Разное

Деспотичный режим – 6. Деспотический политический режим

Содержание

6. Деспотический политический режим

Деспотический режим (греч. despoteia – неограниченная власть) характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но по­скольку фактически деспот один управлять не может, он вынуж­ден перепоручать некоторые управленческие дела другому ли­цу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял кара­тельную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотиче­ском государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это – ре­лигия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают сво­ей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют со­деянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в пароде страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных, отсутствием даже элементарных прав и свобод. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

7. Тиранический режим

Тиранический режим (греч. tyrannos – мучитель) устанав­ливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не институ­та доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стре­мясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связа­но, как правило, с физическим и моральным насилием не толь­ко над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые прави­тели вводят порядки, противные образу жизни и мыслей лю­дей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представ­ляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим об­стоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужо­го народа.

8. Тоталитарный режим

Тоталитарный режим (позднелат. totalis – полный, це­лый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, госу­дарственная. Тоталитарное государство характеризуется нали­чием одной официальной идеологии. Совокупность представле­ний о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: рели­гиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в СССР: нынеш­нее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулирует­ся настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монопо­лия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные уста­новки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сра­щивание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Цен­тром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непо­грешимым, справедливым, неустанно думающим о благе наро­да. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко пресле­дуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполни­тельных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы безопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, посколь­ку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора – физического и психического. Устанавливается кон­троль над всеми сферами жизни общества: политической, эко­номической, личной и др., – а посему жизнь в таком государстве

становится, как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут паже провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма – милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного ла­гери. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетво­рить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим (религиозный тоталитаризм) Западная Европа испытала на себе в Средние века. В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом – в СССР и странах Восточной Европы.

studfiles.net

2.2 Деспотический режим и теократические политические режимы. Разновидности государственной власти

Похожие главы из других работ:

Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества

1.2 Недемократические политические режимы

Вторая группа политических режимов государства — недемократические режимы. Их существует несколько видов, отличающихся друг от друга по тем или иным признакам, но выделяют и общие для них признаки: 1. Отсутствие политического плюрализма…

Конституционное устройство Российской Федерации

1.Вопрос №9. Понятие Конституции. Виды конституций. Политические и юридические свойства Конституции. Определите вид Конституции РФ, укажите ее политические и юридические свойства

Конституция — это нормативный правовой акт(совокупность нормативно правовых актов) обладающих высшей юр силой и регулирующие основы правоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти…

Льготы в финансовом праве

3.1 Налоговые режимы

Также дискуссионным является вопрос о месте специальных налоговых режимов, а именно можно ли относить их к разновидностям налоговых льгот. Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов…

Политический (государственный) режим и его виды

2.3 Антидемократические режимы

Антидемократический режим — такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Признаки антидемократического режима: 1…

Политический режим как элемент формы государства

3.1 Демократические режимы

Демократия — (от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации…

Политический режим как элемент формы государства

3.2 Недемократические режимы

Права, обязанности и имущественная ответственность супругов

3. РЕЖИМЫ СЕМЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА

Рабочее время: понятие, виды

3. Режимы рабочего времени

Слово «режим» французского происхождения и означает точно установленный распорядок жизни, работы, отдыха, сна, питания и т.п., а также систему установленных правил, необходимых для достижения той или иной цели. Режим рабочего времени, т.е…

Субъекты международного частного права

2.2 Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Иностранные физические и юридические лица на территории принимающего государства обладают соответствующими правами и несут определенные обязанности. Условия предоставления прав отражают два вида режима, распространенных в мировой практике…

Форма (устройство) государства

4.2. Деспотический режим

Деспотический режим (despotia — в переводе с греч. Неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом…

Форма государства

Глава 3. Политические режимы

Политический режим — понятие многоплановое, имеющее широкий диапазон содержания и применения. В юридической литературе оно обычно означает такую форму государства, которая раскрывает методы осуществления государственной власти…

Форма государства

4.1 Антидемократические режимы

Политико-правовые режимы делятся на демократические и антидемократические, в свою очередь антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные. Тоталитарный режим — это политический режим…

Характеристика государства

4.Государственно-правовые режимы

Третьим компонентом формы государства является государственно-правовой режим. Данная характеристика государства является наиболее динамично меняющейся, из всех составляющих формы государства…

Характеристика государства

4.2 Авторитарные режимы

Недемократические режимы характеризуются следующими признаками: 1. приоритетом государственных интересов над всеми другими интересами и ценностями, в том числе правами человека; 2. полное отсутствие выборов или их фиктивность; 3…

Характеристика государства

4.2.1 Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения. Деспотизм является традиционным названием крайнего авторитаризма в неограниченных , абсолютных монархиях…

pravo.bobrodobro.ru

Политический режим — Обществознание

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия — не закон большинства, а защита меньшинства.” 

Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция.

1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:
  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его. 
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим 

Авторитарный режим — (от лат. autoritas — власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.
Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.
Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию — вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии — государства. 

Признаки тоталитарного режима:
  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
    Б.Муссолини

    «Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства.» 

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Мурья в Индии (321—185 г.г. до н.э.), династия Цинь в Китае (221-206 г.г. до н.э.). 

Однако наиболее распространена в науке точка зрения, согласно которой тоталитарный режим стал возможен и появился только в XX веке. В наиболее чистом виде тоталитарный режим проявился в СССР при Сталине и фашистской Германии при Гитлере.


Из современных государств — наиболее близка к тоталитарному режиму Северная Корея.

Уильям Гэзлит

“Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе — рабов.”

www.studysocial.ru

Понятие, черты и виды авторитарного режима

Определим понятие авторитарного режима, рассмотрим черты и виды авторитарного режима.

Понятие авторитарного режима

Авторитарный режим (от лат. слова «auctoritas» – власть, влияние) следует рассматривать как определенный компромисс между демократическим и тоталитарным политическими режимами. С одной стороны, авторитарное управление либеральнее тоталитаризма, а с другой стороны, при нём шире применяются жесткие и репрессивные подходы.

Авторитарный режим – это государственно-политическое состояние общества, при котором политическая власть реализуется конкретным лицом или элитной группой при минимальном участии общества и народа. Главной его особенностью выступает авторитаризм как метод управления и властвования, как разновидность общественных отношений (например, Чили во времена правления Пиночета).

Черты авторитарного режима

К основным чертам авторитарного политического режима необходимо отнести следующие:

– не соблюдается принцип разделения властей, роль представительных органов заметно ограничена;

– заметно сокращена либо устранена сфера действия принципа выборности должностных лиц государственных органов, подконтрольности их населению;

– доминируют командные и административные методы государственного управления, в то же время отсутствует массовый террор;

– силовые структуры фактически неподконтрольны обществу и используются обычно лишь в политических целях;

– отмечается концентрация власти в распоряжении одного или нескольких взаимосвязанных органов государства (либо конкретного лидера) при одновременном отстранении населения от реальных рычагов управления;

– присутствует цензура и «полугласность»;

– допускается определенный плюрализм;

– права и свободы человека провозглашаются, но в реальности не обеспечиваются.

Виды авторитарного режима

В научной литературе выделяют следующие виды авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и иные.

Деспотический режим представляет собой абсолютно произвольную и неограниченную власть, которая основана на самоуправстве.

Тиранический режим построен на единоличном правлении, узурпации власти тираном, системе жестоких методов её осуществления. Однако в отличие от деспотического режима власть тирана часто устанавливается насильственно, путем государственного переворота и смещения законной власти.

Военный режим (военно-полицейский, военно-диктаторский) сформирован на властвовании руководителей вооруженных сил или спецслужб. Он устанавливается в результате государственного переворота, который осуществляется против законного управления власти гражданских лиц.

Военные режимы управляются коллегиально (как хунта), либо во главе государства становится один из военных деятелей. Армия трансформируется в господствующую социально-политическую силу, которая активно участвует в реализации внешних и внутренних функций государства.

В условиях военного режима формируется разветвленный военно-полицейский аппарат для осуществления политического контроля за населением, общественными объединениями, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. При этом отменяется конституция и многие иные законодательные акты, они заменяются актами военных властей.

Выделяют следующие отличия тоталитарных и авторитарных режимов:

– при тоталитарном режиме реализуется всеобщий контроль, а при авторитаризме имеются сферы социальной жизни, которые не охватываются контролем государства;

тоталитарный режим предполагает массовый систематический террор по отношению к своим противникам, а при авторитарном управлении применяется тактика избирательных репрессий, которые направлены на предотвращение возникновения оппозиции либо ослабление её позиций.

lecu.ru

деспотический режим — это… Что такое деспотический режим?


деспотический режим
an oppressive regime

Four in ten people are ‘ethical spenders’, buying goods which do not, for example, involve dealings with oppressive regimes.

Дополнительный универсальный русско-английский словарь. 2013.

  • дерматовенерология
  • десятка

Смотреть что такое «деспотический режим» в других словарях:

  • деспотический — ая, ое. despotique adj. 1. Основанный на деспотии <неограниченном самодержавии>. Деспотическое государство. Деспотический режим. БАС 2. Сие ненавистное правление чувствовали римляне при Триумвирах, кои тиранствуя над согражданами своими..… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Политический режим — (от лат. regimen  управление)  совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами… …   Википедия

  • Государственный режим — Политический (государственный) режим способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки …   Википедия

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… …   Энциклопедия Кольера

  • Афганистан — Республика Афганистан, гос во в юго зап. части Азии. Название Афганистан образовано сложением этнонима афганы (русск. афганцы) и иран. стан страна ; как название территории, заселенной афганцами, впервые встречается в XIV в. См. также Теджен.… …   Географическая энциклопедия

  • Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… …   Географическая энциклопедия

  • Государственный переворот 1973 года в Афганистане — Награждение генерала …   Википедия

  • Доминиканская Республика — (República Dominicana)         государство в Вест Индии, в восточной части острова Гаити. На С. омывается Атлантическим океаном, на Ю. Карибским морем, на В. отделена проливом Мона от Пуэрто Рико, на З. граничит с Республикой Гаити. Площадь 48,7… …   Большая советская энциклопедия

  • ГАИТИ. ИСТОРИЯ — Открытие и колонизация. Остров Гаити был открыт Христофором Колумбом 6 декабря 1492, в день Св. Николая, поэтому бухта на северо западной оконечности острова, где бросили якорь каравеллы, была названа Пуэрто де Сан Николас. Индейцы, населявшие… …   Энциклопедия Кольера

  • Абд ал-Хамид II — Абдул Хамид II عبد الحميد ثانی‎ Abd ül Hamîd i sânî …   Википедия


additional_universal_dictionary_ru_en.academic.ru

Авторитарный режим » Буквы.Ру Научно-популярный портал


Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со всей командой становится для него необходимым. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное венное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем менее оно ориентируется на эту сильную личность.

При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе государственного переворота приходят военные – представители армейских группировок, тех или иных племенных, национальных структур.

По-видимому, следует отказаться от огульно отрицательной характеристики таких политических режимов. Они являются, как показал XX век, носителями и прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций.

Современные научные, военно-технические достижения формируют в армейской среде высокообразованных, патриотически-настроенных военных специалистов. И порой общественное сознание и настроение этноса ищет выход из жутких экономических и политических кризисных ситуаций в поддержке военной диктатуры, да и появление такой диктатуры в некоторых государствах показывает ее экономическую и социальную эффективность.

При этом также идет перестройка правовой системы: появляются временные чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная система (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной власти «по вертикали».

Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию, эволюционирует в XX веке в демократические режимы, в том числе с монархической формой правления. Но история знает, – и это наиболее типичная ситуация, – резко негативные формы военных диктатур: расправы с инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономических, национальных, географических, бытовых, религиозных и другие особенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппарат. Суд в таком государстве –вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организация, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии являются фиктивными. Она – личность лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарный режим отнюдь не редкость и встречается во многих странах.

Одним из видов авторитарного режима являлся деспотический режим, который весьма широко был распространен древнейших государствах азиатского способа производства.

Деспотический режим (от греческого «despotia» – неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т. п.

Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.

Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах.

Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится их создать.

Еще одной разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всекорнтролирующая и всепроникающая власть .

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима.

Тоталитаризм имеет и социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенства в нищете». Тоталитарное государство опирается на архаические, общинные формы земледелия, быта. Патерналистические представления о государстве также питают поддерживающие его структуры.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя – непогрешимого, мудрого, заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества.

Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой. Как отмечалось, это люмпенизированные слои, но не только. Мощные бюрократические структуры также с помощью тоталитаризма обеспечивают свои притязания на власть и, следовательно, на различные блага. Власть и нужна для получения благ и упреки власть имущих в получении привилегий, льгот, борьба с таким состоянием общества оказывается напрасной. Власть без привилегий и льгот — это «жареный лед».

Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырождения.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологи такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим — это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо по крайней мере за участие в его работе.

Авторитарному режиму в его разновидностях противостоит демократический режим.

Авторитаризм и тоталитаризм как крайняя форма социального контроля, предполагающая контроль за сознанием людей, — это не только явление прошлого, но и одна из возможных альтернатив грядущего развития человечества. Не случайно большинство авторов тоталитарных антиутопий связывали тоталитаризм с будущим развитием современного им общества.

После краха большинства коммунистических государств не все страны оказались готовы к демократии и переходу к ней. В некоторых молодых государствах установились националистические режимы, общественный строй которых с известными оговорками можно отнести к типу политического тоталитаризма. В наши дни оживилась, казалось бы, ушедшая в прошлое религиозная форма тоталитаризма. Это проявляется в активизации исламского фундаментализма, расширении количества и усилении влияния религиозных тоталитарных сект и т.д1.

Что же касается информационно-финансового тоталитаризма, то эта его разновидность еще не проявилась в завершенной форме и потому сегодня ее можно обрисовать лишь в самом общем виде как одну из тенденций развития информационного общества, в которое вступает человечество. Усиление роли СМИ в обществе, появление новых информационных технологий, создание глобальных коммуникационных сетей и прежде всего Интернет может быть использовано как в интересах укрепления демократии, расширения политической информированности и компетентности граждан, их прямого участия в обсуждении и принятии политических решений, так и в целях укрепления привилегированного положения или даже социального господства определенных общественных групп или отдельных государств. С последней из этих тенденций и связан информационно-финансовый тоталитаризм2 .

Эта его разновидность, как и тоталитаризм в целом, не совместима с ценностями гуманизма, реальной свободы и демократии, провозглашенными Мировым Сообществом.

Понять истоки и особенности информационного тоталитаризма можно, лишь зная ту социальную среду, которая делает возможным и порождает тоталитаризм. Анализ предпосылок и причин тоталитаризма, констатация их наличия или отсутствия, их усиления или ослабления в XXI в. дают основания судить о тенденциях в эволюции тоталитаризма в наши дни.

Одна из исходных, важнейших предпосылок тоталитаризма — нарастание рационализма в общественном сознании и организации. Тоталитаризм на основном, общегосударственном уровне, как неоднократно отмечали его теоретики, вырос на почве успехов рационализма из веры в возможность разумно (с точки зрения определенной группы лиц) организовать всю жизнь общества.

Ослабла ли в современных условиях вера в неограниченные возможности разума по управлению обществом и реальные возможности такого управления? Конечно, нет. Резкое увеличение объема знаний, создание глобальных, общемировых информационных систем, новые крупные достижения в области поведенческих и управленческих наук, в том числе управления сознанием и поведением людей, однозначно свидетельствуют о нарастании рационализма и реальных возможностей по управлению различными общественными процессами.

Следующая важнейшая, прямо связанная с усилением влияния рационализма на общественную мысль и политику предпосылка тоталитаризма — рост общественной организации. Тоталитаризм XX в. вырастает из стремления к глобальной, всеобъемлющей организации общества на научных основах. Организация рассматривается теоретиками тоталитаризма как средство эффективного управления. Современные, претендующие на научность тоталитарные идеи и концепции не случайно зародились и распространились в стране с наиболее развитыми традициями организованности — Германии (немецкие идеи прямо повлияли и на тоталитарную модель в СССР). «Германия, — писал один из идейных вдохновителей национал-социализма В. Освальд, — стремится организовать Европу, которой до сих пор не хватает организованности: мы или, может быть, германская раса, первыми поняли важность организации… Мы уже достигли полной организованности»1 .

Сегодня развитые страны далеко обошли Германию начала XX столетия по уровню организованности различных сфер общественной жизни. Причем традиционные политические, прежде всего государственные, организации пополнились такими новыми, всепроникающими институтами, как, например, налоговые службы. Появились многообразные, часто сросшиеся с властью группы интересов. Всеобъемлющая по своему охвату организация общества при определенных условиях может быть использована для ограничения свободы личности, тотального контроля над гражданами, программирования их сознания и поведения. Вывод в пользу такого рода использования роста общественной организованности сделал еще «отец» итальянского фашизма Б. Муссолини: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности»2.

Научно-технический прогресс и прежде всего происходящая в конце нынешнего века информационная революция качественно изменили и резко усилили такую важнейшую предпосылку тоталитаризма, как средства контроля за личностью. На протяжении многих веков и даже тысячелетий отсутствие эффективных средств контроля ограничивало возможности власти в надзоре за подданными, не позволяло росткам тоталитаризма пробиться за границы сравнительно небольших уровней общественной организации — общин, сект, орденов и т.п.

Уже первые модели тоталитаризма на уровне крупных государств стали возможны лишь в результате научно-технического прогресса и прежде всего распространения средств массовых коммуникаций: прессы, телеграфа, радио, а затем и телевидения. Невиданные доныне, широчайшие возможности для контроля за сознанием и поведением граждан дают происходящие в современном мире глобальная информатизация и компьютеризация общества. Они делают технически возможными не только систематическую идеологическую индоктринацию, тотальное «промывание мозгов», но и управление индивидуальным и групповым, массовым сознанием и поведением3.

Коммуникационная революция, проявившаяся в создании спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, компьютерных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов и др.), а также в массовом распространении компьютеров, создала возможность электронного контроля за жизнью, образом мыслей, планами и настроениями как отдельных граждан, так и любых общественных организаций. Современные компьютерные сети позволяют накапливать и использовать обширнейшую информацию о здоровье, общественной активности, политических установках, личных связях, финансовых делах, встречах и поездках граждан и т.д. Собирать же информацию с различных электронных досье можно сравнительно легко и быстро, к тому же незаметно для общества.

Быстрый доступ к имеющейся обширной информации практически о любом конкретном человеке или организации, ее централизованная обработка и обобщение дают властям мощное оружие по предотвращению или пресечению нежелательных действий, косвенному, внешне не бросающемуся в глаза управлению поведением людей.

Влияние НТП на возможности тоталитарного контроля не ограничивается его техническими средствами, но проявляется и в методах. При этом используются методы не только индивидуального, но и статистического воздействия. Последние предполагают преимущественно косвенное, без прямых указаний и запретов влияние на человека. Они ориентированы на большие группы людей, допускают некоторую степень индивидуальной свободы и значительные индивидуальные отклонения в поведении. Однако в целом они гораздо более эффективны, чем используемые традиционным тоталитаризмом методы прямого тотального управления сознанием с помощью прямой идеологической индоктринации (внедрения идеологии) и запретов. На фоне нынешних опирающихся на новейшие достижения науки технологий управления массовым сознанием и поведением методы тоталитарного контроля, использовавшиеся сталинистским и национал-социалистическим режимами, выглядят примитивными, топорными.

Тоталитаризм представляет собой особый способ подавления социальных конфликтов. Будучи радикальной, крайней формой проявления социального контроля, он, как свидетельствует опыт истории, обычно используется различными общественными силами в таких остроконфликтных ситуациях, когда другие, более умеренные формы социального, в том числе политического, контроля являются или кажутся недостаточно эффективными (или неприемлемыми по культурно-идеологическим причинам).

Соизмеряя с нынешними реальностями вышеназванную предпосылку тоталитаризма — конфликтность ситуации и наличие заинтересованных в тоталитарном контроле групп в целях обеспечения своего привилегированного положения в обществе и на этой базе общественной стабильности, можно констатировать, что как глубокие социальные конфликты, так и общественные силы, стремящиеся решать, а точнее подавлять их проявление с помощью новейших методов социального контроля — это реальность многих стран мира и в первую очередь государств с высоким уровнем социального неравенства, к которым принадлежит и постсоветская Россия.

Важнейшая особенность современной формы тоталитаризма проявляется в его определении как «информационный» или «коммуникационный». Свойства информации, процесса ее распространения и использования в целях управления массовым сознанием и поведением предопределяют многие другие особенности информационного тоталитаризма1.

Социально-политической проекцией неототалитарных ценностных ориентиров являются голый материализм, бездуховность, индивидуализм и эгоизм, блокирующие формирование коллективных форм сознания и массовый организованный протест. Потребительское индивидуалистическое мировоззрение формируется в сложно организованном и регулируемом обществе с развитыми неототалитарными тенденциями отнюдь не стихийно, а с помощью искусных методов психологического и иного воздействия, а также многократных повторений. Как заметил герой уже упомянутой тоталитарной антиутопии О. Хаксли Бернард, «по сотне повторений три раза в неделю в течение четырех лет… — готова истина». Современные СМИ в России последних лет по количеству рекламных и иных повторений образцовых потребительских стандартов и индивидуалистических ценностей далеко перещеголяли «гипнопедов» (специалистов по внушению идей и ценностей) в тоталитарной модели Хаксли2 .

Информационный тоталитаризм предполагает прямую ориентацию СМИ на управление политическим поведением граждан, и особенно их электоральным выбором. Это возможно там, где правящая элита обладает фактической монополией на наиболее влиятельные, электронные СМИ и информационные агентства. Руководство масс-медиа позволяет правящей элите эффективно влиять на формирование массовых настроений и программировать политическое поведение граждан, а порою осуществлять настоящий телевизионный террор, буквально вдалбливая угодные ей ценности в сознание людей, особенно молодежи, посредством непрерывной навязчивой рекламы.

Информационный тоталитаризм, как и его другие виды, формирует определенный массовый тип личности. Это «одномерный» «человек-волк», примитивный в своих потребностях и суждениях индивидуалист, трудолюбивый, лояльный к начальству и правительству, готовый к дарвинистской борьбе за существование и не утруждающий себя размышлениями о высоких материях.

В условиях информационного тоталитаризма экономическая власть с успехом может выполнять характерную для политического тоталитаризма функцию культивирования массового страха. Однако в этом случае на первое место выступает прежде всего страх потерять работу или быть неудачником, социальным аутсайдером. Страх как психологическое состояние обладает свойством трансляции — расширения своего объекта и перехода на другие области. К примеру, страх перед потерей рабочего места проявляется и в боязни проявления политического протеста.

В отличие от других разновидностей тоталитаризма информационно-финансовый тоталитаризм — сравнительно новое и малоизученное явление. Этот тип политической системы и общества достаточно динамичен, подвижен в смысле степени тоталитарности. В качестве однозначно неототалитарного едва ли можно квалифицировать какое-нибудь из существующих государств мира.

Блокировать развитие тенденции неототалитаризма и предотвратить ее массовое распространение в мире XXI в. можно лишь общими усилиями всех гуманистических сил, рассматривающих демократию не как удобную форму утонченного господства привилегированного меньшинства, а как реальное движение на пути осуществления идеалов народовластия, свободы личности и социальной справедливости. Развитие информационной демократии, устранение всевластия крупного и прежде всего олигархического капитала, сохранение и развитие социальной государственности, расширение реального участия масс в управлении, борьба против глобального информационного гегемонизма — вот лишь некоторые пути защиты демократии перед новой тоталитарной угрозой.

В современном мире характерные для информационного тоталитаризма методы социального управления широко используют и авторитарные (особенно полуавторитарные, имеющие некоторые демократические институты) политические режимы, что часто делает грани между этими типами политических систем довольно размытыми.

Подведем итоги проведенному исследованию. В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Автоталитаризм означает подчинение части – индивида целому – государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.

Признаки тоталитарного государства: государство стремится к «глобальному» господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; отсутствие правовой государственности и гражданского общества; государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Авторитаризм как понятие отражает прежде всего хотя и различную, но весьма высокую степень контроля государства (и стоящих за ним групп и организаций) над гражданами, их политическим сознанием и поведением.

Если использовать в качестве критерия классификации ведущие формы социального контроля, применяемого тоталитарным режимом, выделяются три главных типа тоталитаризма: религиозный, политический и информационный (информационно-финансовый).

В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Проблема авторитаризма — это, по сути, глобальная проблема. Любой тоталитарный режим, даже в небольшой и далекой стране, в наш атомный век представляет собой серьезную угрозу всему человечеству. Поэтому на смену принципу невмешательства во внутренние дела других государств должны прийти— применительно ко всем странам мира без исключения — принципы приоритета прав человека и законности международного вмешательства в случаях массовых и систематических нарушений этих прав.

Устранение угрозы тоталитаризма — это в значительной мере проблема ликвидации огромного разрыва в уровнях социально-экономического развития в мире, предоставления отсталым странам и регионам возможностей подтягивания до уровня передовых, предупреждения войн, экологических катастроф. В этих целях необходимо максимальное объединение усилий всего человечества.

Международное сообщество должно официально признать опасность для дела мира распространения любых тоталитарных доктрин, т.е. доктрин, отрицающих самоценность личности, объявляющих приоритет любых общественных групп, которые выделяются по «анкетным» признакам (принадлежность к нации, расе, классу, религии и т.д.), отвергающих политический плюрализм, нетерпимых к инакомыслию.

Если всякое государство несет зло, то Абсолютное Государство порождает абсолютное зло. Поэтому необходимо сводить государство к допустимому минимуму. Государственное регулирование, столь необходимое для модернизации, не должно вести наше посттоталитарное общество к новым формам его огосударствления. Жесткий контроль за государственным аппаратом может обеспечить только гражданское общество. Его формирование — основная гарантия от тоталитарного перерождения.

Самое главное: путь к тоталитаризму и пути к свободе заложены в самой нашей природе. То, куда мы идем, есть результат прежде всего нашего личного нравственного выбора.

  1. Агаев С.Л. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия // Полис, 1995, №3.

  2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2002. – 457 с.

  3. Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма // Вопросы философии, 1992. № 1

  4. Белов. Г. А. Политология. -М.: Наука 2002. – 463 с.

  5. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. -М.: Юрист, 2000. – 387 с.

  6. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня,… завтра? // Полис, 1998, №4. – 461 с.

  7. Ильин И.А. Тоталитарное государство // Альманах «Русская государственность». М., 2003.

  8. Моисеев Н. Агония: размышления о современном тоталитаризме // Свободная мысль, 1999, №5.

  9. Политология: Энциклопедический словарь.- М.: Республика. 2000. – 639 с.

  10. Природа тоталитарной власти. Круглый стол // Социологические исследования. 1989. № 5.

  11. Пугачев В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1999. № 4.

  12. Рассоха И.Н. Тезисы о тоталитаризме// Полис, 1995, №2.

  13. Тайнби А. Постижение истории. — М.:Прогресс, 1992 – 263 с.

  14. Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI// Свободная мысль. 1992. №2. С. 16 – 18.

  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2001. – 561 с.

bukvi.ru

Авторитарный режим

Большим разнообразием отличается авторитарный режим. Во многих странах существуют авторитарные системы, многие прошли авторитарный этап, не исключено, что некоторые страны также могут стать авторитарными. Что же собой представляет авторитарный режим, каковы его основные черты и чем он отличается от тоталитарного и демократического режима?

Первоначально отметим, что проведенная одной из международ­ных организаций оценка различных стран мира с точки зрения со­блюдения прав человека и политических свобод как важнейшего критерия демократии показала, что из 186 государств 75 относятся к свободным, 73 — к частично свободным и 38 — к несвободным.

Согласно данной классификации стран, получается, что пример­но 100 из них можно отнести к авторитарным режимам. А это доста­точно большое число стран с разнообразным государственным ус­тройством — от военно-диктаторских до монархических. И распола­гаются они в силу своих особенностей между двумя полюсами — демократическим режимом, с одной стороны, и тоталитарным ре­жимом — с другой. Авторитарный режим — самая распространен­ная форма политической власти с давних времен. Что же представляет собой авторитарный режим и чем он отличается от тоталитарного? При авторитарном режиме, во-первых, складываются такие отношения между властвующими и подвласт­ными, которые в большей степени основываются на силе, чем на убеждении. Во-вторых, рекрутирование необходимых кадров на ру­ководящие должности в государственно-партийном аппарате осуще­ствляется в основном посредством самопополнения (выдвижения, назначения), а не в результате предвыборной конкурентной борьбы кандидатов.

И, в-третьих, в определенном смысле подобные режимы являют­ся незаконными. Как подчеркивает один из французских политоло­гов, авторитарные режимы незаконны в силу того, что они не соблю­дают основанные на общечеловеческих ценностях правила и зако­ны. И это касается, прежде всего, присвоения, обладания, осуще­ствления и передачи политической власти, но проявляется также в их действиях по отношению к подчиненным им людям.

Для обоих режимов характерна сильная централизованная власть, которая сосредоточена в руках отдельных лиц или групп, которые стремятся избежать какого-либо риска в конкурентной борьбе за об­ладание властью. Она не подконтрольна каким-либо политическим институтам. Оба режима активно практикуют мобилизацию населе­ния на достижение намеченных социально-экономических и политических задач, используя при этом различные монополистические структуры.

При этом в тоталитарном режиме основным элементом полити­ческой структуры является партия, а в авторитарном режиме — госу­дарство. Именно государство выступает здесь решающей полити­ческой силой общества, обеспечивая сохранение сильной, дикта­торской власти. Важная роль при этом отводится армии как опоре авторитарного режима.

В целях достижения национальной независимости и обеспечения социального прогресса авторитаризм культивирует государственный национализм (патриотизм), который призван служить консолидации различных социальных, национальных и этнических групп и общно­стей. Для авторитарных режимов также характерно наличие хариз­матических лидеров, способных повести за собой массы.

Вместе с тем если при тоталитарном режиме верховный прави­тель (вождь, диктатор) выдвигает, как правило, какие-то великие, с его точки зрения, мессианские цели, которые необходимо достичь, ведя за собой массы (построение тысячелетнего рейха, коммунисти­ческого общества и т. п.), то для авторитарных режимов такие амби­циозные цели обычно не характерны. Скорее всего, это связано с тем, что, в отличие от тоталитаризма, авторитарный режим не имеет достаточно разработанной целостной и руководящей идеологии.

Авторитарный режим — это система политического господства, основанная на власти какого-либо авторитета, установленного путем использования недемократических методов (военный, государствен­ный переворот и т. п.). Это может быть господство какой-либо лично­сти (вождя, диктатора, монарха) или группы людей (клан, элита, но­менклатура), которые осуществляют управление обществом, боль­ше опираясь на силу, чем на применение насилия.

Авторитарный тип политического режима предполагает исключи­тельную концентрацию исполнительной власти, а зачастую и законо­дательной, в руках главы государства при ограничении или сведе­нии на нет роли парламента в контроле за государственной полити­кой. Авторитарный режим лишен некоторых признаков тоталитариз­ма, прежде всего власть здесь не имеет тотального характера, он включает в себя такие элементы, которые не позволяют отнести его ни к тоталитаризму, ни к демократии.

Авторитарный режим применяет, естественно, антидемократичес­кие методы властвования, которые не могут быть использованы в обществе, если оно действительно демократическое. Подобным методам присуще прежде всего сочетание прямого насилия полити­ческой власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Хотя здесь насильственные методы и применяются (по­лицейские, военные репрессии), но в меньшей степени, в основном против открытых противников режима, а не за политические взгля­ды. Авторитаризм вводит ограничения на деятельность средств мас­совой информации, политических объединений, урезает политичес­кие и гражданские права и свободы граждан, старается не допус­кать их широкого участия в политической жизни.

При этом авторитарный режим стремится не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с по­литикой (экономическая, социальная, семейно-бытовая, культура). Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контро­ля, как это присуще тоталитаризму. Сфера политики находится под контролем авторитарной власти, которая пытается не допускать кон­куренции политических оппонентов, сохраняя за правящей партией монополию на власть.

Режим широко использует социальную демагогию, прибегает к компромиссам, лавированию, допускает некоторый плюрализм в обществе. Короче говоря, нельзя сказать, что обязательно полнос­тью подавлена несанкционированная политическая деятельность. Здесь, как правило, существуют оппозиционные партии, нет моно­польного господства одной идеологии и различные политические силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

Функционирует, хотя и в ограниченном виде, законодательный орган (парламент), проводятся выборы, хотя носят они показной ха­рактер, результаты их часто фальсифицируются и практически зара­нее предопределены. Таким образом, с тоталитарным режимом его сближает по сути не ограниченный законом диктаторский характер власти, а с демократическим — определенное допущение полити­ческой оппозиции, экономического, политического и идеологическо­го плюрализма.

Следует обратить внимание на то, что, поскольку авторитарные режимы существуют с давних времен и до сегодняшнего дня, про­являясь в различных формах (тирания, деспотия, абсолютная мо­нархия, диктатура и т. п.), их подразделяют на старые традиционные и новые современные авторитарные режимы.

Первый основан на религиозных культах, родоплеменных, фео­дальных отношениях и относится к доиндустриальному периоду. Хотя и сейчас среди развивающихся стран существуют традиционные общества с авторитарным типом власти. Здесь слабо развиты ры­ночные отношения, недостаточна социальная дифференциация, силь­ны традиции религии и общины, превалируют этнические нормы, верования в регуляции властных отношений, преобладают патерна­листские настроения.

В настоящее время к такому традиционному типу авторитарных режимов можно отнести абсолютные монархии в Саудовской Ара­вии, Кувейте, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее, Катаре и в других странах.

Новый современный авторитарный режим основан на развиваю­щихся рыночных, капиталистических отношениях и характерен для стран, переходящих от традиционного общества к индустриальному и от тоталитарного режима к демократическому. Чем же объясняет­ся существование разнообразных форм авторитарного режима во многих странах современного мира? Выделяется целый комплекс различных факторов.

Здесь и неразвитость технико-экономического потенциала в этих странах, сочетание различных типов экономических отношений (от патриархально-общинных до рыночных), недостаточно дифференци­рованная социально-классовая структура общества. Объясняется это и недостаточным развитием различных политических институтов, мно­гообразием представлений, взглядов, идей в духовной жизни обще­ства (традиционных, религиозных, буржуазных, социалистических).

Возникновение и существование авторитарных режимов обуслов­лено также низким уровнем жизни, политической культуры, экономи­ческой и политической зависимостью этих стран от более развитых, перманентным обострением социальных, национально-этнических, ре­лигиозных противоречий и развитием на этой основе многочисленных конфликтов, наличием экономического и политического кризиса и т. п.

Такое переплетение разнообразных факторов, многообразие ус­ловий жизни, своеобразие различных стран не может не породить возникновение и функционирование многочисленных форм новых авторитарных режимов. Наряду с отмеченными выше традиционны­ми формами следует выделить реакционные, консервативные и ли­беральные авторитарные режимы. Для каждого из них характерны собственная расстановка социально-политических сил на политичес­кой арене, методы осуществления властных отношений, существу­ющие институциональные возможности участия масс в политичес­кой жизни и т. п.

Рассмотрим реакционный военно-диктаторский однопартийный режим. При нем, как правило, в руках лидера партии сосредоточива­ется власть и главы государства, и главы правительства, проявля­ясь в основном в виде неограниченной президентской власти. Осо­бенно широко распространено было военное правление в странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50-70-е годы.

Здесь особенно часто происходили военные перевороты, в ре­зультате которых к власти, зачастую сменяя друг друга, приходили авторитарные правители, устанавливая фактически диктатуру воен­ных. В этот период армия превратилась в господствующую соци­ально-политическую силу, порождая авторитарные режимы. Приход военных к власти сопровождался обычно ликвидацией парламентов и политических партий, запретом общественных организаций, приме­нением жестких административных, нередко насильственных методов осуществления власти и т. п.

Подобные режимы возникли в свое время в Пакистане, Индоне­зии, Южной Корее, Бангладеш, Бирме, Таиланде, на Филиппинах, Уган­де. По сути военно-фашисткие диктатуры установились тогда в Ника­рагуа, Парагвае, Гаити, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Гвате­мале, Уругвае, Чили и в других странах.

К концу 70-х годов волна авторитарных военных режимов схлыну­ла, что объясняется следующими обстоятельствами: для управления таким сложным социально-экономическим организмом, как общество, необходим определенный интеллектуальный потенциал; с этим связа­на настоятельная необходимость разработки конструктивной социаль­но-экономической программы вывода страны из кризиса; и конечно, необходима определенная идеологическая доктрина, которую бы под­держали массы, тем самым укрепив политический режим. Поскольку отмеченные причины отсутствовали, военные режимы сходили с по­литической арены, уступая место гражданским однопартийным или многопартийным правительствам. Но это не означает, что военных режимов нет или их не будет. Режим С. Хусейна в Мраке тому пример.

Другой тип — консервативные однопартийные и многопартийные авторитарные режимы. Власть здесь также сосредоточена в руках главы государства, при жестком контроле за исполнительной и зако­нодательной властью, которая в результате приобретает формаль­ный характер. Власть осуществляет президент, который стремится сохранить многие традиционные, сложившиеся ранее формы госу­дарственного устройства и социальной жизни.

Оппозиция здесь слаба и раздроблена, и допускается опреде­ленная полуконкурентная борьба, проводятся выборы, в том числе и президента, выдвижение разных кандидатов в парламент, хотя от­бор их зачастую идет по закрытым каналам в правящей партии и результаты фактически заранее предрешены. Подобный тип автори­тарного режима присущ большинству стран, варьируя от достаточно жестких форм осуществления власти до более мягких.

Последний — либеральные многопартийные авторитарные режи­мы, которые возникли за последние годы в ряде стран. Для них характерно признание демократических, либеральных принципов (раз­деление властей, свобода конкуренции, прав и свобод граждан и др.) при сохранении авторитаризма, усилении власти государства и его вмешательства в различные области жизнедеятельности общества.

Тенденция к демократизации, либерализации проявляется в про­ведении референдумов, пересмотре старых конституций, организа­ции общенациональных конференций, принятии законов о выборах и партиях и т. п. Подобный процесс можно проследить в Бангладеш, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах, Южной Корее и дру­гих. Авторитарный режим укрепился в Китае, к авторитарному типу власти следует отнести и сильный президентский режим в России с ориентацией на демократизацию общества.

Авторитарные режимы, как показала историческая практика, ока­зываются достаточно устойчивыми формами осуществления полити­ческой власти. Зачастую им удается довольно успешно сочетать эко­номическое процветание с политической стабильностью. Примером могут служить Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Чили и некоторые другие страны, осуществляющие процесс модернизации общества.

19

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *