На главную

оглавление

    

 Платон

диалоги

КРИТИЙ

 

 

  Примечания

 

1. Здесь имеется в виду тот демиург, который действовал в диалоге "Тимей".-

501.

 

2. Критии был известен как поэт. Фрагменты его элегий - у Дильса, т. 1, гл.

XXII. Собеседники Крития именуются (108d) зрителями в театре.- 502.

 

3. См.: т. 1, Кратил, прим. 86.- 501.

 

4. Пеон (или Пеан) - эпитет Аполлона, букв. "целитель".- 503.

 

5. См.: т. 1, Евтидем, прим. 17.- 503.

 

6. См.: Тимей, преамбула, с. 607, а также т. 1, Менексен, прим. 50.- 503.

 

7. Имеется в виду предание, о котором рассказывал в "Тимее" Критии (20d -

25е). О Геракловых столпах см.: Тимей, прим. 27.- 503.

 

8. См. также: Тимей 24е, 25d и прим. 32.- 503.

 

9. Как рассказывает Гомер (Ил. XV 185-195), сыновья Кроноса и Реи - Зевс, Аид

и Посейдон - по жребию получили в удел соответственно небо, подземный мир и

море, но "земля и высокий Олимп" остались для всех троих общими. То, что раз-

дел произошел вопреки сказанному не так уж мирно, сообщает Эсхил (Прометей

прикованный 197-206).- 503.

 

10. Здесь Платон использует старинное гомеровское сравнение владыки, или вож-

дя, с пастухом, пастырем народа. См., например, Ил. II 85, 243, 254, 772 и

другие места. Платон нередко пользуется этим образом.- 504.

 

11. Порожденные землей - см. прим. 12, а также Тимей, прим. 25. Hаша страна -

Аттика. О Гефесте и Афине см.: т. 1, Протагор прим. 33.- 504.

 

12. Т.е. египетские жрецы, с которыми беседовал Солон и которые рассказали

ему об Атлантиде (см.: Тимей 22а). Происхождение упоминаемых здесь древнейших

аттических царей, согласно мифам, тесно связано с землей. Родоначальником ат-

тической династии был Кекроп, рожденный землей, его наследником был также ро-

жденный землей Кранай, далее - Эрихтоний, рожденный дочерью Краная Аттидой

(по ее имени названа Аттика). Есть и другая версия этой генеалогии, по кото-

рой Аттида умерла до брака. Родоначальниками династии, согласно этой версии,

были богиня земли Гея, Гефест и Афина, от которых произошел Эрихтоний. Потом-

ками Эрихтония были аттические цари Эрехтей, Эгей и Тесей.- 504.

 

13. Ср. слова Гесиода (Теогония 924-926), рисующего рождение богини из головы

Зевса в полном вооружении, с доспехами.- 504.

 

14. О разделении на сословия в идеальном государстве см.: Государство II

369b-372a и др., о сословии воинов - II 373е-376е.- 505.

 

15. Истм - иначе Коринфский перешеек, соединяющий Среднюю Грецию с полуостро-

вом Пелопоннесом. Киферон - горная цепь на севере Аттики. К востоку от Кифе-

рона - гора Парнеф (или Парнет). Оропия - местность на северном берегу Атти-

ки, оспариваемая Беотией. Асоп - название нескольких рек в Греции. Здесь -

река в Аттике, берущая начало в Беотии.- 505.

 

16. Зевс был богом не только ясного неба (о чем говорит этимология этого име-

ни: др.-инд., dyauh - небо, dyauspita - "отец неба", ср. лат. Diespiter,

Juppiter), но и дождей, туч, непогоды.- 506.

 

17. См.: Тимей, прим. 20.- 506.

 

18. Границы афинского акрополя, по этой легенде, очень значительны по сравне-

нию с историческим акрополем. Реки Илисс и Эридан - это южная граница Афин;

гора Ликабет - северо-восточная; Пникс - холм к востоку от акрополя. Истори-

ческий акрополь ограничен ареопагом и агорой (рыночной площадью).- 506.

 

19. Так по Герману, который читает "священные предметы" вместо "жрецы". Со-

гласно Барнету: "...все то, что необходимо иметь воинам и жрецам".- 506.

 

20. В идеальном государстве Платона воины вообще не имеют частной собственно-

сти, кроме самого необходимого, никогда не касаются ни золота, ни серебра,

храня в своей душе "золото" добродетели (Государство III 416de).- 506.

 

21. По поводу поэзии Солона см.: Тимей 21b-d.- 507.

 

22. Деда Крития звали также Критием. Об их родословной см.: Тимей, прим. 12.-

507.

 

23. Стадий - мера длины = прибл. 193 м. Посейдон - повелитель морей, сын Зев-

са.- 507.

 

24. Возможно, по мифам, что Евенор и его жена родились из камней, брошенных

Девкалионом и Пиррой (см. прим. 17). Имена первых обитателей Атлантиды нигде

более не засвидетельствованы. Клейто, согласно мифу, стала женой морского бо-

га Посейдона и родоначальницей населения Атлантиды (см. ниже, 113de).- 508.

 

25. Кроме Атланта, сына Посейдона и Клейто, был титан Атлант, брат Прометея и

отец Гесперид (Гесиод. Теогония 507-509; Од. I 52), держащий на крайнем запа-

де на своих плечах небесный свод.- 508.

 

26. Ср.: т. 1, Кратил, прим. 15. Гадир - владыка области, занимавшей земли

около Кадикса.- 508.

 

27. Все имена царей Атлантиды имеют определенное значение: Евмел - "богатый

стадами", Евэмон - "пылкий", Амферей - "круглый", Мнесей - "мыслитель". Авто-

хтон - "рожденный землей", Еласипп - "всадник" ("погоняющий коней"), Мнестор

- "жених",

Азаэс - "знойный", Диапреп - "великолепный.-славный".- 508.

 

28. См.: Тимей, прим. 29.- 508.

 

29. Орихалк - желтая медь.- 509.

 

30. Здесь Платон следует традиционному представлению о жизни людей золотого

века, когда земля рождала сама все в изобилии, без вмешательства человека

(ср.: Гесиод. Труды и дни 117 сл.).- 509.

 

31. Плетр - греч. мера длины = 1/6 части стадия (т.е. около 32 метров).- 509.

 

32. См.: т. 1, Лахет, прим. 17.- 510.

 

33. Акротерий - скульптурный орнамент над углами фронтонов здания.- 511.

 

34. Характерно, что цари Атлантиды живут у Платона по предписаниям Посейдона,

т.е. по законам божественным, не созданным людьми. В "Тимее" (24cd) развива-

ется аналогичная мысль.- 513.

 

35. Зевс, согласно мифам, не раз налагал кару на род человеческий. Достаточно

вспомнить Девкалионов потов (см. Тимей, прим. 20), попытку Зевса уничтожить

старый род людей и "насадить" новый (Эсхил. Прометей прикованный 231-233).

Троянская война в сущности тоже есть следствие мольбы матери-Земли, Геи, к

Зевсу покарать людей за их нечестие (см. Ил. I 5).- 515.

 

 

 

 

 

 

На главную

 

 

 

.