Разное

Что такое экспрессивная лексика: экспрессивная лексика | Термин экспрессивная лексика?

Что это — экспрессивная лексика? Употребление и примеры экспрессивной лексики

Экспрессия в русском языке означает «эмоциональность». Следовательно, экспрессивная лексика — это эмоционально окрашенная совокупность выражений, направленных на передачу внутреннего состояния человека, который говорит или пишет. Она касается исключительно художественного стиля в речи, который очень близок к разговорному в устных высказываниях. Но при этом художественный стиль имеет несколько существенных ограничений по сравнению с разговорной речью. Автор может многое говорить, но далеко не все, если хочет остаться в рамках литературных норм.

Экспрессивная окраска речи

Многие понятия, содержащиеся в русском языке, означают не только сам материальный или духовный предмет, но и оценку его с позиции говорящего. Например, слово «армянин» — это просто факт, который свидетельствует о национальности человека. А вот если его заменить на слово «хач», то высказываться будет преимущественно негативная оценка человека этой национальности. Это слово не только экспрессивное, но и просторечное, оно не соответствует литературным нормам.


Что это — стилистически окрашенные слова? Стилистическая…

Стилистически окрашенные слова – это слова, которые имеют добавочное значение, точнее, они называют…

Отличие просторечных выражений от экспрессивных

Просторечные выражения по большей части характерны для людей, которые проживают на определенной территории, имеют общие увлечения, а также могут находиться в одной возрастной группе. Это несколько схоже с диалектами, хотя они характерны не для определенной этнической группы, а субкультурной. По большей части просторечные выражения относятся к экспрессивным, но не сводятся к ним.

То же самое слово «хач» просторечное. Но оно имеет еще и экспрессивную окраску. Тем не менее даже обычное слово может в контексте выступать эмоциональным. Например, если обычное слово «армянин» употребляется в негативном контексте, то оно становится синонимом слову «хач», хотя и более литературным. Просторечные выражения очень часто являются подвидом экспрессивной лексики. Но вот, например, слово «белобрысый» является вполне литературным, хотя и относится к эмоционально окрашенным выражениям.


Разговорная лексика: отличительные специфические…

В повседневно-бытовой речи используется разговорная лексика, которая характеризуется простотой,…

Эмоциональная и оценочная лексика — одно и то же?

Вообще, это синонимы. Потому что экспрессивная лексика всегда высказывает определенное отношение говорящего к чему-то. Но в некоторых случаях эмоциональные слова не содержат оценки по причине их контекстуальности. Например, «ах» люди говорят как когда в их жизни произошло что-то хорошее, так и плохое.

Также к ней не относятся слова, лексическое значение которых уже содержит в себе оценку. Употребление экспрессивной лексики — это использование слов, имеющих эмоциональную составляющую, а не содержащую только эмоцию. Значит, нужно сделать один вывод. Слово становится оценочным в том случае, когда на него накладывается эмоциональная составляющая путем создания определенного контекста. При этом самостоятельное лексическое значение слова сохраняется.

Употребление экспрессивной лексики в жизни

В жизни человек использует очень много оценочных суждений, основными звеньями которых являются эмоциональные выражения. Во всех сферах жизни, даже в деловой сфере, используется экспрессивная лексика. Примеры — высказывание дипломатов России касаемо других стран. Даже президент недавно использовал экспрессивное выражение, которое, помимо всего, еще является просторечным, на недавней конференции.


Что это — лексика? Определения и свойства языка

Все наше взаимодействие происходит через язык. Мы сообщаем информацию, делимся эмоциями и…

Экспрессивным можно сделать любое слово, если подобрать ему подходящий контекст. Например, взять предложение: «эти граждане, если их можно так назвать, выбрали не самый лучший способ демонстрации силы». Если вырвать слово «граждане» из контекста, то это самое обычное выражение принадлежности человека к определенной стране. Но вот экспрессивной окраски данному понятию в приведенном предложении прибавляет часть» если их можно так назвать». Сразу высказывается оценка автора касаемо действий живущих в определенной стране людей. Теперь следует привести небольшую классификацию эмоционально окрашенных выражений.

Однозначные слова с ярким оценочным значением

В некоторых терминах эмоциональная окраска настолько ярко выражена, что каким бы ни был контекст, все равно будет понятно, какую оценку хочет дать тот, кто пишет или говорит. В другом значении такие слова употребить невероятно сложно. Например, как можно сказать слово «подкаблучник» в положительном или нейтральном контексте. Как правило, такие выражения используются, только если человек хочет высказать негативное отношение. В ином случае будут применяться более мягкие слова и словосочетания типа «хороший муж» и другие.

«Подкаблучник» — это слово-характеристика. Есть еще и термины, содержащие оценку действия. Такими являются, например, слова «осрамить», «надуть». Первое означает человека, который заставил другого почувствовать стыд, а второе подразумевает обман. Это слово, между прочим, также имеет преимущественно негативную окраску.

Многозначные слова, обретающие эмоциональный окрас при использовании в качестве метафоры

Бывает, что только при использовании слова в качестве метафоры образуется экспрессивная лексика. Примеры — пилить мужа (отсылка к предыдущему слову), напеть начальству, проморгать автобус. Вообще, слово «пилить» означает деление древесины на несколько частей с помощью специального инструмента. Но если использовать его в качестве метафоры, то дословно получится что-то типа «делить мужа на несколько частей». То есть даже при буквальной трактовке этой метафоры вряд ли что-то положительное находится. Так что вот пример четко экспрессивного выражения.

Употребление экспрессивной лексики создает возможность выражения своего отношения к определенным явлениям или событиям. Правда, для распознавания экспрессивной составляющей таких метафор требуются малейшие интеллектуальные усилия, если человек не сталкивался с такими выражениями ранее.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки

Данный тип выражений очень интересен по той причине, что может иметь разные оттенки, которые зависят от контекста. Экспрессивно окрашенная лексика этого типа может иметь как положительную оценку (аккуратненько), отрицательную (детина), так и контекстуальную оценку (дружочек). Например, последнее может обозначать как нежные чувства к другу, так и ироничное высказывание по отношению к врагу.

А при чем здесь суффиксы? А потому что с их помощью можно придать слову разную оценку. Например, взять обычное слово «стол». Если прибавить к нему суффикс «ик», то получится «столик», и это положительная оценка. Если же прибавить суффикс «ищ», то выйдет «столище», который несет преимущественно негативную окраску.

Выводы

Экспрессивно-эмоциональная лексика занимает достаточно серьезное положение в нашей речи. Если бы ее не было, то невозможно было бы в полной мере выражение чувств человека. А в технологиях создания искусственного интеллекта на данном этапе научились заставлять роботов передавать эмоции только благодаря эмоционально окрашенным выражениям.

Также экспрессивная лексика позволяет лучше выражать собственные мысли при интернет-переписке, когда есть возможность только вербальной коммуникации, а невербалика не считывается. Конечно, последняя играет невероятно серьезную роль при общении, но без использования экспрессивной лексики даже самая артистичная натура ничего бы не показала.

Урок по русскому языку «Экспрессивная лексика» (7 класс)

 ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА

 

Урок русского языка  в 7 классе

 

Ефимова С.В., учитель русского языка

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Материальное обеспечение:презентация;  раздаточный материал.

Время проведения урока: 45 минут.

Цели урока:(Называют ученики)

познавательные:а) расширить уже известные ученикам сведения об экспрессивной лексике;  б) расширить  знания о речевом этикете и повышении  речевой культуры;    в) провести наблюдения над функциями экспрессивных выражений в художественной речи. г) на материале исследовательской работы  ученика 7 класса Лифинцева Д. «Экспрессивная лексика нижнепенцев» рассмотреть особенности эмоционально окрашенных слов жителей  села.

воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать индивидуально и  в группе.

Ход урока

Слайд. Тема сегодняшнего урока «Экспрессивная лексика».

Слайд. Каковы цели нашего урока? (Называют ученики)

Слайд. Работа с текстом. Подготовка к ГИА.

В1. Выпишите из предложений  1-6 слова с суффиксами субъективной оценки.

(1)              Сердце мальчика  облилось жалостью и болью.

(2)  Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:                                                               (3) — Вот ваши карточки, бабаня… (4) В синем платочке, да? (5) Это ваши, вы обронили, а я поднял. (6) Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он.

Ответ: бабаня, платочек.

— Какие суффиксы придают эмоциональную окрашенность данным словам?

В2. Замените словосочетание  «бабушкино дыхание», построенное на основе  согласования, синонимичным словосочетанием со  связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: дыхание бабушки

Учитель. Как вы заметили, многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Например, мальчик, обращаясь к своей бабушке, называют её ласково бабаней. Это слово эмоционально окрашено и содержит положительную оценку. Эмоциональная окраска слова может выражать не только положительную оценку, но и отрицательную оценку называемого понятия, например, бабка.

  В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

1. Слова, содержащие оценку фактов, явлений,

2. Многозначные слова

3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств:

 Эмоциональность речи нередко передается особо выразительной экспрессивной лексикой. Экспрессивность (экспрессия) (лат. expressio) — значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний.

— А сейчас вашему вниманию предлагается   прослушать исследовательскую  работу «Экспрессивная лексика нижнепенцев» и ответить на вопросы.

Слайд. Ученик (представляет исследовательскую работу)

Что же такое экспрессивная лексика? В словаре-справочнике лингвистических терминов Д. И. Розенталя говорится, что это слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность, которые обладают яркой эмоциональной окраской.

Несомненно, все экспрессивные слова появились во время особых эмоциональных моментов в жизни человека, поэтому и связаны  с  определённым объектом, вызывающим эмоции и выражения. Все слова я  разделил на две группы:

Лексику, выражающую положительную и отрицательную оценку понятий.

Слайд. Лексика, выражающая положительную оценку понятий

Сюда вошли слова, образованные суффиксальным способом:

1. Дитёнок, причём может  употребляться в рассказе и про ребёнка, а также и про взрослого уже человека;

2. Бедола[ɣ]а, бедолажка – чаще с иронией, например: «У ней весь о[ɣ]ород у бурьинах, а она, бедолага, сидить на лавочке – ничего не успевает

».

Слайд. Лексика, выражающая отрицательную оценку понятий

Данная группа содержит наибольшее количество слов, связанных с определёнными объектами.

Слайд. Экспрессивная лексика в наши дни

На сегодняшний день люди уже не используют те слова, которыми раньше в разговоре или ссоре могли «наградить» друг друга прабабушки. Из лексики, выражающей отрицательную оценку понятий, осталась  в речи часть слов, например,  ужака, казюля, ядная, ротозей, а вот змей в диалоге иногда может приобретать и положительное значение: «Ты как зьмей в огороде работаешь» (то есть хорошо, быстро).

Слайд. Заключение

Мне хочется, чтобы вы задумались об обидных, оскорбляющих выражениях, а также и о ненормативной лексике.

Учитель: Какие особенности эмоционально окрашенных слов жителей нашего села вы можете отметить.

Особенности (называют ученики):

1.              Экспрессивные слова с положительной оценкой образовались  от существительных  при помощи суффиксов – ок,-к, -ик, -ушк; и наречий с помощью суффиксов – очк.

2.              Экспрессивная лексика нижнепенцев состоит из существительных, прилагательных, причастий и наречий. Присутствует прямой порядок слов в предложении с выделением экспрессивного слова.

3.              В диалектную речь нижнепенцев входят экспрессивные выражения, которые содержат положительную и отрицательную оценку понятий. В свою очередь, слов, содержащих отрицательную оценку понятий, в речи оказалось больше.

4.               Экспрессивные слова с негативной окраской эмоциональны и очень обидны по своей сути.

Учитель: В составе эмоциональной лексики можно выделить две группы. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств:

1.положительные эмоции сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько.

2.      отрицательные эмоции бородища, детина, казенщина.

Учитель: (Самостоятельная работа).  На слайде представлены задания:

1.      С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство, какую оценку они выражают.

Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.

2. Составьте предложения со словами:

Домишкои домик, старец и старичок;

    выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов.

3. Выделите суффиксы в словах; проследите, как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов.

Река-речка-речушка-реченька-речонка.

Учитель:  (Лингвистическая разминка).

  Ребята, разделитесь на две команды.  Отгадайте, что написано в ребусах.  (Приложение 1)

Ученики отвечают.

Учитель: (Работа в группах).Найдите экспрессивные выражения в  отрывках  художественных текстов (Приложение 2):

1 группа. А.П.Чехов «Хамелеон», И.С.Лесков «Левша».

2 группа. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», Н.В.Гоголь  «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

3 группа. В.М.Шукшин «Микроскоп»,  Д.И.Фонвизин «Недоросль».

Учитель: Зачитайте ваши ответы. Почему  писатели использовали в своих произведениях данные слова?

Ученики отвечают.

Учитель: Таким образом, художественное литературное произведение является семантически, структурно коммуникативно завершенным единством и обладает, как и любой другой текст, связностью, целостностью и коммуникативной завершенностью, имеет ряд особенностей, отличающих его от других, не художественных текстов. Автором определяется слог, манера речи, отбор лексики, сама структура повествования и даже более того, — способы характеристики действующих лиц, изображения пейзажа и т.

д.

Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют навысокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации. Сниженная – объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки. Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.

Учитель: Какая  лексикапреобладает в  исследуемых текстах? Высокая или сниженная?

Ученики отвечают.

Учитель: Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.

 

Учитель:  А теперь  напишите письмо другу, используя экспрессивные слова, содержащие положительную оценку понятий.

Ученики читают вслух записанные тексты.

Подведение итогов урока.

 Рефлексия.

1.             Как вы оцениваете свою работу на уроке?

2.             Какие задания вызвали затруднения? Какие- показались интересными?

Домашнее  задание:

1.             Выписать из пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» предложения с экспрессивными выражениями.

1-вариант из 1,2 действий,

2-вариант из 3,4,5 действий;

2.             Написать сочинение-рассуждение:

«Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраскойв устной и письменной речи».

«Экспрессивная лексика в моей речи».

 

Список литературы:

1.      Лифинцев Д. Исследовательская работа «Экспрессивная лексика нижнепенцев».

2.      Меркин Г.С. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х  частях, Русское слово, 2011

3.       Сенина Н.А. Подготовка к ГИА-2015, Ростов-на-Дону, 2014, 216 с.

4.      Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку, М. 2000

5.      Культура письменной речи: режим доступа http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.46

Приложение 2.  (Лингвистическая разминка). Ребусы

 

1.             Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.

 

 

( Учись доброму, тогда худое  на ум не пойдёт)

 

2.             Прочитайте, что написано на плакатах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(Любите наш могучий язык!)                                              (Хорошо знай грамматику!)

 

Приложение 2. Исследовательская работа в группах

 

1 группа

 

А)  — Это не наша, — продолжает Прохор. — Этогенераловабрата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

      — Да разве братец ихнийприехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. — Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

      — В гости…

      — Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…

      Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

     — Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

( А.П.Чехов «Хамелеон»)

 

Б)Мы,— говорит,— к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.

  — Вы,— говорят,— обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.

 — Этого,— ответил левша,— никогда быть не может.

  — Почему так?

— Потому,— отвечает,— что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.

  — Вы,— говорят англичане,— нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим.

 — Евангелие,— отвечает левша,— действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.

(Н.С.Лесков «Левша»)

 

2 группа.

 

А) — С нами крестная сила! — шепнул Илья.

     — Эх вы, вороны! — крикнул Павел. — Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились. (Все пододвинулись к котельчику и начали есть дымящийся картофель; один Ваня не шевельнулся.) Что же ты? — сказал Павел.

     Но он не вылез из-под своей рогожи. Котельчик скоро весь опорожнился.

     — А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

     — На плотине-то? — спросил Федя.

     — Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

 

(И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч»)

 

Б)- Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.

 — Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?

    — А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.

  — Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? — обыкновенно спрашивал Иван ванович.

 — Как не хотеть! голодна, как собака.

  — Гм! — отвечал обыкновенно Иван Иванович. — Так тебе, может, и мяса хочется?

 — Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.

 — Гм! разве мясо лучше хлеба?

 — Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.

 При этом старуха обыкновенно протягивала руку.

 — Ну, ступай же с богом, — говорил Иван Иванович. — Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! — и, обратившись с такими расспросами к другому, к третьему, наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему.

(Н.В.Гоголь.«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

 

3 группа.

 

А) Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на него: притворяется или правда больно? Решила, что — правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:

   — Ох, да за што же мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их, копила!.. Ох, да лишний-то раз кусочка белого не ела-а!.. Ох, да и детушкам своим пряничка сладкого не поку-пала!.. Все берегла-то я, берегла, скважина ты кривоносая-а!.. Ох-х!. . Каждую-то копеечку откладывала да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они ходить в школу не рваные да не холодные!..

    — Где это они у тебя рваные-то ходют? — не вытерпел он.

     — Замолчи, скважина! Замолчи. Съел ты эти денюжки от своих же детей! Съел и не подавился… Хоть бы ты подавился имя, нам бы маленько легче было.

   — Спасибо на добром слове, — ядовито прошептал он.

     — М-хх, скважина!.. Где был-то? Может, вспомнишь?.. Может, на работе забыл где-нибудь? Может, под верстак положил да забыл?

 

 (Шукшин В.М. «Микроскоп»)

 

Б) —  Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль   я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое,  растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения.

  — Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

— Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам  докладывал: ну да извольте отдавать портному.

—          Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы   уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

—          Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет.

—          Г-жа Простакова. Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой   у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

—          Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

—           Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

—           Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

—          Митрофан. Да вот и батюшка.

—           

(Фонвизин Д.И. «Недоросль»)

Выразительный и восприимчивый язык | ТерапиВоркс

Почему важно развитие выразительной и рецептивной речи?

Мы используем выразительные и рецептивные языковые навыки для эффективного общения с другими людьми. Если ребенку постоянно трудно понять других или поделиться мыслями, идеями и чувствами, у него может быть языковое расстройство. Речевое расстройство может быть расстройством рецептивной или экспрессивной речи . Чтобы определить, есть ли у вашего ребенка трудности с рецептивной или экспрессивной речью, важно понимать разницу между рецептивной и экспрессивной речью.

 

Что такое рецептивный язык?

 

Рецептивный язык  – это «ввод» языка, способность понимать и понимать устную речь, которую вы слышите или читаете. Например, способность ребенка слушать и следовать указаниям (например, «надеть пальто») зависит от навыков рецептивной речи ребенка. В типичном развитии дети способны понимать язык, прежде чем они смогут его воспроизвести. Дети, которые не могут понимать язык, могут иметь трудности с рецептивной речью или расстройство рецептивной речи.

У детей с трудностями в понимании речи могут возникнуть трудности со следующим:

  • Выполнение инструкций
  • Понимание значения жестов
  • Ответы на вопросы
  • 900 23 Идентификация предметов и изображений
  • Понимание прочитанного
  • Понимание рассказа

Существует несколько факторов, влияющих на развитие рецептивной речи, включая воздействие языка, качество языковой среды и индивидуальные различия в обработке речи. Дети, окруженные языком (люди, участвующие в разговоре и взаимодействующие с ними), с большей вероятностью разовьют сильные рецептивные языковые навыки. Это включает в себя общение с разными говорящими, участие в разговорах и чтение.

Как улучшить рецептивную речь:

Вот несколько способов, с помощью которых родители могут улучшить навыки рецептивной речи со своими детьми:

  1. Книги и аудиокниги. Чтение — отличный способ увеличить словарный запас и улучшить навыки слушания. Прослушивание аудиокниг — еще один способ улучшить навыки слуховой обработки. По возможности задавайте ребенку уточняющие вопросы о прочитанном или услышанном.

  2. Игры на слушание: играйте в игры на слушание, такие как «Саймон говорит», «Я шпионю» или «Боп-это», чтобы помочь вашему ребенку улучшить свои навыки слушания.

  3. Разговоры: поощряйте вашего ребенка обращать внимание на речь других в разговорах. Попросите их вспомнить детали и задайте соответствующие уточняющие вопросы.

  4. Наглядные материалы. Используйте наглядные материалы, например изображения или видео, чтобы помочь ребенку понять разговорную речь.

  5. Жесты и мимика: используйте жесты и мимику во время разговора, чтобы пояснить значение слов. Обращайте внимание на жесты и выражения лиц других людей на картинках и помогайте ребенку понять их смысл.

  6. Ежедневные возможности: Воспользуйтесь повседневными делами, такими как время приема пищи и поездки на машине, чтобы рассказывать истории, беседовать и задавать вопросы своему ребенку. Для детей с рецептивными языковыми трудностями предсказуемый распорядок поможет им понять язык вокруг них.

Если вы подозреваете, что вашему ребенку может понадобиться дополнительная помощь, речевая терапия очень эффективна для улучшения рецептивных языковых навыков. Логопед будет использовать различные неформальные и формальные оценки, чтобы определить конкретные слабости рецептивной речи ребенка.

Для каждого ребенка составляется комплексный план лечения. Цели могут быть сосредоточены на внимании и концентрации, словарном запасе, понимании грамматики, образном языке, стратегиях понимания и следовании указаниям.

Логопедия для рецептивной речи зависит от уникальных потребностей каждого ребенка. Улучшение навыков рецептивной речи позволит ребенку полноценно и самостоятельно участвовать в своей повседневной деятельности.

 

Что такое выразительный язык?

 

Выразительный язык — это «вывод» языка, способность выражать свои желания и потребности посредством вербального или невербального общения. Это способность выражать мысли в словах и предложениях таким образом, чтобы это имело смысл и было грамматически правильным. У детей, которым трудно сообщать о своих желаниях и потребностях, могут быть трудности с экспрессивной речью или расстройство экспрессивной речи. Расстройства экспрессивной речи у детей раннего возраста часто выявляются, когда дети не достигают своих вех развития.

У детей, у которых есть трудности с речью, могут возникнуть трудности со следующим:

  • Задавать вопросы
  • Называть предметы
  • Использование жестов
  • Использование мимики
  • Комментарии
  • Словарь
  • Синтаксис (грамматические правила)
  • Семантика (значение слова/предложения)
  • Морфология (формы слов)

Как улучшить навыки выразительной речи:

Вот несколько способов, которыми родители могут работать со своими детьми, чтобы улучшить навыки выразительной речи:

  1. Беседа. Поощряйте ребенка делиться с вами своими мыслями, чувствами и опытом. . Задавайте открытые вопросы, требующие более чем односложного ответа (например, что вы делали сегодня в школе)?

  2. Притворная игра: реквизит, такой как куклы, фигурки, игрушечные животные и даже предметы домашнего обихода, — отличный способ разжечь творческую игру. Попросите ребенка рассказать вам, что он себе представляет.

  3. Рассказывание историй. Попросите ребенка рассказывать истории, придумывать собственные истории или разыгрывать истории. Если у вашего ребенка проблемы, помогите ему разбить временную шкалу и последовательность событий (например, «что произошло первым»). Дети продолжают развивать навыки повествовательного языка на протяжении всего детства. Истории становятся более сложными и подробными, когда дети становятся старше.

  4. Ежедневные возможности: Воспользуйтесь повседневными делами, такими как время приема пищи и поездки на автомобиле, чтобы практиковать выразительные языковые навыки. Такие игры, как «взлеты и падения» за ужином, отлично подходят для развития этих навыков.

  5. Описания и детали: Попросите ребенка подробно описать предметы, события и людей. Например, если они рассказывают вам о видео, задавайте конкретные вопросы, которые позволят им предоставить более подробную информацию (например, «как выглядела машина»). говорить перед другими, например перед членами семьи. (т.е. «хочешь рассказать дедушке, что вчера было в школе?»)

Если вашему ребенку нужна дополнительная помощь, логопед эффективен для устранения задержек и дефицита выразительной речи. Экспрессивная языковая терапия направлена ​​на то, чтобы дать каждому ребенку инструменты и стратегии, которые ему необходимы, чтобы сообщить миру о своих потребностях, мыслях, чувствах и идеях.

Обратитесь в TherapyWorks

TherapyWorks создала большую сеть терапевтов, каждый из которых имеет степень магистра или доктора в своей области и имеет значительный опыт работы с задержкой и расстройствами экспрессивной и рецептивной речи. Наш обширный кадровый резерв позволяет нам тщательно подбирать для каждого ребенка терапевта, который имеет соответствующую подготовку и опыт в зависимости от конкретных потребностей этого ребенка. Результат – эффективная, успешная терапия.

Share This Post

 Заинтересованы ли вы в услугах для вашего ребенка? Компания TherapyWorks, основанная Мишель Ворт и Эрин Воллмер, предлагает речевую, профессиональную и физическую терапию на дому и с помощью телетерапии.

Выразительный язык | readuniverse

Обзор навыков

Нажмите ниже, чтобы посмотреть видео о диалогическом чтении.

Что такое выразительный язык?

Выразительный язык – осмысленная речь. Выразительный язык включает в себя способность правильно произносить звуки и использовать слова, предложения, жесты и, в конечном счете, письмо, чтобы передавать смысл и сообщения другим. Устная речь и письмо — два выразительных языковых навыка.

 

Какие задания должны выполнить учащиеся, чтобы показать, что они овладели этим навыком?

  • Используйте вербальный выразительный язык, например, формулируйте мысли, которые выражаются с помощью соответствующего слова или сочетания слов.

  • Использование невербального выразительного языка, например, передача чувств через выражение лица, язык тела и жесты рук.

  • Используйте письменный выразительный язык для создания осмысленных предложений, абзацев и рассказов.

 

Почему понимание выразительного языка важно для чтения?

Выразительная речь позволяет детям пересказывать историю или отвечать на вопросы о том, что они прочитали или что им прочитали. Это также позволяет детям выражать свои желания, потребности, мысли и идеи, отстаивать точку зрения, развивать свое использование языка в письменной форме и участвовать в успешном взаимодействии с другими.

Какой скрининг можно использовать для определения наличия дефицита выразительной речи?

Неформальная устная языковая оценка

Структурированные инструменты грамотности

Последовательный и кумулятивный

Систематический и явный

До мастерства

На уроках ранней грамотности учителя должны проводить регулярные и ежедневные диалоги, побуждающие учащихся использовать язык и новые слова они учатся. Выразительный язык включает в себя ежедневную практику и моделирование диалога, при котором учащиеся должны говорить полными предложениями, использовать правильную грамматику и правильно артикулировать фонемы.

Развитие выразительной речи требует понимания развития навыков, которое начинается с простых ответов на вопросы «да/нет» и переходит к соответствующим ответам на связанный текст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *