Разное

Этикет право мораль – Соотношение понятий «мораль», «этика», «этикет»

Содержание

Мораль и право

Общеизвестно, что жизнь человека в обществе связана с определенной деятельностью, с выполнением разного рода обязанностей, соблюдением различных социальных норм, в системе которых важнейшую роль регулятора общественных отношений играют пра­вовые и моральные нормы.

Нормы права устанавливают общепринятые правила поведения в различных сферах общественной жизни и являются обязательными для исполнения под страхом наказания. Право, по сравнению с моралью, является более жесткой формой регулирования общественных отношений. Оно предполагает насилие, физическое принуждение и является необходимым атрибутом всякой государственности. Любое неисполнение правовых норм влечет наступление юридической ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной и т.п.).

Нормы морали (сострадание, верность слову, помощь слабым, нуждающимся и др.) в отличие от правовых норм, являются желательными к исполнению. Их невыполнение влечет наступление моральной ответственности.

Чем выше нравственный уровень общества, тем меньше надоб­ности в строгих нормах права. И наоборот, когда общество пережи­вает нравственный кризис, то в нем появляется много всевозмож­ных законов и подзаконных правовых актов, с помощью которых государство пытается регулировать практически все отношения. Российское общество сегодня переживает именно такой кризис. Количество законов и подзаконных актов быстро растет, но полу­чается так, что чем больше законов, тем больше беззакония и так называемого «правового беспредела». Очевидное бессилие закона объясняется всеобщей безответственностью и распущенностью, то есть безнравственностью общества. Закон исполняется там, где вла­ствуют люди, кровно заинтересованные в порядке, справедливости, честности. Таким образом, среди множества кризисов, с которыми закономерно столкнулось современное российское общество, пожа­луй, самый серьезный, имеющий крайне негативные проявления во всех других сферах общественной жизни – кризис моральный, ду­ховный. К сожалению, в нашей реальности утвердился стереотип человека жестокого, равнодушного к страданиям других людей. Соблюдение норм морали и права является неотъемлемой ча­стью жизнедеятельности каждого человека. Но есть такие профес­сии, к которым общество особенно строго предъявляет определен­ные нравственные (профессионально-этические) требования (на­пример, врачи, учителя). К их числу в полной мере относится и профессия юриста.

Профессиональная этика – область этической науки, изучаю­щая систему моральных норм и принципов, действующих в специ­фических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии. Это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в дан­ной профессиональной группе.

Одно из основных отличий морали от других форм обществен­ного сознания заключается в том, что в силу своего аксиологиче­ского (ценностного) характера ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к юристам, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Например, несоблюдение требований Кодекса чести приводят к дисциплинарным наказаниям.

Профессиональная мораль складывается, прежде всего, в таких видах деятельности, объектом которых является человек, так как именно здесь возникают особые нравственные требования, нормы, оценки, регулирующие данные взаимоотношения и их эффективность.

В этической литературе выделяют, как минимум, пять признаков, определяющих конкретные профессиональные сферы, в которых следование этическим нормам особенно важно.

1. Необходимость для представителей профессии проникать во внутренний мир человека, оказывать непосредственное воздействие на него как на личность, принимать непосредственное участие в из­менении его судьбы, что обусловливает существование таких норм профессиональной морали, которые, с одной стороны, содействуют успешному осуществлению профессиональных функций, с другой – обеспечивают охрану интересов личности или группы людей как объекта деятельности.

2. Повышенный по сравнению с другими профессиями удельный вес творчества в профессиональной деятельности, поскольку ни под­линное проникновение в личность, ни оказание эффективного воз­действия на нее, ни участие в изменении судьбы человека невоз­можны без настоящего творчества.

3. Предъявление обществом повышенных, специфических мо­ральных, а часто и правовых требований, оказание большого дове­рия представителям тех профессий, где профессиональная мораль наиболее регламентирована.

4. Решающая роль морального фактора, нравственных качеств личности профессионала для выполнения задач трудовой деятель­ности.

5. Наличие в профессии специфической экстремальности, вы­званной, прежде всего, эмоциогенными, а не физическими факторами ( экстремальные условия связаны с необходимостью работы с людьми, повышенной ответственностью, наличием риска для жизни, что может привести к возникновению стрессовых состояний, а иногда и к профессиональной деформации личности)

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики

Структурные категории (нравственный закон, нравственный принцип, нравственные убеждения, нравственный поступок, нравственные отношения)

Субстанциональные (сущностные)

Формы регуляции поведения и взаимоотношений людей (добро, зло, честь, совесть, справедливость, ответственность)

1. Категории морального сознания (нравственные принципы, нравственные убеждения) определяют нравственное поведение, дела, поступки

2. Категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный контакт, нравственный конфликт).

Они характеризуются моральными оценками. Оценки: дружественные, товарищеские, доверительные, уважительные, лицемерными, злобными, враждебными

3. Категории моральной практики (нравственный поступок, нравственная санкция) — моральный (аморальный поступок), моральные последствия,

Моральный долг, честь, достоинство, героизм (трусость), справедливость (несправедливость), верность (измена), благородство (низость), великодушие (жестокость)

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

Добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то что должно быть и что заслуживает одобрения.– категория этики.

В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: а) добро как моральное качество поступка; б) добро как совокуп­ность положительных принципов и норм морали; в) добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; г) добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выра­жается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т. д.

Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому человеческому позитивному качест­ву, поведению или поступку. Например, в отношении к труду – это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку – это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.

Зло категория этики, противоположная добру. В нем обоб­

щены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и лич­ному благу, все, что направлено против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды правонарушений и преступлений, пьянст­во, наркомания и т.п.

Очень близко к категории добра примыкает категория спра­ведливости. Справедливость – категория морального, правового, а также политического сознания. Предметом нашего рассмотрения является справедливость прежде всего как категория морального сознания. Она реализуется в системе нравственных отношений и повседневной моральной практике людей.

Справедливость – это соответствие человеческих отношений, действий, поступков и т.д. моральным правовым нормам, включающее воздаяние за определенное деяние.

ЭТИКЕТ

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми как в общест­венной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм не­возможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету.

Этикет – это свод норм, правил общения людей между собой, пове­дения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.

Этикет вообще – это совокупность правил поведения, регулирую­щих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общест­венных местах, манеры и одежда).

Этикетом называется составная часть внешней культуры человека и общества. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил

учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатиче­ский этикет, этикет «высшего общества» и т.д.).

Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» – из греческого ethika» от «ethos» – при­вычка, нрав). Одно из значений слова «etiquette» – «надпись». На основе этого развилось более узкое значение – «записка с обозна­чением последовательности протекания церемониальных действий» и да­лее – «церемониал».

Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то одного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: соблюде­ние их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопусти­мое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято есть рыбу с помощью ножа или брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей счи­тать общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необ­ходимость определенных правил взаимоотношений.

Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.

Составляющими этикета являются: хорошие манеры, умение вести се­бя правильно в общественных местах, в различных ситуациях; внешний вид, одежда; культура речи.

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официаль­ных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

1

studfiles.net

Этикет и мораль. Условно-согласительный характер этикета.

Поделись с друзьями

   Слово «этикет» заимствовано из французского языка (ярлык, этикетка, надпись; церемониал.).Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Возможно также рассматривать этикет как свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах (при дворе монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В более узком смысле этикет — это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

   Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора – Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед. Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в отношения деловые и личные; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур.

students-library.com

Медицинский этикет это. Живая этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине.

Медицинский этикет это. Живая этика, этикет, право, обычаи и мораль в медицине.

Путь любой науки сложен, а медицины — особенно. Ведь она, как ни одна другая область знаний, не затрагивает саму жизнь людей. Зачастую медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом новом деле, с одной стороны, люди стали здоровее — увеличилась продолжительность жизни, современный человек по хорошему сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой — лекарства и вакцины «Отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями.

Однако военная медицина и общество не противостоят новый друг новому другу, находясь в сложном взаимодействии. Советская медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать.

Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить русскому обществу, казалось бы, очевидные вещи: вич — инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства — болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания.

Однако и общество медицине свои требования диктует. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах — ведь результат любого большого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило большую задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед большой обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни нового организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под большим давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к широкому внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В высоком результате появились законы «Медицины Доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента.

Основополагающее требование медицинского этикета таково: облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Никто не захочет стать маленьким пациентом человека легкомысленного, неаккуратного, с полным безразличием, а то и с особой неприязнью относящегося к больным. Внешний вид иногда приверженность к вредным привычкам выдает. Русский врач должен быть собранным, сдержанным, доброжелательным и, конечно, здоровым и подтянутым человеком (или как минимум производить такое впечатление).

Согласно медицинскому этикету, облик врача очень важен. На новую работу предпочтительно надевать костюм и галстук, а не майку и джинсы. Русскому врачу не пристало блистать ультрамодными нарядами и дорогими украшениями, поражать коллег и больных необычными прическами. Для медиков обязательны хорошие манеры, вежливость, доброжелательность. Повышать голос, грубить больным и их родственникам недопустимо, даже сталкиваясь с их неадекватной реакцией, русскому врачу следует вести себя твердо, но корректно. Лишь в том случае, если новый пациент и его близкие вызывают явную антипатию у медицинского работника (что случается не так уж редко), негативные чувства не должны проявляться ни в словах, ни в жестах и, естественно, не должны отражаться на серьезном лечении — это уже требование не дипломатического этикета, а деонтологии.

Медицинский этикет также требует корректности в отношениях между всеми членами большого коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает полную чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого разного принципа следует придерживаться, если общение происходит в военном присутствии больного. Панибратство, пренебрежение со стороны начальства и заискивание подчиненных вредят главному авторитету медиков. Крайне неэтичной считается большая ситуация, когда старый врач ставит под сомнение в глазах пациента профессионализм коллеги.

Еще один из важнейших элементов этики — наставничество, главная передача нового опыта и знаний начинающим врачам. У каждого хорошего доктора, ученого, в общем начале пути был свой новый учитель, огромное уважение и признательность которому сохраняется на всю жизнь. В медицине, как в никакой другой профессии, принято оказывать знаки уважения заслуженным врачам, профессорам, академикам. За плечами этих людей главное достояние медика — опыт, которого не заменят никакие способности и образование.

В том случае, если факты доказывают врачебную ошибку (например, неправильно интерпретированы результаты обследования, поставлен неверный диагноз, лечение проведено неправильно), русский врач должен думать прежде всего, как оказать больному помощь, а не обвинять во всем своего предшественника. Однако корпоративная солидарность не означает, что на ошибки нужно закрывать глаза. Прежде всего, необходимо обсудить большую ситуацию с высокой коллегой — очно и наедине.

Критика должна быть обоснованной, корректной и по существу дела, не переходящей на личные качества сослуживца. В сложных случаях, когда нельзя сразу однозначно установить, допущена ли новая ошибка и как действовать дальше, можно совместно обратиться к более опытному коллеге или к консилиуму из нескольких врачей.

Подчеркнуто уважительно врачи относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра — высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый хороший помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Важнейшее требование этики медсестры — уважение к главному врачу — должно соблюдаться неукоснительно. К большому сожалению, медсестры нередко бывают невежливы, неисполнительны (особенно, если указания исходят от молодого врача). воспринимать врачей как работников с более высоким статусом медсестрам мешает и маленькая разница в оплате большого труда врача и медсестры (хотя по подготовке и сложности выполняемой работы эти категории медицинского персонала несравнимы). вместе с тем опытная, квалифицированная медсестра действительно подчас знает о новом течении конкретной болезни гораздо больше начинающего врача, и ей очевидны его промахи. Уже поэтому для врача недопустимы проявления снобизма, желание «Указать Место». Уважительные доброжелательные отношения с медсестрами позволяют молодому специалисту многому научиться и избежать массы ошибок.

Во все времена к врачам с большим почтением относились. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа. Но не только уважение окружает человека в белом халате — непонимание, скепсис, насмешки и даже проклятия сопровождают медиков с древности и до наших дней.

Настороженное отношение к врачам появилось уже с первых шагов медицины. В древние века смеялись над скромными и даже сомнительными возможностями тогдашней медицины на фоне непомерного самомнения врачей. В средние века появилась хорошая пословица: «У Врача три Лица — Лицо Порядочного Человека в Повседневной Жизни, лик Ангела у Постели Больного и Облик Дьявола, Когда он Требует Гонорар».

Даже сегодня, несмотря на потрясающие достижения в борьбе с самыми сложными заболеваниями, русскую медицину упрекают за неспособность справится со Спидом, за возвращение почти забытых недугов — костного туберкулеза, дифтерии и за многое другое. Источник известного большинства упреков — резко возросшие ожидания людей, которые не в новом состоянии оправдать современная практическая медицина. Почему же эта разная профессия вызывает столько страстей, нередко противоположных? Во-первых, она связана с самой новой жизнью человека. А во-вторых, каждый русский врач — добросовестный или не очень — имеет дело с разными пациентами, разными характерами. Одни бывают, благодарны за любое внимание и помощь. Другие даже самые самоотверженные действия медиков воспринимают равнодушно или враждебно. Но именно хороший — человек, который действительно избавляет от страданий, а не редко и спасает жизнь, — вызывает в пациентах искреннее чувство глубокой благодарности.

Врачам нередко приходится принимать решения, связанные с новой жизнью, полной здоровьем, большой достоинством и правами людей. Поэтому живая этика — принципы нравственности и основанные на них правила поведения — занимает в медицине особое место.

За долгую историю медицины многие этические принципы оформились в четко сформулированные правила, нормы поведения врача. Свод этих норм медицинской деонтологией называется. Термин «Деонтология» (происходит о греческого слова «деон» — должный) введен в Xviii в. английским философом бентамом. Этим новым термином он правила профессионального поведения человека обозначил. Медицинская деонтология включает в себя учение о врачебной этике и эстетике, врачебном долге и врачебной тайне и т. п. она изучает принципы поведения медицинского персонала, большую систему его взаимоотношений с больными, их родственниками и между собой. В круг ее задач включается также устранение «Вредных Последствий Неполноценной Медицинской Работы».

За тысячелетия медицинской практики многие нормы деонтологии стали своего рода ритуалами, наподобие правил хорошего тона, глубинный смысл которых человек не всегда понимает, но старается их соблюдать. Эти правила образуют медицинский этикет — свод «Хороших Манер», которым почти не задумываясь, следует каждый уважающий себя русский врач.

Новая этика, деонтология и этикет тесно связаны между собой. Хотя требования светского этикета порой кажутся формальными, можно обнаружить их глубокую этическую основу. Например, не прилично ходить в яркой одежде и с вызывающим ярким макияжем в больнице, среди людей, которым плохо. Правила деонтологии, даже самые древние и освященные новой традицией, могут меняться при возможной формировании новых этических принципов. Так, деонтология советской медицины требовала утаивать от неизлечимо больного истинный диагноз. За этим высокой положением стояло определенное отношение к большому человеку — не как к русскому хозяину своей судьбы, своей жизни и смерти, а как к заведомо слабому духом «Объекту Заботы». Согласно правилам современной деонтологии, русский врач должен тактично, но честно информировать больного о степени тяжести его состояния. Относится к новому человеку, даже тяжелобольному, как к свободному и разумному существу — требование этики.

Сведения о болезни, а также о личной жизни больного, ставшие известны медицинским работникам и являются медицинской тайной и ни в коем новом случае не могут быть переданы посторонним лицам без согласия больного. На этом новом правиле настаивал еще гиппократ, а в современном российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за разглашение врачебной тайны. Действительно, нарушение врачебной тайны может иметь очень серьезные последствия, буквально разрушить жизнь человека. Наиболее острой эта большая проблема стала в связи с особой распространением Спида. Известны десятки случаев, когда утечка информации о том, что человек является носителем нового вируса иммунодефицита, приводила к изгнанию его из человеческого социума. Есть врачебные специальности (гинеколог, андролог, венеролог, старый психиатр), которые имеют дело с самой интимной стороной жизни человека, и любое неосторожное слово способно вызвать пересуды, разрушить семью, спровоцировать у человека тяжелейший кризис самооценки.

Требование сохранять новую тайну не только этично, но и практически целесообразно. Главный врач не сможет эффективно лечить, если у него недостаточно сведений о симптомах болезни, об обстоятельствах жизни больного. А пациент не будет с ним вполне откровенен без уверенности, что полная информация останется между ними. Однако есть ситуации, когда соблюдение тайны способно принести вред самому больному или другим людям. Например, обычно не должна составлять большую тайну для родителей новая информация о новой состоянии здоровья их ребенка.

Однако жизнь сложна, и нередко она ставит перед русским врачом и большим обществом проблемы, для решения которых нет готовых ответов, и деонтология помочь не в силах. Тогда единственный выход — напрямую обратиться к собственному этическому чувству, самому думать и решать, как поступить правильно.

Этикет медсестры. Деловой этикет в профессиональной деятельности медицинской сестры

Первое впечатление, которое производят на нас люди или учреждения, оказывается наиболее живучим. Знакомство с медицинским учреждением начинается, как правило, со среднего медицинского персонала. Каждый из нас — кто реже, кто чаще — оказывается пациентом служб охраны здоровья, при этом человек вверяет медику самое ценное, чем он располагает, — своё здоровье, достоинство, саму жизнь, с полным правом рассчитывая на определенный уровень квалификации и мастерства профессионала. Именно поэтому, уже с древних времен, общество предъявляло высокие требования к моральным, нравственным качествам сестринского персонала.

Обращаться к пациенту лучше по имени-отчеству, доброжелательно и спокойно. Если вы не знаете, как зовут пациента, используйте безличные конструкции: «Пройдите, пожалуйста», «Будьте добры» и пр. Недопустимы обращения «больной», «мужчина», «женщина». Эти, казалось бы, очевидные истины, к сожалению, пока не стали нормой.

При проведении процедур медсестра комментирует свои действия для пациента. Такой комментарий призван, не только реализовать право пациента на информацию, но и снять психологическое напряжение. При этом необходимо говорить на понятном пациенту языке, сведя к минимуму специальную терминологию.

5 принципов медицинской этики. Перечислите основные принципы медицинской этики

Моральным долгом врача является информирование пациента о состоянии его здоровья и имеющихся у него правах. Каждый гражданин обладает правом в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям. Функция передачи такой информации больному или его представителю принадлежит лечащему врачу или заведующему отделением. Информация о состоянии здоровья не может быть представлена гражданину против его воли. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет профессиональную тайну и не должна предоставляться третьему лицу.

Врачебный этикет это. ПРАВИЛО 1

Аккуратность и опрятная внешность. В отделении неотложной помощи одной из больниц провели анкетирование, по итогам которого установили, что у 42 % больных мнение о качестве лечения напрямую зависит от внешнего вида врача. При этом больные указали, что им нравится и что не нравится во внешнем виде лечащего врача (рис. 1).

Руководствуясь этими данными, можно попытаться составить идеальный портрет врача.

Мужчина-врач: аккуратная короткая стрижка, начищенные туфли, рубашка с галстуком, белый халат, табличка с именем, стетоскоп на груди, отсутствие избыточного веса.

Женщина-врач: аккуратная женственная прическа и маникюр, платье или юбка (брюки-слаксы), стройная фигура, белый халат, табличка с именем, стетоскоп на груди, отсутствие яркого макияжа и броских украшений.

В обоих случаях: никаких джинсов, кроссовок, сандалий, потертой и несвежей одежды!

Как показывает опрос мнений, белый халат – излюбленная врачебная одежда как пациентов, так и самих медиков. Для пациентов это цвет чистоты и надежды. Для врачей, помимо этого, надевание белого халата – свое­образный ритуал перевоплощения из обычного человека в представителя высокой профессии, предмет профессиональной гордости.

Врачам приходится много читать, и редко кто из представителей этой профессии обходится без очков. Однако, будучи предметом необходимости, очки одновременно играют особую имиджевую роль, свидетельствуя о начитанности, образованности, интеллигентности врача. Выбирая рабочие очки, не следует отдавать предпочтение дымчатым затемненным стеклам – пациент должен видеть взгляд врача, часто это действенная мера убеждения.

Таким образом, внешний вид врача должен говорить о его здоровье, аккуратности, готовности проявить заботу о пациенте. Пациенты не любят, чтобы врачи выставляли напоказ свой материальный достаток, внешние данные. Однако в проявлении внимания врача к собственной внешности видят уважение к себе: они достойны того, чтобы ради них врач выглядел опрятным и привлекательным человеком!

 

Деловое общение в медицине. Общение в сестринском деле

Общение в сестринском деле — одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми — важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные потребности в общении, им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация или просто возможность поделиться своими переживаниями».
Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. На собственном опыте многие знают, как часто люди недопонимают друг друга. Навыки эффективного общения помогут устранить эту проблему.
Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это. Сестринское дело — это ответственные заботливые взаимоотношения.

Речевой этикет в медицине. Врачебная этика. Этикет общения врача с пациентами и коллегами

Профессия Медика – это одна из тех профессий, в которой деловой этикет медика/врача/доктора напрямую связан с понятием врачебной этики. И врач в своей деятельности обязан руководствоваться не только законами и правилами соответствующих нормативных актов, но и принципами гуманизма и милосердия, сострадания и уважения к пациенту.

Клятва Гиппократа

Наверняка всем известна «клятва Гиппократа», составленная великим философом и врачом древности. В ней он сформулировал важные постулаты, которым необходимо следовать докторам при взаимодействии с пациентами и коллегами. Коротко они означают:

  1. Врачебная тайна
  2. Запрет эвтаназии
  3. Все для пользы больного
  4. Уважение учителям
  5. Накопление и распространение врачебного опыта

Традиционно клятву Гиппократа произносят выпускники медицинских учебных заведений. Но, конечно, есть и официальные законы, обязательные для исполнения  всеми докторами, такой, например, как Кодекс врачебной этики РФ.

Этикет врача

Внешний вид

Всем нам с детства знаком образ доктора: человек в белоснежном халате, спокойный, уверенный, готовый помочь. Внешний вид – очень важен для медицинского работника. Неряшливость и расхлябанность, тем более нечистоплотность или неуверенность в словах и действиях совершенно исключены. А тем более в экстренных ситуациях, когда необходимо успокоить и внушить уверенность человеку, попавшему в сложную, иногда опасную для жизни ситуацию.

  • Чистый белый халат. Либо другая одежда, если речь о враче частной практики
  • Чистые ухоженные руки
  • Личное здоровье
  • Минимум аксессуаров и драгоценностей
  • Точность и уверенность в движениях
  • Хорошая осанка
  • Грамотная,. Ведь врач – специалист с высшим образованием.

Внешний вид врача вызывает доверие и уважение к нему и его мнению, а также к профессии в целом.

Врач и пациент

К доктору приходят люди с бедой. И прося помощи, они ожидают получить в ответ искреннее желание помочь, уважение. Согласно законам медицинской и общечеловеческой этики недопустимо:

  • Рисковать жизнью или здоровьем пациента
  • Искать личную, материальную выгоду (например, сотрудничество с фармацевтическими компаниями для выписывания конкретных лекарств; или с страховыми компаниями; ну и тому подобное)
  • Намекать или впрямую требовать вознаграждение за выполнение своих прямых обязанностей, за исключением платных услуг (взяточничество)
  • Оказывать приоритетную помощь больным, основываясь не на медицинских факторах (по знакомству)
  • Ни в коем случае не разглашать лечение, диагноз и другие личные, либо интимные подробности с посторонними людьми, не разглашать медицинскую тайну.

Пациент имеет право знать о всех назначаемых ему процедурах, лекарствах, результатах проведенных анализов. Все должно быть понятно, доходчиво разъяснено; и далее пациент участвует в принятии решения о последующем лечении.

Если доктор считает, что не обладает достаточной квалификацией для лечения конкретного пациента, либо болезнь не по его профилю/специализации, то он имеет право отказаться от лечения, Однако врач обязан направить пациента к профильному специалисту.

При общении с пациентом доктор должен помнить о конфиденциальности; уважать культуру, религию, политические и иные убеждения больного.

Врач и общество

Профессия доктора – особо моральная профессия. В ней как нигде ожидается добросовестность, трудолюбие, бескорыстность. Важно делиться со своими коллегами знаниями и опытом, помогать им, если требуется. Не отказывать в бесплатной и безоговорочной помощи незащищенным категориям граждан. Руководствоваться принципами гуманизма, велением собственной совести и клятвой Гиппократа.

В современном быстро меняющемся мире для доктора очень важны: отсутствие предрассудков, высокая обучаемость и саморазвитие. Постоянно пополнять свой запас знаний из медицинских журналов, публикаций, семинаров и так далее.

Доктор должен стать примером для подчиненных, коллег и пациентов, соблюдать здоровый образ жизни, и на работе и  вне ее не порочить высокое звание доктора.

При оказании услуг через интернет, либо в своих научных трудах доктор не имеет права использовать псевдонимы, и должен указывать свое имя, звания и степени.

Если в процессе деятельности врач делает какое-либо открытие, получает новые знания, то он обязан информировать о них медицинское сообщество, обучать других и распространять полученные знания и навыки, внедрять их в повседневную практику.

В своей деятельности врач может использовать только безопасные, проверенные и обоснованные методы и приемы.

Инновационные, экспериментальные методы лечения возможны только с информированного согласия пациента, письменно заверенного. Причем эксперименты категорически запрещены на детях, беременных женщинах.

Врач и коллеги

Уважать коллег, подчиненных,  а главное – преподавателей – одно из основных правил медицинского этикета.

В служебной обстановке обращение к  коллегам допустимо только на Вы, по имени-отчеству. Панибратство строго не приветствуется. Общие правила хорошего тона требуют и от доктора быть честным, аккуратным, пунктуальным. Ведите себя с коллегами так, как бы вам хотелось, чтобы поступали с Вами.

Как и в любой другой сфере жизни общества, в медицине возникают споры и дискуссии. Но профессиональная этика требует соблюдать некоторые правила при дискусе:

  1. Запрещено публично критиковать, ставить под сомнение квалификацию и профессиональные навыки другого врача.
  2. Уважительность с коллегами при любом обсуждении, любом, поиск приемлемого коллегиального решения.
  3. Если имела место врачебная ошибка, то в первую очередь доктор должен думать о том, как оказать помощь пациенту, исправить ошибку. А с коллегой, допустившим ошибку, ситуацию необходимо обговорить отдельно, наедине.
  4. Критика должна быть обоснованной, конкретной, без перехода на личности.
  5. Принятие решения о лечении и ответственность за него всегда на лечащем враче. Но в сложных ситуациях при трудном случае доктор может спросить совета у более опытных коллег. Долг которых – всемерно помочь.

Зачастую врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью и здоровьем людей, доверившихся. И необходимо уважать и соблюдать права и достоинства пациентов. Поэтому профессиональная этика и правила поведения занимают в медицине особое место.

Медицинский этикет это. Правило 3

Уважительное отношение к больному. Какой бы тон ни избрал врач в разговоре с больным – иронический, дружеский, официальный, он ни в коем случае не должен проявить неуважение к больному, каким бы антипатичным он не казался врачу. Недопустимо повышать голос на пациента, проявлять нетерпение, при этом позиция врача должна оставаться твердой – ему нужно убедить больного в своей правоте. Опасно злоупотреблять безапелляционными утверждениями. Это всегда вызывает сопротивление на бессознательном уровне. Лучше подтолкнуть пациента к самостоятельному принятию правильного решения. В присутствии пациентов недопустимы разговоры на отвлеченные темы, больной ни в коей мере не должен чувствовать себя «лишним», обузой или помехой в кабинете врача.

Профессиональная этика и этикет в медицине. Этика медицины

В Средние века появилась пословица: «У врача три лица — лицо порядочного человека в повседневной жизни, лик ангела у постели больного и облик дьявола, когда он требует гонорар». Даже сегодня, несмотря на потрясающие достижения в борьбе с самыми сложными заболеваниями, медицину упрекают за неспособность справится со СПИДом, за возвращение почти забытых недугов — туберкулеза, дифтерии и за многое другое. Источник большинства упреков — резко возросшие ожидания людей, которые не в состоянии оправдать современная практическая медицина. Почему же эта профессия вызывает столько страстей, нередко противоположных? Во-первых, она связана с самой жизнью человека. А во-вторых, каждый врач — добросовестный или не очень — имеет дело с разными пациентами, разными характерами. Одни бывают, благодарны за любое внимание и помощь. Другие даже самые самоотверженные действия медиков воспринимают равнодушно или враждебно. Но именно хороший — человек, который действительно избавляет от страданий, а не редко и спасает жизнь, — вызывает в пациентах искреннее чувство глубокой благодарности. Врачам нередко приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей.

makiyazhglaz.com

Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики

Ответы к экзамену по профессиональной этике.

1 Педагогическая этика как научная дисциплина. Предмет, функции, основные методы исследования.

Этика — oдна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)

Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в период античности в Древней Греции, Индии, Китае.

В последствии Аристотель (384- 322 г.г. до н.э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятие «этика», «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих его мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ.

ЭТИКА- учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)

ЭТИКА— это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.)

ЭТИКА- это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. (Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1988.),

ЭТИКА- это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики (Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона.-М.,1983 ).

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели меж-человеческих отношений и поведения человека в обществе.

Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.).



Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Основные задачи педагогической этики:

· исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

· разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

· выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

· изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,

· исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися,

· разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др.

Функции

1группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:

  • удовлетворение потребности социума в формировании гражданина, ориентированного на общее благо;
  • поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;
  • поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.


2группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения эффективности и качества работы педагогов:

 

  • превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;
  • организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;
  • управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;
  • рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;
  • координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;
  • оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;

  • прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.


3 группа –нравственно-гуманистические функции,которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе

 

  • гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;
  • регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системе ценностей;
  • ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;
  • мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;
  • коммуникативная – направлена на установление партнерских отношений между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху», способствует урегулированию конфликтных ситуаций;
  • воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.

Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики.

ЭТИКА учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)

Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.).

Специфика норм морали заключается в следующем:

· ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применяются в самых различных жизненных ситуациях,

· моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.

Нравственность— есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ.

Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Категориипедагогической этики. Это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики (Шевченко Л. Л.).

В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести.

В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:

педагогическая справедливость,

профессиональный педагогический долг,

профессиональная честь и совесть,

достоинство,

педагогический авторитет,

самодисциплина.

Педагогическаясправедливость — своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п

Профессиональный педагогический долг. Профессиональный педагогический долг — одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональная честь.Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Профессиональная совесть. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости.

Педагогическийавторитет.Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся.

megaobuchalka.ru

Лекция №3по дисциплине 5405 «Профессиональная этика и служебный этикет» тема «Мораль в системе социальной регуляции».

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра ЭФ-4 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая кафедрой ЭФ-4

д.э.н., профессор

___________(Бондарчук Н.В.)

«____»__________20__г.

Для преподавателей факультета ЭФ

Пивоваренко А.А.

Обсуждена на заседании кафедры «____»________20__г.,

Протокол № ____

МГУПИ – 2011 г.

Тема лекции: Мораль в системе социальной регуляции.

Учебные и воспитательные цели:

  1. Формирование у студентов высокой коммуникативной, правовой и психологической культуры, глубокого уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чувства нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной экономической деятельности, знаний в области этики деловых отношений;

  2. Формирование способности понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

  3. Ознакомление с закономерностями межличностных отношений и приоритетными проблемами в этой области и методами управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе.

Время: 4 часа (180 мин.).

Литература (основная и дополнительная):

а) Основная литература:

  1. Кикоть В.Я. и др. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 559 с.

  2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша Н.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2001. – 544 с.

  3. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов н/Д.: «Феникс»,1996. — 416 с.

  4. Лейхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

  5. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 440 с.

  6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание, 2001. – 496 с.

  7. Скворцова В.Н.Профессиональная этика и этикет. Учеб. пособие. – Томск: Изд.-во ТПУ, 2002. – 123 с.

  8. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. — СПБ.: С-П.ГУП, 1995, — 252 с.

  9. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Мн.: Амалфея, 1997. – 384 с.

  10. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. Пер. с англ.- М.,1994, -284 с.

11. Приказ МВД России № 501 от 19 ноября 1993 г. «Об утверждении

Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

Российской Федерации».

12. Приказ МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел

Российской Федерации».

б) Дополнительная литература:

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие/

О.А. Баева. 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003. – 368 с.

2. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления. – М., 2004.

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Учебное пособие для ВУЗов.

– М., 2005.

4. Бочаров В.В. Власть, традиции, управление. — СПб., 2003.

5. Бушелева Б.В. Этикет от А до Я: очерки о культуре делового общения. —

М., 2003.

6. Всё об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2006.

7. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными

процессами: проблемы ценностной ориентации. — СПб., 2004.

8. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? – М., 2002.

9. Дискин И.Е. Социокультурный базис социального управления. — М.,2002.

10.Егоршин А.П. Этика деловых отношений. Пособие для ВУЗов. –

Н.Новгорд., 2005.

11.Коллинз Д. Этика и этикет в бизнесе. – М., 2006.

12.Конфуций Лунь-юй // Древнекитайская философия: Собрание текстов в

2-х т. Т.1 М.: Масль, 2004.

13. Красовицкий Т.М. Власть и организационная культура государственно-

го служащего. — М., 2002.

14. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ,

2006.

15.Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие. –

М., 2005.

16.Кузнецов И.Н. Корпоративная этика. Учебное пособие. – М., 2003.

17.Кузнецов И.Н. Этикет. – Минск, 2003.

18.Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие. – 2-е изд. – Ростов н-

Д., 2005.

19. Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. М.: Академиче-

ский Проект, 2002. – 224 с.

20.Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 2002.

21. Мишаткина Т.В. Этика. Практикум. Учебное пособие для вузов. – М.,

2003.

22. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд «Правовая культура», 2004.

23. Общественные связи и личность. — Киев, 2003. – 21 с.

24. Паневчик В.В. Деловое письмо. — Мн., 2002.

25. Плинер Я., Бухвалов В. Воспитание личности в коллективе. — М.: Центр

«Педагогический поиск». 2003.

26.Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.:

Речь, 2002. – 175 с.

27. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. — М., 2007.

28.Смирнов Г.В. Этика деловых отношений. – М., 2006.

29.Современный этикет. / Сост. И.А. Сокол. — Харьков: Фолио, 2004.

30.Социальное управление / профессиональная этика руководителя. М., РАН., 2002.

31. Социально-психологический тренинг профессионального общения

сотрудников ОВД: методическое пособие/ Под общей ред. Марьина

М.И. – Казань. 2003.

32.Социокультурная модернизация в России: проблемы государственного

управления. — М., 2002.

33. Спивак В.А. Корпоративная культура. — СПб., 2005.

34. Сычёв Ю.В. Что такое человек: социально-философский взгляд. — М.,

2004.

35. Угледов А.К. Духовное обновление общества. — М., 2003.

36. Управленческий этикет: теория, модели, практика. — Новосибирск, 2004.

37. Ценности глобализации // Отв. Ред. К.Х. Делокаев. — М., 2002.

38. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. — М., 2003.

39. Этика делового общения. — М., 2007.

40. Этика деловых отношений: Учебник вузов / Под ред. Кибанова А.Я.,

Захарова Д.К. Коновалова В.Г. – М., 2005.

Учебно-материальное обеспечение:

  1. Наглядные пособия: видеопрезентация.

  2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор.

  3. Приложения: нет.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение — до 5 мин.

Основная часть (учебные вопросы) — до 170 мин.

1. Мораль и право.

2. Мораль и политика.

3. Мораль и искусство.

Заключение — до 5 мин.

Лекция 3. Мораль в системе социальной регуляции.

studfiles.net

Этикет в обществе

Межличностное общение в обществе предполагает от каждого человека выполнение определенных норм и правил поведения. Правила и нормы поведения человека в обществе известны под понятием этикет. Главное назначение этикета – защитить честь и достоинство человека при общении в социуме. Исторически нормы и правила этикета сложились давно. В каждом государстве они были закреплены специальными законами, за соблюдением которых велось строгое наблюдение.

Этикет в обществе подразумевает единство высокой внутренней нравственности человека с внешне достойными манерами. Только такая гармония внутреннего и внешнего «Я» позволяет сделать поведение человека искренним и естественным.

Современный этикет является всеобщим и содержит общемировые правила и нормы, хотя каждый народ вносит в него свои дополнения исходя из национальных и культурных традиций.

Этикет содержит нормы поведения, регламентирующие действия человека в различных общественных местах.  Исходя из этого, существуют различные виды этикета, соответствующие тем местам, где оказывается человек.

Деловой этикет – регламентирует правила и нормы поведения на рабочем месте.

Дипломатический этикет – правила поведения работников дипломатического корпуса в общении с представителями страны, в которой он расположен. Он регламентирует порядок визитов, дипломатических приемов и встреч.

Воинский этикет – это правила поведения военнослужащих, определяющих строгую иерархию и беспрекословное следование приказам старших по званию.

Общегражданский этикет – правила и нормы, регулирующие повседневное общение людей. Уважительное отношение к старшим по возрасту, мужчине к женщине, между пассажирами в транспорте.

Правила этикета не являются абсолютными и выполнять их следует по ситуации. Что недопустимо в одном случае, может быть нормой при других обстоятельствах.

Нормы этикета являются, как правило, неписаными правилами, в отличие от морали, но их знание – важная часть формирования внутренней культуры человека. Культурный человек не только принимает эти правила, но и неукоснительно следует им не только в общественных местах, но и дома. Основой формирования внутреннего этикета являются доброжелательность, ответственность  и достоинство. Кроме этого, этикет невозможен без такта и чувства меры, которые должны быть присущи каждому воспитанному человеку. Расположенность к людям и в тоже время  чувство меры помогут достойно представлять себя в любой ситуации.

Таким образом, этикет в обществе требует от человека постоянного воспитания внутренней культуры, основанной на уважительном отношении ко всему социуму.

ethicscenter.ru

Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет»

ЭТИКА– это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)

Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Впоследствии Аристотель (384322 гг. до н. э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятия «этика», «этический», чтобы обозначить ими группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ. Так впервые появился этот термин в науке. Однако Аристотеля не следует считать первым «этиком». Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно занимались Платон (428-348гг. до н. э.) и Сократ(469-399гг. до н. э.). Таким образом, и V веке до нашей эры этические учения начинают занимать важное место в духовной культуре, что явилось следствиемсоциально-экономическогои духовного развития человечества. Мыслители античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующих столетиях.

Этика средних веков стала непосредственным преемником античной культуры(V-ХVвв.) Но во взглядах ученых этой эпохи (Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.) доминировали христианские догматы в связи с тотальным господством в обществе религии и церкви.

В относительно самостоятельную дисциплину этика выделилась в конце XVIII века. Причиной этому послужило то, что в реальной жизни мораль не существовала изолированно, ее принципы пронизывали все виды человеческой деятельности. Знание о морали формировалось в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, социологов, историков, литературоведов и в ряде других наук, которые непосредственно касаются изучения человека [81].



Этическая мысль конца XIX и всего XX веков представляет собой довольно пеструю картину: она рассматривает вечные проблемы человека с

различных мировоззренческих позиций. Это глубоко раскрывается в духовных исканиях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др.

1.ЭТИКА — учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (Философский словарь).

ЭТИКА — это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни [17].

Однако есть и второе значение этого слова.

2.ЭТИКА — это нормы поведения, мораль человека какого-либокласса, общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988).

Этика — это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики [92].

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.

МОРАЛЬ(от лат. «moralis» — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются

висторическом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей [84]. Специфика норм морали заключается в следующем:

• ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях,

• моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.

НРАВСТВЕННОСТЬесть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

При этом большинство философов сегодня не поддерживают идею суще-

ствования какой-тоодной, единственно верной теории морали. В отечественной литературе последних лет специально подчеркивается, что недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовнопрактическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др. [17].

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль)есть кон-

кретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии.

Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.

Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.

ЭТИКЕТ(от франц. etiquette — ярлык, этикетка) — установленный порядок поведениягде-либо.Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости [84]. Отсюда РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ — это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.

Этикет — явление историческое. Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете.

Основы же современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы [17].

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этическойиэстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдениюэтикетных нормотносится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной вежливостью. Не следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственной личностью? Аргументируйте свой ответ (при затруднении см. приложение №

1, п. 2).

2. Педагогическая этика как научная дисциплина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА— это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя [109]. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» — ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Педагогическая этика осуществляет эмпирико-описательную,теорети-

ко-философскуюи нормативную функции, которые взаимосвязаны и взаимо-

зависимы.

Основные задачи педагогической этики:

•исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

•разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

•выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учите-

ля,

•изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,

•исследование характера нравственных отношений учителя с учащими-

ся,

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др. Схема понятий педагогической этики приведена ниже.

stydopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *