Разное

Эмпатия это в философии: ЭМПАТИЯ это

Эмпатия | Понятия и категории

ЭМПАТИЯ (от греч. ἐμπάθεια – сопереживание) – постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. Термин введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. В герменевтике Шлейермахера и Дильтея – непосредственное проникновение во внутренний мир другого человека, проекционная интроспекция. В феноменологии Гуссерля эмпатия – момент конституирования «другого Я», чувствование себя другим.

Tags: 

Философия

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Эмпатию трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Эмпатия сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 168.

Tags: 

Психология

ЭМПАТИЯ — способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воображаемым образом иного: с образом других людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и пространственными формами. Эмпатия ведет к изменению самосознания, позволяющему мыслить и действовать с позиции нового Я. В психике человека на протяжении всей его жизни формируются многочисленные и изменяющиеся Я-образы, в которых аккумулируются смутные и не всегда осознаваемые представления о самом себе и других людях. Эти образы являются результатом не только личного опыта, но и опыта общения со своим окружением внутри той или иной культуры; они формируются теми ролями, которые мы играем в различных ситуациях, во взаимоотношениях с другими людьми.

Я-образы (в том числе наши смутные представления о своем положении и роли в детстве), их взаимосвязи определяют состояние Я., самосознание личности и в силу этого накладывают свой отпечаток на мышление и поведение людей…

Tags: 

Психология

ЭМПАТИЯ (англ. empathy — вчувствование) — понятие современной философии и психологии, означающее целостное восприятие, проникновение, сопереживание или вживание во внутренний мир другого человека, в котором сохраняются и принимаются все эмоциональные и интеллектуальные нюансы душевной жизни другого. В философии Дильтея способность к Э. рассматривалась в качестве условия возможности понимания реалий исторической, культурной и частной человеческой жизни. Согласно Дильтею, центральным понятием философии которого является «жизнь», необходимо проводить четкое разграничение между миром природы и человеческим миром. Задача философии как науки о духе — понять «жизнь» исходя из нее самой, основным методом для этого является понимание — непосредственное постижение, целостное переживание.

..

Tags: 

Философия

Психология

Эмпатия как метод: философский взгляд — Консультативная психология и психотерапия — 2015. Том 23. № 5

Аннотация

В статье рассматривается зарождение и становление понятия «эмпатия» в философских подходах конца XIX — начала ХХ вв. В качестве непосред- ственных предшественников понятия «эмпатия» рассматриваются понятия «сопереживание» В. Дильтея и «вчувствование» Т. Липпса. Анализируется, каким образом происходит оформление, синтез смыслов, характерных для современного понимания эмпатии. В качестве основного контекста, задающего направление такого синтеза, рассматривается проблема предмета и метода гуманитарных наук, и психологии в частности. «Переживание» и «эмпатия» с момента их обоснования в философских системах предстают в рамках связи предмета и метода понимающей психологии. Представлен подробный анализ видения этой тематики В. Дильтеем, Э. Гуссерлем, Э. Штайн, Т. Липпсом, М.

Шелером, К. Ясперсом.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15- 06-10889 «Синергийно-феноменологический подход в консультативной психологии».

Ключевые слова: эмпатия, переживание, вчувствование, сопереживание, симпатия, понимающая психология, феноменология, философия жизни, метод психологии

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230510

Для цитаты: Карягина Т. Д. Эмпатия как метод: философский взгляд // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 205–234. DOI: 10.17759/cpp.2015230510

Фрагмент статьи

Для понимания роли и значения эмпатии как метода в психотерапии продуктивно в качестве исходной точки анализа рассматривать контексты возникновения и обоснования самого понятия «эмпатия» в философской и психологической мысли на рубеже XIX—XX вв. В качестве одного из основных контекстов выступает проблема

предмета и метода психологии. Именно в это время формируется нерасторжимая связка предмет—метод: «психотехническая единица» (Ф.Е. Василюк) — «переживание-эмпатия».

Литература

  1. Архангельская В.В. Значение идей Дильтея для современной практической пси- хологии: «жизненные понятия» и «категории жизни» // Московский психо- терапевтический журнал. 2005. № 1. С. 30—42.
  2. Бусыгина Н.П. Философские основания гуманитарной психологии // Москов- ский психотерапевтический журнал. 2007. № 4. С. 26—46.
  3. Васильева С.В. Антропология, теория познания и этика в философии Макса Ше- лера: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008. 20 с.
  4. Васильева С.В. Ценностный мир личности: к истокам антропологии Макса Ше- лера. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. 145 с.
  5. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2.С. 3—14.
  6. Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: дисс … докт. философ. наук. Курск, 2010. 368 с.
  7. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии. Владивосток: ДВГМА, 2000. 84 с.
  8. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К. Ясперса // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 5—26.
  9. Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб. : На- ука; Ювента, 1998. 315 с
  10. Гуссерль Э. Логические исследования / пер. с нем. В.И. Молчанова. М.: Академи- ческий проект, 2011. 352 с.
  11. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем. Е.Д. Зайцевой, под ред.Г.Г. Шпета. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
  12. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3 / под ред. А.В. Михайлова, Н.С. Плотникова; пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. С. 10—413.
  13. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. М.: Высшая школа, 2005. 781 с.
  14. Карягина Т.Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс и его психоаналити- ческие предшественники и последователи // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 1. С. 8—31.
  15. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.
  16. Карягина Т.Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Кон- сультативная психология и психотерапия.
    2015. Т. 23. № 1. С. 126—152.
  17. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанали- за: в 2 т. Т. 1 / под ред. А.В. Рассохина. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. С. 282—299.
  18. Куренной В.А. К вопросу о возникновении феноменологического движения // Логос. 1999 (21). № 11/12. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_ 11_12/11.htm (дата обращения: 01.12.12).
  19. Куренной В.А. Предисловие редактора // Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3 / под ред. А.В. Михайлова, Н.С. Плотникова; пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. С. 11—34.
  20. Липпс Т. Основные вопросы логики / пер. с нем. Н.О. Лосского. СПб.: Изд-во О.Н. Попова, 1902. 301 с.
  21. Липпс Т. Руководство к психологии / пер. с нем. М.А. Лихарева. СПб.: Изд-во О.Н. Попова, 1907. 394 с.
  22. Липпс Т. Самосознание, ощущение и чувство / пер. с нем. с предисл. и примеч.М.А. Лихарева. СПб.: Слово, 1910. 84 с.
  23. Липпс Т. Пути психологии // Фундаментальная психология у истоков некласси- ческой парадигмы / сост., предисл. и заключ. ст. И.В. Журавлева. М.: Ком- Книга, 2007. С. 116—145.
  24. Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной фило- софии: дис. … канд. филос. наук. СПб., 2001. 214 с.
  25. Руткевич А.М. Понимающая психология К. Ясперса // История философии. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 1997. URL: http://philosophy.ru/iphras/library/i_ph_1. html#2 (дата обращения: 01.11.2015).
  26. Улановский А.М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2. С. 27—51.
  27. Шпет Г.Г
    . Язык и смысл // Логос. 1996. № 7. С. 81—122.
  28. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М.И. Левиной; вступ. ст.П.П. Гайденко: 2-е изд. М.: Республика, 1994. 527 с.
  29. Ясперс К. Общая патопсихология / пер. с нем. Л.О. Акопяна. М.: Практика, 1997.1056 с.
  30. Agosta L. A Rumor of Empathy: Rewriting Empathy in the Context of Philosophy. NY: Palgrave Macmillan, 2014. 116 p.
  31. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. London: Constable, Company Ltd, 1949 (reprint). 588 p.
  32. Elliott R., Watson J.C., Goldman R.N., Greenberg L.S. Learning emotion-focused thera- py: the process-experiential approach to change. American Psychological Associa- tion, 2004. 366 p.
  33. Empathy reconsidered. New directions in psychotherapy / ed. by A.C. Bozarth, L.S. Green- berg. Washington, DC: АPA, 1997. 477 p.
  34. Meffert H., Gazzola V., Den Boer J.A., Bartels A.A., Keysers C. Reduced spontaneous but relatively normal deliberate vicarious representations in psychopathy // Brain. 2013(Aug). Vol. 136(8). P. 2550—2562. URL: http://brain.oxfordjournals. org/content/ brain/136/8/2550.full.pdf (дата обращения 25.11.2015). doi:10.1093/brain/awt190
  35. Moran D. The problem of empathy: Lipps, Scheler, Husserl and Stein // Amor amici- tiae: on the love that is friendship. Essays in medieval thought and beyond in honor of the Rev. Professor James McEvoy / ed. by T.A. Kelly, P.W. Rosemann. Leuven: Peeters. 2004. P. 269—312.
  36. Scheler M. The nature of sympathy. New Brunswick; NJ: Transaction publishers, 2011.274 p.
  37. Schmid P.F. The characteristics of a person-centered approach to therapy and counsel- ing: criteria for identity and coherence // Person-Centered, Experiential Psycho- therapies. Vol. 2(2), 2003. P. 104—120.
  38. Stein E. On the problem of empathy. Washington; DC: ICS Publications, 1989. 135 p.
  39. Stueber K. Rediscovering empathy. Cambridge: Massachussets Institute of Technology, 2006. 276 p.
  40. The power of person-centered approach / ed. by U. Esser, H. Pabst, G. -W. Speierer. Koln: GwG, 1996. 312 p.
  41. Wispe L. History of the concept of empathy // Empathy and its development / ed. byN. Eisenberg, J. Strayer. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1987. P. 20—35.

Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, руководитель магистерской программы «Консультативная психология», ФГБОУ ВО МГППУ, старший научный сотрудник, Лаборатория консультативной психологии и психотерапии, ФГБНУ Психологический институт РАО, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Empathy — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    Что такое эмпатия?

  • контент заблокирован

    1

    Эмпатия и эмоциональное заражение

  • контент заблокирован

    2

    Эмпатия и восприятие перспективы (когнитивная эмпатия)

  • содержание заблокировано

    3

    Эмпатия и сочувствие (эмпатическая забота)

  • содержимое заблокировано

    4

    Воображение и успех в эмпатии

  • содержание заблокировано

    5

    Сопереживание и личный дистресс

  • содержание заблокировано

    6

    Действительно ли эмпатический дистресс отделен от сочувствия?

  • контент заблокирован

    7

    Что делают эмпатия и симпатия?

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • К
  • Майбом, Хайди Л.

DOI

10.4324/9780415249126-L154-1

Опубликовано

2019

DOI: 10.4324/9780415249126-L154-1
Версия: V1, 2019

, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901, 901,

. www.rep.routledge.com/articles/thematic/empathy/v-1


Эмпатия — это заместительная психологическая реакция на ситуацию или психологическое состояние другого человека. Это может включать любое или все эмоциональное заражение, сочувствие, принятие точки зрения (симуляцию) или аффективную эмпатию. Философы обычно используют «эмпатию» для обозначения эмоциональной реакции на эмоцию или ситуацию другого человека, которая более или менее соответствует тому, что другой человек чувствует или должен чувствовать, и которая имеет своим объектом другого человека. В принципе, можно сопереживать любой эмоции, хотя чаще всего в литературе обсуждаются эмпатическая печаль и страдание. Эмпатия включает в себя осознание того, что один испытывает эмоцию по отношению к другому, тогда как эмоциональное заражение включает в себя переживание эмоции, которую испытывает другой, но без какого-либо такого осознания. Эмоциональное заражение задокументировано только при личных встречах, когда один находится в присутствии другого. В отличие от эмпатии и эмоционального заражения, сочувствие — это эмоция, направленная на благополучие другого, но редко похожая на эмоцию, которую испытывает человек. Согласно психологической литературе, симпатия (или эмпатическая забота) либо включает, либо вызывает альтруистическую мотивацию помочь нуждающимся. Принятие перспективы, иногда называемое «когнитивной эмпатией», в первую очередь описывает эпистемическое или когнитивное состояние, а не эмоциональное или аффективное состояние. Иногда люди используют «когнитивную эмпатию» для описания любого типа понимания, которое может быть у одного человека по отношению к другому. Но чаще оно используется для описания акта постановки себя на место другого человека. Считается, что знание, полученное в результате такого сдвига точки зрения, значительно отличается от того, что можно было бы получить с собственной точки зрения.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Майбом, Хайди Л. . Эмпатия, 2019, doi:10.4324/9780415249126-L154-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/empathy/v-1.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Связанные статьи

  • Вера Брэддон-Митчелл, Дэвид; Джексон, Фрэнк
  • Эмоции, характер Соломон, Роберт С.
  • Этика и психология Дорис, Джон М.; Стич, Стивен П.
  • Воображение По виду, Эми
  • Интерсубъективность Сполдинг, Шеннон
  • Самоанализ, психология Фон Экхардт, Барбара
  • Моральное развитие Фланаган, Оуэн
  • Моральная психология Слот, Майкл
  • Субъективность Франческотти, Роберт
  • Разум, теория тождества Хилл, Кристофер С.

Подпишитесь на информационный бюллетень

  • Подпишитесь на рассылку новостей
  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Что такое эмпатия? | Факультет философии

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Эмпатия — это способность понимать и ценить чувства и переживания другого человека
 
1.  

1946:  Автопортрет с друзьями: Сел. Дневники Сесила Битона  (1979) xviii. 241

Это она [sc. сочувствие королевы-матери] и ее понимание человеческой природы, которые вызывают у нее любовь ко всем, с кем она разговаривает.

1958: С. П. Сноу Совесть богатых xxxiii. 240  

Его удерживали не только внимание и сочувствие.

1963: Р. Л. Кац Эмпатия i. 8 

Это правда, что и в сочувствии, и в сопереживании мы позволяем проявиться нашим чувствам к другим.

1983: Guardian Weekly  9 10 октября

Некоторые из ее [sc. Противники Маргарет Тэтчер] снобистски недооценили ее популярность и ее сочувствие среднему классу Средней Англии.

2012: Jerusalem Post  (Nexis) 30 марта 8

Иногда полезно просто выслушать и проявить сочувствие — не терапевтическое, но полезное, чтобы показать, что вы знаете, через что он проходит.

Источник: «эмпатия, сущ. «. ОЭД онлайн. Декабрь 2015 г. Издательство Оксфордского университета. http://ezproxy-prd.bodleian.ox.ac.uk:2355/view/Entry/61284?redirectedFrom=EMPATHY (по состоянию на 20 января 2016 г.).

2. «Аффективная эмпатия» относится к ощущениям и чувствам, которые мы получаем в ответ на эмоции других людей; это может включать в себя отражение того, что чувствует этот человек, или просто чувство стресса, когда мы обнаруживаем страх или тревогу другого».

Источник: Berkeley Greater Good Definition of Empathy

3. «Когнитивная эмпатия», иногда называемая «принятием точки зрения», относится к нашей способности идентифицировать и понимать эмоции других людей. Исследования показывают, что людям с расстройствами аутистического спектра трудно сопереживать.

Источник: Berkeley Greater Good Definition of Empathy

4. ««Сострадательная эмпатия», о которой я писал, используя термин «эмпатическая забота» (см. шестую главу в «Social Intelligence»). Благодаря такому сочувствию мы не только понимаем затруднительное положение человека и сочувствуем ему, но и спонтанно стремимся помочь, если это необходимо».

Источник: Гольман Д. Три вида эмпатии: когнитивная, эмоциональная, сострадательная.

5. Эти различные компоненты [эмпатии] включают:

Эмоциональное общение — первый элемент эмпатии, появляющийся в онтогенезе. Он отражает способность аффективно возбуждаться от валентности и интенсивности эмоций других людей.
Эмпатическое понимание, которое влечет за собой сознательное осознание эмоционального состояния другого человека.
Эмпатическая забота, которая относится к мотивации заботиться о чьем-то благополучии.
Когнитивная эмпатия, похожая на концепцию принятия перспективы или теорию разума, представляет собой способность проникнуть в сознание другого человека и представить, что этот человек думает или чувствует 
(Decety and Jackson, 2004; Goubert et al., 2009; Singer and Lamm, 2009; Derntl et al., 2010; Decety, 2011; Decety and Cowell, 2014).

Источник: Десети, Дж. и Фотопулу, А. (2014), «Почему эмпатия благотворно влияет на других в медицине: объединяющие теории», Front Behav Neurosci, 8, 457. корни в нашем мозгу и теле, а также в нашей эволюционной истории. Элементарные формы эмпатии наблюдались у наших родственников-приматов, у собак и даже у крыс. Эмпатия была связана с двумя разными путями в мозге, и ученые предположили, что некоторые аспекты эмпатии можно проследить до зеркальных нейронов, клеток в мозге, которые активируются, когда мы наблюдаем, как кто-то другой выполняет действие почти так же, как они огонь, если мы сами выполнили это действие. Исследования также обнаружили доказательства генетической основы эмпатии, хотя исследования показывают, что люди могут усиливать (или ограничивать) свои естественные эмпатические способности.

Источник: Berkeley Greater Good Definition of Empathy

7. «Учитывая эти многогранные аспекты эмпатии, в мозгу нет ни одной области, лежащей в основе этой способности. Скорее, цепи, вовлеченные в эмоциональную значимость (миндалевидное тело, островок и передняя поясная кора), центральную исполнительную сеть (дорсолатеральная префронтальная кора, задняя теменная кора) и заботу (ствол мозга, гипоталамус, базальные ганглии и вентромедиальная префронтальная кора) составляют независимые и тесно связанные сети, которые поддерживают опыт эмпатии (Decety and Cowell, 2014). Кроме того, нервные пути, связанные с эмпатией и заботой, стимулируются и модулируются нейроэндокринными механизмами. В частности, нейропептид окситоцин, который играет общую роль в социальных взаимодействиях, уменьшая стресс и тревогу (Anacker and Beery, 2013; Cardoso et al., 2013), и в результате усиливает когнитивную эмпатию (Rodrigues et al., 2009).) и сочувствие (Shamay-Tsoory et al., 2013; Smith et al., 2014)».

Источник: Decety, J. и Fotopoulou, A. (2014), «Почему эмпатия оказывает благотворное влияние на других в медицине: объединяющие теории», Front Behav Neurosci, 8, 457.

8. Эмпатию можно определить условно. как ряд практических действий. Несколько недавних испытаний научили врачей повышать уровень своего эмпатического поведения:

«Обучение проводилось для врачей общей практики во время 4-часовой встречи с участием 3 пар инструкторов, выступающих в роли фасилитатора и эксперта. Каждая пара обучала группу из 36 врачей общей практики, которые обсуждали проблемы в группах по 6 человек. Каждая группа обсуждала оценку боли и лечение у пациентов с ОА, и их попросили дать 10 рекомендаций по улучшению лечения боли. Тренеры должны были убедиться, что рекомендации, предложенные ВОП, соответствуют 10 пунктам, сформулированным авторами (таблица 2). После тренинга участникам были разосланы 8 напоминаний, в которых подчеркивались эти рекомендации, включая национальные руководства по лечению хронической боли21. ВОП также попросили дать своим пациентам список из 5 утверждений об облегчении боли (таблица 3)».

Chassany, O., et al. (2006), «Влияние обучения врачей общей практики на лечение боли при остеоартрите: рандомизированное многоцентровое исследование», J Rheumatol, 33 (9), 1827-34.

«Знание: история пациента, социальный разговор. Поощрение: обратный канал («хмм», «ааа»). Физическая привлекательность: жесты рук, соответствующий контакт, легкий наклон к пациенту. Разминка: Разминка: прохладнее и профессионально. но поддерживайте в начале консультации; избегайте холодности, доминирования, снисходительности, невербальных прерываний (например, отвода взгляда от пациента) в конце консультации» 

Литтл П. и др. (2015), «Рандомизированное контролируемое исследование краткого вмешательства, направленного преимущественно на невербальное общение в консультациях общей практики», British Journal of General Practice, 65 (635).

«Обучение состояло из трех 60-минутных модулей с интервалом в 4 недели, которые проводились для групп от 6 до 15 резидентов одной специальности как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Протокол обучения преследовал следующие цели:

Обеспечить научную основу для нейробиологии и физиологии обучения эмпатии;
Повысить осведомленность о физиологии эмоций во время типичных и сложных взаимодействий между пациентом и врачом;
Для улучшения навыков расшифровки тонких выражений эмоций на лице;
Для обучения эмпатическим вербальным и поведенческим реакциям с навыками саморегуляции с использованием диафрагмальных дыхательных упражнений и практик осознанности.

Видеозаписи клинических взаимодействий с физиологическими реакциями в реальном времени с использованием отслеживания проводимости кожи позволили врачам увидеть физиологическое соответствие или несоответствие между собой и их пациентами, а также степень, в которой пациент и врач физиологически активизируются вызывающими установками (например, высокомерие, правомерность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *