Циник — кто это такой и что такое цинизм
Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 196 544 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В школе от учительницы или от бабушек на лавочке возле подъезда можно услышать, что современное поколение молодёжи такое циничное, ужас.
А вот раньше таких людей не было. Права ли Мария Сергеевна, и кто вообще такие эти циники?
Цинично о цинизме 🙂
Цинизм. Что это такое, если попытаться объяснить простыми словами? Это жизненная позиция, которая вытекает в пренебрежительное, презрительное отношение к чему-то. Не к какому-то конкретному объекту, а к большому спектру всего из жизни обычного человека. Как правило, это законы, нормы, ритуалы, традиции народа.
Циник — это человек, который демонстративно показывает своё пренебрежение (ну, или как минимум альтернативное мнение) по отношению к нормам и постулатам. Часто возможны театральные жесты при этом.
Объектами «циничных нападок» чаще становятся стереотипное мышление, конформизм (это что?), нежели культурные (основополагающие) вещи и устои. Поскольку постольку это мировоззрение не имеет ничего общего с вандализмом.
Одна из причин, почему цинизм становится взглядом на мир – это безнаказанность. Люди совершают негативные действия или высказывания, а за это не были схвачены или пристыжены. Поэтому каждый новый раз они испытывают судьбу и смотрят на реакцию окружающих.
Но более частый фактор – это сильная и глубокая разочарованность, которую несёт в себе человек. А также его повышенная чувствительность и ранимость. Поэтому он и использует такой жёсткий психологический механизм защиты как нападение в виде обесценивания всего вокруг.
Взгляд в историю
Цинизм – это древнегреческая философия? Может быть, ведь понятие берет свои истоки от киников Диогена и Антисфена. Они считали, что человек должен следовать собственному мировоззрению, жить просто и не смотреть ни на кого.
Философы много созерцали и наблюдали за миром вокруг, и пришли к выводу, что культура, роскошь, богатство – это всё придумали такие же люди, как и они. Совсем не боги, как было принято считать раньше.
Как только об этом узнал народ, они сильно обрадовались. После чего всячески показывали своё пренебрежительное отношение к установленным нормам, правилам, вообще к культуре.
В итоге забылась суть этого мировоззрения, и осталось только негативное отношение к ценностям, которые так долго формировались. Люди впадали в крайности и становились маргиналами. Как мы помним из школьной программы, сам Диоген стал жить в бочке.
Положительные стороны
Несмотря на такое большое количество употребления «негативизма» возле цинизма, у этой жизненной позиции есть достаточно много преимуществ:
- Ты волен называть вещи своими именами и говорить максимально искренне. Ни тебе, ни твоим собеседникам не нужно аккуратно подбирать слова, завуалировать их. Поскольку последний вариант общения приводит ко лжи, недопониманию.
- Цинизм подходит только для реалистичного взгляда на мир и каждую конкретную ситуацию. Витать в облаках и придерживаться только позитивного мышления не выйдет. Поэтому выразители этой жизненной позиции часто имеют холодный и острый ум, прямо как и описывается в сериале «Доктор Хаус» (ну, или доктор Быков, на худой конец).
- Здравая оценка своих сил помогает правильно поставить жизненные цели и идти к ним, видя каждую преграду и оборотные стороны.
- При этом вести себя цинично могут и весьма добрые люди, поскольку таким образом они лишь выражают своё мнение, а не хотят кого-то обидеть. Возможно, что у них слабо развита эмпатия.
Циники с самого детства
Что может быть милее, чем ребёнок раннего возраста? Но не тут-то было. Когда всей семьёй отпраздновали трёхлетие, начинаются кардинальные изменения в личности их чада.
Ребёнок впадает в негативизм: ему всё не нравится, закатывает истерики, начинает скандалить по любому поводу. Также пытается командовать своими мамой и папой. Например, когда девочке завязывают хвостики, она срывает резинки на пол и топчется по ним, показывая своё «фи».
Таким образом самоутверждается в этом новом и непонятном мире. Противопоставляет себя родственникам и всему, что происходит вокруг. Так ребёнок себя изучает, осознаёт своё отдельное «Я», которое раньше было одним целым с человеком, который его воспитывал и выхаживал. Как правило, это мать.
Поэтому, если в дальнейшем из такого сына или дочки вырастет циник – это ещё не значит, что у особи есть желание наплевать на всё вокруг. Она так утверждает и выражает себя. Таким образом, люди выстраивают свою личность, а не посягают на чужие ценности.
Степени цинизма
Рассмотрим со стороны психологии и психиатрии, что из себя представляет циничное поведение на разных уровнях его развития и сложности.
Нормальный цинизм
В его основе лежит недоверие к окружающему обществу. Поэтому такому человеку очень просто не подать деньги попрошайке, не повестись на новый «очень выгодный тариф» или скидки в любимом магазине.
Часто под таким соусом может прятаться эгоцентризм. Когда человек думает исключительно за собственную выгоду в любых жизненных ситуациях.
Чёрный юмор
Как известно, чёрный юмор – это шутки для интеллектуальных людей. А среди них очень много циников. Поэтому они любят анекдоты на темы, которые чужды обычному члену общества.
Но стоит помнить, что если кто-то шутит про смерть, это ещё не значит, что он психопат (социопат) или убийца. Часто такие люди оказываются очень добрыми и чувствительными личностями.
Холод и рассудок
Представители такой группы имеют аналитический склад ума. Если говорить относительно их эмоционального уровня, то он очень скуден. Такие люди не способны на сочувствие или жалость .
Такого рода люди не утешат друга, не вытрут ему слёзы, а сразу начинают думать, как можно решить проблему. Холодные в эмоциональном плане и отношениях. Из-за такого поведения «холодным циникам» сложно настроить надёжные социальные контакты. Они либо носят официальный характер, либо отсутствуют вовсе.
Подростковый максимализм
Определение этого сорта цинизма очень похоже на подростковый максимализм. Такие люди отрицают абсолютно всё: от политики в стране до букетов на Восьмое марта.
Чем раньше они осознают, что потраченная энергия на негатив не имеет смысла, тем раньше увидят что-то прекрасное вокруг себя.
Тотальное зло
Это такой уровень, при котором человек утешается чужими слезами, радуется чужому горю (налицо проявление мизантропии). Может перейти в жестокий акт вандализма против культуры. Как правило, таких людей сторонятся, поэтому они не по собственному желанию становятся маргиналами.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Почему цинизм бьет по кошельку – DW – 02.12.2016
Фото: picture-alliance/blickwinkel/McPHOTOs
Образование
Наталия Королева
2 декабря 2016 г.
Есть такая распространенная установка: чем циничнее человек, тем больше у него денег, успешнее карьера и вообще все лучше складывается в жизни. Оказывается, это заблуждение.
https://p.dw.com/p/2TOww
Реклама
Многие считают, что материальное благополучие и успех в карьере сопутствуют, в первую очередь, бездушным и черствым по натуре людям, склонным все ставить под сомнение, а также отрицающим такие поведенческие мотивы, как стыд, сочувствие, жалость, поскольку они не соответствуют их личным интересам. Немецкие социологи утверждают, что это не так. Более того, цинизм является препятствием на пути к успеху и ведет к социальному регрессу, подчеркивает в беседе с DW ученый Даниэль Элебрахт (Daniel Ehlebracht), сотрудник кафедры социологии и социальной психологии Кельнского университета.
Опасная установка
Такая личностная позиция, как цинизм, отрицательно сказывается на психике человека, рано или поздно приводит к его эмоциональному выгоранию и в конечном итоге вредит его профессиональному успеху — важнейшей составляющей развития и социального здоровья личности. К такому выводу пришли Даниэль Элебрахт и его коллеги — социологи Кельнского университета — в результате целого ряда специальных исследований, проводимых ими на протяжении десяти лет в Германии и многих других европейских странах, а также в США. К участию в своих репрезентативных опросах ученые привлекли без малого 20 тысяч человек — представителей самых разных профессий, социальных и возрастных групп.
Респонденты проходили сложные психологические тесты, а их отношение к жизни оценивалось по шкале цинизма. И в результате обнаружилось: у отъявленных циников доходы ниже, чем у тяготеющих к идеалистическому восприятию мира и верящих в моральные ориентиры людей, открытых и обладающих широким взглядом на вещи. В Германии, например, эта разница составляет, в среднем, около 300 евро в месяц. Не говоря о том, что ментальная установка циника мешает профессиональной социализации — в том числе, налаживанию отношений с коллегами.
Работа в команде — примета времениФото: ColourboxУ Даниэля Элебрахта есть тому объяснение. «Циники не потому становятся циниками, что зарабатывают мало, а недостаточно зарабатывают потому, что у них циничное отношение к жизни. Циник старается отстраняться от работы в команде, поскольку ему постоянно кажется, что его хотят обвести вокруг пальца, использовать в своих интересах. И потому работать над достижением поставленных целей он старается в одиночку — пусть даже сотрудничество с другими сулит финансовую выгоду», — поясняет ученый.
Жизнь в мрачных тонах
Типичный циник — это «эмоционально неустойчивый, нервный, мнительный, ранимый, подозрительный, пессимистически настроенный человек. Он практически в каждом видит недоброжелателя, никому не доверяет. У него в голове не укладывается, что в большинстве своем окружающие его люди абсолютно бескорыстно готовы помочь ближнему, на них можно положиться, и они вовсе не представляют собой коварных типов, только и думающих о том, как бы поэффективнее использовать других в своих целях», — так описывает циничного человека Даниэль Элебрахт.
Как отмечает немецкий ученый, циники очень эгоистичны и ставят себя выше других людей. Одним из доказательств тому может стать, например, содержание их деловой переписки. Так, циник слишком часто употребляет местоимение «я». К слову, это частое употребление «я» свидетельствует также о склонности человека к депрессиям и тревожности. В противоположность подобным людям, отличающийся стабильной психикой человек отдает предпочтение местоимению «мы», подчеркивает эксперт.
Во время одного из исследований немецкими учеными были сделаны видеозаписи, демонстрирующие то, как тяготеющие к цинизму респонденты реагируют на различные конфликтные ситуации. Оказалось, что во время разногласий циники чаще выражают презрение по отношению к оппонентам, нежели более адекватные люди.
Как преодолеть в себе скепсис
«Циники также не склонны идентифицировать себя со своей фирмой и мало что делают во благо компании — в частности, не оказывают бескорыстной помощи коллегам, не проявляют особой лояльности по отношению к работодателю, не принимают участия в подготовке к корпоративным праздникам, мало общаются с коллегами и вообще держатся на работе особняком», — перечисляет Даниэль Элебрахт.
Но как зарождается в человеке цинизм? «Исследования показали: чем образованнее человек, тем он менее склонен к проявлению цинизма. Помимо недостаточно высокого уровня образования, свою лепту в формирование циничного отношения к жизни вносит и негативный социальный опыт. «К примеру, если человек на рабочем месте подвергается моббингу, если с ним поступали нечестно и несправедливо», — указывает эксперт.
Впрочем, как утверждает Даниэль Элебрахт, циничный человек вполне может «исправиться» и трансформироваться в идеалиста. «По-моему, хорошая стратегия, позволяющая победить в себе цинизм, — это научиться в простых бытовых ситуациях доверять людям, преодолеть страх, что тебя могут обмануть. Например, получая сдачу в киоске, не пересчитывайте ее, а просто поверьте в честность продавца. То же самое — и на работе: вместо того чтобы постоянно быть начеку и не расставаться с мыслями о том, что коллеги хотят тебя «подставить», лучше поделитесь с ними своей концепцией по поводу реализации нового проекта и окунитесь с головой в дело. Поверьте, жить сразу станет намного легче», — советует сотрудник кафедры социологии и и социальной психологии Кельнского университета Даниэль Элебрахт.
Смотрите также:
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Циники | Интернет-энциклопедия философии
Цинизм берет свое начало в философских школах Древней Греции, претендующих на сократовское происхождение. Однако называть циников «школой» сразу же возникает проблема для такой нетрадиционной и антитеоретической группы. Их основные интересы носят этический характер, но они воспринимают этику скорее как образ жизни, чем как доктрину, нуждающуюся в объяснении. Таким образом, askēsis — греческое слово, означающее своего рода тренировку себя или практику — является фундаментальным. Циники, как и последовавшие за ними стоики, характеризуют кинический образ жизни как «кратчайший путь к добродетели» (см. Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 104 и книга 7, глава 122). Хотя они часто предполагают, что открыли кратчайший и, может быть, самый верный путь к добродетельной жизни, они признают трудность этого пути.
Пестрота образа жизни Циников создает определенные проблемы. Триумф циника как философского и литературного персонажа усложняет обсуждение исторических личностей, что еще более усугубляется отсутствием источников. Свидетельства о киниках ограничиваются изречениями, афоризмами и древними слухами; ни один из многих текстов циников не сохранился. Традиция записывает принципы цинизма через их жизнь. Именно благодаря их практикам, самости и жизни, которые они культивировали, мы познаем конкретного циника 9.0003 Этос .
Содержание
- История названия
- Главные фигуры и родословная циников
- Циничная этика
- Жизнь в согласии с природой и против условностей
- Свобода и Парресия
- Обучение и стойкость
- Жизнь в согласии с природой и против условностей
- Космополитизм
- Наследие Циника
- Ссылки и дополнительная литература
1.
История названияПроисхождение имени киников kunikos , греческого слова, означающего «собачий», является предметом разногласий. Две конкурирующие истории объясняют источник имени с помощью фигуры Антисфена (которого Диоген Лаэртский неоднозначно идентифицирует как оригинального Циника), а в третьем объяснении используется фигура Диогена Синопского. Во-первых, Антисфен, как говорят, учил в Cynosarges , что является греческим словом, которое может означать «Белая собака», «Быстрая собака» или даже «Собачье мясо». Киносарги — гимнастический зал и храм афинян нотои . «Нотой» — это термин, обозначающий человека, лишенного афинского гражданства из-за того, что он родился от раба, иностранца или проститутки; можно также быть nothoi , если родители были гражданами, но не состояли в законном браке. Согласно первому объяснению, термин «циник» должен был происходить от места, где основатель движения поклонялся, упражнялся и, что наиболее важно, читал лекции. Такое происхождение вызывает подозрения, поскольку более поздние авторы могли создать эту историю по аналогии с тем, как термин «стоик» пришел из 9-го века.0003 Stoa Poikilē , в котором преподавал Зенон из Китиума. Хотя ничто бесспорно не связывает Антисфена или любого другого киника с киносаргами, Антисфен был нотосом , а храм использовался для поклонения Гераклу, высшему герою-цинику.
Второе возможное происхождение происходит от предполагаемого прозвища Антисфена Haplokuōn , слова, которое, вероятно, означает собаку «чистая и простая» и предположительно относится к его образу жизни. Хотя Антисфен был известен определенной грубостью и неотесанностью, что могло привести к такому прозвищу, более поздние авторы, включая Элиана, Эпиктета и Стобея, идентифицируют его как kuōn , или собака, его современники, такие как Платон и Ксенофонт, не называют его таковым. Этот недостаток придает некоторую достоверность представлению о том, что термин kunikos был применен к Антисфену посмертно и только после того, как на сцену вышел Диоген Синопский, более прославленный философ-собака.
Если Антисфен не был первым циником по имени, то происхождение этого названия принадлежит Диогену Синопскому, человеку, хорошо известному своим собачьим поведением. Таким образом, этот термин мог начаться как оскорбление, относящееся к стилю жизни Диогена, особенно к его склонности выполнять все свои действия публично. Бесстыдство, позволившее Диогену использовать любое пространство для любых целей, было первичным в изобретении «Диогена-собаки».
Точный источник термина «циник», однако, менее важен, чем искреннее его использование. Первые киники, наиболее отчетливо начавшие с Диогена Синопского, приняли свой титул: они лаяли на тех, кто им не нравился, пренебрегали афинским этикетом и жили природой. Другими словами, то, что могло возникнуть как пренебрежительный ярлык, стало обозначением философского призвания.
Наконец, поскольку цинизм обозначает образ жизни, неверно приравнивать цинизм к другим школам того времени. У циников не было определенного места, где они встречались и беседовали, например, в саду, лицее или академии; для Диогена и Кратеса улицы Афин служат местом как для их обучения, так и для их обучения. Более того, циники пренебрегают и очень часто высмеивают спекулятивную философию. Особенно резко они критикуют догматическую мысль, теории, которые они считают бесполезными, и метафизические сущности.
2. Главные фигуры и родословная циников
Главные фигуры цинизма образуют центральные точки в родословной, восходящей к Антисфену, товарищу Сократа и главному собеседнику в сократовских диалогах Ксенофонта (см., в частности, его Memorabilia и Symposium ), через своего ученика Диогена Синопского к ученику Диогена Кратесу, а от Кратеса — к Гиппархии из Маронеи, первой известной женщине-кинику-философу, и к Зенону из Китиона, основателю стоицизма.
Некоторые другие среди наиболее известных циников включают Метрокла из Маронеи, брата Гиппархии и ученика Кратеса, Мениппа, Демонакса Кипра, Биона Борисфена и Телеса. Мыслители, находящиеся под сильным влиянием киников, включают Зенона из Кития, Клеанфа из Ассоса, Аристо из Хиоса, Мусония Руфа, Эпиктета, Диона Златоуста и императора Юлиана.
Школы Сократа, как правило, ведут свое происхождение непосредственно от Сократа, и киники не являются исключением. Таким образом, историческая достоверность этой наследственности сомнительна. Тем не менее он точно отслеживает своего рода интеллектуальную передачу, которая начинается с Антисфена и передается Диогену, Кратесу и Зенону. Циники, похоже, дожили до третьего века нашей эры; две речи Юлиана 361 г. н. э. унижают киников его времени за отсутствие аскетизма и стойкости «настоящих» циников. Как «школа» мысли цинизм заканчивается в шестом веке нашей эры, но его наследие сохраняется как в философии, так и в литературе.
3. Этика циников
Прежде всего для понимания кинической концепции этики является то, что добродетель — это жизнь, живущая в согласии с природой. Природа предлагает яснейшее указание, как жить хорошей жизнью, которая характеризуется разумом, самодостаточностью и свободой. Однако социальные условности могут мешать хорошей жизни, ставя под угрозу свободу и устанавливая кодекс поведения, противоречащий природе и разуму. Соглашения по своей сути не плохи; однако для Циника условности часто абсурдны и достойны насмешек. Циники высмеивают внимание, уделяемое Олимпийским играм, «крупным ворам», управляющим храмами и похищающим «маленьких воров», которые воруют у них, политикам и философам, посещающим их дворы, моде и молитвам за такие вещи, как слава и богатство.
Только после того, как человек освободился от ограничений, препятствующих этической жизни, можно сказать, что он действительно свободен. Таким образом, циники защищают askēsis , или практику, а не теорию как средство освободиться от условностей, способствовать самодостаточности и жить в согласии с природой. Такой askēsis приводит Циника к жизни в нищете, к лишениям и тяжелому труду и позволяет Цинику свободно говорить о глупом и часто порочном образе жизни его или ее современников. Циники последовательно подрывают самые священные принципы афинской культуры, но делают это ради замены их принципами, согласующимися с разумом, природой и добродетелью.
а. Жизнь в согласии с природой и противоположные условности
Хотя императив жить в согласии с природой правильно ассоциируется со стоицизмом, стоики следуют примеру киников. Диоген Синопский горячо отвергает nomos , или условность, показывая произвольный и часто забавный характер афинских социальных, религиозных и политических нравов и попирая авторитет религиозных и политических лидеров. В основе этого лежит переопределение того, что достойно стыда. Тело Диогена беспорядочно, это источник великого стыда у афинян и вместилище принципа бесстыдства у киников.
Диоген использует свое тело, чтобы разрушить традиционную ассоциацию приличия с добром. Он нарушает этикет, публично выполняя действия, которые афинянин обычно выполняет наедине. Например, он ест, пьет и мастурбирует на рынке и высмеивает чувство стыда, когда чье-то тело непослушное или неуклюжее. Это не значит, однако, что нет ничего, за что человек должен испытывать стыд. Например, в «Жизнеописаниях выдающихся философов» находим такой анекдот: «Увидев дурака, настраивающего гусли, «не совестно ли тебе, — сказал он, — давать этому дереву созвучные звуки, а душу свою не созвучишь с твоей жизнью?» Тому, кто протестовал: «Я не годен для изучения философии», Диоген сказал: «Зачем тогда жить, если ты не хочешь жить хорошо?» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 65; Р. Д. Хикс) перевод изменен для этой статьи.)
Как предполагает переоценка стыда Диогеном, циники не являются релятивистами. Природа заменяет условность в качестве стандарта для суждения. Циники верят, что хорошо жить можно благодаря природе, а не традиционным средствам, таким как этикет или религия. Читается, что Диоген Синопский «упрекал людей вообще в отношении их молитв, заявляя, что они просят о том, что им кажется хорошим, а не о том, что действительно хорошо» (Диоген Лаэртский, 9).0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 43). Это схватывает суть цинического представления о жизни в согласии с природой и вопреки условностям. Молитва о богатстве, славе или любых других атрибутах условности заставляет человека думать, что это хорошо, — это ошибочное предприятие. Жизнь, данная природой, полна советов, как прожить ее лучше всего; но люди заблуждаются, стыдясь мелочей и стремясь к предметам, которые не важны. Следовательно, их свобода ограничена условностью.
и.
Свобода и ПарресияЦиники явно отдают предпочтение свободе, но не только в личном смысле как своего рода негативной свободе. Вместо этого свобода отстаивается в трех родственных формах: eleutheria , свобода или свобода, autarkeia , самодостаточность, и parrēsia , свобода слова или откровенность. Их концепция свободы имеет некоторые общие аспекты с другими древними школами; понятие автономии, вытекающее из императива господства разума над страстями, встречается в этике многих классических и эллинистических мыслителей. Однако специфически циническое чувство свободы проявляется в парресия .
Элементом parrēsia, , который можно упустить из виду, когда он определяется как свободная или откровенная речь, является риск, который сопровождает такую свободную и откровенную речь. Легендарные примеры бесстрашной свободы слова киника встречаются в диалогах Диогена Синопского с Александром Македонским. Одним из таких примеров является следующий: «Когда он загорал в Краниуме, подошел Александр, встал над ним и сказал: «Проси у меня любую милость, какую пожелаешь», на что он ответил: «Отойди от моего света»» ( Диоген Лаэртский, 9 лет0003 Жизнеописания выдающихся философов , Книга 6, Глава 28). В другом месте Александр объявляет о своем звании Диогену Синопскому, говоря: «Я — царь Александр Великий». Диоген отвечает своим рангом: «Я Диоген Циник», то есть «Диоген Пес» (Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , книга 6, глава 60).
Приведенные выше примеры демонстрируют уникальное сочетание юмора, бесстрашной правды и политической подрывной деятельности, которое отличает образ жизни циников. За некоторыми примечательными исключениями, философов древности можно встретить в то или иное время в обществе правителей (Платон, Эсхин и Аристипп — все они присутствовали при дворе Дионисия, Ксенофонт тесно связан с Киром, Аристотель — с македонской правящей семьей). , и так далее). Однако циники считали обязательным избегать таких контактов. Циники стремятся к самодостаточности и силе, ни то, ни другое невозможно сохранить, если вступить в обычную политическую игру. Жизнь обедневшего, но добродетельного и самодостаточного философа предпочтительнее жизни избалованного придворного философа.
Диоген Лаэртский пишет, что «Платон увидел [Диогена Синопского] моющего салат, подошел к нему и тихо сказал ему: «Если бы ты ухаживал за Дионисием, ты бы сейчас не мыл салат», и [Диоген] с таким же спокойствием ответил: «Если бы ты мыл салаты, ты бы не ухаживал за Дионисием» ( Жития выдающихся философов , книга 6, глава 58). Урок этого обмена ясен: в то время как Платон считает, что ухаживание освобождает человека от бедности, киник видит в бедности освобождение от необходимости платить суду правителю. Это второе чувство свободы, столь настойчиво отстаиваемое циниками, включает в себя как autarkeia , или самодостаточность, и parrēsia , или свобода говорить правду: то, что при дворе никогда нельзя делать свободно. Поэтому неудивительно, что на вопрос, что является «самой прекрасной вещью в мире», Диоген ответил: « Парресия. » (Диоген Лаэртский, Жития выдающихся философов , книга 6, глава 69.)
ii. Тренировка и стойкость
Чтобы жить жизнью Циника, нужно было привыкнуть к различным физическим трудностям, связанным с такой свободой. Это требовало, таким образом, жизни постоянного обучения, или аскесис . Термин askēsis , определенный выше как своего рода тренировка себя, но который также означает «упражнение» или «практика», заимствован из спортивной тренировки. Вместо того, чтобы тренировать тело ради победы на Олимпийских играх, на поле боя или для общего здоровья, Циник тренирует тело ради души.
Примеров обучения циников множество: Антисфен восхвалял тяжелый труд и лишения как добро; Диоген Синопский ходил босиком по снегу, обнимал холодные статуи и катался по обжигающему летнему песку в своем пифос ; Кратес избавился от своего значительного богатства, чтобы стать циником. Возможность жить без каких-либо товаров, которые обычно ошибочно принимают за предметы первой необходимости, освобождает и приносит пользу. Однако это также и трудный урок: «[Диоген Синопский] говорил, что он последовал примеру наставников хора; ибо они тоже ставят ноту немного выше, чтобы гарантировать, что остальные попадают в правильную ноту» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 35).
4. Космополитизм
Киникам не всегда доверяют, когда дело доходит до понятия космополитизма, поскольку происхождение этого термина иногда приписывают стоицизму. Более того, когда его относят к цинизму, его часто характеризуют как отрицательный принцип, который обретает содержание только после того, как переносится в доктрину стоиков (см. обсуждение «цинического космополитизма» Джона Л. Моулза в The Cynics ). Однако космополитизм можно полностью понять в его киническом контексте, если рассматривать его как нечто большее, чем оксюморон или содержательную реплику: «На вопрос, откуда он пришел, [Диоген Синопский] сказал: «Я гражданин мира [9].0003 kosmopolitēs ]’» (Диоген Лаэртский, книга 6, глава 63). В этой последней цитате Диоген отвечает на вопрос, призывающий его указать свое происхождение, с помощью того, что кажется неологизмом. Быть politēs значит принадлежать к полису , быть членом определенного общества со всеми преимуществами и обязательствами, которые влечет за собой такое членство. Не отвечая ожидаемым «синопом», Диоген отказывается от своего долга перед синопцами, а также от своего права на их помощь. Важно отметить, что Диоген не говорит, что ему 9 лет.0003 аполис , то есть без полис ; он заявляет о своей верности космосу или вселенной.
Таким образом, циники представили понятие гражданства в новом свете. Для мужчины-грека классического и эллинистического периода гражданство имело первостепенное значение. Ограничения на гражданство сделали его привилегией, и эти исключения для циника абсурдны. При космополитизме циник бросает вызов гражданской принадлежности немногих, открывая привилегию всем. Точно так же ценилась общая национальная принадлежность, и поэтому космополитический ответ Диогена также является отказом от ограничений такого взгляда.
Наконец, космополитизм пересматривает традиционную концепцию политических обязанностей личности. Таким образом, Циник свободен жить в соответствии с природой, а не в соответствии с законами и условностями полиса . Традиционный полис не просто отбраковывается, а заменяется. Это имеет важные этические связи с идеей жизни в согласии с природой и может также рассматриваться как важный предшественник стоического понимания physis 9.0004, или природа, как идентичная космосу, или вселенной.
5. Наследие киников
Первое и самое непосредственное влияние киников приходится на основание стоицизма. Одна история, сохранившаяся у Диогена Лаэртского, повествует о Зеноне из Китиона, который читал экземпляр « Memorabilia » Ксенофонта в книжном магазине во время кораблекрушения в Афинах. Он так увлекся фигурой Сократа, что спросил у продавца книг, где найти такого человека. Как раз в этот момент мимо проходил Крейтес, и продавец указал на него, как на того, за кем следует следовать.
Хотя это, как и многие рассказы Диогена Лаэртского, может показаться слишком подходящим, чтобы быть исторически точным, оно сохраняет способ, которым основные принципы стоицизма возникают из цинизма. Примат этики, достаточность добродетели для счастья, культивирование безразличия к внешним делам, определение добродетели как жизни в согласии с природой и важность, придаваемая аскезе , — все это указывает на общую территорию между циниками и стоики. В самом деле, когда различные мыслители-стоики перечисляют горстку мудрецов-стоиков, киники и особенно Диоген Синопский обычно входят в их число. Эпиктет, в частности, поддерживает циникскую позицию, но предостерегает от легкомысленного отношения к чему-то настолько сложному (см. 9).0003 Беседы 3.22).
В политической философии киников можно рассматривать как создателей анархизма. Поскольку люди одновременно рациональны и способны руководствоваться природой, из этого следует, что люди мало нуждаются в юридических кодексах или политической принадлежности. В самом деле, политические ассоциации порой требуют от человека порочности во имя полиса . Таким образом, космополитизм Диогена представляет собой первое предположение о том, что человеческая принадлежность должна относиться к человечеству, а не к одному государству.
Влияние цинизма также ощущается в христианской, средневековой и ренессансной мысли, хотя и не без значительной доли амбивалентности. Христианские авторы, например, хвалят циников за их самодисциплину, независимость и нищенский образ жизни, но порицают непристойные аспекты бесстыдства циников.
Наконец, клеймо циника встречается во всех текстах литературы и философии. У менипповой сатиры есть явный долг, и Диоген Синопский, в частности, появляется как персонаж в литературных и философских контекстах; Данте, например, помещает Диогена с другими добродетельными, но языческими философами на первый уровень ада, а Ницше особенно любит как Диогена, так и киник. Один яркий пример содержится в статье 125 статьи 9.0003 Веселая наука . Здесь Ницше ссылается на анекдот, в котором Диоген ищет человека с зажженной лампой при дневном свете (D.L. 6.41). В своей интерпретации Ницше рассказывает историю о сумасшедшем, который ясным утром вышел на рыночную площадь с зажженной лампой в поисках Бога. Это тот самый сумасшедший, который объявляет, что Бог мертв.
6. Ссылки и дополнительная литература
- Биллербек, Маргарет. Die Kyniker in der modernen Forschung . Амстердам: BR Грюнер, 19 лет91.
- Бранхам, Брахт и Мари-Одиль Гуле-Казе, ред. Циники: движение циников в древности и его наследие . Беркли: University of California Press, 1996. .
- Дадли, Д. Р. История цинизма от Диогена до 6 века нашей эры Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
- Эпиктет. Беседы в изложении Арриана . Транс. В. А. Олдфатер. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1928. .
- Гуле-Казе, Мари-Одиль. L’Ascèse cynique: Un commentaire de Diogene Laërce VI 70-71
- Гуле-Казе, Мари-Одиль и Ришар Гуле, ред. Le Cynisme ancien et ses продления . Париж: Presses Universitaires de France, 1993. .
- Хок, Р.Ф. «Симон Сапожник как идеальный циник», в греческих, римских и византийских исследованиях , 17 (1976).
- Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов Том. I-II . Транс. Р. Д. Хикс. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1979. .
- Лонг, А.А. и Дэвид Н. Седли, ред. Эллинистические философы, том 1 и том 2 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. .
- Малерб, Авраам Дж., изд. и транс. Послания киников . Миссула, Монтана: Scholars Press, 1977. .
- Навиа, Луис Э. Диоген Синопский: Человек в ванне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 19.90.
- Навиа, Луис Э. Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996. .
- Навиа, Луис Э. Антисфен Афинский . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2001. .
- Паке, Леонсе. Les Cyniques grecs: фрагменты и темы . Оттава: Presses de l’Universitaire d’Ottawa, 1988. .
- Слотердайк, Питер. Критика циничного разума . Транс. Майкл Элдред. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 19.87
Информация об авторе
Джули Пиринг
Эл. 0, 2022
» Как построить жизнь » — еженедельная колонка Артура Брукса, посвященная вопросам смысла и счастья. Нажмите здесь, чтобы послушать его серию подкастов о счастье, Как построить счастливую жизнь .
Сегодня марксистов становится все больше. Под этим я подразумеваю последователей Граучо, а не Карла. «Что бы это ни было, я против этого», — пел Маркс в своем фильме 1932 года « лошадиных перьев ». «Я не знаю, что они говорят / В любом случае это не имеет значения».
То, что тогда было сатирой, сегодня является идеологией: цинизм — вера в то, что люди, как правило, морально несостоятельны и ведут себя вероломно, чтобы максимизировать свои собственные интересы, — доминирует в американской культуре. С 1964, процент американцев, которые говорят, что они доверяют правительству делать то, что правильно «почти всегда» или «большую часть времени», упал на 53 пункта, с 77 до 24 процентов. Чувства по отношению к другим институтам в обществе следуют аналогичным моделям.
Является ли цинизм более оправданным, чем когда-либо, решать вам. Но это не изменит того факта, что современный циничный взгляд на жизнь ужасен для вашего благополучия. Это делает вас менее здоровым, менее счастливым, менее успешным и менее уважаемым другими.
Проблема не в цинизме как таковом; дело в том, что современные люди утратили первоначальный смысл цинизма. Вместо того, чтобы полагать, что все и все отстой, мы все должны жить, как древние греческие циники, восставшие против условностей в поисках истины и просвещения.
Хотите быть в курсе того, что пишет Артур? Подпишитесь, чтобы получать электронное письмо каждый раз, когда выходит новая колонка.
Первоначально цинизм был философским движением, вероятно, основанным Антисфеном, учеником Сократа, и популяризированным Диогеном Синопским примерно в пятом веке до нашей эры. Он был основан на отказе принять предположения и привычки, которые отбивают у людей охоту подвергать сомнению общепринятые догмы и, таким образом, удерживают нас от поиска глубокой мудрости и счастья. В то время как современный циник мог бы, например, сказать, что президент — идиот и, следовательно, его политика не заслуживает рассмотрения, циник в древности беспристрастно исследовал бы каждую политику.
Современный циник сразу отвергает вещи («Это глупо»), в то время как древний циник просто воздерживается от суждений («Это может быть правильно или неправильно»). «Современный цинизм [пришел] для описания чего-то противоположного его прежним значениям, психологического состояния, невосприимчивого как к моральным размышлениям, так и к интеллектуальным убеждениям», — писал Дэвид Мазелла из Университета Хьюстона в «Создание современного цинизма» .
Опросов счастья во времена Антисфена не проводилось, поэтому мы не можем сравнивать удовлетворенность жизнью древних циников с удовлетворенностью окружающих, не разделявших их философию. Однако мы можем совершенно определенно заключить, что современный цинизм вреден. В одном 2009 г.Исследователи, изучающие негативное циничное отношение, обнаружили, что люди, которые набрали высокие баллы по этой характеристике в тесте личности, примерно в пять раз чаще страдают от депрессии в более позднем возрасте. Другими словами, этот ухмыляющийся 25-летний подвергается повышенному риску превратиться в депрессивного 44-летнего.
У современных циников здоровье хуже, чем у других. В 1991 году исследователи, изучавшие мужчин среднего возраста, обнаружили, что циничный взгляд значительно увеличивает вероятность смерти как от рака, так и от сердечных заболеваний — возможно, потому, что циники потребляют больше алкоголя и табака, чем нециники. В одном исследовании финских мужчин среднего возраста, проведенном в 2017 году, высокий цинизм также предсказывал преждевременную смертность. (Хотя в обоих этих исследованиях участвовали только мужчины, ничто не указывает на то, что результаты зависят от пола.)
Добавляя оскорбление к обиде, люди склонны не уважать циников. В статье Journal of Experimental Psychology: General в 2020 году психологи обнаружили, что циничное отношение приводит к неуважительному обращению — возможно, потому, что циники склонны проявлять неуважение от до других, что приводит к порочному кругу. Вы не удивитесь, узнав, что циничные люди также зарабатывают меньше, чем другие. Ученые, написавшие в 2015 году, обнаружили, что даже с поправкой на пол, образование и возраст наименее циничные люди добились среднего ежемесячного увеличения дохода примерно на 300 долларов в течение девяти лет. Самые циничные вообще не заметили значительного увеличения доходов. Авторы объясняют эту закономерность тем, что циники «с большей вероятностью отказываются от ценных возможностей для сотрудничества и, следовательно, с меньшей вероятностью пожинают плоды совместных усилий и взаимопомощи». Другими словами, быть мизантропом дорого.
Чтобы улучшить свое самочувствие, не следует просто избегать цинизма во всех его проявлениях. Вместо этого работайте над тем, чтобы стать настоящим циником в его первоначальном смысле.
Древние циники стремились жить по набору принципов, характеризующихся внимательностью, непривязанностью к мирским пристрастиям, радикальным равенством всех людей и здоровым образом жизни. Если это звучит как христианство или даже буддизм, то так и должно быть: греческие философы, в том числе скептики, бывшие современниками киников, вероятно, испытали влияние индийских традиций, когда посетили субконтинент вместе с Александром Македонским, а в последующие века идеи цинизм и его ответвление стоицизм сильно повлияли на раннехристианскую мысль.
Чтобы перейти от современного к древнему, я рекомендую каждый день сосредотачиваться на нескольких оригинальных циничных концепциях, ни одна из которых не осуждает мир, но все они заставляют нас сомневаться, а во многих случаях отвергать мирские условности и практики.
1.
Eudaimonia («удовлетворение»)Древние циники знали, что длительное удовлетворение невозможно получить из постоянной борьбы за обладание, удовольствия, власть или престиж. Счастье может прийти только в том случае, если мы отрешимся от ложных обещаний мира. Составьте список мирских наград, которые притягивают вас, таких как предмет роскоши или восхищение окружающих, и громко скажите: «Меня не покорит это желание».
2.
Аскеза («дисциплина»)Мы не можем очистить свой разум от путаницы и запутанности, пока не прекратим анестезировать себя, будь то наркотики и алкоголь или праздные отвлечения от реальной жизни. Каждый день отказывайтесь от вредного вещества или привычки. Вместо того, чтобы смотреть телевизор после ужина, отправляйтесь на прогулку. Вместо коктейля выпейте стакан воды и подумайте о освежении, которое вы получаете от каждого глотка. Эта дисциплина обещает укрепить вашу волю и помочь вам принять рутину, которая сделает вас счастливее.
3.
Autarkeia («самодостаточность»)Полагаться на мир — особенно на получение одобрения от мира — делает невозмутимость и истинную свободу невозможной. Откажитесь принять вашу тягу к высокому мнению других. Подумайте о том, как вы обычно ищете признания, будь то ваша внешность, ваши умственные способности в школе или ваше материальное благополучие. Составьте план полного игнорирования этой потребности. Обратите внимание, что это не современная циничная практика отрицания всего в мире; скорее, вы просто откажетесь принять его общепринятые стандарты.
4.
Космополиты («космополитизм»)Представление о себе лучше или хуже других настраивает нас друг против друга и затрудняет любовь и дружбу, что саморазрушительно. Это может быть столь же очевидно, как мысль: Я лучше, чем кто-либо другой, потому что я родился в этой стране , или так же тонко, как чувство небольшого превосходства над коллегой из-за моей академической принадлежности.
Современный циник несчастен, потому что он прикован к внешнему миру, который угнетает его, потому что он испорчен. Древний циник, напротив, счастлив не потому, что считает внешний мир совершенным (это, очевидно, не так), а потому, что предпочитает сосредоточиться на целостности своего внутреннего мира, над которым он имеет контроль.
Одна известная (и, возможно, апокрифическая) история резюмирует силу этого последнего образа жизни. Диоген, философ, популяризировавший цинизм, был известен тем, что не проявлял предубеждений по отношению к какой-либо партии или клике, и поэтому не нравился власть имущим, которые могли бы обеспечить ему комфортную жизнь. Однажды философ по имени Аристипп, которого царская семья очень любила, застал Диогена за мытьем овощей — низкопробной и пренебрежительной пищей для древних греков.