Вопросы и ответы

Менеджмент изучает – ❶ Что такое менеджмент как наука 🚩 менеджмент как наука это 🚩 Гуманитарные науки

Содержание

Менеджмент как наука — это… Понятие, методы, история и развитие

До начала 1900-х годов менеджмента, каким мы знаем его сегодня, не было. Существовала работа и те, кто мог ее сделать, опираясь только на свои знания, умения и мастерство. Идея о том, что она может быть изучена, а рабочий процесс оптимизирован, сформировалась благодаря Фредерику Уинслоу Тейлору.

Менеджмент в системе наук тех времен создал революцию. Были озвучены идеи обучения сотрудников и применения стандартных, изученных методик для улучшения продуктивности.

Определение термина

Менеджмент как наука — это широкое, междисциплинарное исследование по принятию решений, устранению проблем в организациях и эффективному управлению ресурсами. Он использует комбинацию аналитических моделей и поведенческих наук при работе с различными ситуациями.

Во многих институтах и университетах можно пройти курс обучения менеджменту, а после присвоения степени или получения диплома устроиться на работу менеджером.

Менеджмент — это наука изучающая различные способы управления. Ее часто называют дисциплиной, так как она соответствует двум основным требованиям этого термина:

  • Должны быть ученые и «мыслители», которые делятся соответствующими знаниями посредством публикаций и исследовательских работ.
  • Знаниям следует официально обучать и тренировать.

Теории Тейлора

Теории менеджмента, как науки об управлении, были разработаны в начале ХХ века Фредериком У. Тейлором (1856-1915). Он был американским изобретателем и инженером. Среди его работ две наиболее важные это «Управление магазинами» и «Принципы научного управления». Практически ко всем промышленным операциям в мире можно найти подход, используя его теории.

Они назывались научными, потому что для их развития Тейлор использовал методы, заимствованные у ботаников и химиков. Среди них анализ, наблюдение, синтез, логика и рационализм. На основании изученного, Тейлор создал концепцию организации, которая сегодня носит определение «бизнес» и обозначает эффективность и продуктивность.

1900-е года

Развитие менеджмента как науки, продолжилась в 1909 году, когда Тейлор опубликовал «Принципы научного управления». В книге обосновывалось улучшение производительности при оптимизации рабочих мест.

Вскоре после этого издания два теоретика, Фрэнк и Лилиан Гилбрет, продолжили исследования в поисках оптимального способа выполнения каждой из задач, изученных Тейлором. Дуэт подал идею снимать работников на камеру, чтобы анализировать механизм выполнения тех или иных процессов.

В 1921 году Гарвардская Школа Бизнеса впервые предложила обучение для получения степени магистра по управлению бизнесом (Master of Business Administration degree (MBA)).

В 1946 году Питер Друкер издает одну из первых книг по прикладному менеджменту «Концепция корпорации», продолжая историю менеджмента как науки. Ее выход стал результатом исследования организации, проведенного по поручению Альфреда Слоана (председателя General Motors до 1956 года).

21-е столетие

К началу 21-го века существовало разделение менеджмента на 6 отдельных ветвей:

  • Финансовый менеджмент.
  • Управление человеческими ресурсами.
  • Управление информационными технологиями.
  • Маркетинговый менеджмент.
  • Управление производством.
  • Стратегический менеджмент.

Однако, разделить управление на эти категории стало труднее. Некоторые процессы относятся сразу к нескольким из них.

Научный журнал

Одним из лучших и успешных журналов о менеджменте, с научной точки зрения, считается «Management Science» (дословный перевод — «управленческая наука»). Это ежемесячное издание, главный редактор которого — Давид Симчи-Леви, профессор Массачусетского технологического института.

«Management Science» — научный журнал, который публикует различные исследования в менеджменте. В них затронуты различные аспекты управления, связанные со стратегией, предпринимательством, инновациями, технологиями и всеми функциональными областями (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, операции).

Статьи основаны как на основополагающих дисциплинах математики и статистики прочих, так и на междисциплинарных изысканиях. Материал ценен тем, что исследования подаются с описательной и нормативной точек зрения, с теоретическими и лабораторными выкладками.

Знаковые личности

Каждые два года, начиная с 2001-го, блог Thinkers50 публикует свой рейтинг 50 лучших в мире «мыслителей» в области менеджмента и руководства. С каждым часом популярность этого списка растет. Так что попадание в него приравнивается к номинации на Оскар.

Среди названных ранее были Питер Друкер, Майкл Портер, Билл Гейтс, Стив Джобс, Том Петерс, Ричард Брэнсон, Клейтон Кристенсен и другие уважаемые персоны.

В основе бренда лежат идеи независимости, целостности, объективности и доступности.

Методы науки

Влияние менеджмента ощущается при всех бизнес-расчетах. Таких, как планирование, проектирование процессов, контроль качества, учет затрат и эргономика. Знание теории дает лучшее представление о промышленном управлении.

В менеджменте методы из наук (математика и прочие) применяются очень часто. К примеру, менеджер может использовать количественный анализ, а также изучение чисел и других измеряемых данных в управлении. Все это делается для повышения рентабельности и эффективности бизнес-операций.

Искусство – это умелое применение знаний

Искусство управления – это персональная творческая черта, присущая каждому менеджеру, которая обогащается образованием, обучением и опытом. Для эффективного управления недостаточно одного лидерства, нужны также навыки, приобретаемые с практикой.

Фактически, искусство менеджмента подразумевает под собой умение видеть упорядоченное целое, состоящее из хаотического набора частей. Это также «искусство из искусств», потому что оно организует и использует человеческие таланты.

Элементы искусства в менеджменте

  • Практические знания. Одного изучения теории недостаточно, искусство требует опыта, полученного на практике. У человека может быть степень магистра, которая подразумевает знания о том, что должен уметь и делать менеджер. Но, если нет знаний в использовании этой информации в реальных жизненных ситуациях, то он им не может считаться. Искусство учит практическому применению теоретических основ.
  • Личные навыки. Действия менеджера основываются не на одних знаниях и практике. Он должен обладать некоторыми качествами, которые сделают его уникальным.
  • Креативность. Работа художника не ограничивается теорией. Он думает «вне границ и вне категорий», отличается незаурядным мышлением. Хороший менеджер должен иметь те же качества, ведь управление – это поиск нового способа, который поможет выделиться среди других.
  • Совершенство через практику. Художник становится лучше, когда тренируется и учится на своих ошибках. Точно так же и менеджеры. Чем больше времени уделяется процессу управления, тем больше опыта они получают.
  • Ориентированность на цель. Искусство направлено на результат. Работа в менеджменте требует достижения определенной цели, и менеджер предпринимает шаги для этого.

Использование науки для принятия решения

Для понятия науки менеджмента следует знать, что любая дисциплина получает информацию про определенный объект посредством систематической модели наблюдения, изучения, практики, экспериментов и исследований.

Процесс управления также следует этой схеме. Сбор данных и фактов, принятие решения на основе их анализа – основные функции менеджмента.

Процесс управления следует системному методу для поиска возможного решения проблемы. Лежащая в основе менеджмента наука — это, как и следовало ожидать, не физические сферы (химия или биология). Она не является точной. Но включение человеческого фактора относит менеджмент не только в разряд сложных, но и спорных наук, ведь поведение человека непредсказуемо.

Однако, изучение научных основ менеджмента определенно позволяет улучшить практические навыки. Менеджеры, не имеющие теоретической базы, полагаются только на свою интуицию или удачу в принятии решений. Они действуют на свой страх и риск, что недопустимо.

Элементы науки в менеджменте

Наука предполагает существование упорядоченных знаний. Ее суть заключается в применении научного метода в развитии знаний. Это происходит по следующим этапам:

  • Концепции (термины). Научный подход требует четких «понятий» вместо абстрактных образов чего-либо. В менеджменте существует терминология, определяющая те или иные ситуации и способы их решения.
  • Методы и принципы. Научный метод предполагает определение фактов посредством наблюдения. Это приводит к разработке схем, имеющих значение при прогнозировании того, что случится в подобных обстоятельствах.
  • Теория. Без нее не существует ни одной отрасли науки. «Теория» — это систематическая группировка взаимозависимых концепций и правил, которые создают рамки или связывают между собой значительную область знаний. Исследования менеджмента за многие годы разработали множество доказанных теорий для того, чтобы сделать управление более практичным или научным.
  • Организованные знания. Сегодня менеджмент как наука — это отдельная отрасль упорядоченных знаний. Концепции, теории, термины и методы являются его основой.
  • Практика. Теория менеджмента это результат практики. Все знания об управлении не имеют таких жестких рамок, которые существуют у физических наук. Они могут быть пересмотрены и изменены в соответствии с новыми социально-политическими или экономическими условиями.

Два в одном

С всего вышесказанного сделаем вывод, что следует рассматривать менеджмент как науку и искусство одновременно. Это неоспоримо. Он считается наукой, потому что обладает упорядоченным массивом информации, содержащим определенные, уже доказанные теории.

Однако менеджмент это еще и искусство. Да,наука многогранна. Но она не может заменить определенные личные навыки менеджеров, необходимые им в управлении. Наука предоставляет знание, искусство помогает в его применении.

Менеджер, который хочет быть успешным в своей профессии, должен получить знания о науке и искусстве их применения. Одно устанавливает правила, второе ищет способы его воплощения.

Следовательно, управление — это разумное сочетание науки наравне с искусством. И гармоничное, к тому же. Наука учит «знать», а искусство учит «делать».

Например, человек не может стать хорошим певцом, если у него нет знаний о разных жанрах, но он также применяет свои личные навыки в искусстве пения. Точно так же менеджеру недостаточно знать основополагающие теории — он должен также применять их при решении различных управленческих проблем.

Поэтому наука и искусство не являются взаимоисключающими понятиями. Они дополняют друг друга.

Одна из старых поговорок «Менеджерами рождаются» сегодня сменилась на «Менеджерами становятся». С этим сложно поспорить. Можно сказать, что как наука менеджмент — это корень, а искусство — это плод.

fb.ru

1. Предмет и сущность менеджмента.

Менеджмент — как
управление возникло как объективная
необходимость.

Менеджмент
согласовывает деятельность людей по
достижению цели.

Становление теории
менеджмента проходило постепенно,
связано с Тейлором. Основное кредо:
наблюдения, замеры, хронометрирование
и анализ операций ручного труда с целью
рационализации действий работника.

В СССР занимался
Гастев, писал о научной организации
труда: 1. Работнику необходимо доступно
объяснить ценности предприятия, цель
и он хорошо будет работать. 2. Создать
хорошие условия труда (цвет, свет т.д.)

На европейском
континенте изучением менеджмента
занимался Анри
Фойель

основные идеи управленческие. Он
сформировал

основные функции:
анализ, прогнозирование, планирование,
организация, руководство, координация,
контроль, заканчивается конечным
результатом, а так же

виды деловой
активности
:
техническая, коммерческая, финансовая,
учетная, по обеспечению безопасности,
управленческая.

Вебер как
надо управлять? Бюрократизм — способ
обособления групповых интересов — ставит
личные интересы выше государственных.
Идеальная бюрократия по Веберу:

— вся деятельность
организации расчленяется — иерархия;

— пребывание в
должности зависит от компетенции (т.е.
что вы знаете, а не кого вы знаете)

— деятельность
организации регулируется правилами,
инструкциями и т.д.;

— руководитель
управляет подчиненным в духе
формалистической безличности, т.е. без
гнева и пристрастия;

— служащие защищены
от произвола и увольнений;

— рационально
действующий менеджер хорошо информирован.

Теория X, Y, Z — 60
годы Грегор.

Теория X- главное
в управлении людьми хорошо налаженный
контроль менеджера, Y — принцип распределения
ответственности, Z -принцип корпоративного
управления. Закон коллективизма.

Автократическая
модель

управления основывается на: власти,
директиве, авторитете, персональной
зависимости, исполнении.

Экономическая
модель

управления: экономическое принуждение,
материальное поощрение, мотивация,
экономическое стимулирование, инициатива.

Новая модель
управления:
творческое участие (по поводу того, как
лучше сделать работу(, коллективизм и
моральные стимулы, приверженность (к
работе, фирме, начальнику, коллективу),
экономическое и моральное стимулирование,
тотальное творчество.

Предмет и сущность менеджмента.

Менеджмент
— это процесс управления в организациях,
наука об управлении, искусство управления
и люди, составляющие орган управления.
В менеджменте, как науке об управлении
в организациях разделяют общий и
специальный менеджмент.

Общий менеджмент
изучает
принципы и закономерности управления
социально-экономическим процессами,
функции управления, управленческий
цикл, стратегическое управление,
мотивацию, лидерство.

Специальный
менеджмент

рассматривает управление специфическими
объектами (менеджмент в сфере услуг,
муниципальный менеджмент, финансовый
менеджмент),

Объекты общего
менеджмента являются люди в организациях
и совокупность отношений между ними,
возникающих в процессе управления этими
организациями.

Объект спец.
менеджмента

особые отношения между людьми в
организациях, отражающие специфику
этих организаций, а так же некоторые
виды специальных процессов (направленные
финансовые потоки или инвестиционные
процессы).

Предметом
менеджмента
является
совокупность элементов системы
управления: экономический механизм,
организационные структуры, маркетинг,
персонал, информация, корпоративная
культура, поведение людей в организациях
и др.

Функции менеджмента:
целеполагание, прогнозирование,
планирование, организация, координация,
принятие решений, мотивация, контроль
и учет.

studfiles.net

Основы менеджмента как первый этап изучения дисциплины :: SYL.ru

Многие сталкивались с таким понятием, как менеджмент. С английского языка это слово переводится как «управление», но два указанных термина имеют разные значения. Чтобы различать их, необходимо выучить азы – основы менеджмента.

Понятия «управление» и «менеджмент»

Управление означает действие относительно технических средств. Менеджмент – это набор методов, принципов и форм управления организацией, использование которых дает возможность достичь определенных целей и повысить эффективность деятельности.

Менеджер – это человек, который управляет ресурсами организации, а также обладает достаточным объемом знаний и нужными качествами для достижения той или иной цели. Подобными ресурсами считаются финансовые, материальные, информационные и людские. Существует три вида менеджеров: низшего, среднего и высшего звеньев. По статусу они делятся на исполнителей и руководителей.

Внутренняя и внешняя среда

Любая организация имеет внутреннюю среду, а также находится под влиянием внешней. В последней проводятся все операции фирмы. На внутреннюю среду влияют такие факторы, как цели и возможности организации. Она определяется структурой организации и производственными процессами, а также уровнем распределения труда и системой коммуникации.

Если говорить о внешней среде, то в нее включают поставщиков, конкурентов организации, ее клиентов и партнеров. В нее входят государственные структуры и само государство. Политические и экономические факторы, а также отношения с международными структурами и организациями тоже считаются элементами внешней среды.

Принципы менеджмента

Изучая теоретические основы менеджмента, нельзя не упомянуть о его принципах. Они реализуются через интеллект, целеустремленность и волю людей. Ученый Анри Файоль выделил четырнадцать принципов управления. К ним относятся следующие: принцип приоритетности, баланс власти, принцип единоначалия, системность, комплексность и другие. Принцип приоритетности означает то, что очередность выполнения работ зависит от их важности. Также для эффективного существования организации каждый ее член должен считать общие цели своими собственными.

Принцип демократического централизма предусматривает разумное сочетание разнообразных стилей управления. Нарушение этого баланса может приводить либо к автократии, либо к власти толпы.

Функции менеджмента

Следующее, что включают в себя основы менеджмента, это функции управления. Их роль заключается в обеспечении целенаправленного воздействия на установленные объекты. Менеджмент как наука выделяет десять функций: анализ, прогнозирование, постановку целей, принятие решений, контроль, мотивацию, организацию, планирование, регулирование и организационную культуру.

Процесс менеджмента реализуется руководителями структурных подразделений организации путем выполнения тех или иных функций. Наука выделяет общие и универсальные функции менеджмента. Основными инструментами управления принято считать мотивацию, планирование, контроль и организацию.

Мотивация

Изучая основы менеджмента, невозможно пройти мимо такой темы, как мотивация персонала. Ею принято считать побуждение других к выполнению трудовой деятельности с целью достижения того или иного результата. Очень много ученых уделяли внимание рассмотрению мотивации.

Данная функция направлена на побуждение персонала организации к труду для достижения целей, поставленных руководством. Мотивация может быть материальной и нематериальной. К первому типу относятся различные премии, надбавки и заработная плата. Ко второму – предоставление личного кабинета, корпоративный дух, наличие служебного автомобиля и так далее. Для того чтобы определить, как лучше мотивировать определенного работника, следует изучить его потребности.

Контроль

Функция контроля выполняет стабилизирующую роль. Она дает возможность руководству осуществлять мониторинг производственного процесса и оперативно реагировать на отклонения от желаемого результата.

Контроль может быть дискретным, когда проверяется не вся продукция, а некоторые партии, и непрерывным, когда изучается весь производственный процесс.

Планирование

Это очередная функция, которую необходимо рассмотреть, изучая основы менеджмента. Планирование – процесс распределения любых ресурсов организации с целью достижения определенных целей. Оно зависит от стратегии, которые бывают следующими: стратегия ограниченного роста во времени, снижения во времени, сокращения и комбинированная. По времени планирование делится на краткосрочное (менее одного года) и долгосрочное (более года).

Основы финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – термин, который включает два понятия: финансы и менеджмент. Таким образом, финансовый менеджмент – это наука управления финансовыми потоками предприятия для достижения определенных стратегических и тактических целей. Материальное благополучие любой компании зависит от правильного управления средствами с целью их конвертирования в оборотные.

Одной из главных функций финансового менеджмента является финансовый маркетинг. Его роль заключается в обеспечении эффективной реализации материальных активов на рынке и в приспособлении к его законам.

www.syl.ru

Менеджмент как наука, Менеджмент как искусство

Известный и давний спор. Между теоретиками и практиками управления. Одни считают менеджмент наукой, ведь его изучают в учебных заведениях. Другие справедливо считают, что менеджмент это очень сложный процесс, а потому надо говорить об искусстве управления в тех сложных ситуациях, которые окружают организация. Есть и третья сторона, она в свою очередь говорит, что менеджмент это результат практики, только на практике мы оттачиваем методы и приемы управления. Что же такое на самом деле менеджмент?

Менеджмент – это дисциплина, которая на сегодняшний день совершенно необходима каждому человеку, который хочет добиться успеха, как в личной, так и в профессиональной жизни.

Менеджмент – область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм.

Главная задача менеджмента – добиться эффективного управления организацией. Такого управления, которое привело бы к достижению поставленных целей и позволило бы организации добиться успеха в её бизнесе.

Менеджмент – процесс осуществления взаимосвязанных действий по формированию и использованию имеющихся ресурсов для достижения целей организации наиболее эффективным образом.

Однако не всё не так просто, ведь для того чтобы получить желаемый результат необходимо воспользоваться различными методиками и функциями управления. Дисциплина «Менеджмент» раскрывает теоретические и практические особенности и методик, и функций.

Функции теории управления

Современные теории управления выделяет 4 базовые функции этого процесса (процесса управления). Планирование – необходимо, для того чтобы организация ставила перед собой определённые цели и знала направления своего развития. Конечный результат планирования – система планов организации. Организация – позволяет построить процесс работы таким образом, чтобы разработанные планы эффективно реализовывались. Функция организации даёт возможность построить оптимальную организационную структуру управления предприятием. Мотивация – позволяет найти оптимальные рычаги воздействия на сотрудников, которые неуклонно приводили бы к росту производительности труда и давали возможность выполнять поставленные организационные цели. Руководитель стремиться устранять потребности подчинённых тем самым, решая поставленные перед подразделением задачи. Контроль – функция позволяющая проверить правильность выполнения поставленных целей. Контроль должен быть эффективным и своевременным. Но, говоря о функциях управления никак нельзя забыть и связующих процессах, которые позволяют этим функциям осуществляться. Принятие решения – выбор наиболее оптимального варианта действий. Процесс принятия решения это главный результат труда менеджера. Коммуникации – передача необходимой информации от одной функции управления к другой. От грамотно построенной системы коммуникаций зависит то, на сколько правильно и быстро будет доходить информация до подчинённых. Огромное значение при передаче информации имеют деловые коммуникации.

Менеджмент как мудрость управления ya-prepod.ru

Важное место в процессе изучения дисциплины занимает выявление лидерских качеств, коммуникативных способностей, уровня конфликтности личности, наличия навыков работы в группе у каждого студента в отдельности. И вообще центральное место в управлении принадлежит человеку. Именно люди осуществляют управленческий процесс и выполняют приказы и распоряжения руководства.

Зачем нужен менеджмент?

Менеджмент – постановка целей и их эффективное достижение с помощью людей.

Но почему же менеджмент важен не только для специалистов-руководителей, но и для людей других профессий? Да потому что сегодня важно управлять своим собственным временем, да и своей жизнью тоже. В решение такой задачи тоже может помочь менеджмент, который научит, как правильно использовать своё время, как составить жизненный план, как развивать карьеру, как правильно вести себя в групповой работе и многому другому.

Несмотря на большой объём теоретического материала отличительной особенностью дисциплины «Менеджмент» является его прикладной характер.

Менеджмент это триединый процесс — науки, искусства и практики! ya-prepod.ru

Теоретики управления спорят, что же такое менеджмент – наука или искусство? Но сегодня смело можно утверждать, что правы оба лагеря, мало того можно сказать, что менеджмент это вид человеческой деятельности, это и есть его главная особенность. Ведь работа с человеком это первооснова управления. Именно поэтому учить управлять нужно, не заучивая теорию, а применяя эту теорию на практике, разбирая проблемные ситуация, разыгрывая различные роли в играх. Только практика может помочь овладеть навыками необходимыми хорошему руководителю. Постоянное использование деловых игр, конкретных ситуаций, проблемного обучения в процессе преподавания дисциплины менеджмент вот залог успеха при подготовке специалиста-менеджера.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

ya-prepod.ru

Предмет, метод, задачи и объект менеджмента

Можно ли определить канонические основы дисциплины для менеджмента? Формулировка именно таких основ, как предмет метод объект в менеджменте иногда вызывает затруднения. В данной статье сформулируем эти понятия и дадим пояснения к ним.

На самом деле единого мнения по данной проблеме нет. Зачастую каждый автор стремится сформулировать свое определение, концентрируясь на чем-то одном уникальном выявленном именно данным автором. Попытаемся свести различие понятий в единые определения. Но будучи научной дисциплиной, Менеджмент, должен и имеет свой предмет и методы и прочие атрибуты научности.

Предмет менеджмента

Как известно предмет любой науки это то, что она изучает, основа на которой она сконцентрирована. Для менеджмента таких основ несколько это организация, человек, цели и задачи.

Одно из самых распространенных определений предмета менеджмента. Если немного упростить его, то получим следующее. Предмет менеджмента это изучаемые процессы, которые протекают в организации и связаны с взаимодействием людей по достижению целей организации.
В общем, менеджмент изучает деятельность организации, совместное взаимодействие людей в организации и деятельность по достижению ориентиров организации.

Метод менеджмента

Метод любой науки это инструменты, которые используются, чтобы изучить предмет. Значит методы менеджмента это то, при помощи чего мы изучаем все организационные отношения и действия.

Это общее определение метода менеджмента. Однако столь сложная дисциплина не может использовать в своей деятельности лишь один метод.
В менеджменте используются разные методы изучения, которые заимствованы из других дисциплин. К методам менеджмента можно отнести и исторический подход, системный анализ, анализа синтез, индукцию и дедукцию, эксперимент, психоанализ и ряд других методов. Ведь основа менеджмента это аналитика, ведь именно на основе всестороннего анализа и принимаются эффективные решения.

Объект менеджмента

Объект менеджмента в общем это то чем мы управляем. А здесь есть масса вариантов. Объектами могут быть и люди (как индивидуально, так и группы), и предметы, и процессы. Можно управлять человеком, можно организацией, можно информацией, деньгами, коллективами и так далее.

Понятие объект менеджмента входит в состав понятия контура процесса управления. Контур представляет собой классическое выражение управление, то есть это, то, как мы управляем. Поэтому процесс управления включает всегда в себя субъект управления, объект управления, управляющее воздействие и обратную связь.

Субъект и объект в управления неразделимы, точно так же как и управленческое воздействие, которое присутствует всегда. А вот обратная связь необходимость эффективного процесса управления.

Задачи менеджмента

Каждая научная дисциплина имеет свои цели и задачи. Обычно задачи вытекают из цели.
Базовая цель менеджмента это достижения цели организации.

Задачи менеджмента вытекают из цели. Чтобы добиться цели необходимо эти задачи решить. К задачам можно отнести и управление производством и организацию труда, обеспечение продаж продукции, контроль выполнения процессов. Ниже приведены основные задачи менеджмента.

Таким образом, мы рассмотрели базовые понятия научной дисциплины менеджмент.


В следующей лекции разберем функции управления.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

ya-prepod.ru

Специальность «Менеджмент» | Менеджмент организации в системе наук

Важнейшими особенностями менеджмента организации как науки являются следующие:

1. Междисциплинарный характер знания, представленного в менеджменте организации. Менеджмент организации сформировался и развивается на стыке различных облас­тей знания – социологии, теории организации, психологии, права, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук.

2. Практическая направленность менеджмента организации. Научные результаты, полученные в этой области знания, всегда находят применение в практике, не требуя промежу­точных стадий исследовательской работы, связанных с по­иском сфер их практического использования и внедрения.

3. Обусловленность проблематики менеджмента организа­ции потребностями повышения эффективности совмест­ной деятельности людей в рамках социальных организа­ций, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе (связанными с экологией, об­разом жизни, отношениями между странами, между раз­личными конфессиями и т.д.).

4. Двойственность источника формирования и развития ме­неджмента организации. С одной стороны, это собственно научно-исследовательская деятельность, а с другой – на­учное обобщение практического опыта руководства орга­низациями.

Целью менеджмента организации как науки является пре­одоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей в составе организации, в частности:

Ø между потребностью в совместной деятельности людей в составе организации и наличием у них личных мотивов и целей различной направленности;

Ø между целями организации и тенденциями изменения ок­ружающей среды, а также разнообразными новыми соци­альными идеями;

Ø между увеличением размерности решаемых организацией задач и требованием снижения издержек на управление;

Ø между новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в составе организации, а также ограничениями, связанными с физическими воз­можностями человека;

Ø между высокой социальной ответственностью руководи­теля и наличием у него негативных качеств, подверженно­стью его негативным состояниям и т.д.

Различные аспекты проблем управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей зна­ния — экономистов, юристов, психологов, социологов, филосо­фов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (экономики, юрис­пруденции, психологии, социологии и т.д.). При этом достиже­ния соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем практика управления организациями требует соединения ре­зультатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специального изучения, с тем чтобы их можно было применить для эффективного разрешения кон­кретной управленческой ситуации. Этим и занимается само­стоятельная наука, изучающая общественные отношения опре­деленного типа, а именно – отношения управления.

Поскольку отношения управления являются общественны­ми отношениями, то и изучающий их менеджмент организа­ции относится к общественным наукам наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изу­чения управленческих проблем результатов и методов естест­венных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и воз­можности их практического использования науке управления организацией необходимы эксперименты, восприятие челове­ком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По это­му критерию менеджмент организации относится к числу эмпирических (опытных) наук, в противоположность фор­мальным наукам, таким как математика, которые основыва­ются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Менеджмент организации является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой дея­тельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько по­знавательных, сколько социально-практических проблем. Этим менеджмент организации отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых – познание за­конов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (человеческие организации и объе­динившиеся в составе этих организаций для совместной дея­тельности люди) определяет принадлежность менеджмента организации к числу конкретных (предметных) наук. Други­ми примерами конкретных наук являются биология, астроно­мия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их эле­ментах. В отличие от конкретных наук абстрактные (отвле­ченные) науки (логика, математика) выделяют путем абстрак­ции и исследуют отдельные свойства, стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, менеджмент организации выступает как теория систем, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере менеджмента организации, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъ­ектов управления), такие как физиология, психология, меди­цина. Весьма близки к менеджменту организации по своему предмету науки, изучающие определенные виды обществен­ных отношений, складывающихся в процессе управления ор­ганизацией — это, прежде всего, экономические, правовые, ор­ганизационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изу­чении проблем управления выделим следующие группы опе­раций (функций) управления:

Ø определение целей деятельности организации;

Ø поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, об­работка, хранение информации;

Ø анализ ситуации и обстановки с использованием имею­щейся информации;

Ø выработка и принятие управленческого решения;

Ø организация исполнения решения.

Определение целей деятельности организации, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достиже­ния философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особое значение при этом имеет методологическое знание.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хране­ние информации, участвуют следующие отрасли знания: ин­форматика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражаю­щие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет фор­мальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание фор­мализованных методов исследования, исследование типоло­гии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, тео­рии вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику сферы деятельности организации.

Изучение процессов выработки и принятия управленческо­го решения ведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика, психология, право. Особое зна­чение при этом имеет содержательная методология, которая охватывает, в частности, структуру научного знания, схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов, условия и критерии научности и т.д.

В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспек­та менеджмента организации: педагогика, психология, социо­логия, право, теория организации, информационные техноло­гии, валеология, экономические науки и т.д.

3ys.ru

Тема № 1. “Современный менеджмент”

22

Приложение № 2

к рабочей учебной
программе по учебной дисциплине

«Менеджмент»

Томский
военно-медицинский институт

Цикл общепрофессиональных
дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник
цикла

общепрофессиональных
дисциплин

доцент
З. Шубина

“____”
_______________200 г.

Преподаватель
Поломеева О.А.

ЛЕКЦИЯ

Рассмотрена
и обсуждена

на
заседании цикла

«
» _____________ 200 г.

Протокол
№ ____

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Ведение.

  2. Сущность
    и характерные черты современного
    менеджмента.

  3. Принципы
    и функции менеджмента.

  4. Заключение.

УЧЕБНЫЙ
КУРС: 4 курс БК

Время:
2 часа.

МЕСТО
ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ: лекционный зал.

НАГЛЯДНЫЕ
ПОСОБИЯ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1.Слайды:

а)
«Составляющие понятия «менеджмент»;

б)
«Сферы менеджмента»;

в)
«Научные школы менеджмента»

г)
«Функции менеджмента»;

д)
«Принципы менеджмента»

Техническое
оснащение: графопроектор

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гацан
    В.В. Менеджмент фармацевтического
    предприятия. Для студентов фармацевтических
    училищ и колледжей.Ростов-на-Дону:
    «Феникс», 2002.-352 с.

  2. Жаткин
    О.А., Бурматнов В.Ф. Основы социальной
    медицины, организации и экономики
    здравоохранения. Томск: ТВМедИ, 2002.-
    196с.

  3. Кузубова
    Е.Л. Социальный менеджмент в работе
    фармацевтических организаций.- М.:
    МЦФЭР, 2003.- 240с.

  4. Мескон
    М.К., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
    менеджмента: Пер.с англ.- М.: Дело,
    2002.-704с.

  5. Михалева
    Е.П. Менеджмент. Учебное пособие.-М.:
    Юрайт-Издат, 2006.- 276с.

  6. Психология
    управления. Практикум / Под.ред.Н.Д.Твороговой.-
    М.: ГЭОТАР- МЕД, 2001.-368с.- (ХХ1 век).

  7. Переверзев
    М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.
    Менеджмент: Учебник/ Под
    общ.ред.проф.М.П.Переверзева.- М.: ИНФРА_М,
    2005.-288с.

  8. Тен
    Е.Е. Основы социальной медицины: Учебное
    пособие. М.: Инфра М, 2003.-256с

  9. Творогова
    Н.Д. Психология управления. Лекции.-
    М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-384с.- (ХХ1 век).

Введение

Английское
слово management
можно перевести на рус­ский как
«управление», «руководство». Слово
«менедж­мент» употребляется в настоящее
время в трех смыслах.

Во-первых,
менеджмент — это особая дисциплина,
которая изучает процессы управления
организациями.
Такая
дисциплина полезна как для начинающих
менед­жеров, так и для людей, которые
уже достаточно давно работают в сфере
управления, поскольку она обобщает опыт
руководителей и результаты научных
исследований.

Во-вторых,
менеджментом нередко называют сам
процесс управления.

Можно долго спорить о том, право­мерно
ли заимствование английского слова для
обозначе­ния понятия, которое может
быть выражено и русскими словами. Однако
факт остается фактом: в настоящее время
слово «менеджмент» как обозначение
управления стало частью русского языка.

Наконец,
в-третьих,
слово «менеджмент» употребля­ют для
обозначения групп руководителей. Именно

это имеют в виду, когда говорят о
топ-менеджменте — работ­никах
организации, занимающих высшие позиции
в иерархии организации.

Что изучает
менеджмент? Чем он полезен?

Процесс
управления — это прежде всего процесс
принятия решений. Попадая в определенную
ситуацию, пред­приятие вынуждено
каким-то образом корректировать свою
деятельность, согласовывать ее с
особенностями си­туации. Поэтому
менеджмент как особая дисциплина
пред­лагает нам методы, при помощи
которых можно выраба­тывать решения,
максимально учитывающие особеннос­ти
ситуации и цели организации.

Следовательно,
менеджмент дает нам возможность
уп­равлять организацией таким образом,
что ее деятельность оптимизируется —
дает максимальный результат в дан­ных
конкретных условиях. Например,
предприниматель, который желает
организовать предприятие, располагает
определенными средствами (капиталом),
может нанять какое-то количество
работников, имеет возможность вы­бирать
как поставщиков сырья, так и торговые
организа­ции, через которые он будет
продавать произведенный им товар.

Кроме того, начиная
производство какого-то товара,
предприниматель неизбежно сталкивается
с условиями другого рода, которые можно
назвать социально-экономи­ческими.

Во-первых,
это состояние рынка — наличие спро­са
на товар, который он собирается
производить, способ­ность потребителей
позволить себе данный товар, а также
наличие других организаций, занимающихся
аналогичным производством (конкурентов).

Во-вторых,
это характер го­сударственного
вмешательства в экономику. Способствует
ли государство развитию того сегмента
экономики, на ко­тором собирается
действовать предприниматель? Помога­ет
ли государство молодым предприятиям
(например, ос­вобождая их от всех или
некоторых налогов) или подхо­дит к
ним с теми же требованиями, что и к уже
давно существующим предприятиям?
Насколько вообще государ­ство
способствует развитию бизнеса? От ответа
на этот воп­рос зависит то, как именно
будет развиваться новое произ­водство,
с какими трудностями оно может столкнуться,
и какие варианты развития для него
возможны.

Наличие
такого большого количества условий,
способ­ных повлиять на деятельность
организации, существен­но усложняет
процесс принятия решений. Естественно,
никогда нельзя отрицать роли интуиции
в принятии ре­шений. Однако менеджмент
как особая дисциплина по­зволяет
сделать результаты принятия решений
более пред­сказуемыми и управляемыми.

Почему
менеджмент как особая дисциплина
полезен? Почему необходимо изучать
менеджмент?

1.
Менеджмент — это обобщение опыта людей,
которым приходилось управлять
организацией. Поэтому лю­бой начинающий
менеджер должен очень вниматель­но
относиться к разработкам исследователей.
Это поможет ему избежать самых
распространенных ошибок и сделать свою
работу более эффективной.

2.
Менеджмент опирается на методы, которые
позво­ляют более точно указать
альтернативы развития событий и тем
самым помогают действовать более
целенаправленно, намеренно воздействуя
на те ком­поненты внутренней или
внешней среды, от кото­рых в наибольшей
степени зависит достижение сто­ящих
перед организацией целей.

  1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

В
настоящее время менеджмент приобретает
все боль­шую и большую значимость.
Меняется и содержание ме­неджмента
как особого вида деятельности. Это
вызвано тем, что в настоящее время во
внешней среде организа­ции, то есть
в ее окружении, происходят важные
измене­ния, к которым все без исключения
организации должны приспосабливаться.
В частности, конкуренция в настоя­щее
время заметно возросла, внешняя среда
организации постоянно меняется, что
связано и с активными социаль­но-политическими
изменениями, и с техническим про­грессом,
постоянно предлагающим все более и
более со­вершенные технологии.
Очевидно, что мобильность орга­низации
и ее способность приспосабливаться
напрямую зависят от того, насколько
уместными и обоснованными будут решения,
принимаемые ее руководством.

Это
приспособление является жизненно важным
для любой организации, поскольку каждая
организация за­висит от своего
окружения по меньшей мере в двух
отно­шениях.

Во-первых,
именно из внешней среды организация
по­лучает ресурсы, необходимые для
ее деятельности: сырье, рабочую силу,
капиталы. Не
существует такой организа­ции, которая
могла бы быть самодостаточной. Даже
обще­ство и человечество, которые
можно рассматривать как самые крупные
организации, нуждаются во внешней сре­де
— природе, из которой они получает все
необходимое для поддержания своей жизни
и жизни своих членов.

Во-вторых,
деятельность организации всегда нацелена
на внешнюю среду, поскольку процесс
производства имеет смысл только в том
случае, когда его результаты могут быть
реализованы, проданы. Благодаря этому
организа­ция не только возвращает
средства, потраченные на про­изводство,
но и получает прибыль, которая позволяет
вы­плачивать сотрудникам заработную
плату и развиваться, увеличивая объемы
производства или расширяя ассорти­мент
производимой продукции или оказываемых
услуг.

Другими
словами, если связи организации со
внешней средой рвутся, организация
очень быстро прекращает свое существование.
То же происходит, когда организация
окостеневает, утрачивает свою гибкость
в связях со сре­дой. Очевидно, что
предприятие, которое автоматически
продолжает производить какой-то продукт,
не согласу­ясь с интересами своего
окружения (рынка), рано или поздно
окажется в проигрыше, так как спрос на
данный продукт может исчезнуть или
конкуренты предложат бо­лее качественный
или более дешевый аналог этого про­дукта.
Поэтому возникает необходимость
разработки дол­госрочных (стратегических)
планов. Такие планы долж­ны определять
основные моменты, касающиеся взаимо­действия
организации со средой. Именно они
являются отправной точкой для принятия
любого решения, как текущего, так и
рассчитанного на длительное время.

Организация как основной объект
менеджмента

Основной
объект менеджмента — это организация,
ее
перспективное
существование. В связи с этим необходи­мо
отметить несколько очень важных
особенностей ме­неджмента как научной
и учебной дисциплины.

Организации
изучаются и в других науках. Напри­мер,
социология изучает организацию как
особую разно­видность объединений,
создаваемых людьми, которая обладает
только ей присущими чертами. Политология
также изучает некоторые разновидности
организаций, в первую очередь —
политические партии. В чем же состо­ит
особенность менеджмента? Чем он отличается
от дру­гих дисциплин?

Особенность
менеджмента как особой дисциплины
со­стоит в том, что он изучает организацию
с точки зрения процесса управления.
Это, так сказать, рассмотрение орга­низации
изнутри, а не извне, как это делается в
социоло­гии или политологии. Менеджмент
изучает организацию с практической
точки зрения, в связи с потребностями,
связанными с ее выживанием и эффективным
функцио­нированием.

Именно
этим обусловлена практическая ориентация
любых рекомендаций менеджмента.
Естественно, это не означает, что в
менеджменте не существует теории —
об­щих положений, описывающих сущность
организации. Такие положения менеджмент
как особая дисциплина вырабатывает
самостоятельно, а также заимствует из
со­циологии, социальной психологии,
политологии, психологии и дру­гих
наук. Однако если для других наук основной
целью является прежде всего познание,
менеджмент ориентиро­ван на деятельность.

Любая организация имеет цели существования,
то есть представление о том результате,
который желателен как для организации
в целом, так и для ее членов. Как
согла­совывать действия отдельных
людей в рамках движения к этой цели? Как
сделать так, чтобы эта цель стала
по-настоящему осознанной для всех
работников? Как сде­лать движение к
этой цели более легким? Именно на эти
вопросы и помогает ответить менеджмент.

Организация
представляет собой сложное образова­ние,
а потому обладает внутренней структурой.
В настоя­щее время существует множество
самых разнообразных организаций, причем
число крупных корпораций и предприятии
постоянно возрастает. Это делает проблемы
эф­фективного управления еще более
актуальными.

Любая
система (то есть связанная определенными
отно­шениями совокупность элементов)
выживает лишь в том случае, если внутри
нее нет конфликтов, если все части
взаимодействуют согласованно и способны
адекватно реа­гировать на вызовы
среды. Кроме того, каждая из частей
системы должна обеспечивать достижение
конкретных целей. Если какая-то функция
не выполняется никем или выполняется
одновременно несколькими частями
органи­зации, в деятельности организации
могут возникать сбои, которые могут
иметь самые негативные последствия.

Организация
включает в свой состав людей —
со­трудников, которым приписываются
определенные обя­занности. От того,
насколько эффективно будут действо­вать
эти люди, зависит успех организации,
достижение целей, которые стоят перед
организацией. Управление — это особый
тип воздействия, и его специфика
обусловле­на тем, что руководитель
имеет дело с живыми людьми, каждый из
которых имеет свои личностные особенности,
предпочтения и цели. Естественно,
руководитель не мо­жет не учитывать
этого в своей деятельности.

Организация
определенным образом связана с
окру­жением. Как уже указывалось, эта
связь имеет двоякий характер. С одной
стороны, внешняя среда является
ис­точником ресурсов, необходимых
для организации. С дру­гой стороны,
от внешней среды зависит, будут ли
исполь­зоваться продукты деятельности
организации. От востребованности того,
что «выдает» во внешнюю среду органи­зация,
зависит ее выживание.

Поэтому
организацию, которая не способна
приспосаб­ливаться к требованиям
внешней среды, нельзя считать эффективной.
Задача руководителя с этой точки зрения
заключается в том, чтобы сделать
деятельность организа­ции максимально
эффективной и создать условия для
адекватного реагирования на «вызовы»,
исходящие из среды. Менеджмент очень
много внимания уделяет этому вопросу.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о