Warning: session_start(): open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_7gt2dpbg1lq4roa271k9q9cjm5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /var/www/www-root/data/www/clubhavana.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 59
Человек обладающий сознанием и самосознанием – 1030 Got error 28 from storage engine SQL=SELECT b.rules FROM ur9ys_assets AS a LEFT JOIN ur9ys_assets AS b ON b.lft = a.rgt WHERE (a.name = 'com_content.article.901') GROUP BY b.id, b.rules, b.lft ORDER BY b.lft
Вопросы и ответы

Человек обладающий сознанием и самосознанием – 1030 Got error 28 from storage engine SQL=SELECT b.rules FROM ur9ys_assets AS a LEFT JOIN ur9ys_assets AS b ON b.lft = a.rgt WHERE (a.name = ‘com_content.article.901’) GROUP BY b.id, b.rules, b.lft ORDER BY b.lft

Сознание и самосознание

Сознание и самосознание – это термины, широко используемые во множестве наук, в частности, в психологии, философии, социологии. Значение их достаточно расплывчато и зависит от каждого конкретного случая. Попробуем сформулировать, что означают эти термины. Сознание – это качество каждого разумного человека, которое можно понимать как обособленность, противопоставление себя внешнему миру. То есть личность вычленяет и отделяет себя от всей окружающей действительности. Сознание – это собственное «я» человека. Сюда входят и чувственные ощущения, и мышление, и эмоции.

Сознание и самосознание – это две части одного целого, если дело касается современного человека. Посмотрим вглубь истории. Ранее у первобытных людей было только сознание, и развивалось оно поэтапно. Изначально личность начинала ощущать себя только на физическом уровне. Приходило понимание границы собственного тела и окружающей среды. Затем человек начал исследовать окружающий мир. Его сознание постепенно наполнялось новой информацией и, тем самым, развивалось. Вслед за этим человек научился рассуждать, то есть находить различия, сходства, отличительные черты изучаемых им предметов.

Сознание, самосознание и личность как явления появились чуть позже. Стоит заметить, что развивались и совершенствовались эти качества столетиями. Самосознание – это отношение «Я» к «Я». Рассмотреть подробнее эту формулировку проще всего на историческом примере. Сознание и самосознание личности, как уже упоминалось ранее, появились не сразу. Изначально человеком правило Эго, то есть инстинкты размножения, самосохранения, борьбы за самок и так далее. Подняться над ними личности помогло самосознание, которое является своеобразным командиром, судьей и критиком в одном лице.

Возникновению этого качества поспособствовало, как бы удивительно это не звучало, появление иерархии внутри человеческих сообществ. В каждой группе главенствовал вожак, который давал указания, критиковал и хвалил. Подчиняющимся людям не оставалось ничего, кроме выполнения приказов. Так они поднимались над своими инстинктами. Делали не то, что велит им их Эго, а то, что необходимо вожаку и всей группе людей. Это наглядная демонстрация того, как работает самосознание не внутри человека, а во внешнем мире. Позже у индивидуума стал появляться свой личный, внутренний «командир», который позволил подняться над мимолетными желаниями, инстинктами и прочими факторами, препятствующими развитию.

Сознание и самосознание современного человека также появляется не сразу, а поэтапно. Маленький ребенок постепенно начинает осознавать себя. Родители, воспитатели и учителя малыша исполняют роль командиров. С их помощью у ребенка появляется самосознание, которое заменяет внешних повелителей внутренними.

У всех ли современных людей имеется это важное качество? К сожалению, не у всех. Жители неразвитых стран и определенные группы граждан из развитых стран по-прежнему живут по зову своего Эго. Однако без самосознания невозможно ставить и достигать своих целей, находить общий язык с окружающими людьми, добиваться успехов. Это качество помогает делать свою жизнь такой, какой ее хочет видеть человек. Без сомнения, все успешные, великие и преуспевающие люди обладали самосознанием. Без этого качества также невозможно развитие интеллекта.

Таким образом, сознание и самосознание являются важнейшими составляющими современной личности. Эти качества помогают обрести полную свободу, которая, в ином случае, ограничивалась бы желаниями Эго. Самосознание – это, в своем роде, антипод животности и необходимый элемент для достижения «зрелости» всего человечества.

fb.ru

Сознание человека

Сознание человека – это наивысшая интегрированная форма психики. Оно складывается под влиянием общественно-исторических условий в трудовой  деятельности человека, а также в его общении с другими людьми при помощи языка.

Сознание человека обладает следующими характеристиками:

  • Самооценка (как себя в целом, так и отдельных поступков). Это выражается в познавательной, эмоциональной и волевой формах.
  • Отображение мира посредством познавательных процессов: воображение, мышление, память, ощущение, восприятие. Нарушение одного или нескольких познавательных процессов, как правило, приводит к расстройству сознания.
  • Наличие определенной цели, которую имеет любая деятельность человека. Благодаря этому он способен предусматривать будущее, принимать решения, стремиться вперед, преодолевать трудности.
  • Различие объекта и субъекта.
  • Эмоционально-оценочное отношение к окружающему миру, событиям и самому себе. Это проявляется в таких чувствах, как патриотизм, долг, интернационализм.

Некоторые действия человека можно оценить как высоко сознательные, к другим же такую характеристику применить нельзя. В связи с этим можно сознание человека  разделить на некоторые уровни, которые могут проявляться как у разных людей, так и у одного.

1. Низкий уровень. Человек плохо осознает обстоятельства, свои действия и отношение к ним.

2. Высокий уровень. Человек хорошо понимает и принимает все, что происходит вокруг. Руководствуясь определенными мотивами и целями, он планирует, организует и направляет свои действия.

Миллионы лет назад, в те времена, когда планету населяли только простейшие организмы, не могло быть такого понятия, как сознание (человека же еще вообще не существовало). Живые организмы могли лишь реагировать на воздействие окружающей среды. Эту форму можно назвать раздражительностью. Благодаря ей происходила некоторая адаптация простейших организмов. Эту стадию развития психики называют сенсорной.

Эволюция подарила живым организмам способность ощущать окружающий мир через органы слуха, зрения и осязания. С появлением нервной системы они научились различать цвета, форму, температуру и так далее. Данная стадия развития называется перцептивной.

Одним из важнейших элементов психики является восприятие. Благодаря ему животные получили возможность не только приспосабливаться, но и проявлять внутреннюю активность. Высшие млекопитающие имеют элементарное мышление. Например, обезьянам характерна психическая деятельность, которая более сложная, нежели у других животных. Данная стадия психики называется стадией интеллекта.

Развитие психики человека зашло намного дальше. Людям присущи различные чувства, смысловая и логическая память. Можно сказать, что все формы психического отражения объединились у них в единое целое. Такой формой отражения в эволюции и является сознание.

Развитие сознания человека с рождения проходит все эти стадии в ускоренном режиме. Годовалый ребенок уже способен осознанно взаимодействовать с окружающей средой и выделять себя из нее.

На протяжении многих столетий людей интересовала психология. Благодаря полученным знаниям люди научились управлять, манипулировать окружающими. Сегодня управление сознанием человека происходит на всех уровнях. Постоянная реклама на телевидении, в газетах и журналах заставляет людей делать то, чего бы они сами никогда не сделали.

Методы управления сознанием – это стратегии, используемые людьми для достижения каких-либо целей. Они разрабатываются с целью заменить восприятие тех или иных вещей, заставить человека поступать так, как желает другой.

Самая популярная и действенная тактика современных политиков, торговых компаний и рекламных агентств – «промывание мозгов». Регулярное повторение одной и той же информации заставляет людей воспринимать ее как собственные мысли и идеи. Это приводит в лучшем случае к излишней трате денег, покупке ненужных вещей и так далее.

fb.ru

Все о сознании человека

Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои умственные способности, анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в мозг человека. Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
Самооценка и рефлексия. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и жизненных ценностях.
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Сознательные и бессознательные действия

Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

В решении сложных и конфликтных ситуаций.
При необходимости принять решение.
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых иностранных слов, причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

Сознание и самосознание

Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с притязаниями человека и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

Как владеть сознанием и подсознанием

Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

sunmag.me

Сознание и самосознание

Обратимся теперь к центральному вопросу: как человек познает себя? (каковы механизмы самопознания?). Для этого нам необходимо рассмотреть проблему с более широких позиций, а именно проанализировать самопознание в качестве структурного компонента самопознания личности в целом.

Издавна людей интересовали вопросы: что такое человек? Чем он отличается от животных? По этому поводу написана масса научных трудов, проведено множество научных конференций. Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике: человек — это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличием человека от животных. В то же время дать определение понятию «сознание» оказалось более сложным делом, чем дать определение понятию «человек».

Обычно в специальных словарях сознание трактуется как «высший, свойственный только человеку, уровень развития психики», но такое определение не отражает всего многообразия и специфики данного понятия. Имеются и более сложные, трудные для запоминания определения, в которых тем не менее предпринимаются попытки выделить наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Суммируя все сказанное выше об определении понятия «сознание», можно констатировать следующее:
-сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности, многим животным это не доступно, другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная (т. е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению по типу «Я— не Я»;
-человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;
-люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели;
-мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.

Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я— не Я», в центре его находится Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое собственное Я, но дать этому научное определение также трудно. Если выразиться достаточно просто, то Я — это личность, рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения.

Таким образом, быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целенаправленные изменения. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить Я, образуется система «Я—Я», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию.

psyera.ru

27 сознание и самосознание

27.
Сознание как философская проблема.
Сознание и самосознание.

Одной
из важнейших проблем философии является
анализ сознания как специфической
формы регуляции взаимодействия человека
с действительностью.
Сознание

является частью психики, в которой
происходят не только сознательные, но
и подсознательные (бессознательные)
процессы. В случае бессознательного
субъект не дает себе отчета о содержании
и природе происходящих процессов.
Сознательными называются такие
психические явления и действия человека,
которые проходят через его разум и волю,
опосредуются ими, которые, следовательно,
совершаются со знанием того, что он
делает, мыслит или чувствует. Иногда
выделяют и надсознательное
– это творчество на базе сознания.

«Ядром»
сознания является знание. Сознание
присуще лишь человеку, возникает и
развивается в условиях общественной
жизни. Лишь в последних условиях развился
человеческий разум и его контроль над
волей. Именно общественная жизнь,
основанная на труде, создала человека
с его сознанием. Однако оно обусловлено
не только социально. В содержание
сознания входят мысли и о природе (а
также о людях как природных и общественных
существах). Поэтому, занимаясь человеческим
сознанием, мы все время будем иметь в
виду не только факторы чисто социальные,
т. е. сверхличные, но и факторы биологические,
подвластные в полной мере законам
органической природы. Сознание
детерминировано не только действием
внешних факторов. Сознание человека
подчинено еще действию законов
нейрофизиологии и психологии (общей и
социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю,
психофизическую детерминацию. При этом
психологическая детерминация имеет
субъективный, идеальный характер. Если
содержание сознания определяется
внешними факторами, то, с другой стороны,
все явления психики и сознания протекают
в тех формах, которые фиксируются
законами и категориями физиологической
и психологической наук. Это ощущения,
восприятия и представления, мысли,
эмоции, чувства, память, воображение и
пр. По своей форме сознание не выходит
за пределы психологических
процессов.Содержание и форма сознания
не вполне идентичны. Сознание человека
есть отражение действительности, ее
образ. Важно понимать, что образ внешнего
мира отличается от самого внешнего
мира. Сознание есть «субъективно-объективный»
образ объективного мира.

Итак,
сознание — это высшая, свойственная
только людям и связанная с речью функция
мозга, заключающаяся в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном построении
действий и предвидении их результатов,
в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека.

Функции
сознания — это такие его свойства,
которые делают сознание орудием,
инструментом познания, общения,
практического действия.

Коренная
и главнейшая функция сознания есть
получение знания о природе, обществе и
человеке.

Отражательная
функция сознания, является самой общей
и всеохватывающей его функцией (отражение
действительности).

Творческая
функция сознания, понимаемая в широком
смысле, как активное воздействие на
окружающую человека действительность,
изменение, преобразование этой
действительности. Животные, растения,
микроорганизмы изменяют внешний мир
самим фактом своей жизнедеятельности.
Однако это изменение нельзя считать
творчеством, ибо оно лишено сознательной
постановки целей. Творческое сознание
является моментом перехода от отражения
к практике.

Важной
функцией сознания является оценка
явлений действительности (в том числе
и совершаемого человеком). Оценка
производит выбор из всего того, что
добывает знание. Оценивать — это значит
подходить к действительности с точки
зрения того, что нужно человеку. Это
отношение особого рода. Здесь субъект,
его потребности, интересы, цели, нормы
и идеалы выступают как основания и
критерии положительного или отрицательного
отношения к объекту оценки.

Указанные
функции сознания способствуют формированию
регулятивно-управленческой функции
его сознания. Сознание, как и вся психика
человека в целом, существует в конечном
счете для практики, для регулирования
и управления поведением человека, его
деятельностью.

Сознание
предполагает выделение субъектом самого
себя в качестве носителя определенной
активной позиции по отношению к миру.
Это выделение себя, отношение к себе,
оценка своих возможностей, которые
являются необходимым компонентом
всякого сознания, и образует разные
формы той специфической характеристики
человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание
есть сознание, направленное на самого
себя: это — сознание, делающее своим
предметом, объектом сознание. Самосознание
— это осознание человеком своих действий,
чувств, мыслей, мотивов поведения,
интересов, своего положения в обществе.

В
акте самосознания сознание человека,
будучи субъективной формой действительности,
само раздваивается на субъект и объект,
на сознание, которое познает (субъект),
и сознание, которое познается (объект).
Самосознание самим фактом своего
существования еще раз доказывает
относительность различия и противоположности
объекта и субъекта, неправильность
представлений о том, что в сознании все
субъективно. Однако самосознание,
рассматриваемое в широком философском
аспекте, включает в себя также и аспект
социологический. Таким образом,
самосознание выступает и в форме
индивидуального и в форме классового
самосознания.

Наибольшую
гносеологическую трудность представляет
собой индивидуальное самосознание.
Ведь самосознание общества является
либо познанием общественных явлений
(форм общественного сознания, личности
и пр.) отдельными людьми, учеными, либо
изучением сознания всех людей теми же
отдельными людьми.

Самосознание
не является созерцанием собственного
изолированного индивида, оно возникает
в процессе общения. Общественная
обусловленность формирования самосознания
заключается не только в непосредственном
общении людей друг с другом, в их оценочных
отношениях, но и в формулировании
требований общества, предъявляемых к
отдельному человеку в осознании самих
правил взаимоотношения.

Следует
затронуть и вопрос: что возникает раньше
— предметное сознание или самосознание?
Самосознание—это процесс, проходящий
различные ступени развития. Если взять
самосознание в его первичных, элементарных
формах, то оно уходит далеко в область
органической эволюции и предшествует
человеческому сознанию, является одной
из его предпосылок. Если же рассматривать
самосознание в его наиболее развитых
формах как один из признаков класса или
личности и разуметь под ним понимание
классом или личностью своей роли в
общественной жизни, призвания, смысла
жизни и пр., то, конечно, такое самосознание
стоит ваше сознания в общем смысле этого
слова, является формой общественного
сознания.

Самосознание
– динамичное исторически развивающееся
образование, выступающее на разных
уровнях и в разных формах. Первой его
формой, которую иногда называют
самочувствием, является элементарное
осознание своего тела и его вписанности
в мир окружающих вещей и людей. Следующий,
более высокий уровень самосознания
связан с осознанием себя в качестве
принадлежащего тому или иному человеческому
сообществу, той или иной социальной
группе.

Самый
высокий уровень развития этого процесса
– возникновение сознания «Я» как
совершенно особого образования, похожего
на «я» других людей и вместе с тем в
чем-то уникального и неповторимого,
могущего совершать свободные поступки
и нести за них ответственность, что с
необходимостью предполагает возможность
контроля над своими действиями и их
оценку.

Однако
самосознание – это не только разнообразные
формы и уровни самопознания. Это также
всегда и самооценка и самоконтроль.
Самосознание предполагает сопоставление
себя с определенным, принятым данным
человеком идеалом «я», вынесение
некоторой самооценки – как следствие
– возникновение чувства удовлетворения
или же неудовлетворения собой.

studfiles.net

12.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.

Проблема
сознания является самой трудной
познавательной проблемой из всех
проблем философии, науки и культуры.
Это обусловлено тремя обстоятельствами:

1.Суверенность
сознания.

Сознание данного человека непосредственно
дано только ему, и никому другому.

2.
Идеальность,
т.е. бестелесность. Сознание не обладает
физическими и химическими свойствами
(массой, весом, зарядом, валентностью),
которыми обладают материальные объекты.
Поэтому его нельзя поместить в пробирку,
взвесить на весах, измерить термометром.

3.Сложность
и изменчивость.

Сознание
– философская категория, обозначающая
высшую, свойственную только человеку
форму отражения объективной
действительности и связана с
функционированием мозга.

Сознание
существует в форме индивидуального
(личного) и общественного.

Индивидуальное
сознание

возникло на базе двух материальных
образований:

биологическое
развитие организмов

(в первую очередь развитие ЦНС)

формирование
социума

(трудовая деятельность и коллектив с
формирующимся коллективным сознанием,
языком и взаимодействием индивидов со
складывающимся обществом), т.е для
возникновения сознание требовалось 2
предпосылки: биологическая и социальная
( при наличии социальной предпосылки
у собак не вырабатывается сознание,
т.к. у них нет биологической предпосылки;
в то же время ребенок, с первых месяцев
попавший в стаю собак тоже не будет
иметь сознания, т. к. нет социальных
предпосылок становления и развития).

Индивидуальное
сознание становится компонентом
общественного сознания тогда, когда
включаются в систему коммуникации.
(Н-р, идея, возникшая у политического
деятеля, становится компонентом
общественного сознания тогда, когда о
ней пишут, вещают по радио, телевидению)

Общественное
сознание формируется из элементов
индивидуальных сознаний. Но существует
и обратный процесс: каждое индивидуальное
сознание само формируется в результате
воздействия на него общественного
сознания. При этом влияние индивидуального
сознания на общественное особенно
велико, когда индивидуальное сознание
уже достигло зрелости. Влияние
общественного сознания на личное
особенно значительно в период становления
последнего в ходе обучения и воспитания.

В
структуре общественного сознания можно
выделять уровни и формы. К уровням
общественного сознания относятся
обыденное (эмпирическое) (возникает в
процессе повседневной практики) и
теоретическое сознание (формируется
целенаправленно деятелями духовной
культуры и отражает глубокие, существенные
связи бытия). К формам общественного
сознания относятся политическое,
правовое, эстетическое сознание; мораль,
религия, наука, философия.

Сознание
человека по Фрейду включает 3 компонента:

1.собственное
сознание

(то, что человек осознает в данный момент
времени: я вижу, я читаю)

2.предсознание
(то, что человек может вспомнить: я
видел, я читал)

3.подсознание
(собирательное понятие, которым
обозначаются различные неосознаваемые
системы психики)

Сферы
сознания:

1.
Познавательная

-чувственное
познание (основано на внешних чувствах
и выражается в способности к ощущениям,
восприятиям, представлениям)

-рациональное
познание(абстрактная мыслительная
деятельность, оперирующая понятиями,
суждениями, умозаключениями)

2.Эмоциональная
(включает
внутренние чувства человека (радость,
горе), аффекты (гнев, ярость), эмоциональные
состояния (настроение), элементарные
эмоции (жажда, голод)).

3.Мотивационно-волевая
(мотивы, интересы, потребности субъекта,
воля (выбор цели и внутренние усилия,
направленные на ее достижение)).

Важнейшим
компонентом сознания выступает
самосознание
— способность выделять себя из окружающего
мира, критически оценивать свои поступки
и на основе этого самосовершенствоваться.
Самосознание предполагает сопоставление
образа Я с определённым желаемым Я,
вынесение самооценки и — как следствие
— возникновение чувства удовлетворения
или неудовлетворения собой.

Отражение
– св-во одних материальных систем
воспроизводить особенности других
материальных систем в ходе взаимодействия
с ними.

Формы
отражения:

1.физическое
отражени (в неживой природе. Отражение
дерева в реке)

2.раздражимость
(подсолнух разворачивается в сторону
солнца)

3.чувствительность
(свойственна животным и возможна при
наличии органов чувств)

4.психический
(для высших животных есть некая психика)

5.сознательный
уровень(высшая форма, есть только у
человека)

6.социум
(уровень развития мозга, речь, труд)

Бессознательное

совокупность психических явлений,
существующих вне человеческого сознания
и не поддающихся контролю со стороны
сознания. К сфере бессознательного
относятся инстинкты (пищевой, половой,
самозащиты, агрессии). Благодаря наличию
бессознательного, уменьшается нагрузка
на сознание и увеличиваются возможности
человека в научном, художественном
творчестве.

Юнг
углубил понимание бессознательного.
По Юнгу оно бывает:

1.личное
бессознательное

(воспоминания о том, что прочувствовано,
пережито, узнано индивидом, что больше
не удерживается в сознании по причине
защитного вытеснения или простой
забывчивости.

2.коллективное
бессознательное
(наиболее
глубинная часть человеческой психики,
общая для всего человечества, в которой
аккумулируется психологический опыт
всего человечества и который передается
из поколения в поколение)

studfiles.net

YI.3. Сознание и самосознание человека





ТОП 10:







В человеке совмещаются такие противоположные начала как тело (биологическое начало) и «душа» (духовное, психическое начало). Как уже отмечалось выше, человек – выходец из животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет речью, ему присуща сложная мыслительная и эмоциальная деятельность, которую называют сознанием.

Существует неразрывное единство осознания человеком окружающего его мира (называемое предметным сознанием) и осознание им самого себя (самосознание). Развитие ребенка начинается с чувства собственного существования, в котором еще нет ни осознания себя, ни осознания внешнего мира. Но постепенно в процессе онтогенеза у него формируется сознание в своих двух формах – в форме предметного сознания, основывающегося на представлениях о внешнем мире, и самосознания, ориентированного на постижение самого себя. Таким образом, создаются субъективные условия, позволяющие человеку не только постигать окружающий мир, но и ориентироваться в собственной личности.

«Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает самого себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Только в этой форме и может существовать самосознание, основная особенность которого… состоит в том, что оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе».[264] Самосознание является основой самовоспитания и достижения намечаемых субъектом целей. Поэтому призыв древнегреческого философа Сократа «Познай себя» звучит по прежнему мудро и актуально.

Большое значение для возникновения самосознания имеет формирование «образа тела». Этот образ складывается уже в ощущениях ребенка при прикосновении руками к собственному телу. Такая познавательная деятельность, наблюдаемая у маленьких детей, является зачатком осознания собственного «Я». Психологи утверждают, что в формировании «образа тела» значительную роль играет зеркало. С его помощью человек наблюдает за самим собой, анализирует выражение своего лица и т.д. Зрительное удвоение личности с помощью зеркала служит тем самым одним из средств самопознания.



Знаменитый русский физиолог И.М.Сеченов (1829-1905) в работе «Элементы мысли» показал, что в сумме органических ощущений, образующих «нижний пласт» самосознания человека (самочувствие, внутреннее восприятие «Я»), большой удельный вес имеет афферентация (нервное раздражение) от мышц. Дальнейшие клинические наблюдения привели к выводу, что представление человека о том, в каком положении находятся его туловище, голова и конечности, возникает на основе ощущений, идущих от всех периферических частей двигательного анализатора (от мышц, сухожилий и суставных поверхностей).

Эксперименты с кратковременным воспроизведением невесомости на самолетах показали, что наступающие при этом резкие изменения афферентации со стороны ряда рецепторов приводят к рассогласованию отражающей тело функциональной системы, что, в свою очередь, обусловливает нарушение самосознания. После проведения экспериментов в условиях невесомости один из испытуемых так описал свое состояние: «… При наступлении невесомости возникло чувство проваливания, которое длилось секунд пять. А затем появилось необычное ощущение, стало казаться, что это не я сижу в кресле, пристегнутый ремнями, а кто-то другой. «Он» выполняет пробу на координографе, а я только наблюдаю за ним. Я понимал, что так не может быть, но тем не менее до конца режима это ощущение продолжало оставаться».[265]

Многочисленными исследованиями доказано, что «измененная афферентация в условиях кратковременной невесомости… приводит к расстройствам самосознания. Причем… отчуждение собственных психических актов сочеталось с нарушениями восприятия пространства, что говорит о теснейшей связи сознания и самосознания»[266].

По поводу возникновения феномена сознания у человека современного типа (кроманьонца) велись и ведутся по сей день философские и научные дискуссии. В свое время Гегель, не отвергая связи человека с животным миром, считал, что биологическая природа не имеет никакого отношения к возникновению духовной сферы человека. Человека с его сознанием, считал он, создал пробуждающийся дух. «В живом природа завершается, — писал Гегель, — и достигает умиротворенности, переходя в высшее. Дух выходит, таким образом, из природы. Цель природы – умертвить саму себя и прорвать свою кору непосредственности, чувственности, сжечь себя, как феникс, чтобы омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа».[267]




Но уже во второй половине XIX века возник и получил в дальнейшем научное подтверждение социально-практический подход в решении проблемы возникновения человеческого сознания. Было также установлено, что в процессе антропогенеза (развития человека) создались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. К таким предпосылкам относятся: переход к прямохождению, развитие руки и формирование человеческого мозга. Эти биологические предпосылки, получившие наименование гоминидной триады, выделили наших обезьяноподобных предков из животного царства.

Прямохождение не является чем-то уникальным в животном мире, Природа давно и неоднократно «задействовала» такой вид передвижения. Достаточно вспомнить древних ящеров или современных австралийских кенгуру. Но переход к прямохождению далеких предков человека был связан со значительными изменениями в окружающей среде, потребовавшими серьезных перемен в их образе жизни. Согласно гипотезе известного американского антрополога Уайта, примерно 10 миллионов лет назад в Африке (считающейся «исторической родиной» современного человека) произошло довольно резкое изменение климата. На месте густых лесов образовались открытые пространства (саванны), т.е. возникли многочисленные территории с новыми экологическими условиями. Обитавшие в лесах обезьяноподобные предки человека были вынуждены либо резко сужать ареал своего обитания, либо приспосабливаться к совершенно новым условиям существования. Прямохождение позволило лучше видеть на открытых пространствах саванн. Оно же (прямохождение) разделило функции нижних и верхних конечностей. Освобождение передних конечностей от функции передвижения создало возможности для выполнения ими многих других функций.

Человек и обезьяна имеет особую анатомическую организацию, выражаемую научным термином «брахиация» (от греческого слова «брахион» — рука). Строение тела у обезьяны и человека отличаются длинными ключицами, благодаря которым плечевой сустав отделяется от груди Это, в свою очередь, позволило сформироваться такому плечевому суставу, которая дает возможность руке свободно вращаться вокруг своей оси, улучшая ее способность к маневру. У обезьян кисть руки тоже получила свободу маневра, вращаясь и давая возможность телу передвигаться в пространстве, в то время как она продолжает держаться за ветку дерева. Человек подобно обезьянам, является брахиатором, хотя и спустился на землю. Поэтому, по мнению профессора антропологии Калифорнийского университета Уошберна, данные, касающиеся брахиации, свидетельствуют о весьма близком нашем родстве с человекообразными обезьянами. Однако, несмотря на то, что число и общее расположение костей и мускулов примерно одинаковы у человека и у обезьяны рука даже самого первобытного дикаря способна выполнять сотни операций, недоступных никакой обезьяне. Человеческая рука, освободившаяся от функции передвижения, приобретала все новые и новые сноровки, превращая «человека прямоходящего» в «человека умелого».

Переход к прямохождению и развитие руки оказали влияние и на другие части и функции человеческого организма. Увеличилась подвижность головы, образовались новые структуры грудной клетки, претерпели изменения процессы дыхания и пищеварения и т.д. Но среди всех этих изменений особую роль в процессе антропогенеза сыграло формирование человеческого мозга.

Развитие мозга протекало в процессе длительной эволюции живой природы. Здесь следует упомянуть о важном, но долгое время малоизвестном факте в истории науки. Речь идет об открытии, сделанном в середине XIX века американским ученым-геологом Джеймсом Даном (1813-1895), работавшим профессором Йельского университета в Нью-Хейвене. Этот современник Дарвина на восемь лет раньше выхода знаменитой книги последнего «Происхождение видов в результате естественного отбора» выявил очень важный биологический процесс, который был назван им цефализацией (от греческого «цефале» — голова). Дж.Дан сделал свое открытие на основе солидных эмпирических обобщений, работая с большой суммой фактов, не имеющих случаев опровержения. Суть открытия Дана состояла в следующем: начиная с геологической эпохи кембрия, когда у живых организмов появляются зачатки нервной системы, идет медленное, пусть с остановками, но неуклонное, без «откатов назад» усложнение, усовершенствование нервной системы, в частности, головного мозга. С точки зрения Дана, убедительно доказывают это палеонтологические данные, прослеживаемые за многие миллионы лет. Представляется удивительным, что не только Дарвин не оценил идеи американского ученого, но они на долгое время вообще выпали из научного обихода в биологии

Извлечь концепцию Дана из забвения, осмыслить ее в четкой эволюционной перспективе и ввести вновь в науку под названием «принцип Дана» выпало на долю выдающегося русского ученого первой половины XX века В.И.Вернадского. Подчеркивая значимость открытия Дана и разделяя его, Вернадский писал: «В ходе геологического времени, говоря современным языком наблюдается (скачками) усовершенствование – рост – центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых эмпирически и установил свой принцип Дан, и от моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эволюции не идет уже вспять, только вперед».[268]

От верхнего плейстоцена и до настоящего времени, т.е. на протяжении двух миллионов лет мозг гоминидов увеличился в три раза и средняя скорость этого прироста составила 50 кубических сантиметров мозгового вещества за 100 тысяч лет. Эволюцию мозга гоминидов следует считать весьма особым процессом, по крайней мере, по следующим двум причинам. Во-первых, в связи с темпами этого процесса, который был одним из наиболее быстрых, наиболее бурно протекавших процессов макроэволюции в истории позвоночных (а может быть и в истории животного мира вообще). Во-вторых, в связи с феноменальным последствием этого процесса, который привел к возникновению уникального в живой природе явления, каковым стала человеческое сознание.

Связь сознания с мозгом человека представляется очевидной. Однако по поводу этой истины физиологии не так давно, еще в XIX веке, шли дискуссии, высказывались различные точки зрения. Примером одной из точек зрения, опровергавшей данную истину, может служить «теория интроекции» швейцарского философа второй половины XIX века Рихарда Авенариуса. Словом «интроекция» Авенариус обозначил учение материализма и естествознания о том, что сознание находится внутри нас, что мысль есть продукт деятельности мозга. По утверждению Авенариуса, мозг не является органом мысли, а мысль не является функцией мозга. Авенариус назвал мышление, осуществляемое мозгом человека, «фетишизмом естествознания». Утверждать, что мышление происходит в мозгу, — это, по мнению Авенариуса, есть недопустимая «интроекция» (вкладывание) в мозг того, что там не находится и находиться не может. С точки зрения указанного философа, мышление осуществляется вне мозга человека (каким образом – Авенариус этого не поясняет). Таким образом, Авенариус как-бы «вынул» сознание из его материального носителя, создав сумасбродную концепцию мышления вне мозга человека.

Противоположную, но тоже неверную позицию в вопросе о связи сознания человека с его мозгом, занимала группа ученых в составе зоолога Карла Фогта (1817-1895), физиолога Якоба Молешотта (1820-1893) и медика Людвига Бюхнера (1822-1899). Они сводили сознание к физиологическим процессам, происходящим в мозге человека. Выступая против идеалистической разработки вопросов сознания, эти ученые полагали, что мысль не менее материальна, чем материален сам физиологический процесс. В своих «Физиологических письмах» К.Фогт утверждал, что «мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам». [269] Такой подход, при котором сознание выступает как нечто материальное, получил наименование «вульгарного материализма».

На самом же деле сознание – это мир идеальных явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя – мозга человека. Ведь в коре мозга хирург или физиолог не находит мыслей, образов, а находит лишь мозговое вещество. Вышеуказанные концепции противоречат доказанной наукой точке зрения, согласно которой сознание есть функция мозга.

Современная наука установила, что мозг человека представляет собой очень сложно организованную и саморегулирующуюся систему. Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, которая состоит из миллиардов нервных клеток – нейронов,[270] каждый из которых с помощью длинных и коротких отростков (аксонов и дендритов) связан с тысячами других нервных клеток. Все они, вместе взятые, образуют невероятно сложную сеть с огромным множеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств. Последние, когда на них попадают определенные воздействия (сигналы), приходят в состояние возбуждения, которое по соответствующим нервным каналам передается в головной мозг.

Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений. Однако сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен и по сей день. Поэтому актуальным до сих пор остается высказывание известного естествоиспытателя XIXв. Томаса Гексли: «Что представляет собой сознание, мы не знаем, и каким образом в результате раздражения нервной ткани происходит такая удивительная вещь, как сознание, столь же непонятно, как и появление джинна из лампы Алладина».[271]

Однако в ХХ веке было сделано немало для раскрытия тайн человеческого мозга. Установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием. Было установлено, что зрение, например, связано с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и различная роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики. Левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением. Оно «ведает» речью, логикой, счетом. Правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций. «Многие сотни тысяч лет именно правое полушарие было доминирующим, руководило поведением человека. И только 20-30 тысяч лет назад, когда простых команд для передачи информации стало не хватать, появилась речь. Усложняющаяся организация общества. новые технологии требовали абстрактных понятий, и все большее значение приобретало левое полушарие. Постепенно удаляясь от естественного мира к искусственному, проходя не природную школу, а социальную, мы, по сути, ему передали руководство своим поведением».[272]

Известно, что у каждого человека одно полушарие развито более, чем другое. Поэтому различают психотипы право–и левополушарников. «Правые» воспринимают мир сначала на эмоциональном уровне – в гармонии красок, звуков, запахов, – а уж потом осмысливают его. У «левых» же абстрактно-логическое мышление явно преобладает над чувственным. Современный английский ученый Грей Уолтер в книге « Живой мозг» высказал предположение, что политики, революционеры, лидеры партий и государственные деятели выходят из левополушарников. Ибо рациональное мышление, опирающееся на речь и логику, является важнейшей основой их деятельности. «Технологическая культура выдвигает в руководящие элиты наиболее рационально мыслящих людей. То есть происходит социальный естественный отбор «леваков». Может, в этом и состоит суть нашей эволюции».[273]

Большой вклад в экспериментальное изучение мозговой локализации тех или иных психических явлений внес известный физиолог Хосе Дельгадо. Он вживлял в мозг животных тончайшие металлические нити и, пропуская через них электрический ток, раздражал различные участки мозговой ткани. В результате он достигал у животных реакции «замирания», агрессии или, наоборот, миролюбия, вызывал у них искусственный голод (даже если перед этим животное было сыто и отказывалось от еды), чувство удовольствия и т.д. Его опыты показали, что в мозгу существуют участки, которые были определены им как «центр удовольствия», «пункт ярости» и т.п. Такового рода манипуляции с вживлением в мозг электродов проводились с лечебными целями и на людях, страдающих различными психическими заболеваниями. А попутно осуществлялись и экспериментальные исследования, в которых искусственно вызывались те или иные психические проявления. Например, при раздражении электрическим током верхней височной извилины мозга человек вспоминал музыкальные звуки, мелодии знакомых песен, раннее слышанные голоса людей и даже целые фразы, вызывавшие у пациента реакцию смеха, и т.д.[274]

О продуктивности исследований мозга свидетельствует тот факт, что за последние тридцать лет ХХ века около двух десятков ученых, занимающихся этими исследованиями, были удостоены Нобелевских премий. А последнее десятилетие ХХ века конгрессом США в марте 1989г. было объявлено «десятилетие мозга». Основными направлениями работ ученых в этот период стали: исследования сознания как проблемы физиологии высшей нервной деятельности человека, изучение нейрофизиологии и психофизиологии мотиваций и, наконец, развитие нейроинформатики с целью уяснения взаимодействий бесчисленных нервных клеток мозга, порождающих человеческий интеллект.[275]

Развитие мозга в процессе эволюции человека создало возможности более сложного регулирования всей его жизнедеятельности, включая и общение посредством речи. Способность к усвоению языка и овладению вербальной речью (от латинского verâalis — словесный) коренным образом отличает человека от животных. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая и обеспечила функцию речи. «В развивающемся животном мире, – писал знаменитый русский физиолог И.П.Павлов (1849-1936) – на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражителями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде… Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».[276]

Язык – это специфически человеческий способ бытия сознания, Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. «Язык так же древен, как и сознание…, – отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, – … и , подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».[277]

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Он является важнейшим средством развития человеческой культуры. Сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социальной информации, обмена мыслями называют речью. Если язык – общественное явление, то речь у каждого человека своя. Индивидуальные особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается данный человек, существенно влияет на развитие его речи. Различные изменения в обществе (смена социально-политического строя, научно-технический прогресс и т.д.) накладывают отпечаток на язык и, следовательно, на речь.

Древние прямоходящие предки человека уже пользовались невербальной речью (без слов), объясняясь мимикой, жестами, отдельными гортанными звуками. Язык и вербальная речь сформировались на основе невербальной речи, но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Особенно помогают невербальные методы общения в тех случаях, когда людям мешает «языковый барьер».

В наше время, когда в мире, по подсчетам американского лингвиста А.Хомского, существуют более четырех тысяч вербальных языков, общение с помощью звуковых или зрительных сигналов (без использования обычного языка и речи) способствует достижению взаимопонимания между людьми. Этот вид общения целесообразно использовать и в тех случаях, когда знак (сигнал) означает определенную и к тому же важную информацию, доступную большинству людей и быстро ими воспринимаемую. Примерами такого рода невербальных знаков (сигналов) могут быть уличный светофор, дорожные знаки, дверной или телефонный звонки, огни маяка, различные условные обозначения и указатели в аэропортах и т.д.

Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык математики, язык химии и т.д.), широко используемых в научном познании и в технической практике. Об этом более подробно говорится в главе YIII (см. раздел «Формализация. Язык науки»).

Язык как средство общения играет неоценимую роль в общественно-трудовой деятельности людей. А возникновение этой деятельности, согласно социально-практической (трудовой) теории антропогенеза, стало решающим фактором в процессе формирования Homo sapiens (человека разумного). Именно трудовая деятельность способствовала изменению его природной, биологической организации, именно она повлекла за собой возникновение и новых, социальных качеств человека. Подчеркивая необходимость общения в процессе труда, которая вызвала появление языка и органов речи, Ф.Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».[278]

Считается, что появление человека, его выделение из животного мира было связано с переходом от употребления готовых, данных природой предметов в качестве орудий деятельности (что свойственно уже некоторым животным) к более или менее систематическому изготовлению этих орудий, а с их помощью – и различных предметов потребления. Далекие предки современного человека силой необходимости были подведены к тому рубежу, от преодоления которого зависело их выживание: перед ними стояла задача научиться использовать отдельные пригодные предметы как средство обработки природного материала при изготовлении искусственных орудий. Скажем, в простейшем случае они должны были раскалывать один камень при помощи другого, чтобы изготовить рубило, скребок, каменный наконечник и т.п.

В 1862г. французский исследователь Леббок предложил двухступенчатую периодизацию «каменного века» в истории первобытного общества, исходящую из техники обработки каменных орудий. Ранний период «каменного века», для которого характерны оббитые орудия, он предложил назвать палеолитом, т.е. древнекаменным веком. А время, когда появляются отшлифованные каменные орудия, он назвал неолитом, т.е. новокаменным веком.. Умение пользоваться огнем открыло новые возможности, связанные с выплавлением металла. Медные, бронзовые, а позднее железные орудия обладали новыми качествами, делающими их гораздо более эффективными, по сравнению с каменными.

Создавая и употребляя различные орудия труда, человек, с одной стороны, воплощает в них свои способности и навыки деятельности, а с другой – реализует природные свойства используемых материалов. Человеческая трудовая деятельность как бы вызывает к жизни все те возможности, которые потенциально заложены в природе. Но, реализуя эти возможности, человек не может игнорировать законы природы. Используя механические, физические, химические закономерности и свойства окружающего мира, человек достигает нужных ему результатов. «Заставить»предметы природы взаимодействовать по их собственным законам и в то же время достигнуть своих целей, — на это способен только человек и ни какое другое существо на нашей планете.

При этом человек не вступает в контакт с природой в одиночку. Уже на заре человеческой истории объединение трудовых усилий наших далеких предков было необходимым условием их выживания. Дело в том, что одинокий человек просто-напросто не справился бы с могучими силами природы, Кроме того, трудовая деятельность с самого начала не могла быть индивидуальной еще и потому, что ей необходимо учиться. Надо овладевать приемами, нормами деятельности других людей, чтобы получить возможность действовать самому. А это требует контакта, общения людей друг с другом. Наконец, коллективность человеческой деятельности предполагает не только кооперацию усилий в рамках одного поколения, но и передачу трудового опыта во времени, т.е. от одного поколения к другому. Все это обусловило возникновение человеческого общества, существование которого стало зависеть от все усложняющейся системы материального производства, от развития техники.

Из всего вышесказанного следует, что знание естественнофизиологических основ сознания не является достаточным для объяснения его сущности. Более того, сами естественнофизиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, в которой протекает жизнь и деятельность человека. Вне общества сознание сформироваться не может. Науке известны случаи проживания детей раннего возраста в том или ином сообществе животных, т.е. их «воспитания» вне социальной среды. Наблюдения за ними после их возвращения к людям оказались весьма поучительными.

Один из таких случаев произошел в 1920 году в Индии, когда были найдены две девочки, примерно трех и шести лет, проживавшие среди волков в джунглях. Этот случай подробно описан в книге английского исследователя Чарлза Маклина «Дети волка» (1977г). Амала и Камала – так назвали найденных девочек, помещенных в специальный приют, — первоначально «питались лишь водой и молоком. Все попытки заставить их есть какую-либо пищу терпели неудачу. Но однажды днем они вышли в приютский двор в то время, когда там питались собаки. Не проявляя никакого страха, старшая подошла к собакам и присоединилась к их обеду… Девочка встала на четвереньки, опустила голову в миску, схватила зубами большую кость… Она обхватила ее руками так, как это сделал бы волк своими лапами, а потом начала обгладывать ее, катая по земле… Беда была в том, что девочки не могли ни ходить, ни стоять. Их ноги никак не распрямлялись, они всегда оставались согнутыми в коленях. Передвигаясь, дети ползали на коленях и локтях, чаще на коленях и руках, причем делали это чрезвычайно быстро.. Они спали мало, ночью обычно час или два, а днем в основном дремали, сидя в углу. Во сне скрежетали зубами и вскрикивали, но засыпали легко и просыпались при малейшем звуке. После полуночи девочки никогда не спали, постоянно находились в движении, иногда выли, но только ночью». Камала после смерти своей сестры, уже в возрасте 11 лет «знала примерно тридцать слов, если не считать той тарабарщины, которую она произносила, гуляя в саду, или сидя в своем углу. Но она понимала больше, чем могла выразить словами, и часто употребляла язык знаков, если не знала названия какого-либо предмета».[279]

Из этого примера видно, что речь, мышление, человеческие способности деятельности недоступны человеку, выраставшему вне социальной среды. Поэтому нельзя объяснить природу сознания, не вскрыв его общественно-исторической сущности. Сознание – продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной и другой деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. «Сознание…, – писали К.Маркс и Ф.Энгельс, – с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».[280]

 











infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Warning: Unknown: open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_7gt2dpbg1lq4roa271k9q9cjm5, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/www-root/data/mod-tmp) in Unknown on line 0