Социальные нормы общения человека в обществе и их функции
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Каждый из нас — часть гигантского механизма под названием «общество». Как винтики в машине работают слаженно по одним и тем же правилам, так и люди в обществе живут дружно бок о бок благодаря им же. Эти правила называют социальными нормами — о них мы и расскажем простыми словами в сегодняшней статье.
Что такое социальные нормы в обществознании
Социальные нормы — это общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, которые обусловлены сложившимися общественными отношениями.
Важно понимать, что такие нормы не были придуманы для конкретного человека. Общество договорилось, что каждый его член будет придерживаться их. При этом отдельные правила есть как для всего общества разом, так и для отдельных его групп. Например, люди придумали правила поведения для пассажиров метро, посетителей библиотеки, хозяев домашних питомцев и др.
Признаки социальных норм
Теперь давайте научимся определять, что можно отнести к социальным нормам, а что — нет. Ниже перечислим несколько признаков, которые помогут вам определиться. Итак, социальные нормы:
считаются общими для всех членов социума;
помогают управлять социальными отношениями;
вырабатываются в результате сознательной деятельности людей;
сформированы в ходе исторического развития общества;
зависят от воли и желания людей;
помогают измерять общественно значимое поведение.
В качестве примера возьмём одну знакомую всем социальную норму — уважать старших. Если пройтись по признакам выше, станет понятно, что каждый из них справедлив и для неё.
Разберёмся чуть подробнее. Уважать пожилых, по мнению общества, должны все люди — и дети, и люди зрелого возраста. Эта норма направляет отношения между людьми в нужное русло и помогает понять, какой человек поступает правильно, а какой — нет. При этом оно появилось, когда общество начало развиваться, и у него возникли новые моральные принципы. Люди приняли решение уважать старших по своей воле — это был их сознательный выбор. Итог — попадание по всем пунктам!
Функции социальных норм
Люди живут бок о бок друг с другом, а потому важно соблюдать правила, чтобы это сожительство было комфортным. В этом и состоит предназначение социальных норм — устанавливать рамки свободы так, чтобы регулировать поведение людей и делать жизнь в обществе спокойной.
А ещё помогать нам воспитывать в самих себе дисциплину, учиться контролировать своё поведение.Теперь разберёмся, какие функции в обществе выполняют социальные нормы и сформулируем их по пунктам:
Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.
Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.
Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.
Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.
Всего выделяют 3 способа регламентировать следование социальным нормам: дозволение, предписание и запрет. Давайте кратко разберём, чем они отличаются.
Способы контролировать поведение людей через социальные нормы | ||
---|---|---|
Дозволение | Предписание | Запрет |
Это то, что можно делать. Дозволение предлагает людям варианты, как можно поступать. | Это то, что нужно делать. Предписание указывает на то, как человек обязан поступать. | Это то, что нельзя делать. Запрет накладывают на действия, которые неприемлемы для общества. |
Проверьте себя
Ещё раз ознакомьтесь со способами регламентировать поведение в обществе с помощью социальных норм. Придумайте по 2 примера, которые бы проиллюстрировали каждый из них. Во время ответа опирайтесь на личный жизненный опыт.
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Что такое социальные ценности
Социальные (общественные) ценности — это идеи, принципы и представления людей в обществе о том, что важно для них больше всего.
Их можно назвать ориентирами: с помощью общественных ценностей члены какого-либо общества могут описывать свою идеальную жизнь. А ещё одобрять или осуждать какие-либо явления или действия друг друга. При этом социальные ценности в разных общественных группах отличаются, а само это явление существует на 4 уровнях.
Виды социальных ценностей | |||
---|---|---|---|
Общечеловеческие ценности | Ценности народа | Ценности социальных групп | Индивидуальные ценности |
Объединяют всех людей мира | Объединяют всех представителей одного народа | Объединяют всех представителей конкретной социальной группы | Характерны для определённого человека |
Ориентиры в жизни на каждом из этих уровней бывают разными. Например, среди общечеловеческих ценностей выделяют мир, свободу, любовь, семью и т. д. Ценностями конкретного народа можно назвать патриотизм и гражданский долг. А для определённого человека это может быть финансовое благополучие, духовное развитие или честность.
Каждый человек лично устанавливает для себя систему индивидуальных ценностей. В то же время ценности народа и социальных групп зависят от общества в целом: особенностей его образа жизни, экономики, отношению к религии в стране, уровню участия людей в жизни государства и многого другого. Эти ценности и определяют социальные нормы, которым будет следовать общество.
Проверьте себя
Расскажите о социальных ценностях в вашей жизни. Какие из них характерны для вас лично? Каких принято придерживаться в вашей семье? Какие ценности объединяют другие социальные группы, к которым вы принадлежите?
Подумайте о том, какие ценности характерны для россиян как представителей одного народа.
Виды социальных норм
Социальные нормы бывают разными.
Некоторые из них общество закрепило в кодексах и других документах разных организаций. Другие же люди передают из поколения в поколение. Давайте разберёмся, какие виды социальных норм выделяют в обществознании для 7 класса и чем они отличаются друг от друга — в этом нам поможет таблица ниже.Виды социальных норм | ||
---|---|---|
Название | Сущность | Пример |
Традиции (обычаи) | Отражают одобренные обществом правила поведения и ценности, которые люди наследуют от предшественников. Относятся к культурному наследию | Встречи выпускников одного вуза или школы |
Правовые нормы | Установлены государством и закреплены в нормативных документах. Регламентируют поведение граждан и различных организаций на уровне закона | «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» Конституция РФ, ст. 37, п. 1 |
Нормы морали (этики) | Отражают представления общества о плохом и хорошем, чести, долге и справедливости по отношению к другим людям | С дошкольного возраста детей учат не обижать тех, кто младше и слабее, а защищать их |
Религиозные нормы | Основаны на принципах веры и регламентируют образ жизни верующих людей. Описаны в священных текстах или созданы религиозными организациями | Последователи буддизма стремятся достичь просветления через отказ от всяких земных желаний и чувств |
Нормы этикета | Указывают на правила вежливости по отношению к другим людям | Главные правила поведения в библиотеке: соблюдать тишину и не мешать другим людям читать |
Эстетические нормы | Отражают представления общества о красоте и искусстве | «Витрувианский человек», которым Леонардо да Винчи представил идеальные пропорции человеческого тела |
Экономические нормы | Регулируют хозяйственную деятельность людей | Если человек оформил кредит, то по договору обязан выплачивать его в срок |
Политические нормы | Регулируют политическую сферу: отношения между гражданами и государством, участие людей в политической жизни общества. Закреплены в законах и международных договорах | Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством и быть назначенными на государственную службу |
Проверьте себя
Перечислите виды социальных норм и назовите по одному примеру из общественной жизни для каждого из них
Что будет, если не соблюдать социальные нормы
Поведение человека, которое выходит за рамки социальных норм, называется отклоняющимся.
Некоторые виды норм общество закрепило в нормативных документах. Если их нарушить, человека ждут серьёзные последствия вплоть до тюремного заключения. К таким видам относятся правовые, экономические и политические нормы. Их называют формальными.
Другие же виды норм не охраняет закон. Соблюдать их или нет — добровольное решение человека, которое связано с его жизненными принципами, мировоззрением и совестью. Но если их открыто нарушать, это тоже не останется незамеченным, потому что такое поведение общество будет осуждать. Такие нормы называются неформальными.
Проверьте себя
Приведите по 3 примера формальных и неформальных социальных норм.
Проверьте себя
Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!
Задание
Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.
Социальные нормы складываются на основе социальных ценностей.
Люди осознанно пришли ко всем социальным нормам, и те стали частью жизни общества в результате его исторического развития.
Все обязаны знать и следовать социальным нормам, потому что их нарушение преследуется по закону.
Есть всего 3 способа контролировать поведение общества с помощью норм: принуждение, дозволение и запрет.
Правило о том, что нельзя шуметь в библиотеке, — это моральная социальная норма.
Если человек намеренно не следует социальным нормам, его поведение называют отклоняющимся.
Индивидуальные социальные ценности обязаны совпадать с принятыми во всём обществе.
Религиозные нормы могут быть закреплены в священных текстах или сформулированными религиозными организациями.
Предписание не предполагает вариантов — оно указывает на то, как человек обязан поступить в той или иной ситуации.
Социальная функция норм помогает следить за людьми с отклоняющимся поведением.
В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию
К следующей статье
Социальные права человека
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Социальные нормы.
Урок-презентация по обществознанию, 7 классОбществознание, 7 класс
Урок № 7
Социальные нормы
(Что значит жить по правилам)
Д.З.: § 5, ?? (с.66), задания (с.66-68)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- Выяснить, для чего нужны правила поведения
- Уяснить какие правила общения между людьми известны учащимся
- Научиться пользоваться правилами поведения в обществе реальном и виртуальном (сети Интернет)
Знать и уметь
- Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.
- Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
- Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений.
Понятия, термины
- социальные нормы;
- привычки;
- обычаи;
- ритуалы;
- традиции;
- этикет;
- манеры;
- законы
Изучение нового материала
- Социальные нормы.
- Многообразие правил поведения.
- Привычки, обычаи, ритуалы, обряды.
- Правила этикета и хорошие манеры.
Глава II . Человек и закон
О чём ты узнаешь? Какие бывают социальные нормы Следует ли соблюдать дисциплину? Кто от этого выигрывает За какие проступки ты уже сейчас несешь ответственность Чему служат правоохранительные органы
- На какие вопросы ответишь
- Почему нужно соблюдать законы?
- Какое поведение называют
- противоправным?
- Кто и как должен защищать Родину?
Многообразие правил
- Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах .
В. И. Даль
Что значит жить по правилам
- Многообразие правил
- «Привычка свыше нам дана…»
- Правила этикета и хорошие манеры
Правило – установленный порядок действий в тех или иных случаях
Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения
По направленности:
предписывающие запрещающие
По степени обязательности:
нормы-правила нормы-ожидания
По форме:
формальные неформальные
Социальные нормы
- По направленности : (предписывающие, запрещающие)
Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо.
дорожные знаки.
- По степени обязательности: ( нормы- правила, нормы- ожидания )
Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей.
Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно
при встрече со старшим по званию военные отдают честь.
опоздание на встречу.
- По форме: ( формальные, неформальные )
Четко зафиксированы в письменной форме.
Обеспечиваются обычаями и привычкой
закон или предписание.
этикет.
Привычка – сложившийся способ поведения (стереотип) в определенных ситуациях.
Обычай – традиционно
установившийся порядок
поведения.
Ритуал – выработанный обычаем
или установленный порядок
совершения чего-либо.
Обряд – совокупность
традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
Церемония – торжественный
официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал (последовательность действий, имеющих символическое значение).
Этикет – принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое
В школе
В
столовой
В общественных
местах
На транспорте
На улице
Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих, называются манерами .
В за столом
Санкции
меры воздействия,
применяемые к нарушителям
установленных норм, правил
способ одобрения,
поощрения, поддержки
Приведите примеры
Приведите примеры
Учимся общаться в Интернете
- Правила ( или социальные нормы) служат эталонами, образцами поведения.
- Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает.
- Правила помогают охранять порядок и позволяют предвидеть реакцию других на твои действия .
- Правила поведения в обществе могут быть как мягкими пожеланиями, так и жесткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством
Проверь себя
- Какие правила людей существуют?
- Что такое привычка? Приведи примеры групповых и индивидуальных привычек.
- Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Приведи примеры.
- Зачем в обществе существуют правила этикета?
- Как себя вести в социальных сетях?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Индивидуальное и групповое поведение: Типы
Когда ты рядом с друзьями, ты ДИКИЙ! Ты ничего не сдерживаешь. Однако, когда ты рядом с родителями, ты совсем другой человек. Ты тише и сдержаннее. Для большинства из нас наше индивидуальное поведение часто меняется в присутствии других и может зависеть от того, кто эти «другие».
- Определение индивидуального и группового поведения.
- Разница между индивидуальным поведением и групповым поведением.
- Примеры индивидуального и группового поведения.
- Принципы индивидуального и группового поведения.
- Теории индивидуального и группового поведения.
Индивидуальное и групповое поведение находится в центре внимания социальных психологов. Социальные психологи исследуют индивидуальное и групповое поведение в нескольких условиях. Они задают такие вопросы, как:
Что влияет на индивидуальное поведение?
Что влияет на групповое поведение?
Как взаимодействуют индивидуальное и групповое поведение?
Как личность влияет на индивидуальное и групповое поведение?
Меняется ли индивидуальное поведение человека в группе?
Давайте рассмотрим несколько важных определений индивидуального и группового поведения. Во-первых, социальные психологи могут описывать индивидуальное поведение человека общим термином, например 9.0017 интроверт или экстраверт.
Интроверт : Интроверт — это тот, кто обрабатывает информацию и социальные взаимодействия внутри себя. Их поведение может быть более спокойным или сдержанным (но не всегда).
Социальные ситуации часто истощают интровертов, и им обычно нужно уединиться, чтобы перезарядиться.
Экстраверт : Экстраверт — это тот, кто обрабатывает информацию и социальные взаимодействия извне. Они могут быть более общительными и общительными (но не всегда).
Культура — это тип группового поведения, который чаще всего влияет на наше индивидуальное поведение. Существует два разных типа культур: индивидуалистические и коллективистские культуры.
Индивидуалистические культуры: Индивидуалистические культуры, как, например, в Соединенных Штатах, отдают приоритет потребностям личности над потребностями группы.
Коллективистские культуры: Коллективистские культуры отдают предпочтение потребностям группы, а не потребностям отдельного человека.
Различия между индивидуальным и групповым поведениемИндивидуальное или межличностное поведение относится к поведению индивидуума, которое может быть мотивировано внутренней или внешней мотивацией. Индивидуальное поведение может варьироваться от повседневных задач, таких как чистка зубов, до более сложных задач, таких как принятие решений. Несколько факторов также могут влиять на индивидуальное поведение, включая генетику, окружающую среду, прошлый опыт, травму, личность или психическое здоровье.
Групповое или внутриличностное поведение относится к коллективному поведению двух или более людей либо по отношению друг к другу, либо по отношению к тем, кто не входит в группу. Социальные психологи могут посмотреть, как формируется группа, что делает группу группой или как группа достигает своих целей.
Рис. 1 Группы работают вместе для достижения целей, freepik.com
Члены группы не обязательно должны иметь одинаковое индивидуальное поведение, чтобы сформировать групповое поведение. Все ваши товарищи по команде в треке ведут себя по-разному, но когда вы взаимодействуете и взаимодействуете друг с другом, вы формируете групповое поведение. Социальное поведение можно рассматривать как мост между индивидуальным поведением и групповым поведением.
Социальное поведение : Социальное поведение — это то, что влияет или находится под влиянием других, как внутри, так и вне вашей группы.
Индивидуальное поведение может влиять на групповое поведение, а групповое поведение может влиять на индивидуальное поведение. Кроме того, индивидуальное поведение может соответствовать , чтобы соответствовать социально приемлемому групповому поведению.
Примеры индивидуального и группового поведения
Прежде чем мы углубимся в принципы и теории, давайте сначала представим несколько примеров индивидуального и группового поведения. Индивидуальное поведение может включать:
как вы относитесь к своим друзьям или семье.
Ваша мотивация в школе.
чем вы занимаетесь на работе.
то, что вы решите есть или не есть.
какие у вас хобби.
Список можно продолжить. Индивидуальное поведение — это то, что вы делаете по собственной воле, отдельно от других. Однако групповое поведение может включать:
то, как два или более человека достигают одной и той же цели.
как люди с общими характеристиками относятся друг к другу и к тем, кто не входит в группу.
как группа меняет индивидуальное поведение.
социальные нормы и ожидания.
лидерство между двумя или более людьми.
Иногда индивидуальное и групповое поведение могут выглядеть одинаково. Например, дискриминация может исходить от одного человека или группы людей.
Дискриминация : предвзятое или несправедливое обращение с другими на основе их группы, класса или других описательных категорий.
Принципы индивидуального и группового поведенияОдной из основных областей изучения психологов является поведение. Они стремятся понять, как индивидуальное поведение отражает личность и психическое состояние. Если чье-то индивидуальное поведение является ненормальным, следующим шагом обычно является оценка его психического здоровья. Когда психологи изучают групповое поведение, они исследуют, как группа думает, функционирует, выполняет задачи, достигает целей и взаимодействует с посторонними.
Соответствие
Кроме того, индивидуальное поведение человека может измениться в группе и рядом с другими. В какой-то степени все мы сознательно или бессознательно занимаемся социальным сравнением. В результате группы склонны генерировать соответствие.
Соответствие : акт отражения одних и тех же убеждений или поведения с целью соблюдения групповых норм и приспособления.
Наше поведение может соответствовать в присутствии других, или мы можем использовать другие принципы, определяющие наше индивидуальное поведение . Давайте рассмотрим несколько принципов индивидуального и группового поведения.
Предвзятость актера-наблюдателя
Предвзятость актера-наблюдателя — это когда мы верим, что поведение других людей обусловлено внутренними факторами, а наше собственное поведение обусловлено обстоятельствами.
Если другой человек провалил тест, вы можете подумать, что это связано с внутренними факторами, такими как недостаток интеллекта. Если вы провалите тест, вы можете обвинить в этом косвенные факторы, такие как недостаток сна накануне вечером.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Иногда мы склонны переоценивать внутренние факторы поведения и недооценивать влияние ситуации. Это называется фундаментальной ошибкой атрибуции.
Вы уверены, что обладаете сверхспособностями, потому что указали на чашку, и она перевернулась. Однако вы не учитываете потенциальное влияние ситуации, то есть ветра.
Гипотеза справедливого мира
Гипотеза справедливого мира — это убеждение в том, что люди получают то, что заслуживают. Эта идеология особенно распространена в США.
Если ваш злейший враг сломал палец во время драки с вашим лучшим другом, ваша первая мысль: «Они получили по заслугам».
Корыстная предвзятость
Корыстная предвзятость — это наша склонность приписывать положительных исхода внутренним атрибуциям и отрицательных исходам внешним атрибуциям.
Вы получили премию в размере 300 долларов на работе и уверены, что это «хорошая карма», потому что подвезли вашего друга в аэропорт. Однако, когда вы попали в автомобильную аварию, вы не верите, что это как-то связано с вашими негативными чертами и что все дело в плохих водителях на дороге.
Индивидуальное и групповое поведение, мужчина с большим пальцем в плаще, StudySmarter
Рис. 2 Корыстная предвзятость, freepik.com Теория группового поведения
Как мы упоминали ранее, поведение является основной областью изучения психологов. Поэтому неудивительно, что сформировалось несколько теорий индивидуального и группового поведения. Многие из этих теорий наблюдают, как на индивидуальное поведение человека влияет нахождение в группе. Мы собираемся рассмотреть три из них, включая фасилитацию, социальную леность и деиндивидуализацию.
Social Facilitation
Скажем, вы миллион раз отрепетировали свою комедийную программу в одиночестве перед зеркалом. Когда приходит время выступать, вы можете почувствовать, как ваш разум становится еще острее, когда в комнату входит все больше людей. Это явление называется социальной поддержкой .
Социальная фасилитация : Социальная фасилитация — это явление, при котором ваши действия усиливаются в присутствии других
Однако существуют и другие аспекты. Ваша производительность обычно улучшается перед другими только в том случае, если это простая задача для вас, и вы чувствуете себя компетентным в ее выполнении. Если это слишком сложная задача, ваша производительность может на самом деле ослабить в присутствии других.
Социальное безделье
Когда вы едете по дороге, и все вокруг превышают скорость, вы можете меньше обращать внимание на спидометр и утверждать, что едете в соответствии со «скоростью движения». Однако, если вы находитесь в дороге в одиночестве, вы обращаете немного больше внимания на спидометр. Почему это? Социальное безделье может сыграть свою роль.
Социальное безделье : Социальное безделье — это явление, при котором усилия человека уменьшаются в присутствии других.
Существует несколько причин социальной лености. Человек может:
полагать, что то, что он может предложить, необязательно.
чувствовать себя менее ответственным.
переоценивать свой вклад и недооценивать действия других.
хотят использовать усилия других, а не свои собственные.
Деиндивидуализация
Наконец, деиндивидуализация, возможно, является одним из наиболее серьезных способов изменения индивидуального поведения в присутствии других.
Деиндивидуализация : Деиндивидуация — это когда человек теряет самосознание и самоограничение из-за возбуждения и анонимности группового участия.
Как узнать, что вы стали жертвой деиндивидуализации? Что ж, спросите себя: сделали бы вы эту суровую вещь , если бы были в одиночестве? Если ответ отрицательный, может иметь место деиндивидуализация. Деиндивидуализация может быстро выйти из-под контроля. Под маской группы человек может найти в себе смелость вести себя так, как он иначе не стал бы, будь он один и незащищенный.
Во время бунта вы замечаете, что ваши друзья ведут себя не так, как если бы они были одни. Но поскольку они находятся в группе, анонимны и возбуждены, у них больше мотивации забить машину яйцами или покрасить здание баллончиком.
Индивидуальное и групповое поведение – основные выводы
- Индивидуальное и групповое поведение находится в центре внимания социальных психологов. Социальные психологи исследуют индивидуальное и групповое поведение в нескольких условиях.
- Индивидуальное или межличностное поведение относится к поведению индивидуума, которое может быть мотивировано внутренней или внешней мотивацией. Групповое или внутриличностное поведение относится к коллективному поведению двух или более людей либо по отношению друг к другу, либо по отношению к тем, кто не входит в группу.
- Иногда индивидуальное и групповое поведение могут выглядеть одинаково. Например, дискриминация может исходить от одного человека или группы людей.
- В какой-то степени все мы сознательно или бессознательно занимаемся социальным сравнением. Наше поведение может соответствовать в присутствии других, или мы можем руководствоваться другими принципами, определяющими наше индивидуальное поведение.
- Многие теории индивидуальных и групповых теорий наблюдают, как на индивидуальное поведение человека влияет нахождение в группе. Три примера включают социальную помощь, социальную леность и деиндивидуализацию.
Групповое поведение – общая психология
Перейти к содержимому
Социальная психология
Цели обучения
- Проиллюстрировать, когда присутствие других может привести к групповому мышлению, социальной фасилитации или социальной лени
Групповое мышление
Когда мы находимся в группе, на нас часто влияют мысли, чувства и поведение вокруг нас. Независимо от того, связано ли это с нормативным или информационным социальным влиянием, группы имеют возможность влиять на людей. Еще одно явление группового соответствия — групповое мышление. — это модификация мнений членов группы в соответствии с тем, что, по их мнению, является групповым консенсусом (Janis, 1972). В групповых ситуациях группа часто предпринимает действия, которые отдельные люди не стали бы выполнять за пределами группы, потому что группы принимают более экстремальные решения, чем отдельные люди. Более того, групповое мышление может препятствовать противоположному движению мыслей. Это устранение различных мнений способствует ошибочному решению группы.
Копаем глубже: групповое мышление в правительстве США
В правительстве США было несколько случаев группового мышления. Один пример произошел, когда Соединенные Штаты возглавили небольшую коалицию стран для вторжения в Ирак в марте 2003 года. Это вторжение произошло потому, что небольшая группа советников и бывший президент Джордж Буш были убеждены, что Ирак представляет собой серьезную террористическую угрозу с большим запасом оружия. оружия массового поражения в его распоряжении. Хотя у некоторых из этих лиц могли быть некоторые сомнения в достоверности информации, доступной им в то время, в конце концов группа пришла к единому мнению, что Ирак обладает оружием массового уничтожения и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности. Позже выяснилось, что у Ирака не было оружия массового уничтожения, но только после того, как вторжение было в самом разгаре. В результате погибло 6000 американских солдат и еще больше мирных жителей. Как администрация Буша пришла к своим выводам? Вот видео, в котором Колин Пауэлл обсуждает имеющуюся у него информацию спустя 16 лет после своего знаменитого выступления в Организации Объединенных Наций, в котором он говорил о том, что у Ирака наверняка есть материалы для создания оружия массового уничтожения («Колин Пауэлл говорит, что презентация ООН по Ираку провалилась обо мне», 2017). Вы видите доказательства группового мышления?
Почему возникает групповое мышление? Есть несколько причин группового мышления, что делает его предотвратимым. Когда группа очень сплочена или имеет сильное чувство связи, поддержание групповой гармонии может стать для группы более важным, чем принятие правильных решений. Если лидер группы директивен и высказывает свое мнение, это может отбить у членов группы охоту не соглашаться с лидером. Если группа изолирована от альтернативных или новых точек зрения, групповое мышление может быть более вероятным. Как узнать, когда происходит групповое мышление?
Существует несколько симптомов группового мышления, включая следующие:
- воспринимать группу как неуязвимую или непобедимую — верить, что она не может причинить вреда
- полагая, что группа морально правильна
- самоцензура со стороны членов группы, например, сокрытие информации во избежание нарушения группового консенсуса
- аннулирование несогласных мнений членов группы
- ограждение лидера группы от инакомыслия
- восприятие иллюзии единодушия среди членов группы
- наличие стереотипов или негативное отношение к чужой группе или другим людям с иными точками зрения (Janis, 1972)
Учитывая причины и симптомы группового мышления, как его избежать? Существует несколько стратегий, которые могут улучшить процесс принятия групповых решений, включая поиск мнений со стороны, голосование наедине, воздержание лидера от заявлений о позиции до тех пор, пока все члены группы не выскажут свои взгляды, проведение исследования всех точек зрения, взвешивание затрат и выгод всех вариантов и разработка плана на случай непредвиденных обстоятельств (Янис, 19 лет)72; Митчелл и Экштейн, 2009).
Групповая поляризация
Другим явлением, возникающим в рамках групповых настроек, является групповая поляризация. (Teger & Pruitt, 1967) — это усиление изначального группового отношения после обсуждения взглядов внутри группы. То есть, если группа изначально поддерживает точку зрения, после обсуждения групповой консенсус, вероятно, станет более сильным одобрением точки зрения. И наоборот, если группа изначально была против точки зрения, групповое обсуждение, скорее всего, привело бы к более сильному противодействию. Групповая поляризация объясняет многие действия, предпринятые группами, которые не были бы предприняты отдельными людьми. Групповую поляризацию можно наблюдать на политических съездах, когда платформы партии поддерживаются отдельными лицами, которые, находясь вне группы, отказались бы их поддерживать. Более повседневный пример — групповое обсуждение того, насколько кто-то привлекателен. Изменится ли ваше мнение, если вы находите кого-то привлекательным, а ваши друзья не согласны? Если ваши друзья будут громко соглашаться, может быть, вы найдете этого человека еще более привлекательным?
Социальная помощь
Не все межгрупповые взаимодействия приводят к описанным нами отрицательным результатам. Иногда пребывание в группе может улучшить производительность. возникает, когда человек работает лучше, когда наблюдает аудитория, чем когда человек выполняет поведение в одиночку. Обычно это происходит, когда люди выполняют задачу, для которой они достаточно квалифицированы. Можете ли вы привести пример, в котором наличие аудитории могло бы повысить производительность? Одним из распространенных примеров является спорт. Опытные баскетболисты с большей вероятностью попадут в корзину со штрафного броска в окружении ликующей публики, чем когда они будут играть в одиночку в тренажерном зале (рис. 1). Однако бывают случаи, когда даже опытные спортсмены могут испытывать трудности под давлением. Например, если спортсмен менее опытен или нервничает при выполнении штрафного броска, присутствие зрителей может скорее помешать, чем помочь. Таким образом, социальная помощь, скорее всего, будет иметь место для простых задач или задач, в которых мы опытны, но при выполнении перед другими может быть хуже, в зависимости от задачи.
Рисунок 1 . Внимание толпы может мотивировать опытного спортсмена. (кредит: Томми Гиллиган/USMA)Социальное безделье
Другим способом, которым присутствие группы может повлиять на нашу производительность, является социальное безделье. — это приложение меньших усилий человеком, работающим вместе с группой. Социальная леность возникает, когда наши индивидуальные действия не могут быть оценены отдельно от групповых. Таким образом, производительность группы снижается при выполнении простых задач (Karau & Williams, 1993). По сути, отдельные члены группы бездельничают и позволяют другим членам группы подбирать слабину. Поскольку усилия каждого человека не могут быть оценены, у людей снижается мотивация работать хорошо. Например, рассмотрим группу людей, которые вместе убирают мусор с обочины. Некоторые люди будут прилагать большие усилия, в то время как другие прилагают мало усилий. Тем не менее, вся работа сделана, и может быть не очевидно, кто усердно работал, а кто нет.
Будучи студентом колледжа, вы могли столкнуться с социальным бездельем, работая над групповым проектом. Вам когда-нибудь приходилось вносить больше, чем вам положено, потому что ваши коллеги по группе не вкладывались в работу? Это может произойти, когда профессор выставляет групповую оценку вместо индивидуальной. Если профессор не знает, сколько усилий приложил каждый студент к проекту, некоторые студенты могут быть склонны позволить более добросовестным студентам выполнять больше работы. Вероятность социального безделья в студенческих рабочих группах увеличивается по мере увеличения размера группы (Шепперд и Тейлор, 19 лет).99).
Интересно, что противоположность социальной лени возникает, когда задача сложная и трудная (Bond & Titus, 1983; Geen, 1989). Помните предыдущее обсуждение удушья под давлением? Это происходит, когда вы выполняете сложную задачу, и ваша индивидуальная производительность может быть оценена. В групповой обстановке, такой как студенческая рабочая группа, если ваша индивидуальная успеваемость не может быть оценена, на вас оказывается меньшее давление, чтобы вы преуспели, и, следовательно, меньше беспокойства или физиологического возбуждения (Latané, Williams, & Harkens, 19). 79). Это переводит вас в расслабленное состояние, в котором вы можете проявить себя наилучшим образом, если захотите (Zajonc, 1965). Если задача сложная, многие люди чувствуют мотивацию и считают, что их группа нуждается в их вкладе, чтобы добиться успеха в сложном проекте (Jackson & Williams, 1985). Учитывая то, что вы узнали о социальной лености, какой совет вы бы дали новому профессору о том, как разрабатывать групповые проекты? Если вы предположили, что усилия отдельных лиц не следует оценивать, чтобы предотвратить тревогу по поводу удушья под давлением, но что задача должна быть сложной, вы хорошо понимаете концепции, обсуждаемые в этом разделе. В качестве альтернативы вы можете предложить оценить усилия отдельных лиц, но задача должна быть легкой, чтобы облегчить ее выполнение. Удачи в попытках убедить вашего профессора давать только легкие проекты!
В таблице ниже приведены типы социального влияния, о которых вы узнали в этом модуле.
Смотреть
youtube.com/embed/UGxGDdQnC1Y?list=PL8dPuuaLjXtOPRKzVLY0jJY-uHOH9KVU6″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Вы можете просмотреть стенограмму «Социальное влияние: ускоренный курс психологии № 38» здесь (откроется в новом окне).
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Соответствие, соответствие и послушание. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/12-4-conformity-compliance-and-obedience. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
- Социальное влияние: ускоренный курс психологии №38. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://youtu.be/UGxGDdQnC1Y?list=PL8dPuuaLjXtOPRKzVLY0jJY-uHOH9KVU6.