Разное

Функции морали кратко – 1. Мораль, ее функции и структура.

1. Мораль, ее функции и структура.

ДЕ1. Мораль и этика: основные понятия.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Функции морали:

  • Познавательная - учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей.

  • Воспитательная -участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом.

  • Ценностно-ориентирующая - мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос.

  • Регулятивная -  направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.

В структуру морали входят:

  • Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

  • Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

  • Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

2. Мораль и право.

Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах). Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству. Право и мораль служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация и исполнение правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они по крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм.

studfiles.net

Основные функции морали.

Для понимания сущности морали далеко не последнюю роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В про­цессе развития морали установился ряд функций. Выделим, на наш взгляд, основные:

Гносеологическая (познавательная) функция морали находит свое проявление в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, проявляемые в их непосредственном общении. Это отражение воплощается в моральных чувствах, нормах, принципах, взглядах, оценках. Индивид, оценивая поступки свои и других, получает неизбежно известное представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей.

Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов представляет собой совокупность ценностей, которые служат ориентиром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для него средствами ориентации.

Регулятивная функция морали состоит в том, что мораль регулирует и направляет в определенное русло отношения между людьми. Непосредственным внутренним регулятором поведения являются чувства (чувство долга, совести и т.д.), внешним - нормы.

Мораль вы­ступает регулятором общественных отношений, субъектами кото­рых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуля­ция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом.

Воспитательная функция морали состоит в том, что мораль концентрирует в себе нравственный опыт человечества и передает его содержание другим поколениям.

Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравствен­ное воспитание всегда считалось основой всякого воспитания. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеаль­ными нормами. В процессе нравственного воспитания меняется соотношение сущего и должного в пользу последнего.

Оценочная функция.Такая функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. Оценочная функция морали состоит в следующем:

- оценка производится через базовые понятия морального соз­нания: добро и зло, справедливость, долг, совесть; в моральном сознании сущее сопоставляется с должным; моральные оценки носят универсальный характер, распростра­няясь на все действия человека;

- моральная оценка опирается на моральные убеждения индиви­да и авторитет общественного мнения.

Мировоззренческая функция.Моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, ибо мораль не может быть сведена к простым нормам. Мораль должна обосновать, оправдать эти нормы, указать, во имя чего они должны выполняться, неми­нуемо выводя индивида на постановку смысложизненных вопро­сов. Решение же этих вопросов невозможно без какого-то пред­ставления о мире в целом.

Для того чтобы составить представление о мире, недоста­точно одних лишь выводов науки, так как научная картина мира и мировоззрение - это совсем не одно и то же. Мировоззрение, кро­ме знания, включает в себя сложную гамму чувств. Мировоззрение в моральном сознании формируется через призму специфических понятий (добро, зло). Решение вопроса о смысле жизни и счастье, понимании добра и зла во многом зависит от характера представ­лений о мире.

Прогностическая функция. Мораль устремлена в будущее, старается ухватить контуры будущих общественных отношений, прообразы человека будущего. В моральных правилах отражается желаемое бытие. В определенном смысле мораль есть отрыв от сущего – «забегание вперед». Своим содержанием мораль дает представления о том, какой действительность должна быть, чтобы удовлетворять каким-то требованиям. То есть мораль это требование лучшего.

Идеологическая функция. Мораль является важной основой общественной жизни, ее реальным смыслом. Она охватывает все виды человеческого бытия, выступая своеобразным вектором сознательной жизни.

Наконец, мораль охотно используется политиками. Способность морали усиливать или ослаблять политические позиции является очень важной составной частью идеологической функции морали.

6. Нравственная деятельность. Ее характеристика.

Нравственная деятельность людей - это основа морали. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиции разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает в себя: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком или оценка со стороны окружающих.

Мотив – нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же во имя чего совершается данное дело (во имя справедливости или содержится злой умысел).

Цель - это то, что человек предполагает, планирует сделать. Для достижения цели используются определенные средства, которые по своему содержанию могут быть нравственными или безнравственными.

Например, в деятельности сотрудников органов внутренних дел при проведении допроса, преследующего положительную цель - раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравственные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.

Деятельность имеет определенный результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение (соответственно нрав­ственное или безнравственное).

Оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора соответствующих целей и средств. Если один из этих элементов приобретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.

В любой человеческой деятельности между ее участниками складываются специфические отношения, которые являются вторым элементом морали.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

1.3. Основные функции и принципы морали.

В этом параграфе будет рассмотрен, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, теперь следует изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря,

функции морали.

1. Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом. и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер.

Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обьтчаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осушествляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции — каждая по-своему — в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция. Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом <морально — аморально» или «иравственно — безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные возэрения, личностные качества и т.д.

З. Ориентирующая функция. Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвешивать порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом>, позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственньгми, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познаваягельная (информационная) функция — направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об обшественных нравственных пенностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

б. Воспитательная функция. Любая система воспитания — это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, правы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммункативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствуюшего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение <чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция. Назначение данной функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы, идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировозэренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных пенностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные возэрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической с той лишь разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: любовь к Родине, верность присяге и избранной профессии, служебному долгу, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и служебного достоинства, справедливость, законность, неподкупность и взаимовыручка.

Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Принцип коллективизма. Это один из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества. Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов опосредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно.Констатируя это обстоятельство, шотландский экономист и философ ХУII1 в. А. Смит разработал теорию «разумного эгоизма», где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно, и поэтому в этике были угверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала.

Применительно к социально-политическим реалиям современности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ социалистическому обществу, а принцип индивидуализма — обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а, следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих. Английская поговорка гласит: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов правоохраны и правопорядка.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов.

1. Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов. 2. Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» — не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего обшего с круговой порукой, покрывательством недобросовестньтх работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм. Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Принцип гуманизма. Этот нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм — требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно- правовых отношений между сотрудникам и правоохранительных органов и гражданами.

Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осужлается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего обшества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений.Используя различные средства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обшеству, людям и самому нарушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и противоправные поступки. Если меры убеждения оказываются недостаточными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное большинство граждан оказываются социально защищенными, а с другой — этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

Единство принципов справедливости и законности. Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость — не только принцип морали. Он охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов, т.е. их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности, и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман как один из ее видов).

Справедливость регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни7. Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, — одно из важнейших проявлений принципа справедливости.

В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем:

• санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон;

• санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме;

• между санкциями, устанавливаюшими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго;

• суды должны иметь возможность назначать индивидуальное наказание с учетом конкретных обстоятельств;

• за одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Все вышеуказанные принципы для сотрудников правоохранительных органов являются их профессиональным требованием, их правовой нормой. На практике эти принципы конкретизируются, приобретая в каждом коллективе применительно к особенностям службы тех или иных подразделений специфический характер, имеющий для членов служебного коллектива императивное значение.

studfiles.net

Вопрос № 2. Мораль как способ регулирования сознания и поведения людей. Основные функции морали.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Термин «мораль» латинского происхождения (moralis – нравственный; mores – «нравы»). Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. М..Т. Цицерон предложил оперировать словом moralis, что означало «нравственный». В его понимании область знаний о морали представлялась «философией морали», некой практической части философии.

Слова «этика» и «мораль» весьма близки по смыслу. Обычно даже используют словосочетание «морально-этический». Однако, термин «этика» изначально использовался для обозначения совокупности знаний, как наука о морали. По этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову «нравственность». В социальной практике, как правило, понятия мораль и нравственность отождествляются. Несмотря на некоторую общность, эти термины различаются по содержанию и смысловой нагрузке.

Во-первых, нравственность, прежде всего, есть отражение внешнего мира.

Во-вторых, нравственность сопряжена с реальной практикой и соотносится с действующими нормами и правилами поведения.

В-третьих, нравственность в большей степени отражает общепринятые ценности.

В литературе принято под моралью понимать специфическую форму общественного сознания и способ регуляции отношений.


Мораль– система идеальных представлений о принципах и нормах должного или желаемого поведения.

Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними, совокупность норм и правил, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Иными словами мораль – это должное. Нравственность – это сущее.

Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нормы нравственности осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций. Возможность приложения моральных оценок к различным социальным явлениям придает этике философский характер. Подобный подход характерен для марксистской этики.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Основные функции морали:

1.Регулятивная функция. Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм: норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов. Регулятивная функция является базовой: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная функция. Предметом оценки под углом «морально-аморально» или «нравственно-безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.

3. Ориентирующая функция. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выбрать систему моральных приоритетов, позволяющим нам выбрать наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция. Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивация могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными.

5. Познавательная (информационная) функция направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов, являющимися источником информации об общественных нравственных ценностях и о системе таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6. Воспитательная функция. Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания. Воспитание приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности.

7. Коммуникативная функция. На основе этой функции возможно нормальное служебное и всякое другое общение, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка.

8. Идеологическая функция. Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество.

9. Мировоззренческая функция. В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей.

Жизнь человека в обществе связана с определенной деятельностью, с выполнением разного рода обязанностей, соблюдением различных социальных норм, в системе которых важнейшую роль регулятора общественных отношений играют правовые и моральные нормы. Право, по сравнению с моралью, является более жесткой формой регулирования общественных отношений. Любое неисполнение правовых норм влечет наступление юридической ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной и т.д.). Например, «Правила пользования городским транспортом» закрепляют обязанность пассажира оплачивать свой проезд. При несоблюдении этого правила нарушитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа.

Нормы морали (сострадание, верность слову, помощь слабым и др.), в отличие от правовых норм, являются желательными к исполнению. Их невыполнение влечет наступление моральной ответственности. И вновь обратимся к «Правилам пользования городским транспортом», в которых говорится, что первые места в салоне предназначены для престарелых пассажиров, инвалидов и пассажиров с детьми. Если пассажир, занимающий одно из этих мест, не соблюдает данное правило и не уступает место, то возможно наступление лишь моральной ответственности в форме осуждения общественным мнением.

Моральные нормы не устанавливаются философами, а вырабатываются в процессе совместной деятельности. Человек не рождается с готовыми моральными понятиями, его нравственность формируется окружающей средой, условиями жизни и воспитательным воздействием на личность. Моральные нормы – это разновидность социальных норм, которые регулируют взаимоотношения людей, возникающие в процессе их совместной деятельности. Юристы в качестве элементов социальной нормы выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе очерчивается круг лиц, к которым обращена данная норма, и определяются иные ограничения сферы ее действия и условий применения. Диспозиция раскрывает основное содержание нормы. Санкция выражает способ обеспечения исполнения нормы, показывает, какой мере общественного воздействия подвергнется ее нарушитель.

Если нормы адресованы от общества к личности и предписывают желательные для общества образцы поведения личности, то ценности ориентированы противоположным образом и определяют, каким должно быть совершенное общество, чтобы быть полноценной социальной средой обитания для данной личности. Очевидно, что ценности имеют субъективную природу, в то время как нормы наполнены объективным содержанием. Имея противоположную направленность, моральные нормы и ценности в то же время тесно связаны важнейшим законом этики – «золотым правилом нравственности». Формулируется оно достаточно просто: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Сходные установки можно увидеть в народной традиции: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»; в Священном Писании: «И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12).

Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые имеют для него ценностный смысл, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место Другого, т.е. того, кто будет испытывать действие данной нормы, а Другого поставить на свое собственное место. И если при таком обмене диспозициями норма принимается, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы.

В результате совокупного воздействия на сознание и поведение человека золотого правила нравственности – изнутри, и общественного мнения – извне, реализуются функции морали, главной из которых является, безусловно, регулятивная, направленная на приведение реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Остальные функции (например, мотивационная, познавательная, воспитательная, идеологическая и др.), каждая со своей стороны, «обслуживают» регулятивную, способствуют ее выполнению. Ведь главное, чтобы реальные поступки людей не противоречили интересам окружающих, общества. А для этого и проводится нравственное воспитание, воздействие на мотивацию людей, моральная консолидация социально неоднородного общества и т.д. По выражению современного ученого Ф.Фукуямы, мораль – социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Понимать это надо так, что благодаря морали люди расходуют меньше энергии, чтобы враждовать друг с другом, и больше – чтобы помогать друг другу выжить.

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий. В целом морали присуща свобода выбора. Человек волен следовать или не следовать ее предписаниям, но от действий сотрудников зависит здоровье, жизнь и судьба людей. Поэтому для них этические нормы приобретают строго обязательный характер, не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются правовыми санкциями. Они становятся должными в смысле того, что следование им безальтернативно, безусловно. От греческого слова «деон» – «долг» – произошел термин «деонтология» – учение о долге. Полицейская этика – это этика долга, должного поведения.

Центральными понятиями морального сознания и важнейшими категориями этики являются добро и зло.

Добро - понятие этики, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению.

Зло - понятие нравственности, противостоящее добру. Оно означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. На борьбу со многими формами проявления зла: преступностью, воровством, нарушением законности и правопорядка, пьянством, наркоманией и т. п. и направлена деятельность сотрудников ОВД. Именно на них, в первую очередь, возложена борьба с указанными явлениями. Дело в том, что объективный индикатор истинности добра – обобщенные моральные представления людей, выраженные в общественном мнении. Они лежат в основе юридических норм и охраняются юридическими санкциями. Тем самым мораль переходит в право.

Работники органов внутренних дел, борясь с преступностью, способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.

Любой поступок, совершенный человеком, так или иначе, затрагивает других людей. За каждым поступком следует реакция на него, за каждым деянием – воздаяние. Зло не должно оставаться безнаказанным, добро – невознагражденным. Поэтому добро и зло тесно связаны со справедливостью как равным воздаянием за равные деяния. Государство не может допустить, чтобы воздаяние за зло велось на индивидуальном уровне, иначе общество погрузится в анархию насилия. Для этого и созданы правоохранительные органы, призванные выявлять, предупреждать и пресекать факты причинения зла, воздавать за это причинение. Поэтому справедливостьдля сотрудников органов внутренних дел является целью и смыслом их деятельности.

Если мы говорим, что профессиональная этика сотрудников ОВД имеет деонтологический характер, то центральное место в ней занимает категория долга,который следует понимать как практическое самопринуждение к поступку исключительно из-за уважения к нравственному закону, пусть даже вопреки естественным человеческим потребностям. Животные действуют не сообразно долгу, а в силу инстинктов, поэтому лишь осознавая и исполняя свой долг, мы обретаем человеческую сущность. И то место, которое мы занимаем в семье, в служебном коллективе, в обществе в целом, прямо пропорционально объему возложенного на нас долга. Профессиональный же долг сотрудника ОВД представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования в данном случае совпадают с государственной волей.

Моральные последствия исполнения или неисполнения долга образуют моральную ответственность. Она может быть внутренней, выступая как способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя же ответственность представляет собой общественные санкции на действия личности. Причем если в правовом государстве для гражданских лиц моральная и юридическая ответственность четко разведены, то для сотрудников правоохранительных органов эти виды ответственности часто смыкаются – за нарушение этических норм служебного поведения может последовать не только моральная, но и дисциплинарная и другие виды правовой ответственности. С другой стороны, в кадровой политике ОВД действует непреложный принцип: сотрудник только в том случае назначается на более высокую должность, если он в состоянии понимать и принимать на себя более высокую ответственность.

Основным механизмом внутренней ответственности является совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие или соответствие должному. Это ответственность человека перед собой как носителя универсальных (разделяемых большинством людей) ценностей. Совесть проявляется разнообразно: от положительных форм – гордости или внутреннего удовлетворения, до отрицательных – угрызений совести. Часто она выступает в виде сомнения: «правильно ли я поступил?» или «следует ли мне так поступать?» Что же касается так называемой «чистой» или «спокойной» совести, то, к сожалению, чаще всего это признак выработанного за долгие годы умения «договариваться» с совестью или просто игнорировать ее суждения. У сотрудника может быть кратковременное ощущение исполненного долга, но по-настоящему моральный облик человека проявляется в способности выявлять и переживать свои недостатки, недоработки – в этом залог его дальнейшего развития.

«Служим России - служим Закону!» − девиз органов внутренних дел России. Это не просто красивый афоризм. Профессиональная честь– это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов факта неукоснительного выполнения своего профессионального долга. Обрести звание «человек чести» непросто, а чтобы потерять его, достаточно совершить всего лишь один недостойный поступок. Честь сотрудника неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелегкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы его товарищей по службе. Честь коллектива – это и его честь. Понятие «честь» часто соседствует с понятием «достоинство». Но это далеко не одно и то же. У обладателя чести всегда имеется и личное достоинство, но обратное далеко не всегда верно. Если в категории чести преобладает объективное содержание, то в категории достоинства, наоборот, – субъективное. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего забота самой личности. Но если попранное достоинство можно попытаться восстановить в судебном порядке, то утраченную честь никаким судебным решением уже не вернешь. В то же время защита достоинства человека и гражданина – важнейшая цель государства и его правоохранительных органов.

«Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, – писал русский правовед П.И. Новгородцев, − выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением». Все правовые нормы обязательно должны иметь моральную основу. Но далеко не всем моральным нормам есть смысл придавать правовой характер. Право надо рассматривать как минимум нравственных требований к человеку, ниже которого он начинает представлять опасность для окружающих.

Право в жизни общества действовало не всегда. В догосударственную эпоху истории человечества безопасность личности, защита от насильственных посягательств были заботой самой личности или ее ближайших сородичей. Люди имели право и обязанность отвечать насилием на насилие. Затем это право изымается у населения и передается государству. Современные цивилизованные государства берут на себя обязательство ограждать своих граждан от посягательств на их имущество, здоровье и жизнь. Так, в ст. 22 Конституции России установлено, что «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность», но одновременно, согласно ст. 17, «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Для реализации этих положений государство создает органы внутренних дел, наделенные исключительными полномочиями применения мер правового принуждения.

Формально такие меры могут не вписываться в принятую большинством общества систему моральных предписаний. Высказывается даже точка зрения, что правовое принуждение – это то же насилие, только исходящее от государства. Более того, не будучи направленными на противодействие непосредственной угрозе имуществу, здоровью и жизни граждан, подобные меры вызывают психологическое неприятие заметной части гражданских лиц. Остается также опасность, что монопольный характер правового принуждения может повлечь деформацию морального сознания у самих сотрудников ОВД.

Поэтому для правильного разрешения морально-правовых коллизий, неизбежно возникающих в ходе несения службы в ОВД, необходимо исходить из следующих положений.

1. Правовое принуждение есть то меньшее зло, которое призвано уберечь отдельного человека и общество в целом от зла гораздо большего.

2 Правовые запреты, реализуемые сотрудником полиции, исходят не от него лично, а от государства, а значит, выражают согласованную волю большинства граждан.

3 Правовое принуждение происходит с заведомого согласия тех, на кого оно направлено, поэтому имеет легитимный характер, а значит, не может считаться насилием

Нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях. Но именно поэтому общество, государство предъявляют повышенные требования к нравственному облику сотрудников, а за соблюдением деонтологических требований ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и средств массовой информации.

Вывод: Соблюдение нравственных требований является ярким проявлением необходимых морально-психологических качеств личности сотрудника полиции. Осознающий свою профессиональную честь, своё достоинство стража правопорядка, сотрудник органов внутренних дел всегда будет верен гражданскому и служебному долгу.

Вопрос № 3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих - как свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения сотрудников ОВД.

 

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу, обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

 


megapredmet.ru

4. Функции морали

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато можно определить, для чего она существует, какие выполняет функции:

1. Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собствен­ной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Существо­вание морали свидетельствует, что каждый из нас достоин лучшей жизни. В моральном поведении мы можем преодолеть свою несовершенную человече­скую природу: добрым может быть и калека. Любую «природу» мораль очело­вечивает. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то моральное созна­ние и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания.

Итак, первая задача морали - сделать мир подобающим человеку, а челове­ка - достойным своего имени. В процессе жизни мы постоянно играем социальные роли, в каждой ситуации мы проявляем лишь часть своего «я», выпол­няя соответствующие функции. В морали же мы предстаем вне частностей -как «люди вообще». Мораль возвращает человеку его целостность, полнокров-ность существования, в этом ее благородная гуманистическая роль.

2. Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение как отдельного лица, так и общества (особенности этой регуляции описаны в первом и втором вопросе этой лекции). Суть ее — в саморегуляции личности, социальной среды в целом.

3. Ценностно-ориентирующая функция. Как уже было показано, мо­ральная регуляция состоит в том, что личность самостоятельно ориентируется по нравственным ценностям - как путник по звездам. Мораль содержит жиз­ненно важные для человека ориентиры - это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. И хотя они не имеют непосредственного практического значения, они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.

4. Познавательная функция. Моральное сознание видит мир через призму добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное ис­следование мира как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспекти­вы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

5. Воспитательная функция. Нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться иде­альными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способ­ности к самоопределению человек может не только выбирать соответствую­щую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенство­ваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно вос­питанной личности, проистекают из фундаментальной ее способности посту­пать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регу­лирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функциониро­вания проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.

Структурно-функциональный анализ морали способствует пониманию всей сложности ее устройства, которое не позволяет трактовать нравственную жизнь как простую самоочевидность.

studfiles.net

Мораль понятие функции структура

Мораль

Вопросы к изучению:

1.Мораль, понятие, ее функции, структура, моральный выбор.

2. Происхождение морали

3. Кризис морального сознания

1.Мораль, понятие, ее функции. Человек — это существо, умеющее себя ограничивать. Мы живем в мире сплошных ограничений: этого делать нельзя, тот поступок является некрасивым или злым для животного все можно. Человек и человеческое общество возникли тогда, когда человек научился себя ограничивать. Первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками — между родителями и детьми, между братьями и сестрами, вообще между ближними родственниками. Люди заметили, что подобные браки ведут к кровосмешению и вырождению. У животных таких ограничений нет. Потом появились законы, запрещающие убийство, воровство, насилие. Это не означает, что в обществе больше нет подобных явлений — сколько угодно убийств, насилия, унижения человеческого достоинства, воровства, предательства. Но людьми все эти вещи осуждаются, и любой самый последний негодяй знает, что он поступает плохо, и боится этого осуждения. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали.
Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно сказать — хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой, помогать друг другу, чтить своих предков и т. д. и т. п.

Мораль - это совокупность нравственных требований (норм, принципов), определяющих характер отношений между правил людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями добра и зла, справедливом и несправедливом.

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества ( гуманизм, коллективизм, альтруизм и т.д.).

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале.

Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Моральные нормы – это нравственные требования, которые регулируют поведение человека в конкретном случае («будь вежлив со старшими», «помогай старшим» и т.д.).

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения".

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деяте льность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравстве

mirznanii.com

3. Функции морали

Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению понятиями: честь - бесчестие, порядочность - низость, подлость и т.д.; при этом выражает свою моральную оценку.

Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается как добро, то к нему надо стремиться, если как зло - то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-общественное значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения.

Мораль регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть рабом общественных отношений.

Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание - умственное, физическое, эстетическое - и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.

Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *