Народные заговоры и привороты
Детские
заговоры.
На зачатие и легкие роды.
001
"Матушка пресвятая Богородица! Сама слети, нет - дак посыльников пошли:
сынка, как соколка, а девушку, как ластушку”. Водушки зачерпнуть, правым
коленом на порог ступить, проговорить это и выпить так, чтобы за пазуху
текло.
007 Как стане
родить, положить в водушку пару яиц и говорить: "Как курушка легко
приносит, так бы раба божья (имя рек) легко принесла". Эта водушка и
выпить.
013 При
тяжелых родах печь отслоняли, печную заслонку, дверь открывали, голбец тоже
открывали. Мне плохо стало, я шибко тяжело рожала, так меня за порог вывели -
сразу легче стало. Еще печь когда топили, уголь из печи прибирали, с угля
пили. Наладят в воде и пьют. Тоже, чтоб легче родить было. Ребенка, как
только он родится, сразу на печь кладут. И женщина после родов тоже на печь
садится, чтобы у нее живот не болел. Ее садят и приговаривают: "Как печь
не ходит, не болит, так и у меня бы в животе не болело, не ходило”.
014 Расплети
косы, расчеши, чтоб и узелка не было, все узелочки на одежде развяжи и мужик
твой распояшется, поест, там сомнет рубаху, портки расстегнет и пусть двери
все отопрет, легче лезть будет, печку откроет, духовку, замки, заслонки,
всё-всё, чтоб дитя лучше ползло.
015 Когда
рожаешь и не рожается, женщина должна ходить через порог. Через все пороги
взад и вперед.
020
"Господи, Исусе Христе, Господи, благослови! Встану, благословясь,
пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое
поле, пойду к граду Иерусалиму. Едет Господь и видит Господь, мучается жена
со младенем. Отворяйте ворота костяные, мясные и жилотные. Как свет Пресвятая
Богородица родила истинного Христа не болевши, не стонавши, всему миру не слыхавши,
так и раба Божья (имя рек) родила князя (княгиню), не болевши, не стонавши, всему
миру не слыхавши. Аминь”.
На спокойствие и здоровье
новорожденного.
001 Начинают
мыть и говорят три раза: “Матушка Пресвятая Богородица, царица небесная,
своего Сына мыла да парила и тебе, Иван, водушки оставила”.
003 Водой
облить и сказать: “Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай
воды на живот на здравие раба Божьего Михаила, на чистоту его, на красоту
его”.
004 “Спасибо, банюшка-парушка,
спасибо: помыла-попарила, тебе на стояньице, нам на здоровьице”.
005 "Царь
ледяной, царь водяной, дай воды ключевой помыться, попариться. После парной
баньки, после парной парушечки дай тебе, Господи, кротости и смирности и
божьей милости”. Говорят во время мытья ребенка, чтобы был спокойный.
006 Когда
вымоют ребенка, говорят: "Чисто платьице на плечо, здоровье, баса и
краса в телеса”.
010 При
купании ребенка говорили: "Ой, матушка дитятко! С гуся вода, с тебя
худоба”.
От крика и бессонницы.
013 "Заря
ты, зоренька, красная, ясная, утренняя - Дарья, вечерняя - Настасья, унеси бессонницу-полуношницу
у рабы божьей (имя). Полуношница, полуношница, не декуйся над моим детём, а декуйся
в синем море над серым камнем. Аминь”.
020 "Ноченька-полуноченька,
не играй моим дитём, а играй пепелком да угольком, да третьим камешком”.
025 Если
ребенок не спит, пупок у него грызет, под вечер его подносят к печной трубе и
говорят: "Трубошный дедушка, трубошная бабушка, дайте бог моему(имя)
угомону, да спокою, да крепкого сна”.
d21
“Сонюшки-дремушки,
подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас”. Говорят,
укладывая ребенка спать.
034 Вот в
подол ребенка положут. И по двору ходишь, к этим воротам раз подойдешь, к
задним, три раз. И говоришь: "Воротний скрип, возьми робячий крик. Воротний
скрип, возьми робячий крик”.
От испуга.
035 "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй
нас! Как сырая мать земля не тряхнется, не воротится, не испугалася, не тряхивалася
младенца рабича Нины. Во имя Отца, и Сына, и Святому Духу, и ныне, и присно,
и во веки веков. Аминь”.
036 От испуга
еще так говорят: "Как на ложках вода не держится, так на рабе Божьем
(имя рек) испуг чтоб не держался”.
037 "По
полям, по долам, по зеленым лугам и по желтым пескам, и по быстрым рекам
ходил раб Божий (имя рек). Как желтые пески пересыпаются, как быстрые реки
переливаются, как с зеленой травы вода скатывается, так с раба Божьего (имя
рек) и исполох скатится с буйной головы, с ретивого сердца, с ясных очей, с
кровяных печеней и со всего тела белого”.
034 "Дума
моя, дума, дума моя злая, кровь моя дурная. Пойди, моя думушка, в дремучий
лес, в пень-колоду, в белую березу, в вязкое болото, там тебе место. Аминь”.
От сглаза.
003 В бане
мыть. "Бабушка Соломонида мыла и парила, и заговоры заговаривала из жилы
в жилу, во единую жилу; чтобы не брали и ни уроки, и ни призоры, и никакие
оговоры; ни своя дума не брала, и ни свои не брали: и не ушная, и не языцная,
и не подъязыцная, пятная и не подпятная, подошвенная и подподошвенная.
Аминь”.
007 В Великий
четверг из ручейка камешочки берут: "Как камешочек не урочится, так бы
ребенок не урочился”. Камешок в воду опустишь и этим ребеночка умоешь.
009
"Белая березка, кудреватая березка росла в чистом поле, широком
раздолье. Всякий шел - ей завидовал. Не боялась она ни ветра, ни погоды, ни
людской оговоры. Так и ты бы, младенец, раб божий, не боялся ни ветреных
переломов, ни людского оговора”.
019 А еще в
воду ложки кладешь и уголек. Уголек обязательно зашипит, если ребенок изурочен.
Помоешь этой водой темя, грудь, потом выливаешь через левое плечо на дороге и
говоришь: "С людей пришло - на людей иди, с ветра пришло - на ветер
иди”.
020 Чтобы
ребенка уберечь от сглаза, надо взять воды, три серых камешка, три ложки; в
блюдо налить воды, чтобы она пробежала по ложкам. Это делают на заре на
печном шестке. Этой водой ребенка надо умыть: намочить темя, грудь, а потом
дать попить. Затем выйти на улицу, вылить и проговорить: "С лесу пришло,
на лес пойди, с ветру пришло, на ветер поди, с народу пришло, на народ
поди". Три раза проговорить.
От грыжи.
022 Когда
рожают, в первой бане младенцу грыжу загрызают: "Сама рожу, сама ношу,
сама загрызаю, у младенца все муки снимаю. Аминь, аминь, аминь”. Три раза
сказать. Все суставчики погрызть тихонечко, нажать губами.
078 “Грыжи, вы
грыжи, родимые грыжи, не грызите вы, грыжи, моего младеня. Подите вы, грыжи,
в темный лес. Там есть гнилая колода. Ешьте, грызите, гнилую колоду, пейте
вы, грыжи, холодную воду. Будьте мои слова крепки, емки, спользительны”.
106 "Лягу
я, благословясь, встану я, перекрестясь, выйду я из ворот в ворота, в чисто
поле. В чистом поле встану на сток лицом, на восток хребтом, по стоковой
синь-море, в синь-море синь-камень, под синь-камнем стоит щука, глаза -
медны, зубы - булат-железны, она отгрызает грызь сердцевую, пуповую и подлобочную
у раба Божьего младенца у Гриши, отродя до креста, от креста до венца, от
венца по жизни конца. Во веки веков. Аминь”. Только родится, да в мокро тело
нашептать.
От родимца и прочих болезней.
001
"Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в
ворота, выйду в чистое поле, пойду далеким-далеко к окиян-морю. В окиян-море
бел латырь-камень, на этом камне нет ни крови, ни ольхи, ни опухоли. Так бы и
у моего младеня (имя рек) не болело, не тянуло, ни в жилье, ни в суставах, ни
в костях, ни в мозгах, ни в буйной голове, ни в горячей крови. Аминь”. Три
раза проговорить над младенцем, как он только родится. Тот, кто принимает
роды, тот и произносит.
005 "Родимка-злодейка,
подлая болезнь, не тронь раба Божья, младенца Алексия. Поди-тко к королю, ко
французу. Там кровать тесова, перина пухова, жить добро, спать тепло. А я
сколю и зарежу. Аминь”.
027
"Летят, летят тридцать три ворона, несут, несут тридцать три каменя.
Садились эти вороны на гороцку, на гороцку, под елоцку, под лиственку, под
парную баенку, под жаркую каменку, они брали, снимали чахоту чахоточну с раба
божьего (имя рек). Полетите, эти вороны, во чисто поле, спуститесь во синё
море, как ключ ко дну”.
От боли при ударе.
d30 Если
ребенок падал, говорили: “У сороки боли, у вороны боли, у нашего Сашуни — камешком зарости”.
При выпадении молочного зуба.
001 Домового
зазывали, когда зуб выпадает. Нужно взять выпавший зуб в руки, сесть перед
печкой и сказать: "Дедушка домовой! На тебе репяной, а мне дай
костяной”.
003 Если
молочный зуб выпадал, то его кидали в печку и говорили: "Мышка, мышка,
на тебе молочный, а дай костяной".
|