Разное

Биологические потребности человека примеры – 3. Биологические потребности человека.

Биологические потребности человека

Характеристика биологических потребностей

Все потребности человека разделяют на несколько групп:

  1. элементарные потребности: вода, пища, одежда;
  2. вторичные потребности в определенных условиях и вещах при вероятности их избрания;
  3. псевдопотребности, т.е. потребность в объектах роскоши.

Помимо этого, выделяют базовую биологическую потребность и псевдопотребность. К первым из них относят:

  1. акуастический, тепловой, электромагнитный комфорт;
  2. безопасность;
  3. состав атмосферного воздуха;
  4. сбалансированное питание;
  5. истая вода;
  6. приобретение сексуального ублаготворения и продолжение рода.
  7. конкретные вкусовые характеристики пищи и ее безопасность, т.е. экологическая чистота;

Замечание 1

Все выше перечисленные потребности свойственны и прочим живым существам, не только человеку. В случае если биологические потребности не осуществятся, они замещаются псевдопотребностями, например, в лидерстве, агрессии. Похожая псевдокомпенсация, в конечном итоге, приведет к нарушению экологических законов, а не только к асоциальному поведению человека, т.е. правила поведения людей в окружающей среде.

Биологические потребности человека

Определение 1

Биологические потребности человека- это общие первичные потребности для жизни организма, хорошего функционирования тела человека: потребности выделения и питания, расширение пространства для жизни, воспроизводство рода, потребность здоровья, физического развития и общения с окружающей средой.

повинуясь, призыву своей природы, люди побуждается к поступкам, обращенным на незамедлительное ублаготворение биологических потребностей. Проявления инстинкта жизни, свойственного человеку, а также целому роду животных – это естественные потребности .

«Человек это животное homo naturalis, — говорил Макс Шелер. — Он, таковым образом, не выделился из мира животных, а существовал животным, и есть животное, и пожизненно будет животным». Но весь смысл состоит в том, что, существуя животным, человек делается человеком по мере одоления своей животности. Этот же автор и еще раньше Августин Блаженный пробовали создать теорию одоления человеком собственной животности. Из-за господства души над телом, человек, по мнению Августина, удален из природы и установлен над ней. Но в утилитарной жизни тело господствует над душой: человеческий разум подсказывает наилучшие действия, но он руководствуется худшему, погружается в грех. Из-за разноречивости своей природы человек мыслит как ангел, но ведет себя подобно животному. В качестве лекарства одоления личной животности Августин утвердил приоритет воли над разумом.

Биологические потребности человека, тогда делаются истинно человеческими, когда они опосредуются обстановками общественного бытия, детерминируются уровнем культуры.

В народе заложена генетическая неисчезающая потребность подобать бессмертному зову своей природы, зову естества. совместно с тем, согласие природы с человеком как самоцель — непродолжительная ситуация духа человека, не выносящего долговременного состояния покоя, а также душевного ублажения.

Следовательно, человек как живое существо обладает биологическими потребностями, «требованиями» к природе, ублаготворение которых нужно для поддержания его жизни.

Данные потребности зависят от структуры человеческого организма. так как человеческий организм с возникновением человека как новоиспеченного биологического вида и до наших дней не видоизменился, поэтому не поменялись и нужные для поддержания жизни биологические потребности человека.

spravochnick.ru

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека

30

Содержание

Содержание 2

Содержание 2

Введение 3

Введение 3

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека 5

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека 5

1.1. Характеристика биологических потребностей 5

1.1. Характеристика биологических потребностей 5

1.2. Характеристика социальных потребностей 11

1.2. Характеристика социальных потребностей 11

Глава 2. Удовлетворение потребностей как способ развития человека 17

Глава 2. Удовлетворение потребностей как способ развития человека 17

2.1. Удовлетворение биологических потребностей 17

2.1. Удовлетворение биологических потребностей 17

2.2. Психология потребностей и образ жизни 21

2.2. Психология потребностей и образ жизни 21

Заключение 26

Заключение 26

Список литературы 29

Список литературы 29

Введение

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ – наций, государств, классов, партий. Вполне естественно. Что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.

Классификация потребностей и описание законов их развития связывают с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не созданной ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике — менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью.

Цель работы: рассмотреть психологические процессы потребностей и их развитие на основании удовольствия (удовлетворения).

Предмет нашего рассмотрения — общество, взаимодействие людей друг с другом.

Объект работы: процессы потребностей.

Задачи исследования:

  • проанализировать научную и публицистическую литературу по данной теме;

  • определить психологические процессы потребностей;

  • дать характеристику удовлетворению потребностей.

Для написания работы были использованы методы научного исследования такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, метод опроса, анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.1. Характеристика биологических потребностей

Потребности человека делятся на группы:

  • элементарные потребности: пища, одежда, вода;

  • вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора;

  • псевдопотребности, т.е. потребности в предметах роскоши.

Кроме того, различают базовые биологические потребности и псевдопотребности.

К базовым биологическим потребностям можно отнести:

 безопасность;

 тепловой, акуастический, электромагнитный комфорт;

 состав воздуха;

 питьевая вода;

 сбалансированность питания;

 определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т.е. экологическая чистота;

 продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.

Все перечисленные потребности присущи не только человеку, но и другим живым существам1.

Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии, лидерстве. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведет не только к асоциальному поведению человека, но и к нарушению экологических законов, т.е. правил поведения человека в природе. Биологическое взаимодействие людей друг с другом и с остальной природой не полностью тождественно взаи­модействию животных друг с другом и с остальной природой, оно всегда так или иначе, в той или иной степени и в том или ином отношении очеловечено. Однако пока человек берется непосредственно и специально не характеризуется социальное, не объясняется, почему и как развивается, «производится» специфически человеческое в человеке, до тех пор не может быть специально отличено то, что присуще человеку именно как человеку, от того, что присуще ему только как живому существу

2.

И все-таки человек выступает на этой стадии рассмотрения по преимуществу (но не исключительно) со стороны своей биологической природы, биологических взаимоотношений со средой и друг с другом, а среда — главным образом со стороны своей природной определенности. Речь идет именно о людях, но в их биологической определенности, в их биологических взаимоотношениях. С самого начала человек фиксируется в единстве биологического и социального.

Например, потребности в обуви, одежде, поскольку обувь, одежда необходимы для сохранения жизни, — физические потребности. Однако, даже не говоря о характере обуви, одежды, потребность в них для защиты от неблагоприятных внешних воздействий специфичны для человека. И все же первоначально социальное предстает непосредственно единым с биологическим и как бы моментом биологического, ибо поддержание и порождение жизни человека есть ближайшим и непосредственным образом животное, биологическое существование и порождение человека.

Таким образом, непосредственное единство биологического и социального, в непосредственно рассматриваемых людях, предстает, прежде всего, с биологической стороны этого единства. В свою очередь эта биологическая сторона двояка. Она представляет собой биологическое отношение людей друг к другу и к остальной природе3.

После характеристики биологического в человеке и в отношениях людей друг к другу, биологического, взятого в относительной самостоятельности по отношению к социальному, будет специально рассмотрено социаль­ное, а затем специальному изучению подвергнется про­явление социального в биологическом, единство соци­ального и биологического, а также формы этого единства.

Единство биологического и социального присутствует в нашем изложении с самого начала. И хотя оно и не представлено специально, тем не менее, влияет на последовательность и характер рассмотрения биологического.

При отображении чисто биологического взаимодействия (взятого в историческом аспекте) организма и окружающей среды строго последовательное изложение должно начинаться с характеристики среды, из нее следует вывести возможности существования тех или иных организмов, отобразить их строение, функционирование и т. п., и лишь затем нарисовать картину обратного воздействия организмов на окружающую природу. Эта последовательность диктуется тем, что в образовании и изменении сугубо биологического взаимодействия организма с окружающей средой в конечном счете главным является воздействие окружающей среды на организм, а не наоборот. Во взаимодействии человека с окружающей природой, напротив, главным оказывается воздействие человека на окружающую природу, человек главным образом не приспосабливается к окружающей природе, а по преимуществу «приспосабливает» ее к себе, преобразует ее. Поэтому при рассмотрении биологического взаимодействия человека с окружающей природой следует начать именно с отношения людей как биологических существ к остальной природе и друг к другу.

Итак, мы начинаем рассмотрение общества с биологического взаимодействия именно людей с остальной природой, при этом предполагается, что в это определение входит рассмотрение биологического отношения людей друг к другу.

Само биологическое взаимодействие людей с остальной природой есть процесс, и отображено оно может быть лишь процессом познания. С чего же целесообразно начать характеристику биологического взаимодействия людей с остальной природой?

Эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Но, как уже было сказано ранее, при отображении биологического взаимодействия человека со средой необходимо начать с человека, а не со среды. Рассмотрим сначала один компонент взаимодействия, или взаимодействие пока лишь со стороны одного компонента. Человек как компонент этого взаимодействия — живое существо с определенным организмом, с определенным строением тела. Если есть налицо организм с определенным строением (а человек в качестве живого существа здесь берется просто как данный), то для поддержания его жизни необходима соответствующая окружающая среда.

Поскольку предполагается данность организма человека, постольку организм предстает не изменяющимся, а значит, предполагается и природная среда, не изменяющаяся настолько, чтобы вызвать изменение строения организма человека.

Если биологическое взаимодействие людей с природой фиксируется как данное, имеющееся в наличии, то при его рассмотрении в первую очередь выступает тот факт, что человек должен жить, поддерживать свое су­ществование, и лишь затем то, что он производит новую жизнь, поддерживает существование своего биологического вида.

Поддержание собственно существования каждым человеком есть реализация взаимоотношения человека и среды для сохранения человека. Здесь имеются два компонента: человек в качестве живого существа опре­деленного строения и природная среда как условие физического существования индивидов. Конечно, при логическом способе рассмотрения абстрагирование этих компонентов происходит от того этапа развития человечества, когда уже имеются современный биологический вид человека и изменение человечеством природной среды. Выделяется же пока только то, что и после образования. Человека в качестве особого биологического вида и при наличии общественного производства человек всегда остается живым существом с определенным строением тела, а природная среда (пусть, так или иначе, в той или иной мере преобразованная) — необходимым условием его биологического существования.

Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности — человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они, во-первых, необходимы для поддержа­ния жизни человека, а также, во-вторых, для порождения новой жизни. В наиболее простой форме и в наименее преобразованном социальном виде биологические потребности человека существуют в том случае, когда они удовлетворяются непосредственно и при помощи девственной природы (например, дыхание в условиях незагрязненной вследствие преобразующей деятельности человека воздушной среды)4.

Если же необходимые биологические потребности не могут быть удовлетворены лишь девственной природой самой по себе, если они могут быть удовлетворены посредством и на основе преобразования природы, то тем самым и постольку биологические потребности начинают включаться или включаются в социальное движение, становятся социально «окрашенными» биологическими потребностями. В той или иной степени и животные изменяют природу, но это изменение, в отличие от человека, не характерно для них, не есть та основа, на которой зиждется их специфика в качестве животных. Подробнее об этом, а также о стадиях превращения животного воздействия на среду в человеческое воздействие на среду будет сказано позднее.

Биологические отношения людей к природе и друг к другу приобретают специфически человеческую окраску, если их осуществление так или иначе, в той или иной степени опосредствуется процессом общественного преобразования природы или процессами, вырастающими на основе последнего. Такие биологические отноше­ния становятся вместе с тем и социальными.

Если человек, который берется при характеристике простейшего отношения как данное живое существо, предстает при предположенных обстоятельствах в качестве нуждающегося в определенной среде, в качестве имеющего потребности, то природная среда при этом, оказывается условием биологического существования людей, предметы природной среды выступают в виде предметов, способных удовлетворить потребности.

Характеристика указанного взаимодействия с выделением лишь необходимых биологических потребностей и предметов, способных их удовлетворить, есть характеристика этого отношения в его потенции. Реализация же его есть потребление, т. е. удовлетворение потребно­стей предметами, способными их удовлетворить. (В соответствии с темой главы мы имеем в виду необходимые биологические потребности, предметы, способные их удовлетворить, и сам процесс удовлетворения такого рода.)

Простейшее отношение человеческого общества, отношение, взятое в качестве реализующегося, есть потребление как удовлетворение биологических потребностей человека.

Биологические (естественные) потребности – это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой5.

Подчиняясь, зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности — это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.

Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. «Голод есть голод, — писал Маркс, — однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, — это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов»6.

В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем, гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель — кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.

Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями — желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы — это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности7.

Итак, человек как живое существо имеет биологические потребности, «требования» к окружающей среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания его в качестве живого организма. Биологические потребности зависят от строения организма человека.

Поскольку организм человека с возникновением человека как нового биологического вида и до настоящего времени не изменился (по крайней мере ныне нет достоверных данных об изменениях, если даже предположить, что они произошли), постольку не изменились и необходимые для поддержания жизни биологические потребности человека. С точки зрения обусловленности строением организма биологические потребности имеют неизменную качественную и количественную определенность, неизменную меру, неизменна с этой точки зрения и совокупность «требований» организма к среде.

studfiles.net

Биологические и социальные потребности человека

ВВЕДЕНИЕ

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ – наций, государств, классов, партий. Вполне естественно. Что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.

Классификация потребностей и описание законов их развития связывают с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не созданной ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике – менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью.

При написании курсовой работы по выше указанной теме, я поставила перед собой достижение следующей цели : изучить биологические и социальные потребности, их развитие на основании удовольствия (удовлетворения). Предмет нашего рассмотрения—общество, взаимо­действие людей, а потому мы выделяем биологическое не вообще, а в человеке, в отношениях людей друг к другу и притом сначала по преимуществу биологическое как условие, предпосылку социального, т. е. с точки зре­ния процесса познания биологическое в человеке и в от­ношениях людей друг к другу выделяется так, как оно выступает до специальной характеристики социального, или в относительной (но не абсолютной) независимости от социального. Так как это независимость относитель­ная, а не абсолютная, так как это рассмотрение предпо­сылки, предпосылка же не существует без того, предпо­сылкой чего она служит, то связь, единство биологиче­ского с социальным при такой характеристике уже здесь присутствует, но она не освещается специально.

Задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме.

Глава №1 Биологические и социальные потребности человека.

1.1 Характеристика биологических потребностей

Потребности человека делятся на группы:

— элементарные потребности: пища, одежда, вода;

— вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора;

— псевдопотребности, т.е. потребности в предметах роскоши.

Кроме того, различают базовые биологические потребности и псевдопотребности.

К базовым биологическим потребностям можно отнести:

— безопасность;

— тепловой, акуастический, электромагнитный комфорт;

— состав воздуха;

— питьевая вода;

— сбалансированность питания;

— определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т.е. экологическая чистота;

— продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.

Все перечисленные потребности присущи не только человеку, но и другим живым существам.

Псевдопотребности. Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии, лидерстве. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведет не только к асоциальному поведению человека, но и к нарушению экологических законов, т.е. правил поведения человека в природе. Биологическое взаимодействие люден друг с другом и с остальной природой не полностью тождественно взаи­модействию животных друг с другом и с остальной при­родой, оно всегда так пли иначе, в той или иной степе­ни и в том или ином отношении очеловечено. Однако пока человек берется непосредственно и специально не характеризуется социальное, не объясняется, почему и как развивается, «производится» специфически челове­ческое в человеке, до тех пор не может быть специально отличено то, что присуще человеку именно как человеку, от того, что присуще ему только как живому существу.

И все-таки человек выступает на этой стадии рассмо­трения по преимуществу (но не исключительно) со сто­роны своей биологической природы, биологических взаи­моотношений со средой и друг с другом, а среда—глав­ным образом со стороны своей природной определенно­сти. Речь идет именно о людях, но в их биологической определенности, в их биологических взаимоотношениях. С самого начала человек фиксируется в единстве био­логического и социального. Например, потребности в обуви, одежде, поскольку обувь, одежда необходимы для сохранения жизни, — физические потребности. Од­нако, даже не говоря о характере обуви, одежды, по­требность в них для защиты от неблагоприятных внеш­них воздействий специфичны для человека. И все же первоначально социальное предстает непосредственно единым с биологическим и как бы моментом биологиче­ского, ибо поддержание и порождение жизни человека есть ближайшим и непосредственным образом живот­ное, биологическое существование и порождение чело­века. Таким образом, непосредственное единство биоло­гического и социального, в непосредственно рассматри­ваемых людях, предстает прежде всего с биологической стороны этого единства. В свою очередь эта биологиче­ская сторона двояка. Она представляет собой биологи­ческое отношение людей друг к другу и к остальной природе.

После характеристики биологического в человеке и в отношениях людей друг к другу, биологического, взя­того в относительной самостоятельности по отношению к социальному, будет специально рассмотрено социаль­ное, а затем специальному изучению подвергнется про­явление социального в биологическом, единство соци­ального и биологического, а также формы этого един­ства.

Единство биологического и социального присутствует в нашем изложении с самого начала. И хотя оно и не представлено специально, тем не менее, влияет на после­довательность и характер рассмотрения биологического.

При отображении чисто биологического взаимодей­ствия (взятого в историческом аспекте) организма и окружающей среды строго последовательное изложение должно начинаться с характеристики среды, из нее сле­дует вывести возможности существования тех или иных организмов, отобразить их строение, функционирование и т. п., и лишь затем нарисовать картину обратного воз­действия организмов на окружающую природу. Эта по­следовательность диктуется тем, что в образовании и изменении сугубо биологического взаимодействия орга­низма с окружающей средой в конечном счете главным является воздействие окружающей среды на организм, а не наоборот. Во взаимодействии человека с окружаю­щей природой, напротив, главным оказывается воздей­ствие человека на окружающую природу, человек глав­ным образом не приспосабливается к окружающей при­роде, а по преимуществу «приспосабливает» ее к себе, преобразует ее. Поэтому при рассмотрении биологиче­ского взаимодействия человека с окружающей приро­дой следует начать именно с отношения людей как био­логических существ к остальной природе и друг к другу.

Итак, мы начинаем рассмотрение общества с биоло­гического взаимодействия именно людей с остальной природой, при этом предполагается, что в это определе­ние входит рассмотрение биологического отношения лю­дей друг к другу.

Само биологическое взаимодействие людей с остальной природой есть процесс, и отображено оно может быть лишь процессом познания. С чего же целесообразно на­чать характеристику биологического взаимодействия лю­дей с остальной природой?

Эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Но, как уже было сказано ранее, при отображении биоло­гического взаимодействия человека со средой необходи­мо начать с человека, а не со среды. Рассмотрим сна­чала один компонент взаимодействия, или взаимодейст­вие пока лишь со стороны одного компонента. Человек как компонент этого взаимодействия—живое существо с определенным организмом, с определенным строением тела. Если дан, если есть налицо организм с определен­ным строением (а человек в качестве живого существа здесь берется просто как данный), то для поддержания его жизни необходима соответствующая окружающая среда.

Поскольку предполагается данность организма чело­века, постольку организм предстает не изменяющимся, а значит, предполагается и природная среда, не изме­няющаяся настолько, чтобы вызвать изменение строения организма человека.

Если биологическое взаимодействие людей с приро­дой фиксируется как данное, имеющееся

mirznanii.com

биологические, социальные, идеальные — реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

Экзамен

по предмету психология.

 Потребности человека. Виды потребностей: биологические,  социальные, идеальные. 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент гр. ЭТР – 11 КЧ

Абакулова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 г.

Потребность – есть состояние  нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид  испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ  нельзя объяснить только приспособлением  к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности  – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем  он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность  в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских  поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда  связаны с наличием у человека  чувства неудовлетворенности, которое  обусловлено дефицитом того, что  требуется.

2. Потребности определяют  избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на  тех объектах, которые могут эту  потребность утолить («Голодной  куме только хлеб на уме», «У  кого что болит, тот про то  и говорит».)

3. Наличие потребности  сопровождается эмоциями: сначала,  по мере усиления потребности  – отрицательными, а затем –  в случае ее удовлетворения  – положительными.

4. Количество потребностей  возрастает в процессе филогенеза  и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

 

5. Потребности человека  образуют иерархическую систему,  где каждая потребность имеет  свой уровень значимости. По мере  их утоления они уступают первенство  другим потребностям. (приложение №1)

Классификация потребностей

Существует множество  классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все  потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности  на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве  и признании.

 Духовные потребности  человека – это потребность  познать окружающий мир и себя  самого, стремление к самосовершенствованию  и самореализации, в познании  смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных  потребностей одновременно, и его  подсознание расставляет их по степени  значимости, образуя довольно сложную  иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические  потребности, затем идут потребность  в безопасности (реализуя которую  человек стремится избегать эмоции страха), выше – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды – стремление личности к самоактуализации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями.

 

Уровень потребностей

Содержание

1

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном  режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

2

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования  нынешнего порядка вещей. Уверенность  в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет  обеспеченной.

3

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному  приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности  приводит к жадности, алчности, скупости

4

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими  людьми, быть причастным к какой-то группе.

5

Потребность в уважении и признании

а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.

б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному  положению и власти.

6

Потребность к независимости

Потребность к личной свободе, к  независимости от других людей и  внешних обстоятельств

7

Потребность в новизне

Стремление к получению новой  информации. Сюда также относится  потребность что-то знать и уметь.

8

Потребность к преодолению трудностей

Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.

9

Потребность в красоте и гармонии.

Потребность к порядку, гармонии, красоте

10

Потребность в самореализации

Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.

 

Человек сознает свободу  своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды потребностей.

Биологические потребности. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

           Биологические потребности (в  пище, воде, безопасности и т.д.) свойственны  как человеку, так и животным. Однако большинство потребностей  у животных носит инстинктивный  характер. Инстинкты можно рассматривать  как функциональные системы, в  которых генетически «предопределены» не только свойства внешних  предметов (или живых существ), способных удовлетворить эти  потребности, но и основная  последовательность поведенческих  актов, приводящих к достижению  полезного результата.

           Биологические потребности человека  отличаются от аналогичных потребностей  животных. Основное отличие лежит,  прежде всего, в уровне социализации  биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться  под влиянием социокультурных  факторов. Так, например, социализация  пищевой потребности породила  высоко ценимое искусство кулинарии  и эстетизации процесса потребления  пищи. Известно также, что в  некоторых случаях люди способны  подавлять в себе биологические  потребности (пищевую, половую  и т.д.), руководствуясь целями  высшего порядка.

           Потребности, обеспечивающие нормальную  жизнедеятельность организма, хорошо  известны — это потребности  в пище, воде, оптимальных экологических  условиях (содержание кислорода  в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.). Особое место в этом ряду занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх.

Социальные и  идеальные потребности. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной безусловнорефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.

·    Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие  их виды:

o   потребность принадлежать к определенной социальной группе;

o   потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;

o   потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

·    Идеальные потребности  составляют биологически обусловленную  основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

o   потребность в новизне;

o   потребность в компетентности;

o   потребность преодоления.

Потребность в новизне  лежит в основе ориентировочно-исследовательской  деятельности индивида и обеспечивает ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых  стимулов (сложных и изменчивых), и дефицит информации, который  заставляет искать пути снижения неопределенности.

           При описании потребностей сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой не «сенсорный голод» как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

           Так, например, в экспериментах  по полной сенсорной изоляции  здорового человека погружают  в специальную ванну, которая  позволяет практически полностью  изолировать его от сенсорных  раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных  и др.). Через некоторое время  (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический  дискомфорт (потеря ощущения своего  тела, галлюцинации, кошмары), который  может привести к нервному  срыву.

           Простая монотонная стимуляция  рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает  состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека. Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, у человека приобретает витальную или жизненную значимость.

           Одной из природных предпосылок обучения, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны, является потребность в компетентности. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.

           Потребность преодоления («рефлекс  свободы», по определению И.П.  Павлова) возникает при наличии  реального препятствия и детерминирована  стремлением живого существа  преодолеть это препятствие. Рефлекс  свободы ярче всего выражен  у диких животных, стимулом для  его актуализации служит какое-либо  ограничение (препятствие), а безусловным  подкреплением является преодоление  этого препятствия. Адаптивное  значение этой потребности в  первую очередь связано с побуждением  животного к расширению среды  обитания, и в конечном счете к улучшению условий для выживания вида.

           С точки зрения эволюционной  физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

 

Приложение №2.

 

 

Приложение №3.

 

 

 

 

 

 

 


student.zoomru.ru

Биологические потребности человека

Различают также базовые и важнейшие биологические потребности человека, а также псевдопотребности.[ …]

К естественным, эволюционно сложившимся потребностям относят и потребность в сопереживании, т. е. одной из эмоциональных основ поведения человека в социуме, а также наличие индивидуального участка в труде и жизни.[ …]

Из перечисленных потребностей видно, что многие из них на первый взгляд кажутся присущими лишь человеку, но на самом деле являются биологически обоснованными и эволюционно сложившимися. Поэтому они свойственны не только человеку, но и другим живым существам, особенно высшим животным, родственным человеку.[ …]

Осознание своих истинных потребностей очень важно для человека, ибо в соответствии с ним человек выстраивает свою субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также представления об успехе в жизни и о комфорте опираются на естественные потребности и стремление к их реализации, тогда гарантирован успех не только в социальной, но и в личной жизни: ощущение счастья, комфорта и т. д.[ …]

Псевдопотребности. Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии или лидерстве путем агрессии, либо в предметах роскоши. Подобная псевдокомпенсация в конечном счете ведет не только к асоциальному поведению человека, но также и к нарушению многих экологических законов, т. е. правил поведения человека в природе.[ …]

В физиологическом плане потребности человека и возможность их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь являются очень важной составляющей мыслительного процесса — интеллектуальной деятельности человека. Эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведет к постоянному стрессовому состоянию человека.[ …]

Вернуться к оглавлению

ru-ecology.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *