Разное

Групповое консультирование предполагает – Групповое психологическое консультирование — Википедия

Содержание

Вопрос 12. Групповое консультирование.

Групповое консультирование — это такой вид психологической помощи, когда клиент обсуждает свои жизненные трудности не только с глазу на глаз с психологом, но и с другими людьми, и сама группа является основным условием развития его личности и разрешения проблемы.

Групповое консультирование используется для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной реадаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе культурно-независимого подхода.

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп:

— от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтические группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;

— от образовательных или темо-центрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;

— от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы

развития консультирования;

— от групп краткосрочной групповой работы.

— от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь:

Выделяются следующие виды консультативных групп (по критерию возраста):

— консультативные группы для детей;

— консультативные группы для подростков;

— консультативные группы для студентов и молодёжи;

— консультативные группы для взрослых;

— консультативные группы для пожилых людей.

Консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, на освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.

Преимущества группового консультирования перед индивидуальным:

— участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения;

— члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники;

— группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир — социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.;

— консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и

разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить

следующие стадии:

1) формирование группы;

2) ориентационная фаза;

3) переходная стадия;

4) рабочая стадия;

5) стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни;

6) стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.

В процессе работы с группой консультант может сталкиваться с т.н. «трудными» членами группы, действия которых следует рассматривать как часть группового процесса. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, на них полезно обратить внимание группы, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы.

Навыки эффективного группового консультанта:

— активное слушание, подразумевающее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях;

— перефразирование того, что говорит клиент, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают;

— разъяснение — фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, всестороннее её осмысление;

— подведение итогов — сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии;

— вопросы;

— интерпретация — выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена;

— конфронтация — средство для изменения поведения участников группы. Она строится на несоответствиях, в частности, на несоответствиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе;

— отражение чувств — ответ на ключевые моменты того, о чём сообщает клиент;

— поддержка — обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут

на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия»;

— эмпатия как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы;

— фасилитация — практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей;

— инициативность — практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе;

— постановка целей — практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели;

— оценивание и рефлексия — практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования;

— обратная связь — сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы;

— совет, предложение — форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия;

— защита — умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными

аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию;

— самораскрытие — навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам;

— моделирование — практика обучения межличностной коммуникации, в ходе которой участники группы, наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом;

— связывание групповой работы — организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы;

— блокирование — вмешательство консультанта в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на личный вопрос, и т.п.

studfiles.net

Групповое консультирование

Групповое консультирование— форма психологической помощи, при которой психолог работает с группой клиентов. В процессе консультирования клиенты взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Г

Групповое консультированиеформа психологической помощи, при которой психолог работает с группой клиентов.

рупповое консультирование – это особое направление в консультировании, которое часто оказывается эффективным средством помощи в решении личностных и межличностных проблем.

Групповая работа строится на свойственной людям естественной тенденции собираться вместе, обмениваться мнениями и чувствами, а также сообща работать и играть.

Каждый человек в повседневной жизни оказывается вовлеченным в групповое взаимодействие, например с одноклассниками или деловыми партнерами.

Издревле взаимодей­ствие в группе способствовало выживанию и развитию ее членов. Объединение в группы – часть человеческой природы, и многие личностные и профессиональные навыки приобретаются в процессе группового взаимодействия. Кажется вполне естественным, что консультанты нашли применение этой важной особенности человеческих отношений.

Групповая работа представляет собой экономически выгодный и эффективный способ помощи людям, которые имеют сходные проблемы и интересы. Группа может оказаться идеальной для помощи людям, имеющие общие интересы, более или менее равным по статусу и не имеющим деструктивных наклонностей.

Группы различаются по составу и числу участников, а также по целям.

Типы групп в психологическом консультировании

Множество форм проведения групповой работы, по-видимому, может удовлетво­рить интересы и потребности фактически любого, кто нуждается в психотерапии, личностном росте или просто в психологической поддержке и общении с другими людьми.

Существуют разнообразные типы групп: ориентационные/психолого-образовательные группы, группы консультирования/группы решения межличностных проблем, группы психотерапии и личностной реконструкции, Т-группы, группы встреч, группы по развитию навыков общения, групповой марафон, группы самопомощи/поддержки, гештальт-группы, группы психодрамы. Известны группы телесной терапии, танцевапьной терапии, терапии искусством, которые в отечественной практике используются значительно реже.

При правильной организации группы имеют определенные преимущества, ко­торые могут оказаться полезными в оказании помощи людям с самыми разнооб­разными проблемами и интересами.

«Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавля­ющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимо­действие», — пишет амери­канский психолог К. Рудестам тщательно изучавший преимущества групповой формы работы.

Групповое консультирование имеет ряд преимуществ перед индивидуальным. Например, члены группы могут осознать, что они не одиноки в своих проблемах и интересах, что с ними не происходит чего-либо уникального или ненормального. Взаимодействуя друг с другом, люди учатся луч­ше понимать собственные ситуации. В группах клиенты могут опробовать новые формы поведения и способы взаимодействия, потому что атмосфера группы обес­печивает безопасное окружение, предоставляющее возможности для эксперимен­тирования, изменений и получения обратной связи. Кроме того, наблюдая, как другие участники работают со своими проблемами и решают их, члены группы приобретают навыки поступать аналогично. Наконец, группа может служить ка­тализатором, помогающим людям осознать свое желание или потребность в инди­видуальном консультировании или в достижении личностной цели.

Группа значительно облегчает про­цесс самоисследования, помогает оценить собственные чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я»-концепции и, следовательно, усиливает уве­ренность в себе.

Однако групповое консультирование нельзя рассматривать как панацею, подходящую всем людям для решения любых проблем.

Эта форма консультирования имеет определенные ограничения и недостатки. Например, групповая работа подходит для решения далеко не всех проблем и годится не для всех клиентов. В группе не всегда возмож­но достичь необходимой глубины проработки личностных проблем. Кроме того, давление группы может вынудить клиента предпринять некоторые действия (на­пример, связанные с самораскрытием) прежде, чем он окажется действительно готов к этому. Еще одним недостатком групп является вопрос — отражают ли группы ту социальную среду, в которой обычно находятся участни­ки группы. Не всегда то, что усвоено из группового опыта, может быть применено в реальной жизни. Наконец, если какие-либо стадии группового раз­вития не будут пройдены успешно, групповая работа может приобрести регрессив­ный, непродуктивный и даже деструктивный характер (например, поиск «козла отпущения», групповой нарциссизм, проекция)

Тем не менее, групповая работа — это увлекательный, необходимый и эффективный способ помощи людям. Будущее групповой работы изобилует богатыми возможностями, и развитие ее происходит в разных направлениях.

studfiles.net

Групповое психологическое консультирование — это… Что такое Групповое психологическое консультирование?

Групповое психологическое консультирование — разновидность психологического консультирования; форма консультативного и терапевтического воздействия,[1] противостоящая индивидуальному психологическому консультированию.

Консультативные группы и групповой процесс

Понятие консультативной группы

Консультативные группы, согласно Джеральду Кори, представляют собой группы, сосредоточенные на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас».[2]

Виды консультативных групп

Консультативные группы в значительной степени отличаются от других видов групп, в рамках которых происходит групповая практика и групповой процесс, в частности, они отличаются:[3]

  • от психотерапевтических групп по своим целям. Психотерапевтичсекие группы характеризуются исследованием того, как можно изменить поведение, переживания и мысли клиентов, а также использованием меж- и внутриличностной оценок, диагнозов и интерпретаций для установления связи между материалом прошлого и событиями будущего;[2]
  • от образовательных или темоцентрированных групп, характеризующихся представлением участникам группы и обсуждением в ней знаний и навыков, полученных специалистом где-либо в ходе обучения;[2]
  • от групп, ориентированных на решение задач, которые характеризуются применением принципов групповой динамики, а также практиками/процессами совместного решения групповых проблем, построением команды и программы развития консультирования;[2]
  • от групп самопомощи или групп поддержки, в рамках которых объединяются люди со схожими жизненными трудностями или проблемами, создавая систему поддержки, которая защищает их от психологического стресса и стимулирует изменять свою жизнь. Среди групп самопомощи выделяются, в частности (в американском обществе), такие разновидности:
    • группы, ориентированные на тех, кто хочет усыновить ребёнка — Families Adopting Children Everywhere (FACE).
    • группы для людей, до и после прохождения операций на сердце — Mending Hearts.
    • группы для людей, которые волнуются поповоду потери веса или контроля над весом — Taking Off Pounds Sensibly (TOPS).
    • группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства — Seasons.
    • группы для тех, кто поражён психической болезнью и хочет расширить свои знания о ней — Alliance for the Mentally Ill (AMI).
    • группы для тех, кто оказался отделённым от супруга/супруги или любимого человека или же разведен — New Beginnings.
    • группы для женщин с раком груди — Reach to Recovery.
    • группы анонимных алкоголиков.
    • и др.
  • от групп краткосрочной групповой работы.

Согласно Дж. Кори можно выделить следующие виды консультативных групп: — по критерию возраста:[4]

  • консультативные группы для детей
  • консультативные группы для подростков
  • консультативные группы для студентов и молодёжи
  • консультативные группы для взрослых
  • консультативные группы для пожилых людей

Цели консультативных групп

Согласно Дж. Кори, консультативные группы нацелены на росте и развитии участников группы, и освобождении от всего того, что препятствует этим процессам. Это отличает консультативные группы от групп терапевтических, которые сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности.[5]

Преимущества группового консультирования

Согласно Джеральду Кори, у группового консультирования существуют следующие преимуещства (перед индивидуальными формами консультирования):[6]

  • Участники группы могут исследовать свой стиль отношений с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки (например, учатся заботиться о других или не соглашаться с ними), в частности через эксперименты с альтернативными формами поведения.
  • Члены группы могут обсуждать своё восприятие друг друга и получать обратную связь о том, как их воспринимает группа, и отдельные её участники.
  • Группа в некоторой мере воссоздаёт привычный для её участников мир — социальный микрокосм, образец социальной реальности, и делает это тем сильнее, чем сильнее участники группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу, типам проблем и др.
  • Консультативные группы, как правило, предлагают своим участникам понимание и поддержку, что усиливает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.

Групповой процесс

Групповой процесс может рассматриваться как мощный катализатор личностных изменений.

Стадии развития консультативной группы

Согласно Дж. Кори, консультативные группы развиваются, и в этом процессе можно выделить следующие стадии:[7]

  • формирование группы.
  • ориентационная фаза.
  • переходная стадия.
  • рабочая стадия.
  • стадия объединения и закрепления полученного опыта, сосредоточенная на применении участниками группы полученного в группе, чем бы оно не являлось к повседневной жизни.
  • стадия постгрупповых мероприятий и оценки результатов работы группы.
Руководство группой и личность консультанта

Джеральд Кори выделяет ряд характеристик, жизненно необходимых эффективному консультанту:[8]

  • эффективное управление группой связано с тем образом жизни, которые консультант на деле демонстрирует группе, а не на тех словах, которые он говорит, но которые им не подкреплены.
  • психологическое (эмоциональное) присутствие — эмоциональное вовлечение в консультанта в работу с участниками группы.
  • уверенность в себе, осознание своего влияния на других, и его продуктивное использование.
  • смелость в процессе взаимодействия с членами группы (идти на риск, признавать свои ошибки, а не «укрываться за ролью» консультанта, вступать в продуктивное противостояние, и т.п.)
  • готовность к конфронтации для обеспечения процесса самоисследования у клиентов.
  • искренность и аутентичность.
  • чувство собственной идентичности.
  • вера в групповой процесс и энтузиазм.
  • изобретательность и творчество.

При руководстве группой консультанту необходимо определиться с уровнем, уместностью и полезностью самораскрытия. Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9], процесс самораскрытия консультанта должен быть полезен в первую очередь его клиентам. Как он отмечает, при недостаточном самораскрытии консультанта группе, при котором он работает в рамках определённой роли, и чётко очерченой для себя — например, консультанта, он может «прятаться за фасадом» профессионализма, а также потерять в группе личную идентичность. Возможными причинами недостаточного самораскрытия являются: — страхи показаться непрофессиональным или потерять уважение членов группы; — потребность в сохранении дистанции или стремление утвердить определённый тип отношений, например — только отношений консультант/клиент, доктор/пациент — что может редуцировать общение личностей к формальной коммуникации. При слишком сильном самораскрытии группе, консультанты нередко руководствуются потребностью/желанием быть выслушанными и принятыми, или могут быть втянуты к излишней откровенности членами группы. [10]

Навыки и техники ведения группы

При руководстве группой консультант может сталкиваться с т.н. «трудными» членами группы, действия которых следует обычно рассматривать, согласно Дж. Кори, как часть группового процесса, так как это не только вопрос ответственности консультанта, ведущего группу. Чтобы такие участники не истощали группу и не затрудняли продуктивную работу с остальными, нередко оказывается полезным обратить внимание группы на таких, «проблемных» участников, показать им, как они выглядят в глазах других, а также обратить внимание остальных участников группы на их собственные реакции на сопротивляющихся членов группы, а не только сосредотачиваться на работе с ними. При этом, Дж. Кори рекомендует консультанту активно работать с собственной реакцией на сопротивление членов группы, так как при их игнорировании, консультант может оказаться «выключенным» из взаимодействия с группой [11]

Дж. Кори, с опорой на работу Эдвина Дж. Нолана,[12] говорит о следующих навыках эффективного консультанта-руководителя группы:[13]

  • активное слушание — подразумеващее полное внимание к говорящему и чувствительность к коммуникации на вербальном и невербальном уровнях.
  • перефразирование того что говорит говорящий, в частности для того, чтобы смысл сказанного (включающий в себя, в частности чувства мысли, переживания, понимание «проблемы» и отношение к ним) стал понятен ему самому и другим членам группы, а также для предоставления обратной связи участникам группы и сообщению им, что их понимают, а также как-то относятся к тому, что они сообщают.
  • разъяснение — фокусирования внимания на ключевой теме, проблеме и отношении к ней, и всестороннее её осмысление.
  • подведение итогов — сведение воедино важнейших моментов и истории группового взаимодействия, для перехода от одной темы к другой. Особенно важно в конце сессии.
  • вопрос.
  • интерпретация — выраженное в форме гипотезы предложение возможных объяснений участникам группы чего-либо, в частности их мыслей, чувств, поведения их отношения к ним. Может помогать увидеть новые перспективы и альтернативы. Важно предлагать интерпретацию тогда, когда участник группы готов подумать над ней. Консультанту следует быть готовым, что интерпретация может быть отвержена.
  • конфронтация — средство для изменения участников группы. При умелом проведении сфокусирована на несоответствиях, в частности на несоответстиях между вербальными и невербальными сообщениями, которые наблюдаются в группе.
  • отражение чувств — ответ на существенные моменты того, о чём сообщает клиент.
  • поддержка — обеспечение членов группы помощью и подкреплением, когда они раскрывают свою личность, исследуют болезненные чувства или идут на риск; осуществляется с помощью «психологического присутствия».
  • эмпатия, как чувствительность к «внутреннему миру» участников группы.
  • фасилитация — практика расширения группового опыта и помощи членам группы в обогащении своих целей.
  • иннициативность — практика предотвращения нахождения и движения группы вне конкретного направления; сосредоточение внимания членов группы на значимой работе.
  • постановка целей — практика помощи участникам группы отобрать, уточнить и согласовать собственные цели.
  • оценивание, также — рефлексия — практика, сопровождающая группу на всех этапах группового процесса, направленная на себя, своё и/или групповое движение/продвижение в ходе группового психологического консультирования.
  • обратная связь — сообщение наблюдений и отношения к различного рода проявлениям и действиям членов группы.
  • совет, предложение — форма взаимодействия, помогающая участникам группы развивать альтернативные способы мышления и действия.
  • защита — умение консультанта предохранять участников группы от излишнего психического или физического риска, связанного с различными аспектами пребывания в группе, не перерастающая в родительскую позицию.
  • самораскрытие — навык и знания консультанта о том, когда, что, как и в какой мере следует открыть о себе, и какой эффект это принесёт группе и её участникам.
  • моделирование — практика обучения межличностной коммуникации в ходе которой, участники группы наблюдая за действиями и проявлениями консультанта, учатся вести себя таким же образом.
  • связывание групповой работы — организация взаимодействия между членами группы, в ходе связывания работы, осуществляемой участниками группы, с темами, рождающимися и выделенными в ходе её работы.
  • блокирование — вмешательство консультанта, в целях прекращения непродуктивного поведения в группе, осуществляемое без нападения на личности, осуществляемое, в частности, если один участник группы вторгается в личный мир другого, задавая и настаивая на ответе на очень личный вопрос, и т.п. Дж. Кори предлагает блокировать такие поведенческие паттерны, как:
    • «колёз отпущения» — члены группы «ополчились на конкретного человека и выражают свои чувства неприемлемым способом.
    • групповое давление — давление одних участников группы на других, для достижения определённых действий с их стороны или осуществления изменений. Блокирование в данном случае возможно через предоставление обратной связи.
    • вопрос — участникам группы, задающим слишком много вопросов или допрашивающих других можно предложить сформулировать вместо вопросов прямые утверждения.
  • завершение — знание и умение консультанта о том, когда и как завершить работу с участником группы или группой в целом.

Подходы к групповому психологическому консультированию

Литература

  • Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с. (Серия «Искусство консультирования»). — ISBN 5-699-02457-3
  • Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций: учебное пособие. – Москва: Владос-Пресс, 2006. – 159 с. – (Психология). – ISBN 5-305-00177-3

См. также

Психологическое консультирование

Психологическая помощь

Групповой процесс

Групповая психотерапия

Примечания

  1. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 6.
  2. 1 2 3 4 Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 110-112.
  3. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 23-32.
  4. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 21-23.
  5. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 23.
  6. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 20-21.
  7. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 121-180.
  8. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 45-50.
  9. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  10. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 52-54.
  11. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 54-55.
  12. Nolan E.J. Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery. Jornal for Specialists in Group Work, 1978, 3(3). — Pp. 132-138.
  13. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 57-71.

dic.academic.ru

Групповое консультирование (group counseling) — это… Что такое Групповое консультирование (group counseling)?

Г. к. обычно проводится в небольших группах — 7-10 человек. Входящие в такую группу люди, делясь своими мыслями, чувствами и поведенческими проблемами, предоставляют тему для обсуждения. Предполагается, что каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на др. ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем.

Ведущий, или руководитель группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов Г. к. и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о др. и урегулирования конфликтов.

Различия между Г. к. и групп. психотер. в основном касаются состава группы, глубины ожидаемых личностных изменений ее членов и характера подготовки ее руководителя. Методы и процедуры, используемые в Г. к. и групп. терапии, весьма похожи.

Фактически членами консультационной группы могут быть люди любого соц. происхождения и любой профессии, обычно попадающие в нормальный диапазон приспособляемости и способности справляться с жизненными ситуациями. Они присоединяются к группе, чтобы достичь более глубокого понимания себя как личности и развить свои личные потенции. Члены терапевтической группы выносят на обсуждение более серьезные личностные проблемы и могут иметь невротические симптомы или быть хроническими невротиками с ограниченной способностью справляться с жизненными проблемами. Обычно им для изменения базовых структур личности требуется более интенсивная индивидуальная работа.

Руководители консультационных и терапевтических групп должны иметь специальную подготовку в области руководства группами. Консультанты, как правило, сосредоточиваются на вопросах нормального развития в течение жизни. В подготовке психотерапевтов обычно больше времени отводится на овладение методами работы с анормальными популяциями и на изучение психопатологии.

Группы — это естественное явление в истории человечества. Организованным группам предшествовали различные религиозные движения, драма и миракли. Нек-рые историки ссылаются на работу Месмера как предшественника групп. лечения.

Большинство, однако, указывает, что работа Дж. Г. Пратта по «методу класса» стала началом научного групп. лечения в США. Врач Пратт использовал методику директивного обучения, рассказывая больным туберкулезом, которых он лечил, о гигиене. Он исходил из необходимости поднять моральный дух больных, приучая к поддержанию чистоты. Используемый им метод больше походил на то, что мы сегодня называем «руководство». Вскоре стало ясно, что его пациенты больше пользы извлекали из поддерживающей атмосферы группы, чем из сообщаемой на занятиях информации.

В Европе групп. методы начали применять Альфред Адлер и Я. Л. Морено. Адлер консультировал детей в присутствии группы, гл. обр. с целью обучения др. специалистов индивидуальному консультированию. И снова было замечено, что группа или аудитория оказывала положительное воздействие на исход консультирования, если входящие в нее люди задавали вопросы и вступали во взаимодействие. Этот методический прием используется и совр. последователями Адлера с двоякой целью — обучения и консультирования.

Морено использовал групп. методики в работе с бездомными жителями Вены. Он работал с беспризорными детьми, перемещенными лицами и проститутками. Морено внедрил психодраму в США и ввел в обращение термины «групп. терапия» и «групп. психотерапия».

В число тех, кто оказал большое влияние на групп. терапию в США, входит С. Р. Славсон, внедривший методы, известные под названием активной групп. терапии. Его методы создавались в ходе работы с соц. дезадаптированными детьми. В Чикаго Рудольф Дрейкурс в работе с семейными группами и детьми применял адлерианские принципы. Карл Роджерс и его клиент-центрированный, или феноменологический, подход способствовали популяризации групп. работы. Нехватка адекватно подготовленного персонала и огромная потребность в восстановительной и поддерживающей терапии ускорили приспособление роджерианских принципов к групп. работе с ветеранами.

Хотя практики и пытались уточнить содержание терминов «руководство» и «групп. консультирование», полемика по этому поводу обострилась до предела, так как авторы продолжали настаивать на том, что консультирование — сугубо личный процесс и должно проводиться индивидуально. Профессионализм школьных консультантов, консультантов, работающих в общественных организациях и занимающихся частной практикой, повысила доверие к методам Г. к.

Признанию жизнеспособности Г. к. тж способствовала деятельность Движения за человеческий потенциал и таких профессиональных орг-ий консультантов, как Американская ассоц. управления персоналом и Американская психол. ассоц. Каждая из этих крупных орг-ий имеет этические кодексы, связанные с областью именно групп. работы.

Газда, Дункан и Сиссон разъясняют отличительные признаки разнообразных групп. методов:

«Руководство группой и отдельные группы видов челов. потенциала характеризуются как преимущественно профилактические по назначению; Г. к., Т-группы, группы сензитивности, группы встреч… — как частично профилактические, вызывающие рост и коррективные по назначению; групп. психотерапия — как лечебная по назначению. Круг клиентов, их психич. и физ. здоровье, рабочая обстановка, величина группы, продолжительность сеансов и длительность курса соответственно отражаются в особом значении или назначении каждого из этих трех явно различающихся группирований.»

Кори и Кори предлагают трактовку Г. к., принятую в совр. практике:

«Г. к. часто фокусируется на проблеме определенного рода — образовательной, профессиональной, соц. или личной — и нередко проводится в общественных учреждениях, таких как школы, учреждения по вопросам психич. здоровья и различные агентства по оказанию услуг населению. Г. к. обычно отличается от групп. терапии тем, что имеет дело с сознаваемыми проблемами, нацелено не на серьезное изменение личности, а на разрешение конкретных текущих затруднений и не связано с лечением невротических или психотических расстройств.»

Ялом анализирует целительные факторы (как он их называет), действующие в групп. терапии любого типа. В этих разнородных факторах нетрудно заметить ист. влияния, связанные с руководством группами, групп. динамикой и психотерапией.

«Снабжение информацией. Эта функция охватывает осуществляемое консультантом дидактическое инструктирование, а также советы, подсказки или прямое наставление, предлагаемые консультантом или др. членами группы для решении жизненных проблем.

Вселение надежды. Доказано, что выраженные ожидания успеха и вера в данный метод у потенциальных членов группы связаны с положительными рез-тами работы в группах.

Универсальность. Участие в работе группы часто помогает людям понять, что они не одиноки в своих переживаниях, что их проблемы, казавшиеся «уникальными», оказываются не столь уж редкими. Это знание часто приносит чувство облегчения.

Альтруизм. Члены группы оказывают друг другу существенную помощь, предлагая поддержку и утешение, давая советы и высказывая догадки, делясь друг с другом похожими проблемами. Членам группы важно осознать, что они способны к взаимопомощи.

Корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы. Группы имеют сходство с семьями в неск. важных отношениях. Мн. члены групп получают неудовлетворительный опыт в своих первичных семьях, а группа дает возможность проработать и реструктурировать важные семейные взаимоотношения, создавая атмосферу поддержки.

Развитие способов социализации. Хотя применяемые в разных видах групп методы могут сильно различаться (от непосредственного, практического овладения навыком до овладения им косвенным путем), соц. научение имеет место во всех группах. Развитие осн. соц. умений или навыков межличностного взаимодействия — рез-т процесса Г. к., достижению к-рого способствует обратная связь между членами группы.

Инициация поведения. Один член группы часто наблюдает, как др. член группы работает с аналогичной проблемой. Благодаря «замещающей» терапии «наблюдатель» может включить в свой репертуар или опробовать новые для себя образцы поведения, предлагаемые или моделируемые лидером группы либо др. членами группы.

Межличностное научение. Группа функционирует как соц. микрокосм, обеспечивающий необходимые терапевтические факторы, чтобы дать возможность своим членам получить корректирующий эмоциональный опыт. Члены группы благодаря подтверждению от др. и самонаблюдению начинают сознавать свое межличностное поведение. Группа через обратную связь и одобрение помогает каждому члену увидеть свое неадаптивное соц./межличностное поведение и обеспечивает поддержку ближайшего окружения для изменения.

Сплоченность группы. Сплоченность определяется как привлекательность группы для ее членов. Проще говоря, это чувство «мы», «коллективизм» или «близость». Сплоченность в группе — это аналог раппорта или отношения между индивидуальным консультантом и клиентом. Принятие и поддержка, демонстрируемые группой после того, как ее член разделил с ней эмоционально значимые переживания, могут быть мощной целебной силой.

Катарсис. Группа — безопасное место, где ее члены могут выразить и обсудить свои чувства вместо того, чтобы носить их в себе. Групп. процесс помогает научиться выражению чувств вообще и выражению отрицательных и/или положительных чувств к лидеру и др. членам группы в частности.»

Хотя эти целительные факторы большинство авторов относят к преимуществам при использовании групп. метода в терапии, с групп. работой связаны определенные риски и ограничения. Кори и Кори предупреждают, что группы — это не панацея и что не все люди подходят для групп. Некоторые потенциальные члены групп могут быть слишком подозрительными, враждебно настроенными или слабыми, чтобы извлечь пользу из групп. опыта. Кроме того, в группах часто принуждают соблюдать групп. нормы.

Если член группы принимает происходящие в группе процессы, то не исключается возможность возникновения нек-рого психол. риска. Раскрывшись перед чужими людьми, члены группы могут стать уязвимыми. Если эта уязвимость переносится в их жизни на отношения со значимыми людьми, для ее эффективного преодоления требуются соотв. средства поддержки.

Полную конфиденциальность обеспечить крайне трудно: нек-рые члены группы позволяют себе говорить за ее пределами о том, что они узнали. Кроме того, кто-то в группе может оказаться в положении «козла отпущения», особенно если вмешательство лидера группы не достигает цели в тех случаях, когда неск. членов группы нападают на одного. Любой метод вмешательства, столь мощный, как группа, может привести к серьезному нарушению жизни чел. Изменения могут затронуть образ жизни, систему ценностей и вылиться в потерю чувства защищенности. Потенциальным членам групп следует знать об этих рисках и ограничениях.

Клиент-центрированная модель

Эта групп. модель, разраб. Карлом Роджерсом и его сторонниками, основана на предположении о том, что люди наделены врожденной способностью к реализации всех своих потенциальных возможностей. К их числу относится, прежде всего, возможность справиться со своими собственными проблемами в условиях свободной и терпимой атмосферы. Лидер группы рассматривается как фасилитатор, к-рый не ограничен никакими условиями и искренен в своих отношениях с членами группы.

Гештальт-модель

Фредерик С. Перлз и его последователи разработали метод гештальт-терапии в группах. Групп. опыт фокусируется на интенсивной установке «здесь-и-теперь». Переживание настоящего момента обеспечивает проникновение в смысл личного поведения и вызывает инсайт, на основе к-рого могут приниматься новые решения по поводу изменения поведения. Членов группы учат брать на себя ответственность за все свои чувства и поведение.

Транзактный анализ

Эрик Берн разраб. концепцию состояний Я, к-рые он назвал Родитель, Взрослый и Ребенок. Цель участников группы состоит в том, чтобы научиться сознавать то состояние Я, в к-ром они преимущественно действуют. Чтобы развить эту способность сознавать состояния Я, члены группы обычно изучают свои первые планы, поручения, к-рые они получали от своих родителей, и свои предыдущие решения, касающиеся личной ценности и позиции в жизни.

Модель рационально-эмотивной терапии

РЭТ — подход, разраб. Альбертом Эллисом, — осн. на использовании образовательной, а не мед. или психодинамической модели. Непосредственные действия, направленные на веру чел. в иррациональные суждения, к-рые возникли в рез-те вербального самовнушения, формируют основу для изменения поведения.

Цель терапии — помочь членам группы усвоить более рациональную философию жизни, вести себя более разумно и, следовательно, жить более полной жизнью. Основное отличие РЭТ-групп заключается в домашних заданиях, к-рые выполняются за пределами группы, что обеспечивает непрерывность процесса прогрессивных изменений. В этой модели интенсивно используются методики поведенческой терапии.

К др. теор. подходам, получившим нек-рое признание, однако имеющим более узкую область применения, можно отнести психоаналитическую модель, модель терапии реальностью, модель поведенческой терапии, развивающий подход и эклектическую модель развития челов. ресурсов.

См. также Консультирование, Групповая динамика, Групповая психотерапия

Р. К. Берг

.

dic.academic.ru

В 76 Групповое консультирование и психотерапия

Групповое консультирование

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на исследование психологической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные). В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, — это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).

Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содержание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группыкаждый смог выработать свои альтернативыв исследуемой ситуации.Выработка альтернатив связанас потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об их изменении.

Задача психолога состоитв том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

Диагностика типа отношений строится, как мы уже отмечали, на теоретической модели семьи, которой пользуется психолог. Так как общепринятой классификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классификацию. В большинствеслучаев в основе типологии лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А. И. Захаров, В. Сатир, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко и др. Существенно важными для практической работы представляютсяфакты, говорящие об устойчивости отношений.Выявление этого содержания— относительно постоянного для данной группы —позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать.

Динамические особенности отношений.Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматическими заболеваниями, где неблагоприятные устойчивые отношения создают фон для психосоматических заболеваний. В литературе описанытри типа родительских семей у таких больных:

первый тип — отношения «связывания»,когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности.

Второй тип семей — это семьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он постоянно подвергается разным формам отвержения, -развивается аутизм и тенденция к автономности.

Третий тип семей — это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».

Выделение этих устойчивых отношений в психодиагностической процедуревозможно:

  • с помощью графических методов (в заданиях для самостоятельной работы) иличерез изучение состояния человека. Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной семейной неудовлетворенности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связанное с семьей, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения.Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устойчивое состояние индивида.Работа психолога с этим состоянием возможна только тогда, когда он работает с содержанием семейных отношений.

  • Другими показателями наличия устойчивых отношений, в данном случае конфликтных отношений,могут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений.Описаны типы устойчивых личностных конфликтов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями:например, при язвенной болезни желудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существует постоянный конфликт- зависимость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодействия всех членов группы.У людей с гипертонией существует внутриличностныи конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного конфликта — стремление к достижению высоких социальных целей и высоких стандартов социальной жизни, что рождает ситуацию хронического стресса.При ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чувством высокой ответственности.

Устойчивые внутриличностные конфликты одного из адептов группы создают условия для стабилизации группы, они могут лишить ее необходимой для развития отношений психологической информации, которая, как мы уже отмечали, характеризуется относительностью и динамичностью. Устойчивыеличностные качества членов группы, если онипротивоположны по содержанию, создают основу для стабильных, устойчивых конфликтов,которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизующим группу. К числу таких качеств относятся, например,-экстравертированность — интравертированность;

-рационализм — романтизм;

-доминантность — подчиненность;

-враждебность — дружелюбие;

-ригидность — гибкость;

-вспыльчивость — спокойствие;

-стабильность — лабильность;

-оптимизм — пессимизм;

-активность — пассивность;

-ответственность — беспечность и т. д.

Наличие конфликтных внутриличностных и межличностных качеств у членов группыосложняет для психолога работу по созданию общего для всех членов группы предмета взаимодействия.

Мы уже отмечали, что одним из способов создания предмета взаимодействия может стать графическое изображение отношений между членами группыи описание ими на основе этого содержания основных модальностей как своего внутреннего мира, так и модальностей внутреннего мира Других членов группы.

Исследование структуры группы позволяетпсихологу не только выделитьиерархические отношения —кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать содержание воздействия одного члена группы на другого. Воздействие, мера воздействия, на которую способен каждый член группы,-важный показатель содержания психологической информации, который доступен каждому члену группы. С этой точки зренияможно выделить следующие типы воздействия членов группы:

Типы воздействия членов группы

тип

содержание воздействия

использование психологической информации

действие по образцу

делай, как я, желай, как я, думай, как я, чувствуй, как я

информация только о модальностях своего внутреннего мира

действие на равных условиях

давайте делать вместе,

т.е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь как я

предполагается, что все

модальности другого

человека равны собственным

рефлексивное действие

давай подумаем вместе,

ты делаешь иначе

модальности внутреннего мира другого человека так же индивидуальны, как и мои

Анализ психологом типов воздействиячленов группы позволяетотследить динамику возможностей каждого члена группыв использовании ими психологической информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы— психологическая информация о ее членах — будет дополнена анализом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Наиболее ярко эта особенность групповых отношений проявляется при анализе патологических свойств личности,проявляющихся именно в группе. Остановимся на характеристике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологическими свойствами.

Так, астеническая, гиперсензитивная личностьв отношениях с другими людьми для воздействия использует информацию только в модальностях своего внутреннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).

Для эксплозивной личности, которая характеризуется неконтролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу», которая практически блоки¬рует все другие модальности.

Резонеротличается воздействием на другого человека с помощью когнитивных характеристик внутреннего мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориенти¬руется только на модальности своего внутреннего мира.

Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут быть описаны с этой точки зрения преобладанием в содержании воздействия одной какой-то модальности:

педант— модальность действия («я могу»),шизоидная личность— модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»),истерикможет быть описан через преобладание в его воздействии двух модалностей — «я хочу», «я чувствую» и т. п.

Такой подход к описанию воздействия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек- клиенты, а остальные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дозируя таким образом свое действие в группе.

Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на другаприводит к анализу динамики психологической информации, моментов ее стабильности и изменчивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологическое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выраженное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые существенным образом связаны с использованием психологической информации, влияющей на отношение членов группы, -действия прощения, наказания, поощрения, одобрения.

Содержание этих действий— психологическая информация, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.

Так, действие прощения не только констатирует психологическую информацию различной модальности, но и через отношение к ней открывает для прощаемого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержание воздействия создает условия для рефлексивного действия другого человека и сам осуществляет такое действие. Таким образом, действие прощения способствуетпоявлению новых альтернатив в поведении всех членов группы, что является важным для становления предмета взаимодействия.

Действие наказанияс точки зрения использования в нем психологической информации о человеке создает условия для более осознанного выбора. Таким образом, наказание в из¬вестном смысле ограничивает альтернативы действия, уточняет предмет взаимодействия между членами группы.

Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования в нем психологической информации,- это действие по репрезентации для участников взаимодействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помощью создается предмет взаимодействия, в котором основное содержание —психологическая информация разной модальности.

Таким образом, исследуя содержание этих действий -прощения, наказания, поощрения — как воздействия участников группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуемой группы.

Схему исследования группы впсихологическом консультировании можно, по нашему мнению, представить следующим образом:

  • предмет взаимодействия группы

  • устойчивые элементы в предмете взаимодействия

  • динамические элементы в предмете взаимодействия

  • содержание воздействия участников группы друг на друга

  • выработка альтернатив в действиях группы

  • психологическая информация и ее модальности

  • типы взаимодействия

  • индивидуальное состояние участников взаимодействия

  • мера воздействия

  • задачи и резервы развития всех членов группы

Последовательность этапов работы психолога, изложенная в этой схеме, позволит принять обоснованное решение о содержании профессионального воздействия на группу.

Таким содержанием может бытькак информационно-просветительская работа психолога, так исовместная работа с другими специалистаминад проблемами данной группы’.

Проводя групповое консультирование, психолог особенно внимательно должен контролировать содержание своей позиции, чтобы не организовать коалицию с одним членом группыпротив других. Такие тенденции особенно сильны в конфликтных группах.

Специфика консультирования каждой группы(семьи, производственной группы, детской группы и т. п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета — важная профессиональная психодиагностическая задача.

Например, работа с семьей требует от психолога уточнения для членов группы содержания их социальных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать содержание родительских ролей — роли отца и роли матери — с точки зрения родителей и с точки зрения ребенка.

Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы— это момент осознания предмета взаимодействия с членами группы, момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.

Стадии работы псхотерапевтич. группы

Поскольку психотерапевтические группы независимо от их характера, развиваются по довольно универсальным закономерностям, выделяемые большинством представителей групповой психотерапии условные этапы развития являются схожими. Зачастую различаются лишь названия этих этапов. Вот некоторые из них.

studfiles.net

Вопрос 46. Характеристики группового психологического консультирования

1. Цели группового психологического консультирования

2. Нормы и принципы группового консультирования

3. Отличительные особенности группового консультирования

4. Преимущества групповой формы работы

5. Виды группового взаимодействия

1. Групповое консультирование имеет следующие цели:

• работа с проблематикой участников группы, изучение, диагно­стика и помощь в разрешении затруднении;

• укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического;

• коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффектив­ных способов взаимодействия со средой;

• осуществление личностного роста участников группы через раз­витие у них различных параметров роста: самосознания, рефлек­сии, повышение самооценки и т. п.;

• формирование способности к самонаучению и самокоррекции, то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений;

• коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реа­гирования;

• раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и «здесь и сейчас» и позитивного отношения к жизни.

2. В групповом консультировании существуют свои нормы и пра­вила работы, при этом в разных группах эти нормы и правила могут быть различны. В большинстве групп создаются свои своды норм и законов, в которых не присутствуют культурные, социальные и иные нормы такого характера, а акцент делается на правилах, позволяющих регламентировать групповой процесс, а не нормы поведения. Несмотря на то что каждая группа устанав­ливает свои принципы и нормы, все же существуют наиболее часто используемые правила работы.

В групповом психологиче­ском консультировании существуют следующие нормы и принципы работы:

• принцип «здесь и теперь», предполагающий, что все происходя­щее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые уча­стниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отноше­нию к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае сле­дует контролировать соблюдение этого принципа и переводить «чувства из прошлого» в «чувства в настоящем», используя спе­циальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние;

• принцип искренности и открытости, предполагающий соблюдение следующих правил:

— все, что рассказывается в группе, является правдой’,

— участникам группы следует стремиться к самораскрытию и оз­вучивать действительно значимые для них темы и переживания;

— предоставление честной обратной связи в том случае, если уча­стник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать’,

• принцип Я, предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на са­морефлексию и самопознание, в том числе и оценочные вы­сказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений;

• принцип активности, предполагающий активное участие всех чле­нов группы и не допускающий возможности пассивно «отсидеться»;

• принцип права выбора, означающий, что если кто-то из участ­ников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;

• принцип ответственности, предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы;

• принцип конфиденциальности, означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет выне­сено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.

3. Групповое психологическое консультирование имеет свои от­личительные особенности, и эти особенности являются инстру­ментами коррекционного, терапевтического воздействия.

Выде­ляются следующие отличительные особенности группового кон­сультирования:

• группа как мини-модель социума, так как в группе создается ситуа­ция, в которой индивид проявляет все те же отношения, установ­ки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие ус­тановки и при необходимости изменять их на более продуктивные’,

• групповая динамика, понимаемая как характеристика социально-психологических процессов и явлений, которые происходят в груп­пе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие ха­рактеристики:

— включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями по­ведения участников,

— может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;

• ролевые стереотипы участников группы, позволяющие:

— выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и пе­реносы участников,

— анализ и проработка этих проекций и переносов может слу­жить терапевтическим инструментом работы;

— анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.

В групповом психологическом консультировании существуют сле­дующие особенности, отличающие его от индивидуального:

• использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группо­вого воздействия,

• помимо использования специально разработанных техник и ме­тодик групповой работы, консультант может использовать в те­рапевтических целях следующие феномены группового пространства:

— ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообра­зием и индивидуальностью;

— взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между уча­стниками группы;

— групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы;

— личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представля­ет собой определенную модель для участников.

studfiles.net

Тема 51. Групповое консультирование и психотерапия.

Группа как сложная система. Техники групповой работы. Схема исследования группы в процессе группового консультирования. Типы взаимодействия членов группы и консультанта с группой. Задачи и резервы развития всех членов группы.

Устойчивые внутриличностные конфликты членов группы и их разрешение.

Техники группового консультирования и их назначение.

Групповая психотерапия её цели и задачи. Виды групповой психотерапии и условия организации. Соотношение индивидуальной и групповой психотерапии. Открытая, закрытая психотерапевтические группы. Стадии работы психотерапевтической группы. Темы и методы групповой работы.

Групповое консультирование

Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на исследование психологической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные). В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, — это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).

Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содержание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группыкаждый смог выработать свои альтернативыв исследуемой ситуации.Выработка альтернатив связанас потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об их изменении.

Задача психолога состоитв том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

Диагностика типа отношений строится, как мы уже отмечали, на теоретической модели семьи, которой пользуется психолог. Так как общепринятой классификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классификацию. В большинствеслучаев в основе типологии лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А. И. Захаров, В. Сатир, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко и др. Существенно важными для практической работы представляютсяфакты, говорящие об устойчивости отношений.Выявление этого содержания— относительно постоянного для данной группы —позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать.

Динамические особенности отношений.Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматическими заболеваниями, где неблагоприятные устойчивые отношения создают фон для психосоматических заболеваний. В литературе описанытри типа родительских семей у таких больных:

первый тип — отношения «связывания»,когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности.

Второй тип семей — это семьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он постоянно подвергается разным формам отвержения, -развивается аутизм и тенденция к автономности.

Третий тип семей — это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».

Выделение этих устойчивых отношений в психодиагностической процедуревозможно:

  • с помощью графических методов (в заданиях для самостоятельной работы) иличерез изучение состояния человека. Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной семейной неудовлетворенности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связанное с семьей, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения.Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устойчивое состояние индивида.Работа психолога с этим состоянием возможна только тогда, когда он работает с содержанием семейных отношений.

  • Другими показателями наличия устойчивых отношений, в данном случае конфликтных отношений,могут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений.Описаны типы устойчивых личностных конфликтов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями:например, при язвенной болезни желудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существует постоянный конфликт- зависимость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодействия всех членов группы.У людей с гипертонией существует внутриличностныи конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного конфликта — стремление к достижению высоких социальных целей и высоких стандартов социальной жизни, что рождает ситуацию хронического стресса.При ишемической болезни сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чувством высокой ответственности.

Устойчивые внутриличностные конфликты одного из адептов группы создают условия для стабилизации группы, они могут лишить ее необходимой для развития отношений психологической информации, которая, как мы уже отмечали, характеризуется относительностью и динамичностью. Устойчивыеличностные качества членов группы, если онипротивоположны по содержанию, создают основу для стабильных, устойчивых конфликтов,которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизующим группу. К числу таких качеств относятся, например,-экстравертированность — интравертированность;

-рационализм — романтизм;

-доминантность — подчиненность;

-враждебность — дружелюбие;

-ригидность — гибкость;

-вспыльчивость — спокойствие;

-стабильность — лабильность;

-оптимизм — пессимизм;

-активность — пассивность;

-ответственность — беспечность и т. д.

Наличие конфликтных внутриличностных и межличностных качеств у членов группыосложняет для психолога работу по созданию общего для всех членов группы предмета взаимодействия.

Мы уже отмечали, что одним из способов создания предмета взаимодействия может стать графическое изображение отношений между членами группыи описание ими на основе этого содержания основных модальностей как своего внутреннего мира, так и модальностей внутреннего мира Других членов группы.

Исследование структуры группы позволяетпсихологу не только выделитьиерархические отношения —кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать содержание воздействия одного члена группы на другого. Воздействие, мера воздействия, на которую способен каждый член группы,-важный показатель содержания психологической информации, который доступен каждому члену группы. С этой точки зренияможно выделить следующие типы воздействия членов группы:

Типы воздействия членов группы

тип

содержание воздействия

использование психологической информации

действие по образцу

делай, как я, желай, как я, думай, как я, чувствуй, как я

информация только о модальностях своего внутреннего мира

действие на равных условиях

давайте делать вместе,

т.е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь как я

предполагается, что все

модальности другого

человека равны собственным

рефлексивное действие

давай подумаем вместе,

ты делаешь иначе

модальности внутреннего мира другого человека так же индивидуальны, как и мои

Анализ психологом типов воздействиячленов группы позволяетотследить динамику возможностей каждого члена группыв использовании ими психологической информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы— психологическая информация о ее членах — будет дополнена анализом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Наиболее ярко эта особенность групповых отношений проявляется при анализе патологических свойств личности,проявляющихся именно в группе. Остановимся на характеристике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологическими свойствами.

Так, астеническая, гиперсензитивная личностьв отношениях с другими людьми для воздействия использует информацию только в модальностях своего внутреннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).

Для эксплозивной личности, которая характеризуется неконтролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу», которая практически блоки¬рует все другие модальности.

Резонеротличается воздействием на другого человека с помощью когнитивных характеристик внутреннего мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориенти¬руется только на модальности своего внутреннего мира.

Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут быть описаны с этой точки зрения преобладанием в содержании воздействия одной какой-то модальности:

педант— модальность действия («я могу»),шизоидная личность— модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»),истерикможет быть описан через преобладание в его воздействии двух модалностей — «я хочу», «я чувствую» и т. п.

Такой подход к описанию воздействия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек- клиенты, а остальные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дозируя таким образом свое действие в группе.

Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на другаприводит к анализу динамики психологической информации, моментов ее стабильности и изменчивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологическое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выраженное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые существенным образом связаны с использованием психологической информации, влияющей на отношение членов группы, -действия прощения, наказания, поощрения, одобрения.

Содержание этих действий— психологическая информация, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.

Так, действие прощения не только констатирует психологическую информацию различной модальности, но и через отношение к ней открывает для прощаемого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержание воздействия создает условия для рефлексивного действия другого человека и сам осуществляет такое действие. Таким образом, действие прощения способствуетпоявлению новых альтернатив в поведении всех членов группы, что является важным для становления предмета взаимодействия.

Действие наказанияс точки зрения использования в нем психологической информации о человеке создает условия для более осознанного выбора. Таким образом, наказание в из¬вестном смысле ограничивает альтернативы действия, уточняет предмет взаимодействия между членами группы.

Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования в нем психологической информации,- это действие по репрезентации для участников взаимодействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помощью создается предмет взаимодействия, в котором основное содержание —психологическая информация разной модальности.

Таким образом, исследуя содержание этих действий -прощения, наказания, поощрения — как воздействия участников группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуемой группы.

Схему исследования группы впсихологическом консультировании можно, по нашему мнению, представить следующим образом:

  • предмет взаимодействия группы

  • устойчивые элементы в предмете взаимодействия

  • динамические элементы в предмете взаимодействия

  • содержание воздействия участников группы друг на друга

  • выработка альтернатив в действиях группы

  • психологическая информация и ее модальности

  • типы взаимодействия

  • индивидуальное состояние участников взаимодействия

  • мера воздействия

  • задачи и резервы развития всех членов группы

Последовательность этапов работы психолога, изложенная в этой схеме, позволит принять обоснованное решение о содержании профессионального воздействия на группу.

Таким содержанием может бытькак информационно-просветительская работа психолога, так исовместная работа с другими специалистаминад проблемами данной группы’.

Проводя групповое консультирование, психолог особенно внимательно должен контролировать содержание своей позиции, чтобы не организовать коалицию с одним членом группыпротив других. Такие тенденции особенно сильны в конфликтных группах.

Специфика консультирования каждой группы(семьи, производственной группы, детской группы и т. п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета — важная профессиональная психодиагностическая задача.

Например, работа с семьей требует от психолога уточнения для членов группы содержания их социальных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать содержание родительских ролей — роли отца и роли матери — с точки зрения родителей и с точки зрения ребенка.

Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы— это момент осознания предмета взаимодействия с членами группы, момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.

Стадии работы псхотерапевтич. группы

Поскольку психотерапевтические группы независимо от их характера, развиваются по довольно универсальным закономерностям, выделяемые большинством представителей групповой психотерапии условные этапы развития являются схожими. Зачастую различаются лишь названия этих этапов. Вот некоторые из них.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о