Об отношениях в семье.
Детско-родительские отношения
Дети и родители… На первый взгляд их связь кажется неразрывной и гармоничной, а ключевыми характеристиками являются взаимная любовь и принятие. Но так ли это на самом деле? Почему в одной семье детей любят по-разному? От чего это зависит? Попробуем исследовать эту тонкую материю – взаимоотношения детей и родителей.
Множество психологических теорий исследуют детско-родительские отношения и обращают внимание на их чрезвычайную значимость для развития ребенка. Первой научной теории, исследовавшей детско-родительские отношения был психоанализ. З.Фрейд, А.Фрейд, К.Юнг и др. обратили внимание на то, что от отношения родителей зависит способ прохождения ребенком всех этапов развития. Значимость построения гармоничных отношений родителей с ребенком, по мнению психоаналитиков, возрастает к трем годам жизни ребенка и определяет его развитие вплоть до достижение им личностной зрелости (примерно до 16-17 лет).
Интересно, что родительские установки формируются еще до рождения ребенка. Большое значение играет то, какие детско-родительские отношения складывались в их семье, как относились к ним биологические родители, часто можно увидеть эффект переноса, когда родители воспроизводят (проигрывают) по отношению к собственным детям ту же модель взаимоотношений, которая присутствовала в их родительской семье.
Существуют и объективные факторы, влияющие на становление родительских установок, так, например, длительное отсутствие детей, как впрочем, и поздняя беременность чаще других формирует гиперопеку, проблемы с вынашиванием ребенка, угроза выкидыша, слабое здоровье ребенка при рождении нередко провоцируют тревожно-мнительный тип воспитания. Нежелательная беременность вызывает проблемы с материнским принятием и любовью.
Дисгармония внутрисемейных отношений так же влияет на тип воспитания. Так, например, конфликты с членами семьи, неприязнь, развод приводят к нарушению отношения к ребенку, особенно, если он внешне или внутренне (его характер, привычки) напоминает родителю об объекте неприязни.
Свойства высшей деятельности, внешность, состояние здоровье ребенка, его привычки, способности и многое другое – все это в итоге в той или иной степени оказывает влияние на отношение к нему родителей.
Э. Эдеймиллер и В. Юстицкис, изучая причины формирования акцентуаций характера у подростков, проявлению дисгармоничного характера, обратили внимание на типы семейного воспитания. В классификации этих психологов выделено 5 типов.
Потворствующая гиперпротекция.
Характеристика типа воспитания. В этой семье родитель чрезмерно потакает желаниям ребенка, чрезмерно заботится о нем, предъявляя минимум требований. Царит атмосфера вседозволенности и отсутствия родительского контроля. Ребенок стремится к лидерству, власти как в семье, так и в детских коллективах, но часто лидером не становится в силу отсутствия самостоятельности, умения брать на себя ответственность, инфантильности. Вследствие этого в общении со сверстниками возникают конфликты и ссоры.
Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель излишне волнуется за ребенка, задает вопросы: «Ты не устал?», «Тебе не холодно?», «Ты не голоден?». Ребенок при этом раздражается, родитель «сглаживает» ситуацию.
Жалобы родителя педагогам. Ребенка не ценят учителя, обижают другие дети, ребенок тяжело переживает ситуацию собственного неуспеха.
Проблемы семейного воспитания. Отсутствуют родительские требования, контроль, по сути родитель никак не представлен в паре, не влияет на воспитание, для ребенка не существует границ поведения.
На что обратить внимание. Важно, чтобы родитель смог высказывать свои чувства ребенку: «Я сержусь, когда ты…», «Я радуюсь, если ты…», «Я хочу, чтобы ты …» и др. Нужно обратить внимание на ситуации, когда у родителя возникает несогласие с действиями ребенка.
Доминирующая гиперопека.
Характеристика типа воспитания. Родитель уделяет обостренное внимание ребенку, присутствует мелочный контроль. По сути происходит подавление инициативы детей, авторитарное подавление самостоятельности. «Роботизация» семейного воспитания.
Ребенок безынициативен, нерешителен, не может постоять за себя. В подростком возрасте у ребенка проявляются протестные реакции. Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель предъявляет обилие требований ребенку: «Так! Стой здесь!», «Надень шапку», «Поздоровайся». Во всех ситуациях родитель берет инициативу на себя, мнением ребенка не интересуется.
Жалобы родителя педагогам. Ребенок грубит, дерзит, капризничает и др. В подростком возрасте родители жалуются, что ребенок «отбился от рук», «предпочитает проводить время вне дома». У маленьких детей появляется тревожность, страхи. У подростков – склонность брать деньги, вещи из дома (как некая компенсация отсутствия родительской любви), совершать побеги.
Проблемы семейного воспитания. Отсутствует родительская любовь и безусловное принятие. Родитель всегда знает, что нужно ребенку, принимает решения за него. Ребенок не представлен в паре со своими желаниями, потребностями.
На что обратить внимание. Создавать условия для осознания ребенком своих желаний, для этого можно задавать вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Согласен ли ты с этим?», «Чем будешь заниматься?». Необходимо у родителя развивать эмпатию по отношения к ребенку, попросить ответить на вопросы: «Как Вам кажется, что чувствует ребенок в этой ситуации?», «Как Вам кажется, хочется ли этим заниматься ребенку?», разговарить с ребенком, интересоваться его мнением.
Симбиоз.
Характеристика типа воспитания. Разновидность гиперопеки. Родитель стремится привязать ребенка к себе, удержать его рядом, лишить его самостоятельности. Родитель (чаще мать) испытывает тревогу, когда возникает ощущение, что ребенок хочет отдалится от него, например, появление друзей, подростковый возраст, отъезд ребенка в лагерь, санаторий, на обучение.
В семье царит гармония – любовь, принятие, пара кажется идеальной, родитель и ребенок понимают друг друга без слов, в разговоре часто дополняют друг друга.
Частое употребление местоимения «мы».Жалобы родителя педагогам. Родитель выражает тревогу по поводу адаптации ребенка, жалобы на то, что ребенок отдаляется, у него появляются «секреты» и «тайны». У ребенка отсутствуют друзья (на самом деле родитель заменяет друзей).
Проблемы семейного воспитания. Нет границ между партнерами, непонятно, кто что чувствует на самом деле. Есть «мы», а не «я» и «ты».
На что обратить внимание. Родителям необходимо понять, что все люди на земле разные, у каждого из них свои интересы и потребности, это не повод для драмы, а повод для взаимодействия. Важно поддерживать проявления собственных желаний и родителя, и ребенка, накапливать опыт осознания различий и их принятие.
Эмоциональное отвержение.
Характеристика типа воспитания. Отношение родителей характеризуются игнорированием потребностей ребенка, иногда жестким обращением с ним. Появляется глобальное недовольство ребенком, постоянных выговорах, отрицательных оценок, критичных замечаний. В паре отсутствует родительская любовь, принятие ребенка.
Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель часто раздражается, одергивает ребенка: «Отстань!», «И в кого ты такой?!», «Делай, как знаешь!». Родитель негативно оценивает то, что делает ребенок, бессознательно стремится избегать телесного контакта. Ребенок либо замыкается, либо отвечает неприятием родителей (чаще в подростком возрасте).
Жалобы родителя педагогам.
Непослушание, глобальное недовольство ребенка. Жалобы на нарушение поведения: дерется, грубит, проявляет агрессию и пр.Проблемы семейного воспитания. Родитель не видит реального ребенка, не воспринимает его. Негативные чувства к ребенку бывает связаны с другой фигурой (отцом, матерью, свекровью), ребенок выступает как поле для проекции родителя. Ребенок недостаточно проявляет себя как личность, скрыт от родителей. Иногда ребенок провоцирует негативные чувства родителей, используя это как способ привлечения внимания.
На что обратить внимание. Можно ввести запрет (пусть временный) на отрицательные оценки родителя. Поддерживать позитивные чувства по отношению к ребенку, помочь ребенку раскрыться во взаимодействии. Необходимо осознать, кому из членов семьи адресованы негативные чувства. Негативные чувства родителя формулировать в «Я-высказывании».
Повышенная моральная ответственность.
Характеристика типа воспитания. Повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и реальным возможностям. На ребенка возлагают больше ответственности за других людей, чем он может вынести. Например, старшие дети в семье полностью выполняют родительские обязанности по отношению к младшим, старшим членам семьи. Иногда детей втягивают в решение сложных семейных проблем – принятия решения о разводе родителей, повторной женитьбе, смене работы и др. В такой паре родитель как бы выполняет роль ребенка – несамостоятельного, нерешительного, неумелого, а ребенок достаточно рано занимает роль взрослого.
У ребенка появляются невротические реакции, отказ брать на себя хоть какую-то ответственность, проявляется агрессия по отношению к объекту опеки.
Как тип воспитания проявляется внешне. Чаще проявляется в неполных семьях – реализуется установка «ты один теперь мужчина, тебе и решать», родители заняты карьерой, зарабатыванием денег – вся домашняя работа лежит на ребенке; проявляется в многодетных семьях вследствие загруженности родителей.
Жалобы родителя педагогам. Родители жалуются, что ребенок не держит обещаний, не выполняет обязанности, с которыми раньше справлялся. У ребенка формируется мотив отрицания «лучше ничего не делать».
Проблемы семейного воспитания. На ребенка возложено больше ответственности, множество домашних обязанностей, родитель при этом почти полностью освобожден от них.
На что обратить внимание. Родитель вместе с ребенком составляет перечень дел, за которые он отвечает. Обратить внимание на то, как разделена ответственность. При необходимости провести перераспределение.
Рассматривая типы семейного воспитания, хочется еще раз обратить внимание на две важные составляющие – это родительский контроль и родительская любовь, принятие. Гармоничный тип как раз характеризуется их оптимальным соотношением. Несмотря на сложность процесса формирования родительских установок, множественность факторов, определяющих их содержания, понимание родителем характера взаимодействия с ребенком, умение анализировать общение позволит изменить стиль семейного воспитания, осознать его сильные и слабые стороны.
Отношения в семье какие могут быть: характеристика
Семья для каждого человека является опорой и поддержкой. Благодаря ей создается ощущение собственной значимости в мире.
Отношения в семье какие могут быть: характеристика видов будет рассмотрена в этой статье. Поговорим о современной семье.
Нередки случаи, когда семейные отношения становятся причиной внутреннего дискомфорта. В этом случае, человек, повзрослев, старается вырваться, разорвать всякую связь. Факторы, влияющие на благополучие семейной пары:
- уровень воспитания, образования;
- нравственные убеждения, принципы;
- жизненные ориентиры и т.д.
Комфортное существование – цель любого человека. Расти, находиться в гармонии с собой, сделать собственный дом крепостью и защитой от неприятности помогает семья. Какой именно она станет и сколько продлиться брак, будет полностью зависеть от супругов.
Традиционные
Это наиболее гармоничная и комфортная форма отношений. Отличается своей стабильностью. Такая семья наполнена любовью, уважением, взаимной поддержкой и пониманием.
Разрешение конфликтных ситуаций проходит в спокойной форме, мнения и желания каждого учитываются. Дети, выросшие в полноценной семье с положительным примером культуры общения и поведения родителей, на подсознательном уровне проявляют аналогичное отношение к своей.
Согласно статистике, подобная идеализированная форма отношений устанавливается редко. В основном встречаются смешанные виды.
Родительско-детские
Такие взаимоотношения бывают в семьях, где один из супругов старше другого. В этом случае по отношению к «младшему» проявляется забота, опека, присутствуют воспитательные моменты. Описываемые союзы чаще наблюдаются в парах, где супруг взрослый, обеспеченный или же напротив, молод и инфантилен, а вторая половина – взрослая женщина.
Отношения могут продлиться долго. Разрушение такого союза происходит в период взросления супруга-ребенка. В этом случае доминирование вызывает раздражение, неприязнь и отторжение. Отношения исчерпывают себя и разрушаются. Попытки улучшить их не приводят к успеху.
Тирания
В семейных парах такого типа доминирует личность одного супруга – тирана. Как правило, это грубый, властный человек, занимающий по отношению к близким, родным людям доминирующую роль.
Он всесторонне контролирует жизнь других, подчиняет их волю себе, устанавливает авторитарный режим. Мнение домочадцев при таком укладе не учитывается. Финансовые расходы на обеспечение и нужды членов семьи жестко контролируются. Нередко тиран применяет рукоприкладство. Продолжительность существования отношений зависит от множества факторов.
Разобщенная семья
Внешне такие пары создают впечатление гармоничного, счастливого союза. Каждый супруг живет своей жизнью, имеет свои интересы и цели.
Живут «гостевым» и «гражданским» браком. Супруги могут подолгу счастливо жить вдали друг от друга, в разных городах.
Подобные союзы существуют довольно длительное время. Разрыв может быть связан с рядом факторов:
- изменение мировоззрения;
- пересмотр отношения к браку;
- невозможности найти понимания со стороны второго супруга.
Вышеперечисленные причины приводят к охлаждению отношений, отдаляют людей друг от друга, заводят в тупик.
Дружеские
Взаимопонимание и поддержка в таких отношениях приближены к традиционной семье. Супруги имеют общие цели, задачи, но сильной физической привязанности нет. Семья разрушается, когда один из супругов находит подходящего сексуального партнера, близкого ему и вызывающего у него в душе эмоциональный взрыв.
«Фейерверк»
Такая семья создается эмоциональными, темпераментными личностями, не желающими идти на уступки, не умеющими договариваться между собой. Выяснение отношений происходит напоказ. Ссоры бурные. Однако после выплеска негативной энергии, пара продолжает счастливо жить до следующей ссоры. Согласно опросам социологов, пары считают свой союз счастливым, не испытывают дискомфорта от совместного проживания. Такие семьи могут прожить долгую жизнь в гармонии.
Влияние на детей
Семья, в которой растет ребенок, накладывает отпечаток на его психологический портрет, умственное развитие. Дети, выросшие в любви, ласке, когда его интересы учитываются и им не пренебрегают, вырастают c нормальной самооценкой, уравновешенный, спокойный, с определённым запасом тепла и добра в душе, который впоследствии распространяет на свою семью.
Дисбаланс в отношениях родителей резко ухудшает внутреннюю гармонию у ребенка, причиняет непоправимый вред развитию (нравственному, интеллектуальному и т.д.).
Детская хрупкая психика искажается под влиянием нездоровых отношений родителей в семье. Тирания приводит к развитию у ребенка садистских наклонностей, размыванию границ дозволенного, причинению телесного и душевного вреда окружающим. Такие дети более замкнуты, сложнее адаптируются в социуме.
Семья – залог успеха человека. От того, какой она будет, зависит его будущее. Проявляйте уважение друг к другу, создавайте взаимную комфортную среду проживания, любите свою вторую половину и детей.
Видео:
Нормально функционирующая семья — HealthyChildren.org
Авторизоваться | регистр
Семейная жизнь
Семейная жизнь
Есть ли способ узнать, нормально ли функционирует моя семья?
Многие родители задают себе этот вопрос, но однозначного ответа на него нет, так как могут быть такие широкие определения термина норма.
Тем не менее, есть несколько характеристик, которые обычно отождествляют с благополучной семьей. Некоторые включают: поддержку; любовь и забота о других членах семьи; обеспечение безопасности и чувства принадлежности; открытое общение; чтобы каждый человек в семье чувствовал себя важным, ценным, уважаемым и уважаемым.
Вот некоторые другие качества, которые следует учитывать при оценке того, насколько хорошо функционирует ваша собственная семья.
- Достаточно ли юмора и веселья в вашей семье, несмотря на вполне реальные требования повседневной жизни?
- Есть ли в вашей семье правила, которые четко сформулированы и одинаково применяются, но при этом гибки и реагируют на новые ситуации и изменения в семье?
- Являются ли ожидания семьи в отношении каждого человека разумными, реалистичными, взаимно согласованными и в целом реализуемыми?
- Достигают ли члены семьи большинства своих индивидуальных целей и удовлетворяются ли их личные потребности?
- Уважают ли родители и дети друг друга, проявляют ли они любовь, заботу, доверие и заботу, даже когда возникают разногласия?
- Способна ли ваша семья повзрослеть и измениться без того, чтобы все были расстроены или несчастны?
Поддержание здоровой семьи
Чтобы создать благоприятную, эмоционально здоровую семейную среду, вам необходимо уделить внимание следующим вопросам:
- Обращаетесь ли вы с каждым ребенком как с личностью? У каждого ребенка свой темперамент, свой взгляд на окружающий мир и взаимодействие с ним. Родители могут одинаково любить своих детей, но, естественно, у них будут разные отношения с каждым из них. Индивидуализируйте свои отношения с каждым из ваших детей, укрепляя их сильные стороны и таланты и избегая нелестных сравнений с их братьями, сестрами или друзьями.
- Есть ли в вашей семье регулярные занятия? Детям и родителям полезно иметь предсказуемый распорядок дня. Утренний график, время приема пищи и время сна легче для всех, когда они следуют шаблону. Дети также ценят семейные ритуалы и традиции, связанные с днями рождения, праздниками и каникулами.
- Является ли ваша семья активным участником вашей расширенной семьи и сообщества? Семьи работают лучше, когда они чувствуют связь и поддержку со стороны друзей и родственников. Обычно такие отношения требуют, чтобы родители приложили активные усилия, чтобы собраться вместе с другими людьми для участия в общественных или гражданских проектах.
- Реалистичны ли ваши ожидания в отношении себя и других членов семьи? Самосознание, знания и навыки вашего ребенка постоянно меняются. Наблюдайте, читайте и разговаривайте с другими, чтобы узнать, чего разумно ожидать от вашего ребенка на каждом этапе развития. У родителей тоже есть ограничения в том, что они могут сделать, учитывая их ресурсы и доступное время. Нет никаких «суперродителей», просто люди делают все возможное.
- Способствует ли время, которое вы проводите с членами вашей семьи, хорошим отношениям между вами? Большую часть времени, которое вы, ваш ребенок и ваш супруг проводите вместе, должно быть весело, непринужденно, осмысленно и относительно бесконфликтно.
- Как родитель, в одиночку или в паре, заботитесь ли вы о своих потребностях? Вы должны вести здоровую личную жизнь (включая правильное питание, физические упражнения и режим сна). Выделите время, пусть даже короткое, на то, что вам нравится. Ваши дети будут процветать, когда ваши собственные эмоциональные потребности будут удовлетворены. Лучше всего они развиваются, когда их воспитывают родители, которые находятся в гармоничных отношениях друг с другом.
- Берете ли вы на себя моральную и социальную ответственность за свою жизнь? Вы самый важный образец для подражания для своего ребенка. Демонстрируйте свою систему ценностей не только словами, но и действиями.
- Последнее обновление
- 21.11.2015
- Источник
- Уход за ребенком школьного возраста: от 5 до 12 лет (Copyright © 2004 American Academy of Pediatrics)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Практическая семейная жизнь > Статьи > Характеристики здоровой семьи
- Перейти к содержимому
- Перейти к боковой панели
- Перейти к навигации
Характеристики здоровой семьи
- Кристин Вандер Вилен, M. S.W., LCSW
- Download PDF
В течение последнего десятилетия средства массовой информации бомбардировали нас историями и информацией о «неблагополучных» семьях. Эти истории обычно диковинны и трагичны. Хотя все семьи состоят из несовершенных людей, которые время от времени совершают ошибки, институт семьи все еще работает. В своей книге Пять признаков функциональной семьи , Доктор Гэри Чепмен написал о нескольких характеристиках, которые помогают семьям хорошо работать.
Поскольку за последние несколько лет я имел честь консультировать многие семьи, я также заметил качества, которые помогают создать здоровую семью. Здоровая семья – это та, в которой потребности членов семьи удовлетворяются. Это означает рост и изменение, поскольку семьи и отношения динамичны. Некоторые характеристики здоровой семьи:
1) В семье есть четкие границы.
*Родители берут на себя руководящую роль. Они осознают свою ответственность в том, чтобы обучать и учить своих детей.
* Между мужем и женой существует сильная связь. Муж и жена уделяют приоритетное внимание своим отношениям и намеренно поддерживают эти отношения.
*Детей оберегают от напряженности между мужем и женой.
* Муж и жена не делают уничижительных или негативных замечаний друг о друге, особенно в присутствии детей.
* Решения принимаются в интересах семьи.
2) Отношения в семье считаются важными.
*Родители намеренно прилагают усилия, чтобы наладить отношения со своими детьми. Ответственность за установление таких отношений лежит на родителях. Точно так же бабушки и дедушки несут ответственность за установление отношений со своими внуками.
*Родители поддерживают деятельность детей и участвуют в них.
* Родители планируют «веселые времена», когда часто возникают воспоминания.
3) Существует открытое общение между всеми членами семьи.
*Общение не проходит через одного человека. Мама не выступает в роли переводчика.
* В семье нет «носителя сообщений». Детей поощряют и позволяют говорить за себя.
4) Конфликт разрешен.
* Члены семьи могут не соглашаться друг с другом и высказывать свое несогласие.
* Когда возникает конфликт, он разрешается.
* В семье есть свобода и безопасность от ошибок и неудач.
* Есть прощение и «уход» от конфликта.
5) Члены семьи относятся к служению друг другу и другим.
* Такое отношение обычно начинается, когда ребенок совсем маленький. Маленький ребенок часто хочет «помочь». Хотя задача, скорее всего, займет больше времени, позволение ребенку помочь поможет ему почувствовать себя частью семьи.
* Члены семьи намеренно служат друг другу.
* Вся семья служит другим.
Хотя семьи не всегда структурированы с учетом этих характеристик, семьи и отношения динамичны и изменчивы. При наличии цели, терпения и времени возможны положительные изменения в семейной динамике.