Разное

Детоубийство это: Детоубийство | это… Что такое Детоубийство?

Значение слов в словарях

Сложность и многогранность русского языка порой удивляют даже его носителей. Особенность заключается в отсутствии структурности. Ведь очень много вольностей допускается не только при построении предложений. Использование некоторых словоформ тоже имеет несколько вариаций.

Сложности и особенности работы со словом

В русском языке огромное количество допущений, которые нельзя встретить в других культурах. Ведь в речи часто используются не только литературные слова, которых свыше 150 тысяч. Но еще и диалектизмы. Так как в России много народов и культур, их более 250 тысяч. Неудивительно, что даже носителям языка иногда необходимо отыскать точные значения слов. Сделать это можно с помощью толковых словарей или специального сервиса WordMap.

Чем удобна такая площадка? Это понятный и простой словарь значений слов, использовать который предлагается в режиме онлайн. Сервис позволяет:


  • узнать точное значение слова или идиомы;
  • определить его корректное написание;
  • понять, как правильно в нем ставить ударение.

Площадка предлагает ознакомиться с историей возникновения слова. Тут рассказывается, из какого языка или культуры оно пришло, когда и кем использовалось в речи.

Осуществляя поиск значения слов в словаре, важно понимать его суть. Ведь звуковая составляющая каждой лексической единицы в языке неразрывно связана с определенными предметами или явлениями. Вот почему при использовании сервиса не стоит ставить знак равенства между значением искомого слова и его понятием. Они связаны между собой, но не являются единым целым. К примеру, понятие слова «центр» можно определить как середину чего-либо. Однако конкретные значения могут указывать на внутреннюю часть комнаты, города, геометрической фигуры и т. д. Иногда речь идет о медицинской организации, математике или машиностроении. В многозначности и заключается сложность русского языка.

Поиск значений через WordMap

Для того, чтобы узнать, что значит слово, была проведена кропотливая работа. Ведь разные пособия и сборники могут давать разные значения одних и тех же лексических конструкций. Чтобы получить максимально полное представление о слове, стоит обратиться к сервису WordMap. В системе есть значения из наиболее популярных и авторитетных источников, включая словари:


  • Ожегова;
  • Даля;
  • медицинского;
  • городов;
  • жаргонов;
  • БСЭ и т. д.

Благодаря этому можно узнать не только все книжные, но и переносные значения лексической конструкции.

Только что искали:

страна фей 2 секунды назад

славлю 3 секунды назад

золапь 3 секунды назад

вытягивайте 4 секунды назад

технологии 5 секунд назад

обрелиден 7 секунд назад

авергий 9 секунд назад

размахи 11 секунд назад

слон 12 секунд назад

макан 13 секунд назад

истискает 13 секунд назад

веберам 14 секунд назад

инфузория 18 секунд назад

атк 19 секунд назад

щупленький 20 секунд назад

Прореживая цветы жизни – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Убивая новорожденного, родители возвращают его богам. В этом нет преступления, говорили одни, а другие грозили убийцам адом и прекращением рода. Разное отношение к умерщвлению младенцев не отменяло главного: таким радикальным способом когда-то регулировали численность семьи. О том, как это было в Японии XVII–XIX веков на японистическом семинаре Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ рассказал известный учёный-японист, профессор Александр Мещеряков.


Алексадр Мещеряков,
профессор, главный научный сотрудник
Института классического Востока и античности
Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ,

Академический руководитель образовательной
программы «Язык и литература Японии» НИУ ВШЭ

Логика контроля

В условиях ограниченных пищевых ресурсов и отсутствия сколько-то надёжных противозачаточных средств практика инфантицида (от лат. in­fantis — мла­де­нец, ди­тя и caedo — уби­вать) была в древности и средневековье широко распространённым явлением. С помощью детоубийства контролировали численность общины и первобытные охотники-собиратели, и жители древнегреческой Спарты. 

В средневековой Европе под влиянием христианства инфантицид уже не являлся столь распространённой практикой: ребёнок дарован богом, а потому родители не имеют права распоряжаться его жизнью. Точно такая же логика «работала» и по отношению к самоубийствам. 

Однако при этом увеличилось число подкидышей, что дало импульс для создания сети приютов. В крупных городах (Париж, Неаполь, Милан) доля подкидышей превышала 10% от числа новорожденных. Другие данные свидетельствуют в пользу того, что в католической Европе пятая часть новорожденных оказывалась в приютах. Условия содержания там были таковы, что мало кто доживал до года. Это можно назвать «отложенным инфантицидом».

Избавление от нежелательных

В XVII веке после окончания серии кровавых усобиц в Японии наблюдался бурный демографический рост, который не мог быть в полной мере обеспечен пищевыми ресурсами. Если в начале столетия население Японии составляло около 12 млн человек, то к его концу оно увеличилось до 30 миллионов. Это было намного больше, чем в любой из европейских стран (население Англии той эпохи оценивается в 5 млн человек, Франции — в 22 млн).

В этих условиях и сёгунат Токугава (1603-1867), и отдельные княжества стали проводить активную демографическую политику, направленную на снижение рождаемости. Наиболее действенным её элементом следует признать меры по ограничению брачности (запрет на браки младших сыновей, которым не выделяли наследства, ограничение брачного возраста).

Тогда говорили, что людям негоже размножаться, подобно зверям. В публицистических трактатах содержались призывы не поддаваться чрезмерной родительской любви и не предоставлять наследство всем детям, поскольку это приведет к беспросветной бедности потомков. Торговля амулетами и пилюлями, якобы предохраняющими от беременности, также была поставлена на широкую ногу.

Избавление от нежеланных детей происходило только в первые дни после родов (до того, как ребёнка относили в святилище и предъявляли богам) и обозначалось оно словом «мабики» («прореживание» или «прополка»). Этот сельскохозяйственный по своему происхождению термин включает в себя и преднамеренные выкидыши, и убийство новорожденных (удушение, отлучение от материнской груди, оставление без присмотра и т.д.).

Особенно широкое распространение практика мабики получила на северо-востоке страны, где «прореживанию» подвергалась треть младенцев. Учитывая суровые климатические условия и более высокие расходы на жизнь (необходимость в основательных домах и калорийном питании, отоплении, тёплой одежде), поддержание сколько-то приемлемого уровня жизни было возможно, прежде всего, за счёт уменьшения «лишних ртов». 

Помимо бедности, имелись и другие основания для существования мабики . Поскольку наследование осуществлялось в подавляющем большинстве случаев по мужской линии, среди жертв мабики было больше девочек, чем мальчиков. Анализ новорожденных по половому признаку показывает, что могло быть и другое соображение: желательность чередования мальчиков и девочек.

Возвращение богам

В рамках культуры мабики «прореживание» воспринималось как проявление ответственности за благополучие живых членов семьи — как детей, так и взрослых. Именно поэтому инфантицид мог восприниматься как проявление сыновнего/дочернего долга.

Носители культуры инфантицида не считали своё поведение девиантным, поскольку до предъявления младенца богам он ещё не считался «настоящим» человеком. Тем более это касается внутриутробного плода. Избавляясь от младенца, родители «возвращали» (каэсу) его богам, полагая, что он ещё вернётся в мир людей в более благоприятное для него время. При этом родители апеллировали к вольно интерпретированной буддийской идее кармы и неизбежного перерождения.

Время противников

Убыль населения стала вызывать тревогу уже в середине XVIII века. В это время беспокойство относительно перенаселённости уходит в прошлое, и теперь маятник качнулся в другую сторону. Многие буддисты и конфуцианцы стали осуждать инфантицид за аморальность и обвиняли родителей в стремлении к роскошной жизни. Противники инфантицида раздавали листовки, в которых приверженцам инфантицида грозили божественными карами и адскими муками, превращением убитых детей в мстительных духов и прекращением рода.

Рисовали они и прельстительную картину, когда многочисленная семья празднует Новый год за богатым столом. Использовали и сравнение с животным миром, которым раньше пользовались сторонники ограничения рождаемости. Но если те говорили, что не следует людям размножаться, как зверям, то теперь утверждалось, что детоубийство ставит человека ниже животного.

Если активисты пугали, убеждали и обнадёживали людей, то власти на уровне княжеств предпринимали активные административные меры с целью, чтобы «крики младенцев раздавались со всех сторон». К их числу относятся введение «журналов беременности». По меньшей мере в 35 княжествах (а всего их насчитывалось около 300) местные власти регистрировали беременных женщин, чтобы те не прибегали к «прореживанию». 

Если муж не сообщал о беременности жены, его могли посадить под домашний арест, приговорить к общественным работам или штрафу. Практиковались и такие наглядные меры, как татуирование лба, обривание женщин наголо, сбривание бровей у мужчин. Тем не менее, крестьяне достаточно часто не сообщали о беременностях и прибегали к инфантициду, маскируя его под мертворождение.

Токугавское государство и общество были основаны на почтении к родителям и старшим. За убийство сыном отца полагалась смертная казнь, за убийство отцом сына ему грозила ссылка, а убийство собственного младенца не относилось к категории преступлений особой тяжести.

Для поощрения рождаемости применялись не только запретительные, но и поощрительные меры. В 56 княжествах стали выплачивать детские пособия (деньгами и рисом). Распространены были также выплаты при вступлении в брак и привлечение мигрантов из других регионов (обычно это были незамужние девушки, приезжавшие специально для заключения брака). Молодожёнам предоставляли строительный материал для дома, освобождали на три года от налогов, предоставляли в собственность пустующие и заброшенные поля.

Предпринимаемые меры по поощрению рождаемости не отличались последовательностью и всеобщностью. Тем не менее, в обществе постепенно создавалась атмосфера нетерпимости по отношению к инфантициду, воспитывалось убеждение в ценности ребенка не только для семьи, но и для более обширного сообщества — деревни и княжества. Сокращение населения удалось прекратить в начале XIX века.

На пути к запрету

Японская практика инфантицида производила и производит на «среднего» западного человека шокирующее впечатление, однако исследователи обнаружили в ней и оправдывающие смыслы. Иностранные наблюдатели единогласно отмечали, что японцы не подвергают своих детей телесным наказаниям, заботятся о них очень хорошо, то есть оставленные жить дети действительно получали необходимый уход.

Во второй половине XIX века Япония приступила к широкомасштабной модернизации на европейский лад. Это произошло, когда трон занимал император Мэйдзи. В западных странах, где аборты были повсеместно запрещены и подлежали уголовному наказанию, — и японская практика инфантицида подвергалась суровому осуждению.

В мэйдзийской Японии инфантицид запретили. В 1882 году был принят закон, ограничивающий аборты. Однако крайне малое количество уголовных дел, заведённых против его нарушителей, свидетельствует о том, что соблюдался он непоследовательно. Кроме того, наказания за аборт были в Японии менее суровыми, чем на Западе. Принятие этого закона было обусловлено прежде всего желанием походить на Запад, к мнению которого Япония того времени очень прислушивалась.

Тем не менее, в обществе усиливалась и нетерпимость по отношению к инфантициду, как к практике недостойной «цивилизованного» народа. Играли роль и другие идеологические соображения, исходящие из того, что Япония является уникальным государством-семьёй, во главе которой стоит император, а раз так, то убийство любого маленького японца есть убийство ребёнка самого императора.

Тем не менее, инфантицид исчез далеко не сразу. Начиная с 1886 года акушерки были обязаны сообщать обо всех случаях мертворождений. В результате выяснилось, что их количество значительно превышало европейские показатели. В Европе того времени нормальной являлась цифра в 3-4%. В Японии же в начале ХХ века в трети префектур она превышала 10%, что, несомненно, свидетельствует о том, что за этими цифрами прячется инфантицид. Однако повышение жизненного уровня и общественная атмосфера делали инфантицид всё менее приемлемым средством планирования семьи и во втором-третьем десятилетиях ХХ века он окончательно перестаёт влиять на демографическую ситуацию в Японии в целом.

IQ

Автор текста: Мещеряков Александр Николаевич, 19 мая, 2021 г.

Все материалы автора

История Авторская колонка


Детоубийство | поведение человека | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Корни детоубийства уходят глубоко и начинаются с бедности

Если есть что-то, с чем мы все еще можем согласиться в эту эпоху политической поляризации, так это то, что жизнь ребенка священна. Массовая стрельба, воздушный удар или стихийное бедствие, в результате которых гибнут дети, считаются гораздо более страшными, чем те, в которых убивают только взрослых. Когда специалист по этике Питер Сингер предположил, что теоретически жизнь ребенка может быть менее достойна защиты, чем жизнь взрослого человека, поскольку его сознание менее развито, раздались гневные призывы к нему потерять работу. Нет, как предполагает наша культура, любви более сильной, чем любовь родителя к ребенку, и нет преступления столь безоговорочно злого, как убийство невинного младенца. Кроме того, представляется разумным предположить, что такое отношение генетически детерминировано. Что может быть более фундаментальным эволюционным императивом, чем защита своего потомства от вреда?

Единственная проблема с этим простым объяснением заключается в том, что на протяжении большей части истории человечества детоубийство было распространенным и общепринятым методом планирования семьи, и кажущаяся невиновность детей с меньшей вероятностью привлекала к ним особое внимание и с большей вероятностью делала их идеальными. жертвоприношения кровожадному богу. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что, хотя крайняя защита детей заложена в человеческом мозгу, она существует наряду с пристрастием к их убийству вскоре после их рождения.

Хорошо известно, что животные, содержащиеся в неволе, могут убить и даже сожрать собственных детенышей. Покупка домашних хомяков для вашего ребенка представляет опасность. Здесь распространено предположение, что стресс от обращения с этими одинокими ночными существами доводит их до мании убийства. Также известно, что зоопарковые животные убивают свое потомство, что соответствует модели детоубийства как патологической реакции на ненормальный стресс. Однако оказывается, что многие животные в дикой природе регулярно убивают своих детенышей, часто в качестве жестокого прямого средства отсеять слабых. В одном исследовании норвежских крыс выживание младенцев сильно коррелировало с успехом родителей; самки крыс низкого ранга со шрамами съели более 60% своих детенышей, в то время как самки высокого ранга без шрамов отняли от груди 100% своего потомства. Родители также жертвуют детьми, чтобы спасти себя. Мать-кенгуру, преследуемая хищником, достает детенышей из своей сумки и бросает их на пути своего потенциального убийцы. Среди приматов исследователи наблюдали пугающее явление, когда одна самка крадет детеныша другого, чтобы использовать его в качестве живой куклы, что иногда приводит к смерти детеныша из-за грубого обращения или голодной смерти.

Но, пожалуй, самые циничные убийства младенцев совершаются снежными цаплями, которые обычно откладывают три яйца. В организме матери третья яйцеклетка получает лишь половину нормальной дозы гормонов и рождается менее агрессивной, чем остальные. Если еды много, более крупные птенцы выбрасывают своего пассивного брата на смерть; если мало, они сожрут его. Мораль этих историй не в том, что животные ужасны, а в том, что с точки зрения эволюции некоторые дети одноразовые. Эволюционное давление заключается не в том, чтобы иметь наибольшее количество потомков, а в том, чтобы иметь оптимальное количество здоровых потомков в оптимальное время.

Конечно, люди обычно не выбрасывают своих детенышей, чтобы отвлечь хищников. Человеческие женщины редко крадут младенцев других женщин, чтобы играть в мамочки, а затем убивают их по небрежности. Мы не хотим — и не хотели бы — рожать тройню, чтобы использовать одну в качестве продовольственного тайника для других. Однако детоубийство человека можно сравнить со статусным каннибализмом норвежской крысы. На протяжении всей истории детоубийство было связано с бедностью и низким статусом младенцев; и хотя родители редко едят своих младенцев, почти всегда именно они принимают решение убить их. И именно они его осуществляют.

Подобно детоубийству животных, детоубийство людей в основном обусловлено заботой о выживании, и убитые дети обладают одними и теми же качествами везде, где это практиковалось. От Древней Греции до современной Боливии новорожденные подвергаются риску, если ребенок уродлив или недоношен, если у его матери уже есть другие дети, если он незаконнорожденный и (за некоторыми исключениями) если это девочка. Эти критерии остаются неизменными независимо от того, кто решает, кто из детей будет жить, а кто умрет, — отцы, матери или даже целые общины. Факторы также имеют умножающий эффект, поэтому в местах, где детоубийство менее распространено, их комбинация может по-прежнему побуждать родителей избавляться от своих младенцев. В ходе одного исследования матерей в сельской местности штата Тамил Наду в Индии было обнаружено, что младенческая смертность среди младенцев женского пола была в четыре раза выше, но только , когда у их матерей уже была хотя бы одна дочь.

Часто младенцев убивают, потому что они все равно должны умереть. Например, сообщалось, что некоторые арктические народы убивали младенцев, чьи матери умерли при родах и некому было их кормить грудью. Больные или уродливые младенцы всегда были уязвимы для детоубийства по той же причине, и во многих культурах существует утешительное суеверие, что они не настоящие люди; в средневековой Европе их называли «подменышами»; в Африке — «младенцы ведьм» или «дети духов». Таким образом, их можно было бросить или убить без вины.

Рассказы родителей, практикующих детоубийство, от первого лица не подтверждают идею о том, что это бессердечные преступления. Между рождением и смертью (2014) Мишель Т. Кинг рассказывает историю, которую китаянка XVI века рассказала своему взрослому сыну об убийстве ребенка, когда она была еще молодой женщиной:

Большую часть своей жизни я никогда не были какие-то секреты, которые отягощали мое сердце. Единственное, когда мне было 24 года, я родила девочку и утопила ее. Даже сейчас я сожалею об этом. В то время мы были так бедны, что у нас ничего не было в доме… Что же до этой простой пены – какой смысл ее поднимать? Только это было бы напрасно: ни мне, ни ей. Поэтому я решил утопить ее. Потеряв столько крови во время родов, я не могла встать, поэтому приказала служанке из дома твоих бабушки и дедушки, Си Сю, утопить ее. Она бросила его на мелководье, но он не умер всю ночь. Я был так разъярен, что заставил себя встать и закрыть дверь, чтобы утопить ее. Я повернул голову, закрыл глаза и сделал это. Я не мог смотреть. Увы! Как я мог совершить такой жестокий поступок?

Родители облегчают убийство новорожденного, убеждая себя, что это не еще не ребенок

Это явно не голос социопата и даже не бесчувственного родителя. Часто решение убить новорожденного является своего рода «выбором Софи», когда ребенок конкурирует за нехватку ресурсов со старшим братом или сестрой. Мы находим необычно прямое описание этого в книге Марджори Шостак «Ниса: жизнь и слова женщины !кунг » (1990), поскольку Ниса вспоминает рождение своего брата в Калахари:

После того, как он родился, он лежал и плакал. Я приветствовал его: «Хо-хо, мой младший брат! Хо-хо, у меня есть младший брат! Когда-нибудь мы поиграем вместе». Но моя мать сказала: «Как ты думаешь, что это за штука? Почему ты так с ним разговариваешь? А теперь вставай и возвращайся в деревню и принеси мне мою палку-копалку». Я сказал: «Что ты собираешься копать?» Она сказала: «Яму: я собираюсь выкопать яму, чтобы детка… я закопаю его, чтобы ты снова могла его кормить. Ты слишком худой».

Как показывает этот отчет, родители облегчают убийство новорожденного, убеждая себя, что это не

.0144 еще ребенок. Эта идея дочеловеческого младенца часто формализуется в ритуале. В древних Афинах нельзя было убить ребенка после того, как он получил свою амфидромию , церемонию, проводимую через неделю после его рождения, чтобы дать ему имя. В ранней Скандинавии было незаконно убивать ребенка после того, как он принял крещение или был накормлен. Во всем христианском мире крещение, вероятно, оставалось точкой отсечки для многих родителей; еще в 17 веке записи о крещении часто показывают подозрительное преобладание младенцев мужского пола, при этом многие девочки были тихо избавлены от своих родителей до того, как они привлекли внимание общества. Стоит подчеркнуть, что именно новорожденные находятся в центре внимания практически всех культурно санкционированных детоубийств. Не существует обычая, согласно которому бедные родители убивают старшую девочку, чтобы освободить место для новорожденного мальчика, или убивают старшего ребенка-инвалида, чтобы освободить место для внешне здорового новорожденного.

Детоубийство имеет определенные характеристики, которые отличают его от других убийств. Хотя женщины совершают очень мало насильственных преступлений, практически все убийства новорожденных совершаются матерями. Используемые методы также различаются. Заметная доля убийств младенцев, начиная с Древней Греции и до наших дней, связана с тем, что младенца оставляют в незащищенном месте, чтобы он умер в одиночестве. Эту практику часто отличали от детоубийства, учитывая, что младенец мог просто выжить. Комментируя воздействие на младенцев в History of European Morals from Augustus to Charlemagne (1869), Уильям Леки говорит: «Это практиковалось в гигантских масштабах с абсолютной безнаказанностью, замечалось писателями с самым холодным безразличием и, по крайней мере, в случае обездоленных родителей, считается очень простительным преступлением.»

Достаточно только подумать о судьбе новорожденного, брошенного в кишащем кошками и крысами районе современного города, чтобы оценить, как мало практической доброты требует этот метод. Тем не менее, воздействие на младенцев давало родителям утешение в том, что они не убивали своих детей, и позволяло им фантазировать о том, что их ребенок может быть спасен и усыновлен — популярная тема в фольклоре и литературе во всем мире. Матери, которые не выставляли своих детей напоказ, по-прежнему склонны убивать их с минимальным насилием. Средства часто определялись культурой: в средневековой Англии мы видим, как родители душит или «закрывают» своих младенцев; в средневековом Китае младенцев топили.

Часто в обществе неонатоубийство рассматривается как не совсем убийство. Во многих правовых системах убийство новорожденного его матерью является преступлением, отличным от убийства, и наказывается менее сурово, в то время как убийство ребенка его отцом — нет. В позднем средневековье, когда предпринимались официальные попытки искоренить детоубийство путем наказания виновных, общественность встретила их каменной стеной. Люди часто не хотели сообщать об этом преступлении своим соседям; даже служанки, которые делили одну постель, утверждали, что не заметили, что одна из них была беременна. В 1624 году Англия ввела драконовский закон, который пытался помешать матерям выдавать убитых новорожденных за мертворожденных, наказывая любую женщину, которая рожала без свидетеля и не могла родить живого ребенка. Этот закон оставался в силе в течение 180 лет, но по нему было привлечено к ответственности относительно мало женщин, и еще меньше было осуждено; между 1730 и 1774 годами, например, в Олд-Бейли в Лондоне рассматривался только 61 случай детоубийства. Из 12 дел о детоубийстве за период с 1680 по 1688 год девять закончились оправдательными приговорами, а три были прекращены за недостатком улик.

Было бы удобно объяснить эти низкие цифры редкостью преступления. Но это было не так. Томас Корам, который помог основать лондонскую больницу для подкидышей в 1730-х годах, был мотивирован тем, что во время своей ежедневной прогулки на работу видел большое количество младенцев, брошенных на навозные кучи или по обочинам дороги, «иногда живых, иногда мертвых, а иногда умирают».

Мы перестали убивать наших детей только тогда, когда их стало меньше

Это движение воспитательных приютов 18-го века было первой масштабной попыткой решить проблему с помощью благотворительности, и оно прокатилось по Европе на волне общественной доброй воли . Матерям незаконнорожденных детей, которых раньше считали распутными женщинами, заслужившими свою жалкую судьбу, теперь предлагали анонимно оставить своих отпрысков в больнице. В больницах наполеоновской Франции был поворотный стол, на который женщина могла положить своего ребенка, позвонить в колокольчик, и медсестра повернула его и взяла ребенка — мать оставалась невидимой, ее личность была защищена. В лондонском приюте для подкидышей мать могла оставить жетон своему ребенку, чтобы она могла остаться анонимной, но все же прийти забрать своего ребенка, если ее обстоятельства улучшатся.

Жетон «У тебя есть мое сердце, хотя мы должны расстаться». © Музей подкидышей, Лондон,

В каком-то смысле эти больницы пользовались бешеным успехом. Матери путешествовали из деревень на мили вокруг, чтобы оставить нежеланных младенцев. В лондонской больнице для подкидышей были сцены, «женщины карабкались и боролись, чтобы добраться до двери, чтобы они могли быть одними из немногих счастливчиков, которые пожинают плоды приюта». В 1818 году в Париже число подкидышей, оставленных в больнице, равнялось трети младенцев, родившихся в городе. К сожалению, большинство найденышей погибли. Из 4779младенцев, поступивших в парижскую больницу в том же году, 2370 умерли в течение первых трех месяцев. По всей Европе цифры были одинаковыми. Невероятно роскошная санкт-петербургская больница, располагавшаяся в бывших дворцах графов Андрея Разумовского и Алексея Бобринского, в свое время лечила 25 000 детей и считалась образцом в своем роде, в ней работало 600 кормилиц и бесчисленное количество приемных матерей в близлежащих деревнях. И все же половина его подопечных умерла в первые шесть недель. Менее трети дожили до шести лет.

В 19 веке дальнейшая инновация «бэби-ферминга» позволила матерям напрямую платить приемной матери за уход за их нежелательными детьми. Для того, чтобы эти матери могли беспрепятственно уйти, фермерам-беби-фермерам часто платили единую сумму. Но вскоре они прославились тем, что убивали своих неудобных подопечных либо по небрежности, либо с помощью опиатов. Фактический уровень детских убийств в Европе существенно не снизился до тех пор, пока популяризация презервативов в конце 19 века не устранила большую часть необходимости. То есть: мы перестали убивать наших детей только тогда, когда их стало меньше.

Любопытно, что столь мучительное и повсеместное преступление оставило так мало следа в истории. Возможно, из-за того, что детоубийство было в основном делом женщин, особенно бедных женщин, сохранилось очень мало рассказов от первого лица. Но тогда существует очень мало современных счетов любого рода. Писателям удобнее всего обсуждать это как редкое и шокирующее преступление или гнусную практику иностранцев, даже если на самом деле это постоянное явление в их собственных районах. Иногда предпринимаются попытки пересмотреть историю; утверждать, например, что древние греки на самом деле не занимались детоубийством или что это было очень редко, даже несмотря на то, что каждое греческое упоминание об этой практике трактует ее как абсолютно обычную. Как сказала историк Жозефина Куинн из Оксфордского университета The Guardian недавно, обсуждая свою работу о карфагенских детских жертвоприношениях: «Ощущение, что нарушается какое-то абсолютное табу, очень сильное. Поразительно, как часто коллеги, когда они спрашивали, над чем я работаю, реагировали с ужасом и говорили: «О нет, это просто невозможно, вы, должно быть, ошиблись». интересное исключение из всех «правил» детоубийства, обсуждавшихся до сих пор. Использование детей в качестве человеческих жертвоприношений было обычным явлением в доколумбовой Южной Америке, а также в древнем Карфагене. Здесь предпочитаемые жертвы были не уродливыми или болезненными, а безупречными и необычайно красивыми. Они редко были новорожденными; они могут быть даже подростками. Люди, приносившие в жертву детей, как правило, были высокопоставленными и богатыми; ритуалы часто пышны. Жертвы, выбранные для инков capacocha ритуал, которым отмечались праздники и важные события в жизни императора, хранились государством в роскоши, иногда годами, прежде чем ритуально умерщвлялись и мумифицировались. Их кормили так хорошо, что археологи могут точно определить, как долго конкретная жертва поддерживалась после отбора, исследуя волосы мумии. Эти жертвоприношения инков были бедными детьми, которых использовала богатая бюрократия, но, по словам Куинна, карфагеняне приносили в жертву своих собственных детей, и, поскольку ритуал был дорогостоящим, такие родители по определению были богатыми.

Это, наконец, практика, которая кажется настолько далекой от нас, что кажется совершенно непонятной. Тем не менее, если мы предположим, что карфагеняне искренне верили в своих богов и боялись готовности этих богов наказать их за неблагодарность, это неотъемлемая часть одного и того же явления: одного ребенка приносят в жертву, чтобы остальные члены семьи могли процветать.

Учитывая повсеместное распространение детоубийства, биологический императив, похоже, смешивается с социальным обычаем. Некоторые общества приняли его открыто, другие загнали его в тень, но практически все приняли младенческое убийство. Сегодня даже во многих развитых странах новорожденному, нуждающемуся в интенсивной терапии, по закону может быть разрешено умереть, если не ожидается, что он проживет долго. Из 1000 младенческих смертей в Нидерландах ежегодно примерно 600 являются результатом решения, принятого родителями и медицинским персоналом. Тайное детоубийство также сохраняется: совсем недавно, в 1997, 5-10% случаев синдрома внезапной детской смерти подозревались в скрытом детоубийстве. Факторы риска также в основном остаются прежними. Матери чаще убивают младенцев, рожденных вне брака, или, когда у них уже есть маленькие дети, вслед за младенцем, которого они не могут содержать. В исследовании 1998 года, проведенном Техасским университетом, было обнаружено, что уровень детоубийства среди близнецов почти в два раза выше, чем среди одиночек. Лучшее регулирование рождаемости, более низкая младенческая смертность и более легкие жизненные обстоятельства могли бы сделать детоубийство менее распространенным, но стремление к нему и логика, лежащая в его основе, остаются скрытыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *