Современные взгляды на происхождение человека и их доказательность
Особенности происхождения человека
Происхождение человека объясняется по-разному: в зависимости от уровня общественно-экономического развития, науки и культуры. Единственно, что остается общим, это то, что такой вопрос невозможно рассматривать, не беря во внимание эволюцию нашей планеты в целом.
Замечание 1Проблема происхождения человека и вопросы, касающиеся эволюции, являются не только научными, но мировоззренческими. И вопросы происхождения человека не исключение.
Какие существуют взгляды на происхождение человека
Современные гипотезы происхождения человека разнообразны. Даже философия занимается теорией происхождения человека.
Кто мы и как появились — вопросы, на которые люди пытаются найти ответы очень и очень давно. Сегодня проблемы происхождения человека являются основой такой науки как естествознание. Почему он так важен? Все дело в том, что ответ на него позволит ответить и на другие вопросы, которые связаны с эволюцией природы. Также это позволит поставить точку в дискуссии касательно мировоззренческого момента.
Все существующие гипотезы происхождения человека, которых немало, можно собрать в 3 большие группы.
Первая группа гипотез — это те, которые утверждают сверхъестественное происхождение людей (при помощи сверхъестественных сил). Они самые древние, поскольку так можно было проще всего объяснить, откуда взялся человек. В основе этих гипотез лежит утверждение, что человека создала какая-то высшая сила. Под ней понимают не только Бога, но и высший разум и многое другое. Утверждается, что человек обладает постоянными и неизменными чертами, которые полностью соответствуют его современному состоянию.
Замечание 2Тем не менее эти гипотезы не объясняют результаты палеонтологических раскопок, а также разнообразие рас, племен и народов.
Вторая группа гипотез составляет гипотезы, которые называют паранаучными. Приставка пара- в этом случае имеет значение около. Согласно этим гипотезам, вмешательство инопланетных цивилизаций или влияние «параллельных миров» — источники происхождения человека.
Человек — пришлый обитатель планеты, а чужие цивилизации просто оставили свои гены земным млекопитающим, чтобы те на их основе создали новый вид живых существ. Очевидно, что эти гипотезы не могут ответить на вопрос, где и когда появился человек, и каким был процесс этого появления.
Третья группа гипотез считается наиболее научной и обоснованной — это современные гипотезы о происхождении человека. Суть этих гипотез в том, что люди появились естественным образом из среды живых существ, которые населяли и населяют нашу планету в процессе всеобщей биологической эволюции.
Научная теория возникновения людей
Современные взгляды на происхождение человека связаны с антропогенезом.
Антропогенез представляет собой совокупность процессов появления и формирования человека в ходе эволюции, которые имеют отношение к его трудовой деятельности, сознанию, членораздельной речи, становлению и развитию первобытного общества.
Те, кто придерживается этих теорий, утверждают, что у человека и человекообразных обезьян — общий предок. Исследования в области современной палеонтологии говорят о том, что самый древний предок гоминид — это проплиопитек. Он представлял собой небольшую обезьяну, вымершую несколько миллионов лет назад, для которой был характерен древесный образ жизни.
Замечание 3От проплиопитека произошли орангутанги, гиббоны и дриопитеки. В некоторых случаях последних считают предками современных человекообразных обезьян.
По мнению антропологов, один из видов дриопитеков стал родоначальником нескольких видов австралопитеков — они использовали природные предметы в качестве орудий труда и целенаправленно их изготавливали. Так началась эра Человека умелого или Homo habilis.
Антропогенез состоит из 3 этапов:
- Древнейшие люди.
- Древние люди.
- Первые современные люди.
Отметим, что эти этапы не приходили на смену друг другу, а некоторое время сосуществовали и даже конкурировали.
Кроманьонцы или первые современные люди возникли достаточно недавно. Они проживали в пещерах, специально построенных жилищах. Их одеждой служили шкуры животных. А еще они умели делать орудия труда и даже украшали их резьбой.
Кроманьонцы пользовались шлифовкой, сверлили, занимались гончарным делом. Данные археологических раскопок позволяют утверждать, что они были хорошими животноводами и выращивали растения.
Превзойдя мир животных, наши предки с течением времени стали людьми нынешнего типа. Но этот переход был длительным и сложным процессом: и он все еще продолжается. Эволюция неостановима.
§ 1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.
План урока
Группа №_____________
Дата__________________
Преподаватель: Мамамова З.А.
Предмет: ИСТОРИЯ
Тема: § 1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.
Цели занятия:
Образовательная: сформировать у обучающихся знания об основных версиях и проблемах происхождения человека, характерных чертах эпохи палеолита.
Развивающая: показать этапы развития древних людей;
Воспитывающая: осознать роль и место становления и развития человека в историческом процессе
Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид урока: смешанный (беседа, групповая работа, индивидуальная работа).
План урока:
I. Организационная часть
-подготовка учащихся к восприятию нового материала;
-целевая установка на занятие
II. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний)
Вопросы на повторение материала
1.В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»?
2. Что такое исторические источники? Перечислите их.
3. Какие науки изучают исторические источники?
4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить?
5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса.
III. Изложение нового программного материала
1. Источники знаний о древнейшем человеке
2. Проблемы происхождения человека
3. Виды человека. Расселение древнейших людей
4. Родовая община
5. Достижение людей в период позднего палеолита
6. Стоянки палеолита на территории России.
7. Первобытная религия.
IV. Закрепление пройденного материала.
V. Подведение итогов урока.
Каковы современные взгляды на антропогенез человека?
Как люди заселяли землю?
Каковы достижения эпохи палеолита?
Какова была социальная организация эпохи палеолита?
VI. Выдача задания на дом
Выучить тему и ответить на вопросы
VI1. Отметки за урок_______________________________________________________
Тема: § 1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.
План:
1. Источники знаний о древнейшем человеке
2. Проблемы происхождения человека
3. Виды человека. Расселение древнейших людей
4. Родовая община
5. Достижение людей в период позднего палеолита
6. Стоянки палеолита на территории России.
7. Первобытная религия.
1.Большой вклад о древнейшем человеке вносит наука археология, которая позволяет
ученым получить в наше распоряжение предметы изготовленные древними жителями нашей планеты.
Археология разделяет каменный век на:
1.Древний (палеолит)
2.Средний (мезолит)
3.Новый (неолит)
Помимо орудий труда археологи раскапывают места поселения древних людей, а также их захоронения.
Для датировки предметов используются углеродный метод.
Изучаются социальные отношения первобытных людей.
2.
1.Трудовая теория (XIX в.) разработал Ф.Энгельс. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой, пришлось прибегнуть предкам человека привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовало зарождению языка и мышлению. Эта теория оперяется на учение Дарвина о естественном отборе.
2.Мутагенная
3.Библейская
4.Инопланетная
3. Считается, что общие предки человека и обезьян жили в восточной Африки и на Аравийском полуострове. Имеют возраст 30-40млн.лет назад. В восточно-южной Африки были обнаружены останки вероятного предка-человека (австралопитека) 4-4,5 лет назад.
В Эфиопии были найдены останки человека умелого вместе с каменными орудиями (возраст 2млн 600тыс. лет). Главное занятие — охота.
В Кении были найдены останки человека прямоходящего(1млн.700 лет), рост 130-150. Главное оружие рубило (ручное). Овладел огнем.
Примерно 300тыс. лет назад впервые человек вышел за пределы Африки. На смену человеку прямоходящему приходит человек разумный (Homo sapiens).
4. Родовая община — это коллектив близких ,родственников. Родовая община состояла(100-150чел),занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий труда, обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкуры животных, орудия труда считались общей собственностью.
Во главе рода стояли самые уважаемые люди- старейшины.
Затем родовые общины стали объединяться в племена.
Родовая организация прошла 2 этапа:
1.Матриархат
2.Патриархат.
5. Поздний палеолит у древнейших людей, появляются разнообразные орудия. В качестве материала — кремень, обсидиан, яшма, рубило. Каменное скребло — обрабатывали шкуры, дырки. Изобрели каменное копье и топор.
Появилась одежда из шкур. В поселение обычно 2-3 жилища из костей. Произошло первое половозрастное разделение труда: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили еду, шили одежду; дети помогали женщинам.
40тыс. лет назад началось заселение Америки
6. На территории России первые люди появились 4млн. лет назад. На стоянках Улалинка, недалеко от Якутска, на южном Урале были обнаружены примитивные орудия труда из камня.
В Башкирии в Каповой пещере было найдено 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15-13тыс.лет.
В 60-х гг. XXв. раскопано два захоронения под Владимиром на стоянке Сунгирь. Возраст 25-30 тыс. лет.
7. Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей.
По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил – духа и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.
Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром. Богами были и предки рода.
Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей.
С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии.
Искусство зародилось у неандертальцев. Наиболее впечатляющими памятником времен палеолита является пещерная живопись. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками.
В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер – небольших (5 – 15см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых.
Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:
Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?
Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?
человек изменили мир | Программа Смитсоновского института по происхождению человека
Люди меняют мир | Программа Смитсоновского института по происхождению человека- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргезайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- Ювелирные изделия
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскального искусства
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 — Скелет неандертальца
- 3D Коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Встречаться
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9-12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9–12 классы)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик»
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф. Райан
- Джейми Л. Дженсен
- Мэри Эвелин Такер
- Вентцель ван Хейсстин (почетный)
- Джо Уоткинс (почетный)
- Том Вейнанди (почетный)
- Дэвид Оренштейн
- Майкл Теннесон
- Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
- Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
- Видео и аудио публичных мероприятий BSIC
- Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
- Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
- Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
- Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
- Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
- Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
- Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
- Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
- Стань участником
- Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
- Волонтерские возможности
- Отправить вопрос
- Продукты
- «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
- Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоуна)
- Для прессы
- Мультимедиа
- Слайд-шоу
- Бронзовые статуи
- Реконструированные лица
- Видео
- Аудио
- Слайд-шоу
Антропоцентризм | философия | Британика
- Похожие темы:
- гуманизм рог изобилия
Просмотреть весь связанный контент →
антропоцентризм , философская точка зрения, утверждающая, что люди являются центральными или наиболее значимыми существами в мире. Это основное убеждение, заложенное во многих западных религиях и философиях. Антропоцентризм рассматривает людей как нечто отдельное от природы и превосходящее ее, и считает, что человеческая жизнь имеет внутреннюю ценность, в то время как другие объекты (включая животных, растения, минеральные ресурсы и т. д.) являются ресурсами, которые могут быть оправданно использованы на благо человечества.
Многие специалисты по этике находят корни антропоцентризма в истории Сотворения, рассказанной в книге Бытие в иудео-христианской Библии, в которой люди созданы по образу Бога и им велено «покорить» Землю и «владычествовать» над всеми другими живыми существами. Этот отрывок был истолкован как указание на превосходство человечества над природой и как попустительство инструментальному взгляду на природу, согласно которому мир природы имеет ценность только тогда, когда он приносит пользу человечеству. Это направление мысли не ограничивается иудейской и христианской теологией, и его можно найти в 9-м учении Аристотеля. 0581 Политика и в моральной философии Иммануила Канта.
Еще из Британники
гуманизм: антропоцентризм и индивидуализм
Некоторые антропоцентрические философы поддерживают так называемую точку зрения рога изобилия, которая отвергает утверждения о том, что ресурсы Земли ограничены или что неконтролируемый рост населения превысит несущую способность Земли и приведет к войнам и голоду, когда ресурсы станут дефицитными. Философы-рога изобилия утверждают, что либо прогнозы ограниченности ресурсов и роста населения преувеличены, либо что технологии будут развиваться по мере необходимости для решения будущих проблем дефицита. В любом случае они не видят ни моральной, ни практической необходимости в правовом контроле для защиты природной среды или ограничения ее эксплуатации.
Другие специалисты по этике окружающей среды предположили, что можно ценить окружающую среду, не отказываясь от антропоцентризма. Эта точка зрения, которую иногда называют благоразумным или просвещенным антропоцентризмом, утверждает, что у людей действительно есть этические обязательства по отношению к окружающей среде, но они могут быть оправданы с точки зрения обязательств по отношению к другим людям. Например, загрязнение окружающей среды можно рассматривать как аморальное, потому что оно негативно влияет на жизнь других людей, например, тех, кого тошнит от загрязнения воздуха с фабрики. Точно так же расточительное использование природных ресурсов считается аморальным, поскольку оно лишает будущие поколения этих ресурсов. В 19В 70-х годах теолог и философ Холмс Ролстон III добавил к этой точке зрения религиозную оговорку и утверждал, что люди несут моральный долг защищать биоразнообразие, поскольку невыполнение этого требования будет означать неуважение к творению Бога.
До того, как экологическая этика стала академической областью, защитники природы, такие как Джон Мьюир и Альдо Леопольд, утверждали, что мир природы имеет внутреннюю ценность, подход, основанный на эстетическом восприятии красоты природы, а также этическое неприятие чисто эксплуататорская оценка природного мира. В 19В 70-е годы ученые, работающие в зарождающейся академической области этики окружающей среды, поставили перед антропоцентризмом два фундаментальных вызова: они поставили под сомнение, следует ли считать людей выше других живых существ, и они также предположили, что природная среда может обладать внутренней ценностью, независимой от ее полезности для человечества.