Разное

Экзистенциальная проблема – ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СМЕРТИ ← Философия экзистенциализма ← Психологическая библиотека ← Психология человека

Содержание

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ это что такое ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: определение — Философия.НЭС

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы, связанные со смыслом человеческой жизни, но находящиеся, если можно так сказать, на границе жизни и мира. В их числе обычно называются: смерть, смысл жизни, страдания, разочарования, любовь. С экзистенциальными проблемами связаны два суеверия.

1. Одно из них, очень распространенное в эпоху Просвещения и до сих пор разделяемое марксизмом-ленинизмом, вообще отрицает существование экзистенциальных проблем. Если сторонников этого предрассудка спросить, в чем, например, смысл человеческой жизни и в особенности смерти, они ответят, что все встанет на свои места, когда человечество достигнет рая на земле и т. д. Но это равнозначно отрицанию этих проблем, ибо мы умрем раньше, чем человечество достигнет рая; во всяком случае, наша смерть — проблема чисто индивидуальная, и никакой общественный прогресс не в состоянии ее разрешить. Один из философов Нового времени ясно сформулировал суть этого суеверия: «Мудрый человек,— пишет он,— ни о чем не думает меньше, чем о смерти, и его мудрость состоит в размышлении о жизни, а не о смерти» (Спиноза).

2. Согласно второму предрассудку, экзистенциальные проблемы подвластны научному анализу. Такую позицию должен занимать сторонник позитивизма, ибо с его точки зрения только наука может дать ответ на волнующие нас вопросы.

Однако оба эти взгляда являются заблуждениями. Экзистенциальные проблемы — это самые важные проблемы, какие только может поставить человек, быть может, это и вообще важнейшие проблемы. Правда, все мы обладаем врожденной склонностью закрывать на них глаза (Хайдеггер), однако рано или поздно каждый из нас с ними сталкивается. Отрицать их существование — значит впадать в суеверие. Предрассудком является и мнение о том, что экзистенциальные проблемы можно решить при помощи научного метода; научный метод здесь бессилен — эти проблемы выходят за пределы его применения. Экзистенциальные проблемы разрешаются обычно с помощью мировоззрения, особенно с помощью религии.

См.: мировоззрение, позитивизм, религия, экзистенция.

Оцените определение:

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

terme.ru

Основные экзистенциальные проблемы

Популярность
философии экзистенциализма в 60-е гг. ХХ
в. в Европе и во всем мире, в немалой
степени связанная с литературными
работами Ж.-П. Сартра и А. Камю, способствовала
вхождению в широкое употребление понятия
«экзистенциальных проблем». Они связаны
с индивидуальным переживанием человека
своего бытия в мире, с попытками
непротиворечиво вписаться во внешний
мир или «вписать» его в себя. Экзистенция
есть внутреннее человеческое существование,
которое имеет не космический, а весьма
личностный смысл. Она включает в себя
переживание таких состояний, как
рождение, смерть, любовь, отчаяние,
раскаяние, решимость, надежда и т.п.
Разумеется, подобного рода экзистенциальная
проблематика существовала всегда, в
данной философской форме она была лишь
актуализирована и специфически
рассмотрена.

Согласно этой
философии, основная ошибка рационального
мышления состоит в том, что оно исходит
из принципа противоположности субъекта
и объекта, в то время как бытие необходимо
постигнуть как их нерасчлененную
целостность. Экзистенциалисты и пытались
это осуществить, опираясь на ключевую
категорию, давшую название самому
философскому направлению.

Важнейшими
экзистенциальными понятиями были такие,
как свобода, ответственность и тревога,
тесно связанные друг с другом по смыслу.
Свобода – это не радость и не награда,
а своеобразный рок: как говорил Сартр,
человек обречен быть свободным. Вместе
со свободой появляется ответственность,
и многие люди хотели бы отказаться от
свободы вместе с ответственностью.
Существование человека первично по
отношению к обретению им своей сущности.
Человек как бы заброшен в этот мир помимо
своей воли, в котором он еще только
должен стать человеком. При этом
становление человеческой сущности
происходит постоянно: свободный человек
формирует себя каждым своим поступком.

Экзистенциальная
философия делится на религиозную и
нерелигиозную. К первой относятся,
например, Бердяев, Ясперс и Марсель, ко
второй – Хайдеггер, Сартр и Камю.
Нерелигиозная экзистенциальная философия
обычно выдержана в пессимистическом и
даже трагическом тоне. Большое внимание
она уделяет состоянию человека,
находящегося в пограничной
ситуации между жизнью и смертью. В ней
рассматривается также проблема
самоубийства. А. Камю писал, что чувство
абсурдности, как разлад между человеком
и его жизнью, иногда порождает тягу к
небытию, но следует еще выяснить, в какой
мере самоубийство есть выход из жизненного
абсурда или, наоборот, его апофеоз,
высшая точка. Нетрудно заметить, что
пессимизм и негативизм по отношению к
жизни возникают именно через переживание
ее как абсурдной, т.е. лишенной смысла,
ненужного актерства в плохих декорациях.
Очевидно, что иное решение проблемы
смысла жизни, дающее понимание ее полноты
и необходимости, снимает экзистенциальный
трагизм и обращает человека к радости.

В
своей статье «Экзистенциализм – это
гуманизм» Ж.-П. Сартр утверждает, что на
деле нет более оптимистического учения,
поскольку судьба человека полагается
в нем самом. Будучи атеистом, этот философ
считает, что «суть дела не в том, существует
ли Бог. Человек должен обрести себя и
убедиться, что ничто не может его спасти
от себя самого, даже достоверное
доказательство бытия Бога». Такова мера
экзистенциального оптимизма, действительно
не спасающего его от многих проблем
человеческого существования. Возможно,
их причина в том, что «философия человека»
недостаточна без философии вещей и
философии идей.

Как
уже отмечалось, решение так называемых
экзистенциальных проблем – не прерогатива
«философии существования». На
мировоззренческом уровне их решает для
себя каждый человек. Так, любовь
есть высшая добродетель, т.е. делание
добра, блага. Она определялась Платоном
как стремление к целостности и Августином
как универсальная сила притяжения.
Можно добавить, что любовь
есть абсолютная
форма деятельности.
Другими
словами, она есть высшее, предельное и
самодостаточное проявление воли. Любовь
есть нечто большее, чем желание получить
удовольствие за счет кого-то или чего-то,
безотносительно или даже вопреки его
благу. Она есть утверждение другого за
счет себя безотносительно или даже
вопреки собственному благу. В этой связи
переживания по поводу неразделенной
любви, воспетые многими поэтами, выглядят
и действительно являются эгоистическим
самолюбованием, которое может быть
преодолено перемещением внимания с
себя на другого.

Отношение
к смерти
есть неизбежная мировоззренческая и
философская проблема. По сути своей она
именно экзистенциальна, поскольку
переживается как личная. Эта проблема
актуализируется опасными для жизни
заболеваниями или потерей близких
людей, но в скрытом виде всегда присутствует
в человеческой жизни. Не случайно
говорится, что философствовать – значит
учиться умирать. В осознании смертности
Сократ видел важнейшую причину обращения
человека к философии. Когда итальянская
мафия выдвигала свое знаменитое
предупреждение «memento
mori»,
это означало напоминание не столько о
смерти, сколько о необходимости правильной
жизни, которая становится понятнее
перед лицом смерти. Если думающий о
предстоящих пятидесяти годах жизни
человек может расслабиться, то угроза
его жизни, тем более обратный отсчет до
ее завершения весьма обостряет
смыслообразование. Тогда человек
начинает философствовать – учиться
умирать. Нетрудно понять, что гораздо
эффективнее обратиться к этой проблеме
заранее и решить ее для себя в общем
виде без жесткого экзистенциального
напряжения.

Подавляющее
большинство людей стремится к тому,
чтобы жить, но некоторые люди хотят уйти
из жизни добровольно. Думающий человек
сможет понять, в каком отношении последнее
есть проявление слабости, а в каком –
силы. Экзистенциальный характер проблемы
суицида не позволяет рассуждать об этом
абстрактно, хотя известно, что все
религии и духовные учения осуждают
самоубийство. Отношение к нему атеиста
Камю рассматривалось выше. Стоит
отметить, что тяга к небытию не всегда
порождается конкретными проблемами.
Как показывает опыт, одна из причин
самоубийства – так называемая
экзистенциальная фрустрация, т.е.
глубинный духовный и психический
дискомфорт в результате смыслопотери,
несовместимой с жизнью.

Особая
проблема, связанная с отношением к
смерти – так называемая эвтаназия
– легкая смерть по медицинским показаниям.
Это вопрос одновременно общефилософский,
этический и правовой. С одной стороны,
имеет ли врач моральное и юридическое
право способствовать добровольному
уходу из жизни неизлечимо больного
человека, испытывающего тяжелые
физические страдания? Более глубокая
постановка вопроса – случайны человеческие
страдания или они имеют смысл? Тогда не
является ли эвтаназия особой формой
самоубийства, в общем виде всегда
осуждаемого?

studfiles.net

Что такое экзистенциальные вопросы?

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал тревогу. Абсолютно каждого мучают вечные экзистенциальные вопросы. Что это такое? Страх перед вечностью, вызванный грустными раздумьями о тленности бытия, боязнь преждевременной смерти… Этим страданиям подвержены все: кто-то больше, а кто-то – меньше. Львиная доля подобных переживаний, по мнению специалистов (психологов и психотерапевтов), достаётся людям, которые привыкли пасовать перед жизненными трудностями, которых никто не учил отстаивать свои права и выражать эмоции. К этой категории относятся круглые сироты или те, кто рано остался без родителей.

Суть экзистенциализма

Кто-то обретает смысл бытия, уверовав в существование Бога. Кто-то находит иное средство оказаться по ту сторону ограничивающих мыслей и факторов. Одним из способов, позволяющих облегчить человеческие страдания, является психотерапия.

Экзистенциальные вопросы, по мнению практикующих специалистов из области психотерапии, для того и существуют, чтобы, оказавшись один на один со своей проблемой, человек подумал: «Чем я могу помочь сам себе?». Чтобы, пытаясь найти ответы, индивид изыскивал средства и находил способы наполнить свою жизнь смыслом: занимался творчеством, заботился о ближних, посвятил себя борьбе за то, что считает важным, научился любить и быть любимым.

Задача психотерапии – не довольствоваться цитированием идей и принципов великих землян. Цель этой дисциплины – помочь человеку овладеть основными правилами общения и выстраивания отношений с другими членами общества.

Эпикур Самосский

Самосовершенствование через поиск ответов на экзистенциальные вопросы – тема, волнующая не только современных специалистов. Древнегреческий философ Эпикур, например, считал основным человеческим страхом боязнь лишиться жизни. Именно этой теме он посвящал большую часть своих трудов, преследуя благородную цель: помочь простым смертным пережить свой главный страх.

Свою задачу Эпикур Самосский видел в оказании помощи ближним, стремящимся достичь высшей жизненной цели – быть счастливыми. Считая основным условием обретения счастья получение удовольствий, великий философ древности вкладывал в это понятие совершенно нетрадиционный для современного человека смысл. Удовольствие в понимании Эпикура заключается в отсутствии телесных и душевных страданий, то есть не имеет никакого отношения к разврату, чревоугодию и удовлетворению амбиций.

Задача экзистенциального психолога

Обычный человек вряд ли станет задумываться о том, что такое экзистенциальные вопросы человеческого бытия. Однако, почувствовав, что его жизнь, образно говоря, «потекла по искажённому руслу», «стоит на месте» или «проносится мимо», задаёт их самому себе. Напуганный отсутствием каких-либо событий, индивид, связывая эту пустоту с наличием у него вредных привычек или с недоразвитостью каких-то своих личных качеств, обращается с соответствующим вопросом к экзистенциальному психологу. В его глазах специалист-психолог – человек, способный изменить его жизнь, помочь ему открыть новую, интересную сторону бытия.

Понимание того, что события, наполняющие жизнь, – это всего лишь отражение своего собственного способа существования и никак не связаны с личными качествами, приходит не сразу. Таким образом, экзистенциальные вопросы имеют отношение к жизни индивида, а не к его личным качествам. Экзистенциальный психолог не занимается поиском единственного и настоящего «Я» клиента, а предлагает последнему обратить внимание на создавшуюся жизненную ситуацию и сделать всё возможное, чтобы выход из запутанной ситуации был найден с наименьшими потерями.

Жизненные трудности – это естественно

Жизненные трудности – естественное явление, и человек, не умеющий разглядеть за неприятностями, которые подбрасывает ему жизнь, новые возможности, «топчется на месте», не зная, в каком направлении двигаться. Ощущение личной компетентности и чувство свободы выбора приходит с осознанием того, что каждый человек сам является строителем своей жизни. Задача психолога – рассматривая экзистенциальные вопросы личности, переживающей очередную жизненную трагедию, помочь ей приблизиться к осознанию того, что текущие события – следствие совершённых в прошлом действий.

По мнению профессора, доктора медицины и практикующего экзистенциального психотерапевта Эмми Ван Дорцен, каждый человек должен решить сам – следует ли ему измениться и насколько, чтобы ощутить себя счастливым и свободным. Женщина-учёный допускает, что у некоторых людей, ощутивших значимость собственной жизни, может возникнуть желание отказаться от перемен, и они поступят правильно, потому что это – их выбор.

Сторонник групповой психотерапии Ирвин Дэвид Ялом, подобно коллегам, выразил уверенность, что жизненные ситуации, в которые вовлечён индивид, чаще всего отражают его персональные трудности. Получить ответы на экзистенциальные вопросы, как, впрочем, и на ключевые, касающиеся рождения и смерти, свободного выбора и необходимости, одиночества и зависимости, смысла и пустоты, невозможно. Но в силу того, что человек не сможет ощутить полноту жизни, пока самостоятельно не придёт к единственно правильному умозаключению, особое внимание экзистенциальные психологи уделяют изучению общечеловеческих вопросов.

Как избавиться от чувства бессмысленности?

Экзистенциальные темы волновали человечество во все времена. Самая распространённая из них звучит примерно так: «Как избавиться от чувства бессмысленности земного существования?». Посещение кабинета психотерапевта – это, во-первых, анализ прошлого жизненного опыта, во-вторых – обсуждение существующего положения дел и, в-третьих – рассуждения о желаемом и возможном будущем.

Осознание полезности опыта, полученного в прошлом, усиливает чувство полноты бытия, обсуждение текущей ситуации позволяет взглянуть на собственную жизнь, как на нечто ценное, а выявление последствий и поиск новых возможностей приумножает ощущение свободы выбора.

Миссия специалиста

Экзистенциальные вопросы – это шанс, воспользовавшись которым, человек понимает, что он пытается сделать в своей жизни, в чём сам себя ограничивает и как преодолевает дискомфорт. Миссия экзистенциального психотерапевта считается выполненной, когда клиент сам ощутит пользу этого предприятия, когда в ходе скрупулёзного пересмотра своей жизни откроет для себя новые возможности взаимодействия с окружающим миром и, воплощая в жизнь собственные ценности, испытает воодушевление.

fb.ru

Экзистенциальный кризис личности — что это такое, как преодолеть

Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Данное понятие общераспространено в странах, где базисные потребности удовлетворены. Экзистенциальный кризис человека может зародиться в юности либо зрелости (в момент оценивания прожитых лет), при созревании личности. Такое переживание может быть довольно мучительным, поскольку возможность отыскать нужные ответы отсутствует. Справиться с экзистенциальным кризисом возможно несколькими путями. Часть индивидов решает прекратить задаваться этими вопросами, поскольку множество различных проблем требуют участия и решения. Другие – отыскивают выход в осознании того, что лишь настоящее имеет смысл, поэтому необходимо прожить полноценно его, дабы потом, не сожалеть об прозеванных мгновениях.

Что такое экзистенциальный кризис

Рассматриваемый феномен является типичной проблемой разумного существа, избавленного от необходимости решать злободневные вопросы, касающиеся выживания. У таких индивидов излишек времени, поэтому они начинают задумываться о смысле собственного существования жизни. Чаще подобные размышления приводят к безрадостным выводам.

Иррационалистическое направление современного философского ученья, воздвигающее в центр исследования бытие людских субъектов и утверждающее чутье человека в качестве базисного метода постижения реальности, именуется экзистенциализмом. Он оказал колоссальное влияние на развитие культуры прошлого столетия. При этом экзистенциализм никогда в чистой вариации в виде отдельного направления философии не существовал.

Человеческий субъект стремится уверовать в то, что существование имеет смысл, однако одновременно с этим, взирая на собственное бытие, словно со стороны, он внезапно осознает, что же существование людей не характеризуется ни объективным смыслом, ни заданным предназначением.

Экзистенциальный кризис человека может быть ложно диагностирован, являть собой следствие или сопровождать нижеприведенные явления:

– депрессивное расстройство;

– продолжительную изоляцию;

– острый дефицит сна;

– неудовлетворенность собственным существованием;

– серьезную психологическую травму;

– ощущение одиночества и изолированности в мире;

– приобретенное понимание собственной смертности, чаще наступающее по причине диагностирования неизлечимого недуга;

– убежденность в отсутствии смысла существования и цели бытия;

– поиск жизненного смысла;

– потеря понимания функционирования реальности;

– предельная степень переживания, блаженства либо боли, вызывающая стремление отыскать смысл;

– осознание сложности устройства Вселенной.

Экзистенциальные проблемы человека

Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти. Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание. Отчасти подобное воззрение верно, так как чаще экзистенциальные размышления посещают субъектов творческих профессий, индивиды, занимающиеся физической деятельностью, менее предрасположены к копаниям в «кулуарах» собственной личности, однако и они полностью от этого не защищены.

Можно выделить нижеприведенные предпосылки к возникновению экзистенциального переживания:

– утрата родного человека;

– применение психоделиков;

– угроза собственному существованию;

– продолжительная изолированность;

– разлука с детьми, любимым.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

Экзистенциальное одиночество

Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.

Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.

Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем. Это обусловлено индивидуальным выбором. При этом избежать состояния одиночества невозможно. И лишь во власти самого индивида трансформировать его в независимость и вынудить работать на него. Ответственность за персональное существование и независимость также приумножают переживание описываемого состояния, поскольку в действительности невозможно никому делегировать ответственность за собственное бытие. Эта ноша индивидуальна.

Экзистенциальное одиночество, прежде всего, обусловлено, соотнесением собственной личности с природой, восприятием себя в качестве целостной реальности. Если данная потребность не удовлетворена, то зарождается чувство одиночества, выражаемое тоской по Отчизне, взаимодействию с природой. Описываемая разновидность одиночества, в общении с себе подобными не исчезнет, а лишь временно приглушится, поскольку причины его возникновения обитают вне круга человеческих коммуникаций. Такое переживание наблюдается далеко не у всех, чаще оно зарождается у индивидов определенных профессий, деятельность которых имеет связь, например, с природой.

У отдельных личностей сильно сформирована потребность в приобщенности к мистическому, Богу. В отсутствии ее удовлетворения зарождается характерное переживание одиночества. Данный фактор является основополагающим в формировании различных сект, в возникновении религиозного фанатизма.

У некоторых субъектов часто остается неудовлетворенной необходимость ощущать и осознавать собственную уникальность. Индивид, переживающий самоизоляцию, понимает, что односторонне развитие собственного «Я» нивелирует формирование остальных сторон, вследствие чего ощущает неуютность. Данная вариация одиночества выражается в виде направленности к «Я истинному».

Культурное одиночество выражается в переживании отстранения от культурного достояния, которое ранее являлось значимой частью существования. Чаще проявляется разрывом с прежними ценностными ориентирами, что является немаловажным элементом в подростковом бытие.

Социальное одиночество можно повстречать гораздо чаще. Оно связано с взаимодействием личности и коллектива. Социальное одиночество возникает в изгнании, неприятии коллективом, отвержении группой.

Индивид ощущает собственное неприятие, что его исключили, отвергли, не оценили. Ощущение неприятия социумом, собственной ненужности чаще зарождается у субъектов, которые занять определенное место в социуме не смогли. Таким индивидам присуща тревога о собственном социальном статусе, беспокойство о социальной идентичности.

Мучаются данной разновидностью одиночества чаще субъекты, нуждающиеся в общественно значимой вовлеченности. Это старики, подростки, малообеспеченные особы, эксцентричные люди, женщины. Именно вследствие опасения социального одиночества люди активно входят в коллектив, включаются в общественную деятельность.

Еще одна вариация социального одиночества зарождается, когда человеческого субъекта воспринимают лишь в качестве роли. С описанным выше видом одиночества рядом обычно идет межличностное. Однако обусловлено оно отвержением или неприятием именно конкретным человеком.

Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством – аномией. Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу. Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном (пустом) пространстве. От подобного существования люди устают. Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны.

Экзистенциальный страх

Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком. По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются. Эти страхи можно лишь минимизировать.

Описываемые страхи подразделяются на:

– боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего;

– пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины;

– непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной;

– боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия.

Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера – опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка. Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку (чаще такие индивиды находят себя в творчестве). Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу.

Экзистенциальная вина

Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.

Вина – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.

Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая – является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая – основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям. Третья – это «вина разделения», объектом данной вариации провинности является природа в качестве единого целого.

Экзистенциальная провинность универсальна. Она гнездится в самосознании и не представляет собой результат неисполнения родительских «директив», однако вытекает из воззрения, что человеческий субъект может воспринимать себя в качестве индивида, который может совершать выбор и не может. Отсюда, рассматриваемое понятие неразрывно связано с личной ответственностью. Вину экзистенциального характера не следует априори считать невротической виной, однако она обладает ресурсом, необходимым для трансформации в невротическую провинность. При этом если правильно подойти к рассматриваемой вариации вины, то она способна принести пользу человеческому субъекту. Она нередко способствует формированию у индивидов способности примиряться с миром и сочувствовать окружающим субъектам, а также вырабатыванию творческого ресурса.

Экзистенциальная провинность перед собственной персоной является платежом, который уплачивает индивид за невоплощение собственной судьбы, за отрешение от собственных чувств, отчуждение собственной персоны от своих дум и желаний. Проще говоря, описываемое понятие можно выразить так: «Если индивид признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно. Следовательно, он виноват в потраченных впустую годах, в собственных потерях и недостижениях». Поэтому чем взрослее индивид, чем больше его определенная проблема либо общее недовольство бытием, тем глубже будет его провинность экзистенциального характера перед собой.

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Рассматриваемое явление возникает, когда понятие смысла существования и его цели перестает удовлетворять, перестает направлять, лишает внутреннего покоя. Когда индивид осознает быстротечность собственного бытия, не понимает, чем наполнить собственное существование. Это тревожит его разум, вышибает из-под ног почву. Однако стоит лишь наметить определенную незначительную цель и запастись решимостью, как вновь возвращается душевное равновесие.

Существует несколько способов, как выйти из экзистенциального кризиса, один из которых характеризуется 4 шагами.

Первый – заключается в избавлении от мрачных дум, отрицательных чувств. Это своеобразная изоляция себя от негатива.

Следующий шаг – это фиксация. Он состоит в борьбе с отчуждением, путем «привязки» себя к устойчивой системе ценностных ориентиров и идеалов (Бог, государство, церковь, судьба, люди).

Третий шаг – это отвлечение, которое заключается в запрете собственным думам перетекать в негативное русло. Необходимо заполнить бытие новыми занятиями, хобби, целями, проектами, которые способствуют отвлечению. Именно на новых свершениях следует сконцентрировать всю энергию.

Последний шаг состоит в сублимации. Здесь надобно устремить собственные силы в позитивном направлении: можно музицировать, заняться рисованием, чтением стихов – всем, что способствует личностному самовыражению.

Ниже приведены иные способы, как выйти из экзистенциального кризиса. Прежде всего, рекомендуется постараться осознать, что источником проблемы является сам индивид. Однако дело тут не в самих размышлениях, а в виновнике их породившем. Мысли возникают вследствие воздействия внутреннего состояния, окружающего социума и реагирования на полученный опыт.

Также следует воспринимать среду исключительно такой, какой она является. Ставя под сомнения все, человек учится распознавать вранье и отделять его от правды. Рассматриваемый феномен является довольно распространенной проблемой. Практически каждому человеческому субъекту иногда кажется, что он увяз в игре, сотворенной и управляемой кем-то извне, не желающим человеческому роду добра. Когда человек ощущает кризис, ему начинает видеться, что другие субъекты добились высот благодаря умению обманывать его, внушать страх, всецело игнорировать. Дабы избавиться от подобных дум, рекомендуется заняться изучением истории цивилизации, необходимо уяснить, каким образом происходит смена поколений на Земле, существующей вечность. После чего необходимо сформировать собственное понимание о направленности движения мира.

Человеческое существование кажется довольно размеренным и организованным, поэтому в нем хотя бы минимум смысла есть. Дабы избежать экзистенциального криза следует прекратить сравнивать собственную личность с социальным окружением и отдельными индивидами. Это позволит значительно вырасти умению получать от бытия удовольствие.

psihomed.com

Основные экзистенциальные проблемы

Популярность
философии экзистенциализма в 60-е гг. ХХ
в. в Европе и во всем мире, в немалой
степени связанная с литературными
работами Ж.-П. Сартра и А. Камю, способствовала
вхождению в широкое употребление понятия
«экзистенциальных проблем». Они связаны
с индивидуальным переживанием человека
своего бытия в мире, с попытками
непротиворечиво вписаться во внешний
мир или «вписать» его в себя. Экзистенция
есть внутреннее человеческое существование,
которое имеет не космический, а весьма
личностный смысл. Она включает в себя
переживание таких состояний, как
рождение, смерть, любовь, отчаяние,
раскаяние, решимость, надежда и т.п.
Разумеется, подобного рода экзистенциальная
проблематика существовала всегда, в
данной философской форме она была лишь
актуализирована и специфически
рассмотрена.

Согласно этой
философии, основная ошибка рационального
мышления состоит в том, что оно исходит
из принципа противоположности субъекта
и объекта, в то время как бытие необходимо
постигнуть как их нерасчлененную
целостность. Экзистенциалисты и пытались
это осуществить, опираясь на ключевую
категорию, давшую название самому
философскому направлению.

Важнейшими
экзистенциальными понятиями были такие,
как свобода, ответственность и тревога,
тесно связанные друг с другом по смыслу.
Свобода – это не радость и не награда,
а своеобразный рок: как говорил Сартр,
человек обречен быть свободным. Вместе
со свободой появляется ответственность,
и многие люди хотели бы отказаться от
свободы вместе с ответственностью.
Существование человека первично по
отношению к обретению им своей сущности.
Человек как бы заброшен в этот мир помимо
своей воли, в котором он еще только
должен стать человеком. При этом
становление человеческой сущности
происходит постоянно: свободный человек
формирует себя каждым своим поступком.

Экзистенциальная
философия делится на религиозную и
нерелигиозную. К первой относятся,
например, Бердяев, Ясперс и Марсель, ко
второй – Хайдеггер, Сартр и Камю.
Нерелигиозная экзистенциальная философия
обычно выдержана в пессимистическом и
даже трагическом тоне. Большое внимание
она уделяет состоянию человека,
находящегося в пограничной
ситуации между жизнью и смертью. В ней
рассматривается также проблема
самоубийства. А. Камю писал, что чувство
абсурдности, как разлад между человеком
и его жизнью, иногда порождает тягу к
небытию, но следует еще выяснить, в какой
мере самоубийство есть выход из жизненного
абсурда или, наоборот, его апофеоз,
высшая точка. Нетрудно заметить, что
пессимизм и негативизм по отношению к
жизни возникают именно через переживание
ее как абсурдной, т.е. лишенной смысла,
ненужного актерства в плохих декорациях.
Очевидно, что иное решение проблемы
смысла жизни, дающее понимание ее полноты
и необходимости, снимает экзистенциальный
трагизм и обращает человека к радости.

В
своей статье «Экзистенциализм – это
гуманизм» Ж.-П. Сартр утверждает, что на
деле нет более оптимистического учения,
поскольку судьба человека полагается
в нем самом. Будучи атеистом, этот философ
считает, что «суть дела не в том, существует
ли Бог. Человек должен обрести себя и
убедиться, что ничто не может его спасти
от себя самого, даже достоверное
доказательство бытия Бога». Такова мера
экзистенциального оптимизма, действительно
не спасающего его от многих проблем
человеческого существования. Возможно,
их причина в том, что «философия человека»
недостаточна без философии вещей и
философии идей.

Как
уже отмечалось, решение так называемых
экзистенциальных проблем – не прерогатива
«философии существования». На
мировоззренческом уровне их решает для
себя каждый человек. Так, любовь
есть высшая добродетель, т.е. делание
добра, блага. Она определялась Платоном
как стремление к целостности и Августином
как универсальная сила притяжения.
Можно добавить, что любовь
есть абсолютная
форма деятельности.
Другими
словами, она есть высшее, предельное и
самодостаточное проявление воли. Любовь
есть нечто большее, чем желание получить
удовольствие за счет кого-то или чего-то,
безотносительно или даже вопреки его
благу. Она есть утверждение другого за
счет себя безотносительно или даже
вопреки собственному благу. В этой связи
переживания по поводу неразделенной
любви, воспетые многими поэтами, выглядят
и действительно являются эгоистическим
самолюбованием, которое может быть
преодолено перемещением внимания с
себя на другого.

Отношение
к смерти
есть неизбежная мировоззренческая и
философская проблема. По сути своей она
именно экзистенциальна, поскольку
переживается как личная. Эта проблема
актуализируется опасными для жизни
заболеваниями или потерей близких
людей, но в скрытом виде всегда присутствует
в человеческой жизни. Не случайно
говорится, что философствовать – значит
учиться умирать. В осознании смертности
Сократ видел важнейшую причину обращения
человека к философии. Когда итальянская
мафия выдвигала свое знаменитое
предупреждение «memento
mori»,
это означало напоминание не столько о
смерти, сколько о необходимости правильной
жизни, которая становится понятнее
перед лицом смерти. Если думающий о
предстоящих пятидесяти годах жизни
человек может расслабиться, то угроза
его жизни, тем более обратный отсчет до
ее завершения весьма обостряет
смыслообразование. Тогда человек
начинает философствовать – учиться
умирать. Нетрудно понять, что гораздо
эффективнее обратиться к этой проблеме
заранее и решить ее для себя в общем
виде без жесткого экзистенциального
напряжения.

Подавляющее
большинство людей стремится к тому,
чтобы жить, но некоторые люди хотят уйти
из жизни добровольно. Думающий человек
сможет понять, в каком отношении последнее
есть проявление слабости, а в каком –
силы. Экзистенциальный характер проблемы
суицида не позволяет рассуждать об этом
абстрактно, хотя известно, что все
религии и духовные учения осуждают
самоубийство. Отношение к нему атеиста
Камю рассматривалось выше. Стоит
отметить, что тяга к небытию не всегда
порождается конкретными проблемами.
Как показывает опыт, одна из причин
самоубийства – так называемая
экзистенциальная фрустрация, т.е.
глубинный духовный и психический
дискомфорт в результате смыслопотери,
несовместимой с жизнью.

Особая
проблема, связанная с отношением к
смерти – так называемая эвтаназия
– легкая смерть по медицинским показаниям.
Это вопрос одновременно общефилософский,
этический и правовой. С одной стороны,
имеет ли врач моральное и юридическое
право способствовать добровольному
уходу из жизни неизлечимо больного
человека, испытывающего тяжелые
физические страдания? Более глубокая
постановка вопроса – случайны человеческие
страдания или они имеют смысл? Тогда не
является ли эвтаназия особой формой
самоубийства, в общем виде всегда
осуждаемого?

studfiles.net

Экзистенциализм и его проблематика.

С. Кьеркегор

Как мы видели, философия с древности была обращена к человеческой проблеме. Каждая эпоха давала свой материал для трактовки этой проблемы. А XX век обострил ее в особенности. Философия человека стала предметом анализа многих религиозных мыслителей — Г. Марселя, П. Тейяра де Шардена, М. Бубера. Их учения входят в число экзистенциальных, как и русских философов — Н. Бердяева и Л. И. Шестова. После первой мировой войны экзистенциализм распространился в Германии. Основателями немецкого экзистенциализма стали К. Ясперс (1883 -1969) и М. Хайдеггер (1889 — 1976). Французского — Ж.-П. Сартр (1905 — 1980) и А. Камю (1913 -1960).

Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia — существование), или философия существования — основная современная форма иррациональной философии.

Две важнейших категории экзистенциализма: существование и сущность. Что они означают?

1. Существование предшествует сущности. То есть существование — это сам человек, как он приходит в мир. Он ни добр и ни зол, он таким станет в процессе общественных отношений. Человек сам по себе есть истина. Экзистенциалист говорит: надо не иметь истину, а быть истиной (подобно тому, как Христос на вопрос Понтия Пилата — Что есть истина? ответил: Я есть истина). Нельзя разорвать человека и истину. Истина человека и есть только его существование и бытие.

2. Сущность человека приобретается им, это есть совокупность общественных отношений. Человек приходит в мир готовых общественных отношений. Происходит столкновение существования и сущности, между которыми человек мечется всю жизнь.

Экзистенциализм во многом “вышел” из “философии жизни”, в особенности из Ницше, в философии которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Но все же корни экзистенциализма — в философии датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора (1813 — 1855).

Кьеркегор обвинял рациональную философию абстракционизме и сухости по отношению к человеку.

Л. Шестов писал о Кьеркегоре: “Свою философию он называл экзистенциальной” — это значит: он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить”. Шестов видел отличие Кьеркегора от профессиональных философов в том, что для них философия являлась просто “специальностью”, не имеющей никакого отношения с их жизнью. Тогда как Кьерксгор ею жил, в ней был образ его жизни. Он получил университетское образование, был кандидатом теологии, но никогда не занимал должностей, оставаясь “частным” человеком, или, как он себя называл, “частным мыслителем”. Он вообще постоянно подчеркивал свою отъединенность oт общества и даже изобрел для себя надгробную эпитафию задолго до смерти. Центральной проблемой Кьеркегора была проблема выбора. Сама ситуация выбора травмирует душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Всегда неизбежность выбора принятия решения несет трагедию, психическое переживание. Она наткана человеку извне либо богом, либо обществом заставляет выбирать независимо от того, хочет этого человек или нет. Выбор экзистенциален.

Выбор, по Кьеркегору, в сущности не принципиально, это “смена масок” или “игра в маски”. Любой выбор глубоко безразличен существованию: “Сделаете ли вы то или другое, — вы одинаково раскаетесь”, “или-или” безразлично. И в этом мука и проклятие человека. Все же — какой выбор для человека оптимален? Выбирая абсолют, я выбираю отчаяние, выбирая отчаяние, я выбираю абсолют, потому что абсолют — это я сам; я сам полагаю начало абсолюту, т. е. я сам выбираю собой абсолют, иначе говоря: выбирая абсолют, я выбираю себя”. Смысл этой фразы таков: человек должен сделать свой выбор так, чтобы выбрать самого себя и своего Бога, который и есть он сам.

Итак, мы назвали основные категории экзистенциализма: существование, сущность, отчуждение, выбор. Эти и другие категории были центральными и в философии других мыслителей-экзистенциалистов.

students-library.com

Экзистенциальный кризис, одиночество и экзистенциальные проблемы

Стремление к саморазвитию – естественный механизм выживания, без него человечество никогда бы не достигло современного уровня. Проблема в препятствиях, подстерегающих на этом пути, одним из которых может стать экзистенциальный кризис, развивающийся из внутренних противоречий. Возникает невроз, когда нет необходимости беспокоиться о минимальных жизненных потребностях.

Экзистенциальный кризис в жизни человека

Желание обосновать свое существование возникает у всех, но у многих объяснения получаются простыми и гладкими благодаря глубокой религиозности или заложенным установкам другого толка. Экзистенциальные проблемы возникают в момент разочарования в выбранных ранее идеалах. Человек перестает ощущать удовлетворение от повышения статуса или утрачивает веру в сверхъестественную ценность своей жизни. Другой причиной таких переживаний может быть ощущение неизбежности смерти.

Экзистенциальные проблемы человека

Может показаться, что подобные размышления посещают только обладателей неограниченного количества свободного времени, у тяжело трудящихся людей сил на невроз уже не остается. Отчасти это верно, чаще экзистенциальные переживания посещают представителей творческих профессий, занимающиеся физическим трудом менее склонны к самокопаниям, но и они от этого полностью не защищены.

Предпосылками для невроза могут стать:

  • потеря близкого человека;
  • угроза собственной жизни;
  • применение психоделиков;
  • продолжительная изоляция;
  • расставание с любимым человеком или детьми.

Экзистенциальный кризис и суицид

В процессе размышления человек сталкивается с противоречием, порождаемым ощущением важности собственной жизни и одновременным осознанием ее бесполезности. Неспособность найти разрешение этой ситуации переходит в экзистенциальное отчаяние, для которого свойственна утрата интереса к собственному будущему. Усугубление кризиса может привести к желанию окончить свое бессмысленное существование, не способное никому принести пользы. В таком случае человеку чрезвычайно сложно разрешить ситуацию самостоятельно.

Экзистенциальное одиночество

Есть два типа одиночества: повседневное и экзистенциальное. Для первого характерно ощущение оторванности от общества, зачастую связанное со страхом быть отвергнутым или боязнью подпустить кого-то слишком близко. А второй тип отличается большей глубиной, не опираясь только на фактическое отсутствие людей рядом. Здесь проблема заключается в разрушении внутреннего мира, который есть у каждого человека.

Следствием этого становится экзистенциальная фрустрация, определяющаяся потерей желания определить хоть какой-то смысл. Человек ощущает апатию, ему все наскучило, но при этом состояние не носит патологический характер. То есть экзистенциальный кризис на этом этапе характеризуется общей подавленностью, человек ощущает бессмысленность бытия, ему не хочется узнавать что-то новое и развиваться, но и желания причинить вред себе тоже нет.

Экзистенциальный страх

Переживания такого типа принято выделять в отдельную группу, потому что они не относятся к конкретному событию, а переплетены с внутренним миром человека. Экзистенциальная тревога в разной степени возникает у всех, но не всегда ярко ощущается из-за мощного блока подсознания. Эта глубина и сложность придания страхам четких границ делают невозможным их полное устранение, реально только снизить остроту. Все экзистенциальные тревоги делят на 4 основные группы:

  • страх перед временем – человек боится состариться, стать беспомощным, умереть, переживает из-за неопределенности будущего;
  • страх перед пространством – боязнь темноты, глубины, открытого пространства, перемен, желание четко упорядочить жизненный уклад и следовать только ему;
  • страх жизни – переживания относительно загадочности, таинственности и одновременной бессмысленности бытия;
  • страх перед собой – боязнь сойти с ума или потерять контроль, непонимание собственных стремлений или поступков.

Экзистенциальная вина

Это самый положительный момент размышлений о собственном предназначении, так как при правильном подходе может воспитать желание двигаться дальше, развивать не только профессиональные навыки, но и способы эмоционального общения с миром. Оказывает помощь в выходе личности на новый уровень. Проходящий экзистенциальный кризис в жизни может дать три основные причины возникновения вины:

  • неполная самореализация;
  • недостаточно прочные связи с родственниками и важными людьми;
  • потеря связи с Абсолютом.

Как бороться с экзистенциальным кризисом?

При наличии глубоких переживаний и ощущении потери жизненного стержня человек безуспешно ищет силы, чтобы разрешить экзистенциальный кризис, преодоление которого состоит из двух основных этапов:

  1. Признание. Проблема есть, ее нужно решать, и это возможно, каждый человек абсолютно свободен в своем выборе.
  2. Новый смысл. Кризис – это начало нового этапа, старые причины жить уже не подходит, время найти новые. Смысл можно найти и в получении максимума удовольствия от жизни, и в принесении пользы человечеству.

Психотерапевты отмечают возможность снизить остроту переживаний при помощи бесед с близкими людьми. Если меры не приняты, на фоне переживаний развивается экзистенциальный невроз, приводящий к нарушению работы внутренних органов. С неврозом справиться сможет только специалист, который будет использовать комплексную терапию (психокоррекция и медикаменты).

 

womanadvice.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о