На главную

Оглавление

    

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн

  

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "АПОЛЛОН" - пилотируемые КК для полета человека на

Луну, созданные по программе "Аполлон" (см. - "Программа "Аполлон") фирмой

North Amerikan - Rokwell. Экипаж 3 человека. Ниже приведены характеристики

"основного блока" КК "А.", модернизированного для полетов по программам

"Скайлэб" и "ЭПАС".

 

КК состоит из командного модуля (СА), служебного модуля, стыковочного

модуля (при полете по программе "ЭПАС") и имеет следующие

массово-габаритные характеристики: масса (со стыковочным модулем) - 16500

(по другим данным - 14737) кг, длина - 10700 мм, диаметр - 3920 мм.

 

СА: масса - 5470-5500 (по другим данным - 4850) кг, длина - 3430 мм,

диаметр - 3920 мм, свободный объем - 6.1 куб.м, аэродинамическое качество -

0.28-0.4 (до 0.5 при угле атаки 33 град.).

 

Служебный модуль: масса - 9000 кг, длина - 3943 (с учетом сопла - 7916) мм;

диаметр - 3914 мм;

 

Стыковочный модуль: масса - 2500 кг, длина - 2940 (по другим данным - 3150)

мм, диаметр - 1420 мм (по другим данным - 1600) мм, свободный объем - 3.65

куб.м.

 

Описание конструкции: СА конической формы с углом раствора 60 град. имеет

многослойную конструкцию. Внутренняя оболочка выполнена из алюминиевых

сотовых панелей толщиной 20-38 мм, сварная; внешняя оболочка состоит из

профилированных сотовых панелей, сваренных из нержавеющей стали толщиной

0.2-1.0 мм. Абляционное покрытие имеет толщину 8-44 мм (на донной защите

более 60 мм) Масса конструкции - 2130 кг.

 

В передней, негерметичной, части СА размещен стыковочный узел типа "штырь"

с внутренним люком-лазом; вокруг него уложены парашюты; здесь же размещены

2 из 12 ЖРД управления СА.

 

В средней части СА на амортизаторах установлены кресла экипажа (суммарная

масса - 840 кг), причем среднее складывается для облегчения посадки

астронавтов (в варианте для ЭПАС командир корабля находится в левом кресле,

пилот основного блока - в среднем, пилот стыковочного модуля - в правом);

пульты управления (200 кг); блоки СОЖ (200 кг + 80 кг запасов воды и пищи)

и радиоэлектронного оборудования (660 кг); здесь же находится

быстрооткрывающийся люк трапецевидной формы (установлен после пожара на

"Apollo-1"), служащий для посадки и выхода экипажа, и 5 иллюминаторов

прямоугольной формы.

 

В донной части размещаются блоки реактивной системы управления СА (10 ЖРД).

Масса систем прицеливания и ориентации, размещенных в СА - 715 кг.

 

В служебном модуле (масса конструкции - 1100 кг) находятся топливные баки,

топливные элементы системы электропитания, блоки системы связи (115 кг),

маршевый двигатель и ДУ системы ориентации и управления (масса блоков СО и

СУ - 438 кг). На внешней поверхности модуля расположены антенны дальней

связи. Радиаторы (масса - 113 кг) вмонтированы в многослойные панели

обшивки.

 

Маршевый (корректирующе-тормозной) двигатель AJ-10-137: тяга - 9300 кг,

ресурс - 750 сек, многократное включение длительностью 0.4-500 сек.

Двигатели ориентации - 16 штук, тягой по 45 кг; топливо - монометилгидразин

+ азотный тетроксид. При входе в атмосферу СА управляется 12-ю ЖРД тягой по

414 Н, топливо - монометилгидразин+азотная кислота.

 

Энергопитание: в служебном модуле размещены 3 топливных элемента мощностью

по 1.42 кВт и аккумуляторная серебряно-цинковая батарея емкостью 400

ампер*часов; в СА установлена химическая батарея на 98 ампер*часов. Системы

"A." потребляют постоянный ток напряжением 27 В. На электродвигатели АПАС

подается переменный ток с U=115 В.

 

Система ориентации и навигации; инерциальная гиростабилизированная

платформа массой 19.3 кг с потребляемой мощностью 219 Вт, аварийная

бесплатформенная инерциальная система; 16-ти разрядная БЦВМ массой 26.3 кг,

объемом 21.3 куб.дм, мощность - 200 Вт.

 

Масса системы обеспечения жизнедеятельности - 460 кг. В "А." поддерживается

чисто-кислородная атмосфера: давление - 0.35 кгс/кв.см (0.35-0.38 атм.),

влажность - 40-70%, температура - 21-27 град.С. Допустимая утечка кислорода

- 0.227 кг/ч, максимальная - 0.3 кг/мин, ресурс - до 16-ти суток. Во время

предстартовой подготовки на Земле в кабине создается атмосфера, состоящая

из 40% кислорода и 60% азота, давление 1 атм. Запас кислорода хранится в

сверхкритическом состоянии.

 

В системе связи массой 242 кг используются УКВ-диапазоны 259.7 и 296.8 МГц.

 

Для стыковки с ОПС "Skylab", стыковочным модулем, а ранее - с лунным

экспедиционным модулем LEM используется стыковочный агрегат типа

"штырь-конус", "активным" КА является "A.". Для стыковки с "Союзом"

используется андрогинно-переферийный агрегат стыковки (АПАС), "активным"

может быть любой КА.

 

В систему посадки входят 2 тормозных парашюта диаметром по 5 м, вводящиеся

на высоте 7600 м. На высоте 4500 м вводятся 3 вытяжных парашюта диаметром

по 3 м, а на 4200-4000 м - 3 основных парашюта диаметром по 26.8 м. каждый.

Посадка производится на воду, остойчивость обеспечивается тремя надувными

баллонами.

 

Увод СА от аварийной РН осуществляется РДТТ со следующими характеристиками:

масса - 2180 кг, масса топлива - 1480 кг, длина - 4640 мм, диаметр - 660

мм, 4 сопла развернуты на 35 град. к оси РН; тяга - 700 кН; удельный

импульс - 253 сек; обеспечиваемое ускорением - 90 м/с*с.

 

 

На главную  

 

 

 

.