На главную

Оглавление

    

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн

  

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "МЕРКУРИЙ" ("MERCURY") - серия американских одноместных

пилотируемых космических кораблей, на которых были выполнены первые в США

полеты человека в космос. Разработка "М." начата фирмой McDonnell Douglas в

1958 г., в рамках предложенной бригадным генералом ВВС Д.Фликинджером

программы MISS ("Человек в космосе как можно быстрее"). С 25 апреля 1961 г.

осуществлено 4 беспилотных пуска. С 5 мая 1961 г. совершено 2

суборбитальных, а с 20 февраля 1962 г. по май 1963 г. - 4 орбитальных

пилотируемых полета. Результаты программы использованы при создании КК

"Geminy".

 

"М." состоит из спускаемого аппарата (СА), включающего парашютный отсек и

кабину астронавта. Стартовая масса "М." - 1930 (по другим данным - 1300)

кг, длина - 2900(2700) мм (с обтекателем антенны и ТДУ - 3342 мм, с

системой аварийного спасения (САС) - 7914 мм), максимальный диаметр - 1892

мм, минимальный - 660(813) мм, объем гермоконтура - 1.5 куб.м, в том числе

свободный - 1 куб.м.

 

СА многослойной конструкции, из двух слоев титана толщиной по 0.25 мм.

каждый; передняя и задняя переборки выполнены из однослойного титана

толщиной 0.25 мм; внешняя теплозащита (излучающего типа) сделана из

никелевого сплава Rene-41 толщиной 0.4 мм; для теплоизоляции применено

керамическое волокно (фиброкерамика); теплозащитный экран выполнен из

многослойного стеклопластика, парашютный отсек - из бериллия толщиной 5.5

мм; иллюминатор трапецевидной формы сделан из кварцевого стекла.

 

СА имеет два люка: штатный, трапецевидной формы, в боковой поверхности, и

аварийный, круглый, в переднем днище (выход через парашютный отсек, при

этом отодвигается правая часть приборной доски, демонтируется передняя

стенка кабины, выталкивается парашютный контейнер и раскрывается

спасательный плот).

 

Блок РДТТ САС закреплен на специальной ферме перед парашютным отсеком и

сбрасывается перед выходом на ОЗО; парашютный отсек - цилиндр диаметром

660(по другим данным - 813) мм размещен на малом днище усеченного конуса с

углом раствора 55 град. - кабины астронавта; на переднем днище парашютного

отсека под обтекателем в форме усеченного конуса размещены антенны и два

датчика горизонта.

 

Двигательная установка включает 3 тормозных РДТТ тягой 4500 Н и 18

двигателей ориентации тягой от 4.5 до 110 Н (в том числе 6 - ручного и 12 -

автоматического управления), работающих на перекиси водорода.

 

Энергопитание обеспечивают аккумуляторные батареи, 3 по 3 квт/ч. и 2 по 1.5

квт/ч.

 

Система ориентации и навигации инерциальная, кроме того, используются

ИК-датчики горизонта. Возможна визуальная ориентация по линии горизонта при

выдаче тормозного импульса, по маркерам на иллюминаторе фиксируются

отклонения по тангажу на 34 град. и крену.

 

Охлаждение атмосферы кабины при помощи хладагента в газожидкостном

теплообменнике. Охлаждение скафандра прокачкой кислорода. В кабине

поддерживается чисто-кислородная атмосфера с давлением 38 кПа, температура

в кабине - 10-27 (по другим данным - 27-38) град.C. Запас кислорода на 28

часов (3.6 кг) хранится под давлением 51 МПа.

 

Система связи работает в метровом и дециметровом диапазонах. В командной

радиолинии применены УКВ-передатчики FRW-2. Система посадки включает

ленточный тормозной парашют диаметром 1.8 м (вводится на высоте 6300 м) и

основной парашют диаметром 19.2 м (вводится на высоте 3000 м). Вертикальная

скорость в момент касания - 9 м/с, посадка на воду.

 

Для аварийной посадки на грунт предусмотрен деформируемый амортизатор

(цилиндр высотой 1220 мм и диаметром 1780 мм из стеклоткани толщиной 1.016

мм с гибким стальным каркасом). Для облегчения поисков СА после посадки в

океане применяется ультразвуковая акустическая сигнальная бомба SOFAR. При

полетах по суборбитальной траектории запуск "М." осуществлялся РН

"Redstone", при космических полетах - "Atlas-D".

 

 

На главную  

 

 

 

.