она танцует странный танец, идеальный баланс чувственности и самоконтроля, непосредственности и скрытности, великодушия и эгоизма.
Смотреть на этот гипнотизирующий процесс можно если не вечно, то очень долго.
Художественная чрезмерность «Кита» органично рождена огромностью его героя и амбициями его автора. Вот почему этот фильм так выделяется на общем фоне
Такое впечатление, что здесь Сокуров, достигший за полвека многого, вышел на какой-то новый для себя уровень.
Быть может, лучший фильм о сложной истории отношений артиста и его поклонников, начиная с первой влюбленности и заканчивая долгим, разрушительным для обеих сторон браком.
В этом сюжете можно было при желании рассмотреть и трагическую историю любви, и портрет непонятого поколения. Хант, по существу, не пробует раскрыть секрет, оставаясь внешним наблюдателем-эстетом.
Эстлунд — виртуоз стыдных ситуаций и неудобных вопросов. Он умеет выстроить диалог так, что героям на экране неловко, а публика хохочет, не приходя в сознание, — но потом одним щелчком меняет роли, и вот уже начинают краснеть зрители.
Избегая откровенных анахронизмов и придерживаясь фактов, Серебренников снял совершенно современный фильм, сохранив свою позицию и репутацию космополита.
Как в зеркале, здесь отражается и простодушное самолюбование разогнанных на заре путинского правления энтэвэшников, и другие многочисленные истории о запрещенной, униженной, прирученной, раздавленной журналистике последних 20 лет. И все не в меру оптимистичные прогнозы, из которых не оправдался ни один.
Бескомпромиссный, жесткий, прямолинейный фильм, не позволяющий зрителю увильнуть от разговора о дискомфортном.
Тщательно прислушавшись, можно навсегда изменить свое представление об окружающей нас вселенной. Именно к такому неторопливому вниманию и призывает «Камон камон» — фильм о том, как найти близких.
В «Продуктах 24» Михаил Бородин нашел точную форму, чтобы выразить невыразимое.
Фильм — как качественные иллюстрации к подарочному изданию книги или добросовестная экскурсия по банальной достопримечательности.
Вообще же «Аллею кошмаров» хочется трактовать не как моралите о гордыне или психоаналитическую притчу об эдиповом комплексе (оба прочтения более чем законны), а как картину о природе кинематографа и искусства в широком смысле.
Чем больше на экране патриотического угара, тем сильнее искушение пожелать победы в новогоднем прокате иноземному «Человеку-пауку».
Кино вышло не слишком сбалансированным, а комбинация жанров фильма-катастрофы и сатирической комедии сама по себе риск.
По меньшей мере «Последний богатырь» начисто лишен идеологически-пропагандистской прошивки, он не учит нас отбиваться от коварной заграницы и чтить хоть и несовершенного, но родного батюшку-царя.
Когда-то эта франшиза, как поезд на полном ходу, сплющивала в груду металлолома всю традицию голливудских блокбастеров, провозглашая новые ценности и героев наступавшего XXI века. Сегодня «Матрица» — нечто противоположное, человеческая драма, упакованная в оболочку ретрокиберпанка.
О чем бы ни кричал подзаголовок фильма, публика будет твердо знать, наблюдая за финальной символической схваткой на статуе Свободы: нас всех вернули домой, к тому утешительному кинематографу, по которому мы скучаем и о котором мечтаем каждый год.
Пронзая время и пространство, не делая разницы между придуманной англичанином средневековой Вероной и увиденным современным взглядом Нью-Йорком 60-летней давности, Спилберг дает понять, что некоторые сюжеты могут обойтись без осовременивания: они актуальны и понятны всегда.
«Лакричная пицца» буквально насыщена любовью как кислородом, она пульсирует, бьется, вырывается из рук, заражая зрителя безоглядностью решений, спонтанностью реакций, идиотским ожиданием счастья.
Парадокс: Григорий Добрыгин — плоть от плоти современного русского кино, однако его картины — а это уже вторая — неизменно оставляют впечатление будто бы иностранных, сделанных с какого-то иного странного ракурса.
Консультанты поработали на славу, но слишком очевидно, что одежда и стиль автору картины малоинтересны. А для внятного разговора на тему проклятого капитализма, разрушающего души и семьи, фильму не хватает глубины и, возможно, хронометража.
показывать: 10255075100200
1—25 из 1009 Добавить ссылку на рецензию: |
Антон Долин — Кинокритик
Антон Долин — КинокритикВ школе преподают ведущие российские кинематографисты. Регулярно проходят воркшопы и мастер-классы зарубежных кинорежиссёров.
Все программы Подготовительный курс Filmmaking Бакалавриат Кинопроизводство | Film Production Бакалавриат 2D/3D Анимация Продюсирование Сценарное мастерство Режиссура Новый DOC Операторское искусство Художественная постановка Художник по костюму Киноактер Композитор в кино Режиссура короткой формы Художник по гриму Режиссура монтажа Звукорежиссура и саунд-дизайн Практическая кинокритика VFX artist 3D Artist 2D/3D Анимация Шоураннер Подготовительный курс «Монтаж с нуля» Подготовительный курс «Операторское искусство» Подготовительный курс «Художники в кино» Подготовительный курс «Киноактер» Современное кино От идеи до заявки Кастинг-директор История кино Маркетинг кино и сериалов Второй режиссер Filmmaking start Художник по раскадровке Introduction to Art & Design Pre-Foundation Art & Design Stop Motion Lab Киноактер Teens Basic 2D-графика Рисунок и скетчинг Редактор в кино Подготовительное отделение Basic CG Летняя киношкола для подростков Filmmaking Teens Filmmaking Teens Цветокоррекция в DaVinci Resolve Монтаж трейлеров
Подготовительный курс Filmmaking
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Алексей Пузиков
Звукорежиссер, саунд-дизайнер
Никита Бестужев
Художник кино
Наталья Тетенова
Актриса, режиссер, продюсер
Михаил Фатахов
Cценарист, режиссер
Камилл Ахметов
Журналист, писатель, сценарист, редактор
Виктор Чуняев
Режиссер, монтажер
Олег Шарабанов
Колорист, моушн-дизайнер, композер
Станислав ПаушевЗвукорежиссер площадки, саунд-дизайнер
Бакалавриат Кинопроизводство | Film Production
Алексей Попогребский
Режиссер
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Михаил Фатахов
Cценарист, режиссер
Георгий Подшибякин
2D и 3D-художник, преподаватель
Бакалавриат 2D/3D Анимация
Елена Федорова
Художник-аниматор
Георгий Подшибякин
2D и 3D-художник, преподаватель
Продюсирование
Павел Бардин
Режиссер
Илья Неретин
Продюсер
Десислава Медкова
Продюсер
Илья Демин
Оператор, Президент гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Анна Гусарова
Актриса, режиссер
Алексей Пузиков
Звукорежиссер, саунд-дизайнер
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Владимир Пермяков
Креативный продюсер, продюсер продвижения фильмов и сериалов
Ксения Леонтьева
Киноаналитик
Александр Алексеев
Креативный директор, президент ADCR
Анатолий Ясинский
Эксперт по рекламе
Елизавета Шмакова
Кастинг-директор
Камилл Ахметов
Журналист, писатель, сценарист, редактор
Елена Калинина
Андрей Дейч
Режиссер монтажа, продюсер постпродакшена
Елена Алашеева
Продюсер, 2й режиссер
Екатерина Тирдатова
Сценарист
Ксения Киселева
Постпродакшн продюсер
Сценарное мастерство
Десислава Медкова
Продюсер
Олег Сироткин
Сценарист
Ася Гусева
Писатель, сценарист, редактор
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Мария Варденга
Журналист, сценарист, редактор, продюсер
Камилл Ахметов
Журналист, писатель, сценарист, редактор
Леонид Девяткин
Сценарист, редактор
Юлия Голубева
Режиссура
Алексей Попогребский
Режиссер
Павел Бардин
Режиссер
Десислава Медкова
Продюсер
Илья Демин
Оператор, Президент гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Виолетта Кречетова
Продюсер
Камилл Ахметов
Журналист, писатель, сценарист, редактор
Леонид Девяткин
Сценарист, редактор
Новый DOC
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Алексей Медведев
Куратор кинофестивалей
Константин Нафиков
Продюсер
Елена Демидова
Режиссер
Операторское искусство
Алексей Попогребский
Режиссер
Десислава Медкова
Продюсер
Илья Демин
Оператор, Президент гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Эдуард Мошкович
Оператор
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Никита Бестужев
Художник кино
Виолетта Кречетова
Продюсер
Александра Кандалинцева
Фотограф
Петр Мудренов
Фотограф, кинооператор, журналист
Андрей Языджи
Оператор, член Ассоциации SOA (Steadicam Operators Association, USA)
Олег Шарабанов
Колорист, моушн-дизайнер, композер
Андрей Дейч
Режиссер монтажа, продюсер постпродакшена
Леонид Коновалов
Художественная постановка
Алексей Попогребский
Режиссер
Илья Демин
Оператор, Президент гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Светлана Седова
Художник-постановщик
Анна Толстунова
Художник-постановщик
Никита Бестужев
Художник кино
Илектра Канестри
Специалист по истории моды и стилей
Анастасия Краснова
Елена Жигалко
Художник по реквизиту
Художник по костюму
Десислава Медкова
Продюсер
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Сергей Стручев
Художник по костюмам
Анна Баштовая
Художник по костюмам
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Виолетта Кречетова
Продюсер
Илектра Канестри
Специалист по истории моды и стилей
Анастасия Краснова
Наталья Белоусова
Художник по костюмам
Киноактер
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Анна Гусарова
Актриса, режиссер
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Елизавета Шмакова
Кастинг-директор
Евгений Кулагин
Хореограф, актер
Иван Естегнеев
Хореограф
Татьяна Савина
Педагог по голосу и речи
Композитор в кино
Десислава Медкова
Продюсер
Николай Скачков
Композитор и саунд-дизайнер
Юрий Потеенко
Композитор
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Михаил Афанасьев
Композитор
Виолетта Кречетова
Продюсер
Антон Шварц
Композитор, саундпродюсер
Наталья Ручкина
Композитор, пианистка, музыковед, музыкальный редактор, продюсер
Татьяна Ефимова
Пианистка, педагог
Иван Урюпин
Кинокомпозитор, дирижер
Режиссура короткой формы
Павел Бардин
Режиссер
Десислава Медкова
Продюсер
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Сергей Осипьян
Режиссер рекламы
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Ася Вучетич
Преподаватель Creative Group Head BBDO Moscow;
Александр Алексеев
Креативный директор, президент ADCR
Анатолий Ясинский
Эксперт по рекламе
Евгений Ермоленко
Оператор
Андрей Дейч
Режиссер монтажа, продюсер постпродакшена
Елена Алашеева
Продюсер, 2й режиссер
Леонид Коновалов
Эльдар Джинчарадзе
Креативный продюсер
Художник по гриму
Десислава Медкова
Продюсер
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Мария Морзунова
Художник по гриму
Виолетта Саидова
Художник по гриму
Дмитрий Федотов
Галина Зосимова
Врач-косметолог
Анна Нестерова
Художник по гриму
Режиссура монтажа
Десислава Медкова
Продюсер
Мария Сергеенкова
Режиссер монтажа
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Дмитрий Ларионов
Режиссер монтажа
Ильяс Ахмедов
Монтажер
Олег Шарабанов
Колорист, моушн-дизайнер, композер
Леонид Коновалов
Сергей Синявский
Звукорежиссер
Руслан Исаев
Режиссер монтажа
Дмитрий Драгун
Режиссер монтажа
Олеся Шепелевич
Режиссер монтажа
Звукорежиссура и саунд-дизайн
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Илья Путилин
Звукорежиссер
Никита Ганькин
Звукорежиссер
Евгений Горяинов
Звукорежиссер, композитор
Практическая кинокритика
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Ксения Леонтьева
Киноаналитик
Егор Москвитин
Кинокритик
Жоэль Шапрон
Фестивальный отборщик
Владимир Лященко
Кинокритик, видеоэссеист
Наталья Нусинова
Историк кино
Николай Ларионов
Продюсер, аналитик киноиндустрии
Виктория Белопольская
Кинокритик
Владимир Захаров
Кинокритик
Нина Цыркун
Киновед, кинокритик
Ситора Алиева
Киновед
Ольга Левина
Киновед
Наталья Гаврук-Гаврилина
куратор проекта КАРО. Арт
VFX artist
Елена Федорова
Художник-аниматор
3D Artist
Елена Федорова
Художник-аниматор
Виталий Волков
CG cупервайзер, FX Artist
2D/3D Анимация
Десислава Медкова
Продюсер
Елена Федорова
Художник-аниматор
Надежда Лемина
Аниматор на студии Анимаккорд
Илья Юдович
Режиссер и художник анимационного кино
Шоураннер
Десислава Медкова
Продюсер
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Ася Гусева
Писатель, сценарист, редактор
Егор Москвитин
Кинокритик
Мария Затуловская
Руководитель отдела международного девелопмента студии BAZELEVS
Лала Рустамова
Генеральный продюсер студии BAZELEVS
Марина Катая
Руководитель департамента производства онлайн-кинотеатр PREMIER
Подготовительный курс «Монтаж с нуля»
Андрей Дейч
Режиссер монтажа, продюсер постпродакшена
Руслан Исаев
Режиссер монтажа
Подготовительный курс «Операторское искусство»
Илья Демин
Оператор, Президент гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России
Александра Кандалинцева
Фотограф
Виктория Цетлина
Киновед
Александр Полищук
Оператор-постановщик
Подготовительный курс «Художники в кино»
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Сергей Стручев
Художник по костюмам
Мария Морзунова
Художник по гриму
Илектра Канестри
Специалист по истории моды и стилей
Виктория Цетлина
Киновед
Подготовительный курс «Киноактер»
Анна Гусарова
Актриса, режиссер
Алексей Калинин
Актер, педагог
Современное кино
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Владимир Захаров
Кинокритик
Оксана Агапова
Кинокритик, американист
Анастасия Тихонова
Кинокритик
Ксения Реутова
Кинокритик
От идеи до заявки
Олег Сироткин
Сценарист
Анна Графкова
Сценарист
Кастинг-директор
Екатерина Демина
Елизавета Шмакова
Кастинг-директор
Елена Дидевич
Второй режиссер
Алексей Фомкин
Психолог
Дмитрий Николаев
Юлия Тимофеева
Исполнительный продюсер
История кино
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Наталья Рябчикова
Историк кино, переводчик
Станислав Дединский
Историк кино и анимации, издатель
Маркетинг кино и сериалов
Владимир Пермяков
Креативный продюсер, продюсер продвижения фильмов и сериалов
Лили Шерозия
Генеральный директор телеканала ТВ-3 («Газпром-медиа»)
Второй режиссер
Павел Бардин
Режиссер
Аддис Гаджиев
Художник-постановщик
Сергей Стручев
Художник по костюмам
Мария Морзунова
Художник по гриму
Елизавета Шмакова
Кастинг-директор
Елена Дидевич
Второй режиссер
Федор Журов
CG и SFX-продюсер
Егор Шевяков
Бригадир массовки
Варвара Никитина
Каскадер, постановщик трюков
Ксения Поплавская
Специалист в области развития бизнес-навыков
Художник по раскадровке
Илектра Канестри
Специалист по истории моды и стилей
Виктория Цетлина
Киновед
Киноактер Teens
Валентина Романюк
Актриса, тренер по технике речи, блогер.
Basic 2D-графика
Елена Федорова
Художник-аниматор
Максимиллиан Андреев
Рисунок и скетчинг
Елена Федорова
Художник-аниматор
Редактор в кино
Ася Гусева
Писатель, сценарист, редактор
Всеволод Коршунов
Сценарист, редактор, киновед
Лили Шерозия
Генеральный директор телеканала ТВ-3 («Газпром-медиа»)
Руслан Исаев
Режиссер монтажа
Элина Столерова
Редактор, креативный продюсер Киностудии ГПМ КИТ
Ирина Прохорова
Продюсер, сценарист, редактор
Летняя киношкола для подростков Filmmaking Teens
Виктория Сид
Актриса, режиссёр инклюзивных проектов, преподаватель по актёрскому мастерству
Filmmaking Teens
Алексей Артамонов
Оператор-постановщик
Цветокоррекция в DaVinci Resolve
Олег Шарабанов
Колорист, моушн-дизайнер, композер
Иван Лебедев
оператор
Артем Леонов
Монтаж трейлеров
Александр Сержантов
Креативный продюсер, монтажер трейлеров
Андрей Солодовников
Монтажер трейлеров
Другие программы
Юлия Лукшина
Сценарист
Борис Нелепо
Кинокритик
Антон Долин
Кинокритик
Валентина Шевяхова
Сценарист
Андрей Левин
Звукорежиссер
Пол Лазарус
Режиссёр
Алексей Смирнов
Режиссер
Байбулат Батуллин
Режиссер
Антон Беляев
Музыкальный продюсер, композитор
Александр Голиков
Звукорежиссер
Сергей Корнихин
Продюсер
Лада Искандерова
Режиссер, продюсер, монтажер
Андрей Пауков
Продакшн-директор Zebra Hero
Джереми Каган
Режиссер, сценарист и продюсер, профессор Университет Южной Калифорнии (USC)
Елена Самойлова
Аккаунт-директор Zebra Hero
Юрий Любшин
Оператор-постановщик
Анна Смольнякова
Креативный продюсер, редактор, сценарист
Илья Чичерин
Саунд-дизайнер, звукорежиссер записи синхронных шумов
Валерий Федорович
Евгений Никишов
Загрузить еще
Кинокритик
Страницы на медиа-ресурсах:https://www. kinopoisk.ru/name/4251603/
https://www.kinopoisk.ru/press/author/57/
https://daily.afisha.ru/authors/anton-dolin/
https://meduza.io/podcasts/istorii-kino
Окончил МГУ им. Ломоносова (филологический факультет, русское отделение) в 1997 г., а в 2000 г. — аспирантуру ИМЛИ РАН. С 1997 по 2002 гг. работал на радиостанции «Эхо Москвы» корреспондентом и ведущим программ. С 2001 по 2005 работал в «Газете» — сначала кинокритиком, затем редактором отдела культуры. Был заместителем главного редактора газеты «Вечерняя Москва» и кинообозревателем газеты «Московские новости», ведущим передач на радиостанциях «Русская служба новостей» и «Максимум».
Главный редактор журнала «Искусство кино».
Кинообозреватель телепередачи «Вечерний Ургант» на Первом канале. Сотрудничает с такими изданиями как The New Times, «Афиша», «Новая газета», «Газета.ру», «Эксперт» , Meduza, «Сноб» и др. Дважды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за книги «Ларс фон Триер. Контрольные работы: Анализ, интервью. Догвилль: Сценарий» (2004) и «Герман: Интервью. Эссе. Сценарий» (2011). Библиография: Ларс фон Триер. Контрольные работы: Анализ, интервью. Догвилль: Сценарий (2004)Такеси Китано. Детские годы (2006)
Уловка XXI: очерки кино нового века (2010)
Герман: Интервью. Эссе. Сценарий. (2011)
Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами для анализа событий на нашем веб‑сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике конфиденциальности.
Подписаться на рассылку
Главные новости и события проектов в одном письме
Вы успешно подписались на рассылку
Принимаю правила обработки персональных данных
Скачать брошюру
Пожалуйста, введите свой e-mail, чтобы получить электронную версию брошюры
Брошюра отправлена на ваш email
Подписаться на рассылку
Принимаю правила обработки персональных данных
Заявка на обучение
Заявка состоит из нескольких шагов: персональные данные, образование и опыт работы, мотивация и дополнительная информация.
Если у вас есть вопросы по схеме обучения или сомнения по выбору курса, мы вам поможем: 8 800 777-85-35 или [email protected]
Понадобятся:
- Контактные данные
- Сведения об образовании и профессии
Все введенные данные сразу сохраняются. Если вы прервались, вы сможете продолжить заполнение с того места, на котором остановились, в любое время.
Нажимая кнопку «заполнить», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Заявка на обучение
{{ loc(«PROGRAM») }}: {{ context.program.NAME }}
Предыдущий шаг×
Антон Долин — IMDb
- Биография
- Награды
- Общая информация
IMDbPro
Антон Долин — российский кинокритик, журналист, радиоведущий и подкастер. Он постоянный кинообозреватель шоу «Радио Долин» (2021).Антон Долин окончил филологический факультет МГУ по специальности учитель русской литературы. В 2000 году окончил докторантуру Института мировой литературы имени Горького, написав диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «История советского сказочного романа», которую так и не защитил.
С 1997 по 2003 год работал ведущим на «Эхе Москвы» и с 2007 по 2019 год на радио «Маяк». Также работал в таких газетах и журналах, как «Московские новости» (2006–2007), «Эксперт» (2006–2013). , The New Times (2008–2017), «Ведомости» (2011–2014), «Газета» (2012–2013), «Афиша» (2013–2017), «Медуза» (с 2017). С 2010 по 2019 год был постоянным кинообозревателем «Вестей FM», а затем радио «Серебряный дождь». Антон Долин пишет книги и получил множество наград Гильдии киноведов и кинокритиков России.
С 2012 по 2020 год он был обозревателем популярного ночного телешоу «Вечерний Ургант» (2012). В 2020 году уволен с Первого канала за публикацию для «Медузы» негативного отзыва о «Союзе спасения» (2019).
С 2001 года пишет для журнала «Искусство кино», с 2017 по 2022 год был главным редактором.
В 2021 году запустил собственный YouTube-канал «Радио Долин» (2021) при поддержке «Медузы». Соведущий подкаста Галины Юзефович «Книжный базар» с 2021 года.
Дата рождения23 января 1976 г.
- Больше на IMDbPro
Телесериал
История российского кино
Приключения художника
Телесериал
Il était une fois…
TV Mini Series
Credits
Writer
- Radio Dolin
- создатель
- сериал
- 2021–2023
Личные данные
Знаете ли вы
Новости по теме
900 30 Внесите свой вклад в эту страницуПредложите отредактировать или добавить отсутствующий контент
Еще для изучения
Добавьте демо-ролик с IMDbPro
Добавьте демо-ролик с IMDbPro
Выделите свою страницу IMDb, добавив демо-ролик
Загрузите демо-роликСколько ты видел?
Следите за тем, сколько работ Антона Долина вы видели. Перейти к вашему списку.
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Антон Долин: «Война Путина против всего мира, а не только против Украины» | Новости искусства и культуры
Антон Долин — самый известный российский кинокритик и ведущий популярного YouTube-шоу «Радио Долин».
Когда его страна напала на Украину, против чего он был категорически против, ему начали поступать угрозы.
В Москве на двери его квартиры была нарисована военная символика — буква «З».
Антон Долин разместил это изображение двери своей квартиры в Instagram вскоре после начала войны [Anton Dolin/Instagram]Долин увидел в этом знак того, что ему нужно уехать — и быстро. Вместе с семьей он переехал в Латвию, где посещает кинофестивали и ведет еженедельную колонку на независимом новостном сайте «Медуза» об украинских фильмах.
Al Jazeera расспросила Долина о его решении бежать из России, чувстве коллективного стыда и ответственности и роли искусства во время войны.
Аль-Джазира: Что вы чувствуете сейчас, размышляя о первых днях вторжения?
Антон Долин: Ни одно событие в моей личной жизни и близко не стоит с тем, что я пережил 24 февраля. Конечно, все уже несколько недель читали, что может быть война, что собираются войска. Мне казалось, что человечество разделилось на тех, кто верил, что война может начаться, и тех, кто не верил. Я был среди последних.
В конце концов, я бы осудил себя за это. Я знал, на что способно российское правительство. Я говорил себе: «Не питай иллюзий!» Но я не верил [в то, что начнется война]. Я думал, что они прагматики. Но я был неправ.
Al Jazeera: Что вы подразумеваете под «прагматиками»?
Долин: [Начало войны] — антипрагматичный шаг, а также чудовищное преступление. [Когда] я увидел, что это происходит, я понял, что России, по крайней мере, такой, какой мы ее знаем, пришел конец.
Не все это понимают в России, но очевидно, что то, что сейчас происходит, — конец всему хорошему там.
Аль-Джазира: Вероятно ли, что президент Владимир Путин одержит победу, к которой стремится? То есть, что Россия выиграет эту войну против Украины?
Долин: Войну, которую Путин сейчас ведет против всего мира, а не только Украины, нельзя выиграть ни при каких обстоятельствах. Это просто невозможно.
Все постсоветские институции, связанные с культурой, гуманизмом и идеей России как демократии — обо всем этом можно забыть. Их придется перестраивать, создавать заново в новом государстве, которое возникнет после того, как Путин капитулирует, падет, исчезнет, рассыплется. Я не знаю, что с ним будет.
Война — это всегда начало конца.
Al Jazeera: Почему вы решили уехать из России? Был ли спусковым крючком вандализм в отношении двери вашей квартиры?
Долин: Мое решение уйти было чисто техническим. Когда я понял, что способы сопротивления режиму – обращение к своей довольно большой аудитории, говорить правду, говорить то, что я думаю – мне больше не доступны, потому что есть закон, запрещающий это, я понял, что должен уйти.
Аль-Джазира: Вы боялись остаться?
Долин: В ужасе. Я боялся, что окажусь один, в абсолютном меньшинстве, и на меня набросятся все, в том числе и самые близкие. Тогда, конечно, я боялся властей — я им противостою, но бороться с пропагандистской машиной воюющей страны бесперспективно.
Как вы думаете, кому-то будет приятно увидеть букву Z, написанную на его двери? При этом вы сразу же будете считаться предателем. Это было ужасно. Никто этого не хочет. Итак, если бы у вас была возможность уйти, чтобы избежать этих в значительной степени неизвестных опасностей, что бы вы выбрали?
Аль-Джазира: В первые недели войны сайты социальных сетей были заполнены русскими сообщениями о своем чувстве коллективного стыда…
Долин: Ответственность — да, я это понимаю. Стыд? Да, но это то, что люди называют «испанским позором», когда ты сидишь [в тюрьме] за других людей, потому что ты каким-то образом чувствуешь себя причастным. Стыд — это эмоция. Многие мои друзья, знатные и замечательные известные люди говорят: «Мне не стыдно, я боролся с Путиным, сколько мог, я ни в чем не чувствую себя виноватым» 9.0011
А другие говорят: «Я согласен с Путиным, он все делает правильно, и мне не стыдно».
Я не верю в коллективный стыд. Но коллективная ответственность? Конечно.
Заключенного, который плохо себя ведет, отправляют в карцер, а иногда и всю группу заключенных отправляют в карцер, хотя [ответственным] был только один… вот такая у нас сейчас ситуация. Все будет намного хуже, конечно.
Аль-Джазира: Вы кинокритик. Как бы вы охарактеризовали роль искусства во время конфликта?
Долин: Где бы вы ни нашли место для искусства. Но мне сейчас тяжело смотреть фильмы, поэтому я смотрю документальные фильмы и пишу о них, потому что они ближе к реальности. Особенно фильмы об Украине, о войне, которая идет уже восемь лет.
Не позволяю себе отвлекаться, не считаю это моральным.