В поисках смысла жизни: почему идеи Аристотеля все еще актуальны
Кругозор
В поисках смысла жизни: почему идеи Аристотеля все еще актуальны
27 мая 2015 24 906 просмотров
Ирина Балманжи
Вы когда-нибудь думали о смысле жизни, рассуждали о морали и красоте, искали себя? Если да — философия вам не чужда. Профессор Мортимер Адлер и вовсе уверен, что философия жизненно необходима: чтобы лучше понять самих себя, и глубже разобраться в том, что мы уже знаем. Начать знакомство с этой наукой он советует с идей Аристотеля.
Бездумная жизньПо мере того как мы становимся старше и серьезнее, мы стараемся собрать все наши разнообразные цели в одно целое — в единую схему жизни. Если мы так не делаем, то должны бы, ибо так советовал Аристотель. Нам стоит попытаться разработать план, чтобы жить как можно лучше.
Сократ, учитель Платона (а Платон — учитель Аристотеля), говорил, что неизученная собственная жизнь не имеет ценности. Аристотель пошел дальше и заявил, что неспланированная жизнь не стоит изучения, так как в таком случае мы не знаем, что пытаемся сделать и почему, куда намереваемся попасть и каким образом. Это суматоха и беспорядок. Бездумная жизнь — как бесцельная деятельность. Она никуда не приводит.
Если бы историю о Робинзоне Крузо написал Аристотель, мораль этого романа была бы другой. История восхваляет изобретательность, которую проявил Крузо, решая проблему, как жить безопасно и комфортно на острове, куда он оказался выброшенным морем после кораблекрушения. История воспевает и его достоинства — мужество и дальновидность. Это история о победе человека над природой, о ее освоении и контроле над ней.
У Робинзона Крузо был реальный прототип — отшельник Александр Селкирк, — источник.
У Аристотеля остров был бы олицетворением Природы, причем природы с большой буквы, природы, нетронутой человеком. Работа природы: посев деревьев и кустарников, выращивание растений, рождение и смерть животных, движение песков, изнашивание пород, формирование пещер — происходила задолго до появления на острове Крузо. Аристотель рассматривал бы изменения, которые принес с собой Крузо, как возможность понять изменения, происходящие без него.
В чем смысл жизни?Для Аристотеля эта история не была бы историей человека против природы, это была бы история совместной работы человека и природы.
По Аристотелю, хорошая жизнь, или счастье, — это последняя цель всей нашей деятельности. К телесным и внешним благам, к которым нужно стремиться, Аристотель добавляет блага для души. Наиболее очевидные из душевных благ — блага разума, такие как всевозможные знания, навыки и умения. Так же как мы естественно хотим приобрести знания, мы естественно хотим любить других людей и быть любимыми. Жизнь, в которой отсутствует любовь и друзья, — это жизнь, лишенная крайне необходимого блага.
Источник.
Когда мы понимаем, что не в силах добиться своего счастья, не учитывая счастье других, оказывается, что нельзя быть эгоистичными и успешными одновременно. Именно поэтому, по мнению Аристотеля, для хорошей жизни необходима еще и справедливость. Она связана с благами других людей, не только наших друзей и близких, но и всех остальных.
Между любовью и справедливостью существует четкое различие. Тот, кто понимает любовь, знает, что один человек никогда не должен говорить второму: «У меня есть право быть любимым. Ты обязан любить меня». Когда мы по-настоящему любим кого-то, мы даем любимому человеку самих себя щедро и бескорыстно. Мы делаем для него больше, чем он имеет право ожидать.
Однако, когда мы действуем справедливо по отношению к другим, мы эгоистичны в том плане, что хотим от них справедливости взамен. В этом смысле фраза, что мы должны поступать с другими так, как бы хотели, чтобы они поступали с нами, эгоистична.
Вредные и полезные привычкиМоральная добродетель, по Аристотелю, заключается в привычке делать правильный выбор. Но один или два правильных выбора среди множества неправильных не говорят о моральной добродетели. Если неверные выборы значительно превышают правильные, значит, вы неуклонно движетесь не в том направлении — прочь от достижения счастья, а не к нему.
Счастье — это хорошая жизнь, в которой человек имеет все желаемое, при условии что он не хочет чего-то неправильного.
Именно поэтому Аристотель подчеркивает значение привычки. Вредные привычки, называемые Аристотелем пороками, — это привычки делать неправильный выбор.
Почему важна философияФилософия не печет тортов и не строит мосты. Но есть и другое применение знаний — направлять наши жизни и контролировать общество, чтобы оно стало лучшим, а не худшим. Философия — та наука, которая помогает понять взаимосвязь всех человеческих знаний. Философия — то, что поможет разобраться в себе и мире вокруг. И в конце концов философия помогает стать тем человеком, каким вы можете быть.
По Аристотелю, ум — главный фактор человеческой деятельности. Все остальное — инструмент. Делайте акцент на главном, и все будет по плечу.
По материалам книги «Аристотель для всех».
В чём смысл жизни? У философов есть ответ
Над этим вопросом люди размышляли тысячелетиями. Но вопреки общему мнению, ответ на этот вопрос есть, просто он не один. Философы разных поколений доказывали истину своего предположения о смысле жизни, и у их взглядов всегда находились поклонники. Мы предлагаем рассмотреть наиболее распространённые теории о смысле нашего существования.
Счастье
По мнению Аристотеля, смысл любого существования — это стремление к счастью. По своей природе счастье — чувство мимолётное. Его эффект быстро наступает и быстро исчезает, оставляя нам лишь воспоминания. И вся наша деятельность, исходя из работ древнегреческого философа, направлена на достижение счастья.
Аристотель был философом с большой буквы, и его изречения находили отзыв во многих сердцах даже после его смерти. Он также полагал, что наша жизнь должна быть упорядочена, каждое действие должно иметь конкретную цель, мы должны знать, к чему стремимся. Если же ты просто «плывёшь по течению», то в твоем существовании нет смысла.
Как Аристотель сформировал мир, в котором мы живем
При этом любой физический труд — это всего лишь способ продлить свою жизнь, заработав на неё. В работе, по мнению Аристотеля, нет ничего, что может дать счастье. А вот творческая деятельность, наоборот, может воплотить твои мечты в реальность и дать раскрыться твоему потенциалу.
Смысла нет
Если оптимистичный взгляд Аристотеля тебе не подходит, то рассмотрим мнение его коллеги — Жан-Поля Сартра. Он был убеждённым приверженцем атеистического экзистенциализма и считал, что всё рождается, существует и умирает без причины.
Человек, как существо разумное, обречён всю свою жизнь переживать бесчисленные события и пытаться их объяснить. Если животные опираются только на инстинкты, то люди, в отличие от них, могут делать выбор осознанно. Но при этом реальность, в которой мы проживаем, будет существовать и без нас, и она не зависит от нашего мнения или взглядов.
По мнению Жан-Поля Сартра, все ответы на вопрос о смысле жизни — иллюзия. Не существует истинно верного ответа — каждый из них лишь неподтверждённая теория. Человек живёт в рамках своих собственных убеждений, которые никак не влияют на нашу действительность.
Удовольствие
По мнению древнегреческого философа Эпикура, целью нашего существования является стремление к удовольствию. Если человек получил то, что желал, и это принесло ему удовольствие, то он счастлив, а когда удовольствие пропало — он стремится к следующему. Познав удовольствие, мы инстинктивно стремимся к нему, и любой наш выбор будет опираться на приятные воспоминания.
Но «период наслаждения» — это не наркотический трип или алкогольное опьянение и подобные им телесные наслаждения, а время, проведённое без страданий. Так Эпикур полагал, что смысл жизни — в радости мелочам. Если ты не болеешь, сыт и имеешь крышу над головой, то ты счастливый человек.
8 советов, как перестать всё планировать и начать жить в своё удовольствие
Первопричиной стремления к удовольствию философ считал наличие некомфортной ситуации или страдания. Если человек всем доволен, то ему нет смысла менять свою жизнь. При этом Эпикур полагал, что не только телесные страдания толкают человека на деяния, но и душевные переживания заставляют кардинально менять свою жизнь.
Свобода и независимость
По мнению Диогена, нет ничего более важного в жизни, чем свобода. При этом под свободой он понимал полную независимость от людей и государства. Себя он называл гражданином мира и презирал многие общественные устои. Исходя из его учений, главное — это достижение полной самостоятельности через тренировку тела и духа.
Если окружающий мир невозможно изменить, то просто абстрагируйся от него и живи своей жизнью. Именно это и делал Диоген: он жил на улице, учил жизни любого, кто его попросит, и был счастлив. Для своих современников он стал примером истиной свободы, так как не нуждался в большинстве человеческих благ.
Выгода
Если целью своей жизни поставить выгоду, то твоё развитие никогда не остановится. Ты будешь стремиться только к лучшему и станешь счастливым. Этот подход в философии называется прагматизмом. Для его приверженцев нет ничего важнее, чем достижение успеха любыми способами, вне зависимости от того, какую цену придётся заплатить.
При этом, в отличие от ранее рассмотренных теорий, прагматики предпочитают словам действия. По их мнению, пустыми размышлениями ты ничего не добьёшься. Основателем такого подхода был Чарльз Пирс. Он создал максиму прагматизма — советы о том, как нужно принимать решения, чтобы достичь наибольшей выгоды.
3 восточных философии для тех, у кого не получается жить нормально
Другие статьи по темам:
за жизньфилософия
Цель жизни Аристотеля | Великий Разговор
Аристотелевская цель жизни
В первой книге Аристотеля Этики он рассматривает, пожалуй, самый неприятный вопрос, с которым сталкивается человечество: какова цель жизни? Аристотель утверждает, что все имеет цель или цель, и что цель всегда состоит в том, чтобы достичь чего-то хорошего. «Главное благо» для человечества – это та цель, ради которой совершаются все человеческие действия. Аристотель считает, что Главное Благо для человека — это Эвдемония (часто переводимая как «счастье»). Однако «Эвдемония» Аристотеля — это не то чувство или опыт, которые большинство современных людей связывают со словом «счастье». В этом посте будет описано, как Аристотель пришел к выводу, что цель человеческой жизни — достичь счастья, а также определение аристотелевской эвдемонии.
Функция человека есть то, что отличает его от всех других существ, и, таким образом, функция человека есть деятельность разумной души в соответствии с лучшей и наиболее полной добродетелью.
Начиная с утверждения, что все имеет цель, Аристотель утверждает, что конечной целью для людей будет то, чего мы желаем ради самого себя, а не ради чего-то еще. Например, представьте себе любопытного подростка, который без конца спрашивает «почему» на каждый ваш ответ. Почему ты идешь в школу? Чтобы получить степень. Зачем тебе степень? Мне нужна степень, чтобы получить работу. Почему вам нужна работа? Мне нужна работа, чтобы я мог зарабатывать деньги, чтобы покупать то, что мне нужно, например, дом, одежду, еду и т. д. Зачем тебе все это? Эти вещи сделают меня счастливым. Почему вы хотите быть счастливым? В этот момент вы понимаете, что другого ответа нет. Вы хотите быть счастливыми ради того, чтобы быть счастливыми, а не ради чего-то еще.
Как на Олимпийских играх венчают не самых красивых и сильных, а тех, кто соревнуется, так и те, кто поступает правильно, выигрывают в жизни благородные и добрые дела.
Полагая, что он нашел нечто желаемое ради самого себя, Аристотель приступает к определению того, что значит быть счастливым. Во-первых, он рассматривает некоторые из предложенных общих определений счастья. Некоторые считают, что счастье состоит в удовлетворении телесных страстей. Но Аристотель отвергает это определение как жизнь, «подобающую животному». Человечество отличается от животных, которые действуют в соответствии со своими желаниями и инстинктами. Как говорит Яго, «у нас есть причина остудить наши буйные движения, наши плотские жала, наши безудержные похоти».
Два чуть более утонченных определения счастья — это обладание честью или добродетелью. Аристотель опровергает тех, кто отождествляет обладание честью со счастьем, показывая, что честь зависит от мнения других. Аристотель считал, что счастье не может быть чем-то, что легко дается или дается. Что касается тех, кто отождествляет счастье с обладанием добродетелью, Аристотель утверждает, что человек может быть добродетельным, но при этом терпеть огромные неудачи. Это, конечно, не может быть целью, ради которой направлены все наши действия.
Наконец, после долгих интеллектуальных размышлений, Аристотель приступает к своему определению счастья, или Эвдемонии. Все, включая человека, имеет функцию или особую деятельность, для которой оно подходит. Совершенство и, следовательно, счастье состоит в том, чтобы хорошо выполнять свою функцию. Мы говорим, что флейтист является хорошим флейтистом, когда он хорошо выполняет свою функцию, играя на флейте. Функция человека — это то, что отличает его от всех других существ, и этот атрибут — его разумная способность. Таким образом, счастье — это хорошо рассуждать или действовать разумно в соответствии с добродетелью. Человек должен разумно поступать по добродетели всю свою жизнь, потому что один день не делает человека счастливым. Это определение включает в себя все атрибуты, традиционно отождествляемые со счастьем; то есть добродетель, практическая мудрость, философская мудрость, удовольствие, внешнее благополучие.
Человек, когда он совершенен, является лучшим из животных, но когда он отделен от закона и справедливости, он становится худшим из всех. Если у него нет добродетели, то он самое нечестивое и самое свирепое из животных, самое полное похоти и чревоугодия.
Для тех, кто хочет немного лучше понять концепцию Eudaimonia, я предоставил свои заметки по теме в следующих абзацах. Пожалуйста, извините за отсутствие организации; это разрозненные мысли, пересказы и цитаты, составленные во время чтения трактата.
Очень важной частью этого определения является активный компонент. Человек должен не только обладать добродетелью, но и действовать согласно ей. Простое обладание добродетелью не принесет хороших результатов, но человек, который действует добродетельно, по праву добьется хороших и благородных вещей в жизни. Как и на Олимпиаде, побеждает не самый сильный и быстрый, а тот, кто соревнуется.
Добродетельная жизнь тоже полна удовольствия; ибо человек любит приятное, и любящий добродетель, поступающий добродетельно, получит от жизни много удовольствия. Он будет наслаждаться добродетельными поступками и не будет требовать низменных удовольствий, которым порабощена масса человечества.
Мужчина также должен обладать внешним благополучием; ибо несчастье и страдание могут до некоторой степени уменьшить счастье.
Нам не нужно ждать, пока человек умрет, прежде чем мы сможем назвать его счастливым. Мы не должны следить за изменением колеса фортуны, иначе мы назвали бы человека счастливым, затем несчастным, а затем счастливым много раз. Счастье не зависит от случая или удачи. Ни одна функция человека не имеет такого постоянства, как добродетельная деятельность. Счастливый человек, занимающийся добродетельной деятельностью и созерцанием, останется счастливым и благородно перенесет несчастья. Счастливый человек никогда не может быть несчастным, хотя он может и не достичь блаженства, если встретится со страданиями, подобными страданиям Приама.
Благополучие потомков и друзей мало повлияет на счастье покойника. Судьба потомства не сделает ни счастливого человека несчастным, ни несчастного счастливым.
Конец политики должен быть главным благом, потому что искусство политики использует самые почитаемые искусства (риторика, стратегия, экономика и т. д.) и предписывает, что мы должны делать и от чего воздерживаться. Цель политической науки состоит в том, чтобы сделать граждан хорошими и способными на благородные поступки. Поэтому изучающий политику должен знать факты души.
