Подростковая агрессия: причины появления и профилактика
Полезные материалы
Подростковая агрессия: причины появления и профилактика
15.10.2020
© depositphotos.com
В подростковом возрасте дети становятся эмоционально нестабильны. Психологи связывают это в первую очередь с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. Но в некоторых случаях эмоциональные перепады могут принимать радикальные формы и перерастать в агрессию. И если подросток остаётся один на один со своим бунтарством, оно может привести его в деструктивные сообщества и, как следствие, к правонарушениям.
О том, какие факторы могут спровоцировать агрессивное поведение подростков и почему интернет – не самая главная опасность в жизни ребёнка, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
– Каковы основные причины подростковой агрессии?
– Для подросткового возраста характерно рисковое поведение. Один из маркеров, который на это указывает, – высокая смертность по причинам, не связанным с заболеваниями именно в этот возрастной период. Рисковое поведение тесно связано с агрессией. Также оно может быть связано с депрессивными и негативными эмоциональными состояниями. Если мы понимаем агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам, и в целом существованию человека в обществе, то одна из причин агрессивного подросткового поведения может быть объяснена фрустрационной теорией агрессии. В соответствии с этой теорией в тот момент, когда подросток испытывает фрустрацию, связанную с устойчивой неудовлетворённостью его физических и психологических потребностей, эти переживания способствуют агрессивному поведению. Также на выраженность и на форму агрессивного поведения будут влиять биологические и социальные факторы.
Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и установками, высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции.– Как правильно работать с подростковой агрессией?
– Существуют разные формы агрессивного поведения подростков, как просоциальные так и антисоциальные. Занятия боксом, социальный активизм, бурное участие в различных общественных акциях, вовлечённость в футбольные фанатские движения – все эти проявления могут являться формами просоциального или антисоциального агрессивного поведения. По классификации агрессивного поведения А. Басса, были выделены такие формы: физическая, косвенная, негативизм, зависть, ненависть к окружающим, подозрительность, вербальная агрессия, манипуляции при помощи чувства вины. Конкретных форм агрессивного поведения существует огромное множество.
И в работе с подростковой агрессией всё зависит от того, с какой формой мы планируем работать. В каждом случае важно понимать, что агрессия не возникает сама по себе, всегда есть социальный контекст, в котором она проявляется. Есть ситуации, в которых агрессия объективно может быть чем-то необходимым. Возьмём, к примеру, такие истории, когда подростки участвуют в спортивных мероприятиях, боксе, фехтовании, и т.д. В этом конкретном случает физическая агрессия легализована. Если подросток был вовлечён в деструктивную деятельность, но потом переключился на спортивное поведение, то это тот случай, когда происходит преобразование антисоциальной агрессии в просоциальную, удачный пример социального или педагогического воздействия.
Второе, что мы обязательно рассматриваем для работы с подростковой агрессией, это социальная среда, в которой ребёнок находится. Сюда входит и семья как фактор, уникальный для каждого подростка, и школа, и то окружение, в котором растёт подросток вне дома. Все эти факторы сильно влияют на формирование агрессивного поведения, и от них зависит, в какой форме оно проявится. Учитывая вышеперечисленные факторы, в целом необходимо вести комплексную педагогическую, психологическую и социальную работу, направленную на развитие соответствующих социальных компетенций и формирование адекватного поведения.
– Каким образом подростковая агрессия находит выход в молодёжных субкультурах?
– Во-первых, стоит учитывать, что одной из важных задач в подростковом возрасте является построение отношений со сверстниками и эксперименты с социальными ролями. Очень много потребностей и задач подростки реализуют в общении со сверстниками. Имеющее в том числе и социальную природу агрессивное поведение сильно зависит от отношений со сверстниками и факторами социальной среды. В основном социальное развитие подростка происходит в школе, однако если ребёнок не находит там возможностей для этой реализации, он ищет другую территорию для решения этой задачи. Как показывает практика, дети, принимающие активное участие в школьной жизни, в школьных мероприятиях, в меньшей степени оказываются вовлечены в деструктивные сообщества.
Если подросток не находит признания и понимания среди сверстников, не может выстроить с ними отношения, в которых он особенно нуждается в подростковом возрасте, например, в школьной среде, риск быть вовлечённым в какую-либо субкультуру, где он будет самоутверждаться через агрессию и деструктивное поведение, может возрастать.
– Какие именно субкультуры способствуют большему развитию агрессии у подростков?
– Здесь нельзя выделить что-то определённое, какую-то одну определённую субкультуру. Есть несколько криминальных субкультур или субкультуры, связанные с «околофутбольной» средой, скорее хулиганские или радикальные, экстремистские социальные среды, поддерживающие определённые формы проявления агрессии. На мой взгляд, субкультура – это лишь форма для выражения агрессии. Субкультура может способствовать тому, что агрессия будет направлена против чего-то или кого-то, предлагает некоторую цель. Она способствуют тому, что агрессивное поведение становится антисоциальным, но не является причиной возникновения агрессивного поведения.
– На чем должна быть основана профилактика подростковой агрессии?
– Эффективная профилактика в первую очередь должна быть основана на хорошо выстроенной и динамично меняющейся системе социальной работы, педагогических и психологических воздействий. Эта система должна включать в себя множество элементов, одни из которых связаны с социальными сетями, с поведением в интернет-пространстве, другие – с социально-педагогическими службами в школах, третьи – с социальной и психологической работой с семьей, четвёртые – с доступностью психологической, психиатрической и медицинской помощи, пятые – с судебной и правоохранительной системами. Все эти элементы должны выстраиваться в одну систему и сохранять возможность взаимодействия и сотрудничества и динамичных изменений.
Невозможно разработать одну единственную профилактическую программу агрессивного поведения, внедрить её, и она будет 20 лет приносить результаты. Система профилактики рискового поведения требует модификации каждые несколько лет, так как и общество тоже меняется достаточно быстро.– Верно ли считать, что интернет в основном негативно влияет на развитие личности подростка?
– Интернет – это глобальное явление в человеческой жизни, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, как и любое другое явление такого масштаба. И если рассматривать различные научные исследования, мы увидим, что нет однозначного негативного влияния интернета на развитие подростков. Неудачными оказываются крайности: когда ребенок совсем не пользуется гаджетами, он оказывается близок к социальному исключению; когда ребенок чрезмерно пользуется интернетом, возникает зависимость. И то, и другое начинает негативно влиять на его развитие. Однако сам интернет не может быть источником рисков, он может их только усиливать, предлагать формы для рискованного поведения, делать их доступнее.
Теги:
подросткибезопасность детей
КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» — Агрессивное поведение подростков: причины и формы проявления
Проблема агрессивности для нашего общества является актуальной.
Сегодня на улице нередко можно встретить жестокость, цинизм и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди подростков. Подростковый возраст самый сложный, именно в это время человек конфликтует со всем миром, а особенно с теми, кто по их мнению, ограничивает жизнь.
Рассмотрим причины возникновения агрессивного поведения.
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты агрессивности он приобретает под воздействием упущений, ошибок, недоработок в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность у подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также на агрессивное поведение могут влиять и его природные особенности –темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность.
Если агрессивное поведение проявляется без причины, можно сказать, что человек страдает от гормонального дисбаланса в организме. А если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, то это может быть формой протеста на ограничения дома, в школе и желание самоутвердиться среди сверстников. Кроме того, причинами агрессии могут быть конфликты в семье между родителями и детьми, средства массовой информации, фильмы, плохая компания, уровень семьи. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует надо искать причины такого поведения.
Главная роль отводится семье. Именно в ней закладываются основы норм и правил нравственности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором.
В подростковый период влияние родителей на детей уже ограниченное, но во многом они ещё зависят от них. Подростки всё также нуждаются в любви и заботе, но уже хотят быть самостоятельными. Именно в это время многое зависит от воспитания и уделяемого ребенку внимания. Если родители будут уделять подростку слишком много внимания (гиперопека) и контролировать его, то он будет бунтовать и отстаивать своё право на свободу выбора – с кем дружить, как одеваться, как вести себя, как учиться. А если уделять недостаточно внимания, то он своим агрессивным поведением будет привлекать внимание родителей.
На поведение подростка может повлиять социальный статус и уровень жизни семьи. Если в семье недостаточно денег, то дети начинают вести себя агрессивно из-за того, что их родители не могут купить им, например: дорогой телефон или планшет, модную одежду, красивые джинсы. Так же могут вести себя и дети, которые растут в обеспеченной семье, у кого всё есть, но в этом случае подростки считают себя выше и лучше других.
Иногда подростки ведут себя агрессивно из-за ревности. Например, в семье появился второй ребенок, или мама выходит замуж за другого мужчину, или папа женится на другой. Если подросток проявляет агрессию по отношению к своему брату или сестре, то в этом случае многое зависит от родителей, от их умения предустранять конфликты, потому что эта ситуация может повлиять на взаимоотношения детей в дальнейшем. Родителям нельзя чаще хвалить второго ребенка, чем первого, сравнивать их, т.к. подростку кажется, что его любят меньше. Нельзя постоянно ставить ему в пример даже постороннего ребенка у подростка может появиться ревность и к нему.
Может быть и такое, когда в семье есть традиции, например: проводить свободное время вместе, выбирать одну профессию и т.д., а подросток с этим не согласен, и он начинает проявлять агрессию.
Частые унижения, оскорбления детей со стороны родителей также приводят к агрессивному поведению. Подростки начинают грубить, делать все назло людям, которые находятся рядом с ними.
Важную роль в формировании индивида играют школа и различные группы, в которых находится подросток. Если, например, подготовленность ребенка к школе слабая, а требования высокие, то у ребенка происходит внутренний конфликт. Он начинает раздражаться, пропускать уроки, уходить из дома. Учебная нагрузка, конфликты с педагогами, неразделенная любовь выводят психику подростка из равновесия.
Немаловажную роль играют и сверстники. Подростки наблюдают за поведением других детей и учатся вести себя агрессивно. Своё агрессивное поведение они чаще всего направляют против сверстников, которые слабее. Дети не думают на сколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем они издеваются. Такие мальчики становятся доминантами, а девочки агрессоры не так заметны, потому что они высмеивают, распространяют слухи о тех, кто им не нравится. Иногда подросток проявляет агрессию под давлением группы, а инициатор насилия этим демонстрирует свою силу и то, что он многое может. Конфликты между детьми происходят не только в борьбе за лидерство, но и из-за некомпетентных действий или оценок педагогов.
Нередко агрессию может вызвать определенная ситуация, которая не позволяет вести полноценную жизнь. Например, какая-то травма, заболевание, физический дефект. Подросток ощущая свою неполноценность начинает вести себя агрессивно.
На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают интернет, телевизор и компьютерные игры. Наиболее опасными являются фильмы, игры, посты, ролики с агрессивным содержанием. Насмотревшись, подростки примеряют на себя роль отрицательных героев. Они становятся жестокими, грубыми. Подростки начинают думать, что такое поведение приемлемо и будут уверены, что можно таким образом решать свои проблемы.
Во многих случаях на агрессивное поведение влияют присутствие и действие других людей. Однако агрессию могут вызвать не только слова и поступки людей, но и другие причины. Ими могут стать :
1. Сильная боль, которая вызывает агрессивное поведение.
2. Алкоголь и психотропные вещества нередко являются причиной агрессии.
3. Если человека поместить в тесное помещение через некоторое время возникает агрессивное поведение.
4. Если на человека агрессивно действует другой человек, то ответ будет таким же.
5. Возбуждение может провоцировать такое же поведение.
6. Ученые утверждают, что климатические условия (жара) могут вызвать агрессию. Также гнев могут вызвать плохие запахи, табачный дым и т.п.
Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты:
1. Неуверенность в себе. Именно из-за неуверенности подросток начинает противодействовать и будет самоутверждаться за счет слабых.
2. Обидчивость. В подростковом возрасте дети начинают очень бурно реагировать даже на безобидные вещи.
3. Чувство вины. Это чувство вызвать у подростка очень легко, но он не будет это признавать, а будет маскировать под агрессивным поведением.
4. Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и ко всему, что его окружает напрямую влияет на его поведение.
Причиной агрессивного поведения может быть и уровень самоконтроля. Если у человека пониженный самоконтроль, то он часто проявляет агрессию. А если самоконтроль повышенный, то человек может сдержать себя даже в самых трудных ситуациях, но бывают моменты, когда и такой человек проявляет агрессивность и она принимает крайние меры.
Агрессивное поведение подростка зависит от многих причин: от его характера, от условий проживания, от отношения к нему родителей, сверстников, друзей и т.д. Поэтому проявления тоже бывают разные. Основными формами проявления агрессивного поведения у подростков являются:
1. Вербальная агрессия – более «легкое» проявление в виде споров, угроз, ругани.
2. Физическая агрессия – используется физическая сила, т.е. причиняется вред, боль другому лицу.
3.Косвенная агрессия – совершаются действия на другого человека окольными путями (сплетни, топанье ногами, злобные шутки, хлопанье дверьми).
4. Негативизм выражается в оппозиции против законов и обычаев.
5. Обида – зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир.
6. Подозрительность – недоверие и настороженность к окружающим.
7. Раздражительность – проявляет резкость, грубость.
8. Скрытая агрессия – давление на кого-либо без открытого проявления враждебности.
Такой быстрый рост агрессивного поведения у подростков очень беспокоит родителей, педагогов и психологов. Родителям следует учить ребенка контролировать свои чувства. Необходимо научить его относиться к тем вещам в жизни, которые нельзя изменить спокойно. Необходимо установить с ребенком контакт, быть искренним, сдержанным, терпеливым, относиться к подростку уважительно, стать ему другом, помочь направить энергию в нужное русло. Чаще всего подростки не признают свое агрессивное поведение. Родителям надо бороться с такими проявлениями, а если подросток не может контролировать свою агрессивное поведение и проявляет физическую форму надо обратиться к специалистам. Надо помнить, что своевременное обращение позволит успешно справиться с агрессией.
Список литературы
1. Причины агрессивного поведения подростков // Студенческая библиотека онлайн (info{aт}studbooks.net).
2. Мудрова В.И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. – 2016. — №15. – с.413-415.
3. Подростковая агрессия: причины, виды, проявления, борьба //https://tutknow.ru/psihologia/8116-kak-spravitsya-s-podrostkovoy-agressiey.html
Материал подготовлен преподавателем психологии Г.С. Шиловой
Агрессивное поведение детей и подростков
Агрессивное поведение детей и подростков
№ 55; Декабрь 2017 г.
Распространенность агрессивного поведения среди детей и подростков вызывает серьезную обеспокоенность. Родители, учителя и другие взрослые должны тщательно разобраться в этом сложном и тревожном вопросе.
Дети дошкольного возраста могут проявлять агрессивное поведение. Родители и другие взрослые, наблюдающие такое поведение, могут быть обеспокоены, однако они часто надеются, что маленький ребенок «вырастет из этого». К агрессивному поведению ребенка в любом возрасте всегда нужно относиться серьезно. Не следует сразу отбрасывать это как «просто этап, через который они проходят!»
Диапазон агрессивного поведения
Агрессивное поведение у детей и подростков может включать в себя широкий спектр поведения: взрывные вспышки гнева, физическую агрессию, драки, угрозы или попытки причинить вред другим (включая мысли о желании убить других), применение оружия, жестокое обращение с животными, поджоги, умышленное уничтожение имущества и вандализм.
Факторы, повышающие риск агрессивного поведения
Многочисленные исследования пришли к выводу, что сложное взаимодействие или комбинация факторов приводит к повышенному риску агрессивного поведения у детей и подростков. К этим факторам относятся:
- Агрессивное или насильственное поведение в прошлом
- Быть жертвой физического насилия и/или сексуального насилия
- Подверженность насилию дома и/или в обществе
- Стать жертвой издевательств
- Генетические (семейная наследственность) факторы
- Воздействие насилия в средствах массовой информации (телевидение, фильмы и т. д.)
- Употребление наркотиков и/или алкоголя
- Наличие огнестрельного оружия в доме
- Сочетание стрессовых семейных социально-экономических факторов (бедность, тяжелая депривация, распад семьи, одинокое воспитание, безработица, потеря поддержки со стороны расширенной семьи)
- Повреждение головного мозга в результате травмы головы
Каковы «предупреждающие признаки» агрессивного поведения у детей?
Дети, у которых есть несколько факторов риска и , демонстрируют следующее поведение , следует тщательно оценить:
- Сильный гнев
- Частая выходка из себя или взрывы гнева
- Крайняя раздражительность
- Экстремальная импульсивность
- Легко разочаровываться
Родители и учителя должны быть осторожны, чтобы не свести к минимуму такое поведение у детей.
Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?
Всякий раз, когда речь идет о родителях или других взрослых, они должны немедленно организовать всестороннее обследование квалифицированным специалистом в области психического здоровья. Раннее лечение у профессионала часто может помочь. Цели лечения обычно сосредоточены на том, чтобы помочь ребенку: научиться контролировать свой гнев; выражать гнев и разочарование надлежащим образом; нести ответственность за свои действия; и принять последствия. Кроме того, необходимо решать семейные конфликты, школьные проблемы и проблемы сообщества.
Может ли что-нибудь предотвратить агрессивное поведение детей?
Научные исследования показали, что большую часть агрессивного поведения можно уменьшить или даже предотвратить, если значительно уменьшить или устранить вышеперечисленные факторы риска. Самое главное, усилия должны быть направлены на резкое снижение подверженности детей и подростков насилию дома, в обществе и через средства массовой информации. Понятно, что насилие ведет к насилию.
Кроме того, следующие стратегии могут уменьшить или предотвратить агрессивное поведение:
- Профилактика жестокого обращения с детьми (использование таких программ, как обучение родителей, программы поддержки семьи и т. д.)
- Программы полового воспитания и воспитания для подростков
- Программы раннего выявления и вмешательства для склонных к насилию подростков
- Мониторинг того, как ребенок просматривает сцены насилия во время их экранного времени, включая Интернет, планшеты, смартфоны, телевидение, видео и фильмы.
Факторы, влияющие на агрессивность среди девочек-подростков: подход к моделированию структурными уравнениями
1. Шломер Г.Л., Кливленд Х.Х., Ванденберг Д.Дж., Марк Э., Файнберг М.Е., Найдерхайзер Дж.М., Гринберг М.Т., Спот Р., Редмонд К. Различия в развитии агрессивности в раннем подростковом возрасте: анализ гена × среды × вмешательства. Дж. Юноша-подросток. 2015; 44: 581–597. doi: 10.1007/s10964-014-0198-4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Ye P., Huang Z., Zhou H., Tang Q. Музыкальное вмешательство для снижения агрессивного поведения у детей и подростков: мета- анализ. Лекарство. 2021;100:e23894. doi: 10.1097/MD.0000000000023894. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Хейнс П.Л., Бутзин Р.Р., Смит Л., Казинс М., Стивенс С. Сон и агрессия у подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами: результаты интегративного поведенческого исследования. пилотная программа лечения сна. Спать. 2006; 29: 512–520. [PubMed] [Google Scholar]
4. Креспо-Рамос С., Ромеро-Абрио А., Мартинес-Феррер Б., Муситу Г. Психосоциальные переменные и открытое школьное насилие среди подростков. Психосоц. Интерв. 2017;26:125–130. doi: 10.1016/j.psi.2017.05.002. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
5. Ким Дж. В., Ким Х. Дж. Взаимосвязь между детской агрессией, темпераментом, домашней средой и школьной адаптацией. Дж. Чайлд. Эду. 2007; 16:85–93. [Google Scholar]
6. Хейдзоми Х., Надриан Х. Что определяет психологическое благополучие иранских девочек-подростков? Воспринимаемый стресс может затмить все детерминанты. Продвижение здоровья. Перспектива. 2018;8:79–87. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Манди Л.К., Симмонс Дж.Г., Аллен Н.Б., Винер Р.М., Байер Дж.К., Олдс Т., Уильямс Дж., Олссон С., Романюк Х., Менса Ф. , и другие. Протокол исследования: Исследование перехода от детства к подростковому возрасту (CATS) BMC Pediatr. 2012;13:160. дои: 10.1186/1471-2431-13-160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Раббани А., Махмуди-Гараи Дж., Мохаммади М., Мотлах М., Мохаммад К., Ардалан Г., Мафтун Ф. Проблемы психического здоровья иранских девочек-подростков и их связь с половым развитием: общенациональное исследование . Акта Мед. Иран. 2012;50:169–176. [PubMed] [Google Scholar]
9. Штраус М.А. Будущие исследования гендерной симметрии в физических нападениях на партнеров. Насилие против женщин. 2006; 12:1086–1097. doi: 10.1177/1077801206293335. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
10. Коллишоу С., Гарднер Ф., Моган Б., Скот Дж., Пиклз А. Объясняют ли исторические изменения в отношениях между родителями и детьми рост проблем поведения среди молодежи? Дж. Ненормальный. Детская психология. 2012;40:119–132. doi: 10.1007/s10802-011-9543-1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Эдалати А., Редзуан М. Физическая агрессия женщин (обзор) Am. J. Sci. 2010;6:227–235. [Google Scholar]
12. Fairchild G., Hagan C.C., Walsh N.D., Passamonti L., Calder A.J. Нарушения структуры головного мозга у девочек-подростков с расстройством поведения. Дж. Детская психология. Психиатрия. 2013; 54: 86–95. doi: 10.1111/j.1469-7610.2012.02617.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Zahn M., Hawkins S., Chiancone J., Whitworth A. Girls Study Group: Charting the Way to Prevention Delinquency for Girls. Управление по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2008. [Google Scholar]
14. Обрадович-Томасевич Б., Сантрич-Миличевич М., Васич В., Вукович Д., Шипетич-Груйчич С., Бьегович-Миканович В., Терзич- Супич З., Томашевич Р., Тодорович Й., Бабич У. Распространенность и предикторы виктимизации и насильственного поведения среди молодежи: популяционное исследование в Сербии. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:3203. doi: 10.3390/ijerph26173203. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Пак С., Чиу В., Вон Д. Влияние физического воспитания, внеклассных занятий спортом и удовлетворенности отдыхом на агрессивное поведение подростков: латентный рост подход к моделированию. ПЛОС ОДИН. 2017: e0174674. doi: 10.1371/journal.pone.0174674. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Денсон Т.Ф., О’Дин С.М., Блейк К.Р., Бимс Дж.Р. Агрессия у женщин: поведение, мозг и гормоны. Передний. Поведение Неврологи. 2018;12:81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
17. Ринневиц Л., Парцер П., Кениг Дж., Берч К., Бруннер Р., Реш Ф., Кесс М. Биоповеденческая проверка парадигмы агрессии Тейлора у девочек-подростков. науч. Отчет 2019; 9:7036. doi: 10.1038/s41598-019-43456-4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Bonell C., Allen E., Warren E., Gowan J., Bevilacqua L., Jamal F., Legood R., Viner R.M. Влияние вмешательства «Обучение вместе» на издевательства и агрессию в английских средних школах (ВКЛЮЧЕНО): кластерное рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет. 2018;392: 2452–2464. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
19. Buchmann A., Hohmann S., Brandeis D., Banaschewski T., Poustka L. Агрессия у детей и подростков. Курс. Вершина. Поведение Неврологи. 2014; 17: 421–442. doi: 10.1007/7854_2013_261. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Руб М.А. Оценка поведения издевательств/виктимизации среди третьеклассников государственных школ Иордании. Междунар. Дж. Рез. Образовательный 2018;42:337–367. [Google Scholar]
21. Kann L., Kinchen S., Shanklin S., Flint K.H., Hawkins J., Harris W.A., Lowry R., Olsen E.O. Наблюдение за рискованным поведением молодежи — США, 2013 г. Morb. Смертный. Еженедельник 2014; 63:1–168. [Академия Google]
22. Халперн К.Т., Ослак С.Г., Мэри Л., Янг М.Л., Мартин С.Л., Куппер Л.Л. Насилие со стороны партнера среди подростков в романтических отношениях противоположного пола: результаты национального лонгитюдного исследования здоровья подростков. Являюсь. Дж. Общественное здравоохранение. 2001; 91: 1679–1685. doi: 10.2105/AJPH.91.10.1679. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Школьное насилие и издевательства: глобальное состояние и тенденции, движущие силы и последствия. ЮНЕСКО; Париж, Франция: 2018. [Google Scholar]
24. Eaton D.K., Kann L., Kinchen S., Shanklin S., Ross J., Hawkins J., Harris W.A., Lowry R., McManus T., Chyen D. , et al. Надзор за рискованным поведением молодежи – США, 2007 г. Наблюдение MMWR. Сумма. 2008; 57:1–131. [PubMed] [Google Scholar]
25. Eaton D.K., Kann L., Kinchen S., Shanklin S., Flint K.H., Hawkins J., Harris W.A., Lowry R., McManus T., Chyen D., et al. . Надзор за рискованным поведением молодежи – США, 2012 г. Наблюдение MMWR. Сумма. 2012; 61:1–162. [PubMed] [Академия Google]
26. Ансари Х., Келишади Р., Корбани М., Мансурян М., Ахади З., Мотлах М.Е., Ардалан Г., Сафири С., Асаеш Х., Мохаммади Р. и др. Связана ли частота приема пищи с психическим расстройством и агрессивным поведением у детей и подростков? исследование CASPIAN IV. Междунар. Дж. Педиатр. 2016;4:2247–2255. [Google Scholar]
27. Эстевес Э., Хименес Т.И., Морено Д. Агрессивное поведение в подростковом возрасте как предиктор личных, семейных и школьных проблем адаптации. Псикотема. 2018;30:66–73. doi: 10.7334/psicothema2016.294. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Салими Н., Карими-Шаханджарини А. , Резапур-Шахколай Ф., Хамзе Б., Рошанаи Г., Бабамири М. Агрессия и ее предикторы среди учащихся начальной школы . Дж. Индж. Насилие Рез. 2019;11:159–170. doi: 10.5249/jivr.v11i2.1102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Дженкинс Л.Н., Демарай М.К., Теннант Дж. Социальные, эмоциональные и когнитивные факторы, связанные с издевательствами. Школьный психолог. 2017; 46:42–64. дои: 10.1080/02796015.2017.12087609. [CrossRef] [Google Scholar]
30. Odgers C.L., Moffitt T.E., Broadbent J.M., Dickson N., Hancox R.J. Женские и мужские антисоциальные траектории: от детских истоков до результатов во взрослом возрасте. Дев. Психопат. 2008; 20: 673–716. doi: 10.1017/S0954579408000333. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Кирби Д., Лепор Г. Сексуальный риск и защитные факторы, влияющие на сексуальное поведение подростков, беременность, деторождение и заболевания, передающиеся половым путем: что важно? Что вы можете изменить? Associates и Национальная кампания по предотвращению подростковой и незапланированной беременности; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2007. [Google Scholar]
32. Путаллаз М., Бирман К.Л. Агрессия, антиобщественное поведение и насилие среди девочек: перспектива развития. Гилфорд Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2004 г. Девочки, которые запугивают: перспектива развития и отношений; стр. 90–109. [Google Scholar]
33. Бука С. Л., Стичик Т. Л., Бердхистл И., Эрлс Ф. Дж. Подверженность насилию молодежи: распространенность, риски и последствия. Являюсь. Дж. Ортопсихиатрия. 2001; 71: 298–310. doi: 10.1037/0002-9432.71.3.298. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
34. Карт Н.А., Стаки Б.Д., Савалани Г.М., Литтл Т.Д. Прямая и косвенная агрессия в детстве и подростковом возрасте: метааналитический обзор гендерных различий, взаимосвязей и отношения к дезадаптации. Детский Дев. 2008; 79: 1185–1229. doi: 10.1111/j.1467-8624.2008.01184.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Herrenkohl T.I., Catalano R.F., Hemphill S.A., Toumbourou J.W. Продольное исследование физической и реляционной агрессии как предвестников более позднего проблемного поведения у подростков. Насилие Вик. 2009 г.;24:3–19. дои: 10.1891/0886-6708.24.1.3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Сетте С., Спинрад Т., Баумгартнер Э. Связи между социально-эмоциональной компетентностью итальянских дошкольников, качеством отношений между учителем и ребенком и принятием сверстников. Раннее образование. Дев. 2013; 24:851–864. doi: 10.1080/10409289.2013.744684. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Хеннебергер А.К., Варга С.М., Муди А., Толан П.Х. Функционирование семьи и агрессивное поведение подростков из группы высокого риска: изучение эффектов по этническому признаку. Дж. Юноша-подросток. 2016;45:145–155. doi: 10.1007/s10964-014-0222-8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Xiong R., Xia Y., Li S.D. Воспринимаемая дискриминация и агрессия среди подростков-мигрантов из Китая: модель модерируемого посредничества. Фронт Псих. 2021;12:651270. doi: 10.3389/fpsyg.2021.651270. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Кумар М., Бхилвар М., Капур Р., Шарма П., Пария П. Распространенность агрессии среди школьников в Индии: A Обзор исследования. Ind. J. Youth Adol. Здоровье. 2016;3:39–47. [Google Scholar]
40. Робинсон Т. Применение социально-экологической модели для улучшения потребления фруктов и овощей среди афроамериканцев с низким доходом. J. Общественное здравоохранение. 2008; 33: 395–406. doi: 10.1007/s10900-008-9109-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Саллис Дж. Ф., Оуэн Н., Фишер Э. Экологические модели поведения в отношении здоровья. Здоровье Поведение. 2015;5:43–64. [Google Scholar]
42. Гланц К., Ример Б.К., Вишванат К. Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение: теория, исследования и практика. Джон Уайли и сыновья; Хобокен, Нью-Джерси, США: 2008. [Google Scholar]
43. Круг Э., Мерси Дж.А., Дальберг Л.Л., Цви А.Б. Всемирный доклад о насилии и здоровье. Ланцет. 2002; 360:1083–1088. doi: 10.1016/S0140-6736(02)11133-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Бахтари Ф., Джафарабади М.А., Аллахвердипур Х., Никохелат С.Д., Нуризаде Р. Объяснение роли факторов личного, социального и физического окружения в физической активности работающих женщин: структурный анализ уравнений. Глоб. Дж. Науки о здоровье. 2013;5:189–199. дои: 10.5539/gjhs.v5n4p189. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Бахтари Ф., Надриан Х., Матлаби Х., Сарбахш П., Бидар М. Личные, межличностные и организационные предикторы способа доставки среди городских женщин: проспективное исследование с социально-экологическим подходом. клин. Нурс. Рез. 2017;28:280–297. doi: 10.1177/1054773817740530. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. ВОЗ . Глобальный план действий по усилению роли системы здравоохранения в национальных многосекторальных ответных мерах по борьбе с межличностным насилием, в частности в отношении женщин и девочек и детей. Всемирная организация здравоохранения; Женева, Швейцария: 2016. [Google Scholar]
47. Дальберг Л. Л., Круг Э.Г. Насилие: глобальная проблема общественного здравоохранения. В: Круг Э., Дальберг Л.Л., Мерси Дж.А., Зв А.Б., Лозано Р., редакторы. Всемирный доклад о насилии и здоровье. Всемирная организация здравоохранения; Женева, Швейцария: 2002. стр. 1–56. [Google Scholar]
48. Басс А., Перри М. Опросник агрессии. Дж. Перс. соц. Психол. 1992; 63: 452–459. doi: 10.1037/0022-3514.63.3.452. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Зивари-Рахман М., Лесани М., Шокухи-Мокаддам С. Сравнение психического здоровья, агрессии и оптимизма между студентами-наркоманами и здоровыми студентами (исследование в Иране). ) Здоровье наркомана. 2012; 4:36–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. Моейни Б., Шафии Ф., Хидарния А., Бабаи Г.Р., Бирашк Б., Аллахвердипур Х. Воспринимаемый стресс, самоэффективность и его связь со статусом психологического благополучия у иранских старшеклассников мужского пола. соц. Поведение Перс. 2008; 36: 257–266. doi: 10.2224/sbp.2008. 36.2.257. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Алипур А., Ноорбала А.А. Предварительная оценка достоверности и надежности Оксфордского опросника счастья среди студентов университетов Тегерана. [(по состоянию на 8 сентября 2020 г.)]; Iran J. Psychiatry Clin. Психол. 1999 5:55–66. Доступно в Интернете: http://ijpcp.iums.ac.ir/article-1-1777-en.html. [Google Scholar]
52. Бидаки Р., Мусави С., Башардоуст Н., Сабури Ганнад М., Дашти Н. Индивидуальные факторы социальной приемлемости у пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в Центре поведенческих консультаций Йезд в Иран. Междунар. J. Поведение высокого риска. Наркоман. 2016;5:e22243. doi: 10.5812/ijhrba.22243. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Аламдарло Г., Дехшири Г., Шоджаи С., Хакимирад Э. Состояние здоровья и одиночества пожилых людей, живущих в домах престарелых, по сравнению с теми, кто живет со своими Семьи. [(по состоянию на 22 октября 2020 г.)]; Иран Дж. Старение. 2008 3: 557–564. Доступно в Интернете: http://salmandj.uswr.ac.ir/article-1-90-en.html [Google Scholar]
54. Рассел Д., Пеплау Л.А., Фергюсон М.Л. Разработка меры одиночества. Дж. Перс. Оценивать. 1978; 42: 290–294. doi: 10.1207/s15327752jpa4203_11. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Содани М., Шогаеян М., Нейси А. Влияние групповой логотерапии на одиночество у пенсионеров. Рез. Познан. Поведение науч. 2012;2:43–54. [Google Scholar]
56. Ву Дж. П. Концепции и понимание модели структурных уравнений. Общественная академия Хан Нарэ; Сеул, Корея: 2012. [Google Scholar]
57. Джессор Р. Успешное развитие подростков среди молодежи в условиях высокого риска. Являюсь. Психол. 1993; 48: 117–126. doi: 10.1037/0003-066X.48.2.117. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Колдер К.Р., Мотт Дж.А., Флей Б.Р., Леви С. Связь воспринимаемой опасности соседства с детской агрессией: тест опосредующих механизмов. Являюсь. Дж. Общественная психология. 2000; 28:83–103. doi: 10.1023/A:1005194413796. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Хоули К., Стрэндж М., Бикель Р. Исследование размера школы и успеваемости в бедных сообществах: Информационный центр по сельскому образованию и небольшим школам, Образовательная лаборатория Аппалачей. Ресурсный центр ЭРИК; 2000. [(по состоянию на 22 октября 2020 г.)]. Доступно в Интернете: http://www.ael.org/eric/digests/edorc0010.htm [Google Scholar]
60. Chang L., Liu H., Fung K.Y., Wang Y., Wen Z., Li H. , Фарвер Дж. М. Опосредующее и смягчающее влияние предпочтений учителя на отношения между социальным поведением учащихся и признанием сверстников. Меррил Палмер К. 2007; 53: 603–630. doi: 10.1353/mpq.2008.0006. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
61. Мюррей С., Мюррей К.М., Ваас Г.А. Отчеты ребенка и учителя об отношениях между учителем и учеником: соответствие взглядов и ассоциаций со школой в городских детских садах. Дж. Заявл. Дев. Психол. 2008; 29:49–61. doi: 10. 1016/j.appdev.2007.10.006. [CrossRef] [Google Scholar]
62. Лабелла М.Х., Мастен А.С. Семья влияет на развитие агрессии и насилия. Курс. мнение Психол. 2018;19:11–16. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.03.028. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
63. Керестес Г., Резо И., Айдукович М. Связь между привязанностью к родителям и проблемами интернализации в подростковом возрасте: опосредующая роль личности подростка. Курс. Психол. 2019 г.: 10.1007/s12144-019-00210-3. [CrossRef] [Google Scholar]
64. Картал Ягыз А., Кугу Н., Семиз М., Кавакчи О. Взаимосвязь между выражением гнева, образом тела и отношением к еде при социальном тревожном расстройстве. Тюрк Псикиятри. Дерг. 2016;27:15–22. [PubMed] [Google Scholar]
65. Sethi D., Hughes K., Bellis M., Mitis F., Racioppi F., редакторы. Европейский отчет о предотвращении насилия и ножевых преступлений среди молодежи. Всемирная организация здравоохранения; Копенгаген, Дания: 2014. [Google Scholar]
66. Твенге Дж.М. , Баумайстер Р.Ф., Тайс Д.М., Штук Т.С. Если вы не можете присоединиться к ним, победите их: влияние социальной изоляции на агрессивное поведение. Дж. Перс. соц. Психол. 2002; 81: 1058–1069. doi: 10.1037/0022-3514.81.6.1058. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Daniels E., Leaper C. Продольное исследование участия в спорте, признания сверстников и самооценки среди девочек и мальчиков подросткового возраста. Половые роли. 2006; 55: 875–880. doi: 10.1007/s11199-006-9138-4. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
68. Келишади Р., Корбани М., Джалалиния С., Шейдай А., Резаи Ф., Арефирад Т., Сафири С., Асаеш Х., Мотлах М.Э. Отсутствие физической активности и сопутствующие факторы у иранских детей и подростков: Обзор нарушений веса исследования CASPIAN-IV. Дж. Кардиовасц. Торак. Рез. 2017;9:41–48. doi: 10.15171/jcvtr.2017.06. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Мохеби Ф., Мохаджер Б., Юсефи М., Шейдай А., Зокаи Х., Дамерчилу Б., Мехреган А. , Шахбал Н. , Резаи К., Хезриан М. и др. Профиль физической активности населения Ирана: исследование STEPS, 2016 г. BMC Public Health. 2019;19:1266. doi: 10.1186/s12889-019-7592-5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. Явузер Ю., Албайрак Г., Киликарслан С. Взаимоотношения между агрессией, самооценкой, одиночеством и депрессией у молодых людей. Психол. Отчет 2018; 122: 1235–1258. doi: 10.1177/0033294118784866. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Бхагчандани Р.К. Влияние одиночества на психологическое благополучие студентов. Междунар. Дж. Соц. Наука Гуманит. 2017;7:60–64. doi: 10.18178/ijssh.2017.V7.796. [CrossRef][Google Scholar]
72. Резан А.Ф. Психологическое благополучие, прогнозирующее одиночество у студентов вузов. Дж. Соц. науч. 2007; 16: 109–118. [Google Scholar]
73. Фиори К.Л., Денкла К. Социальная поддержка и психическое здоровье мужчин и женщин среднего возраста: многомерный подход. J. Старение здоровья. 2012; 24:407–438.