На главную

оглавление

    

1 2 3

 

"О княжении Владимирове прежде крещения"

 

из части II - "От начала княжения Рурикова до кончины Ярослава Первого" из книги Михайло Ломоносова "Древняя Россiйская исторiя"

 

 

Глава 7. О княжении Владимирове прежде крещения

 

Самодержавного своего в России государствования Владимир полагает начало,* мнимым благочестием по древнему предков многобожию, однако и заблуждением показует в себе способность к приятию веры в единого истинного Бога. Его повелением поставлен в Киеве перед двором теремным, на высоком холме главный идол Перун, деревянный с серебряною головою и золотым усом. Жертва приносилась - огонь неугасимый. За угашение, небрежением случившееся, жрецы смертной казни предавались. Сей богом грома и молнии почитавшийся Перун был Зевес древних наших предков.

 

Меньших богов Нестор именует: Хорса, Дажбога, Стрибога, Семаргла, Мокошь, не показав знаменования и приписыванной им от идолопоклонников силы и власти. По Перуне имел Волос первое место, коему покровительство скота приписывалось (рачение о скотопасстве большее, нежели у римлян, нижним божкам оное препоручившим); Погвизд, Похвист или Вихрь - бог ветра, дождя и вёдра, Еол российский; Лада (Венера), Дида и Лель (купидоны), любви и браков покровители, толь усердно от древних предков наших почитались, что оттуда и поныне в любовных простых песнях, особливо на брачных празднествах, упоминаются со многим повторительным восклицанием.

 

Купалу, богу плодов земных, соответствующему Цересе и Помоне, праздновали перед началом сенокоса и жатвы в двадцать четвертый день июня. Остатки сего идолопоклонства толь твердо вкоренились, что и поныне почти во всей России ночные игры, особливо скакание около огня, в великом употреблении; и святая Агриппина, которой тогда память празднуется, по древнему идолу проименована от простонародия Купальницею.

 

* 981 год. Нестор.а

а В подлиннике ошибка: нужно 980.

 

Отстояннем полугодичного времени почиталася Коляда, праздничный Р±РѕРі, декабря РІ 24 число. РќРµ иначе СЃРёРµ разуметь можно, как что, Р·РёРјРЅРёРµ РґРЅРё РІ праздности без военного дела, без пашенной Рё скотопасной работы люди препровождая, уставили Коляде сей праздник. Употребительные ныне между христианами около сего времени РЅР° празднество Рождества Христова игрища, РІ личинах Рё РІ отменном платье, едва ли РЅРµ оттуду РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚, РёР±Рѕ РїРѕ деревням Рё поныне Коляду РІ плясках Рё песнях возглашают. Р