Душа делится на иррациональный элемент и разумный элемент. Иррациональный элемент содержит вегетативную часть, связанную с питанием и ростом. Вегетативная часть является общей для всех живых существ. Так как эта часть души не имеет отношения к нравственности, мы не будем исследовать ее дальше. Неразумный элемент души также содержит вожделение. Эта часть связана с импульсами. Аппетитная часть подчиняется велениям разумного элемента в душе добродетельного человека, но не подчиняется разумному элементу в душе невоздержанного человека.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Аристотель о смысле жизни – Спросите философа
~ Джеффри Клемпнер в чем смысл жизни?»
Ответ Катерины Пангалло
Для Аристотеля смысл жизни eudaimonia . Я считаю, что Аристотель открыл что-то действительно фундаментальное в людях, когда задумался о том, что делает их счастливыми, чего они хотят от жизни и как они хотят организовать общество для достижения этой цели.
Аристотель считает, что люди занимаются разными видами деятельности. Например, одни хотят жениться и завести детей, другие хотят заниматься бизнесом или заниматься спортом, или путешествовать в дальние страны, или читать книги, или им нравится заседать в парламенте, или они хотят быть профессиональными военными.
Аристотель спрашивал, есть ли что-то общее в этих многочисленных видах деятельности?
Давайте рассмотрим несколько примеров и спросим, зачем человек это делает?
а. Джек любит игру в гольф. Конечно, ему нравится побеждать, но это еще не все. В основном его интерес заключается именно в хорошей игре.
б. Жаклин любит много денег в банке. Но это не деньги для себя, а потому, что она может купить на них то, что хочет.
в. Билл амбициозен и хочет общественного признания за помощь бедным. Но если он спросит себя, почему он это делает, он ответит: мне приятно помогать другим.
д. Мэри любит романтические романы. Но для нее интерес не в романах как таковых, а в том, что она любит фантазировать о любви и чужих странах.
Итак, мы можем пройтись по длинному списку занятий, которыми занимаются люди. Их развлекают, бросают вызов, трогают, удовлетворяют, интересуют — словом, они делают все это с определенной целью. Что это за цель, которую они ищут?
Аристотель говорит, что все эти действия предназначены для достижения чего-то иного, чем очевидная цель, ради которой мы их делаем. Я мог бы построить дом, но дом предназначен для проживания. Таким образом, у дома снова есть другая цель. Я могу пойти на войну, и моя цель — победа, но победа указывает на другую цель, лежащую за ее пределами.
Другими словами, когда мы заканчиваем одно дело, мы переходим к другому. Следовательно, это деятельность сама по себе является общей для всех этих многочисленных занятий. А зачем активность? Потому что мы счастливы заниматься чем-то, что, по нашему мнению, полезно для нас:
Следовательно, если есть конец всему, что мы делаем, это будет благо, достижимое действием, а если их больше одного, это будет блага, достижимые действием.
Следовательно, цель, к которой мы стремимся, — это чувствовать себя хорошо, чувствовать себя счастливым: «Таким образом, счастье — это нечто окончательное и самодостаточное, и это конец действия». лучшее, что мы можем. Это старание изо всех сил он называет arete = превосходство.
В общем, то, что является общим для деятельности всех людей, заключается в следующем: мы ищем хорошее (agathon) в том, что мы делаем, и мы преследуем это хорошее ради счастья ( eudaimonia ), которое оно приносит. И в погоне за этими вещами мы, как правило, находим наибольшее удовлетворение в том, что делаем их действительно хорошо (arete). Итак: хорошая жизнь – это стремление к счастью. И счастье не в сделанных вещах и достигнутой цели, а в делании этого; и более того, счастье — это, так сказать, «конечный продукт».
Нравится:
Нравится Загрузка…
Член-учредитель Международного общества философов (ISFP) Просмотреть все сообщения Джеффри Клемпнера
сообщить об этом объявлении -бесплатно
Ask a Philosopher 2011-2021 Джеффри Клемпнер
сообщите об этом объявлении0101
Спросите у философа 1999-2001 Джеффри Клемпнер
- klempner.