Разное

Экология личности – Экология человека — Википедия

Экология человека — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2016; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2016; проверки требуют 20 правок.

Экология человека (антропоэкология) — междисциплинарная наука, являясь частью социальной экологии, согласно В. П. Казначееву, рассматривается как «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека»[1]

Основные задачи экологии человека были определены в 1983 г. на первом Всесоюзном совещании в городе Архангельске и в 1984 г. в первой Всесоюзной школе-семинаре по данной проблеме в городе Суздале. К ним в частности относятся:

  • Изучение состояния здоровья людей.
  • Исследование динамики здоровья в аспектах естественно-исторического и социально-экономического развития.
  • Прогноз состояния здоровья будущих поколений людей.
  • Изучение влияния отдельных факторов среды и их компонентов на здоровье и жизнедеятельность популяций людей (городской, сельской и т. п).
  • Исследование процессов сохранения и восстановления здоровья и социально-трудового потенциала популяций.
  • Анализ глобальных и региональных проблем экологии человека.
  • Разработка новых методов экологии человека (космических, биохимических и др).
  • Разработка путей повышения уровня здоровья и социально-трудового потенциала населения.

На современном этапе к названным задачам добавляются следующие, более конкретные:

  • Создание антропоэкологического мониторинга — системы наблюдений за изменениями процессов жизнедеятельности людей в связи с действием на них различных факторов окружающей среды, а также наблюдений и оценок условий среды, которые влияют на здоровье населения, обуславливают распространение заболеваний.
  • Составление медико-географических карт, отражающих территориальную дифференциацию заболеваний населения, связанных с ухудшением качества окружающей среды.
  • Сопоставление медико-географических карт с картами загрязнения окружающей среды и установление корреляционной зависимости между характером и степенью загрязнения различных природных компонентов социоэкосистем и соответствующими заболеваниями населения.
  • Определение научно обоснованных значений предельно допустимых техногенных нагрузок на человеческий организм.

Согласно современным воззрениям экологии человека, человек является главным объектом ее изучения, а всё его окружение – как физическое (природное и рукотворное), так и социальное – рассматривается как окружающая среда. Антропоэкология выступает как междисциплинарная область знаний, охватывающая медико-биологические, эколого-токсикологические, гигиенические, психологические и социальные аспекты жизнедеятельности человека.

По  Б. Г. Ананьеву, человек – это и биологический индивид, и личность (носитель социального), и субъект деятельности (инициатор активности), а также – интегральная индивидуальность (носитель только ему присущих черт)[2]. Выделяя социальную сущность человека, можно говорить об экологии личности и экологии субъекта труда.

Все, что связано с экологией человека, имеет прямое отношение к проблемам здоровья. Категория «здоровье трудяще

ru.wikipedia.org

Экология человека

Экология человека – наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой.

Предметом изучения экологии человека являются антропоэкосистемы – экосистемы, включающие в свой состав человеческое общество. Таким образом, экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкосистем. В них человек является объектом экологического воздействия и выступает как самостоятельный экологический фактор. Человек характеризуется рядом специфических особенностей, отличающих его от других организмов.

Особенности человека как объекта экологического воздействия

  • Человек – космополит, он расселился по всему Земному шару, имеет самый широкий ареал распространения и подвергается воздействию разнообразных экологических факторов. В ходе антропогенеза это привело к возникновению у людей различных адаптивных типов и рас.

  • Действие экологических факторов на человека всегда в большей или меньшей степени видоизменено (опосредовано) в связи с использованием одежды, огня, технических средств, постройкой жилищ и так далее.

  • Человек приспосабливается к действию экологических факторов не только морфофизиологически (как животные), но и технически, экономически и даже эмоционально.

Особенности человека как экологического фактора

  • Человек оказывает осознанное, целенаправленное воздействие на окружающую среду (конечно, не всегда разумное). Ф.Энгельс писал: “Животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет служить её своим целям, господствует над ней».

  • Антропогенный фактор по силе, интенсивности и глобальности воздействия в настоящее время не имеет равных в природе. Люди расширили круг доступных источников энергии вплоть до использования ядерных и термоядерных реакций.

  • Человек создает искусственные среды обитания, может длительное время находиться в космическом пространстве и под водой, воздействуя на природу.

Сегодня окружающая человека среда практически представляет собой искусственные, созданные человеком экосистемы или естественные экосистемы, в той или иной степени видоизмененные его деятельностью. Абсолютно неизмененных экосистем на планете нет!

Все экосистемы в зависимости от степени антропогенного воздействия на них делятся на натурценозы, агроценозы и урбаноценозы.

Натурценозы характеризуются большим разнообразием диких видов растений и животных. Они соответствуют различным ландшафтным зонам: тундре, лесотундре, тайге, смешанным и широколиственным лесам, степям, пустыням, субтропикам и тропикам.

Экологическая характеристика:

  • Большое разнообразие видового состава растений и животных.

  • Экологический гомеостаз поддерживается за счет саморегуляции.

  • Естественный круговорот веществ и использование солнечной энергии.

Медико-биологическая характеристика:

В натурценозы люди попадают при изучении природных условий, ресурсов, инженерно-геологической обстановки в осваиваемом районе. На этом этапе освоения природы люди подвергаются опасности заражения природно-очаговыми заболеваниями, страдают от нападения гнуса, клещей и неблагоприятных погодных условий, что приводит к возникновению болезней органов дыхания, адаптационных синдромов со стороны сердечно-сосудистой системы, неврозов, увеличению травматизма.

Примеры: смена лесного ландшафта на луго-полевой в средней полосе России привела к изменению состава мышевидных грызунов и появлению новых природных очагов туляремии. Освоение таежных районов Сибири и Дальнего Востока сопровождалось появлением случаев заболевания людей таежным энцефалитом.

Агроценозы. Под влиянием сельскохозяйственного производства возникают искусственные экологические системы – агроценозы (поля, сенокосы, пастбища, сады, парки, лесные посадки).

Экологическая характеристика:

  • Число видов животных и растений ограничено, но их численность порой огромна. Обычно это всего лишь несколько сельскохозяйственных культур, сорняки и вредители сельскохозяйственных растений, небольшое число видов домашних животных. Они находятся под контролем искусственного отбора.

  • В отличие от природных биогеоценозов, искусственные экологические системы для нормального функционирования нуждаются в том, чтобы человек сам поддерживал их гомеостаз, т.е. управлял ими (уничтожение вредных и охрана полезных видов).

  • Круговорот веществ искажен, т.к. человек изымает те или иные вещества, вносит удобрения.

Около 60% сельскохозяйственных земель используется экстенсивно с привлечением мышечной силы человека и животных. Лишь 40% обрабатываемых земель – интенсивно возделываемые агроценозы, в них урожайность сельскохозяйственных растений достигает биологически возможного максимума.

Медико-биологическая характеристика:

В агроценозах прогрессивно увеличиваются потери сельскохозяйственных угодий в связи с вымыванием плодородного гумусного слоя, ветровой эрозией почв, ростом протяженности оврагов, подвижных песков. Почва насыщается ядохимикатами и минеральными удобрениями, водоемы загрязняются хозяйственно-бытовыми сточными водами.

В агроценозах могут создаваться благоприятные условия для циркуляции возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (аскаридоз, трихоцефалез).

Урбаноценозы– антропоэкосистемы городов и поселков. Первые города появились в 3-м тысячелетии до н.э. В началеXIXвека в них жило 3% населения, в 1900 г. – 13%, в 1995 г. – 71% в США, 91% в Великобритании, в России – 74%, а в началеXXIвека в России это число достигнет 80-90%.

Строительство городов – явление прогрессивное. В них концентрируются промышленные предприятия, легче решаются проблемы трудоустройства, снабжения продуктами питания, медицинского обслуживания, есть разнообразные учебные, научные и культурные заведения. В городах есть все условия для производственной деятельности и организации быта людей.

Но, с другой стороны, города характеризуются наиболее выраженными изменениями природной среды, многие из которых имеют отрицательное значение.

Экологическая характеристика:

  • Незамкнутый круговорот веществ, в который вовлекаются металлы, пластмассы, не разрушаемые природными редуцентами.

  • Искусственное поддержание гомеостаза, который направлен на сохранение популяции людей.

  • Использование дополнительных источников энергии.

Медико-биологическая характеристика:

При строительстве городов наблюдается полное или частичное разрушение экологических систем на месте строительства города, изменяется геологическая среда: исчезает естественный микрорельеф, происходит изменение состояния и свойств горных пород, изменяется уровень грунтовых вод, наблюдается безвозвратный забор воды и кислорода, создаются техногенные отложения.

Изменяется климат: в городах снижается интенсивность солнечной радиации, повышается среднегодовая температура на 1-2, появляется амплитуда температур – в центре города температура выше на 2-8, чем на периферии, увеличивается количество туманов, осадков, значительно изменяется ветровой режим.

Изменяется воздушная среда: химический состав атмосферного воздуха, его оптические свойства, тепловые характеристики. Загрязнения воздуха связаны с выбросами газообразных веществ и твердых пылевых частиц. Запыленность и задымленность воздуха в городах снижают количество ультрафиолетовых лучей, доходящих до земной поверхности, зимой на 30%. Длительность солнечного освещения сокращается на 5-15%. Климатические изменения в сочетании с загрязнением атмосферного воздуха приводят к образованию над городами смога, в состав которого входят окись углерода, окись азота, окислы серы и многие другие опасные для людей соединения. У попавших под смог людей развиваются заболевания органов дыхания. Увеличивается количество микроорганизмов в воздухе (в 200 раз по сравнению с сельской местностью), возрастает заболеваемость людей инфекционными болезнями.

В городах поверхностные воды изменяют сток, химический состав и температурный режим. Повышается или понижается уровень подземных вод. Употребление воды составляет 150-200 л/сутки на одного городского жителя. Вода может содержать органические, неорганические, синтетические и радиоактивные вещества.

Происходит минерализация почв, утрамбовка и снятие плодородного слоя, загрязнение жидкими и твёрдыми отбросами, солями тяжелых металлов. Нарушается естественный процесс деструкции различных веществ.

Обедняется растительный покров городов, появляются большие одновидовые группировки растений, в плодах и листьях которых накапливаются токсические вещества.

Изменяется видовой состав животных, резко уменьшается общее количество видов, увеличивается число синантропных видов, создаются благоприятные условия для размножения паразитов и переносчиков, что приводит к формированию внутрисельных очагов заболеваний.

Скученность людей, шум, гиподинамия и напряженный темп жизни создают условия для развития заболеваний нервной системы, органов кровообращения, верхних дыхательных путей. Изменение атмосферного давления приводит к головным болям, слабости и быстрой утомляемости людей. Нарушается обмен веществ, развивается ожирение. Уровень этих заболеваний в 1,5-2 раза выше, чем в сельской местности. В городах также растет транспортный травматизм.

studfiles.net

Экология человека

Экология человека

Определение 1

Экология человека – это наука, в сферу изучения которой входит изучение взаимодействия человека как представителя природы и представителя общества со всеми компонентами окружающей среды. Экология человека делает упор на биологической составляющей человека – его здоровье и безопасности жизни.

Ученые, занимающиеся изучением биосферы, прекрасно понимают, что несмотря на значительный отрыв человечества от природной среды, человек все же остается существом биологической природы, а антропогенное воздействие наносит очень значительное влияние, а потому изучение биосферы невозможно без изучения человека.

В сферу изучения данной науки входят различные антропосистемы – от глобальных, таких как вся планета в целом, до микролокальных.

Замечание 1

Как уже было сказано выше, в изучение глобальной антропоэкосистемы входит исследование биосферы (по Вернадскому) в целом, включая всех живущих на Земле людей, все экосистемы и все урбоэкосистемы (проще говоря – города).

Единицей изучения в экологии человека являются антропоэкосистемы. Сюда могут входить даже самые мелкие системы, представляющие собой небольшое ограниченное пространство, населенное группой людей. Это может быть, например, племя папуасов. Но чаще всего объектом изучения становятся более масштабные объекты – например город, поселок или жилой массив.

В рамках экологии человека выделяют следующие дисциплины:

  • Урбоэкология,
  • Психологическая экология,
  • Экологическая этика,
  • Этноэкология,
  • Палеоэкология,
  • Экологическая этика и другие.

Экология человека представляет в своем роде подобие аутэкологии, с тем различием, что в экологии человека объектом изучения является антропоистема.

Социальная экология практически тожественна экологии человека, различие в том, что в экологии человека речь идет об отдельном человеке или группе людей как представителе фауны. Напротив, когда рассматривается социальный аспект – личность человека, социальная группа – стоит говорить о социальной экологии.

Как и собственно наука экология, так и экология человека имеет множество направлений. Даже сам термин «экология» сегодня уже выходит за рамки обычного понимания этого термина. Например, в последнее время стала практиковаться такая наука как экология духа, это можно понимать буквально как «чистоту духа», данная наука развивается на стыке биологии и психологии, изучает нравственную сторону человеческой природы.

Такое явление как «экология культуры» уже неотрывно связано с понятием экологии человека. Частично данная отрасль науки перекликается с экологией духа, только изучает уже влияние культурной среды на душу человека.

Цели изучения науки

Экология человека развивалась задолго до появления самой науки экологии, только называлась она по-разному. Однако на всех стадиях исторического развития, данную науку волновали одни и те же вопросы:

  • численность отдельных общностей людей и всего человечества;
  • возрастная и половая структура общностей;
  • уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;
  • специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;
  • тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;
  • система расселения;
  • культурные и гигиенические навыки.

Тщательный анализ всех вышеуказанных фактов, дает наиболее полную картину взаимодействия человека со средой, в которой он обитает.

Здоровье человека

Среди всех важнейших вопросов, которые решает экология человека, особняком стоит здоровье населения. Здоровье людей является одним из главных показателей благосостояния среды, в которой находятся люди. На первом месте среди показателей благополучия страны всегда стоят показатели здоровья и долголетия. Чем благоприятнее условия жизни, тем меньше болезней, тем дольше продолжительность жизни. Условия, при которых возникает опасность болезни, называются «факторами риска».

На становления здоровья популяции оказывают влияние такие факторы как:

  • природные условия;
  • образ жизни и социально-экономические условия;
  • загрязнение и деградация окружающей среды;
  • производственные условия.

Динамично развивающаяся наука, техника, медицина и другие прелести современной жизни, создали надежную броню, способную защитить человека от негативных влияний живой природы. Однако, защищая, факторы антропогенной среды одновременно вызывают так называемые «болезни цивилизации», которые имеют связи с повышенным уровнем стресса, постоянным шумом, гиподинамией и прочими факторами.

Факторы антропогенной среды

Современный человек живет в условиях, далеких от природных. Но при этом он остается биологическим существом, этот факт создает конфликт между биологической составляющей человека и техногенной средой. Техногенные факторы оказывают мощное влияние на жизнь и здоровье человека:

  • Снижается работоспособность и социальная активность у здоровых людей
  • Появляется множество генетических болезней, которые влияют в большей степени на будущие поколения.
  • Уверенно растет число онкологических заболеваний, все больше заболевших среди детей и молодежи
  • Дети, рожденные в загрязненных районах все более слабые, часто болеют.
  • Увеличивается число возникновения хронических болезней у молодого трудоспособного населения.
  • Продолжительность жизни у людей, живущих в загрязненных районах, сокращается.

Современный человек, живущий в городских условиях, ежедневно подвергается многочисленным факторам риска. Производственные отходы, городские свалки, загрязненный воздух и вода – все это составляющие среды обитания современного жителя города.

spravochnick.ru

Экология человека — гигиена, здоровье и проблемы экологии человека кратко


Экология человека – это наука, которая изучает взаимосвязь людей, общества, отдельного человека с природой. Рассматриваются следующие моменты:

  • — состояние организма человека;
  • — влияние природы на состояние и самочувствие людей;
  • — управление окружающей средой;
  • — улучшение здоровья населения.

Следует отметить, что экология человека – сравнительно молодая дисциплина. Первые конференции и семинары по этому направлению стали проходить в 1980-х годах.

Гигиена и экология человека

Одной из важнейших задач, которые рассматривает экология человека, является изучение здоровья населения. Специалисты рассматривают динамику здоровья с учетом места проживания людей, естественных условий окружающей среды, экономического положения.

В разных уголках планеты складываются особенные природные условия, формируется определенный тип климата с конкретным температурным режимом, влажностью. В зависимости от природы, люди, проживающие на этой территории, адаптировались к окружающей среде. Мигрируя в другой населенный пункт даже на короткий срок времени, в организме человека происходят изменения, меняется самочувствие, приходится привыкать к новой местности. К тому же одним людям подходят только определенные климатические пояса и природные условия.

Среда человека — экология

Проживая на определенной территории, отдельные явления природы способны влиять на состояние организма. Экология человека рассматривает факторы окружающей среды, которые имеют непосредственное влияние на жизнедеятельность населения. От этого зависит здоровье людей.

В рамках данной дисциплины рассматриваются региональные и глобальные проблемы, влияющие на население. В контексте данной проблематики рассматривается уклад жизни жителей города и деятельность сельских жителей. Особое место занимает вопрос повышения качества здоровья людей.

Проблемы экологии человека

Данная дисциплина имеет ряд задач:

  • — мониторинг экологии и жизненного уклада людей;
  • — создание карт с медицинскими показателями;
  • — анализ состояния окружающей среды;
  • — выявление местности с загрязненной экологией;
  • — определение территорий с благоприятной экологией.

На современном этапе экология человека является важной наукой. Однако ее достижения используются еще не так активно, но в дальнейшем эта дисциплина поможет улучшить жизнь и состояние здоровья разным людям.

ecoportal.info

Часть 1. Экология человека

Глава 12. Экология человека

12.1. Общие положения и определения

«Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих». Протагор из Абдеры (ок. 490-420 гг д.н.э.)

И так, закончена основная часть нашего курса, вы запаслись достаточными представлениями о содержании общей экологии и проблемах, которые в рамках этой науки предстоит решать человечеству и можно уверенно приступить к экологии человека, к благополучию которого и направлено содержание всего курса. Быть или не быть? Этот вопрос, который в XVI веке поставил перед человечеством Шекспир устами принца Гамлета, встает сейчас со всей остротой перед людьми планеты Земля. Быть или не быть человеку? И если быть, то каким? И, в частности —

  • Как выжить в условиях непрерывно и резко ухудшающейся экологической, а для россиян — экономической и социальной обстановки?

  • Как сохранить свой генетический фонд, иммунитет и здоровье под прессом урбанизации, алкоголизации, наркотизации.

  • Как противостоять развивающейся ВИЧ-инфекции и других опасных для здоровья и жизни заболеваний?

  • Как сохранить свои этнические и культурные традиции под давлением современных информационных систем, возможностей интернета, массовой субкультуры, всевозможных сектантских притязаний на наши деньги, души и тела?

Вот круг проблем экологии человека, к осмыслению которых невольно приходит каждый, кому по долгу службы или по интересам приходится заниматься экологическими, социальными, демографическими или медицинскими вопросами, исполнением решений, направленных к совершенствованию и обустройству нашего общего дома – Земли, ее национальных и региональных его квартир.

Иногда полезно вернуться в прошлое. Опустимся по лестнице времен в третий век до нашей эры, и прочтем в трудах Аристотеля, что «… растения существуют ради живых существ, животные — ради человека, домашние животные служат человеку как для потребностей домашнего обихода, так и для пищи и других надобностей, чтобы получить от них одежду и другие необходимые предметы. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все упомянутое ради людей». Нечто подобное усматриваем мы и в ветхом завете, когда после сотворения Человека, мужчины и женщины «И благословил их Бог и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными и над всякими животными пресмыкающимися по земле» (Бытие 1.28)

И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву сеющую семя, как есть на всей земле и всякое дерево у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу. (Бытие, 1.29).

Из этих древнейших и множества других текстов религиозного и научного содержания однозначно следует особое положение человека во вселенной. А необходимость удовлетворения желаний, потребностей каждого человека и должно было быть главной заботой правительственных и иных чиновников. После этого необходимого вступления, определимся с содержанием термина «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»? СЭС определил экологию человека как «Область знаний, которая изучает влияние природной среды на человеческое общество и особенности урбанизированных биоценозов».

Это определение не охватывает всего человеческого окружения, поскольку помимо природной среды любого человека окружает еще среда социальная, производственная, также оказывающие на него влияние. Кроме того в этом определении отсутствует сам человек, как личность, как единый живой организм, а также обратная связь между человеком и средой его обитания, на которую он активно воздействует.

Согласно Казначееву, экология человека есть «… новая синтезирующая наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психических и физических возможностей человека. Раскрытие закономерностей производственно-экономического целевого освоения регионов Земли в процессе их преобразования деятельностью человека».

Подобная трактовка экологии человека охватывает ряд смежных, достаточно самостоятельных научных направлений, включая демографию, экономику, социологию, экономическую географию и корреспондирует с определением Б.Б.Прохорова, рассматривающего ее как ассоциацию медико-биологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и географическими подразделениями.

С ним согласна и ректор медицинского института ЯГУ П.Г.Петрова, которая полагает, что «Сегодня мы с полным основанием можем сказать, что экология человека — это междисциплинарная область знаний. Это конгломерат наук. Это наука о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Решение глобальных человеческих проблем, в том числе, и прежде всего — экологических, возможно лишь на основе синтеза знаний и коллективных усилий, направленных к решению этих проблем».

(Позволю напомнить, что конгломератом называют горную породу, состоящую из прочно сцементированных между собой галечек обычно различных по своему составу). Сказанное позволяет рассматривать экологию человека как науку о человеке, синтезирующую, в конечном итоге, все знания о нем.

Тогда «экологию человека» можно определить как комплексную медико-эколого-социально-экономическую отрасль знания, где здоровье людей, социальные, экономические и природные условия рассматриваются как взаимосвязанные составляющие среды и жизни человека.

Отсюда вытекает и основное назначение экологии человека как науки: обеспечить гармонизацию процессов взаимодействия людей между собой и с внешней средой, имея стратегическую цель — обеспечение условий устойчивого развития общества в благоприятных для этого социальных, ресурсных и экологических условиях.

И так, составными частями системы знаний, которую можно определить как экология человека есть человек и окружающая среда его обитания. Продолжим рассмотрение вопроса характеристикой человека.

studfiles.net

Экология личности — Заблуждения современности — Общество — Каталог статей

Экология личности

 

     Современное состояние человечества

 

       Окружающий нас мир и наша личность связаны тесно и неразрывно. Мы зависим от окружающей нас среды. Мы не можем прожить без воздуха, воды, тепла. Наше тело влияет на наш разум и наоборот, так, что трудно отличить, где кончается одно и начинается другое. Но и мы можем влиять на окружающую нас действительность тем или иным образом. И усиленно влияем, но все взаимосвязано. Сейчас, когда человечество находится перед лицом глобальной экологической катастрофы важно осознать кто мы, чего хотим и как нам жить, точнее, выживать, дальше.

      Бездумное вмешательство в природу не прошло даром. Необратимые изменения природы в результате человеческой деятельности все усиливаются. Не менее бездумны мы и по отношению к своему телу и своей душе. То, что происходит с нашей планетой, только отражает наши внутренние процессы, наше плачевное состояние. То, что хранится в душе у каждого в отдельности и у всех вместе взятых личностей, образующих современное человечество. Утеряна та гармония, которая сохраняла равновесие между личностью и миром. И вот теперь человек может по своему желанию сколь угодно грубо и  необратимо «преображать»  и уничтожать природу. Но и она может столь же беспощадно и грозно ответить на это вмешательство.

    Жизнь ради комфорта. Это ли не насмешка над человеком? И, тем не менее, цивилизованное человечество идет именно по этому пути. Здесь мы можем наблюдать страшный, трагический разрыв между реальностью и идеалом существования общества. Между реальностью и культурой. Все великие писатели, от Гоголя и Достоевского до Г.Беля и В.Распутина, протестовали против доминирования товарно-денежных отношений в обществе, в межличностном общении. И, тем не менее, именно эта схема сейчас является ведущей схемой отношений на Западе и массово насаждается в России.

      Можно сказать, что эта раздвоенность порождает массовую шизофрению цивилизации Запада. Другая серьезная проблема —  обезличенность общества масс и потребления. Унификация не только технологических процессов, но и межличностных отношений. Все сводится к вопросу выгодно – невыгодно. Ручной труд и штучные, пусть даже уникальные произведения не  могут принести такой прибыли, как массовое производство простых, необходимых вещей.

    Происходит стирание индивидуальности, приведение отдельных личностей к единому стандарту. Средства массовой информации становятся универсальным источником знания и общепринятых положений. Но стандарт не в состоянии вместить всю сложность взаимоотношений в человеческом обществе, взаимоотношений с окружающим миром.

В философии эту проблему остро поставил Хосе Ортега-И-Гасет – основатель рациовитализма, провозгласив единство человека с миром и призывая к межличностному а не социальному общению. Но его голос остался гласом вопиющего в пустыне.

      «Открытое общество» —  с плюрализмом мнений, где можно высказывать все, что вздумается, но ничего нельзя последовательно осуществить, где самое большое преступление не убийство, а уклонение от налогов, упорно гналось за выгодой. Цивилизация Запада зашла в тупик, а вслед за ней и все человечество. Шпенглер в своем пророческом труде «Закат Европы» еще в начале ХХ в. Писал: «Цивилизация – неизбежная судьба культуры….Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные состояния ,на которые способен более высокий тип людей. Они – завершение; они следуют за становлением как ставшее, за жизнью, как смерть,… Они – конец, без права обжалования, но они же в силу своей внутренней необходимости всегда оказывались реальностью.»

 

 

 

      Обществом и массами гораздо легче управлять, чем индивидуальностями  и личностями.

Мир упрямо стремится к осуществлению Оруэлловской антиутопии. Само существование человека как личности теряет смысл.

Существование человека чисто на бытовом уровне порождает трансцендентальную тоску, которая не может быть утолена ничем материальным. Скука – вот следствие этого. «Скучно на этом свете, господа!» восклицал Гоголь показывая полную бессмысленность такой жизни. И чтобы утолить эту тоску человек предпринимает одно из трех действий: 1. Постоянное веселье-праздник: вечеринки, рауты, дискотеки; 2. Уход от реальности в виртуальный, наркотический или алкогольный мир; 3. Работа: погоня за прибылью, карьерой, успехом. Но рано или поздно приходит осознание бесполезности и невыразимой тяжести такой жизни. Отсюда небывалое количество самоубийств, происходящих в «развитых» странах.

 

 

     Пути решения проблемы

 

    Что можно противопоставить этой тенденции? Ответ очевиден, но его осуществление настолько сложно, трудоемко и, главное, несовместимо с сегодняшними представлениями о существовании человеческой цивилизации, что его просто игнорируют.

     Воспитание новых поколений в духе традиционных ценностей. Парадоксально, но именно традиционное, консервативное воспитание формирует личность, наиболее приспособленную к меняющимся условиям современного мира и новым условиям глобального экологического кризиса. Именно в традиционном воспитании, в сказках, играх (играх предметных и подвижных), в общении со сверстниками вырабатываются модели поведения, позволяющие наиболее правильно и разумно строить свои отношения с людьми и окружающим миром. В этом смысле компьютерные игры и обучение, построенное на механическом выборе ответа из предельно ограниченного числа возможностей, является антиподом воспитания традиционного. И, соответственно, ведет к противоположным результатам. Неприспособленность к реальной жизни «компьютерных» детей уже стала серьезной проблемой. Но никто не может, или правильнее сказать не решается ее решить. Достаточно характерен опыт Новой Зеландии, где все предметы преподаются максимально наглядно на примерах окружающего мира. Например урок ботаники превращается в увлекательную экскурсию по парку или лесу, где детям показывают то или иное растение и рассказывают о нем.  Однако и там воспитание ограничено

    Ведь здесь для современного сознания заложена мина замедленного действия. Воспитание полноценных, всесторонне развитых личностей сейчас не только трудоемко и сложно, но и вызывает опасения. В самом деле, как можно управлять государством, в котором хотя бы треть населения будет являться полноценно развитыми личностями? Что может их объединить, заставить подчиняться не собственному «Эго», но государству? Совершенно невозможная вещь в современной структуре общества, в котором напрочь изгнаны даже упоминания о идеалах, и том, КТО гораздо важнее всей нашей цивилизации и всего существующего космоса. Потому что Он Творец всего сущего. И вся материя существует только благодаря Его произволению. Но пошлость торжествует. Пошлость – как отсутствие идеала, и стремления к нему.   

   Из вышеизложенного следуют важные выводы: 1. О невозможности решения экологических проблем при сегодняшнем состоянии человечества. 2. Крайней необходимости решения этих задач, угрожающих существованию человечества. И, наконец, главный вывод следующий из этих двух: Поскольку решение экологических проблем крайне необходимо, но в данной ситуации невозможно, значит, будет меняться сама ситуация.

    Путей развития данной проблемы для человечества в сущности всего два: 1 Воспитательный, что как было уже сказано крайне трудоемко и малоэффективно на первых порах; 2. Силовой метод. В современных условиях именно он представляется наиболее вероятным.

 

 

 

   Глобальный контроль

 

      Сейчас наметились тенденции позволяющие прогнозировать модели развития событий с большой вероятностью. Например, попытки организованно провести акции планетарного масштаба, якобы силами энтузиастов и общественных организаций. Хотя даже при беглом и поверхностном подсчете средств затраченных на проведение подобных мероприятий получается сумма в несколько миллионов долларов. Сам собой напрашивается вопрос, откуда у общественных организаций (Включая даже известную Гринпис) такие средства? Далее массовое манипулирование общественным сознанием через средства массовой информации в целях воспитания нового экологического сознания тоже выглядит срежисированным и продуманным действом. Тем более что угроза необратимости экологического вполне очевидна

и становится реальностью. Учитывая все вышесказанное можно предположить развитие событий по следующему сценарию.

 Во-первых: создание при ООН специального органа контролирующего экологическую обстановку в любой точке земного шара и обладающего огромными полномочиями. Нечто вроде Интерпола, но работающего с предприятиями, корпорациями, местной властью и правительствами. Соответственно понадобится пересмотр международных соглашений в рамках экологически единого глобального мира.

Во-вторых: Установка системы непрерывного слежения, как спутникового, так и наземного, что впрочем уже происходит.

В-третьих: учреждение специального экологического налога правительствами большинства стран.

В-четвертых: Пропаганда и реклама экологического поведения.(Не бросать мусор, не расходовать воду и т.д.). Не воспитание, а именно пропаганда, основанная на рекламных щитах и роликах. Впрочем, в школах тоже повсеместно будет введен предмет «основы экологических знаний». Так или иначе, необходимость формирования экологического сознания с детских лет будет с течением времени все более и более актуальной.

В-пятых: Учреждение специальных всемирных дней, недель и годов борьбы за экологию.

    Некоторые пункты уже претворяются в жизнь, так что этот путь развития нашей цивилизации выглядит наиболее вероятным.

 

      Таким образом, мы приходим к неизбежному выводу о том, что решение экологических проблем невозможно без решения проблем социальных и нравственных. Только комплексный подход может принести результат. И современные общественные институты не имеют ни полномочий, ни возможностей осуществить его. Это неразрешимое противоречие обуславливает трагизм современного человечества. Оно словно движется по наклонной дороге обрывающейся в пропасть, знает это, но не имеет возможности ни остановиться, ни свернуть с гибельного пути.

mvorobyev.ucoz.ru

Экология человека — это… Что такое Экология человека?

(син. Антропоэкология или Демоэкология ) — наука изучающая закономерности  взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами. Цель экологии человека — определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на человеческие общности, и оценить их последствия для жизнедеятельности людей. Задача экологии человека — способствовать обществу в деле оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях путем обеспечения общественных организаций, законодателей и руководителей различных рангов соответствующей информацией.

Экологию человека можно рассматривать в качестве широкой экологической проблемы, как это делал, например, С. С. Шварц (1974), или как самостоятельную дисциплину (или ассоциацию дисциплин) в рамках общей науки об окружающей среде. В.П. Казначеев (1986) характеризует экологию человека как комплексную науку, призванную “изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека… Важная сторона экологии человека заключается в научно-практическом раскрытии закономерностей социально-экологического, производственно-хозяйственного освоения регионов планеты Земля, особенностей их преобразования по мере перехода биосферы в ноосферу, изучения естественно-исторических законов сохранения и развития здоровья людей в ходе такого освоения”.

Жизнедеятельность населения (его быт, труд, отдых, поддержание высокого уровня здоровья, демографическое поведение, семейные отношения, осознание своей духовной и политической независимости, социальный комфорт) во многом обусловлены качеством жизни населения и его важнейшей составной частью — качеством окружающей человека среды.

Экология человека рассматривает в качестве объекта изучения сложную природно-социально-демографическую территориальную систему — антропоэкосистему   (см. соответствующую статью).

Для решения различных научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях — локальном, региональном и глобальном. Каждому из этих уровней соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов.

В исследованиях по экологии человека используются как субъективные оценки (например, результаты социологических опросов населения), так и объективные показатели: данные медицинской и демографической статистики, результаты обследования населения специалистами, материалы натурных наблюдений за факторами окружающей (природной, социально-экономической, техногенной) среды и результаты обработки экономико-статистических, географических, геофизических и т.д. сведений, полученных экономистами, природоведами, геофизиками и пр. В центре всех исследований по экологии человека находятся человеческие общности, поэтому очень важно правильно выбрать показатели, которые бы адекватно эти общности характеризовали. Таких показателей достаточно много: рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, возрастная и половая структура конкретной общности, ее образовательный ценз и профессиональный состав, уровень физического развития детей, нравственные принципы, социальная защищенность и в связи с этим ее политическое самосознание. Результаты всех процессов жизнедеятельности человеческой общности, ее взаимодействия с внешним миром сконцентрированы в демографическом поведении и популяционном здоровье. Измерение и ранжирование уровней здоровья различных популяций — задача весьма сложная, но в принципе разрешимая, особенно, если сочетать количественные показатели (рождаемость, стандартизованная смертность, инвалидность, заболеваемость и др.) с экспертными оценками.

В исследованиях по экологии человека окружающую среду  характеризуют преимущественно три группы факторов. Первая группа показателей позволяет оценивать природные условия изучаемых территорий и интегрируется комплексным показателем — уровнем комфортности природной среды для жизни населения. Вторая группа показателей характеризует степень загрязнения и деградации окружающей среды в результате техногенной экспансии на природную среду. Оценка всей совокупности показателей второй группы выражается через комплексный показатель — степень детериорированности жизненного пространства изучаемых общностей людей.  Третья группа дает реальное представление о социально-экономической обстановке в регионе. Комплексная оценка очень большого числа социально-экономических факторов позволяет получить коэффициент или индекс социального благополучия населения. 

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов сложившихся в науках, на основе которых возникла экология человека, — демографии, социологии, природной и социальной географии, клинической и профилактической медицине, биологии, геофизике, биогеохимии и пр. Связаны эти столь разнообразные методы в единое целое системной ориентацией. В силу пространственной ориентированности применяемых в экологии человека методов и технических приемов, особая роль принадлежит картографированию. Карта используется от этапа сбора материалов и до передачи итогов работ заказчику.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

human_ecology.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *