Разное

Авторитетный стиль: Стили родительского воспитания – Tarkvanem ‹ Отношения с ребенком — Tarkvanem

Содержание

Стили родительского воспитания – Tarkvanem ‹ Отношения с ребенком — Tarkvanem

Главная страница / Отношения с ребенком / Стили родительского воспитания

Боковая навигация

Стили родительского воспитания можно разделить на четыре группы по двум своим особенностям.

С одной стороны, требовательность или дисциплина в отношении ребенка. Их характеризует умение устанавливать границы, оставаться верным своим требованиям и ожидать от ребенка поведения, соответствующего его возрасту. С другой стороны, поддержка или тепло, которые родитель предлагает своему ребенку. Это способность подбадривать ребенка, дарить ему чувство защищенности и заботы. Поддерживающий родитель умеет замечать истинные потребности ребенка и реагировать на них поддержкой.

На следующем графике вы видите все четыре стиля родительского воспитания.

Далее будет представлен каждый стиль родительского воспитания и его влияние на поведение ребенка.

Авторитетный стиль воспитания

В авторитетном стиле скомбинированы, с одной стороны, дисциплина, а с другой, тепло и отзывчивость. Согласно научным исследованиям, он считается самым эффективным стилем родительского воспитания.

В случае авторитетного стиля родительского воспитания:

  • родитель выдвигает высокие требования по отношению к ребенку;
  • ребенку объясняют причины установленных требований;
  • родитель умеет устанавливать четкие границы, в то же время, подбадривая и поддерживая ребенка;
  • поддерживаются навыки ребенка и его самостоятельное развитие;
  • существует баланс между удовлетворением своих потребностей и потребностей ребенка, чем ребенку обеспечивается чувство защищенности.
Авторитетный родитель во многом использует отражение чувств ребенка, что в будущем поможет ребенку лучше понимать свои чувства и управлять ими.

В семье, где используют авторитетный стиль воспитания, уважают права как ребенка, так и взрослого, важными считаются отношения, основывающиеся на договоренностях между ребенком и родителем. Задачей родителя является устанавливать для ребенка границы, которые учитывали бы потребности, интересы, мнение и индивидуальность ребенка. Ребенку проще соблюдать установленные требования и правила поведения, когда он вовлечен в принятие семейных решений, его мнением интересуются, и по возможности учитывают его. Важным считается развитие социальных ценностей.

Авторитетный родитель устанавливает границы, разъясняет суть происходящего и требует от своего ребенка поведения, соответствующего его возрасту, а также вдохновляет его и помогает ему. Требования разумны, границы установлены. Для того чтобы добиться послушания родитель не использует силу, а применяет гибкий контроль. Если ребенок прилагает усилия для достижения своей цели, за этим следует похвала со стороны родителя.

Исследования показывают, что авторитетный стиль воспитания защищает больше всего от рискованного поведения (например, употребление наркотиков).

Какое воздействие оказывает на ребенка авторитетный стиль родительского воспитания? Ребенок:
  • удовлетворен;
  • обладает высокой степенью самоконтроля;
  • обладает хорошими социальными навыками;
  • уверен в том, что способен научиться новому;
  • имеет меньше шансов развития рискованного поведения.
Ребенок, имеющий авторитетного родителя, умеет приспосабливаться и мотивировать себя – в школе у него, как правило, все хорошо. У него получается создавать и поддерживать близкие дружеские отношения и следовать авторитету.

Авторитарный стиль воспитания

Родитель, использующий авторитарный стиль воспитания, уделяет большое внимание дисциплине, но оказывает мало поддержки. Он строгий и суровый. Для ребенка установлены правила поведения, и их нарушение может привести к наказанию. Ребенок слушается родителя, в основном, из чувства страха.


В случае авторитарного стиля родительского воспитания:
  • родитель оказывает ребенку мало поддержки;
  • предъявляемые требования не всегда соответствуют возрасту ребенка;
  • родитель считает, что ребенок должен ему подчиняться, и только он знает, что нужно ребенку;
  • ребенку не объясняют, чем хороши установленные правила – это просто должно быть так, и точка!
  • для того чтобы ребенок слушался родителя, используются наказания (причиняя ребенку дискомфорт или боль), под воздействием чего ребенок сам может проявлять агрессию по отношению к окружающим.
Исследования показывают, что использование наказания может подавлять развитие мозга. Так как родитель не слышит, или не умеет слышать потребности ребенка и поддерживать его, в отношениях между ребенком и родителем остается мало доверия и близости. Ребенок не чувствует, что в лице родителя у него есть поддержка, и что именно к нему можно обратиться в случае возникновения проблем.

Какое воздействие оказывает на ребенка авторитарный стиль родительского воспитания? Ребенок:

  • послушный, и, как правило, в школе у него все хорошо;
  • не ощущает родительской поддержки;
  • боится обращаться к родителям со своим проблемами;
  • более неудовлетворенный, тревоженный;
  • обладает более низкими навыками общения;
  • менее творческий, более пассивный и закрытый;
  • обладает более низкой самооценкой.
Строгость, которая проявляется в телесном наказании или контроле, может привести к проблемам с поведением.

Снисходительный стиль воспитания

Снисходительный, все дозволяющий родитель оказывает ребенку много поддержки, но ему никак не удается установить границы. В семье ребенок определяет, как должно быть.

В случае снисходительного стиля родительского воспитания:

  • родитель подавляет свои потребности, потому что потребности ребенка находятся для него на первом месте;
  • родитель живет ради ребенка и выполняет почти все его желания – даже те, которые в действительности родителю совсем не подходят;
  • родительские наставления оставляют желать лучшего, поэтому ребенок должен сам решать, что он будет делать, а что не будет.

Какое воздействие оказывает на ребенка снисходительный стиль родительского воспитания? Ребенок:

  • привыкает получать все, чего хочет;
  • на него возложена большая нагрузка, поскольку он сам должен принимать решения;
  • не умеет считаться с интересами других;
  • не учится регулировать себя самостоятельно;
  • может ощущать, что его не любят.
У ребенка из все дозволяющей семьи низкая самодисциплина, что может привести к проблемам в школе и в отношениях со сверстниками.

Безразличный стиль воспитания

Для безразличного стиля родительского воспитания, оставляющего ребенка без должного внимания, характерна как низкая дисциплина, так и поддержка. Родитель хоть и существует в жизни ребенка, удовлетворяя его первичные потребности, но близкой связи между ним нет.

В случае безразличного стиля родительского воспитания:

  • у родителя нет времени или умения проводить время с ребенком;
  • родитель не интересуется жизнью ребенка;
  • родитель не устанавливает границы, необходимые для жизни ребенка;
  • общение родителя и ребенка поверхностное.

Какое воздействие оказывает на ребенка безразличный стиль родительского воспитания?

  • нет близкой связи с родителем;
  • ограничен самоконтроль;
  • не получается справляться с проблемными ситуациями;
  • низкая удовлетворенность собой;
  • повышенная опасность развития рискованного поведения.
У ребенка, оставленного без должного внимания, с большей долей вероятности могут возникнуть проблемы с поведением и школьной жизнью.

Авторитарный, либеральный и демократический тип воспитания в семье ✅ Блог IQsha.ru

Каждый родитель хочет вырастить успешного, здорового и счастливого ребёнка. Но все мы приходим к родительству с разной степенью подготовленности. От этого зависит наш выбор стратегии отношений с малышом.

Современные взрослые живут в эпоху перемен, когда на смену устоявшимся столетиями патриархальным порядкам приходят новые. У нас есть поколения, которые росли в непростую советскую эпоху и утратили крепкие связи со своим родом. Это сильно повлияло на воспитание детей. После признания движения к коммунизму неудачным многие оказались перед выбором: как правильно растить молодое поколение и что предпочесть из множества концепций воспитания? Идеи соперничают друг с другом, а вчерашние догмы жёстко критикуются. Однако на смену им приходят уже другие тренды, которые также будут пересмотрены с течением времени.

Все новые принципы воспитания детей, равно как и и хорошо забытые традиции, укладываются в основные стили воспитания. На них не сказываются никакие социальные, политические и экономические события даже государственного масштаба.

О том, какие типы семейного воспитания бывают и как они влияют на детские судьбы, мы поговорим в этой статье.

Авторитарный стиль воспитания

Он характерен для взрослых, стремящихся навязать ребёнку свои решения в жёсткой форме. Она проявляется в способах управления: приказах, указаниях, угрозах, запретах, критике, манипуляциях, что вызывает страх, вину и стыд. При таком стиле воспитания отношения строятся на принуждении и безапелляционных указаниях в на повышенных тонах. Нет проявления ласки, сочувствия, заботы и любви.


В зоне внимания родителей только их ценности, интересы, желания. Для взрослых ребёнок абсолютно глуп, беспомощен и безволен. Его основная задача — делать только то и только так, как скажут. Детская инициатива подавляется, родители полностью контролируют поведение. Важно, чтобы малыш был исполнительным и послушным, ведь взрослый “лучше знает и плохого не посоветует”.

Если ребёнок не следует указаниям и сопротивляется, наступают санкции вплоть до физического наказания. Авторитарный стиль воспитания страшен не только результатами возможного насилия, но и последствиями морального давления.

Методы авторитарного стиля воспитания:

  • принуждение — подавление желаний малыша, отсутствие значимости его мнения, насильственное навязывание точки зрения взрослых;

  • угрозы — управление через страх от возможного наказания из-за ослушания;

  • критика — унижение человеческого достоинства под видом желания что-то улучшить;

  • игнорирование — вид морального давления, которое тяжёло переносить детям.

Авторитарностью взрослые растят удобную для себя личность, которая будет стараться “оправдать возложенные надежды”. Однако это, скорее всего, окажется одной из нескольких масок, которую прилежный воспитанник надевает для родителей. Что происходит с ребёнком вне семьи и как он ведёт себя с другими, может быть неизвестно. Нельзя исключать и возрастные кризисы, во время которых прилежное поведение может перерасти в девиантное.

Каковы последствия для детей

Авторитарный тип воспитания несёт для ребёнка много негатива. Физические наказания — только небольшая видимая часть. Гораздо хуже с последствиями морального насилия. Дети, воспитывающиеся в авторитарных условиях, часто имеют следующие черты:

  1. Потеря индивидуальности
    Сложно иметь своё мнение, если тебя заставляют жить по озвученному, единственно верному сценарию. Проблемы могут особенно обостриться в период поиска призвания, выбора будущей профессии и послешкольного образования. Часто абитуриенты поступают в вузы, выбранные родителями, устраиваются на работу, не видя в ней смысла, а затем разочаровываются в карьере. Повзрослев, таким бывшим детям психологи рекомендуют начинать вырабатывать своё мнение с простых бытовых вопросов: что мне надеть, не спрашивая мнения окружающих; куда пойти в свободный день, не читая отзывы; что мне хочется на завтрак, не ориентируясь на пищевые предпочтения членов семьи и т. п.

  2. Низкая самооценка
    Робость и застенчивость, которые появились из-за критики, не способствуют активности. Дети боятся проявлять себя, они уверены в провале. Стоит ли говорить о достижении счастья, если человек изначально считает, что он его не достоин?

  3. Зависимость от чужого мнения
    Вытекает из первых двух пунктов. Если ребёнок не понимает себя и заранее знает, что обречён на провал, то уверенность он ищет вовне. Ведь стержень внутри разрушен, значит надо спрашивать у взрослых, всё ли правильно он делает. Когда значимость семьи падает, эту функцию начинают выполнять другие авторитеты: друзья, лидеры, начальники и т.п.

  4. Двуличие
    Милый ребёнок, гордость родителей вне домашних стен, может искать способы агрессивной самореализации. В таких случаях возможны издевательства над животными, раннее пристрастие к алкоголю, табаку и наркотикам, “лёгкие” преступления (клептомания), проституция, поиск своей жертвы и отыгрывание на ней (например, буллинг).

  5. Позиция жертвы
    Противоположная манера выживания, когда проще принять роль жертвы и плыть по течению, отвергая свою ответственность за происходящее (инфантильность).

  6. Проблемы со здоровьем
    Психологическое насилие не проходит бесследно. Неврозы, тревожность, ОКР, как результат воздействия на ребёнка, серьёзно отражаются на качестве его жизни.

К сожалению, многие отрицательные последствия авторитарного стиля воспитания очень отравляют жизнь выросшим детям. А они, в свою очередь, не проработав и не вырастив себя изнутри, наносят травмы уже своим детям.

Либеральный стиль воспитания детей (гипоопека)



В абсолютном проявлении гипоопека стирает грань между родителем и ребёнком, ставя их в одну плоскость. Этот стиль воспитания противоположен авторитарному. Взрослые не дают жёстких установок, не определяют конкретные рамки дозволенного, ставят во главу свободу и равенство, не соблюдают дисциплину и потакают всем желаниям и капризам детей.

Отсутствует желание или умение направлять ребёнка. Многие важные события не игнорируются, но и не проговариваются, что приводит к вседозволенности. Это можно назвать девизом такого типа воспитания.

Ребёнок предоставлен сам себе, участие взрослых минимально. Потому малыш использует все возможности для реализации своих желаний. Нет контроля, нет указаний — все свободны и равны. За это приходится платить обретением опыта, “набиванием своих шишек” или уходом от реальности.

В либеральном стиле воспитания есть следующие особенности:

  1. Ребёнок обретает самостоятельность. Чаще всего, намного раньше необходимого и в гораздо большем объёме, чем может вынести.

  2. Отсутствует конструктивная помощь со стороны взрослых. Реальная же помощь подменяется уходом от проблемы.

  3. Есть доверие к родителям, уверенность, что тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Также возможность делиться и обсуждать все беспокоящие темы. Пожалуй, единственный плюс такого типа воспитания.

Каким вырастет ребёнок при либерально-попустительском стиле семейного воспитания

Предоставленный самому себе, без ориентиров и помощи взрослых, ребёнок легко теряется в жизни. Вынести груз свободы маленькому человеку бывает сложно, что расшатывает психику. Отсутствие чётких правил, расписания и режима приводит к повышению тревожности, что может проявляться истериками.


Возможно, вы встречали обсуждения фотографии двух взрослых мужчин (папы и дедушки), которые стоят над валяющимся на полу в магазине трёхлетним ребёнком? Это пример невмешательства со стороны взрослых. Приятно, что и окружающие не делают замечаний, которые обязательно были бы в обществе с авторитарным стилем воспитания. Отсутствие границ извне может приводить вместо поиска уверенности внутри к поиску такой точки снаружи. Тогда возможны разные зависимости, что иллюзорно создают стабильность: игромания (погружение в увлекательный виртуальный мир), наркомания, алкоголизм, зависимости от коллектива или лидера мнений и т. п.

Инфантильность и безответственность проявляются нежеланием брать ответственность за свои поступки. Превращаясь во взрослых физически, морально и психологически, такие дети не расстаются с детским поведением. Нежелание жить по графику, выполнять обязанности по дому, искать заработок, переезжать от родителей, решать свои проблемы сочетаются с умением перекладывать ответственность на других.

Отсутствие эмпатии и понимания других приводит к проблемам с социализацией и дружескими отношениями. Общество не сильно любит тех, кто ярко отличается от средних представителей. При этом в гипоопекающей семье ребёнок не получал достаточной ответной реакции. И если родители многое прощают, то в социуме безответственное отношение грозит последствиями, к которым ребёнок не готов. Так рушатся планы, погибают надежда и вера, появляется разочарование в людях и в жизни.

Неверная оценка собственных сил, амбициозность, неподготовленность ко встрече с суровыми реалиями могут надолго вывести из психического равновесия. Возможно появление фобий, депрессий.

Потакание родителями детским прихотям приводит к быстрой утрате интереса и отсутствию силы воли. Частая смена целей, бросание дел на полпути, низкая концентрация внимания негативно влияют на успеваемость в школе. При этом нельзя не упомянуть о другой стороне: ребёнок, который постоянно в поиске, имеет больше шансов реализоваться и найти своё место в жизни, чем тот, кто получает указания, как ему жить.

Поэтому нельзя не упомянуть положительные стороны либерального воспитания:

  1. Большая возможность для самореализации через понимание себя, развитие талантов.

  2. У ребёнка не угасает интерес к познанию мира, а значит он будет успешен в узких направлениях.

  3. Выстраивание тёплых и доверительных отношений между родителями и детьми.

Демократический стиль семейного воспитания

Демократический стиль воспитания ещё именуют авторитетным. Пожалуй, это самый благоприятный для ребёнка тип воспитания, который основан на уважении прав, признании уникальности и взращивании ответственности.


Он хорош гармоничными отношениями внутри семьи, что требует усилий от родителей. Если взрослые не готовы к изменениям, то “лучшим” для них будет авторитарный (“будет, как я скажу”) или либеральный (“делай что хочешь”) стиль воспитания. В них эмоциональные и волевые затраты привычны родителям.

При демократическом типе всё иначе. Родители понимают, что в их жизни появился ещё один человек, равный по правам и потребностям. И это означает увеличение как финансовых затрат, так и эмоциональных, физических и психологических. Откупиться деньгами не выйдет. Только всестороннее участие на всех этапах взросления.

Демократический стиль воспитания отличается такими признаками: 

  1. Уважение к ребёнку, признание его индивидуальных особенностей, интересов и желаний, взаимопонимание внутри семьи.

  2. Наличие правил, режима и дисциплины (в противовес либеральному стилю).
    Правила не насаждаются безапелляционно, как в авторитарном типе, а объясняются. Именно поэтому демократичный стиль воспитания отличается обязательными проговариваниями, объяснениями, открытыми вопросами, обсуждениями и компромиссами.

  3. Баланс наказаний и поощрений.

  4. Личный пример взрослых — основа воспитания. Сможет ли ребёнок доверять родителям, которые поучают, но не следуют своим принципам?

Авторитетный (демократический) стиль воспитания имеет свои минусы. И эти недостатки находятся на родительской стороне. Взрослым нужно достаточно внутреннего и физического ресурса, чтобы придерживаться такого типа воспитания. Бывают ситуации, когда проще всего раздавать указания или, наоборот, пустить всё на самотёк. Поддерживать свой авторитет в глазах детей иногда бывает довольно сложно. Приходится постоянно совершенствоваться и искать ответы на неожиданные вопросы, быть готовым идти на компромисс и держать своё слово. Можно сказать, что демократический стиль воспитания всегда предполагает изменения для родителя, но не каждый к этому готов.

Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Конечно, нельзя ответить однозначно на такой вопрос. Семейное воспитание — фундамент для становления личности. На нём выстраивается характер человека, который формируется и корректируется всю жизнь. Однако сделать общие выводы мы можем.


Жизнь по установленным правилам и соблюдение режима и дисциплины развивают волевые качества, вселяют уверенность в завтрашнем дне и снижают тревожность. Авторитет взрослого основывается не на устрашении, а на уважении. В этом принципиальное отличие от авторитарного стиля.

Позиция взрослого остаётся на руководящем уровне, но действия и поступки всегда объясняются, чтобы не оставалось недопонимания и двойных стандартов. Открытость к диалогу способствует доверительным отношениям, поэтому ребёнок понимает, что его слышат, что он значим и находится в безопасности. Баланс наказаний и поощрений формирует ответственность и осознанность. Малыш получает адекватные последствия действий, которые он мог оценить уже заранее. Минимум неожиданностей повышает уверенность.

Детская активность проявляется позитивно: ребёнок интересуется обучением, ставит цели и прилагает усилия к их достижению. Дети, вырастающие в атмосфере уважения, обладают адекватной самооценкой и могут принимать верные решения. Развитая эмпатия помогает выстраивать крепкие и здоровые отношения. Жизнь в стабильных доброжелательных условиях позволяет не убегать в зависимости и делать выбор в пользу личной безопасности и комфорта.

Психологи считают демократический тип воспитания самым благоприятным для ребёнка. При таком подходе дети вырастают независимыми, ответственными и успешными.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Опекающий стиль воспитания

Если либеральный стиль воспитания по-другому называют гипоопекой, недостаточной опекой, то опекающий стиль имеет название гиперопеки, то есть излишней. При этом типе семейного воспитания взрослые выдают свои желания за детские, а чрезмерная забота становится пугающей. Так подавляется детская индивидуальность, используются манипуляции и психологическое насилие. 

Чаще всего этим “грешат” мамы и бабушки, что проявляется в:

  1. излишних переживаниях за ребёнка. Поэтому каждый шаг подвергается контролю

  2. запугиваниях и угрозах. Открытый диалог, компромисс и учёт мнения ребёнка отсутствуют.

  3. дети по умолчанию считаются неспособными, неразумными неумехами. Поэтому взрослым проще лишить ребёнка активности и самостоятельности, оставив всю инициативу за собой.

  4. ребёнок всегда находится в скованном положении, испытывает психологическое и моральное давление. Взрослые могут физически наказывать, чтобы подчинить своей воле (токсичные отношения).

Образно этот стиль можно сравнить с душной комнатой, которая обставлена всем необходимым для проживания. Но эти предметы сковывают движения, не дают сделать полный вдох. Со временем этого и не хочется, потому что воздух в помещении несвежий, спёртый, а форточку открывают чрезвычайно редко.

Каковы последствия для ребёнка

Ребёнок, сломанный любимыми взрослыми, тяжело проживает гиперопеку. Это может привести к отсутствие силы воли, неумению принимать решения и совершать обдуманные поступки. К сожалению, такая опека полностью подменяет жизненные понятия в угоду родителю. Если при авторитарном стиле воспитания у детей есть силы на бунт, шанс покинуть семью и избавиться от давления, то от гиперопеки сложно убежать в любом возрасте.


Проживая возрастные кризисы, малыш учится отделять себя от других людей, но в случае гиперопеки ему не дают таких возможностей. Так вырастает несамостоятельный человек, которому проще быть ведомым, чем инициативным. Выученная беспомощность, отсутствие мотивации, лень, инфантильность, хитрость, обман приводят к проблемам в обучении, социализации, общении, попаданию в зависимые токсичные отношения. “Маменькины сынки”, которые не умеют жить самостоятельно, вырастают именно в семьях с гиперопекой.Неудовлетворённость жизнью и отсутствие счастья в самых крайних случаях могут привести к мыслям о суициде, но излишняя привязанность к реакции взрослого не даст этому свершится. В итоге человек не может выстроить свою жизнь, вынужденно действует по чужому сценарию.

Как правило, самостоятельно, без психологической помощи, избавиться от излишней заботы бывает непросто.

Отчужденный стиль семейного воспитания

Отчуждённый стиль воспитания чаще всего наблюдается в неблагополучных семьях. Там почти отсутствует участие взрослых в жизни ребёнка, а малыш предоставлен сам себе. Хорошо, если родители обеспечивают безопасность, еду, гигиену, образование. К сожалению, нередко неблагонадёжные родители не делают даже такого. В этих случаях на защиту прав ребёнка встают социальные службы.

Чем отличается такой стиль воспитания?

  1. Безразличие родителей к судьбе ребёнка и эмоциональная пустота.

  2. Брошенность ребёнка, отсутствие контроля за ним.

  3. Зависимости у членов семьи (алкоголизм, наркомания)

Каким вырастет ребёнок при отчужденном стиле семейного воспитания


Неблагополучные последствия отчуждённого типа воспитания приводят к серьёзным психологическим проблемам. Самооценка ребёнка находится на минимуме, а замкнутость и враждебность рождают тотальное недоверие к миру и агрессию. Так малыш заявляет миру о себе. Отсутствие заботы может привести к аномальным изменениям в семье, когда родители усыновляются детьми. Те вынужденно рано взрослеют, учатся, как могут, решать взрослые проблемы.

Вероятность реализовать потенциал, раскрыть таланты, прожить счастливую жизнь сводится к нулю. Часто у подростков, выросших с отстранёнными родителями, возникают проблемы с законом.

Благоприятный исход при таком стиле воспитания возможен только в результате изменения на другой. Такое происходит, например, если у ребёнка появляется заботливый опекун в виде другого родственника (бабушка, тётя и т.п.).

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)

Современные родители могут быть не готовы к своим обязанностям, и потому хаотично искать свой стиль воспитания, бросаясь из одного крайности в другую. Неумение договариваться (незрелость) рождает гремучую смесь из разных, иногда диаметрально противоположных методик. Это приводит к хаотичному стилю воспитания или непоследовательному руководству.


Для такого типа характерны:

  1. импульсивные поступки вместо логичного поведения родителей;

  2. большое количество конфликтов, ссор, скандалов. Родители не могут договориться друг с другом, нет уважения и взаимопонимания. Ребёнок часто становится свидетелем сцен выяснения отношений между взрослыми.

Каким вырастет ребёнок при хаотичном стиле воспитания

В хаосе он лишается базовой потребности в безопасности. У него нет доверия к жизни и уверенности в себе, появляется страх неизвестности, фобии. На фоне этих негативных эмоций развиваются тревожные расстройства и сопутствующие заболевания.

Недостаток стабильности и чётких норм поведения приводят к одиночеству и неспособности жить в социуме. У такого взрослого плохо с самоконтролем и ответственностью. Вместо развития волевых качеств проще обвинять всех вокруг и списывать жизненные неудачи на обстоятельства. Без умения понимать себя и свои желания, ставить и достигать цели ребёнок, выросший в хаосе, теряется. Сложности в учёбе и общении делают его замкнутым и оторванным от реальности, словно он проживает чужую жизнь.

Какими должны быть взаимоотношения с ребёнком


Качество отношений внутри семьи определяет дальнейшее развитие человека. Шесть стилей воспитания, о которых мы рассказали в этой статье, не встречаются в чистом виде. Множество самых разных причин: от психологической зрелости до опыта и традиций —влияют на выбор стиля воспитания. И взрослые несут ответственность за управление этим стилем.

Чтобы найти свой тип детского воспитания, используйте наши советы:

  1. “Удобный” ребёнок — не лучшая цель.
    Обратите внимание на развитие индивидуальных черт малыша. Да, нам приятно, когда все хвалят наших детей и нам не стыдно за них. Но жизнь не бывает только розово-ванильной. Там, где есть взлёты, будут и падения: сегодня — грамота, завтра — порванные штаны. Не бойтесь всех проявлений жизни, ведь так мы ощущаем её насыщенность. Не давите на ребёнка, не будьте диктатором, разрешите ему иметь своё мнение и учиться его высказывать и отстаивать.

  2. Интересуйтесь детской жизнью.
    Не сводите семейную жизнь к двум вопросам: “Ты поел?” и “Ты в шапке?”. Забота проявляется в мелочах: положите в школьный рюкзак вкусняшку, забирая вечером из детского сада, пройдитесь необычным маршрутом и обсудите события дня, подарите какую-нибудь мелочь просто так.Задавайте больше открытых вопросов, таких, на которые нельзя дать односложный ответ. Побуждайте малыша рассуждать, проговаривайте его чувства, предлагайте альтернативы, учите рассматривать ситуацию с разных сторон. Для этого не обязательно обсуждать какой-то конфликт, можно тренироваться в игровой форме на бытовых ситуациях. Например, во дворе сидит на машине кошка. Почему она там сидит? Она греется от тёплого двигателя или на солнышке? Она сбежала из квартиры на прогулку? Она бездомная? Как может поступить хозяин автомобиля? Прогнать кошку, угостить чем-то, взять домой? Как бы ты поступил? Что бы ты при этом чувствовал?
    Если детская фантазия разыграется, не обрывайте её реальностью (“кошка не может сама себе построить дом”). Пусть ребёнок сам говорит, пока ему хочется. Просто будьте рядом, слушайте его и задавайте наводящие вопросы. Учитесь иногда оставлять своё ценное мнение при себе, позволяя малышу быть активным.

  3. Определите место для свободного времени.
    Составляя расписание и планируя дела, оставляйте свободные окошки для детского ничегонеделанья. Так ребёнок сможет побыть наедине с собой, отдохнуть и перезагрузиться.

  4. Критикуйте с умом.
    Не вешайте ярлыков, не унижайте, не давите и не обрубайте крылья. Будьте конструктивны и уважайте ребёнка. Представьте, что на его месте ваш начальник. Какую фразу из этих вы выберете: “Ну ты тупой, я говорила, не делай так, у тебя же руки не оттуда растут! Сразу было ясно, что ничего не получится!” или “Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Давай посмотрим, в чём была ошибка, чтобы постараться больше её не повторять”.
    Перфекционисты редко бывают счастливы, потому оставьте за ребёнком право на ошибку. Сюда же можно отнести переживание родителей о детских школьных успехах. Помните, довольны жизнью и успешны чаще всего троечники, а не идеалисты-отличники с тревожными расстройствами.

  5. Поддержка и позитивный настрой.
    Поддерживайте ребёнка в его начинаниях и развивайте позитивное отношение к жизни. Если приходить каждый день с работы и ругать сотрудников, руководство, клиентов, соседа, правительство, сложно ожидать радостного настроя от ребёнка. Будьте готовы выслушивать нытьё про невкусную кашу, глупого приятеля, строгого учителя, неинтересное задание, контрольную с ошибками. Мы сами творим свою реальность, попробуйте потренироваться вместе.

  6. Придумайте свои ритуалы.
    Не обязательно, чтобы это были строгие семейные традиции, оставляйте место для вариантов. Например, по вечерам в пятницу мы все вместе смотрим мультфильмы. Но на этой неделе в пятницу вечером родители идут в гости, поэтому просмотр мультфильма перенесём на субботу. Или каждый вечер мы читаем книжку. Сегодня мама устала, давай просто поболтаем. Расскажи, как прошёл твой день, посмотри картинки в книжке сам, а завтра мы про них прочитаем.
    Только проявите силу воли. Если решили делать зарядку по утрам, будьте последовательны, не ленитесь, делайте. Перенесли обещанное мероприятие — держите слово, проведите в другой день. Исключительно собственным примером мы можем показать правильные поступки в действии. Это один из истоков уважения.

  7. Привлекайте ребёнка к домашним обязанностям.
    Позволяйте ему быть самостоятельным в меру своих возможностей, хвалите за инициативу и поддерживайте. Да, по началу вы будете каждый день твердить, что кухонные приборы должны быть разложены сухими и по порядку. Да, сваренный из лука и картошки суп может оказаться далёким от привычного вкуса. Но если его посолить, уже неплохо получается, правда? Такими маленькими шагами однажды вы будете награждены вымытой посудой и вкусным ужином, пусть даже это будут сосиски с яичницей.

  8. Позволяйте ребёнку быть свободным со сверстниками.
    Пусть он учится искать друзей, определять добрых, честных, непорядочных и злых людей. Приводите примеры, объясняйте, делитесь своими чувствами. Только не давите и не читайте нотаций. Помните, навыки построения социальных связей формируются годами.

  9. Расскажите про личные границы, научите некоторым приёмам и фразам для их отстаивания.
    Соблюдайте личные границы ребёнка и охраняйте свои. Объясните о вреде манипуляций. Приведите примеры токсичных отношений и последствия от нахождения в них.

  10. Будьте щедры на похвалу, проявлений любви и уважения не может быть много!
    Разбалованный ребёнок вырастает вовсе не от этого. Поверьте, в жизни у каждого встречается множество проблем. Пусть семья и родители станут опорой и местом силы для ребёнка вне зависимости от его возраста и статуса.

Мы будем рады, если наша статья и советы помогут вам выстроить с малышом доверительные отношения, основанные на любви и уважении.

Анастасия Барышникова,
арт-терапевт, эксперт домашнего и онлайн-обучения

Авторитетный стиль воспитания: руководство, основанное на фактических данных

© 2010–2017 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Что такое авторитетное воспитание?

Авторитетный стиль воспитания — это подход к воспитанию детей, который сочетает в себе теплоту, чуткость и установление ограничений. Родители используют положительное подкрепление и аргументацию, чтобы направлять детей. Они избегают прибегать к угрозам или наказаниям.

Этот подход распространен в образованных семьях среднего класса и связан с лучшими результатами детей во всем мире.

Дети, воспитанные авторитетными родителями, с большей вероятностью станут независимыми, уверенными в себе, социально принятыми, успешными в учебе и послушными. Они также реже сообщают о депрессии и беспокойстве и менее склонны к антиобщественному поведению, такому как правонарушения и употребление наркотиков.

Исследования показывают, что наличие хотя бы одного авторитетного родителя может иметь большое значение (Fletcher et al 1999).

Но что именно отличает авторитетный стиль воспитания? Чем он отличается от авторитарное воспитание? Как эксперты решают, являетесь ли вы авторитетным родителем или придерживаетесь другого стиля воспитания? И почему именно исследователи считают, что авторитетность порождает успех?

Вот обзор.

Авторитетный стиль воспитания: Первоначальное определение

Авторитетный стиль воспитания был впервые определен Дайан Баумринд, которая предложила новую систему классификации родителей. Ее идея заключалась в том, чтобы сосредоточиться на том, как родители пытаются контролировать своих детей (Baumrind 1966).

Она выделила три основных подхода к родительскому контролю:

  • Снисходительные родители неохотно навязывают правила и стандарты, предпочитая, чтобы их дети контролировали себя сами.
  • Авторитарные родители требуют своего рода слепого послушания от своих детей.
  • Авторитетные родители  используют другой, более умеренный подход, в котором особое внимание уделяется установлению высоких стандартов, заботливости и отзывчивости, а также уважению к детям как к независимым, рациональным существам. Авторитетный родитель ожидает зрелости и сотрудничества и предлагает детям большую эмоциональную поддержку.

Так в чем же главное отличие авторитарного воспитания от вседозволенного?

Установка лимита .

Как и снисходительные родители, авторитетные родители отзывчивы, заботливы и вовлечены. Но в отличие от вседозволенных родителей, авторитетные родители не позволяют своим детям уйти от плохого поведения. Авторитетные родители занимают твердую позицию, ожидая от своих детей ответственного поведения.

А в чем разница между авторитарным и авторитарным воспитанием?

Все дело в силе. Думайте об авторитарном родителе как о сержанте-инструкторе. Сделайте это сейчас, иначе! Сержант-инструктор пытается добиться своего с помощью угроз и принуждения.

Авторитетный родитель, напротив, стремится вдохновлять на сотрудничество, воспитывая положительные чувства и обучая детей правилам.

Авторитетные родители дарят своим детям много тепла. Они избегают применения суровых или произвольных наказаний. Они менее склонны стыдить своих детей или пытаться контролировать детей, отказывая им в любви.

И когда их дети делают ошибки или плохо себя ведут, они говорят с ними об этом. Они прислушиваются к проблемам своих детей и учитывают их. Они помогают детям понять, что пошло не так, и объясняют последствия хорошего и плохого поведения.

Таким образом, несмотря на то, что у них похожие имена, между авторитетным и авторитарным воспитанием есть большая разница.

Авторитетные родители не просто пытаются добиться послушания. Они признают и поощряют чувство автономии ребенка. Они хотят, чтобы дети развивали самодисциплину, зрелость и уважение к другим. И они приближаются к этим целям, предлагая конкретные советы и эмоциональную поддержку.

Подводя итог, некоторые исследователи описывают это следующим образом: Авторитарные родители очень требовательны (как авторитарные родители), но они также очень чутко реагируют на потребности своих детей (Маккоби и Мартин, 1983).

Это классическое определение авторитарного стиля воспитания, и, используя это определение, исследователи определили авторитетных родителей во всем мире.

Но не каждый авторитетный родитель одинаково управляет своей семьей. Есть некоторые важные различия, особенно когда речь идет о том, какую долю «голоса» получают дети при принятии семейных решений.

Как вы практикуете авторитетное воспитание?

Одно дело прочитать определение, а другое — применить его на практике. Как понять, что вы ведете себя как авторитетный родитель?

Когда исследователи хотят определить индивидуальный стиль воспитания, они часто используют своего рода рубрику или анкету. Например, они могут представить родителю ряд утверждений и попросить родителя оценить свое согласие по четырехбалльной шкале (1 = «почти никогда не верно», 4 = «почти всегда верно»).


Авторитетные родители склонны соглашаться с такими заявлениями:


  • Я учитываю желания и чувства моего ребенка, прежде чем попросить его что-то сделать
  • Я поощряю своего ребенка говорить о своих чувствах
  • помочь, когда мой ребенок напуган или расстроен
  • Я объясняю своему ребенку причины моих ожиданий от него
  • Я уважаю мнение моего ребенка и поощряю его или ее выражать их… даже если они отличаются от моих собственных

И родители считаются менее авторитетными, если они согласны со следующими утверждениями:


  • Я позволяю моему ребенку не выполнять работу по дому
  • Я даю взятку своему ребенку, чтобы он выполнял мои пожелания
  • Я взрываюсь гневом по отношению к своему ребенку
  • Я наказываю своего ребенка, отказывая ему в любви

Так что это хорошее руководство для подражания. Но авторитетные родители также являются хорошими психологами и решателями проблем. Как они разговаривают со своими детьми? Какие тактики они используют, чтобы урезонить детей? Как они решают эмоциональные проблемы своих детей?

Чтобы получить помощь, ознакомьтесь с этими научно обоснованными советами по внедрению позитивных методов воспитания.

Но не существует единого, общепризнанного лакмусового теста.

Например, приведенные выше утверждения могут создать впечатление, что вы должны управлять своей семьей как мини-демократия, чтобы быть авторитетным. Но это не так.

Или, может быть, вы думаете, что авторитарное воспитание звучит очень строго. Вы можете расценить заявление о том, что детям «безнаказанно оставляют работу по дому незавершенной», как свидетельство того, что авторитетные родители должны реагировать на каждое нарушение, налагая наказание.

Опять же, это не обязательно так.

Как мы увидим ниже, классическое определение авторитетного воспитания допускает вариации в этих областях. И разные исследователи использовали разные инструменты проверки, чтобы определить, кто является «авторитетным».

Например, исследователи в Испании сообщили, что подростки из разрешающих семей ведут себя так же хорошо и успешны в учебе, как и подростки из авторитетных семей. Результаты противоречат исследованиям, которые связывают снисходительное воспитание детей с более низкими результатами. Могут ли культурные различия объяснить неоднозначные результаты? Некоторые исследования ошибочны?

Возможно. Но, как я утверждал в другом месте, кажется вероятным, что разногласия отражают различия в формулировках анкет, используемых для определения стиля родителей.

Альфонсо Осарио и его коллеги недавно проверили эту идею и нашли ее поддержку. После того, как испанские подростки были оценены с помощью того же опросника, который используется в Соединенных Штатах, авторитетный уход был связан с лучшими результатами для детей (Osario et al 2016).

Одинаково ли авторитетное воспитание в каждой семье?

Не обязательно. Например, когда исследователи опросили родителей в четырех разных странах — Китае, США, России и Австралии, — они обнаружили интересную закономерность.

В США и Австралии авторитетные родители с большой вероятностью подчеркивали определенные демократические методы, например, учет предпочтений ребенка при составлении семейных планов или поощрение ребенка к выражению собственного мнения (Robinson et al 1997).

А вот в Китае и России авторитетные родители не учли предпочтения своих детей при составлении семейных планов. И большинство авторитетных родителей из Китая не поощряли  детей высказывать собственное мнение, если это мнение противоречило взглядам родителей (Робинсон и др., 1996).

Что же общего у авторитетных родителей во всех четырех странах?

Один из самых больших общих знаменателей касался дисциплины.

Властные родители во всем мире считали важным урезонить своих детей (Robinson et al 1997). Когда их дети плохо себя вели, они разговаривали с ними и объясняли причины правил. Давайте посмотрим поближе.

Как авторитетные родители наказывают своих детей?

Это называется «индуктивной дисциплиной», и есть свидетельства того, что это помогает детям стать более чуткими, полезными, сознательными и добрыми по отношению к другим (Креванс и Гиббс, 1996; Кнафо и Пломин, 2006).

Это также может помочь предотвратить развитие проблем агрессивного или вызывающего поведения у детей (Choe et al 2013; Arsenio and Ramos-Marcuse 2014).

А индуктивная дисциплина может способствовать развитию морали (Патрик и Гиббс, 2016).

Но что это на самом деле? Индуктивная дисциплина заключается в том, чтобы научить вашего ребенка думать — конструктивно и неэгоистично — о том, как его поведение влияет на других.

Идея состоит в том, что вместо того, чтобы пытаться навязать хорошее поведение с помощью угроз и наказаний, вы предоставляете детям внутренние инструменты для саморегуляции:

Формирование поведения с помощью рассуждений.

Для очень маленького ребенка это может означать простое объяснение, почему он не может что-то трогать. Это не вам! Слишком жарко! Это может сжечь тебя! Но для детей старшего возраста это означает обсуждение с ними, а не с ними, причин нашей политики и правил.

Тренировка эмоций.

Что должен делать ваш ребенок, когда он злится? Или грустный? Или испугался? Индуктивная дисциплина зависит от способности вашего ребенка справляться с сильными эмоциями, поэтому одним из аспектов индуктивной дисциплины является умение быть хорошим «тренером эмоций». Советы по этому поводу читайте здесь.

Подчеркивание сочувствия и заботы о других.

Индуктивная дисциплина фокусируется на последствиях поведения ребенка для других. Что будет, если толкнуть брата? Как это заставляет его чувствовать?

Целью индукционной дисциплины является воспитание у ребенка внутренней мотивации сотрудничать и вести себя с добротой (Xiao et al 2018; Xiao 2016).

Исследования показывают, что даже очень маленькие дети чувствуют сочувствие и хотят быть полезными. Таким образом, мы можем помочь детям развить навыки морального мышления, беседуя с ними о том, как наше поведение влияет на других. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими советами по развитию эмпатии у детей.

Почему дети из авторитетных семей так хорошо учатся?

У каждого компонента авторитарного стиля воспитания есть свои преимущества.

Как отмечалось выше, индуктивная дисциплина — объяснение причин правил — была связана с более развитыми навыками морального мышления (Креванс и Гибб, 1996; Керр и др., 2004).

Кроме того, исследования показывают следующее.

1. Теплое, отзывчивое воспитание способствует надежной привязанности и защищает детей от развития интернализационных проблем.

2. Дети авторитарных родителей реже, чем дети авторитарных родителей, употребляют наркотики и алкоголь, совершают правонарушения среди несовершеннолетних или иное антиобщественное поведение (например, Lamborn et al 1991; Steinberg et al 1992; Querido et al 2002; Benchaya et al 2011; Luyckx et al 2011).

3. Разговор с детьми о мыслях и чувствах может укрепить отношения привязанности и помочь детям лучше «читать мысли».

4. Родители, которые избегают выговора детям за интеллектуальные ошибки (например, «Я разочарован в тебе»), могут иметь детей, которые лучше решают проблемы и лучше учатся (Kamins and Dweck 1999; Schmittmann et al 2006; Дуйвенворде и др., 2008).

5. Поощрение независимости у детей связано с большей уверенностью в себе, лучшим решением проблем и улучшением эмоционального здоровья (например, Turkel and Tezer 2008; Rothrauff et al 2009; Lamborn et al 1991; Pratt et al 1988; Каминс и Двек, 1999 г.; Luyckx и др., 2011).

6. Авторитетный подход к дисциплине может помочь предотвратить агрессию и уменьшить проблемы со сверстниками у дошкольников (например, Choe et al 2013; Yamagata 2013).

7. Дети с теплыми, отзывчивыми родителями с большей вероятностью будут полезными, добрыми и популярными.

Последний пункт проиллюстрирован исследованием, проведенным в Нидерландах. В этом исследовании школьники наблюдали дома, когда они работали со своими родителями над парой головоломок. Затем исследователи

  • фиксировал, как часто родители выражали свое неодобрение или пытались взять на себя задание,
  • оценивал, как часто родители проявляли теплоту, вносили предложения, использовали индукцию («Что произойдет, если мы попробуем это?») или потребовали зрелости поведение своих детей, и
  • попросили учителей и сверстников оценить социальное поведение каждого ребенка.

Результаты убедительны. Родители, которые вели себя более авторитетно во время решения задачи-головоломки, имели детей, которых учителя и сверстники оценивали как более просоциальных — услужливых и добрых. Дети авторитетных родителей также были более популярны (Декович и Янссенс 19).92).

Есть даже свидетельства того, что дети из авторитетных семей лучше ладят со своими родителями и меньше подвержены влиянию сверстников.

В ходе исследования американских студентов старшекурсникам предложили ряд моральных проблем и спросили, как они будут их решать. Студенты из авторитетных семей чаще других говорили, что их родители, а не сверстники, будут влиять на их решения (Беднар и Фишер, 2003).

Но есть и другие факторы.

Вполне вероятно, что преимущества авторитарного воспитания детей максимальны, когда все сообщество организовано по авторитетным принципам. Например, когда в школе авторитарный климат, детям из авторитетных семей может быть легче приспособиться к нему (Pellerin 2004).

Кроме того, в некоторых исследованиях сообщалось об этнических различиях: для афроамериканцев и американцев китайского происхождения разница в успеваемости между детьми из авторитарных и авторитарных семей иногда незначительна или отсутствует вовсе.

Почему? Исследователи выдвинули несколько различных объяснений, о которых вы можете прочитать в этой статье, противопоставляющих влияние авторитарного воспитания и влияние авторитарного воспитания.

Тем не менее, между исследованиями наблюдается замечательное согласие. От Аргентины до Китая, от Соединенных Штатов до Пакистана авторитетный стиль воспитания постоянно ассоциируется с превосходными результатами (Steinberg, 2001).

Как заявил исследователь Лоуренс Стейнберг: «Я не знаю ни одного исследования, которое указывало бы на то, что подростки живут лучше, если их воспитывают в другом стиле воспитания» (Steinberg 2001).

По состоянию на 2017 год это все еще так. В недавнем анализе 428 опубликованных исследований исследователи сравнили результаты лечения детей по всему миру.

Для каждого региона земного шара они обнаружили, что авторитетный стиль воспитания был связан по крайней мере с одним положительным результатом для ребенка (Pinquart and Kauser 2017). Напротив, авторитарное воспитание было связано как минимум с одним негативным результатом для ребенка (Pinquart and Kauser, 2017). Авторы приходят к выводу, что авторитетный подход стоит рекомендовать везде.


Нужен практический совет? Ознакомьтесь с моими методами позитивного воспитания, основанными на фактических данных, а также с этими советами о том, как действовать в качестве «тренера эмоций» вашего ребенка.

Если вам интересно узнать больше о том, как исследователи определяют стили воспитания, ознакомьтесь с этим обзором Parenting Science, который включает обсуждение оригинальной модели Дайан Баумринд.

Дополнительную информацию о разнице между авторитаризмом и авторитарным стилем воспитания см. в моей статье «Авторитарное воспитание: что происходит с детьми?»

А чтобы провести границу между вседозволенностью и авторитетным воспитанием, ознакомьтесь со статьей Parenting Science о разрешающем стиле воспитания.

Заинтересованы в исследованиях, поддерживающих отзывчивое и чуткое воспитание? См. мою статью о пользе для здоровья, а также мой обзор науки о воспитании привязанности.

Кроме того, узнайте больше о важности отношения к детям как к независимым мыслящим существам и о возможности дружбы между родителями и детьми.


Ссылки

Арсенио В. и Рамос-Маркуз Ф. 2014. Детские моральные эмоции, рассказы и агрессия: отношения с материнской дисциплиной и поддержкой. J Genet Psychol. 175(5-6):528-46.

Баумринд Д. 1966. Влияние авторитарного родительского контроля на поведение ребенка. Развитие ребенка, 37(4), 887-907.

Баумринд Д. 1991. Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал раннего подросткового возраста 11 (1): 56-95.

Беднар Д.Е. и Фишер Т.Д. 2003. Отношение к сверстникам при принятии решений подростками как функция воспринимаемого стиля воспитания. Подростковый возраст. 38(152):607-21.

Benchaya MC, Bisch NK, Moreira TC, Ferigolo M и Barros HM. 2011. Неавторитетные родители и влияние на употребление наркотиков: восприятие детей-подростков. Джей Педиатр (Рио Джей). 87(3):238-44

Чао Р. 2001. Расширение исследований последствий стиля воспитания для американцев китайского происхождения и американцев европейского происхождения. Развитие ребенка 72: 1832-1843.

Чоу Д.Э., Олсон С.Л. и Самерофф А.Дж. 2013. Взаимодействие экстернализации проблем и физической и индуктивной дисциплины в детстве. Дев Психология. 49(11):2029-39.

Декович М. и Янссенс Дж.М. 1992. Ребенок родителей: стиль воспитания и социометрический статус ребенка». Психология развития 28(5): 925-932.

Флетчер А., Стейнберг Л. и Селлерс Э. 1999. Благополучие подростков как функция воспринимаемой непоследовательности между родителями. Журнал брака и семьи 61: 300-310.

Патрик Р.Б. и Гиббс Дж.К. 2016. Материнское принятие: его вклад в благоприятное восприятие детьми дисциплины и моральной идентичности. J Genet Psychol. 177(3):73-84.

Каминс М. и Двек С. 1999. Человек против процесса похвалы и критики: последствия для условной самооценки и преодоления трудностей. Психология развития 30 (3): 835-847.

Керр Д.К., Лопес Н.Л., Олсон С.Л. и Самерофф А.Дж. 2004. Родительская дисциплина и экстернализация поведенческих проблем в раннем детстве: роль морального регулирования и пола ребенка. J Abnorm Child Psychol. 32(4):369-83.

Кнафо А. и Пломин Р. 2008. Просоциальное поведение от раннего до среднего детства: генетическое и средовое влияние на стабильность и изменения. Психология развития 42(5):771-86.

Креванс Дж. и Гиббс Дж.К. 1996. Использование родителями индуктивной дисциплины: отношение к детской эмпатии и просоциальному поведению. Развитие ребенка, 67: 3263-77.

Ламборн С.Д., Манц Н.С., Стейнберг Л. и Дорнбуш С.М. 1991. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и пренебрежительных семей. Развитие ребенка 62: 1049-1065.

Luyckx K, Tildesley EA, Soenens B, Andrews JA, Hampson SE, Peterson M, and Duriez B. 2011. Воспитание и траектории неадекватного поведения детей: 12-летнее проспективное исследование сообщества. J Clin Child Adolesc Psychol. 40(3):468-78.

Маккоби Э.Э. и Мартин Дж.А. 1983. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. В PH Mussen (ред.) и EM Hetherington (том ред.), Справочник по детской психологии: Vol. 4. Социализация, личность и социальное развитие (4-е изд., стр. 1-101). Нью-Йорк: Уайли.

Осорио А. и Гонсалес-Камара М. 2016. Проверка предполагаемого превосходства снисходительного стиля воспитания среди испанских подростков. Псикотема. 28(4):414-420.

Пеллерин Л.А. 2005. Применение типологии воспитания Баумринда к старшим школам: к теории авторитарной социализации среднего уровня. Исследования социальных наук 34: 283-303.

Пинкварт М. и Каузер Р. 2017. Различаются ли ассоциации стилей воспитания с проблемами поведения и успеваемостью в зависимости от культуры? Результаты метаанализа. Cultur Divers Ethnic Minor Psychol. 10 апреля 2017 г. doi: 10.1037/cdp0000149. [Epub перед печатью]

Pratt MW, Kerig P, Cowan PA и Cowan CP. 1988. Матери и отцы, обучающие трехлетних детей: авторитетное воспитание и поддержка взрослых в обучении маленьких детей. Психология развития. Том 24 (6): 832-839.

Керидо Дж.Г., Уорнер Т.Д. и Эйберг С.М. 2002. Стили воспитания и поведение детей в афроамериканских семьях детей дошкольного возраста. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 31 (2): 272–277.

Робинсон К.С., Мандлеко Б.Л., Олсен С.Ф. 1995. Авторитарная, авторитарная и разрешительная практика воспитания: разработка новой меры для родителей детей дошкольного возраста. Психологический отчет 77: 819-830.

Робинсон К.С., Харт К.Х., Мандлеко Б.Л. и Олсен С.Ф. 1996. Психометрическая поддержка новой меры авторитетной, авторитарной и разрешительной практики воспитания: кросс-культурные связи. Доклад, представленный на симпозиуме: Новые меры родительской практики воспитания детей, разработанные в различных культурных контекстах, XIV-я двухгодичная конференция Международного общества изучения поведенческого развития, Квебек, Канада, 12-16 августа, 19 августа.96.

Rothrauff TC, Cooney TM и An JS. 2009. Вспомнил стили воспитания и корректировку в среднем и позднем взрослом возрасте. J Gerontol B Psychol Sci Soc Sci. 64(1):137-46.

Steinberg L. 2001. Мы знаем кое-что: Отношения между родителями и подростками в ретроспективе и перспективе. Журнал исследований подросткового возраста 11(1): 1-19.

Тюркель Ю.Д. и Тезер Э. 2008. Стили воспитания и находчивость турецких подростков. Подростковый возраст. 43(169):143-52.

Сяо SX. 2016. Индуктивная дисциплина и просоциальное поведение детей: роль стратегий родительского регулирования эмоций. Диссертации ВСЕ. Бумага 507.

Сяо SX, Спинрад TL, Картер ДБ. 2018. Регулирование родительских эмоций и просоциальное поведение дошкольников: посредническая роль родительской теплоты и индуктивной дисциплины. J Genet Psychol. 9:1-10

Ямагата С., Такахаши Ю., Одзаки К., Фудзисава К.К., Нонака К. и Андо Дж. 2013. Двунаправленное влияние между материнским воспитанием и проблемами детей со сверстниками: продольное исследование различий между монозиготными близнецами. Dev Sci. 16(2):249-59.

Эта статья основана на исследовании, опубликованном до июля 2017 года. Последнее изменение содержания: 17 июля.

изображение матери, разговаривающей с девочкой возле велосипеда от Dishant_S / istock

изображение отца и сына / istock

Что такое авторитетное воспитание? (Примеры и сравнения)

| Примеры | Четыре стиля воспитания | Подходит ли авторитарное воспитание каждому ребенку? | Почему авторитетный стиль воспитания лучше |

Что такое авторитетное воспитание?

Авторитетный стиль воспитания – это подход к воспитанию детей, характеризующийся высокой отзывчивостью и высокими ожиданиями. Авторитетные родители тепло и чутко реагируют на эмоциональные потребности своего ребенка, в то же время требуя от ребенка высоких стандартов. Они устанавливают ограничения и очень последовательны в соблюдении границ.

После десятилетий исследований эксперты по детскому развитию признали, что авторитарное воспитание является лучшим стилем воспитания среди четырех стилей воспитания Баумринда ​1​ .

Этот стиль воспитания обычно дает наилучшие результаты у детей.

Исследования показали, что дети авторитетных родителей, как правило, ​2​ :

  • счастливы и довольны.
  • Независимы и самостоятельны.
  • Иметь хорошую эмоциональную регуляцию и самоконтроль ​3​ .
  • Обладать компетентными социальными навыками ​7​ .
  • Выражайте позитивное отношение и высокий уровень теплоты ​4​ .
  • Достичь более высоких академических успехов ​5​ .
  • Развить хорошую самооценку ​6​ .
  • Иметь лучшее психическое здоровье — меньше депрессии, беспокойства, попыток самоубийства, правонарушений, употребления алкоголя и наркотиков.

Примеры авторитетных родителей

Авторитетные родители:

  • Теплые, настроенные и заботливые.
  • Послушайте детей.
  • Разрешить автономию и поощрять независимость.
  • Размышляйте с детьми вместо требования слепого послушания.
  • Установите четкие правила хорошего поведения.
  • Постоянно применяйте границы.
  • Используйте позитивную дисциплину или аргументацию вместо карательных, насильственных мер дисциплинарного воздействия.
  • Заслужить, а не требовать уважение детей.

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

Четыре стиля воспитания

Психологи, занимающиеся вопросами развития, Диана Баумринд выделила 4 стиля воспитания на основе отзывчивости и требовательности родителей. Вот различия и сходства между авторитарным стилем и другими стилями.

Авторитарный стиль воспитания

Родители с авторитарным стилем воспитания отличаются высокой требовательностью и низкой отзывчивостью.

Как и у авторитетных родителей, у авторитарных родителей высокие стандарты и требования.

В отличие от авторитетных родителей авторитарные родители холодны и невосприимчивы к потребностям своего ребенка.

Хотя и авторитарные, и авторитарные родители предъявляют высокие требования к своим детям, они отличаются тем, что пытаются контролировать.

Оба типа родителей ожидают, что их дети будут вести себя надлежащим образом и подчиняться родительским правилам.

Но авторитарные родители также ожидают, что их дети будут слепо и беспрекословно подчиняться.

Авторитетные родители, напротив, рассуждают и разрешают обмен мнениями. Поэтому его иногда называют демократическим стилем воспитания.

Таким образом, оба типа родителей используют высокий поведенческий контроль, но только авторитарные родители также проявляют высокий психологический контроль.

Разрешительный стиль воспитания

Разрешающие родители отличаются низкой требовательностью и высокой отзывчивостью.

Подобно авторитетным родителям, снисходительные родители проявляют теплоту и заботу.

В отличие от авторитетных родителей, разрешительные родители не имеют правил и не применяют их последовательно. Детям разрешается избегать наказания за плохое поведение.

Невовлеченный стиль воспитания (Небрежное воспитание)

Невовлеченные родители имеют низкую требовательность и низкую отзывчивость.

Невовлеченные родители сильно отличаются от авторитетных родителей. Нерадивые родители холодны и невосприимчивы, не обращают внимания на самочувствие своих детей.

Подходит ли авторитетное воспитание каждому ребенку?

Авторитетный стиль воспитания приносит пользу детям с разным темпераментом.

На самом деле, среди детей с разным темпераментом дети, считающиеся трудными, получают больше пользы от авторитетного воспитания, чем дети с легким характером.

Но разве все дети не разные и поэтому требуют разных стилей воспитания ?

Дети разные.

Разные дети нуждаются в различном воспитании в соответствии с «Хорошим соответствием».

Когда имеется хорошее соответствие между темпераментом ребенка и личностью родителей, отношением и воспитанием практикует , ребенок будет процветать.

Но когда он плохо приспособлен, страдает ребенок.

Обратите внимание на разницу между стилем воспитания и практикой воспитания.

Стиль воспитания – эмоциональный климат, в котором родители воспитывают своих детей.

Практика воспитания  – это особое действие, которое родители применяют в своем воспитании.

Авторитетный стиль воспитания — лучший способ воспитания стиль .

Родители должны принять этот один и тот же авторитетный стиль воспитания, но разные методы воспитания в соответствии с индивидуальным темпераментом их ребенка .

В рамках топологии стиля воспитания Баумринда авторитарное воспитание не является фиксированным набором родительских практик.

Авторитарное воспитание состоит из ряда различных методов воспитания, основанных на одном и том же принципе «высокая отзывчивость, высокая требовательность».

Например, в спектре «высокая отзывчивость, высокая требовательность» родитель может выбрать методы, которые заботливы, но немного менее требовательны (точка А на диаграмме).

При воспитании другого ребенка с другим темпераментом родитель может использовать методы, требующие, но менее заботливые (точка B на диаграмме) ​8​ .

И A, и B все еще находятся в пределах авторитетного родительского спектра.

Примеры авторитетного стиля воспитания с различными методами воспитания

Пример авторитетного стиля воспитания : Высокая отзывчивость означает теплоту, принятие и поддержку.

Практики : Объятия, подбадривания и улыбки – это разные родительские практики.

Другой пример авторитетного стиля воспитания : Высокая требовательность означает высокие стандарты и ограничения.

Практика : Требование от ребенка выполнять работу по дому, получать хорошие оценки и показывать хорошие манеры — это разные методы воспитания.

Почему авторитетный стиль воспитания является лучшим

Чтобы понять, почему авторитетный подход является наиболее эффективным стилем воспитания, мы должны рассмотреть каждый компонент этого стиля воспитания.

Воспитание: Авторитетные родители настроены, заботливы, чувствительны и поддерживают эмоциональные потребности своих детей и их потребности в развитии. Исследования показывают, что дети с отзывчивыми родителями, как правило, развивают надежную привязанность. Дети с надежной привязанностью защищены от развития проблем интернализации. Младенцы, у которых есть отзывчивые матери, также лучше развивают навыки решения проблем, когнитивную компетентность и эмоциональный контроль.

Отзывчивый : Эмоциональная регуляция закладывает основу успеха ребенка. Отзывчивость и автономная поддержка со стороны родителей, по-видимому, дают детям возможность развить хорошие навыки саморегуляции. Эти дети

Поддерживают: Авторитетные родители поддерживают. Они, как правило, больше вовлечены в школьное обучение ребенка, выполняя волонтерскую работу или следя за выполнением домашних заданий. Было показано, что участие родителей оказывает благотворное влияние на успеваемость подростков.

Непредубежденность: Авторитетные родители также открыты и готовы к сотрудничеству. Они используют открытое общение, объяснения и рассуждения, чтобы развивать индивидуальность. Эти родители моделируют просоциальное поведение, которое дети могут усвоить. Эти дети растут с хорошими социальными навыками.

Высокие стандарты: Высокие стандарты, которых требуют авторитетные родители, контролируют поведение детей.

Дисциплина: В ходе исследования Баумринд обнаружила, что авторитетные родители на удивление последовательно устанавливают ограничения. Последовательность является одним из наиболее важных элементов в успешной дисциплине дома. У детей, чьи родители последовательно наказывают детей, меньше проблем с интернализацией и экстернализацией.

Без наказания: Хотя авторитетные родители придерживаются высоких стандартов, они не используют карательные меры для дисциплины. Установлено, что некарательная дисциплина способствует честности детей и предотвращает агрессивное поведение. Авторитетные родители используют индуктивную дисциплину, чтобы научить правильному поведению. Они тверды, но добры, когда наказывают. Они могут быть строгими, но они не злые.

Авторитарное воспитание обеспечивает баланс между слишком сильным психологическим контролем (авторитарным) и недостаточным поведенческим контролем (позволительным).

Это нечто среднее между двумя экстремальными стилями для достижения наилучших положительных результатов.

Была ли эта статья полезной?

Насколько это было полезно?

Как мы можем его улучшить?

Ссылки

  1. 1.

    Баумринд Д. Типичные описания трех стилей воспитания. Психология . 1966;37.

  2. 2.

    Баумринд Д. Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения.

    Монографии по генетической психологии . 1967;75(1):43-88.

  3. 3.

    Бернье А., Карлсон С.М., Уиппл Н. От внешней регуляции к саморегуляции: раннее воспитание предшественников исполнительного функционирования маленьких детей. Развитие ребенка . Январь 2010 г.: 326–339. doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01397.x

  4. 4.

    МакКоби Е.Е. Социализация в контексте семьи: Взаимодействие родителей и детей. Справочник по детской психологии . 1983; 4:1-101.

  5. 5.

    Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М., Дарлинг Н. Влияние методов воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Развитие ребенка . Октябрь 1992 г.: 1266. дои: 10.2307/1131532

  6. 6.

    Приход Т.С., Маккласки Дж.Дж. Взаимосвязь между стилями воспитания и самооценкой молодых людей и оценкой родителей.

    Подростковый возраст . 1992;17(108).

  7. 7.

    Баумринд Д. Влияние авторитарного родительского контроля на поведение ребенка. Развитие ребенка . Декабрь 1966: 887. дои: 10.2307/1126611

  8. 8.

    Чесс С., Томас А. Темперамент и концепция хорошей формы. В: Исследования темперамента . Спрингер США; 1991: 15-28. дои: 10.1007/978-1-4899-0643-4_2

О Памеле Ли

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *