Разное

Что такое конфликт интересов определение: Статья 10. Конфликт интересов \ КонсультантПлюс

Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

Прокурор разъясняет

  • 28 июня 2022, 11:59

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

  Текст

  Поделиться

Понятие «Конфликт интересов» раскрыто в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.

Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.

Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя. Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.

3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:

— организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;

— кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;

— организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.

К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.

О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые  могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.

При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

 

(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Пьянковой А.В.)

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

Понятие «Конфликт интересов» раскрыто в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.

Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.

Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя.

Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.

3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.

Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:

— организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;

— кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;

— организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.

К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.

О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые  могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.

При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

 

(подготовлено прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Пьянковой А.В.)

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Калмыкия

Прокурор разъясняет

  • 20 апреля 2021, 09:24

Прокуратура Республики Калмыкия разъясняет: «Правовая природа конфликта интересов на службе»

  Текст

  Поделиться

Прокуратурой республики в рамках мониторинга средств массовой информации и сети «Интернет» отмечены факты распространения пользователями в мессенджерах, интернет-сообществах и иных пабликах сведений о предполагаемых нарушениях законодательства о противодействии коррупции в части непринятия должностными лицами мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

Одним из основных способов предупреждения коррупции является закрепление обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов с целью обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273 понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями ( ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273).

Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.

Безусловно, указанные формулировки действующего антикоррупционного законодательства представляются довольно громоздкими и сложными для восприятия гражданами, не имеющими юридического образования, поэтому в целях лучшего понимания положений Федерального закона № 273 прокуратура республики разъясняет сущность правового института конфликта интересов.

Конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними. А теперь остановимся на этих элементах подробнее.

 

Личная заинтересованность

Установление наличия у должностного лица личной заинтересованности, то есть возможности получения дохода самим работником или его близкими, — одно из условий для квалификации конфликта интересов. К «близким» лицам относятся в первую очередь близкие родственники или свойственники: родители, дети, братья и сестры служащего, его супруга (супруг) и те же родственники по линии супруги (супруга) служащего, а также супруги детей. Однако перечень таких лиц в Федеральном законе № 273 не очерчен строгими рамками: общий критерий для отнесения к нему граждан — это связанность с работником какими-либо близкими отношениями, что актуально для нашей национальной республики.

Формами получения дохода (выгоды), с извлечением которого связана личная заинтересованность служащего могут выступать такие объекты гражданских прав, как вещи (недвижимое и движимое имущество, в том числе наличные деньги), иное имущество, включая имущественные права (безналичные денежные средства), результаты работ (например, строительства дома) и некоторые другие объекты, перечисленные в ст. 128 Гражданского кодекса РФ.

Личная заинтересованность также может быть связана с получением имущественных выгод, в том числе с освобождением от имущественных обязательств (например, списанием долга, предоставлением кредита с выгодной процентной ставкой за пользование им, передача автомобиля во временное использование). Таким образом, к доходу можно отнести все то, что может улучшить либо сохранить материальное положение служащего. При этом возможны выгоды и иного свойства (карьера, ускорение сроков оказания услуг, желание получить взаимную услугу), которые предполагаются работником к получению не сейчас, а в ближайшем будущем.

 

Фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности

Указанный элемент, выступает по сути центральным признаком, в отсутствие которого нельзя говорить о конфликте интересов. Должностное лицо в данном случае обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т. д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

— самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

— давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

Для понимания этой правовой конструкции приведем несколько типичных ситуаций конфликта интересов:

— конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.

— конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского и муниципального служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления;

— конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским и муниципальным служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.

 

Причинная связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий

Иными словами, получение выгоды служащим, (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.

При этом обязательно принимать во внимание следующие важные обстоятельства:

1) при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие конечного получателя выгоды;

2) конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определенных служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. При обязательным для квалификации действий (бездействия), совершенных в условиях конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения, а не предполагаемой (гипотетически возможной) ситуации.

Важно отметить, что родственные связи, дружеские отношения еще не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Скорее, эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.

Само по себе родство должностных лиц, вне какой-либо конкретной ситуации принятия управленческого решения с их стороны, не может рассматриваться как безосновательное неисполнение обязанности по принятию мер для недопущения возникновения конфликта интересов.

Подводя итог настоящему разъяснению следует отметить, что предотвращение любой возможности возникновения конфликта интересов — важная составляющая круга антикоррупционных обязанностей должностного лица (служащего).

В свою очередь проверка сведений о таких нарушениях закона и применение мер ответственности к виновным в их совершении лицам является прямой обязанностью кадровых подразделений соответствующих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также предметом надзорной деятельности органов прокуратуры.

 

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Прокуратура Республики Калмыкия разъясняет: «Правовая природа конфликта интересов на службе»

Прокуратурой республики в рамках мониторинга средств массовой информации и сети «Интернет» отмечены факты распространения пользователями в мессенджерах, интернет-сообществах и иных пабликах сведений о предполагаемых нарушениях законодательства о противодействии коррупции в части непринятия должностными лицами мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

Одним из основных способов предупреждения коррупции является закрепление обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов с целью обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273 понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями ( ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273).

Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.

Безусловно, указанные формулировки действующего антикоррупционного законодательства представляются довольно громоздкими и сложными для восприятия гражданами, не имеющими юридического образования, поэтому в целях лучшего понимания положений Федерального закона № 273 прокуратура республики разъясняет сущность правового института конфликта интересов.

Конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними. А теперь остановимся на этих элементах подробнее.

 

Личная заинтересованность

Установление наличия у должностного лица личной заинтересованности, то есть возможности получения дохода самим работником или его близкими, — одно из условий для квалификации конфликта интересов. К «близким» лицам относятся в первую очередь близкие родственники или свойственники: родители, дети, братья и сестры служащего, его супруга (супруг) и те же родственники по линии супруги (супруга) служащего, а также супруги детей. Однако перечень таких лиц в Федеральном законе № 273 не очерчен строгими рамками: общий критерий для отнесения к нему граждан — это связанность с работником какими-либо близкими отношениями, что актуально для нашей национальной республики.

Формами получения дохода (выгоды), с извлечением которого связана личная заинтересованность служащего могут выступать такие объекты гражданских прав, как вещи (недвижимое и движимое имущество, в том числе наличные деньги), иное имущество, включая имущественные права (безналичные денежные средства), результаты работ (например, строительства дома) и некоторые другие объекты, перечисленные в ст. 128 Гражданского кодекса РФ.

Личная заинтересованность также может быть связана с получением имущественных выгод, в том числе с освобождением от имущественных обязательств (например, списанием долга, предоставлением кредита с выгодной процентной ставкой за пользование им, передача автомобиля во временное использование). Таким образом, к доходу можно отнести все то, что может улучшить либо сохранить материальное положение служащего. При этом возможны выгоды и иного свойства (карьера, ускорение сроков оказания услуг, желание получить взаимную услугу), которые предполагаются работником к получению не сейчас, а в ближайшем будущем.

 

Фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности

Указанный элемент, выступает по сути центральным признаком, в отсутствие которого нельзя говорить о конфликте интересов. Должностное лицо в данном случае обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т. д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

— самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

— давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

Для понимания этой правовой конструкции приведем несколько типичных ситуаций конфликта интересов:

— конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.

— конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского и муниципального служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления;

— конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским и муниципальным служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.

 

Причинная связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий

Иными словами, получение выгоды служащим, (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.

При этом обязательно принимать во внимание следующие важные обстоятельства:

1) при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие конечного получателя выгоды;

2) конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определенных служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. При обязательным для квалификации действий (бездействия), совершенных в условиях конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения, а не предполагаемой (гипотетически возможной) ситуации.

Важно отметить, что родственные связи, дружеские отношения еще не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Скорее, эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.

Само по себе родство должностных лиц, вне какой-либо конкретной ситуации принятия управленческого решения с их стороны, не может рассматриваться как безосновательное неисполнение обязанности по принятию мер для недопущения возникновения конфликта интересов.

Подводя итог настоящему разъяснению следует отметить, что предотвращение любой возможности возникновения конфликта интересов — важная составляющая круга антикоррупционных обязанностей должностного лица (служащего).

В свою очередь проверка сведений о таких нарушениях закона и применение мер ответственности к виновным в их совершении лицам является прямой обязанностью кадровых подразделений соответствующих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также предметом надзорной деятельности органов прокуратуры.

 

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Объяснение конфликта интересов: типы и примеры

Что такое конфликт интересов?

Конфликт интересов возникает, когда юридическое или физическое лицо становится ненадежным из-за конфликта между личными (или корыстными) интересами и профессиональными обязанностями или обязанностями. Такой конфликт возникает, когда у компании или человека есть личная заинтересованность — например, деньги, статус, знания, отношения или репутация, — что ставит под вопрос, могут ли их действия, суждения или принятие решений быть беспристрастными.

Некоторыми примерами конфликта интересов могут быть:

  • Представление члена семьи в суде
  • Открытие бизнеса, конкурирующего с вашим постоянным работодателем
  • Консультирование клиента по инвестированию в компанию, принадлежащую вашему супругу
  • Наем неквалифицированного родственника или друга

Когда возникает такая ситуация, сторону, имеющую конфликт интересов, обычно просят удалиться, и часто этого требует от нее закон.

Ключевые выводы

  • Конфликт интересов возникает, когда имущественные интересы лица или организации ставят вопрос о том, могут ли их действия, суждения и/или принятие решений быть беспристрастными.
  • В бизнесе конфликт интересов возникает, когда человек предпочитает личную выгоду обязанностям перед своим работодателем или организацией, в которой он является заинтересованным лицом, или каким-либо образом использует свое положение для личной выгоды.
  • Конфликты интересов часто имеют юридические последствия.
Смотреть сейчас: объяснение конфликта интересов

Понимание конфликта интересов

Конфликт интересов в бизнесе обычно относится к ситуации, в которой личные интересы человека противоречат профессиональным интересам его работодателя или компании, в которую он инвестирует. Конфликт интересов возникает, когда человек предпочитает личную выгоду обязанностям перед организацией, в которой он является заинтересованным лицом, или каким-либо образом использует свое положение для личной выгоды.

Все члены корпоративного совета директоров несут фидуциарные обязанности и обязаны соблюдать лояльность по отношению к корпорациям, за которыми они наблюдают. Если один из директоров решает предпринять действия, которые приносят ему пользу в ущерб фирме, они наносят ущерб компании конфликтом интересов.

Одним из примеров может быть член правления компании по страхованию имущества, который голосует за введение более низких страховых взносов для компаний с парком транспортных средств, хотя на самом деле они владеют компанией по производству грузовиков. Даже если введение более низких премий не является плохим деловым ходом для страховщика, его все же можно считать конфликтом интересов, поскольку член совета директоров особо заинтересован в результате.

В юридических кругах представительство со стороны адвоката или стороны, заинтересованной в исходе судебного разбирательства, будет считаться конфликтом интересов, и представительство не будет разрешено. Кроме того, судьи, которые связаны отношениями с одной из сторон, участвующих в деле или судебном процессе, отказываются от ведения дела.

Особые указания

Конфликт интересов может привести к юридическим последствиям, а также к потере работы. Однако, если существует предполагаемый конфликт интересов, и человек еще не действовал злонамеренно, можно исключить этого человека из ситуации или решения, в которых может возникнуть возможный конфликт интересов. Используя предыдущий пример члена совета директоров, владеющего грузовой компанией, они могут просто отстраниться от всех решений, которые могут положительно или отрицательно повлиять на их личный бизнес.

Распространенные типы конфликтов интересов

Самодеятельность является наиболее распространенным типом конфликта интересов в деловом мире. Это происходит, когда профессионал управленческого уровня принимает транзакцию от другой организации, которая приносит пользу менеджеру и вредит компании или клиентам компании.

Выдача подарков также является очень распространенным конфликтом интересов. Это происходит, когда корпоративный менеджер или сотрудник принимает подарок от клиента или подобного человека. Компании обычно обходят эту проблему, запрещая подарки от клиентов отдельным сотрудникам.

Проблемные ситуации могут возникнуть и тогда, когда физическое лицо при выполнении профессиональных обязанностей собирает конфиденциальную информацию. Любая информация такого типа, используемая сотрудником для личной выгоды, является огромным конфликтом интересов, по крайней мере, в Соединенных Штатах. Финансовая индустрия постоянно сталкивается с этим типом конфликта интересов в форме инсайдерской торговли.

Наконец, прием на работу или демонстрация благоприятного отношения на рабочем месте к родственнику или супругу — известное как кумовство — может привести к потенциальному конфликту интересов.

Финансовый консультант, который умышленно советует клиентам приобретать финансовые продукты, которые не отвечают их интересам (слишком дорогие, слишком рискованные или не соответствующие заявленным целям), но которые приносят консультанту большую комиссию, будет виновен в конфликт интересов.

Реальный пример конфликта интересов

В финансовой отрасли агентская проблема относится к типу конфликта интересов, когда агенты не в полной мере представляют интересы своих принципалов. Скандал с Enron — крайний пример агентской проблемы, которая привела к краху компании, которая в то время была одной из крупнейших в Соединенных Штатах.

В 2001 году корпорация Enron объявила о банкротстве после того, как выяснилось, что высшие руководители компании использовали учет по рыночной стоимости и специальные компании (SPV) для сокрытия финансовых потерь. Это сделало компанию более прибыльной, чем она была на самом деле.

Хотя руководители Enron несли юридическую ответственность за защиту интересов своих акционеров, некоторые руководители вместо этого занимались незаконной деятельностью, чтобы скрыть огромные убытки и долги компании. Цена акций упала с более чем $90 за акцию до менее 1 доллара за акцию. Несколько руководителей были обвинены в своих действиях и в конечном итоге отправлены в тюрьму.

Понимание конфликта интересов

Понимание конфликта интересов

Конфликт интересов — распространенная проблема на рабочем месте. Большинство из нас слышали, как кто-то сказал: «Важно, кого вы знаете, а не то, что вы знаете». Мы слышали, как коллеги жалуются, что родственник руководителя всегда получает самую большую прибавку к зарплате или лучшее назначение. Возможно, мы видели, как коллеги принимали подарки от потенциальных поставщиков. Может быть, коллега каждый день уходит с работы на 20 минут раньше, чтобы успеть на вторую работу. Начальник может предоставить коллеге отпуск для выполнения волонтерской работы или может разрешить сотрудникам собирать пожертвования и средства на рабочем месте, будь то для девочек-скаутов или местной школьной функции. Несмотря на то, что эти ситуации очень разные, все они подпадают под рубрику «конфликт интересов».

Что такое конфликт интересов?

Конфликт интересов возникает, когда личные интересы человека — семейные, дружеские, финансовые или социальные факторы — могут поставить под угрозу его или ее суждения, решения или действия на рабочем месте. Государственные органы настолько серьезно относятся к конфликтам интересов, что они регулируются. Отраслевые организации, корпорации и университеты, включая наш университет, следуют этому примеру, включая конфликты интересов в наши политики, правила и стандарты рабочих процедур. Что касается нашего университета, мы должны следовать Этическому кодексу штата Флорида для государственных служащих и служащих, который включает стандарты поведения и требования к отчетности.

Конфликт интересов — это конфликт, который чаще всего возникает между требованиями и интересами. Различные типы конфликтов интересов могут возникать из-за характера отношений и правил организаций или федеральных законов и законов штата. Люди могут легко стать предвзятыми (иметь несправедливые предпочтения) из-за таких мелочей, как дружба, еда или лесть, или на них может повлиять принятие решения из-за возможности получить власть, престиж или деньги. Конфликты могут возникать, когда человек принимает решение или влияет на него и делает это для личной выгоды, которая может быть несправедливой, неэтичной или даже незаконной. Важно то, что вы делаете в каждой из этих ситуаций. Позволяете ли вы своей семье, дружбе, финансам или внутренним знаниям влиять на ваши действия? Если вы это сделаете, вы можете нарушить закон штата и политику университета.

В нашей трудовой жизни у нас также есть интересы, которые могут повлиять на то, как мы выполняем свою работу и принимаем решения. Даже если мы никогда не действуем в соответствии с ними, может возникнуть впечатление, что конфликт интересов повлиял на наши решения. Рассмотрим этот пример. Ваш руководитель становится директором отдела. Его невестка нанята новым руководителем в колледже, но не подчиняется ему. Может быть, новый начальник — лучший кандидат на эту должность, а может быть, новый директор отдела не имеет к ней никакого отношения. Даже если этот наем соответствует всем требованиям нашей политики найма родственников, ситуация кажется подозрительной, и сотрудники могут подумать, что ее наем был несправедливым или неэтичным.

Прозрачность (полная открытость и откровенность) становится важной при рассмотрении как фактических, так и предполагаемых конфликтов интересов. Восприятие происходит, когда человек наблюдает что-то (поведение или деятельность) и приходит к выводу. Осознание конфликта интересов не делает его конфликтом интересов. Настоящим тестом для проверки того, является ли вопрос просто потенциально предполагаемым конфликтом интересов или реальным конфликтом интересов, является раскрытие информации.

Когда дело доходит до конфликта интересов, внешний вид так же важен, как и реальность. Вот почему важно раскрывать конфликты интересов. Раскрытие информации, как правило, представляет собой более формальный и документированный процесс, принятый большинством организаций в качестве политики для разрешения конфликта интересов. Процесс раскрытия информации призван помочь рабочей силе быть прозрачными и нести ответственность (объяснять или оправдывать) свои действия и решения. Раскрытие потенциального конфликта интересов не превращает его в реальный конфликт, но может помочь устранить подозрение. С другой стороны, раскрытие информации о фактическом конфликте интересов не устраняет конфликт, а помогает сделать его открытым для надлежащего разрешения. Важно раскрывать как потенциально предполагаемые, так и фактические конфликты интересов, чтобы позволить другим оценить вопрос и принять решение, а не держать его при себе, а затем создавать этическую или юридическую ситуацию. Индивид не может определить, является ли это конфликтом или нет, потому что у него нет независимой или объективной точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *