Разное

Ценности это в психологии определение: Что такое ценность с точки зрения психологии: разбираемся вместе

Что такое ценность с точки зрения психологии: разбираемся вместе

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Человеку каждый день приходится делать множество выборов. Какие-то из них совсем пустяковые, а от каких-то зависит вся дальнейшая жизнь. Задумывались ли вы когда-нибудь, что движет вами при осуществлении выбора? Почему между просмотром сериала и пробежкой, например, вы выбираете пробежку, хотя сериалы тоже любите? Все дело в ценностях.

Сегодня мы расскажем вам, что такое ценность с точки зрения психологии и как построить собственную иерархию ценностей.

Определение и роль в психологии личности

Ценности – это значимые для человека объекты, явления, идеалы, которые во многом определяют его поведение и деятельность. Говоря простым языком, это то, что ценно и приоритетно для конкретного индивида.

Ценность – один из основополагающих компонентов личности. В отечественной психологии высшим уровнем структуры личности является направленность. Она отвечает за направление активного внимания человека, т. е. его деятельности. Направленность состоит из трех составляющих: ценностей, установок и убеждений.

Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь.

Альберт Эйнштейн

У каждого человека свой индивидуальный набор ценностей. Формироваться они начинают еще в детстве под воздействием родительского воспитания. По мере взросления на их становление начинает накладывать отпечаток социум. Что-то ребенок перенимает от учителей, что-то берет от сверстников, а что-то заимствует из СМИ и интернета.

К взрослому возрасту основной костяк приоритетов, как правило, уже сформирован. Но это не значит, что он останется неизменным до конца жизни. Некоторые жизненные события могут заставить человека пересмотреть систему значимых для него объектов и категорий. Например, токсичные болезненные отношения, закончившиеся неудачно, могут привести к снижению значимости такой ценности, как любовь.

Чем гармоничнее и сбалансированнее организована система жизненных приоритетов, тем успешнее и счастливее человек.

Функции ценностей

Ценности в нашей жизни значат очень многое. Они формируют своего рода скелет личности, на котором держатся все жизненные цели, определяют наши принципы, приоритеты, модели поведения.

Давайте рассмотрим основные функции подробно.

Регулятивная

Ценности позволяют личности регулировать свое поведение. Для того чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен вписывать свои действия в рамки общепринятых человеческих норм. Если поведение соответствует нормам культуры и морали, человек чувствует себя полноправной и полноценной единицей социума.

Если же действия индивида выбиваются из социально приемлемых моделей, он испытывает тревогу и дискомфорт, которые впоследствии могут перерасти в психические расстройства. Бесполезно отрицать общечеловеческие ценности, ведь они прочно закреплены на уровне коллективного бессознательного.

Прогностическая

На основе ценностей индивид выстраивает жизненную программу, расставляет приоритеты, планирует свою деятельность. Другими словами, он прогнозирует свое будущее. Силы и ресурсы на осуществление этой жизненной программы человек также получает через них.

Оценочная

Система ценностей – универсальный инструмент для оценки объектов и явлений. Она помогает ориентироваться в сложном и противоречивом мире и выбирать наиболее эффективные стратегии поведения. Через призму собственных приоритетов мы оцениваем все подряд, зачастую даже не замечая этого.

Например, ваш знакомый сообщает, что отправил свою пожилую мать в дом престарелых вопреки ее желанию. В вашей системе приоритетов семья стоит на первом месте, поэтому его поступок кажется вам аморальным и беспринципным. Вы принимаете решение не общаться с этим человеком, потому как он больше не вызывает у вас доверия.

Защитная

Ценности являются своеобразным фильтром, защищающим психику от ненужной информации, способной серьезно пошатнуть картину мира человека.

Как известно, мозг воспринимает информацию избирательно. Он просто неспособен переварить все, что попадает в поле нашего зрения. Специальные инструменты помогают ему упростить восприятие.

Например, мы можем просто не замечать чего-то, пропускать мимо ушей, сознательно или бессознательно игнорировать. Особенно это касается той информации, которая противоречит нашим принципам и мировоззрению.

Адаптивная

Ценности помогают индивиду удовлетворять свои потребности социально приемлемым способом. Они играют существенную роль в процессе социализации. Сначала человек приобщается к общечеловеческим ценностям, а затем уже на основе них формирует свои.

Мотивационная

Ценности являются мощным источником мотивации. Делая что-то во имя своих приоритетов, мы получаем мощный заряд побудительной энергии. В процессе достижения жизненных целей она помогает уверенно двигаться вперед и не сходить с дистанции раньше времени.

Эта функция заложена в некоторых техниках тайм-менеджмента.

Самый яркий пример – пирамида Франклина. Ценности являются основанием пирамиды, а над ними располагается все остальное: глобальные цели, долгосрочные планы, краткосрочные планы, планы на каждый день. В идеале каждое свое действие человек должен соотносить со своими жизненными приоритетами. Тогда у него всегда будет высокий уровень мотивации.

Классификация

В психологии есть несколько классификаций ценностей.

По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.

  • Материальные

К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.

Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.

  • Духовные

Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.

Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.

Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.

Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:

  1. Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода.
    Те самые, что не меняются со временем.
  2. Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
  3. Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.

Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.

  • Осознаваемые

Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.

Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.

  • Неосознаваемые

Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном.

Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.

Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть. Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека.

Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.

Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.

По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.

  • Терминальные

Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.

  • Инструментальные

Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.

Иерархия ценностей

В психике каждого человека ценности выстраиваются в иерархию в соответствии с их значимостью. Для кого-то на первом месте может быть карьера, для кого-то главнее семья, а для кого-то важнее всего духовное развитие. Зная, как выглядит его иерархия значимых объектов и категорий, человек с большей эффективностью может прогнозировать свои действия.

Для диагностики ценностно-смысловой сферы личности используется тест Милтона Рокича. Он позволяет проранжировать основные терминальные и инструментальные ценности индивида. Мы с вами ограничимся терминальными.

Давайте определим, из чего состоит ваша система ценностей. Возьмите лист бумаги и ручку.

Запишите с левой стороны в столбик 18 пунктов:

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Мудрость.
  4. Интересная работа.
  5. Любовь.
  6. Красота природы и искусства.
  7. Материальный достаток.
  8. Наличие верных друзей.
  9. Общественное признание.
  10. Познание.
  11. Личная продуктивность.
  12. Саморазвитие.
  13. Свобода.
  14. Счастливая семейная жизнь.
  15. Счастье других людей.
  16. Творчество.
  17. Уверенность в себе.
  18. Удовольствия и развлечения.

Теперь вам нужно вдумчиво и внимательно прочитать список и выбрать одну самую важную для вас ценность.

Запишите ее справа от списка, а в левом столбике зачеркните.

Проделайте процедуру еще раз уже с оставшимися 17 пунктами. Выберите самый важный и запишите его справа под первым. Затем еще и еще, пока в левом столбике не будут зачеркнуты все пункты, а справа не появится новый столбик.

Он и будет вашей иерархией ценностей.

Первые 6 пунктов в вашей иерархии – самые значимые для вас объекты и категории, которые по большей части формируют картину мира и определяют поведение. Пункты с 7-го по 12-й – индифферентные для вас ценности, которые не оказывают особого влияния на личность. С 12-го пункта и ниже располагаются отвергаемые ценности. Вы либо совсем игнорируете их, либо относитесь с предубеждением.

Меняются ли ценности в течение жизни

Во взрослую жизнь человек, как правило, входит с уже сформировавшейся системой ценностей. Но это не значит, что до конца его дней она будет оставаться неизменной. Жизнь меняется – меняются приоритеты, накапливается опыт. Все это накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу.

Как меняются приоритеты человека? Чаще всего это происходит без его сознательного участия. Например, в силу возрастных изменений. Вчерашний подросток и человек, перешагнувший 30-летний рубеж, сильно отличаются во взглядах, образе жизни, привычках. Если для первого главными в жизни могут быть удовольствия и развлечения, то второй уже больше ориентирован на семью и карьеру.

Также к слому сложившейся системы приоритетов может привести накопленный негативный опыт. Например, человек длительное время состоял в отношениях, строил планы создать семью, но партнер его предал. Испытав сильную боль и боясь повторения ситуации, наш герой решает снизить для себя значимость ценности “любовь” и сосредоточиться на карьере. Вернее, это решает за него мозг, а сам он просто чувствует фрустрацию в этой сфере жизни.

Проблемы в ценностно-смысловой сфере

Если в ценностно-смысловой сфере личности не все в порядке, будут страдать и другие структуры психики. А самое главное – существенно понизится качество жизни.

Давайте рассмотрим возможные проблемы.

  • Конфликт нескольких ценностей

Бывают ситуации, когда жизненные приоритеты приходят в противоречие друг с другом. Это может привести к острому внутриличностному конфликту, который будет истощать человека.

Например, у молодого человека есть два жизненных приоритета: любовь и творчество. Он играет в рок-группе и состоит в отношениях с любимой и любящей девушкой. Но возникает ситуация, в которой ему приходится делать выбор между ними. Парню предлагают пятилетний контракт в другой стране с большими перспективами, но его девушка не может поехать с ним. Выбор для него будет очень сложным и мучительным.

  • Реализация чужих ценностей

Выше мы писали, что человек сначала усваивает коллективную систему ценностей, а затем на основе нее формирует свою. Очень важно, чтобы не было перекосов ни в одну, ни в другую сторону. То есть личные не должны идти вразрез с коллективными, а коллективные не должны подавлять личные.

Например, девушка выросла в религиозной семье, где родители очень серьезно относились ко всем правилам и обрядам. Но девушка не чувствовала в душе такой же потребности. Ей хотелось жить обычной светской жизнью, радоваться и развлекаться, как делали все ее сверстники. Но страх и чувство вины перед родителями заставили принять их образ жизни и ограничить себя в желаниях.

  • Деструктивные способы реализации ценностей

Способы, с помощью которых человек реализует свои приоритеты, не должны идти вразрез с законом и нормами морали, а также не должны приносить вред самому человеку, другим людям и природе.

Например, реализовывать ценность “материальный достаток” нельзя с помощью кражи, ценность “удовольствия и развлечения” – с помощью приема наркотиков.

Заключение

Мы рассмотрели, в чем заключается смысл понятия “ценность” с точки зрения психологии, выяснили ее роль в развитии личности.

Ценности определяют поведение человека, помогают ставить жизненные цели и достигать их, формируют мировоззрение, способствуют социализации и делают многое другое. Их можно сравнить с маяком, указывающим путь кораблям в ночи. Без них человек блуждал бы в океане жизни, не зная, куда прибиться.

Делитесь в комментариях, какие ценности являются для вас самыми важными. Для нас это любовь, творчество и саморазвитие. Именно они наполняют мою жизнь смыслом и помогают преодолевать все невзгоды.

Желаем вам счастливой жизни. До встречи!

Ценность — Психологос

Фильм «Амели»

Ценность — то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами. Это то, в безусловную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах. У каждого из нас есть что-то очень важное, что мы любим, ценим и хотим, чтобы этого в нашей жизни было больше.

Вот мужчина купил машину. Он её с любовью моет, тщательно натирает полировкой, разговаривает с ней ласково – это его ценность. А вот мужчина встретил девушку и не жалеет своей машины, катает девушку по городу и за городом. Большей ценностью для него стала девушка. А вот мать торопится к ребёнку, ей нравится с ними играть, она радуется его успехам – ребёнок её ценность. Девушка весело крутит педали велотренажёра в спортзале, нагружает мышцы и сохраняет фигуру – её ценностью является ее красота.

Не все жизненные ценности человеком обдуманы, но все осознанны или легко становятся осознанными. Говорить о бессознательных ценностях — нонсенс, бессознательными у человека могут быть стремления, мотивы, влечения, но не ценности. Ценности растут только под светом сознания. Иногда ценностные ориентиры человека можно выразить одним или двумя характерными словами (ценность развития или ценность комфорта), чаще — это довольно широкий круг убеждений в обрамлении определенной философии и обеспеченный соответствующей технологией жизни.

Образно это выглядит как паровозик, где за словами-лидерами (метками, ярлычками ценности) тянется хвост слов и понятий, частотно (вероятностно) с ними связанных: ценностный круг человека.

Так, например, разговоры о духовности или любви как жизненной ценности не значит ничего, пока вы не перейдете на уровень жизненной конкретики.

Есть ценности общественные, принятые в обществе как общая норма, есть ценности групповые (ценности старшего поколения отличаются от ценностей подростков), есть семейные ценности и есть ценности личные — лично мои и лично твои. Ценности есть у всех людей, но ценности «Бери от жизни все», пиво и компьютерные игры редко кто отнесет к высоким ценностям. Задача воспитания, возвышения ценностей актуальна всегда.

Важно различить инструментальные и терминальные ценности. Когда мы говорим о пользе, то это польза для чего-то, это некоторый инструмент, это ценность инструментальная. Ситуативные ценности (билет на самолет), профессиональные (диплом о защите диссертации) и просто личные интересы — все это противостоит тому, что ценно само по себе, противостоит жизненным ценностям. Терминальные ценности описывают то самое важное, что касается жизни человека в целом, то, что ценно для человека само по себе, безотносительно к его личным задачам, потребностям и интересам.

Мама. Родина. Мама дорога не тем, что стирает белье дешевле прачечной, а тем, что она — мама. Защита Родины для каждого отдельного человека выходит за рамки его личных интересов (лично он и погибнуть может), но если человек готов защищать Родину, говорят, что для него родная земля — ценность.

К сожалению, большая часть терминальных ценностей — скорее красивые слова, за которыми у людей редко стоит что-то реальное. Многие могут назвать среди своих высших ценностей мудрость, любовь и мир во всем мире, но к их реальной жизни эти слова имеют очень отдаленное отношение.

Значение ценностей в жизни людей сильно преувеличено, реально руководствуются ценностями в своей жизни мало кто и редко когда. О своих ценностях бывает приятно поговорить, о потерянных ценностях естественно попереживать, но жить, каждым действием реализуя собственные ценности — трудно и доступно не многим. Большая часть людей живет как организмы, а не как личности, а жизнь человека, как организма, определяется лишь привычками и обстоятельствами, а именно внешними предписаниями, влияниями поля и внутренними потребностями, чувствами и состояниями.

Заметьте: в этом списке убеждений и ценностей нет, эти категории за пределами повседневной жизни человека-организма. У него ценности только знаемые, он о них вспоминает только тогда, когда его о них его спросят. Впрочем, если психологи захотят сделать человеку приятное, они любые его выборы и предпочтения, включая импульсивную покупку новой кофточки, могут назвать его ценностными выборами. Для человека это будет приятная неправда, для науки — неоправдано расширительное толкование термина «ценности».

В отличие от декларируемых ценностей, жизненные ценности — ценности человека, реально организующие его жизнь. Если вы под Новый год имеете привычку подводить итоги прошедшего года и составлять планы на будущий год, это вполне удачное время разобраться со своими жизненными ценностями. Очень полезно записать то, что для вас по-настоящему важно, и после следить за тем, чтобы ваша жизнь соответствовала вашим жизненным ценностям. Только развитая личность живет, руководствуясь своими ценностями: из ее ценностей вытекают ее цели, цели разворачиваются в планы, планы конкретизируются в порядок дел, после чего личность – действует. Чем большее количество времени вы действуете не случайным образом, а в соответствии со своими обдуманными ценностями, тем в большей степени вы действуете, как человек-личность.

значений 101 | Psychology Today

Источник: Созерцание ценностей, Фрэнк Джон Ниниваджи, доктор медицинских наук

​Термин «ценности» — это сокращенное обозначение сложных уровней воображения. Он варьируется от снов и их корней в бессознательных ночных процессах до более предсознательных грез и сознательных устремлений. Ценности — это потенциальный капитал, подпитываемый надеждой и мотивацией расширяться и идти вперед.

Ценности — это слова, обычно используемые для обозначения убеждений, но ценности обычно являются неосознанными и неявными мотиваторами. Они подпитывают эмоции, чувства, мысли и поведение. Их апелляция к чьим-либо личным интересам глубока, если не волнующе приятна. Достижение прогресса в жизни — это огромное усилие. Ценности связаны с практикой, потому что ценности сильно влияют на то, как человек ведет себя.

Ценности служат саморасширению и более полной самореализации. Побуждения в пределах чьих-либо ценностей могут способствовать самотрансцендентному признанию — тому, что я называю «эмпатической идентификацией». Это трансперсональное объятие, коренящееся в висцеральном ощущении, может расцвести в благородные добродетели, например, в искусстве и духовных порывах.

Ценности – это лично выбранные убеждения, твердые, а не жесткие убеждения. Ценности могут быть положительными, созидательными и укрепляющими здоровье или вредными, разрушительными и нездоровыми.

Ценности — это то, что вас очень волнует.

Ценности могут «изменить мир». Ценности измеряют то, что люди считают желанным, жизненно важным, полезным и стоящим. Они влияют на то, как мы чувствуем, думаем и делаем выбор, а также на то, как мы поступаем и ведем себя.

Ценности имеют трансформирующую энергию. Как стремления, ценности создают видение будущего. Осознанно воспринимая свои ценности, люди становятся самостоятельными лидерами. Как активисты, их живой пример «больше, чем жизнь» как для них самих, так и для других, тем самым облегчая ценностную деятельность в в реальном времени

Преобразующая способность наличия ценностей означает способность «изменить ваш внутренний мир», вашу интерпретацию внутренних мыслей и чувств, а также то, как вы понимаете окружающую среду людей и социальные события. Ваши ценности формируют — к лучшему или к худшему — хорошее поведение, которое улучшает жизнь всех вокруг вас. Ценности — это то, что вы чувствуете и считаете правдой, накопленное вами богатство устремлений. Основные ценности — это праздник знаний, понимания и мудрости, жизнь, полная жизненной силы.

Значения отличаются от «принципов». Ценности — это личные убеждения и мнения с менее точным универсальным значением «правильно-неправильно». Ценности дают ощущение общих руководящих принципов.

Принципы, напротив, более социально запланированы. Они общепризнаны как настоящие стандарты. Как правило, люди воспринимают их как действующие правила и законы с более однозначными коннотациями «правильно-неправильно». Люди выбирают и могут изменять свои ценности, но соблюдают общепринятые, более навязанные извне принципы социальной уместности.

Принципы — это четкие, явные ограничивающие правила и кодексы поведения, которые определяют выбор правильного и неправильного поведения. Принципы определяют, что является правильным, и структурируют моральные оценки и правовые системы. Принципы основаны на ценностях, часто стандартизированных в профессиональных этических кодексах.

В зрелом возрасте люди формируют свою личность.

Личность – это система, персонифицированная самокультура с набором ценностей. Это «как я работаю». Эти личные операционные стандарты являются руководящими принципами и действуют как компас, ориентация, которая определяет и направляет жизнь. «Заявление о ценностях» направляет жизнь человека или самокультуру: ценности, которые считаются наиболее актуальными и значимыми. «Высококритическая важность» означает, что цель имеет долгосрочную эффективность, решающую для успеха. Ценности – это цели, которые человек стремится достичь и поддерживать.

Ценности, интегрированная смесь верований и практик, подпитываются эмоциями. Эмоции высокой интенсивности сопровождают ценности, считающиеся наиболее важными. Высокая интенсивность придает ценным убеждениям мегасилу и постоянство.

Когда у взрослых есть набор высоких ценностей, пусть даже несколько существенных, у них появляется чувство оптимизма. Это создает ощущение, что произойдет что-то желаемое. Если человек остается сознательным перед лицом неизбежных «вмешательств» жизни, он противостоит унынию и компенсирует чувство деморализации — сдается. Этот факт «значение» значений . Индивидуально вдохновленные ценности очеловечивают нас как людей, возвещающих один флаг — нашу общую человечность.

Примеры индивидуально вдохновленных здоровых ценностей включают длинный список:

  • Безопасность и выживание
  • Саморазвитие
  • Сбалансированная жизнь
  • Уверенность
  • Самодисциплина
  • Творчество
  • Семья
  • Отношения
  • Эмоциональная безопасность
  • Исполнение
  • Терпение
  • Прощение себя и других
  • Благодарность
  • Здоровье
  • Душевное спокойствие
  • Счастье
  • Уход за собой/гигиена
  • Груминг
  • Целостность
  • Ответственность
  • Финансовое обеспечение
  • Свобода
  • Самостоятельность
  • Взаимозависимость
  • Сервис
  • Ненасилие
  • Род занятий
  • Помощь
  • Обмен
  • Перспектива
  • Гибкое сотрудничество
  • Эмпатия
  • Сострадание
  • Неродственная любящая доброта
  • Успех
  • Личная правда
  • Мудрость
  • Духовное совершенствование

Каковы ваши ценности сейчас, на 2020 год и далее?

Определение, характеристики, важность, типы ценностей

Ценность понимается как моральные идеи, общие концепции или мировоззренческие установки, а иногда просто интересы, отношения, предпочтения, потребности, чувства и склонности.

Но социологи используют этот термин более точно, чтобы обозначить «обобщенную цель, имеющую коннотации правильности, добра или внутренней желательности». Это важные и устойчивые убеждения или идеалы, разделяемые членами культуры в отношении того, что хорошо и что плохо, что желательно и что нежелательно. Оно сильно влияет на поведение и отношение человека и служит общим ориентиром во всех ситуациях.

Значение представляет собой фундаментальное убеждение в том, что определенный способ поведения или конечное состояние существования лично или социально предпочтительнее противоположного или обратного способа поведения или конечного состояния существования.

Ценности Определение – что такое ценности?

Ценности определяются в «Организационном поведении» как коллективные представления о том, что считается хорошим, желательным, правильным или плохим, нежелательным и неправильным в культуре.

Некоторыми общими деловыми ценностями являются справедливость, инновации и участие сообщества.

Согласно М. Хараламбосу, ​​«Ценность — это убеждение в том, что что-то хорошо и желательно».

Согласно Р.К. Мукерджи, «Ценности — это социально одобренные желания и цели, которые усваиваются в процессе кондиционирования, обучения или социализации и становятся субъективными предпочтениями, стандартами и стремлениями».

Изучение динамики молодежной культуры…

Пожалуйста, включите JavaScript

Изучение динамики молодежной культуры: определение, элементы и влияние нормам в том, что они определяют, как люди должны себя вести. Ценности также придают степень благости деятельности и отношениям».

Согласно И. Дж. Ленеру и Н. Дж. Кубе, «Ценности являются неотъемлемой частью личной жизненной философии, под которой мы обычно подразумеваем систему ценностей, согласно которой мы живем. Философия жизни включает в себя наши цели, идеалы и образ мышления, а также принципы, которыми мы руководствуемся в своем поведении».

Согласно Т. У. Хиппи, «ценности — это сознательные или бессознательные мотиваторы и оправдания действий и суждений».

Ценность — это общее представление о том, как что-то ранжируется с точки зрения желательности, ценности или качества. Иногда его интерпретировали как означающее «такие стандарты, посредством которых выбираются цели действия».

Иногда это интерпретируется как означающее «такие стандарты, посредством которых выбираются цели действия».

Таким образом, ценности — это коллективные представления о том, что считается хорошим, желательным и правильным или плохим, нежелательным и неправильным в культуре.

Знакомые примеры ценностей: богатство, верность, независимость, равенство, справедливость, братство и дружелюбие.

Знакомые примеры ценностей: богатство, лояльность, независимость, равенство, справедливость, братство и дружелюбие. Это обобщенные цели, сознательно преследуемые или преподносимые индивидуумам как стоящие в них.

Нелегко прояснить основные ценности данного общества из-за их огромной широты.

Характеристики Значение

Значения разные для каждого человека. Их можно определить как идеи или убеждения человека, желательные или нежелательные. Изменчивость в этом утверждении — это, во-первых, то, что человек может оценить, и, во-вторых, степень, в которой он это ценит.

Ценности могут быть конкретными, такими как уважение к родителям или владение домом, или они могут быть более общими, такими как здоровье, любовь и демократия. «Правда побеждает», «возлюби ближнего своего, как самого себя», «учеба хороша как самоцель — вот несколько примеров общих ценностей.

Индивидуальные достижения, личное счастье и материализм являются основными ценностями современного индустриального общества.

Определяется как концепция желаемого, внутреннее творение или стандарт оценки, которым обладает человек.

Таких понятий и стандартов относительно немного, и они определяют или определяют оценку человеком множества объектов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

Ценности имеют следующие характеристики:

  • Они чрезвычайно практичны, и для оценки требуются методы и понимание стратегического контекста.
  • Они могут обеспечить стандарты компетентности и морали.
  • Они могут выходить за рамки конкретных ситуаций или людей.
  • На личные ценности могут влиять культура, традиции и сочетание внутренних и внешних факторов.
  • Они относительно постоянны.
  • Они более важны для ядра человека.
  • Большинство наших основных ценностей усваиваются в раннем возрасте от семьи, друзей, школы по соседству, массовой печати, визуальных средств массовой информации и других источников в обществе.
  • Ценности наполнены эффективными мыслями об идеях, объектах, поведении и т. д.
  • Они содержат элемент суждения, поскольку несут представления человека о том, что правильно, хорошо или желательно.
  • Ценности могут различаться от культуры к культуре и даже от человека к человеку.
  • Ценности играют важную роль в интеграции и реализации основных импульсов и желаний человека, стабильно и последовательно соответствующих его жизни.
  • Это общий опыт социального действия, состоящий из индивидуальных и социальных реакций и установок.
  • Они строят общества и интегрируют социальные отношения.
  • Они формируют идеальные размеры личности и глубины культуры.
  • Они влияют на поведение людей и служат критериями для оценки действий других.
  • Они играют важную роль в общественной жизни. Они помогают в создании норм, определяющих повседневное поведение.

Ценности культуры могут меняться, но большинство из них остаются стабильными в течение жизни одного человека.

Социально разделяемые, глубоко переживаемые ценности являются фундаментальной частью нашей жизни. Эти ценности становятся частью нашей личности. Они разделяются и подкрепляются теми, с кем мы взаимодействуем.

Поскольку ценности часто сильно влияют на отношение и поведение, они служат личным компасом для поведения сотрудников на рабочем месте.

Эта помощь определяет, увлечен ли сотрудник работой и рабочим местом, что может привести к доходности выше среднего, высокой удовлетворенности сотрудников, сильной командной динамике и синергии.

Типы ценностей

Ценности относятся к стабильным жизненным целям, которые люди имеют, отражая то, что для них наиболее важно.

Они устанавливаются на протяжении всей жизни в результате накопления жизненного опыта и имеют тенденцию быть относительно стабильными. Ценности, которые важны для людей, как правило, влияют на типы решений, которые они принимают, на то, как они воспринимают окружающую среду и на их фактическое поведение.

Более того, люди с большей вероятностью примут предложения о работе, если компания обладает ценностями, которые их волнуют.

Достижение ценности — одна из причин, по которой люди остаются в компании, и когда организация не помогает им реализовать свои ценности, они с большей вероятностью уйдут, если будут недовольны самой работой .

Rokeach разделил значения на два типа.

Ценности, важные для людей, обычно влияют на их решения, на то, как они воспринимают окружающую среду и на их фактическое поведение.

Существует два типа значений:

  1. Терминальные значения.
  2. Инструментальные ценности.

Терминальные ценности

Терминальные ценности наиболее желательны для людей, а инструментальные ценности представляют собой взгляды на то, как должны быть достигнуты человеческие желания.

Это ценности, которые мы считаем наиболее важными или желательными.

Терминальные ценности относятся к желаемым конечным состояниям существования, к целям, которых человек хотел бы достичь в течение своей жизни.

К ним относятся счастье, самоуважение, признание, внутренняя гармония, благополучная жизнь и профессиональное мастерство.

Инструментальные значения

Инструментальные значения касаются представлений о допустимых режимах проводниковых средств достижения конечных значений.

К ним относятся честность, искренность, этичность и амбициозность. Эти ценности больше ориентированы на черты личности и характера.

Существует множество типологий значений. Одним из наиболее популярных опросов для оценки индивидуальных ценностей является Rokeach Value Survey.

В этом обзоре перечислены 18 терминальных и 18 инструментальных значений в алфавитном порядке. Они приведены ниже:

7 Мужественный отстаивание своих убеждений)8
Терминальные значения Инструментальные значения
СОВЕРЖКА (Прозрачная жизнь) AMBITAL (Hardworking) 9028 88888888 гг. непредубежденный)
Чувство выполненного долга (длительный вклад) Способный (компетентный, эффективный)
Мир во всем мире (свободный от войн и конфликтов) Веселый (беззаботный, радостный)
Мир красоты (красота природы и искусства) Чистый (аккуратный, опрятный)
Равенство (братство, равные возможности для всех)
Безопасность семьи (забота о близких) Прощение (готовность прощать)
Свобода (независимость, свободный выбор) Полезность (работа на благо других)
Счастье (довольство) Честно (искреннее, правдиво)
Внутренняя гармония (свобода от внутреннего конфликта) ДОБАВИТЕЛЬНАЯ (Деребная, творческая)
ДОБАВИТЕЛЬНАЯ (ДЕРНАЯ, Творческая)
ДИМПУСКАЯ (Деребная, творческая)
(Daring, Creative)
. Независимый (самостоятельный, самодостаточный)
Национальная безопасность (защита от нападения) Интеллектуальный (интеллектуальный, вдумчивый)
Удовольствие (приятная, неторопливая жизнь) Логический (последовательный, рациональный)
Спасение (спасено, вечное) Любовь (лапа, тенден Общественное признание (уважение, восхищение) Вежливость (вежливость, воспитанность)
Верный друг (близкое общение) Ответственность (надежность, надежность)
Мудрость (зрелое понимание жизни) Самоконтроль (сдержанный, самодисциплинированный)

Ценности, которых придерживается человек, влияют на его или ее занятость.

Например, человек с ориентацией на сильную стимуляцию может заниматься экстремальными видами спорта и выбирать профессию, связанную с быстрыми действиями и высоким риском, например пожарным, полицейским или врачом скорой помощи.

Тот, у кого есть стремление к достижениям, может с большей готовностью действовать как предприниматель.

Несколько исследований подтверждают, что значения RVS различаются между группами. Люди одной профессии или категории (например, корпоративные менеджеры, члены профсоюза, родители и ученики), как правило, придерживаются схожих ценностей.

Например, в одном исследовании сравнивали руководителей корпораций, членов профсоюза сталелитейщиков и членов группы общественных активистов.

Несмотря на то, что среди трех групп было обнаружено значительное совпадение, были также и некоторые очень существенные различия.

Ценностные предпочтения активистов сильно отличались от ценностных предпочтений двух других групп.

Они считали «равенство» своей самой важной конечной ценностью; руководители и члены профсоюза поставили это значение на 12 и 13 соответственно. Активисты оценили «полезность» как свою вторую по важности инструментальную ценность.

Две другие группы поставили его на 14-е место. Эти различия важны, потому что руководители, члены профсоюзов и активисты заинтересованы в том, чем занимаются корпорации.

Важность ценностей

Ценности – это устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечное состояние существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения.

Их сложнее изменить или изменить. По мере того, как этическое поведение становится все более заметным на рабочем месте, возрастает важность ценностей как темы для обсуждения в менеджменте.

Ценности — это общие принципы, регулирующие наше повседневное поведение. Они не только задают направление нашему поведению, но и сами по себе являются идеалами и целями.

Они являются выражением конечных целей, целей или задач социального действия.

Наши ценности лежат в основе наших суждений о том, что желательно, красиво, правильно, правильно, важно, полезно и хорошо, а также о том, что нежелательно, безобразно, неправильно, ненадлежаще и плохо.

Социолог-первопроходец Дюркгейм подчеркивал важность ценностей (хотя он использовал термин «мораль») в сдерживании разрушительных индивидуальных страстей.

Он также подчеркнул, что ценности позволяют людям чувствовать, что они являются частью чего-то большего, чем они сами.

Э. Шилс также делает то же самое и называет «систему центральных ценностей» (основные ценности общества) необходимой для создания соответствия и порядка.

Индийский социолог Р.К. Мукерджи пишет: «По своей природе все человеческие отношения и поведение заложены в ценностях.

  • Ценность является основой для понимания уровня мотивации.
  • Это влияет на наше восприятие.
  • Ценность помогает понять, что должно быть, а что не должно быть.
  • Содержит толкование правильного или неправильного.
  • Они влияют на отношение и поведение.
  • Это означает, что определенные варианты поведения в отношении результатов предпочтительнее других.
  • Они позволяют членам организации гармонично взаимодействовать. Они облегчают достижение целей, которые было бы невозможно достичь в одиночку.
  • Эти цели устанавливаются для достижения, и они мотивируют, определяют и окрашивают все наши когнитивные, аффективные и дополнительные виды деятельности.
  • Они являются ориентирами в нашей жизни и направляют нас к тому, кем мы хотим быть.
  • Ценности и нравственность могут направлять, вдохновлять и мотивировать человека, придавая ему энергию и желание жить и делать что-то значимое.

На самом деле ценности важны для изучения организационного поведения, потому что они закладывают основу для понимания отношений и мотивации.

Люди входят в организацию с предвзятыми представлениями о том, что «должно» или «не должно» быть. Конечно, эти понятия не лишены ценности.

Это часть внешнего вида человека. Они напоминают нам о том, что важно в нашей жизни, например, об успехе или семье, но также своим присутствием создают контраст с тем, что не важно.

Это не означает, что со временем значения не могут измениться. По мере того, как мы растем и меняемся как личности, мы начинаем ценить разные аспекты жизни.

Если мы ценим семью, когда мы моложе, когда наши дети становятся старше, мы можем начать ценить успех в бизнесе больше, чем семью.

Источники ценности

Источники ценности — это всеобъемлющее руководство по принятию финансовых решений, подходящее как для начинающих, так и для опытных практиков.

Он рассматривает принятие финансовых решений как искусство и науку и предлагает комплексный подход, с помощью которого компании могут максимизировать свою стоимость.

Как правило, никакие ценности не являются относительно стабильными и устойчивыми.

Значительная часть ценностей, которых мы придерживаемся, закладывается в наши ранние годы родителями, учителями, друзьями и другими людьми. Есть так много источников, из которых мы можем получить различные ценности.

Источники значений;

  • Семья: Семья – это великий источник ценностей. Ребенок усваивает свою первую ценность из своей семьи.
  • Друзья и сверстники: Друзья и сверстники играют жизненно важную роль в достижении ценностей.
  • Община или общество: Являясь частью общества, человек усваивает ценности из общества или разных групп общества.
  • Школа: Как учащиеся школы и учителя также играют очень важную роль в внедрении ценностей.
  • Средства массовой информации: Средства массовой информации, такие как – Печатные СМИ, Электронные СМИ также играют роль повышения ценностей в сознании людей.
  • Родственники: Родственник также помогает создавать ценности в сознании людей.
  • Организация: Различные организации и учреждения также играют жизненно важную роль в создании ценности.
  • Религия .
  • История .
  • Книги .
  • Прочее .

Ценности и убеждения

Ценности — это социально одобряемые желания и цели, которые усваиваются посредством кондиционирования, обучения или социализации и становятся субъективными предпочтениями, стандартами и устремлениями.

Они сосредоточены на суждении о том, что должно быть. Это суждение может представлять собой конкретное выражение поведения.

Они затронуты нравственным привкусом, включающим суждение человека о том, что правильно, хорошо или желательно.

Так-

  • Ценности обеспечивают стандарты компетентности и морали.
  • Это идеи, которые мы считаем важными.
  • Они определяют наше поведение, общение и взаимодействие с другими людьми.
  • Они превосходят определенные объекты, ситуации или людей.
  • Они относительно постоянны, и их изменение вызывает сопротивление.

Убеждения — это убеждения, которых мы обычно придерживаемся, обычно без фактических доказательств или доказательств.

Они часто, но не всегда, связаны с религией. Религиозные верования могут включать веру в то, что Аллах один и создал землю.

Религии, кроме ислама, также имеют свой набор верований.

Нерелигиозные убеждения могут включать: что все люди созданы равными, что побуждает нас относиться ко всем, независимо от пола, расы, религии, возраста, образования, статуса и т. д., с одинаковым уважением.

И наоборот, кто-то может подумать, что не все люди созданы равными. Это основные предположения, которые мы делаем о мире, и наши ценности проистекают из этих убеждений.

Наши ценности — это вещи, которые мы считаем важными, и они могут включать в себя такие понятия, как равенство, честность, образование, усилия, настойчивость, преданность, верность, охрана окружающей среды и многие другие понятия.

Наши убеждения вырастают из того, что мы видим, слышим, переживаем, читаем и о чем думаем.

Из этих вещей у нас вырабатывается мнение, которое мы считаем верным и непоколебимым в то время.

Мы получаем наши ценности из наших убеждений, которые могут быть правильными или неправильными по сравнению с доказательствами, но справедливыми для нас! У каждого человека есть внутренняя система убеждений, выработанная на протяжении всей его жизни.

Они могут быть связаны с религией или развиваться независимо от религии.

  • Убеждения — это концепции, которые мы считаем истинными.
  • Они могут исходить от религии, но не всегда.
  • Убеждения определяют наше отношение и мнение.

Ценности на рабочем месте

Ценности могут сильно влиять на поведение сотрудников на рабочем месте. Например, если сотрудник ценит честность, трудолюбие и дисциплину, он, скорее всего, приложит усилия, чтобы продемонстрировать эти качества на рабочем месте.

Этот человек может быть более эффективным сотрудником и более позитивным образцом для подражания для других, чем сотрудник с противоположными ценностями.

Однако конфликт может возникнуть, если сотрудник осознает, что его коллеги не разделяют его ценности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *