Вопросы и ответы

Три вида памяти – виды памяти, типы памяти, структура. Ассоциации • Школьному психологу • Всё об образовании и обучении

4. Основные виды памяти.

Существует
несколько основных подходов в классификации
памяти. В настоящее время в качестве
наиболее общего основания для выделения
различных видов памяти принято
рассматривать зависимость характеристик
памяти от особенностей деятельности
по запоминанию и воспроизведению. При
этом отдельные виды памяти вычленяются
в соответствии с тремя основными
критериями: 1) по характеру психической
активности, преобладающей в деятельности,
память делят на двигательную, эмоциональную,
образную и словесно-логическую; 2) по
характеру целей деятельности — на
непроизвольную и произвольную; 3) по
продолжительности закрепления и
сохранения материала (в связи с его
ролью и местом в деятельности) — на
кратковременную, долговременную и
оперативную (рис. 3).

Рис.
3. Классификация основных видов памяти

Классификация
видов памяти по характеру психической
активности была впервые предложена
П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные
им вида памяти (двигательная, эмоциональная,
образная и словесно-логическая) не
существуют независимо друг от друга, и
более того, находятся в тесном
взаимодействии, Блонскому удалось
определить различия между отдельными
видами памяти.

Рассмотрим
характеристики этих четырех видов
памяти.

Двигательная
(или моторная) память

— это запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений.
Двигательная память является основой
для формирования различных практических
и трудовых навыков, равно как и навыков
ходьбы, письма и т. д. Без памяти на
движения мы должны были бы каждый раз
учиться осуществлять соответствующие
действия. Правда, при воспроизведении
движений мы не всегда повторяем их
точь-в-точь в том же виде, как раньше.
Некоторая изменчивость их, отклонение
от первоначальных движений, несомненно,
имеется. Но общий характер движений все
же сохраняется. Например, такая
устойчивость движений вне зависимости
от обстоятельств характерна для движений
письма (почерк) или наших некоторых
двигательных привычек: как мы подаем
руку, приветствуя своего знакомого, как
мы пользуемся столовыми приборами и
т.д.

Наиболее
точно движения воспроизводятся в тех
условиях, в которых они выполнялись
ранее. В совершенно новых, непривычных
условиях мы часто воспроизводим движения
с большим несовершенством. Нетрудно
повторить движения, если мы привыкли
выполнять их, пользуясь определенным
инструментом или с помощью каких-то
конкретных людей, а в новых условиях мы
оказались лишены этой возможности.
Также очень сложно повторить движения,
если они раньше были частью какого-то
сложного действия, а сейчас их надо
воспроизвести отдельно. Все это
объясняется тем, что движения
воспроизводятся нами не изолированно
от того, с чем они были раньше связаны,
а только на основе уже образовавшихся
ранее связей.

Двигательная
память у ребенка возникает очень рано.
Ее первые проявления относятся к первому
месяцу жизни. Первоначально она выражается
только в двигательных условных рефлексах,
вырабатывающихся у детей уже в это
время. В дальнейшем запоминание и
воспроизведение движений начинают
принимать сознательный характер, тесно
связываясь с процессами мышления, воли
и др. Особо следует отметить, что к концу
первого года жизни двигательная память
достигает у ребенка такого уровня
развития, который необходим для усвоения
речи.

Следует
отметить, что развитие двигательной
памяти не ограничивается периодом
младенческого возраста или первых лет
жизни. Развитие памяти происходит и в
более позднее время. Так, двигательная
память у детей дошкольного возраста
достигает уровня развития, позволяющего
уже выполнять тонко координированные
действия, связанные с овладением
письменной речью. Поэтому на разных
ступенях развития проявления двигательной
памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная
память

— это память на чувства. Данный вид
памяти заключается в нашей способности
запоминать и воспроизводить чувства.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности и
интересы, как осуществляются наши
отношения с окружающим миром. Поэтому
эмоциональная память имеет очень важное
значение в жизни и деятельности каждого
человека. Пережитые и сохраненные в
памяти чувства выступают в виде сигналов,
либо побуждающих к действию, либо
удерживающих от действий, вызвавших в
прошлом отрицательные переживания.

Следует
отметить, что воспроизведенные, или
вторичные, чувства могут значительно
отличаться от первоначальных. Это может
выражаться как в изменении силы чувств,
так и в изменении их содержания и
характера.

По
силе воспроизведенное чувство может
быть слабее или сильнее первичного.
Например, горе сменяется печалью, а
восторг или сильная радость — спокойным
удовлетворением; в другом случае, обида,
перенесенная раньше, при воспоминании
о ней обостряется, а гнев — усиливается.

Существенные
перемены могут произойти и в содержании
нашего чувства. Например, то, что раньше
переживалось нами как досадное
недоразумение, со временем может
воспроизводиться как забавный случай,
или то событие, которое было испорчено
мелкими неприятностями, со временем
начинает вспоминаться как весьма
приятное.

Первые
проявления памяти у ребенка наблюдаются
к концу первого полугода жизни. В это
время ребенок может радоваться или
плакать при одном лишь виде того, что
раньше доставляло ему удовольствие или
страдание. Однако начальные проявления
эмоциональной памяти существенно
отличаются от более поздних. Это отличие
заключается в том, что если на ранних
этапах развития ребенка эмоциональная
память носит условно-рефлекторный
характер, то на более высоких ступенях
развития эмоциональная память является
сознательной.

Образная
память

— это память на представления, картины
природы и жизни, а также на звуки, запахи,
вкусы и др. Суть образной памяти
заключается в том, что воспринятое
раньше воспроизводится затем в форме
представлений. Характеризуя образную
память, следует иметь в виду все те
особенности, которые характерны для
представлений, и прежде всего их
бледность, фрагментарность и неустойчивость.
Эти характеристики присущи и для данного
вида памяти, поэтому воспроизведение
воспринятого раньше нередко расходится
со своим оригиналом. Причем с течением
времени эти различия могут существенно
углубляться.

Отклонение
представлений от первоначального образа
восприятия может идти по двум путям:
смешение образов или дифференциация
образов. В первом случае образ восприятия
теряет свои специфические черты и на
первый план выступает то общее, что есть
у объекта с другими похожими предметами
или явлениями. Во втором случае черты,
характерные для данного образа, в
воспоминании усиливаются, подчеркивая
своеобразие предмета или явления.

Особо
следует остановиться на вопросе о том,
от чего зависит легкость воспроизведения
образа. Отвечая на него, можно выделить
два основных фактора. Во-первых, на
характер воспроизведения влияют
содержательные особенности образа,
эмоциональная окраска образа и общее
состояние человека в момент восприятия.
Так, сильное эмоциональное потрясение
может вызвать даже галлюцинаторное
воспроизведение виденного. Во-вторых,
легкость воспроизведения во многом
зависит от состояния человека в момент
воспроизведения. Припоминание виденного
наблюдается в яркой образной форме чаще
всего во время спокойного отдыха после
сильного утомления, а также в дремотном
состоянии, предшествующем сну.

Точность
воспроизведения в значительной мере
определяется степенью задействования
речи при восприятии. То, что при восприятии
было названо, описано словом, воспроизводится
более точно.

Следует
отметить, что многие исследователи
разделяют образную память на зрительную,
слуховую, осязательную, обонятельную,
вкусовую. Подобное разделение связано
с преобладанием того или иного типа
воспроизводимых представлений.

Образная
память начинает проявляться у детей
примерно в то же время, что и представления,
т. е. в полтора-два года. Если зрительная
и слуховая память обычно хорошо развиты
и играют ведущую роль в жизни людей, то
осязательную, обонятельную и вкусовую
память в известном смысле можно назвать
профессиональными видами памяти. Как
и соответствующие ощущения, эти виды
памяти особенно интенсивно развиваются
в связи со специфическими условиями
деятельности, достигая поразительно
высокого уровня в условиях компенсации
или замещения недостающих видов памяти,
например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая
память

выражается в запоминании и воспроизведении
наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим
мысли, возникшие у нас в процессе
обдумывания, размышления, помним
содержание прочитанной книги, разговора
с друзьями.

Особенностью
данного вида памяти является то, что
мысли не существуют без языка, поэтому
память на них и называется не просто
логической, а словесно-логической. При
этом словесно-логическая память
проявляется в двух случаях: а) запоминается
и воспроизводится только смысл данного
материала, а точное сохранение подлинных
выражений не требуется; б) запоминается
не только смысл, но и буквальное словесное
выражение мыслей (заучивание мыслей).
Если в последнем случае материал вообще
не подвергается смысловой обработке,
то буквальное заучивание его оказывается
уже не логическим, а механическим
запоминанием.

Оба
этих вида памяти могут не совпадать
друг с другом. Например, есть люди,
которые хорошо запоминают смысл
прочитанного, но не всегда могут точно
и прочно заучить материал наизусть, и
люди, которые легко заучивают наизусть,
но не могут воспроизвести текст «своими
словами».

Развитие
обоих видов словесно-логической памяти
также происходит не параллельно друг
другу. Заучивание наизусть у детей
протекает иногда с большей легкостью,
чем у взрослых. В то же время в запоминании
смысла взрослые, наоборот, имеют
значительные преимущества перед детьми.
Это объясняется тем, что при запоминании
смысла прежде всего запоминается то,
что является наиболее существенным,
наиболее значимым. В этом случае очевидно,
что выделение существенного в материале
зависит от понимания материала, поэтому
взрослые легче, чем дети, запоминают
смысл. И наоборот, дети легко могут
запомнить детали, но гораздо хуже
запоминают смысл.

В
словесно-логической памяти главная
роль отводится второй сигнальной
системе, поскольку словесно-логическая
память — специфически человеческая
память, в отличие от двигательной,
эмоциональной и образной, которые в
простейших формах свойственны и животным.
Опираясь на развитие других видов
памяти, словесно-логическая память
становится ведущей по отношению к ним,
и от уровня ее развития в значительной
степени зависит развитие всех других
видов памяти.

Мы
уже говорили, что все виды памяти тесно
связаны друг с другом и не существуют
независимо друг от друга. Например,
когда мы овладеваем какой-либо двигательной
деятельностью, мы опираемся не только
на двигательную память, но и на все
остальные ее виды, поскольку в процессе
овладения деятельностью мы запоминаем
не только движения, но и данные нам
объяснения, наши переживания и впечатления.
Поэтому в каждом конкретном процессе
все виды памяти взаимосвязаны.

Существует,
однако, и такое деление памяти на виды,
которое прямо связано с особенностями
самой выполняемой деятельности. Так, в
зависимости от целей деятельности
память делят на непроизвольную
и произвольную.
В первом случае имеется в виду запоминание
и воспроизведение, которое осуществляется
автоматически, без волевых усилий
человека, без контроля со стороны
сознания. При этом отсутствует специальная
цель что-то запомнить или припомнить,
т. е. не ставится специальная мнемическая
задача. Во втором случае такая задача
присутствует, а сам процесс требует
волевого усилия.

Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное. Напротив,
часто бывает так, что непроизвольно
запомненный материал воспроизводится
лучше, чем материал, который специально
запоминался. Например, непроизвольно
услышанная фраза или воспринятая
зрительная информация часто запоминается
более надежно, чем если бы мы пытались
запомнить ее специально. Непроизвольно
запоминается материал, который оказывается
в центре внимания, и особенно тогда,
когда с ним связана определенная
умственная работа.

Существует
также деление памяти на кратковременную
и долговременную.
Кратковременная память — это вид памяти,
характеризующийся очень кратким
сохранением воспринимаемой информации.
С одной точки зрения кратковременная
память чем-то похожа на непроизвольную.
Так же как и в случае с непроизвольной
памятью, при кратковременной памяти не
используются специальные мнемические
приемы. Но в отличие от непроизвольной,
при кратковременной памяти для запоминания
мы предпринимаем определенные волевые
усилия.

Проявлением
кратковременной памяти является тот
случай, когда испытуемого просят
прочитать слова или предоставляют для
их запоминания очень мало времени (около
одной минуты), а потом просят сразу
воспроизвести то, что он запомнил.
Естественно, что люди различаются по
количеству запоминаемых слов. Это
происходит потому, что они обладают
различным объемом кратковременной
памяти.

Объем
кратковременной памяти индивидуален.
Он характеризует природную память
человека и сохраняется, как правило, в
течение всей жизни. Объем кратковременной
памяти характеризует способность
механически, т. е. без использования
специальных приемов, запоминать
воспринимаемую информацию.

Кратковременная
память играет очень большую роль в жизни
человека. Благодаря ей перерабатывается
значительный объем информации, сразу
же отсеивается ненужная и остается
потенциально полезная. Вследствие этого
не происходит перегрузки долговременной
памяти. В целом же кратковременная
память имеет огромное значение для
организации мышления, и в этом она очень
похожа на оперативную память.

Понятием
оперативная
память

обозначают мнемические процессы,
обслуживающие непосредственно
осуществляемые человеком актуальные
действия, операции. Когда мы выполняем
какое-либо сложное действие, например
арифметическое, то осуществляем его по
частям. При этом мы удерживаем «в уме»
некоторые промежуточные результаты до
тех пор, пока имеем с ними дело. По мере
продвижения к конечному результату
конкретный «отработанный» материал
может забываться. Аналогичное явление
мы наблюдаем при выполнении любого
более или менее сложного действия. Части
материала, которыми оперирует человек,
могут быть различными (например, ребенок
начинает читать со складывания букв).
Объем этих частей, так называемых
оперативных единиц памяти, существенно
влияет на успешность выполнения той
или иной деятельности. Поэтому для
запоминания материала имеет большое
значение формирование оптимальных
оперативных единиц памяти.

Без
хорошей кратковременной памяти невозможно
нормальное функционирование долговременной
памяти. В последнюю может проникнуть и
надолго отложиться лишь то, что когда-то
было в кратковременной памяти, поэтому
кратковременная память выступает в
виде своеобразного буфера, который
пропускает лишь нужную, уже отобранную
информацию в долговременную память.
При этом переход информации из
кратковременной в долговременную память
связан с рядом особенностей. Так, в
кратковременную память в основном
попадают последние пять-шесть единиц
информации, полученной через органы
чувств. Перевод из кратковременной
памяти в долговременную осуществляется
благодаря волевому усилию. Причем в
долговременную память можно перевести
информации гораздо больше, чем позволяет
индивидуальный объем кратковременной
памяти. Это достигается путем повторения
материала, который надо запомнить. В
результате происходит наращивание
общего объема запоминаемого материала.

studfiles.net

Основные виды памяти



  • Предыдущая
  • 1 of 2
  • Следующая

В качестве наиболее общего основания для выделения раз­личных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизве­дению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с тремя основными критериями (рис. 1.4):

1) по характеру пси­хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроиз­вольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и опе­ративную. [20, с. 245].

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существу­ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение это­го вида памяти состоит в том, что она служит основой для фор­мирования различных практических и трудовых навыков, рав­но как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движе­ния мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять со­ответствующие действия. Обычно признаком хорошей двига­тельной памяти является физическая ловкость человека, сно­ровка в труде.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в дви­гательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Осо­бо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память дости­гает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста до­стигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступе­нях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны. [12, с. 257-258].

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всег­да сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потреб­ности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого че­ловека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства высту­пают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрица­тельные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмо­циональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память — память на представления, картины при­роды и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными вида­ми. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти осо­бенно интенсивно развиваются в связи со специфическими ус­ловиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за­поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра­нение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за­учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, не могут воспроизвести текст «своими словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.

Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языко­вую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то бук­вальное заучивание его оказывается уже не логическим, а меха­ническим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память в отличие от двигатель­ной, эмоциональной и образной, которые в простейших фор­мах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится веду­щей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти при­надлежит основная роль в усвоении знаний детьми в про­цессе обучения.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, кото­рое прямо связано с особенностями самой актуально выполня­емой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной па­мятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, гово­рят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем пред­ставляют собой две последовательные ступени развития памя­ти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий форми­руется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта.

Однако в деятельности человека неред­ко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д., что уже непосредст­венно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они на­столько специфичны и их роль в функционировании меха­низмов накопления опыта столь значительна, что их рассмат­ривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти. В отличие от долговременной па­мяти, для которой характерно длительное сохранение мате­риала после многократного его повторения и воспроизведе­ния, кратковременная память характеризуется очень крат­ким сохранением.

Понятием оперативная память обозначают мнемические про­цессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые че­ловеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осу­ществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному резуль­тату конкретный «отработанный» материал может забываться Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которы­ми оперирует человек, могут быть различными (ребенок начи­нает читать со складывания букв). Объем этих кусков, так на­зываемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц. [12, с. 276].

Критерии, принятые нами за основание деления памяти на виды, связанные с различными сторонами человеческой дея­тельности, выступают в ней не порознь, а в органическом единстве (рис. 1.5).

Индивидуальные различия в па­мяти людей могут быть двух видов: с одной стороны, память разных людей отли­чается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, па­мять различных людей может отли­чаться и по уровню своей организа­ции. Человек с наглядно-образным ти­пом памяти особенно хорошо запо­минает наглядные образы, цвет пред­метов, звуки, лица и т. п. Так, В. А. Моцарт, запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

При словесно-логическом типе па­мяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: поня­тия, формулы и т. п. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написан­ное другим автором, после двукратного его прочтения.

При эмоциональном типе памя­ти прежде всего сохраняются и вос­производятся пережитые человеком чувства.

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубро­вина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хре­стоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
  3. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1967. — 300 с.
  4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с.
  5. Зинченко П. И.. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 173.
  6. Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений; Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 408 с.
  7. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  8. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
  9. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  10. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2004. — 320 с. (Серия «Мастера психологии»).
  11. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  12. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 583 с. (Серия «Учебник нового века»).
  13. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 456 с.
  15. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  16. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.
  17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с.
  18. Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов) / Под ред. В. В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с.
  19. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  20. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пе­дагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 448 с.
  21. Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. III, кн. 2. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — С. 325.
  22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведе­ний. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2002. – 512 с.
  23. Психология для студентов вузов / Под общей редакцией проф. Е. И. Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр   «МарТ», 2004. – 560 с.
  24. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2003. – 256 с.
  25. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 206-207.
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. — М.: Педагогика, 1989. — 448 с.
  27. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубро­виной. — М., Издательский центр «Акаде­мия», 1997. — 128 с.
  28. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект-пресс, 2001. — С. 269-273.
  29. Столяренко Л. Д. Основы психологии (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов н/Д- Феникс, 2001. — 672 с.
  30. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 304 с.
  31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Из­дательский центр «Академия», 1999.- 336 с.
  32. Черемошкина Л. В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. — С.140-166.
  33. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
< Предыдущая   Следующая >

psixologiya.org

Виды памяти у человека – сенсорная, кратковременная и долговременная память

Многие люди считают, что память — это «пыльное хранилище фактов». На самом деле память — это активная система, которая получает, хранит, систе­матизирует, изменяет и воспроизводит информацию. Работа памяти человека в некотором смыс­ле похожа на работу компьютера.

Посту­пающая информация сперва кодируется, пли пре­вращается в пригодную для употребления форму.

Этот шаг похож на ввод данных в компьютер. Затем информации сохраняется, иди удерживается в си­стеме. Наконец, чтобы воспоминания принесли нам пользу, их надо воспроизвести, или достать оттуда, где они хранились. Если вы хотите запомнить все 9856 новых терминов для экзамена по психологии, то должны хорошо их закодировать, со­хранить и воспроизвести.

Как называются эти три вида памя­ти человека, которые мы только что упомянули?

Психологи идентифицировали три фазы памяти. Чтобы храниться долгое время, информация долж­на пройти все эти три фазы.

Сенсорная память

Предположим, ваша подруга попросила вас купить кое-что на рынке. Как вы запомните, что она вас просила? Поступающая информация сначала вво­дится на сенсорную память, где в течение несколь­ких секунд или даже более короткого промежутка времени сохраняется точная копия того, что мы видим или слышим. Например, взгляните на цветок н затем закройте ваши глаза. Изображение, или быстро исчезающий психический образ цветка, со­хранится у вас в памяти в течение приблизительно половины секунды. Точно так же информация, ко­торую вы слышите, удерживается в сенсорной па­мяти в форме эха в течение 2 секунд. В целом, сенсорная память хра­нит информацию достаточно долго, чтобы какую-то ее часть можно было перенести во вторую сис­тему памяти.

 

Кратковременная память

Не все, что мы видим или слышим, сохраняется в памяти. Пока ваша подруга записывает, что купить, рядом работает радио. Запомните ли вы, что говорит диктор? Вероятно, нет, потому что избирательное внимание, обращенное к выбранной порции сенсор­ных данных, контролирует информацию, которая поступает в кратковременную память. В кратковре­менной памяти в течение относительно коротких промежутков времени хранятся незначительные порции информации. Если вы будете слушать вашу подругу, вы поместите ее список того, что надо ку­пить, в кратковременную память

Как кодируются кратковременные воспоминания?

Кратковременные воспоминания могут сохраняться в форме образов. Но чаще всего они сохраняются фонетически, особенно при припоминании слов и букв.

Кратковременная память действует как временное хранилище небольших порций информации. Если эта информация не имеет для вас никакого значения, то она быстро «выбрасывается» из кратковременной памяти и навсегда исчезает. Кратковременная па­мять не дает нам запоминать бесполезные имена, даты, номера телефонов и другие мелочи. В то же время это область рабочей памяти, в основном именно с ее помощью идут наши мыслительный процес­сы. Когда мы набираем номер телефона, проводим вычисления в уме. вспоминаем список того, что нуж­но купить, и т. п., мы все опираемся на кратковре­менную память.

Как вы, возможно, замечали, набирая номер теле­фона, кратковременная память очень чувствительна к нарушениям и вмешательству. Вы знаете, как это происходит: посмотрев на группу цифр, вы идете к телефону, повторяя их про себя. Вы набираете но­мер и слышите сигнал «занято». Возвращаетесь че­рез несколько минут и понимаете, что вам нужно еще раз взглянуть на номер. На этот раз, когда вы собираетесь позвонить, кто-то задает вам вопрос, Вы отвечаете, поворачиваетесь к телефону и понимаете, что не помните номера. Обратите внимание, что ра­бочая память может справляться только с небольши­ми порциями информации. Очень трудно выполнить в кратковременной памяти более одной задачи сра­зу.

Долговременная память

Если кратковременная память сравнительно недолго хранит информацию, легко прерывается и ограниче­на в «размере», то как нам удается сохранять вос­поминания в течение более длительного промежут­ка времени?

Наиболее важная и существенная информация пере­водится на третью систему памяти, называемую дол­говременной памятью. В отличие от кратковремен­ной памяти долговременная память сохраняет ин­формацию, которая имеет смысл. В долговременной памяти содержится все, что вы знаете о мире: от аф­риканского муравья до кабачков, от математики до мифа. И при этом вы може­те спокойно выйти из комнаты, не опасаясь, что все забудете. Долговременная память обладает почти безграничным объемом. Фактически чем больше вы знаете, тем легче становится добавить в память но­вую информацию. Это совсем не то, чего мы могли бы ожидать, если бы долговременную намять возмож­но было «заполнить до отказа». В частности, именно поэтому хорошее обра­зование имеет такое значение.

Кодируются ли долговременные воспоминания как звуки?

Очень может быть. Однако, как правило, информа­ция в долговременной памяти сохраняется в соответ­ствии с ее смыслам и важностью, а не фонетическим значением. Если вы делаете ошибку в долговремен­ной памяти, то она, вероятно, соотносится со смыс­лом. Например, когда вы пытаетесь вспомнить сло­во «сарай» из списка слов, который вы запомнили наизусть, вы по ошибке можете сказать «гараж» или «ферма», но вряд ли скажете «каравай».

Если информация находится в кратковременной памяти и связана со знаниями, хранящимися в дол­говременной памяти, го она приобретает смысл, по­этому такую информацию легче запомнить.

 

Двойная память.

 По большей части работа нашей повседневной памяти включает в себя кратковре­менную и долговременную память. Чтобы понять их взаимосвязь, вы можете представить кратковремен­ную память как маленький стол перед большим складом с папками (долговременная память).

Перед тем как поступить на склад, информация сначала попадает на стол. Так как стол маленький, то его надо быстро расчистить, чтобы освободить место для новой информации. Малозначащие пред­меты просто выбрасываются. Существенная или важная информация помещается в папки (долговре­менную память).

Когда мы хотим использовать знания из долговре­менной памяти, чтобы ответить на вопрос, то ин­формация возвращается в кратковременную па­мять. В нашей аналогии из стопки папок вынимает­ся какая-то одна и кладется на стол, где ею можно будет пользоваться. (Пользователям компьютера, вероятно, будет ближе другое сравнение: кратковре­менная память похожа па ОЗУ, а долговременная — на жесткий диск.) Теперь, когда у вас есть общая кар­тина кратковременной и долговременной памяти, и ту и другую пора исследовать более детально. Сле­дующая дискуссия дополнит ваше понимание. Но сначала у нас есть возможность повторить то, что вы уже усвоили.

 

Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта Личностный рост и саморазвитие

< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

1.2. Виды памяти

Все
виды памяти можно условно разделить 
на 3 группы:

1)
Что запоминает человек (предметы и
явления, мысли движение, чувство)
Соответственно этому различают образную,
словесно – логическую, двигательную,
эмоциональную виды памяти.

 2)
Как человек запоминает (случайно 
или преднамеренно) здесь выделяют 
произвольную и непроизвольную
память.

3)Как долго сохранится запомненное. 
Данном случае имеют виду кратковременную, 
долговременную и оперативную 
память.

Словесно-логическая
память выражается в запоминание,
сохранение и воспроизведение мыслей.
Этот вид  памяти тесно связан
с речью. Например, объект наблюдения
можно не только запечатлеть в наглядном образе,
но и запомнить его характерологическую
сущность. Такое запоминание возможно
лишь в словесной форме. Этот вид памяти
специфически – человеческий, животные
такой памятью не обладают. Форма
воспроизведения мысли зависит от уровня
речевого развития человека. Чем менее
развита речь, тем труднее воспроизвести
мысль словами. Воспроизведение мыслей
не всегда происходит в том же словесном
выражений в каком они были первоначально
выражены, в некоторых случаях запоминается
и воспроизводится только общий смысл
учебного материала, а буквальное
словесное воспроизведение не требуется.
В других случаях необходимо запомнить
и воспроизвести точное буквальное
выражение мыслей (правила, определение).

Двигательная
(моторная) – позволяет запоминать
умение, навыки, различные движения
и действия. Двигательная память
проявляется запоминаний и воспроизведений
движений и их систем. Двигательная
память позволяет, например, гимнасту
мысленно ощутить порядок движений в
разученной комбинации. Если бы не было
этого вида памяти, то человеку всякий
раз приходилось бы заново учиться
ходить, писать, выполнять разнообразную
деятельность.

2)
От упражнений и тренировок 
выработки двигательных навыков. 
В результате индивидуальных 
особенностей каждый человек 
обладает своим темпом, стилем 
движений при ходьбе, письме, спорте,
игре и труде. Двигательная память
развивается раньше других.

Эмоциональная
память — это память на эмоциональные 
состояния, имеющие место в прошлом.
Так, в памяти могут всплыть приятные
воспоминания о хорошо выполненном 
действии, и от этого оно отчетливо,
в деталях, прочно запечетляется в
нервной системе человека. И наоборот,
неприятные воспоминания постепенно
вытесняют подробности неуверенно
выполненного действия. Яркие эмоциональные
переживания быстро запоминаются и легко
воспроизводятся. (смотрите приложение
2)

Произвольная 
память предполагает наличие специальных 
целей запомнить, которую ставит
человек и производит волевое
усилие.

Непроизвольная 
память не предполагает  специальной 
цели запомнить или припомнить
тот  или иной материал, случай,
явление. Они запоминаются самим собой,
без  никаких волевых усилий. Не
произвольная память прежде всего то,
что нам  нравится, на что мы обратили
внимание.2

1.3. Основные процессы и механизмы памяти

Оперативная
память — это мнемические процессы,
обслуживающие непосредственно
осуществляемые человеком актуальные
действия, операции.

Промежуточная
память обеспечивает сохранение информации
в течение нескольких часов, накапливает
информацию в течение дня, а время ночного
сна отводится организмом для очищения
промежуточной памяти и категоризации
информации, накопленной за прошедший
день, переводя ее в долговременную
память. По окончании сна промежуточная
память опять готова к приему новой
информации. У человека, который спит
менее трех часов в сутки, промежуточная
память не успевает очищаться, в результате
нарушается выполнение мыслительных,
вычислительных операций, снижается
внимание, кратковременная память,
появляются ошибки в речи, в действиях.

Объем
памяти — это интегральная характеристика
памяти, которая характеризует возможности
запоминания и сохранения информации.

Другая
характеристика памяти — точность
воспроизведения. Эта характеристика
отражает способность человека точно
сохранять, а самое главное, точно
воспроизводить запечатленную в памяти
информацию.

Важнейшей
характеристикой памяти является
длительность, она отражает способность
человека удерживать определенное время
необходимую информацию. Запоминание —
это процесс запечатления и последующего
сохранения воспринятой информации.

Механическое
запоминание — это запоминание без
осознания логической связи между
различными частями воспринимаемого
материала (исторические даты, статистические
данные). Основа механического запоминания
— ассоциации по смежности.

В
отличие от этого осмысленное запоминание
основано на понимании внутренних
логических связей между отдельными
частями материала. Доказано, что
осмысленное запоминание во много раз
продуктивнее механического. Механическое
запоминание требует много повторений,
не всегда припоминается к месту и ко
времени. Осмысленное запоминание требует
меньше усилий и времени и является более
действенным.

Один
из способов увеличения объема и прочности
запоминания не связанных между собой
слов состоит в создании условной
логической связи между ними. В определенных
случаях эта связь может быть бессмысленной
по содержанию, но яркой с точки зрения
представлений. Например, вам надо
запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон,
расческа, пуговица и т.д. Для этого
построим условно-логическую цепочку
следующего вида: «арбуз лежит на
столе. За столом сидит слон. В кармане
его жилета лежит расческа, а сам жилет
застегнут на одну пуговицу». С помощью
такого приема можно запомнить до 30 слов
и более (в зависимости от тренировки)
при однократном повторении. При
механическом запоминании в памяти через
час остается только 40% материала, а еще
через несколько часов — всего 20%, а в
случае осмысленного запоминания 40%
материала сохраняется в памяти даже
через 30 дней.

Осмысление
материала достигается разными приемами,
и, прежде всего выделением в изучаемом
материале главных мыслей и группированием
их в виде плана.

Полезным
приемом осмысления материала является
сравнение, т.е. нахождение сходства и
различия между предметами, явлениями,
событиями. Осмыслению материала помогает
также его конкретизация, пояснение
общих правил и положений примерами,
решение задач, проведение наблюдений,
лабораторных работ и т.д.

Важнейший
метод осмысленного запоминания материала
— метод повторения. Проведенные
исследования позволили выявить некоторые
закономерности в использовании этого
метода:


заучивание протекает неравномерно —
вслед за подъемом в воспроизведении
может наступить некоторое его снижение;
заучивание идет скачками; при легком
материале — первые повторения дают
больший результат, чем последующие; при
трудном материале — первые повторения
дают меньший результат, чем последующие;
при повторении заученного материала
его прочность и длительность возрастают
многократно.

Методы
заучивания: метод концентрированного
заучивания;метод распределенного
заучивания;метод воспроизведения во
время заучивания.

Способы
заучивания: целостный; частичный;
комбинированный.3

studfiles.net

Основные виды памяти человека

Память человека является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания  записываются в память. Ее виды  помогают лучше усвоить информацию определенного характера. Проявления памяти исключительно многогранны и могут быть разделены на несколько основных категорий. Разные виды памяти человека характеризуются разными особенностями.

Виды памяти по психической активности

По характеру психической активности различаются следующие виды памяти.

Двигательная память обеспечивает человеку запоминание его движений. Она лежит в основе формирования многих практических и трудовых навыков. В частности, к ним относятся ходьба, умение писать, пользоваться различными инструментами при работе. В некоторых случаях этот вид памяти должен быть развит особенно хорошо для успешной профессиональной деятельности, например, у спортсменов или артистов балета.

Эмоциональная память является памятью на пережитые ранее эмоции и чувства. Сохраненные в памяти переживания становятся причиной для возникновения ассоциаций и действий на их основе в том случае, когда аналогичная или похожая ситуация возникнет вновь.

Образная память характеризуется способностью человека запоминать образы. Это могут быть картины природы, звуки, запахи. Как правило, зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизнедеятельности человека и развиты лучше всего. Остальные виды этой памяти у многих людей развиты значительно хуже, но бывают исключения, чаще всего связанные с профессиональной деятельностью. Обонятельная память у создателей духов или вкусовая у дегустаторов намного превышает обычный уровень. Хорошая осязательная память часто бывает у слепых. Также встречаются люди, обладающие эйдетической памятью — способностью в течение некоторого времени сохранять в памяти мельчайшие детали увиденных предметов.

Словесно-логическая память по своему содержанию представляет собой человеческие мысли на основе языка. Существуют две разновидности такой памяти. В первом случае лучше запоминается основной смысл без акцента на детали, тогда как во втором — запоминание в большей степени буквально.

Виды памяти согласно целей деятельности

Существуют также виды памяти по характеру целей деятельности.

Непроизвольная память отличается тем, что при этом отсутствует сама цель запоминания. Установлено, что этот вид памяти в большей степени развит у детей, а с возрастом заметно ослабевает. Интересной особенностью является то, что в этом случае информация очень часто запоминается надежно, хотя такая цель и отсутствует.

Произвольная память улучшается с возрастом, чему в немалой степени способствует применение специальных приемов заучивания и целенаправленные тренировки.

Память делится на виды и по продолжительности сохранения материала.

Сенсорная память характеризуется тем, что все процессы протекают на уровне рецепторов, а информация в общем случае сохраняется не более чем на полсекунды. Если информация представляет интерес для головного мозга, то происходит ее задержка. В противном случае она стирается полностью и окончательно.

Кратковременная память вступает в работу, когда информация задерживается свыше одной секунды. В течение примерно 20 секунд она подвергается обработке с целью определения степени ее важности. Если мозг признает ее заслуживающей внимания, то элементы информации (цифры, слова, названия предметов, образы) передается дальше. Объем кратковременной памяти весьма мал, одновременно в ней может находиться не более пяти — девяти элементов. Именно из этого количества и происходит отбор, а остальная часть безвозвратно теряется.

Долговременная память представляет собой нечто вроде архивного хранилища неограниченной емкости, где информация, поступившая из кратковременной памяти, проходит классификацию, кодирование и закладывается на долгосрочное хранение.

Память, виды памяти — это важнейшая функция организма, позволяющая  человеку  ориентироваться  в океане информации, окружающей его.

fb.ru

5.3. Виды памяти

Существует
несколько оснований для классификации
видов памяти у человека.

По
длительности
хранения информации

выделяют три вида памяти: долговременную,
кратковременную и оперативную.

Долговременная
память

это память практически безграничная
по своей емкости и длительности. Для
нее характерно сколь угодно длительное
хранение информации, закрепленной либо
после многократного ее повторения и
воспроизведения, либо в результате
интенсивности раздражителя. Так,
воспоминания детства человек может
пронести через всю жизнь.

Кратковременная
память

ограничена как по емкости (ее объем –
«магическое число» 7 – семь букв, семь
цифр, семь предметов, точнее 7±2), так и
по времени (не более 20 секунд). В
кратковременной памяти сохраняется не
полный, а только обобщенный образ
воспринятого. Она обслуживает сиюминутные
потребности человека.

Оперативная
память

термин, которым обозначают память,
обслуживающую осуществляемую человеком
деятельность. Ее длительность определяется
мотивацией и необходимостью для данной
работы. В уме удерживается та информация,
которая необходима «по ходу дела». Когда
деятельность завершается, эта информация
забывается. Ее длительность – от
нескольких минут до нескольких часов
и дней. Другое ее название – деловая
или промежуточная (между долговременной
и кратковременной) память.

По
характеру
психической активности

память подразделяют на следующие виды:
сенсорная, двигательная, эмоциональная,
образная и словесно-логическая.

Сенсорная
память

это примитивная память только рецепторов,
без участия корковых концов анализатора.
Пример сенсорной памяти – последовательный
образ, возникающий на сетчатке глаза
после интенсивного длительного
воздействия. Посмотрите в солнечный
день в сторону окна в течение 30 секунд,
затем закройте глаза, и вы увидите
негативный последовательный образ
окна. Он будет сохраняться в течение
нескольких секунд. Это и есть сенсорная
память.

Двигательная
память

память на запоминание, сохранение и
воспроизведение движений. Она особенно
развита у спортсменов и актеров, механиков
и танцоров.

Эмоциональная
память

это память на психические состояния в
комплексе с вызвавшей их ситуацией и
субъективным отношением к ней. Часто у
людей эмоциональная память бывает
сильнее других видов памяти, поскольку
эмоции определяют отношения человека
с другими людьми. Многие нервные и
психические заболевания (неврозы,
травматические психозы и др.) вызваны
расстройством эмоциональной памяти на
базе которого длительное время сохраняются
устойчивые патологические состояния.

Образная
память

это запечатление в нервной системе
образа привлекательного или отталкивающего
раздражителя. Образная память формируется
на основе анализаторов. Поэтому в ней
различают: зрительную, слуховую,
осязательную, обонятельную и вкусовую.
Зрительная и слуховая обычно хорошо
развиты у всех людей, а осязательная,
обонятельная и вкусовая – у профессионалов,
которым она присуща.

Разновидность
образной памяти, при которой люди
способны с исключительной точностью и
яркостью сохранять образы предлагаемых
им изображений называется эйдетической
памятью
(от
греч. слова «Эйдос»- образ). Люди,
обладающие эйдетической памятью, могут
настолько ярко представить себе
отсутствующие предметы, как будто они
их на самом деле воспринимают именно в
данный момент. Однако таких людей
немного.

Словесно-логическая
память

это память на мысли, т.е. на суждения и
умозаключения. Эта память присуща только
человеку, поскольку основывается на
использовании языка и речи. Именно
словесно-логической памяти принадлежит
ведущая роль в обучении. Это – высший
вид памяти, на котором основано так
называемое понятийное обучение, т.е.
освоение понятий – словесно-логических
обобщений при описании мира в его
объективированных свойствах.

studfiles.net

Виды памяти — Блог

Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения.

По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.

  Образная память

Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.

Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.

Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.

Зрительная память

Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

Слуховая память

Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д. Подробнее об этом виде памяти Вы можете прочитать здесь:

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Эмоциональная память

Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.

Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.

Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

Функции эмоциональной памяти:

•   Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.

•   Формирование эмоционального интеллекта.

•   Влияние на развитие личности и её творческих способностей.

Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.

Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

 Долговременная, кратковременная и оперативная память

По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.

Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.

Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.

 Непроизвольная память и произвольная память

По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.

Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.

Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.

Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:

По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.

•   При запоминании материала путем механического заучивания, без использования при этом анализа и преобразований, речь идёт об использовании механической памяти.

•   При запоминании смысла, а не формы информации, когда материал связывается с уже имеющимся и структурируется, мы говорим об использовании смысловой памяти.

Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.

Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.

Особенности произвольной памяти:

•   Наличие намерения  сохранить информацию в памяти.

•   Приложение определенных усилий для запоминания информации.

•   Использование мнемонических приемов или иных способов запоминания.

•   Организованное повторение с целью лучшего запоминания.

Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.

Развивать память можно с помощью специальных упражнений. В увлекательной форме игры для этой цели можно заниматься на развивающих тренажёрах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Nova

 

 

b-trainika.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о