Разное

Экологическая культура населения – Экологическая культура — Википедия

Экологическая культура человека: понятие и современное состояние

Все мы дети одного корабля по имени Земля,
а значит, пересесть просто некуда…
Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –
сразу же приведи в порядок планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.

Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.

Понятие экокультуры

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:

  • Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
  • Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

экологическая культура

Современное состояние экокультуры человека

Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX-го века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете.

Угроза серьёзного экологического кризиса поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого.

Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума, придав ему эконаправленность.

Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры. Без неё в условиях экокризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса парниковых газов, разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров и пр.

Воспитание экологической культуры населения, её внедрение и развитие в обществе проводится на уровне каждой страны в отдельности. Эти процессы подкрепляются законодательно, а также за счёт деятельности общественных организаций, союзов, движений, общества защиты природы.

Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды. В тот же период были приняты законы об охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности населения, гидрометеорологической службе и др. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России.

единство природы и человека

Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на госуровне пока всё же нет. Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические. То есть пока что в России эффективность экономики имеет приоритетное значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Кроме того, в отношениях бизнеса и государства нет эффективного действующего механизма распределения ответственности за экологические последствия решений, принимаемых на уровне предприятий и даже регионов.

Получается, что современная российская экологическая культура характеризуется преобладанием индивидуалистических утилитарных установок, психологии потребления. Это негативно сказывается на здоровье, качестве жизни населения, состоянии флоры и фауны. В глобальной перспективе это последствия для всей природы, человека, планеты. Как раз чтобы избежать этого, и нужно формировать правильные установки в обществе.

Для воспитания у населения РФ экологической культуры в её классическом понимании, по мнению экспертов, необходима смена текущих экономических приоритетов на экологические. Это станет возможным только в случае преобразования сознания каждого человека в отдельности и системы общественных ценностей в целом.

Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.

Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.

Формирование и развитие экокультуры

Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.

Международная практика показывает, что для успешного выполнения данной задачи необходимо:

  • введение хорошо продуманной и действующей нормативно-правовой базы;
  • осуществление экологического воспитания в образовательных учреждениях;
  • внедрение экологического просвещения;
  • личная сознательность граждан.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьной, профессиональной и рабочей деятельности человека. В учебных учреждениях тематический материал усваивается детьми и подростками благодаря организации олимпиад, предметных недель, конкурсов, специальных акций.

Типичная проблема, с которой приходится сталкиваться: экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой преимущественно занимаются общественные организации и СМИ. Продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции и не несёт в себе побуждения к применению в жизни. К сожалению, воспитание экологической культуры тормозит и тот факт, что человек акцентирует своё внимание на локальных успехах природоохранной практики и готов довольствоваться минимальным экоблагополучием.

Надо помнить, что экологическая культура каждого отдельно взятого человека создаётся под влиянием семьи, в которой он растёт, общества, в котором общается, учится и работает, его понимания актуальности проблемы и личной сознательности.

Поэтому полностью перекладывать ответственность за формирование экологических убеждений граждан на систему гособразования неверно: не подкреплённые практикой знания и умения угаснут очень быстро.

Именно личная ответственность и сознательность людей, понимание бесперспективности потребительского отношения к природе для них же самих способно стать толчком для динамичного развития новой экологической культуры и  мышления человка. Такое мировоззрение требует отказа от эгоистических установок ради благополучия последующих поколений и сохранения жизни на Земле.

Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий.

legkopolezno.ru

Экологическая культура населения | Статья в журнале «Юный ученый»

 

Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов»

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются вопросы

охраны окружающей среды. Во многом такое смещение произошло благодаря все более ощутимому влиянию человека на окружающую среду. Однако необходимо различать понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно четко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки

Цель работы: Оценить уровень экологической культуры населения.

Задачи:

1. Продолжить сбор фотоинформации о состоянии окружающей среды;

2. Анализировать информацию и оценивать степень загрязнения окружающей среды;

3. Оценить качественный состав загрязнений;

4. На основе анализа ситуации и оценки степени загрязнения окружающей среды оценить экологическую культуру населения

План исследований

1.                  Изучение литературы и других источников информации по экологическим проблемам

2.                  Сбор информации о качественном составе бытового мусора.

3.                  Сбор фотоинформации по изучаемой проблеме и визуальная оценка ситуации.

4.                  Продолжение долговременного эксперимента.

а). Длительное хранение образцов наиболее распространенного бытового мусора во влажной земле и на ее поверхности;

б). Периодическая оценка изменений, происходящих с материалами и веществами.

5.        Анализ полученной информации, результатов наблюдений и опытов.

6.        Формулировка выводов и рекомендаций.

7.        Публикация материалов в районной газете «Северо-Енисейский вестник».

8.        Представление итогов работы на научно-практической конференции.

Качественный и количественный состав мусора

2013 год был объявлен в России годом охраны окружающей среды, поэтому сегодня вопросы экологии выходят на первый план. Краевые власти ставят перед собою задачи не только улучшать окружающую среду, но и привлекать к этому общество. В Северо-Енисейской школе № 1 проводятся исследования по проблемам загрязнения окружающей среды и применения вторичных материалов с пользой для людей.

Для определения качественного состава мусора учащиеся школы собирали информацию о составе и количестве выбрасываемого бытового мусора. Некоторые образцы приносили в школу и определяли массу образцов мусора. В течение длительного времени фотографировали вторичные материалы — так называемый сопутствующий мусор, который выбрасывают предприятия торговли, связи.

 

 

Название предмета

Масса, граммы

1

Банка из-под сгущёнки

54

2

Банка из-под тушёнки

54,4

3

Бутылка ПЭТ

21,5

4

Крышка СПРАЙТ

1,5

5

Крышка хан-куль

3

6

Крышка

2

7

Крышка

3,2

8

Трубочка из-под сока

0,200

9

Баночка из-под йогурта

4,5

10

Баночка фанта 0,237л

11

11

Баночка кока-кола 0,33л

13,5

12

Баночка 1 л

34

13

Лампочка 200 ватт

42

14

Лампочка 100 ватт

33

15

Лампочка 40 ватт

23,5

16

Цоколь электролампы

4

17

Пакет ТЕТРА-ПАК 1,93 л

62

 

С октября 2009 года в школе проводится эксперимент, чтобы узнать, какие изменения происходят с образцами мусора во влажной земле и на поверхности земли. Образцы помещены в специальный ящик и регулярно (1 раз в месяц) поливаются водой.

Промежуточные осмотры показали, что часть образцов остались без изменений: крышка от ПЭТ бутылки, пластмасса от ПЭТ бутылки, одноразовая посуда.

Ржавчина появилась на цоколе электрической лампы, на гвозде, на банке из-под тушенки, на металлической крышке из-под напитков; зеленые пятна на меди.

Поменяли цвет: пенопласт, медь, банка из-под йогурта.

Потемнели: жесть, отходы от радиосхем, образцы алюминия.

Покрылись плесенью: деревянный брусок, пакетик из- под чая, алюминий, банка из-под тушенки, жесть, отходы от радио, пластмасса от ПЭТ бутылки.

Разлагаются: бумага, картон, образцы чая в пакетиках.

Результаты осмотра через 5 лет.

  1. Электрические лампочки с железно-цинковым цоколем: патроны проржавели, стекло без изменения.
  2. Деревянные бруски: наполовину сгнили, покрылись плесенью.
  3. Медные пластинки: позеленели и покрылись пятнами.
  4. Пластик от упаковок: без изменения.
  5. Одноразовые столовые приборы: слегка потемнели.
  6. Пенопласт: без изменений.
  7. Гильза от охотничьего патрона: пластиковая часть без изменений, металлическая часть проржавела и позеленела, капсюль без изменений.
  8. Печатная плата: медные части позеленели.
  9. Полиэтилен: без изменения.
  10. Упаковки от чипсов Lays и кетчупа: без изменения.

Время разложения различных видов мусора и вред, который может быть нанесен природе, представлены в таблице № 1.

 

Таблица 1

Вид мусора

Время разложения

Ущерб природе и человеку

Вторичное использование

Макулатура

2–3 года.

Бумага (целлюлоза) безвредна. Краска может выделять ядовитые вещества.

Переработка на оберточную бумагу и компостирование.

Изделия из тканей

2–3 года.

Не наносит.

 

Древесина

Несколько десятилетий.

Не наносит.

Переработка на дерево — стружечные плиты.

Металлы

На земле — 1мм в глубину за 10–20 лет.

В пресной воде — 1мм в глубину за 3–5 лет.

В соленой воде — 1мм в глубину за 1–2 года.

Вызывает различные травмы.

Переплавка.

Фольга алюминиевая

На земле — несколько десятков лет. В пресной воде — несколько лет. В соленой воде- 1–2 года.

Практически не наносит.

Переплавка.

Кирпич

На земле — несколько тыс. лет. В спокойной воде — несколько сотен лет. В полосе прибоя — несколько лет.

Практически не наносит. Может наносить травмы.

 

Стеклотара (бутылки, банки)

Битое стекло может нанести ранения животных. Может наносить ранения.

Несколько сотен лет.

Использовать по прямому назначению или переплавка.

Банки из-под пива и других напитков

На земле — сотни лет, в пресной воде — десятки лет, в соленой воде — десятки лет.

Острые края банок вызывают травмы животных. В банках скапливается вода, в которой размножаются личинки кровососущих насекомых.

Переплавка.

Батарейки

На земле-10 лет, в спокойной воде — несколько лет, в соленой воде — 1 год.

Соединения цинка и марганца, входящие состав батареек, ядовиты для многих организмов.

Не существует.

Упаковки для пищевых продуктов

10 лет, может больше.

Могут быть проглочены крупными животными, что может привести к гибели.

Как правило, не существует.

Изделия из пластмассы (неизвестного состава)

Около 100 лет, может больше.

Препятствуют газообмену в почвах и водоемах. Могут выделять при разложении ядовитые вещества.

Как правило — переплавка. Для многих пластмасс не существует.

 

Вывод: большая часть мусора, который мы выбрасываем, может пролежать в земле годами и даже не начать разлагаться. Так ведь можно замусорить и всю планету.

Экологическая культура населения

Городской поселок Северо-Енисейский внешне выглядит опрятно, вовремя вывозится мусор из контейнеров машинами УККР. Много внимания уделяется чистоте улиц, работают дворники. В частном секторе около большинства домов чисто. Жители поселка проводят субботники по очистке территории от мусора, летом работают ученические трудовые отряды «Пчелы».

Но есть много фактов, которые говорят о низкой культуре населения, мусор появляется снова и снова. Важно изучить причины загрязнения среды обитания бытовым и сопутствующим мусором. Зная причины, можно принимать специальные меры по уменьшению уровня загрязнения.

Регулярно засоряются места, где люди проводят свободное время. Можно увидеть окурки, упаковки, бутылки и другой мусор на траве около скамейки, хотя рядом урна. Остановки, стены домов и двери подъездов изрисованы краской, обклеены объявлениями. Привести это в порядок потребует большого труда и денег.

 

В некоторых укромных местах лежит много разнообразного мусора, который накапливается от субботника до субботника. Много мусора за гаражами и в местах отдыха людей за пределами поселка.

 

Уже давно в моду вошла одноразовая посуда. Человек стремится к удобствам. Выпускаются одноразовые тарелки, ножи, вилки, ложки, даже бокалы. Но как бы, ни была хороша такая посуда, она также приводит к загрязнению. Например, люди идут на пикник, берут с собой одноразовую посуду, а затем выбрасывают ее там же, где остановились. Все бы ничего, но эта посуда очень долго разлагается. Она может годами лежать в земле и не изменяться. Все это приводит к загрязнению. Но у одноразовой посуды есть и плюсы. Например, в кафе, чтобы не заставлять работников перемывать обычную посуду, используют одноразовую. К тому же такая посуда довольно дешевая.

Средства информации сообщают, что срок службы товаров сократился на треть. Производить качественные вещи, которые будут служить верой и правдой всю жизнь сейчас невыгодно никому. Ведь если это случится, без работы останутся ремонтники, рабочие, рекламщики, продвигающие новый товар — миллионы человек, живущих за счет того, что люди привыкли покупать, покупать, покупать…

«Сегодня все вещи — от мобильных телефонов до автомобилей — устаревают морально намного быстрее, чем физически», — говорит Виктор Павлов, маркетолог. А заложенная в них недолговечность — двигатель торговли. Недолговечность как маркетинговый ход используют и на Западе, и в Китае, и в России.

С начала 90-х годов в Россию стали возить много некачественного товара из Китая. Такие товары очень вредны для здоровья людей т. к. эти вещи делаются из некачественного материала. Эти товары быстро изнашиваются и выбрасываются, люди выбрасывают их, тем самым интенсивно загрязняют окружающую среду.

Избыточное потребление

Сейчас производители разных товаров выпускают с ними брошюры и инструкции по применению. Инструкции печатаются на нескольких языках для разных стран. Хотя нам нужен только русский язык для изучения прибора. Инструкции фирмы PHILIPS, выпускающую разнообразную бытовую технику, имеют большой объем. Например, к утюгу, изготовленному на этой фирме, прилагается толстая брошюра на 16 языках содержащая 223 страницы, но только 15 страниц на русском. Получается, что 1/16 брошюры нам полезна, а больше двухсот страниц не используются. Большой перерасход бумаги. Привлекают фирмы покупателей красивой упаковкой, большая часть которой выбрасывается.

Одноразовые предметы

В наше время пришла «мода» на одноразовые предметы такие как, шприцы, пластиковую посуду (стаканы, вилки, ложки, тарелки) и т. д. В основном их делают из пластика. Еще в наше время стали производить одноразовую стеклянную тару. В настоящее время производиться большое количество пластиковых контейнеров для продажи и хранения пищи. Люди выбрасывают их на свалки и тем самым наносят вред окружающей среде, хотя эти материалы можно переработать. Большую опасность представляет собой тара для моющих и чистящих средств.

Опасный мусор

К опасному виду мусора нужно отнести энергосберегающие, люминесцентные лампы, батарейки и аккумуляторы. В этих лампах содержится высокое содержание паров ртути. Общеизвестно, что пары ртути, и соединения ртути сильно ядовиты. Если такая лампа разобьется, то в воздух попадут пары ртути, и при этом надо проветрить помещение на 30 минут. В Красноярском крае практически нет предприятий, которые бы правильно утилизировали эти лапы.

Батарейки тоже очень ядовитый мусор! Батарейки состоят из цинка, угля и оксида марганца. Соединения цинка и марганца, входящие в состав батареек, ядовиты для многих живых организмов, в том числе и для человека. При разложении цинк медленно окисляется под действием растворенного в воде кислорода. Оксид марганца (IV) медленно восстанавливается под действием растворенных в воде органических соединений и растворяется. Уголь практически не разлагается. Батарейки разлагаются на земле — около 10 лет, в воде — несколько лет, в соленой воде — около 1 года. В больших масштабах способов вторичного использования не существует из-за трудностей централизованного сбора.

К опасному виду мусора можно отнести окурки, брошенные на тротуар или дорогу. Они могут переноситься ветром, водой, их могут растоптать. Вредные вещества, накопленные в сигаретных фильтрах, могут попасть в воздух, а потом в организм человека.

Один из вариантов сбора опасного мусора

Можно реализовать схему сбора в первую очередь опасного мусора без больших затрат. Рассмотрим путь материалов от месторождения до свалки.

Изделия изготавливаются из сырья, поступающего с обогатительных предприятий (М), на специальных заводах (З). Их везут на базы (Б) с которых они распределяются по магазинам (МГ). Потребитель (П) покупает нужную вещь и пользуется ею. После того, как вещь исчерпала свой ресурс, ее выбрасывают в мусорный контейнер и ей прямой путь на свалку. Тоже самое происходит с многочисленной упаковкой для продуктов.

Можно сделать так, чтобы материал, из которого сделана вещь или упаковка, был использован вторично.

1)        Создать сборные пункты (СП) и вывозить вторичные материалы на перерабатывающие заводы (ПЗ), выделенные вещества передаются заводам (З) выпускающие те же вещи.

2)        Потребители (П) могут относить использованные батарейки, аккумуляторы, ртутьсодержащие лампы в магазин (МГ), их увозят на базу (Б) (машина все равно совершает порожний рейс). На базе (Б) собирается большое количество вторичных материалов и увозится на перерабатывающий завод (ПЗ). При втором варианте не надо строить сборные пункты (СП).

Рис. 1. М — месторождение, З — завод, Б — база, МГ — магазин, П — потребитель, СП — сборный пункт, ПЗ — перерабатывающий завод, В. П. В. — вода, почва, воздух

 

По сообщениям СМИ строительство полигонов будет продолжено. Строительство полигонов сейчас просто необходимо — говорит министр природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Елена Вавилова. Глава Рыбинского района, председатель районного совета депутатов Сергей Колесов согласен, что ввод в эксплуатацию полигона ТБО, например, в Заозерном позволит улучшить ситуацию в районе уже в ближайшей перспективе. Ведь сегодня по его словам, бич многих территорий — несанкционированные свалки. Значит, переработки мусора не будет?

Мусор и животные

Мусор и животные (собаки, коровы). Когда контейнер стоит без крышки туда очень часто лезут собаки, коровы и достают оттуда пакеты с мусором, в которых остались пищевые отходы пригодные для собак и коров. Они рвут пакеты, и все содержимое вытаскивают наружу. Когда корова начнет, есть траву возле мусорного контейнера, то она своим шершавым языком может слизать химические отходы. Они попадут в желудок и корова заболеет.

Неопрятный мусор

Есть много случаев загрязнения в виде надписей, объявлений, некоторые клеят на домах и автобусных остановках. Объявления размывает дождём, они отрываются или их отрывают дети. На домах и автобусных остановках остается клей, скотч и бумага. На некоторых домах есть надписи, они написаны краской из баллончиков. Выглядит это всё очень неопрятно.

Использованную жевательную резинку можно отнести к неопрятному виду мусора. Использованную жевательную резинку просто выкидывают. Потом жевательную резинку растаптывают, и она становится черным пятном на полу. 17.10.11 было насчитано 159 чёрных прилипших к полу жевательных резинок.

Для уборки используют шпатель, тратится примерно 1 минута. Если мы умножим 1 минуту на 159 пятен, то получим, что если работник будет убирать все пятна, то на это уйдет 159 минут.

Что делать?

Необходимо постоянно напоминать людям о сложной экологической обстановке в среде обитания и недопустимости ещё большего ее ухудшения. Такие работы будут проводиться на научно-практических конференциях, классных часах, размещения информации в газетах и местном телевидении. Люди должны знать и понимать, что, загрязняя окружающую среду, они вредят своему здоровью и здоровью окружающих в настоящее время и закладывают экологическую «мину» для будущих поколений.

Выводы:

  1.                Экологическая культура населения очень низкая. Люди равнодушно относятся ко всему, что находится за порогом их дома.
  2.                Необходимо постоянно заниматься решением проблем загрязнения окружающей среды.
  3.                Времени для решения экологических проблем остается все меньше.
  4.                Работу по изучению экологических проблем завершить невозможно, так как она очень серьезная, объемная и трудно решаемая.

 

Литература:

 

  1.      Гроссе Э., «Химия для любознательных»/ Э.Гроссе, Х. Вайсмантель — Издательство «Химия» Ленинградское отделение 1978г.
  2.      А. П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда»/ Рыженков А. П. -М. «Просвещение» 1996г.
  3.      Мансурова С. Е., «Следим за окружающей средой нашего города». Школьный практикум/ С. Е. Мансурова, Г. Н. Кокуева — М.: «Владос» 2001г.
  4.      Блинов Л. «Химико-экологический словарь-справочник»/ Л. Блинов. Санкт-Петербург. Издательство «Лань», 2002 г.
  5.      «Аргументы и факты» № 11 (1012) март 2000 г. в приложении АиФ на Енисее № 4 (124)
  6.      Попов А. В., «Применение удобрений из бытовых отходов»/ А. В. Попов, З. С. Васаева, И. И. Багрова. Издательство «Лениздат», 1997 г.
  7.      Боровский Е. Э.. «Промышленные и бытовые отходы. Проблемы экологии»/ Е. Э. Боровский — М.: издательство «Чистые пруды» 2007 г.
  8.      «Московский Комсомолец» август 2010 г.

yun.moluch.ru

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ВОСПИТАНИЕ » Буквы.Ру Научно-популярный портал

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности.

Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей.Экологическая культура человека является важным фактором устойчивого развития общества. 1

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов.

Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер или уровней.

Первая сфера – одежда – первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.

Вторая сфера – дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера и размера.

Третья сфера – окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.

Четвертая сфера – производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.

Пятая сфера – город, поселение. В отношении к городу как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом: не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.

Шестая сфера – страна. Это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.

Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.
1

Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые, соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную» среду. На протяжении всей истории он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества в целом и человека в частности следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологи экологическая культура человека представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
1

Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная –– одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычислению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной, среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование как базис формирования экологического мышления

 

Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.
1

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный,
междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

 

3. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ воспитание

 

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, но Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса
природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

  • всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек
    ответственен за все живое,

  • Природа — была и всегда будет сильнее человека. Она вечна
    и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

  • чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

  • призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек
    оказывает на природную среду недопустимое по масштабам
    дестабилизирующее воздействие;

  • если все оставить так как есть (или слегка модернизировать),
    то «уже скоро — спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

  • сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира — эксцентрическим;

  • люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к
    отказу от перепотребления
    (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран)
    от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направление в охране окружающей природной среды.

    Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится « человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.

    Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

    В условиях усуглубяющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалистов к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и человечество уже сейчас нуждается в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления –– и в сознании, и на практике – этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

    За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.

    Главным фактором остановки деградации биосферы, последующего ее восстановления является формирование экологической культуры населения, в том числе экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения. Ведь известно, что знать о грядущей беде значит быть предупрежденным, а следовательно, иметь возможность предотвратить ее. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

     

     

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1988. – 541 с.

  2. Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. М., 2007.– 384 с.

  3. Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Российский экономический журнал. – № 7. – С. 55 – 69.

  4. Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М., 2005. – 651 с.

  5. Взаимодействие общества и природы / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1986. – 198 с.

  6. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007. – 498 с.

  7. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1990. – 391 с.

  8. Горелов А. А. Человек — гармония — природа. М., 2008. – 251 с.

  9. Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. М., 2001. – 119 с.

  10. Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 2001. – 291 с.

  11. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 2002. – 615 с.

  12. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2005. – 386 с.

  13. Орлов В.А. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.– 411 с.

  14. Реймерс Н.Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. – 216 с.

  15. Тулинов В.Ф., Недельский Н.Ф., Олейников Б.И. Концепция современного естествознания. М., 2002. – 563 с.

bukvi.ru

Экологическая культура

1.1. Введение

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

 

1.2. Понятие экологической культуры

Как уже было отмечено во введении, экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь  В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

 

Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура” происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”.

Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций привёло к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

 

studfiles.net

экологическая культура

Введение

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности

Понятие экологической культуры

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

Таким образом, понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Цель и задачи воспитания экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

  1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия

  2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение

  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: 

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (от греч oikos - дом, родина, logos — учение, слово).— Понятие Э., относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей, переносится сегодня на отношение к К. и вообще к памяти, связанной с прошлым. Впервые выделяя в Э. два раздела: Э. биологическую и Э. к., академик Д. С. Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности». Э. к. можно считать одним из разделов экологической эстетики, затрагивающим проблемы историко-культурного наследия (Наследие художественное) и его включения в совр. сознание. По Лихачеву, страна—это единство народа, природы и культуры, важнейшими элементами к-рой служат человечность, одухотворенность. Это положение, как и понятие «гомосфера», к-рым пользуется ученый, вполне согласуется с учением В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы, хозяйственной и культурной деятельности человека. Тут две т. зр. на один предмет: ученого-естествоиспытателя — основанная на изучении космоса, и ученого-гуманитария — исходящая как бы изнутри человеческой культуры. Экологическое движение в целом сливается сегодня с антивоенным движением, выступлениями против угрозы ядерной войны и «звездных войн». Новое мышление, объединяющее людей доброй воли, отвечает давней мечте человечества, эстетически выраженной в представлении о неразделимости мира и красоты.

studfiles.net

Экологическая культура

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках Культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе .

Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.

Исходя из всего этого, я построил свой реферат следующим образом. В первой главе я поведу речь о термине культуры, о понятии экологической культуры, расскажу о том, насколько актуальна эта проблематика сейчас, затрону вопрос о проработке данной проблематики в современной науке и роли экологического знания в научном сообществе. Также весьма существенно для меня – пояснить, что понимается под биосферой и ноосферой и как воспринимается биоэтика населением.

Вторая глава целиком и полностью посвящена теме экологической культуры. В ней я непосредственно раскрою смысл экологической культуры: что я понимаю под этим и перейду к социальному аспекту экологической культуры.

Последняя часть моей работы обозначена как “Заключение”. Из самого названия видно, что в ней я подведу итог всему сказанному, сделаю выводы из написанного и предложу варианты решения проблемы экологического кризиса и поднятия уровня экологической культуры, который на настоящий момент крайне низок, что показывает практика.

Понятие экологической культуры.

Как уже было отмечено в предисловии, экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера* ”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура” происходит от супина латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже

mirznanii.com

Экологическая культура - это... Что такое Экологическая культура?

Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы[1][2]; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом[3]. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

История вопроса

В течение XX века развитие человеческой цивилизации всё в большей степени выявляло антагонистическое противоречие между ростом населения и удовлетворением его растущих потребностей в материальных ресурсах, с одной стороны, — и возможностями экосистем, с другой. Данное противоречие, усугубляясь, привело к стремительной деградации среды обитания человека и разрушению традиционных социоприродных структур. Стало очевидно, что метод проб и ошибок в вопросах природопользования, характерный для предыдущих периодов развития цивилизации, себя полностью изжил и должен быть полностью заменён научным методом, основой которого является научно обоснованная стратегия взаимоотношения человека с биосферой в сочетании с глубоким предварительным анализом возможных экологических последствий тех или иных конкретных антропогенных воздействий на природу[3].

Современное состояние

В конце XX века внимание к культуре взаимодействия между человеком и природой существенно усилилось; причиной такого внимания стало в первую очередь общественное переосмысление подхода к культуре как таковой и к прошлым достижениям человечества в частности. Внутренний потенциал этих достижений с точки зрения их возможной реактивации в форме сохранения или восстановления традиций был существенным образом переоценён, а сами эти достижения стали рассматриваться как нечто весьма ценное: как осязаемый результат человеческой самореализации, с одной стороны, и, с другой, как продолжающий действовать фактор творческого развития человечества[3].

Экологическая культура и законодательство

В 2000 году в Государственную думу Российской Федерации был внесён проект федерального закона «Об экологической культуре», в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды. В законопроекте рассматривались вопросы государственного управления в области экологической культуры, включая вопросы государственного регулирования в этой области[1].

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *