ЧЕЛОВЕК - ЖЕРТВА КАТАСТРОФ
Жорж Леопольд де Кювье, естествоиспытатель и профессор анатомии в Сорбонне, опубликовал свой труд «Исследование ископаемых костей четвероногих», ставший основой сравнительной анатомии позвоночных. Он разработал также знаменитый корреляционный метод. «Дайте мне одну-единственную кость, и я с ее помощью восстановлю весь скелет»,говорил барон де Кювье и с успехом это демонстрировал. С помощью корреляционного метода Кювье успешно реконструировал вымерших копытных, летающего ящера третичного периода птеродактиля и других животных. Но еще большую известность он приобрел благодаря геологическому введению к своей книге, которое впоследствии он издал отдельной книгой под названием «Рассуждения о катастрофических изменениях земной поверхности». Изложил в ней новую теорию истории Земли и жизни на ней: первоначально на земле обитали другие живые существа, которые погибли в результате гигантской катастрофы, катаклизма. Затем созданы были другие живые существа, более совершенные, чем существовавшие в предшествующую эпоху, но и они погибли в новой катастрофе. Таких катастроф в истории Земли произошло несколько, последней из них был потоп.
Теория Кювье о катаклизмах (катастрофизм) до 1830 года успешно конкурировала с другими глобальными или частными теориями о происхождении и развитии мира — нептунизмом, плутонизмом, первыми элементами актуализма и мозаистической гипотезой. В 1830 году английский геолог Чарльз Лойелл издал первую часть своей книги «Основы геологии», в которой в деталях обосновал актуализм. Он отрицал возможность внезапных и глобальных катастроф; все крупные изменения, которые произошли в прошлом на Земле, вызваны были теми же силами, которые действуют и в настоящее время, только процесс их действия растянут на очень длительное время. По мнению Лойелла, в прошлом действовали те же процессы, что и в настоящее время, они как бы униформны. Униформизм, или актуализм с тех пор стал вроде основной теорией и геологии, которая затем была постепенно модифицирована. В настоящее время допускаются и экстремальные процессы, не соизмеримые с человеческим опытом, в том числе и катастрофы.
Но актуализм не мог победить катастрофизм полностью и окончательно. Время от времени катастрофизм всплывает вновь как основа общей теории возникновения и развития космоса, мира и человека, или хотя бы в качестве основной причины некоторых важных событий в человеческой истории.
«Меня осенило, когда я, молодой инженер, наблюдал однажды, как расплавленная сталь разливается по влажной земле, покрытой снегом. Земля взрывалась с некоторым опозданием, но при том чрезвычайно резко». Этот толчок позволил Хансу Хербингеру (инженеру и астроному-любителю, как указано на титульной странице одной из его книг) развить всемирную теорию взаимодействия льда и огня, опубликованную им в 1913 году.
Хербингер полагал, что космос, Земля и ее жители представляют собой один взаимосвязанный организм, который управляется посредством длительной борьбы между льдом и огнем, силой отталкивания и притяжения. Такое состояние возникло уже в момент зарождения космоса, когда на горизонте горело огромное космическое тело, в которое проник гигантский объект, состоявший из космического льда. Длительное время царила тишина, но затем водные пары вызвали такой силы взрыв, который разбросал в холодное пространство огромные куски материи. Некоторые из них превратились в планеты нашей Солнечной системы. Все они моментально были скованы холодом, покрылись льдом и стали мертвыми; и только на Земле продолжалась борьба льда с огнем. Но все планеты подчинены действию начальных и слабеющих сил взрыва и гравитации, которая в определенный период является постоянной. Поэтому каждая планета по спирали приближается к своему соседу с большей массой, а затем вся система падает большой ледовой массой на Солнце, чтобы затем дождаться нового взрыва и нового начала.
В своей
истории Земля таким способом втянула в свою орбиту три спутника, наша Луна
является уже четвертым. Следствием этого явилась также смена четырех
геологических эпох, характер которых определило расстояние Луны от Земли: в
период наибольшего отдаления, а соответственно и малой гравитационной силы
Луны на Земле появились животные средней величины и средних умственных
способностей и тогда же, в конце третичного периода, возникли наши предки. При
наименьшем отдалении и соответственно при самом сильном гравитационном
воздействии Луны появились гигантские существа с чрезвычайными умственными
способностями, отличающиеся долголетием и цивилизаторскими способностями
(память о них как будто сохранилась в многочисленных мифах, а также, как
установил один из сторонников Хербингера Ханс Шиндлер Беллами, и в
материальных свидетельствах цивилизаторской деятельности последних гигантов
мезозоя среди людей третичного периода—в монументальных постройках в Тиауанаку
в Андах). В те периоды, когда у Земли не было спутников типа Луны, ее
населяли мелкие животные. Но воздействие Луны при спиралеобразном ее
приближении, по мнению Хербингера, проявляется в различных районах Земли
по-разному, поэтому сегодня на Земле живут разные люди по своему физическому,
психологическому облику и культурному уровню («великие» из их среды способны
своей энергией оказать влияние и на силы космоса).
Концепцию Хербингера использовали в своих целях нацисты.
В 1950 году собственную теорию катастроф опубликовал американский исследователь Иммануэл Великовский. Его книга «Борющиеся миры» вскоре стала бестселлером.
И.Великовский построил свою теорию на текстах из Ветхого завета, использовав также некоторые данные из области астрономии, геологии, археологии, истории и мифологии. Это позволяет ему заявлять о «междисциплинарном» подходе. Он исходит прежде всего из убеждения, что действия людей и происходящее в космосе, видимо, влияют друг на друга — Солнце действительно могло остановиться на небосводе, если этого хотел Яхве.
Исходным в гипотезе Великовского является предположение, что 3500 лет тому назад Венера приблизилась к Земле на очень опасное расстояние, что буквально совпадает со временем исхода израильтян из Египта. В результате приближения Венеры на Земле произошла страшная катастрофа, которую И.Великовский описывает следующим образом:
«В один момент погибли цивилизации. Животный мир был уничтожен морскими волнами, катившими по материкам громады камней и ила. Волны небывалого прилива убили и самых крупных животных и смели их кости в слои, которые затем были перекрыты другими осадочными породами. В Сибири в один момент замерзли мамонты. Одновременно и Египет был залит морской водой, а армия фараона утонула в Красном море в результате действия каскадных сил, когда сначала воды Красного моря ушли, а потом вернулись вновь. Земля погрузилась во тьму. Затем Венера успокоилась и удалилась. Спустя 52 года она вернулась к Земле вновь, и произошла следующая катастрофа... Земная ось наклонилась, и Солнце остановилось неподвижно на небосводе, как говорится в Ветхом завете. Прошли века, Венера воздействовала на Марс, он изменил свою орбиту и опасно воздействовал на Землю. Произошли новые катастрофы, о которых говорится в Библии, а также в мифах народов Ближнего Востока».
Таких теорий катастроф существует несколько.
Жак Бержье и Льюис Пауэлс писали в 1960 году, что, по их мнению, в далеком прошлом существовали весьма развитые цивилизации, использовавшие эзотерические принципы и высокоточные технологии, которые могли их также и уничтожить: «Нет ничего проще, чем освобождение атомной энергии. Достаточно растворить соль чистого урана в тяжелой воде, а тяжелую воду можно получить путем повторного дистиллирования обычной воды на протяжении 25 или 100 лет.
Устройство по предсказыванию приливов лорда Келвина (1893) — этот прапредок современных аналоговых ЭВМ и всей кибернетики — было составлено из роликов и кусочков нити. Его могли сделать и шумеры.
Такой подход позволял по-новому посмотреть на проблему исчезнувших цивилизаций. Если в прошлом на Земле обитали люди, достигшие состояния прозрения, и если свои способности они применяли не только в области религии, философии и мистики, но и в области объективного познания и в технике, то вполне можно допустить, что они могли производить «чудеса» даже с помощью самых простых средств».
Людвиг Соучек разработал свою концепцию древнейшей истории человечества, основываясь на комбинации гипотез катастрофизма и палеоконтактов, и изложил ее в книгах «Предчувствие теней» (Прага, 1974) и «Предчувствие взаимосвязей» (Прага, 1978). Он считает, что в социальном развитии человечества приняли участие в доисторический период и в эпоху ранней истории как космические пришельцы, так и высокоразвитые земные цивилизации. Эти цивилизации, исчезнувшие, очевидно, вследствие катастроф, «могли развиваться особым, для нас совершенно необычным способом и использовать нетрадиционные средства, которые вопреки своей действенности не оставили материальных следов, а только результаты их использования».
В последнее время катастрофизм сделали основой своих концепций британский исследователь и писатель Уолтер Реймонд Дрейк и американский лингвист и историк культуры Роджер Уильямс Уэскотт. Мы также предоставим им слово.
|