Гиперактивность ребенка — причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения
Подтверждаю Подробнее
- ИНВИТРО
- Библиотека
- Симптомы
- Гиперактивность ребенка
СДВГ
Гипоксия плода
768 10 Августа
Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.
Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.
Разновидности СДВГ
Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.
Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.
В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.
Возможные причины гиперактивности ребенка
Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.
К первой группе факторов относятся различные неврологические заболевания, т.е. органические (структурные) изменения в центральной нервной системе.
К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.
Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.
Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Заболевания, при которых развивается СДВГ
К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.
Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.
д.Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.
К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка
Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр. Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу, психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.
Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.
Диагностика и обследования при СДВГ
Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.
К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:
- электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.
3 090 руб Записаться
Нейросонография
Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого …
2 890 руб Записаться
КТ головного мозга и черепа
Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии.
4 890 руб Записаться
МРТ головного мозга
Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.
5 640 руб Записаться
Что делать при СДВГ
В первую очередь, родителям не следует списывать проявления СДВГ на вредный характер своего ребенка. Гиперактивность и недостаток внимания являются веским аргументом для консультации с врачом. До обращения к специалисту следует избегать факторов, которые способны вызвать возбуждение ребенка, будь то громкая музыка, показ кино и мультфильмов с напряженным сюжетом. Детей в период обострения гиперактивности не следует переводить в другие образовательные учреждения и подвергать воздействию каких бы то ни было стрессовых факторов.
Особой настороженности требуют остро развивающиеся изменения в поведении ребенка, т.к. они могут быть вызваны прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы, а также ее токсическим поражением.
Избыточная активность ребенка, сочетающаяся с дефицитом внимания, может привести как к задержке и отклонению в нервно-психическом развитии, так и к травмам, поскольку такие дети склонны к импульсивным поступкам.
Лечение СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью требует комплексного подхода к лечению. С этой целью применяют медикаментозные и немедикаментозные средства. К первым относятся лекарственные препараты, направленные на восстановление баланса процессов торможения и возбуждения, происходящих в центральной нервной системе. К немедикаментозным методам лечения относится педагогическая, дефектологическая коррекция, а также психотерапия. Зачастую требуется проведение психологической работы не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением (родителями, братьями и сестрами и т.д.). Это связано с тем, что в развитии данного синдрома огромную роль играет среда и психологическая обстановка в семье.
Если гиперактивность ребенка выявлена на фоне органических заболеваний головного мозга, основу лечения составляет терапия данных заболеваний.
Источники:
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Практикум по психиатрии: Учебное пособие под ред. М.В. Коркиной. Москва: РУДН, 2014.
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
Рекомендации
Тяга к сладкому
11327 09 Апреля
Артропатия
2316 25 Марта
Сонливость днем
2016 25 Марта
Показать еще
Инсульт
Энцефалит
Черепно-мозговая травма
Гипоксия плода
Заикание
Заикание: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Энцефалит
Желтуха
Аутизм
Церебральный паралич
Гипоксия плода
Менингит
Глухота
Задержка речевого развития
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Гипоксия плода
Родовая травма
Аденоиды
Рахит
Неправильный прикус
Прикус – это особенности положения зубных рядов при смыкании челюстей. В норме прикус обеспечивает контакт всех зубов верхней и нижней челюстей, что дает возможность осуществлять полноценное откусывание и жевание пищи.
Подробнее
Cпастичность
Паралич
Контрактура
Задержка развития
Эпилепсия
Гипоксия плода
Гиперкинезы
Церебральный паралич
Церебральный паралич: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.
Подробнее
Менопауза
Климакс
Варикоз
Отек
Ожирение
СПКЯ
Гипотиреоз
Гиноидная липодистрофия – это не целлюлит
Прежде чем начать разговор о целлюлите, необходимо определиться с медицинскими понятиями и терминологией.
Статья посвящена именно гиноидной липодистрофии, которая встречается у 85-95% женщин и очень редко у мужчин; ее возникновение связано с нарушением обменных процессов в подкожно-жировой клетчатке и влиянием женских половых гормонов.
Подробнее
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос или выберите врача, или услугу из списка.
Врач не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите врача из списка
Медицинский офис не найден
Попробуйте изменить запрос или выберите медицинский офис из списка
Терапевт Травмотолог-ортопед Эндокринолог Уролог Гинеколог Врач ультразвуковой диагностики Врач-кардиолог Врач-педиатр
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос
Спасибо!
Вы успешно записались на прием
Подробную информацию отправили на вашу электронную почту
Подпишитесь на наши рассылки
Введите e-mail
Даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
Лечение гиперактивности у ребенка.
Как лечить гиперактивность у детей в 9 лет. Лечение гиперактивности у ребенка. Как лечить гиперактивность у детей в 9 лет.Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 3 ноября, 2019
Обновлено: 28 марта, 2022
Гиперактивность – патология поведения ребенка, проявляющаяся в чрезмерной активности, проблемах с концентрацией внимания. Расстройство не влияет на интеллектуальные способности, но мешает обучению, социализации в обществе.
Долгое время синдром не считался опасным и не лечился, однако с конца XX века, ученые и врачи выявили прямую закономерность между наличием гиперактивности у ребенка, отсутствием лечения и последующей социальной неустроенностью [1]. Более 80% преступников в детстве страдали этим синдромом и не получали необходимую помощь.
Выразительно проявляется синдром с началом обучения в школе, когда ребенок каждый день вынужден общаться в коллективе, следовать строгим правилам, усваивать большие объемы информации. Современные методы терапии заметно снижают проявления, вылечивают гиперактивность у детей. Причем не только с помощью медикаментов, но и безопасными методами коррекции поведения, физиотерапией.
Содержание статьи:
- 1 Проявления гиперактивности
- 2 Постановка диагноза
- 3 Методы лечения детской гиперактивности
- 4 Список использованной литературы
Проявления гиперактивности
Определяющие симптомы развития синдрома заметны с младшего дошкольного возраста. Постепенно, по мере взросления, они проявляются все более ярко, что позволяет заметить отклонения от нормы.
Типичными признаками считаются:
- Чрезмерная двигательная активность. Ребенок не может усидеть на месте без движения. Большая часть активности бессодержательна. Дети дергают руками, ногами, перекладывают с места на место вещи, не могут долго находится в одном положении. Показательна и слишком активная речь, как правило, быстрая, непонятная [2].
- Проблема с концентрацией внимания. Проявляется на занятиях: малыш не может долго заниматься одним видом деятельности. Не заканчивает задание, особенно если оно достаточно монотонное. Не усваивает новые знания или «схватывает» их поверхностно, не понимая сути. Постоянно теряет вещи, бросает игры на середине, часто меняет увлечения.
- Импульсивность действий. Гиперактивному малышу сложно принять концепцию правил, ограничений, чужих желаний. Он не воспринимает критику. Из-за этого отношения в детском коллективе складываются не лучшим образом.
При легких проявлениях болезни, специальное лечение не требуется, достаточно психолого-педагогической корректировки поведения. Терпение требуется от родителей, которым предстоит научить ребенка контролировать особенности своего характера, обуздывать его [3].
Постановка диагноза
Решать, как лечить признаки гиперактивности у ребенка, особенно достигшего 7-9 лет, вправе только медик после тщательной всесторонней диагностики. С использованием инструментальных методик.
Я текстовый блок. Нажмите кнопку редактирования, чтобы изменить этот текст. Разнообразный и богатый опыт постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.
Невропатолог проводит комплексное обследование, чтобы поставить точный диагноз, исключить возможность других заболеваний. Кроме того, необходимо установить факторы, ставшие причиной синдрома, усиливающие его ежедневно.
Патология выявляется в несколько этапов:
- При первом обращении собирается анамнез. Необходима медицинская карта пациента, история развития ребенка. Потребуются подробные, достоверные сведения о течении беременности у матери, условиях жизни, особенностях поведения начиная с первых месяцев жизни. Также проводится тестирование, разработанное Американской психиатрической ассоциацией для определения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
- Обследование мозга, выявление сопутствующих заболеваний. В обязательном порядке делают электроэнцефалограмму, МРТ [4]. Необходимо исключить любые диагнозы со схожими симптомами.
- Проводится консультация с врачами смежных специальностей, психологические тесты, позволяющие выявить степень выраженности болезни, подобрать действенные методы лечения.
По результатам исследований назначается комплексная терапия, подстраивающаяся под состояние конкретного пациента.
Методы лечения детской гиперактивности
Если диагноз подтвержден, то доктор определяет методы и приемы, позволяющие как вылечить гиперактивного ребенка, так и скорректировать поведение с учетом социальных норм.
Следует отметить, что терапия нередко начинается в достаточно взрослом возрасте, когда малыш уже находится в детском коллективе и вынужден выстраивать отношения, обучаться, то методы подбираются с учетом не только физического излечения, но и педагогической корректировки характера.
Комплексное лечение доказало свою результативность, поэтому врач назначает несколько методик:
- ТМС (транскраникальная магнитная стимуляция). Электромагнитное поле воздействует на нейроны мозга, восстанавливая его нормальную работу. Используется только в комплексе с другими методами.
- Крайне высокие частоты (КВЧ). Процедура КВЧ нормализует работу нервной системы, снимает излишнюю активность, восстанавливает восприимчивость нервных окончаний до нормального уровня.
- Методика БОС (биологическая обратная связь). После восстановления работы нервной системы можно применять методику биологической обратной связи, «обучающую» мозг утраченным или не развившимся навыкам через многократное повторение определенных действий. При этом он сам может отслеживать свое состояние.
- ЛФК – курс лечебной физкультуры назначает лечащий врач с учетом физического развития ребенка. Тренировки проводятся с опытным тренером. Дополнительно могут рекомендоваться занятия спортом. Выбираются направления, исключающие соревновательный элемент с большой аэробной составляющей.
- Диета, изменение образа жизни. Гиперактивным детям необходим строгий режим, отказ от продуктов, оказывающих возбуждающее действие на организм.
- Медикаментозное лечение применяется в запущенных случаях. Используются психостимуляторы, успокоительные препараты и ноотропы. При слабовыраженном синдроме медики стараются обходиться без медикаментозного воздействия на не до конца сформированный организм [5].
- Психологическая коррекция. Работа с психологами – необходимая часть лечения для детей. Она помогает адаптироваться в обществе, понять, принять и научиться контролировать свои особенности, разобраться в правилах общения между людьми.
Работа предстоит сложная, потребуется серьезная и педагогическая коррекция поведения ребенка. Однако тесное сотрудничество родителей и медицинских работников поможет таким детям стать нормальными членами общества.
Список использованной литературы
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Ваш e-mail
Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Please leave this field empty.
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Подробнее о детях Подробнее о СДВГ
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Дошкольники и СДВГ — Институт детского разума
Хотя СДВГ чаще всего диагностируют у детей школьного возраста, его можно диагностировать и у детей в возрасте трех лет.
Конечно, мы ожидаем, что все дошкольники будут активными — больше склонны бегать, чем сидеть на месте. И мы ожидаем, что они будут импульсивными — склонными делать что-то, не думая о последствиях. Но некоторые дети чрезвычайно активны — родители обычно описывают их как «прыгающих от стен» — и они настолько импульсивны, что ими чрезвычайно трудно управлять.
У этих детей может быть СДВГ, и ранняя диагностика и лечение могут помочь им обуздать импульсивное поведение, которое создает проблемы для них и их семей. Они могут лучше ладить с другими детьми и иметь возможность участвовать в мероприятиях, соответствующих их возрасту. Но важно знать, что рекомендуемое лечение первой линии для дошкольников с СДВГ отличается от того, что рекомендуется для детей старшего возраста.
Эксперты по СДВГ и Американская академия педиатрии согласны с тем, что поведенческая терапия является предпочтительным методом лечения дошкольников с СДВГ, и что стимулирующие препараты следует рассматривать только в том случае, если поведенческая терапия недоступна или не работает. Это также может быть рассмотрено, если ребенку или семье угрожает серьезный вред.
Как диагностируется СДВГ у дошкольников?Как правило, гиперактивное и импульсивное поведение приводит к диагнозу СДВГ у дошкольников. Возможно, их выгнали из дошкольного учреждения или запретили играть. Их родители постоянно беспокоятся, что они выбегут на улицу или причинят себе вред другим импульсивным образом.
По оценкам, от 2 до 6 процентов детей дошкольного возраста имеют это расстройство — гораздо меньший процент, чем дети школьного возраста. Мальчики в два раза чаще, чем девочки, диагностируются.
Марк Штейн, доктор философии, директор программы СДВГ и связанных с ним расстройств (клиника PEARL) в детской больнице Сиэтла, объясняет, что проблемы с поведением обычно являются причиной того, что родители приводят дошкольников для обследования. Он отмечает, что один из контрольных вопросов, который он использует при сборе истории ребенка, звучит так: «Какой процент времени, когда вы даете ребенку команду, он слушается вас в течение пяти секунд?» По его словам, к четырем годам он должен составлять от 75 до 80 процентов. «У моих пациентов это около 10 процентов».
Но д-р Штейн, который также является профессором психиатрии и поведенческих наук в Вашингтонском университете, подчеркивает, что диагностировать СДВГ в этом возрасте следует с большой осторожностью, поскольку все дети дошкольного возраста проявляют некоторую гиперактивность, импульсивность и невнимательность, ключевые симптомы СДВГ.
Наблюдения за поведением ребенка в кабинете врача недостаточно для постановки диагноза, поскольку в этой среде симптомы могут отсутствовать. Педиатрам рекомендуется собирать скрининговые анкеты, заполняемые не только родителем, но и хотя бы еще одним взрослым, который проводит время с ребенком. Симптомы должны присутствовать более чем в одном месте — например, дома, в детском саду или детском саду, у родственников или друзей семьи.
Как отмечает доктор Штейн, труднее оценивать детей, которые еще не находятся в структурированной среде, такой как дошкольное учреждение, где их поведение легче наблюдать и сравнивать с поведением других детей.
Эндрю Адесман, доктор медицинских наук, педиатр, который является заведующим отделением педиатрии развития и поведения в Детском медицинском центре Коэна в Нью-Йорке, добавляет, что для детей, которых держат дома, если родители недовольны их поведением и подозревают СДВГ, отправляют их дошкольное учреждение или детский сад может быть хорошим способом получить некоторую проверку, а также некоторую передышку. «Родители лучше всех знают своего ребенка, но у них нет подготовки, опыта и взглядов на то, что типично для определенного возраста», — объясняет он.
Доктор Штейн отмечает, что задача диагноста — исключить другие состояния, похожие на СДВГ. «Есть медицинские имитации, такие как гипотиреоз, проблемы со сном и эффекты лекарств. И есть психические мимики, такие как аутизм, депрессия или тревога».
Поведенческая терапия СДВГОбучение родителей методам управления поведением является рекомендуемым методом лечения дошкольников с СДВГ. С помощью этих программ родители учатся тому, как более эффективно формировать поведение маленьких детей, и дети обычно демонстрируют заметное улучшение своей способности подчиняться указаниям и сдерживать свою импульсивность.
Почему обучение родителей, а не терапия непосредственно ребенку? Доктор Адесман объясняет, что детей часто направляют на игровую терапию, но это не очень полезное вмешательство при СДВГ. «В худшем случае это похоже на дорогое свидание. В лучшем случае это вмешательство с благими намерениями, для которого нет никаких доказательств». Семьи должны заниматься обучением родителей методам управления поведением.
«Интуитивно можно подумать, что если у ребенка есть проблема, терапия должна быть сосредоточена на ребенке. Реальность такова, что, хотя проблемы возникают у ребенка, мы хотим изменить окружающую среду, чтобы настроить ребенка на успех. И это обычно включает в себя работу с родителями и учителями», — объясняет он. «Если у ребенка аллергия — проблема в ребенке, а решение — в работе с окружением. Вы можете избавиться от ковра или штор или найти новый дом для кошки. Мы можем сделать что-то с окружающей средой, чтобы помочь детям вести себя лучше».
Эти программы учат родителей тому, как использовать похвалу или положительное подкрепление для поощрения желаемого поведения. А родителей учат приводить к последовательным последствиям, когда дети не подчиняются. В результате дети учатся модулировать свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям, и семейный конфликт может быть уменьшен, иногда резко.
Программы, доказавшие свою эффективность, включают:
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT)
- Тренинг для родителей (PMT)
- Программа позитивного воспитания (Triple P)
- Невероятные годы
Д-р Штейн отмечает, что дошкольные годы являются «сладким периодом» для обучения родителей, когда данные показывают, что оно может иметь наибольший эффект. «Я всегда говорю родителям, знаете, сейчас идеальное время. Вы же не хотите иметь дело с непослушным 15- или 16-летним подростком».
Доктор Штейн также рекомендует родителям детей дошкольного возраста с СДВГ обучать их в структурированных школьных условиях. Когда у детей проблемы с поведением, родители часто забирают их из дошкольного учреждения, но им действительно нужно больше в .
Если дети не могут вести себя достаточно хорошо для обычного дошкольного учреждения, существуют специальные дошкольные учреждения для детей с поведенческими проблемами. «Идея состоит в том, чтобы не убегать от структуры, а получать более интенсивные услуги. Родителям нужна передышка, а детям нужно научиться социализироваться».
Доктор Адесман добавляет, что особенно важно, чтобы эти дети имели некоторый опыт удовлетворения ожиданий в структурированной обстановке, прежде чем они пойдут в детский сад.
Когда следует принимать лекарства?Как правило, стимулирующие препараты следует рассматривать только для дошкольников, которым не помогла поведенческая терапия или чье поведение настолько серьезно, что опасно или серьезно влияет на их жизнь и жизнь их семей.
Одна из причин попробовать сначала поведенческую терапию заключается в том, что, хотя стимуляторы очень эффективны для большинства детей школьного возраста — уровень ответа составляет более 70 процентов — доктор Адесман отмечает, что у дошкольников уровень ответа падает до 50 процентов.
Д-р Адесман предлагает этот список, основанный на рекомендациях AAP, ситуаций, в которых лекарство может быть подходящим выбором:
- Поведенческая терапия не увенчалась успехом
- Значительный риск травмы ребенка
- Значительный риск травмы другим детям или опекунам
- Исключение из дошкольного учреждения или детского сада
- Угроза изгнания из дошкольного учреждения или детского сада
- Сильный семейный анамнез СДВГ
- Возможное поражение центральной нервной системы, такое как недоношенность, внутриутробное воздействие алкоголя или кокаина или отравление свинцом
- Симптомы СДВГ мешают другой необходимой терапии, такой как речевая/языковая, OT, PT
- Родитель или опекун на грани «психического срыва» из-за поведения ребенка
- Брак на грани развода или раздельного проживания из-за поведение ребенка
Назначение препаратов дошкольникам может привести к путанице, поскольку существует несоответствие между тем, что одобрено FDA, и тем, что рекомендовано AAP.
Из двух типов стимулирующих препаратов — на основе метилфенидата и на основе амфетамина — FDA одобрило только препараты короткого действия на основе амфетамина (декседрин и аддералл) для детей 3–5 лет. С другой стороны, AAP, основываясь на результатах Дошкольного исследования лечения СДВГ (PATS), в котором использовался мептилфенидат, рекомендует лекарства на основе метилфенидата для детей 4-5 лет.
Разумным подходом, добавляет доктор Адесман, было бы сначала использовать метилфенедат, а если он не работает, попробовать препараты на основе амфетамина.
С чем все согласны, так это с тем, что если лекарство используется, то оно должно быть в крайне низкой дозе. И хорошая новость заключается в том, что существуют новые лекарственные формы для дошкольников, которые не только не требуют проглатывания таблетки, но и могут доставлять очень малые дозы — «жидкости, которые можно титровать, или пластырь, который можно разрезать пополам, » он объяснил.
Обучение поведению дошкольниковНо д-р Адесман подчеркивает, что медикаментозное лечение следует рассматривать только в том случае, если обучение родителей недостаточно эффективно или если ситуация экстремальная.
«У детей нет СДВГ, потому что их родители неэффективны. Но они определенно могут быть частью решения», — сказал он.
И одна из лучших вещей в обучении родителей заключается в том, что оно помогает детям независимо от того, есть ли у них диагноз СДВГ или нет, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы попробовать его, если у детей есть проблемы с поведением. «Если есть поведенческие проблемы, с диагнозом СДВГ или без него, родители должны пройти обучение», — сказал он. «Это поможет ребенку, поможет родителям, а также поможет другим детям в семье».
Дошкольники и СДВГ — CHADD
Загрузить информационный бюллетень
Иногда дошкольники могут испытывать трудности с концентрацией внимания, выполнением указаний, ожиданием или выполнением своей очереди. Такое поведение может быть обычным и соответствовать возрасту или указывать на необходимость оценки синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Как родитель, вы можете задаться вопросом, есть ли у вашего дошкольника СДВГ или он просто буйный и ведет себя типично для своего возраста. Этот информационный бюллетень расскажет вам больше о СДВГ у дошкольников и о том, что делать, если вы беспокоитесь о своем ребенке.
Могут ли дошкольники иметь или иметь диагноз СДВГ
Да. Детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ. Согласно Национальному исследованию здоровья детей 2010–2011 годов, приблизительно 194 000 дошкольников (в возрасте 2–5 лет) имели текущий диагноз СДВГ. Некоторые дети перерастают симптомы, а другие нет. Исследования показывают, что 3-летние дети с симптомами СДВГ гораздо чаще соответствуют диагностическим критериям СДВГ к 13 годам.
Как узнать, есть ли у моего дошкольника СДВГ
Дошкольники с СДВГ с большей вероятностью будут исключены из школы или детского сада из-за их деструктивного поведения. У этих детей больше проблем с усвоением концепций в школе, и многие из них попадают в специальные учебные заведения в очень раннем возрасте по сравнению с детьми без СДВГ.
Как родитель, вы захотите узнать, в какой степени поведение вашего ребенка соответствует ряду моделей поведения, типичных для детей того же возраста. Спросите себя: «По сравнению с другими дошкольниками того же возраста, куда падает поведение моего ребенка». Разговор с учителями вашего дошкольника и/или воспитателями может помочь вам узнать, какое поведение является обычным для маленьких детей и не связано с расстройством, а что вызывает более серьезную озабоченность.
Что включает в себя обследование моего дошкольника на СДВГ
Чтобы поставить диагноз СДВГ, у ребенка должно быть определенное количество симптомов в течение как минимум 6 месяцев, которые проявляются более чем в одной сфере жизни. Например, если поведение вашего ребенка дома может выглядеть как СДВГ, но у него нет такого поведения вне дома, может быть другое объяснение. Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника СДВГ, вам следует поговорить со специалистом, обученным диагностике и лечению СДВГ, например, педиатром вашего ребенка, детским психиатром, психологом, клиническим социальным работником или другим квалифицированным специалистом по психическому здоровью. Также важно проверить вашего ребенка на наличие других заболеваний, таких как проблемы со зрением, слухом или сном, потому что иногда симптомы похожи на СДВГ.
Оценка дошкольников должна быть тщательной и соответствовать рекомендациям, изложенным Американской академией педиатрии (AAP) и Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP). В этих рекомендациях рекомендуется провести с вами подробный опрос, чтобы определить, как долго продолжаются симптомы, насколько они серьезны, как часто они возникают и в каких условиях. Вам и учителям вашего ребенка или воспитателям будет предложено заполнить анкеты с оценочными шкалами для оценки поведения вашего ребенка. Специалист по СДВГ проведет подробный обзор школьных и медицинских карт вашего дошкольника, поговорит с вашим ребенком и понаблюдает за ним напрямую, а также проверит наличие других заболеваний, которые могут быть у вашего ребенка наряду с СДВГ. Специалист может также предложить другие психологические тесты, чтобы помочь понять сильные и слабые стороны вашего дошкольника в навыках обучения и мышления, а также выявить трудности в обучении.
Каковы симптомы СДВГ у детей
Диагноз СДВГ ставится на основании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM 5). В руководстве перечислены три проявления СДВГ — невнимательный, гиперактивно-импульсивный и комбинированный, а также симптомы для каждого из них.
Невнимательный
- Не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности
- С трудом удерживает внимание
- Не слушает
- Пытается выполнить инструкции
- Проблемы с организацией
- Избегает или не любит задачи, требующие много размышлений
- Теряет вещи
- Легко отвлекается
- Забывчив в повседневной деятельности
Гиперактивный Импульсивный
- Непоседа руками или ногами или извивается на стуле
- С трудом удерживается на месте
- Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
- Трудно заниматься тихой деятельностью
- Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто ими управляет мотор
- Чрезмерно болтает
- Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
- Сложность ожидания или очереди
- Прерывает или вторгается в других
Комбинированный, невнимательный и гиперактивно-импульсивный
- Имеет симптомы из обоих вышеперечисленных списков
Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому с возрастом дети могут иметь разные проявления.
Каковы причины СДВГ
Исследования еще не определили точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:
- мать курит сигареты или употребляет алкоголь во время беременности
- воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
- преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
- черепно-мозговая травма
Ученые продолжают изучать точную взаимосвязь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.
Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут усугубить симптомы СДВГ у некоторых детей:
- слишком много смотреть телевизор
- есть сахар
- семейный стресс (бедность, семейная травма)
Почему важно лечить СДВГ у моего дошкольника в раннем возрасте
У дошкольников с СДВГ чаще возникают трудности в детском саду или школе, включая проблемы в отношениях со сверстниками, учебе и повышенный риск травм. Ранняя диагностика важна, чтобы ваш ребенок мог получить необходимую помощь, чтобы свести к минимуму эти проблемы.
Даже для дошкольника, у которого могут быть некоторые симптомы, но нет СДВГ, в эти ранние годы происходит значительное развитие мозга. Это оптимальное время для того, чтобы дети научились позитивному поведению, а вы — для того, чтобы узнать, как эффективно помочь вашему ребенку учиться. Лучше решать проблемное поведение раньше, чем позже.
Как следует лечить СДВГ у дошкольников
Когда речь идет о лечении детей дошкольного и детсадовского возраста, AAP требует в первую очередь поведенческих методов лечения и только при необходимости медикаментозного лечения. Поведенческая терапия от детских и подростковых терапевтов, специализирующихся на СДВГ, предоставит как родителям, так и детям методы обучения и закрепления позитивного поведения и навыков. Это поможет дошкольнику с СДВГ успешно функционировать дома и в школе.
Когда лекарства прописаны, AAP рекомендует детям в возрасте 4-5 лет начинать пробное лечение метилфенидатом, начиная с низкой дозы. Поскольку дети по-разному реагируют на лекарства, то, что может помочь одному ребенку, может не помочь другому. Медицинский работник может отрегулировать дозу, чтобы определить, помогает ли она, требуется ли другое лекарство или присутствуют ли какие-либо побочные эффекты. Лечение СДВГ является сложным, и важно постоянно наблюдать за детьми, чтобы убедиться, что лечение работает. Это включает в себя периодическое повторение оценок по оценочной шкале, чтобы убедиться, что лекарства и поведенческая терапия дают желаемый эффект. Кроме того, Рабочая группа дошкольной фармакологии AACAP рекомендует, чтобы дошкольники, принимающие лекарства от СДВГ, прекратили прием лекарств (под руководством лечащего врача) через 6 месяцев, чтобы переоценить симптомы и решить, следует ли продолжать прием лекарств.
Что такое поведенческое обучение родителей и чем оно может помочь мне и моему ребенку
Дети с СДВГ могут не обладать навыками и поведением, позволяющими привлечь к ним положительное внимание. Часто они склонны плохо себя вести и попадают в ситуации, когда их наказывают чаще, чем других детей. Это может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к усилению проблемного поведения. Родители и опекуны (воспитатели детских садов, воспитатели дошкольных учреждений и другие лица, осуществляющие уход) могут научиться управлять поведением дошкольников с СДВГ, узнав о расстройстве и пройдя обучение родителей использованию поведенческих методов.
Программы обучения родителей, проводимые обученными терапевтами, могут дать воспитателям инструменты и стратегии помощи детям с СДВГ. Обзор, проведенный Агентством исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ) в 2010 году, показал, что эффективные программы:
- помогают родителям развивать позитивные отношения со своим ребенком
- рассказать им о том, как развиваются дети
- помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины
Программы поведенческого обучения родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:
- Triple P (Программа позитивного воспитания)
- Программа «Невероятные годы для родителей»
- Терапия взаимодействия родителей и детей
Другие программы, ориентированные на те же элементы, также могут быть полезны.