Гипотеза — это форма вероятностного знания, истинностное значение которого неопределённо. В научном познании (см. Наука) гипотеза рассматривается как метод развития научного знания (см. Методы научного познания), включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку [частично обоснованных] допущений или предположений, и как структурный элемент научной теории (см. Теория). В обыденном сознании гипотеза чаще всего понимается как предположительное решение какой-либо проблемы или правдоподобное объяснение какого-либо явления. В целом, гипотетическое знание широко используется в любой сфере осмысленной человеческой деятельности. Метод гипотез получил наибольшее развитие в науке как форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи.
Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений. Гипотеза строится, исходя из предположения об имплицитном существовании некоторого отношения порядка, реализуемого как последовательность чередования явлений, позволяющих (при соблюдении норм и правил процедуры) делать заключения (выводы, предположения) о структуре объектов, характере и существенности фиксируемых связей объектов, признаков, параметров и так далее, детерминированности одних явлений другими. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:
История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов или явлений. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов или явлений. Последняя ступень — построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов или явлений. По объекту исследования различают гипотезы общие и частные:
Наряду с терминами «общая» и «частная» гипотеза в науке используется термин «рабочая гипотеза», под которым понимается выдвигаемое на первых этапах исследования обоснованное предположение. Специфика рабочей гипотезы — в условном и, тем самым, временном её принятии. Она служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Из рабочей гипотеза может превратиться в устойчивую и плодотворную. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена её несовместимость с новыми фактами.Будучи наиболее важным методом научного познания, гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. Поэтому любая гипотеза должна быть релевантной по отношению к таким проблемам или экспериментальным данным, которые она позволяет объяснить или предсказать. Она должна также содержать какую-то новую концептуальную информацию, обладать дополнительным (по сравнению с предшествующими или конкурирующими гипотезами, теориями) теоретическим содержанием. Но даже если это содержание не получает эмпирического подтверждения, замена такой гипотезы другой, более подходящей, не означает признание её ложности и бесполезности на определённом этапе познания, поскольку выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой гипотезы (даже в том случае, когда эти результаты были отрицательными). Логически гипотеза формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определённую посылку. В этом смысле она выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы. Метод познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых является неопределённым, называется гипотетико-дедуктивным (см. Метод гипотетико-дедуктивный). С точки зрения логики, это вывод по схемам условно-категорического силлогизма. Результат вывода — вероятно-истинное знание, так как дедукция переносит вероятность гипотетической посылки на заключение. В целом, гипотезы представляют собой В целом, разработка гипотезы любой включает три основных этапа:
Процессуально гипотеза (как переход от неизвестного, проблемного — к известному, гипотетически предполагаемому) строится как алгоритм реализации исследовательской цели. Тем самым она предзадаёт внутреннюю логику развёртывания знания. В большинстве случаев это логика обоснования какого-либо положения, иногда — логика открытия (предположение о существовании некоторого явления). Гипотеза представляет собой такую форму нормативно-процессуальной организации знания, которая не может быть непосредственно оценена с точки зрения её истинности или ложности. Она задаёт некоторое поле неопределённости. Снятие этой неопределённости и происходит в ходе теоретического (логического) обоснования (доказательства) гипотезы и/или её опытного подтверждения или опровержения, то есть эмпирического обоснования. Поэтому гипотезы в качестве научных положений должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Свойство фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположительный характер научных гипотез. Ограничивая универсальность предыдущего знания, а также выявляя условия, при которых возможно сохранить частичную универсальность того или иного утверждения о законах, оно обеспечивает относительно прерывный характер развития научного знания. В целом, предположения, оформленные как гипотезы, всегда вероятностны (и в этом отношении в той или иной мере неопределённы), поэтому все процедуры обоснования и проверки гипотез представляют собой шаги по уменьшению этой неопределённости, в пределе — по её снятию вообще, что позволяет изменить статус знания вероятностного на статус знания достоверного (теоретического), и тем самым преодолеть нормативно-процессуальные ограничения гипотетического знания (то есть «ликвидировать» гипотезу как форму знания в данном конкретном исследовании и/или теории). Однако в современной методологии науки данная установка всё больше рассматривается как принципиально полностью не реализуемая ни в одной научной теории, которая сама трактуется как организованная совокупность гипотетических конструктов, связанных [в идеале] отношениями выводимости. Следует отметить, что в последнее время во многих областях научного знания акцент на обоснование гипотетических положений в тех или иных теориях всё больше заменяется акцентом на дискредитацию конкурирующих теорий, а сами теории начинают пониматься как принимаемые на веру паттерны, как возможные точки зрения на определённые предметные области, то есть само научное знание начинает трактоваться как принципиально гипотетическое (содержащее в себе неустранимый момент неопределённости, разрешаемый конвенционально и/или процессуально). Подобная «гипотетизация» знания приводит к актуализации его деятельностно-технологических аспектов за счёт работы с его содержанием. Тем самым можно утверждать (с известной долей условности), что научное знание имеет дело скорее не с реальными событиями, а с анализом объективных возможностей тех или иных событий. Оно способно снимать (преодолевать) собственную проблемность, но не собственную вероятностность, что неизбежно ведёт к его новой проблематизации. Поворотной точкой к такому подходу можно считать перенесение акцентов с процедур верификации на процедуры фальсификации знания, со схем вывода, ориентированных на подтверждение гипотезы, на схемы вывода, ориентированные на опровержение гипотезы. Подтверждение следствия из гипотезы способствует лишь увеличению правдоподобности суждения, отрицание же следствия способно поставить под сомнение само основание гипотезы. Опровержение обладает большим эвристичеким потенциалом, чем подтверждение, которое всегда проблематично, — поэтому любое научное положение, пока оно не опровергнуто, может быть рассмотрено как гипотеза. Теоретическое обоснование гипотезы предполагает её проверку на непротиворечивость, установление её принципиальной проверяемости, выявление её приложимости к исследуемому классу явлений, исследование её выводимости из более общих теоретических положений, оценку её вписываемости в теорию через возможную перестройку последней. Эмпирическое обоснование гипотезы предполагает или наблюдение явлений, описываемых гипотезой (что далеко не всегда возможно), или работу по соотнесению следствий из гипотезы с наличными и обнаруживаемыми данными опыта. Работа с процедурами обоснования гипотез выработала в научной практике установки на продуцирование возможно большего числа взаимосвязанных гипотез, с одной стороны, и на установление возможно большего числа референтов (эмпирических индикаторов) для каждой гипотезы — с другой. В методологии науки также наработан ряд качественных параметров, которым должна удовлетворять правильно сформулированная гипотеза с точки зрения её нормативно-процессуальной организации. В частности, особо оговариваются такие процедурные требования к гипотезе как её принципиальная реализуемость на данном уровне развития знания и наличными средствами, избегание в ней оценочных суждений, отсутствие в ней непроинтерпретированных понятий, минимизация в ней различных ограничений и допущений. Процедуры специфицируются для различных классов (типов) гипотез: основных и неосновных (ориентирующихся на разные исследовательские задачи), первичных и вторичных (возникающих на базе или взамен первых), а главное — структурных (ориентированных на выявление структур, свойств, характера связей объекта), функциональных (ориентированных на определение степени тесноты связей и взаимодействий внутри определённой целостности), объяснительных (причинно-следственных). В ряде типологий к объяснительным относят и функциональные гипотезы, в других типологиях их объединяют вместе со структурными в тип (класс) описательных гипотез (в обеих типологиях структурные гипотезы квалифицируются как описательные). |
Гипотеза это…
Гипотеза — это обоснованное научное предположение об объекте исследования. Это основа теоретического научного знания. Она как бы предваряет сам процесс познания объективной реальности.
В этой статье кратко и понятно, простыми словами разберем, что это такое в обществознании.
Понятие
Итак, гипотеза — это обоснованное научное предположение об объекте исследования.
Вы находитесь на даче. И собираются облака. Вы говорите: «Кажется, дождь собирается…». Гипотеза ли это? Конечно же нет. Это ваше предположение на обыденном уровне, на основе здравого смысла. Здравый смысл опирается на опыт и наблюдение. Вы на основе своего личного опыта знаете, что когда собираются темные облака, вероятность дождя повышается. Но это не научная гипотеза — это обычное предположение.
Пятачок. Кажется дождь собирается….
Кстати, подробнее о формах научного познания читайте здесь.
Дождь может быть, а может его и не быть! В этом суть. Чтобы вам оценить вероятность дождя с точки зрения науки, надо обратиться к науке — метеорологии. Есть метеорологические сводки по вашему региону.
Научная же гипотеза имеет место тогда, когда у ученого есть основания предполагать что-либо об объекте исследования. Объект исследования — это любая научная проблема, часть объективной реальности, которую изучает данная наука.
Например, в биологии существуют различные гипотезы происхождения человека. Почему гипотезы? Потому что у биологии недостаточно данных, чтобы увидеть истину, как конкретно появился человек. Но имеющиеся данные, факты позволяют выдвигать те или иные гипотезы — предположения о появлении человека.
В философии есть гипотеза, что Вселенной нужен разумный наблюдатель, поскольку социальная форма материи — высшая сегодня на планете Земля. А поэтому появление человека — не случайно, а вполне закономерно.
В физике существует масса гипотез об объектах, данные о которых пока невозможно получить. Например, Макс Планк пытался рассчитать, сколько света и какого цвета излучает обычная лампа накаливания, при условии, что известно температура накаливания.
Планк никак не мог решить эту задачу, пока не выдвинул гипотезу, что лампа излучает свет не непрерывно, а порционно. Он предположил наличие квантов — частиц света. И решил задачу. Оказалось, что квант — это не просто гипотеза, а реальность!
Макс Планк. Его цветовая температура и гипотеза кванта
В психологии психолог постоянно ставит гипотезы при работе с конкретным человеком. Эти гипотезы подтверждаются или опровергаются в ходе практической работы.
Но вы должны понимать, что гипотеза, например в праве — это не научное предположение, а условие, при котором норма права действует. Подробнее гипотезе как части юридической нормы смотрите здесь.
Вопрос на засыпку: бог есть — это гипотеза или что?
Разумеется нет. Данное утверждение относится к религии и религиозному мировоззрению. Религия опирается на веру, а не на научные методы познания.
Виды гипотез
- Описательная гипотеза — это предположение о свойствах изучаемого объекта. Например, гипотеза, какова будет социальная структура населения России через 50 лет, была бы весьма интересна. Есть даже целая наука, которая построена исключительно на научных гипотезах — футурология. Кстати, в связи с этим могу рекомендовать книгу Юваля Ной Харари «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня».
- Экспликативная (объяснительная) гипотеза — она пытается объяснить причины процессов и явлений в мире.
- Общая гипотеза — это предположение о законах и закономерностях окружающего мира. Научный закон — это устойчивая связь между двумя и более явлениями объективной реальности. Например, Эйнштейн в своей теории относительности высказал предположение, что свет огибает крупные тела, а гравитации в действительности не существует. Все это оказалось правдой.
- Насчет гравитации — это взаимодействие двух и более тел, вследствие чего возникает искривление пространства. Если я не прав — поправьте меня в комментариях. В физике я не силен! )
- Частная гипотеза — выдвигается в отношении узкого класса объектов исследования, или какого-то одного класса.
- Рабочая гипотеза — выдвигается на раннем этапе научного исследования и впоследствии может корректироваться. Кстати, как написать любую исследовательскую олимпиадную работу на 1 место, рассказал тут.
На этом все! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях! Для нас это очень важно!
Поделиться в соц. сетях
Что такое гипотеза? | Определение из TechTarget
К
- Айви Вигмор
Гипотеза ( множественное число: гипотезы ) в научном контексте — это проверяемое утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными или предлагаемое объяснение некоторого наблюдаемого явления. В научном эксперименте или исследовании гипотеза представляет собой краткое обобщение прогноза исследователя результатов исследования, которое может быть подтверждено или не подтверждено результатами. Проверка гипотезы является ядром научного метода.
Предсказание исследователя обычно называют альтернативной гипотезой , а любой другой результат — нулевой гипотезой — по сути, результатом, противоположным предсказанному. (Однако термины меняются местами, если исследователи не предсказывают различий или изменений, выдвигая гипотезу, например, что частота одной переменной не будет увеличиваться или уменьшаться в тандеме с другой.) Нулевая гипотеза удовлетворяет требованию фальсифицируемости: способность доказывать ложность утверждения, которую некоторые школы считают существенной для научного метода. Однако, по мнению других, проверяемость является адекватной на том основании, что при достаточном подтверждении гипотезы нет необходимости иметь возможность представить себе противоположный результат.
Использование научного метода для подтверждения гипотезыПростая гипотеза может предсказать причинно-следственную связь между двумя переменными, означающую, что одна влияет на другую. Вот пример: больше часов, потраченных на подготовку к экзамену, приводит к более высоким оценкам. Часы, потраченные на учебу , в этом утверждении, является независимой переменной, а g rades является зависимой переменной. Независимой переменной манипулируют, а зависимую переменную измеряют, чтобы увидеть, как на нее влияет изменение независимой переменной.
Сложная гипотеза похожа на простую, но включает две или более независимых переменных или две или более зависимых переменных. В первом случае, например, гипотеза может заключаться в том, что большее количество часов учебы и большее количество посещенных занятий ведет к более высоким оценкам; во втором случае гипотеза может заключаться в том, что большее количество часов обучения приводит к более высоким оценкам и меньшему количеству времени, необходимому для написания экзамена.
Гипотезы не обязательно предсказывают причинность. В статистике, например, гипотеза может предсказать простую корреляцию — например, увеличение числа случаев независимой переменной связано с уменьшением числа зависимых переменных, хотя нет предположения, что одно вызывает другое.
Последнее обновление: январь 2017 г.
Продолжить чтение О гипотезе- Гипотезы в социологии
- Методы социальных исследований: Гипотезы
- Рекомендации по сравнительному тестированию серверов
- Применение научного метода к тестированию программного обеспечения
ГРЦ
Управление, риски и соответствие (GRC) относится к стратегии организации по урегулированию взаимозависимостей между политиками корпоративного управления, программами управления рисками предприятия (ERM) и соблюдением нормативных требований и требований компании.
Сеть
- управление неисправностями
Управление сбоями — это компонент управления сетью, который обнаруживает, изолирует и устраняет проблемы.
- изящная деградация
Мягкая деградация — это способность компьютера, машины, электронной системы или сети поддерживать ограниченную функциональность даже …
- Синхронная оптическая сеть (SONET)
Synchronous Optical Network (SONET) — это североамериканский стандарт синхронной передачи данных по оптическим волокнам.
Безопасность
- менеджер паролей
Менеджер паролей — это технологический инструмент, который помогает пользователям Интернета создавать, сохранять, управлять и использовать пароли в различных онлайн-ресурсах …
- Код аутентификации сообщения на основе хэша (HMAC)
Hash-based Message Authentication Code (HMAC) — это метод шифрования сообщений, в котором используется криптографический ключ в сочетании с …
- Брандмауэр веб-приложений (WAF)
Брандмауэр веб-приложений (WAF) — это брандмауэр, который отслеживает, фильтрует и блокирует трафик протокола передачи гипертекста (HTTP) по мере его. ..
ИТ-директор
- рамки соблюдения
Структура соответствия — это структурированный набор руководств, в котором подробно описаны процессы организации для обеспечения соответствия…
- качественные данные
Качественные данные — это информация, которую невозможно подсчитать, измерить или выразить с помощью чисел.
- зеленые ИТ (зеленые информационные технологии)
Green IT (зеленые информационные технологии) — это практика создания и использования экологически устойчивых вычислительных ресурсов.
HRSoftware
- опыт кандидата
Опыт кандидата отражает отношение человека к процессу подачи заявления о приеме на работу в компанию.
- непрерывное управление производительностью
Непрерывное управление эффективностью в контексте управления человеческими ресурсами (HR) — это надзор за работой сотрудника . ..
- вовлечения сотрудников
Вовлеченность сотрудников — это эмоциональная и профессиональная связь, которую сотрудник испытывает к своей организации, коллегам и работе.
Служба поддержки клиентов
- лид-скоринг
Оценка лидов — это методология, используемая отделами продаж и маркетинга для определения ценности лидов или потенциальных …
- построить на заказ
Сборка на заказ — это методология и производственная практика, при которых продукт создается после получения подтвержденного заказа.
- управление данными клиентов (CDM)
Управление данными о клиентах (CDM) — это набор административных процессов, позволяющих получать данные о клиентах и взаимодействиях с ними …
Гипотеза исследования: определение, типы и примеры
Гипотеза (множественное число гипотез) — это точное, поддающееся проверке утверждение о том, что, согласно прогнозам исследователя, будет результатом исследования. Об этом говорится в начале исследования.
Это обычно включает в себя предложение возможной связи между двумя переменными: независимой переменной (что изменяет исследователь) и зависимой переменной (что измеряет исследование).
В исследованиях принято, что гипотеза записывается в двух формах: нулевая гипотеза и альтернативная гипотеза (называемая экспериментальной гипотезой, когда методом исследования является эксперимент).
Фундаментальное требование к гипотезе состоит в том, что она может быть проверена относительно реальности, а затем может быть подтверждена или отвергнута.
Чтобы проверить гипотезу, исследователь сначала предполагает, что между популяциями, из которых они взяты, нет различий. Это известно как нулевая гипотеза. Гипотезу исследования часто называют альтернативной гипотезой.
Содержание
Типы исследовательских гипотез
Альтернативная гипотеза
Альтернативная гипотеза утверждает, что существует взаимосвязь между двумя изучаемыми переменными (одна переменная влияет на другую).
Экспериментальная гипотеза предсказывает, какие изменения произойдут в зависимой переменной при манипулировании независимой переменной.
В нем говорится, что результаты не случайны и что они важны с точки зрения поддержки исследуемой теории.
Нулевая гипотеза
Нулевая гипотеза утверждает, что между двумя изучаемыми переменными нет связи (одна переменная не влияет на другую). Не будет никаких изменений в зависимой переменной из-за манипулирования независимой переменной.
В нем говорится, что результаты получены случайно и не являются существенными с точки зрения поддержки исследуемой идеи.
Ненаправленная гипотеза
Ненаправленная (двусторонняя) гипотеза предсказывает, что независимая переменная окажет влияние на зависимую переменную, но направление воздействия не указано. Просто написано, что будет разница.
Например, будет разница в том, сколько цифр правильно вспоминают дети и взрослые.
Направленная гипотеза
Направленная (односторонняя) гипотеза предсказывает характер влияния независимой переменной на зависимую переменную. Он предсказывает, в каком направлении произойдут изменения. (т.е. больше, меньше, меньше, больше)
Например, взрослые правильно вспомнят больше слов, чем дети.
Фальсифицируемость
Принцип фальсификации, предложенный Карлом Поппером, представляет собой способ разграничения науки и не-науки. Он предполагает, что для того, чтобы теория считалась научной, она должна быть проверена и предположительно доказана как ложная.
Сколько бы подтверждений теории ни было, достаточно одного встречного наблюдения, чтобы опровергнуть ее. Например, гипотезу о том, что «все лебеди белые», можно опровергнуть, наблюдая черного лебедя.
Для Поппера наука должна пытаться опровергнуть теорию, а не постоянно поддерживать теоретические гипотезы.
Можно ли доказать гипотезу?
После анализа результатов альтернативная гипотеза может быть отвергнута или поддержана, но никогда не может быть доказана ее правильность.
Мы должны избегать любых ссылок на результаты, подтверждающие теорию, так как это предполагает 100% уверенность, и всегда есть шанс, что могут существовать доказательства, которые могут опровергнуть теорию.
Как написать гипотезу
- 1. Чтобы написать альтернативную и нулевую гипотезы для исследования, вам необходимо определить ключевые переменные в исследовании. Независимая переменная управляется исследователем, а зависимая переменная является результатом который измеряется.
- 2. Операционализировать исследуемые переменные. Операционализация гипотезы относится к процессу превращения переменных в физически измеримые или проверяемые, т.е. если вы собираетесь изучать агрессию, вы можете подсчитать количество ударов, нанесенных участниками
- 3. Определите направление для вашего предсказания. Если в литературе есть данные, подтверждающие специфическое влияние независимой переменной на зависимую переменную, напишите направленную (одностороннюю) гипотезу. Если в литературе имеются ограниченные или неоднозначные данные о влиянии независимой переменной на зависимая переменная, напишите ненаправленную (двухстороннюю) гипотезу.
- 4. Напишите свою гипотезу. Хорошая гипотеза кратка (т. е. лаконична) и содержит ясный и простой язык.
Каковы примеры гипотез?
Давайте рассмотрим гипотезу, с которой могут согласиться многие учителя: учащиеся работают лучше в понедельник утром, чем в пятницу днем (IV=день, DV=стандарт работы).
Теперь, если мы решим изучить это, дав одной и той же группе студентов урок в понедельник утром и в пятницу днем, а затем измерив их немедленную память по материалу, пройденному на каждом занятии, мы получим следующее:
- Альтернативная гипотеза утверждает, что учащиеся вспомнят значительно больше информации в понедельник утром, чем в пятницу днем.
- Нулевая гипотеза утверждает, что не будет существенной разницы в количестве, отозванном утром в понедельник по сравнению с днем в пятницу. Любая разница будет вызвана случайностью или мешающими факторами.
Таким образом, нулевая гипотеза является противоположностью альтернативной гипотезе в том смысле, что она утверждает, что в поведении не будет изменений.